Танцевальная психология. Мнение психолога: как влияют танцы

Дарящий должен максимально подробно, хотя и без слов, описать свой подарок: тяжелый он или легкий, большой или маленький, какой он формы, как упакован и т. д.

Упражнение может проводиться в нескольких модификациях.

1. Каждый из членов группы выходит перед группой(важно, чтобы его видели все и он

видел всех, поэтому круговое расположение участников группы в данном случ неэффективно; лучше разместиться полукольцом или шеренгой) и дарит подарок всем сразу.

2. Первый участник группы дарит свой подарок соседу справа. Тот невербально или коротким эмоциональным возгласом благодарит его, после чего дарит уже другой подарок своему соседу справа.

3. Первый участник группы дарит свой подарок соседу справа, а тот должен показать, что он

Если тренер сочтет нужным, он может уточнить у участников, что за подарок они передавали и правильно ли адресат подарка понял, что именно ему было презентовано.

«ХЭЛЛО, БОНЖУР, ЗДОРОВЕНЬКИ БУЛЫ»

Чтобы групповое приветствие по утрам было веселым и бодрым и задавало«карнавальное» настроение (если того требует программа дня), можно использовать слова приветствия на различных языках.

Каждый из участников должен поприветствовать своих соседей справа и слева на каком-либо иностранном языке (good morning, guten Morgen, bonjour и др.).

Как вариант: члены группы в свободном режиме бродят по аудитории, здороваясь друг с другом за руку и произнося свое приветствие.

Клаус Фопель предлагает тренеру заранее под-готовиться к этому и запастись карточками с на-писанными на них приветствиями, чтобы участники могли вытянуть одну из карточек и воспользоваться подсказкой.

США, Великобритания: «Good morning»; «Hi».

Италия: «Воn giorno».

Испания: «Buenos dias».

Франция: «Bonjour».

Эстония: «Теге».

Литва: «Labas ritas».

Израиль: «Shalom».

Гавайи: «Aloha».

Индия: «Namaste».

«ПРИВЕТСТВИЕ БЕЗ СЛОВ»

Каждый из участников должен поздороваться с груп, продемонстрировавой какое-то невербальное приветствие. Это может быть как бесконтактное приветствие(помахать рукой, кивнуть головой, сделать реверанс), так и контактное(пожать руку, обнять). Можно использовать приветствия, характерные для разных социальных и этнических: групп пионерский салют, японский поклон и.дрОстальные участники группы отвечают на приветствие так же, как с ними поздоровались (кивают в ответ, пожимают протянутую им руку и т. д.).

Это упражнение можно выполнять и по кругу, и в произвольном порядке- по мере готовности или путем передачи мяча.

Для тренера это упражнение может иметь дополнительный диагностический смысл. Кто из членов группы инициировал более тесный контакт? Кто попытался устраниться от такого контакта? Кто был наиболее изобретателен? Как осуществлялось рукопожатие? И т. д.

«ПРИВЕТСТВИЯ ХОРОМ»

Для этого упражнения можно воспользоваться одним из описанных выше сценарие вербального или невербального приветствия. Разница будет лишь в том, что озвучивать приветствие или демонстрировать приветственный жест будет не один человек, а пара или тройка.

Эти малые группы можно образовать по территориальному принципу, объединив занявших соседние стулья, либо сформировать группы из тех, кто меньше всего общался в предыдущий день или вступал в какие-то конфликтные или антагонистические отношения, либо выбрать для объединения в группу тех, кого планируется задействовать в следующем упражнении (например, ролевой или деловой игре) именно в таком составе.

Группам можно дать десять-пятнадцать секунд на размышление, затем они по очереди приветствуют других своих коллег.

«ЕЖЕДНЕВНЫЙ РИТУАЛ»

Если тренинг продолжается более двух дней (особенно если эти дни идут не друг за другом, а с перерывами), имеет смысл придумать и использовать ритуал, который открывал бы каждый

новый тренинговый день. Тренер может предложить группе придумать такой ритуал

самостоятельно или предложить один из имеющихся у него вариантов. Это могут быть как слова - приветствие или речевка хором, последовательное проговаривание более развернутого текста, когда за каждым человеком закреплено конкретное,словотак и невербальное действие - например, рукопожатие каждого с каждым. Такие коллективные ритуалы повышают сплоченность группы и «якорят» рабочий настрой.

Возможно продумывание двух взаимосвязанных ритуалов - утреннего и вечернего, которые будут символическим началом и концом работы группы, открытием и закрытием (скажем, начало дня можно знаменовать раскрывающим движением рук- наподобие «проходите, гости дорогие», а конец дня - смыканием ладоней на манер восточного «спасибо» или западного «мы вместе»).

«СОВМЕСТНОЕ СОЧИНЕНИЕ О БУДУЩЕМ ИЛИ БЫЛОМ»

Этот вариант приветствия представляет собой модификацию известного разминочного упражнения, когда участникам группы предлагается по кругу сочинять сказку: каждый поочередно вкладывается одной фразой, а сидящий справа должен развить мысль и фабулу в следующем предложении.

Для того чтобы связать это упражнение с темой тренинга, ведущему необходимо продумать задание. Это может быть рассказ о предыдущем дне: «Вчера мы делали то... А потом это... И добились таких результатов...» Или формулирование целей на день грядущий: «Сегодня мы станем более успешными... информированными... активными...» (тоже своего рода групповая аффирма-ция). Или более сюжетный рассказ, соотнесенный с проблематикой тренинга («Лебедь, рак и щука после тренинга командного взаимодействия»; «Вершки и корешки от лучших переговорщиков»; «Про ассертивного Крошку Енота» и др.).

«НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО Я...»

Каждый из участников (по кругу или в произвольном порядке) дополняет фразу: «Никто в группе не знает, что я...» Например: «Никто в группе не знает, что я сегодня не услышал звонок будильника», или «Никто в группе не знает, что больше всего на свете я люблю соленые огурцы», или «Никто в группе не знает, что мне снилось сегодня ночью... И я никому не скажу!».

Можно предложить участникам и другие фразы для дополнения:

«А сегодня я лучше, чем вчера, потому что...»;

«Я очень рад тому, что я...»;

«Я готов горы свернуть, потому что...»;

«Мы все сегодня будем...».

Важно, чтобы фразы носили позитивный или шуточный характер; их продолжение не должно вызывать у участников каких-то особых затруднений, грустных мыслей или чрезмерно глубокой рефлексии.

«РЕЦЕПТ ХОРОШЕГО ДНЯ»

Для этого упражнения потребуются рецепты приготовления вкусных блюд. Тренер может подготовить карточки с рецептами самостоятельно или попросить участников захватить их из дома. Рецепты должны быть аппетитными и включать не меньше 7-8 ингредиентов.

Участники разбиваются на подгруппы по3- 4 человека, каждой из подгрупп методом жеребьевки достается один из рецептов.

Рецепт должен быть итогом коллективного творчества и устраивать всех членов подгруппы.

В состав рецепта может входить все что угодно. Клаус Фопель приводит в качестве примера такой рецепт: «Берем 20 интересных участников, килограмм обязательности, сто граммов опыта, обильно сдабриваем все это любознательностью, добавляем щепотку духа противоречия...»

На подготовку рецепта подгруппам дается 10 минут; после того как все рецепты будут сформулированы, они зачитываются всем участникам.

В ходе обсуждения игры тренер может сделать акцент на том, что какие-то «ингредиенты» повторялись у всех или у большинства групп(естественно, что «участники» как ингредиент не учитываются - они, скорее всего, будут у всех групп. А если вдруг не будут - это вполне

может стать предметом заинтересованного обсуждения). Или на пропорциях этих ингредиентов.

В конце дня можно вспомнить детали этой игры. Скажем, проанализировав, какой из рецептов оказался самым похожим на то, что реально происходило в группе. Или каким-то образом приготовить прямо на заключительном шеринге блюдо, напоминающее этот рецепт.

«ЗДРАВСТВУЙ, УВАЖАЕМЫЙ...»

Упражнение идеально подходит для второго дня тренинга. В процессе его выполнения участники имеют возможность еще раз повторить имена всех присутствующих, что бывает актуально в больших группах даже на второй-третий день. Также упражнение настраивает участников на командную работу, помогает сконцентрировать внимание на том, что происходит в группе.

Упражнение выполняется по кругу. Задача первого участника- поздороваться со своим соседом справа, сказав ему: «Здравствуй, уважаемый... (имя соседа)» и выполнив какое-либо

движение (жест). Следующий участник здоровается со своим соседом справа, повторяет жест, с которым обратились к нему, и добавляет свой жест. Сложность задания заключается в том, что жесты не должны повторяться.

Это упражнение, так же как и предыдущее, хорошо проводить на второй день тренинга. Оно дает участникам возможность быстро включиться в тренинговую работу и получит дополнительную информацию друг о друге. Но предлагать его группе можно только тогда, когда тренер уверен, что все запомнили имена друг друга. Смысл этого упражнения теряется в том случае, если участники тренинга давно знакомы друг с другом. В многочисленных группах желательно разбивать участников на две команды.

Один участник отходит от всех остальных на некоторое расстояние и поворачивается к ним спиной. Участники в произвольном порядке задают добровольцу любые интересующие их вопросы, на которые тот должен ответить, но перед этим назвав имя участника, задавшего вопрос. То есть задача ведущего игрока - по голосу определить того, кто говорил, и ответить на его вопрос. Это сложнее сделать, если доброволец не знает, где кто находится, и не может ориентироваться по направлению звука.

«ЧТО НОВОГО?»

Это упражнение можно проводить в начале нового дня тренинга. Оно помогает настроиться на работу, вспомнить, что происходило в группе вчера, а также учит участников быть более внимательными друг к другу.

Участники сидят на стульях в кругу. Ведущий просит всех в течение трех минут внимательно посмотреть друг на друга, обращая внимание на то, как выглядит сегодня тот или иной человек, в каком он настроении, как себя проявляет. Через три минуты участники должны, кидая мяч кому-либо из участников, сказать, что нового по сравнению со вчерашним днем они увидели в этом человеке. Ведущий следит за тем, чтобы мяч побывал у каждого участника.

После выполнения упражнения можно расспросить участников, насколько то, что они слышали, соответствовало их собственным ощущениям, переживаниям и т. д.

Как вариант можно просить участников, перекидывая мяч, повторять какую-нибудь фразу, которую произносил вчера участник.

Эта веселая разминка хорошо вписывается в тренинг командообразования. Она может использоваться в начале работы или после обеда и на тренингах других тематик, когда нужно создать атмосферу сотрудничества.

Все участники стоят в одном большом кругу и держатся за руки. Тренер говорит, что сейчас он запустит волну, а участники должны будут передать ее по кругу. «Волны» могут быть разными. Ведущий или просто поднимает руку с рукой своего соседа, или пожимает ее, или

делает какое-то другое движение, например сплетает пальцы своей руки и руки соседа в замок. Задача каждого участника- максимально точно и быстро передать полученное движение дальше.

Когда у игроков получается выполнять движения без ошибок, тренер запускает еще одну волну в ту же или в противоположную сторону.

Это упражнение можно организовать и как командное соревнование. Участники делятся на две группы, каждая команда выстраивается в ряд и берется за руки. Все должны быть расположены так, чтобы ведущий мог взять за руку первого участника каждой команды.

Участники, находящиеся в противоположном от ведущего конце це, п ои его команде передают своему соседу определенное движение, тот передает его своему соседу и так дальше. Команда, в которой движение дошло до ведущего быстрее, получает очко за скорость. Также команды получают очки, если их движение во время пути не изменилось и дошло до ведущего таким же, каким было в начале. Перед тем как начать игру, ведущий должен раздать первым игрокам карточки, на которых написано, какие движения нужно передавать. Движения могут быть любыми, например: однократное сильное рукопожатие, двойное слабое пожатие руки и т. п.

«РАЗГОВОР РУКАМИ»

Эта разминка способствует установлению более

доверительных отношений

в, группе

помогает участникам преодолеть барьеры в общении, улучшает атмосферу на тренинге.

Для выполнения задания участникам необходимо образовать два, кругавнутренний

внешний, и встать лицом друг к другу. Число человек в каждом круге должно быть

одинаковым, чтобы все участники образовали

пары. Если в группе нечетное

участников, тренер принимает участие в упражнении.

Задача участников - пообщаться со своим партнером, используя только руки. Тренер задает тему для «разговора» и через две-три минуты просит круги сместиться относительно друг друга на одного человека. Далее общение продолжается уже в новых парах и на новую тему. Через две-три минуты пары и тема снова меняются. Ведущий может предложить следующие ситуации, в которых происходит общение:

участники только что встретились и рады видеть друг друга;

участники ссорятся;

один выражает другому соболезнование по какому-либо поводу;

один участник обижен, а второй хочет с ним помириться;

один пытается поддержать, подбодрить второго.

После выполнения упражнения нужно обязательно обсудить с участниками, какие чувства возникали в процессе игры; на какие темы было легко общаться, на какие, наоборот, сложно; было ли проще самому передавать эмоцию или получать ее от партнера; с кем из участников было легче всего общаться.

«ПУТАНИЦА»

Данное упражнение сплачивает группу, но так как в нем предполагается довольно тесный физический контакт, использовать его надо с большой осторожностью.

Участники образуют тесный круг и протягивают вперед руки. По команде ведущего каждый должен взять за руки двух игроков, при этом желательно не браться за руки с теми, кто стоит рядом. Далее тренер предлагает участникам«распутаться», то есть, не разнимая рук, выстроиться в один или несколько кругов. Обычно ведущий участвует в этом упражнении наравне со всеми, но активного влияния на процесс распутывания не оказывает.

Часто у участников возникают сомнения в том, что эта задача решаема. На самом деле распутаться можно всегда. В итоге игры может оказаться несколько кругов; возможно, некоторые участники будут стоять лицом в круг, некоторые - спиной. Но в любом случае решение будет найдено.

После выполнения упражнения можно спросить участников о том, что им помогало справить с задачей, что можно было бы сделать, чтобы решить ее быстрее. При обсуждении важно подчеркнуть, что залог успешного выполнения этого задания- доброжелательное отношение друг к другу, постоянная ориентация в ситуации и генерирование оригинальных идей.

«ПЕРЕДАЙ ПРЕДМЕТ»

Эта веселая разминка хорошо подходит для начала нового дня тренинга. С одной стороны, она вызывает много положительных эмоций, а с другой - помогает настроиться на групповую работу, повышает концентрацию внимания. Кроме того, она дает участникам возможность проявить креативность и нестандартность своего мышления.

Участники должны по кругу передавать какой-либо предмет, например маркер или мячик. Но способ передачи каждый раз, для каждого участника должен быть новым. Если предмет падает, то игра начинается заново.

«И РАЗ, И ДВА, И ТРИ...»

Это упражнение усиливает групповую сплоченность, включенность участников в работу, концентрацию внимания и наблюдательность.

Все участники стоят в кругу. По команде ведущего «раз» каждый начинает выполнять любое движение, желательно не очень сложное. По команде «два» все перестают делать свои

движения и начинают повторять те движения, которые перед этим делали их соседи справа. На счет «три» участники опять меняют движение и выполняют движения соседа справа, которые тот начал делать по команде«два». Таким образом, движения как бы идут по кругу.

Когда ведущий назовет число, равное числу участников в

группе, движения должны

в помощь педагогу, психологу и воспитателю

Я надеюсь, Уважаемый Читатель, что мы с Вами относимся к тем людям, которые что бы они ни делали, чем бы ни занимались - всё время ненавязчиво развивают свой творческий, креативный потенциал и так же ненавязчиво помогают это делать своим друзьям и знакомым.

Чаще и естественней всего в этот процесс включаются волей неволей матери, воспитывающие своих пока ещё маленьких детей и не унылые, творческие педагоги, работающие со школьниками в летних лагерях.

Однако, я хочу обратить Ваше внимание на существование некоторого досадного шаблона, характерного для нашего скупого на шутку Отечества: почему всё это «креативное развитие» творят у нас только матери и только применительно к своим маленьким детям?

Вот когда наше общество изживёт этот шаблон и начнёт развивать свой творческий потенциал «и млад и стар», вот тогда у нас произойдёт долгожданная «психотерапевтическая революция», которой лично я, например, жду с нетерпением. А результатом этой «революции» будет то, что люди на наших улицах будут улыбаться и демонстрировать более раскованное поведение (не в смысле - лежать на парковой скамейке в пьяном виде), потому что будут счастливы, как дети, и без какого-либо ядовитого допинга...

Итак, сегодня я хочу предложить Вашему вниманию несколько моих любимых интеллектуальных игр, которые широко используются в психологии как сами по себе, так и в качестве психотерапевтической разминки перед любой серьёзной командной деятельностью.

Два слова об интеллектуальных играх, прежде чем мы начнём.

Интеллектуальные игры - это игры, которые развивают воображение, комбинаторные функции интеллекта, гибкость, а также ассоциативное мышление - расширяют ассоциативное поле.

Интеллектуальные игры - это все игры со словами, в этот обширный класс можно отнести, например, кроссворды. Однако мы с Вами начнём играть в подвижные телесно-ориентированные интеллектуальные игры (наподобие известной подвижной интеллектуальной игры для самых маленьких - «съедобное-несъедобное»).

Интеллектуальная игра «Алгоритм Цицерона»

Эта игра в слова - самая простая, и она отлично подходит для роли «первой игры разминки» перед любой серьёзной творческой групповой работой.

Группа играющих садится в кружок (обязательное условие - это условие так называемого «круглого стола», то есть помещение играющей группы в круг, который обеспечивает равенство всех участников и тем самым - их психологический комфорт).

Сев удобно в кружок, группа получает задание: рассказать совершенно любую историю, опираясь на знаменитый «Алгоритм Цицерона», то есть на серию последовательных вопросов:

  1. Зачем?
  2. Когда?

Внимание!

Алгоритм Цицерона Вы можете использовать и для развития своих (и чужих) «писательских» способностей. (Собственно, именно для этого он и придуман!) Если Вы никогда в жизни не писали рассказы, сядьте и поработайте с Алгоритмом Цицерона - вот увидите, из-под Вашего пера неожиданно выйдет шедевр!

Ведите эту интеллектуальную игру в несколько раундов. Через несколько раундов игры, после серии неудачных и незначительных реплик, игроки начнут «творить», вот тогда и начинайте записывать то, что говорят участники игры - такими «плодами» коллективного драйва нельзя пренебрегать!

Интеллектуальная игра «Цепочка ассоциаций»

Данная интеллектуальная игра проводится с мячом, сидя на стульях. Вне игры находятся Ведущий и его Помощник - они оценивают правильность хода игры. Для выбора Помощника игроки тянут жребий. Помощник в этой игре нужен лишь для того, чтобы игра не была или не казалась чересчур авторитарной, не напоминала «школу», из-за того, что в ней «судит» один человек, зачастую - старший.

Сидя в круге, играющие по очереди посылают друг другу мячик, выкрикивая любое пришедшее им на ум слово. Тот, кому послали мяч, должен АВТОМАТИЧЕСКИ ответить пришедшей ему на ум ассоциацией и тут же послать мяч другому.

В этой игре НЕЛЬЗЯ:

  • создавать паузы,
  • разрывать цепочку ассоциаций.

При несоблюдении этого правила, игрок удаляется Ведущим и его Помощником из игры.

Игра продолжается до тех пор, пока в ней не останется один человек - Победитель.

В ходе выбывания игроков, выбывшие присоединяются к жюри и получают право вместе с жюри кричать «Зачёт!» или же «Не зачёт!».

Внимание:

В этой интеллектуальной игре возможны конфликты и следующие за ними разбирательства. Это возможно потому, что часть людей выдаёт шаблонные стереотипные ассоциации, а часть (кстати, наиболее творческих людей) даёт очень сложные ассоциации, которые порой воспринимаются как нарушение правила игры, как разрыв той самой «цепочки».

Например: если на слово «Клубника» кто-то выкрикивает «сливки» или «Аллергия» или «июнь», или «дача», то это не вызывает ни у кого вопросов.

Но если на слово «Клубника» я выкрикиваю в ответ «автозагар», то это, разумеется, требует пояснений.

Для этого в игру вводится

дополнительное правило

Услышав «спорную» ассоциацию, Ведущий имеет право бросить реплику: «Поясни!»

Игрок, давший спорную ассоциацию, должен в сжатые временные сроки, чётко и лаконично объяснить-убедить жюри, прояснить группе свою ассоциацию. Раскрыть ход своих мыслей. Если ему это не удалось, он всё-таки - выбывает.

Нестандартно мыслящий игрок, таким образом, решает в этой игре положенные ему «задачи повышенной сложности», что и справедливо, и полезно для хода всей игры, так как скоро (под воздействием тенденции к подражанию) вся группа перейдёт на уровень игры повышенной сложности - выкрикиванию сложных ассоциаций с лаконичными и доходчивыми пояснениями.

Пример

  • Клубника!
  • Автозагар!
  • Поясни!
  • «Клубничка» это фото обнажённых красоток. Обнажённые красотки пользуются автозагаром.

Интеллектуальная игра «Море волнуется»

Это довольно сложная, но невероятно интересная игра, с элементами телесно-ориентированной терапии. Я бы рекомендовала играть её «третьей» по счёту. Она требует предварительных разминок, в качестве которых можно использовать и предыдущие две игры.

В этой интеллектуальной игре активно тренируется краткосрочная память и быстрота телесных реакций - одновременно.

Стулья расставляют в ряд (как в театре), игроки занимают стулья. Ведущий становится напротив игроков, лицом к ним. В комнате выбирается «база», некоторое отдалённое от основного пространства игры место, куда Ведущий будет отводить игроков.

Начало. «Слова».

Каждый игрок придумывает одно слово (имя существительное) и по цепочке громко называет своё слово вслух - Ведущему.

Самый последний в ряду игрок называет своё задуманное слово и становится Рассказчиком.

Продолжение. «Рассказ Рассказчика».

Последний игрок, который стал Рассказчиком, начинает плести небылицу - то есть рассказывать связный рассказ. В этот рассказ он должен вставить поочерёдно все прозвучавшие в игре слова.

Как только звучит «его слово», игрок, это слово произносивший, поднимается со своего места и идёт, держась за руку Ведущего к «базе» - то есть, подальше от основного пространства игры.

Так, все игроки выстраиваются Ведущим в «Цепочку-очередь».

Последний аккорд. «Море волнуется!»

Перебрав все прозвучавшие слова, включая и своё слово, Рассказчик ЛОГИЧЕСКИ завершает свой выдуманный рассказ фразой: «Море волнуется!»

Как только звучит эта фраза, все игроки, отведённые к базе, должны броситься к своим стульям, чтобы успеть занять свои места, потому что Ведущий бежит вместе с ними, стремясь занять место опоздавшего к своему стулу игрока.

Тот, чей стул занял Ведущий, становится Ведущим в следующем раунде игры.

Внимание:

Главную интригу в этой игре создаёт Рассказчик. Он должен путать слушателей своим рассказом: заставлять вначале долго ждать «ключевое слово», а затем выдавать несколько слов подряд, чередуя тем самым томительное ожидание и радостную суету.

Интеллектуальная игра «Театр Аббревиатур»

Эта игра относительно лёгкая, однако требует от её участников «актёрского мастерства», а значит, раскованности каждого, сплочённости группы в целом - то есть, требует предварительной разминки.

Водящий выходит за дверь. Игроки, посовещавшись, придумывают сообща слово.

Это слово должен будет отгадать Ведущий, когда вернётся. Буквы, из которх состоит это слово, распределяются между игроками.

Каждая буква должна соответствовать определённому типу поведения, черте характера, социальному типу. Лучше, если Вы будете играть во что-нибудь одно, например, только черты характера или только типы или профессии людей

З -зависть,

Ж - жадность,

О - озорство,

Когда Ведущий возвращается в комнату, участники игры представляют ему пантомимы. Водящий должен угадать, что же ему пытаются показать, а из первых букв угаданных слов - сложить и разгадать задуманное в начале игры СЛОВО.

Интеллектуальная игра «Строчка из песни»/«Строчка из стихотворения»

Эта игра немного сложнее, но и интересней предыдущей.

Ведущий выходит за дверь, а участники сообща загадывают строчку из песни или стихотворения и распределяют меду собой слова.

Ведущий входит в комнату. Ведущий должен заготовить (или спонтанно придумать по ходу игры) вопросы к участникам игры - по одному вопросу на каждого игрока.

Ведущий задаёт свой вопрос.

Игрок, которому вопрос задан, должен ответить на вопрос так, чтобы в ответе прозвучало то слово из задуманной строчки, которое ему досталось по жребию.

Задуманная строчка: «Дети, в школу собирайтесь, петушок пропел давно».

Маша (выпало по жребию слово ДЕТИ)

Ведущий: Маша, сколько будет дважды два?

Маша: Ну, это знают даже дети и блондинки: дважды два - четыре.

(Пусть ведущий гадает, какое же слово спряталось в этом высказывании).

Если Вы сумеете в ближайшее время провести все пять предложенных мною интеллектуальных игр, Вы справитесь и со всеми остальными жизненными трудностями.

Начните с организации праздника, праздника, который приносит пользу людям...

Год издания и номер журнала:

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) является областью психотерапии. Как отдельное направление она оформилась примерно в 50-70-е годы ХХ века вначале в США, а затем в 60-80-е годы в Великобритании, Германии и Израиле. В 80-90-е годы ТДТ получила свое развитие в других странах Европы, Азии, в Австралии и в России. Официальным годом рождения ТДТ в России можно считать 1995, когда была создана Ассоциация танцевально-двигательной терапии (АТДТ) в Москве. Понятно, что неофициально все началось гораздо раньше.

ТДТ - это междисциплинарная область, она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. Кроме того, она тесно связана со многими другими областями знания. Среди них: анатомия, физиология, психофизиология, кинезиология, нейропсихология, самые разные теории движения и танца, психология и т.д., - т.е. практически все, что можно отнести к областям знания о теле, движении, танце, психике, о творческом процессе и творческом выражении.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ТДТ

Невозможно понять суть ТДТ, не обращаясь к основным источникам, которые питают ее как отдельную школу психотерапии. В связи с этим следует выделить четыре исторических аспекта:

1. Первый - это развитие науки, и прежде всего психоаналитических школ, связанных с открытием З. Фрейдом психической реальности и рассмотрением психики как динамики сознательных и бессознательных процессов в онтогенезе человека. З. Фрейд дал толчок развитию глубинной психологии, где можно выделить три основных школы:
- Психоанализ З.Фрейда;
- Индивидуальную психологию А.Адлера;
- Аналитическую психологию К.Г.Юнга.

К 40-50-м годам психоаналитические направления достаточно укрепились в психотерапии как альтернатива традиционному гипнозу. Появилось множество других школ, которые либо опровергали, либо развивали эти основные теории и практики - таким образом внося неоценимый вклад в общее понимание психологических законов.

ТДТ рождалась, уже опираясь на традиции и новые психотерапевтические школы и направления. Танце-терапевты (в зависимости от своих склонностей и общей психотерапевтической подготовки и опыта) могли использовать универсальный язык движения для соотнесения и сопоставления своей практики с любыми психологическими концепциями. ТДТ своего рода мета-уровень, способный провести параллель и объединить знания, опыт и концепции различных психотерапевтических направлений. В то же время ТДТ развивает свою теорию, основанную на представлении о психосоматическом единстве.

2. Начало века стало эпохой модерна в искусстве: пробовались новые формы, новые принципы. Танец также вышел за рамки привычного. В России из танцевальных новаторов известна Айседора Дункан. Она была неповторима как исполнительница и выражала именно те идеи, которые были знаменем модернистского искусства. Она не создала своей школы. Основание новых танцевальных форм, танцевальной педагогики связано с другими именами. И прежде всего стоит выделить австрийского танцовщика, хореографа и философа Рудольфа фон Лабана. Он был выдающимся педагогом и теоретиком движения и танца. Именно Р. Лабан претворял в жизнь принцип ценности индивидуального выражения в танце. Отказавшись от привычного балетного тренажа, он разработал свой подход к обучению и постановке движенческой техники, которая позволяла максимально раскрыть индивидуальные особенности выражения каждого танцовщика. Кроме того, он создал систему записи и описания любого человеческого движения (как ноты для записи музыки), которая в настоящее время является теоретической основой и способом анализа и диагностики в ТДТ. Его учение в 60-70-е годы было развито Ирмгард Бартениефф, которая разработала особую систему упражнений ("Основы Бартениефф" ) гармонизирующую движение и обучающую правильному и экономичному использованию тела в движении. В настоящее время Лабан-анализ и Основы Бартениефф являются составной частью методологии ТДТ, а также ее отдельным направлением.

Немецкая танцовщица и хореограф Мери Вигман стала основоположницей танцевального экспрессионизма. Ее больше всего интересовали человеческие аффекты. Эмоциональное переживание рождало телесную форму и определяло качество движения. В балете же наоборот, набор определенных форм служит выражению различных содержаний. Мери Вигман привнесла в танцевальную педагогику и балетмейстерское искусство импровизацию.

Танцевальная импровизация - это способы спонтанного движения. Когда человек спонтанно двигается, он выражает себя очень точно и честно: в спонтанном движении могут материализоваться бессознательные стороны личности. Бессознательное может стать видимым, обрести форму, таким образом человек способен воссоединиться с потерянными частями себя, своими психологическими ресурсами. И если осознать это, то открывается возможность к самопознанию и обретению большей личностной целостности и интегрированности - а это основная часть и цель психотерапевтического процесса. Т.е. оказалось, что сама импровизация сталкивала танцовщиков и педагогов с целительной силой танца.

Не случайно, что все первые танце-терапевты были учениками Р.Лабана и М.Вигман или их последователей.

Например, Мэриан Чейс имела собственную студию. И постепенно ее интерес все больше смещался с исполнительского искусства на процесс исследования индивидуальности в танцевальной импровизации. Она видела, что ее студенты раскрывались и менялись как личности, становясь все более целостными, все более самими собой. Есть легенда, что среди ее учеников были люди, одновременно находившиеся в психотерапии. И психотерапевты обратили внимание на улучшение состояния своих пациентов, что было связано с занятиями у М.Чейс. Постепенно некоторые психотерапевты стали направлять своих пациентов на занятия по танцевальной импровизации в ее студию. И в 1946 году Мэриан Чейс была официально приглашена на работу в психиатрическую больницу им. Св.Элизабет в Вашингтоне (округ Колумбия), где в тесном сотрудничестве с психиатрами и родился ее метод. Вероятно, эту дату и можно считать днем рождения ТДТ. Следует упомянуть, что эта клиника - одна из самых передовых психиатрических больниц в США. Она известна своим гуманистическим подходом в психиатрии и по сей день остается новатором в применении терапий творческим выражением в психиатрическом лечении. Среди пионеров ТДТ следует также упомянуть Труди Шуп, Мери Уайтхаус и Лилиан Эспенак.

3. Стоит отдельно сказать о Вильгельме Райхе и его учении о мышечно-эмоциональных блоках и характерном панцире. Он был одним из самых талантливых учеников З.Фрейда, который первым среди аналитиков обратил внимание не только на то, что говорит пациент, но и прежде всего, как он говорит. Райх считал, что невыраженные эмоциональные переживания не исчезают, а остаются в мышцах и "застревают" там в виде мышечных блоков. Эмоции в виде мышечных зажимов, годами оставаясь в теле невыраженными и неосознанными, образуют мышечный панцирь, или характерный панцирь, который отражает способы психологических защит (часто патогенных) и структуру характера, сформировавшуюся под их действием.

В.Райх, будучи аналитиком, предложил не просто вербальный анализ, он непосредственно воздействовал на мышечные блоки, чтобы освободить их и скрытые в них эмоции и на этой основе анализировать ситуации, отношения с людьми, вызвавшими эти чувства и переживания.

ТДТ обращается к этому пониманию психосоматических механизмов, сформулированному В.Райхом, но практически не использует его методов работы.

4. Нельзя не упомянуть о полностью утерянном в современной цивилизации изначальном предназначении танца и о древних целительских практиках, где танец был неотъемлемым атрибутом.

У первобытных людей еще до появления языка движение, жесты были средством коммуникации. И в первых человеческих общинах танец был одним из главных составляющих общинной жизни: как индивидуальный способ выражения (страха, печали, радости и т.д.), так и способ передачи культурного наследия. До сих пор в племенах аборигенов вместо вопроса: "Из какого ты племени?" спрашивают: "Какой танец ты исполняешь?"

Танец сопровождал все ритуалы (рождение, свадьба, смерть и т.д.), все праздники и торжества, события повседневной жизни (охота, рыбалка и пр.), военные походы. Именно в танце человек передавал свое отношение к неведомому и непознанному, к природе, выражал свою связь со Вселенной и с богами и духами. Танец служил средством духовной и целительской практики. И в основе этого - не эстетическая форма, а выражение Сокровенного в человеке.

И ТДТ после многих и многих веков отношения к танцу как к форме элитного искусства возвращает ему его первозданный смысл: не важно как ты двигаешься, важно, что ты ощущаешь, чувствуешь и думаешь, важно, что ты выражаешь своим танцем. Ведь тело - это единственное, что в человеке не лжет и может помочь ему раскрыть и выразить себя во всей своей полноте и истине.

Абрахам Маслоу говорил, что "...так же, как человек имеет инстинктивные потребности, которые являются частью его биологической природы, он имеет и высшие потребности, например, потребность быть значимым, потребность в уважении и потребность в свободе самовыражения". Если перевести это на язык танце-терапии - это потребность быть видимым , что возможно только в движении.

Итак, суммируя вышесказанное, танце-терапевты обращаются к целительной силе танца, к силе творческого выражения в движении, а также используют достижения современной танцевальной педагогики и обращаются к исследованиям движения и к опыту различных психотерапевтических школ (прежде всего психодинамической, экзистенциальной, гуманистической и трансперсональной).

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ТДТ

1. Тело и психика связаны нераздельно и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Для танце-терапевта аксиома то, что тело - зеркало души, а движение - это выражение человеческого "Я". Делая более гибким тело, мы делаем более гибкой и душу, и наоборот.

Следовательно, задача терапии - достичь самоосознавания, исследуя реакции тела и его действия.

2. Танец - это коммуникация , которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром.

Таким образом, задачей будет формирование безопасного пространства, терапевтических отношений, чтобы анализируя отношения с терапевтом и/или с другими людьми, если это групповая работа, человек мог бы найти более эффективные способы взаимодействия в окружающей его среде.

3. Холистический принцип , т.е. принцип целостности, где триада мысли-чувства-поведение рассматривается как единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других.

Задача - найти способ соответствия друг другу мыслей, чувств и действия. Часто человек думает одно, чувствует другое, а делает третье, что является отражением какого-то внутреннего конфликта. Здесь исследуется, как мысль, чувство и движение могут выражать какое-то одно содержание, а также анализируется, что в личной истории привело к такому разделению внутри, т.е. к потере внутренней целостности.

4. Тело воспринимается как процесс , а не как предмет, объект или субъект. Слово "процесс" подчеркивает, что мы имеем дело не с данностью, статикой, а с чем-то постоянно изменяющимся. Суть такого процесса лучше всего отражает один из принципов Дао: способность видеть статику в движении и движение в статике.

Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, вид, сдерживать его и думаем, что оно останется безответным, не даст никакой обратной реакции. А потом возникают не всегда объяснимые симптомы, боли, появляется постоянно ощущаемое напряжение в теле, скованность, спектр движения становится все более ограниченным.

Задача: следуя процессу человека (можно сказать, его психосоматическому Дао), танце-терапевт помогает освободить и раскрыть информацию, которая лежит в основе симптомов, болей, разного рода телесных дискомфортов и ограничений в движении - человек учится понимать язык своего тела и таким образом восстанавливает диалог с самим собой. Также эта работа развивает способность использовать движение и танец для выражения полного спектра чувств и находить конструктивные способы отношения со своими чувствами без отрицания и подавления (которое было бы деструктивно для психологического здоровья).

5. Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии.

Задача: развитие самоуважения самопринятия и глубинного доверия к себе и к жизненному процессу, развитие постоянного контакта со своими жизненными ресурсами. Здесь ТДТ обращается непосредственно к творческому танцу: это моменты исследования и выражения эмоционального материала (снов, фантазий, воспоминаний) посредством символического движения.

КТО ОБРАЩАЕТСЯ К ТАНЦЕ-ТЕРАПЕВТУ?

Это прежде всего люди (их иногда называют кинестетиками), для которых движение является способом переработки информации. Им, чтобы полностью что-нибудь понять, необходимо ощутить это в теле и найти выражение этому в движении. Для них движение - это способ самовыражения, самопознания и развития.

Это также могут быть люди другого склада (можно выделить аудиальный тип или визуальный), которые на определенном этапе своей жизни стали понимать, что для того, чтобы решить свою проблему, им надо обратиться к своему телу, научиться понимать его язык и вступать с ним в диалог.

Их всех может объединять то, что в определенный момент эти люди могут чувствовать, что они не целостны, что они потеряли контакт с собой или хотели бы изменить качество этого контакта. Психологически потеря контакта с собой тождественна потере контакта с телом.

ЧТО ПРИВОДИТ К ПОТЕРЕ КОНТАКТА С ТЕЛОМ?

Стромстэд следующим образом отвечает на этот вопрос:

Любого рода физическое, эмоциональное и/или психологическое насилие.

Ранние детские болезни, трудные роды, дефекты при рождении, травмы тела, полученные на самом раннем этапе жизни.

Другие травмы тела, включая несчастные случаи и хирургические вмешательства.

Плохие ранние объектные отношения, где "отзеркаливание" родителями, так необходимое ребенку для развития здорового ощущения себя, было неадекватным.

Неадекватные или нарушенные границы в межличностных отношениях членов семьи.

Чувство стыда и критика, которые родители проецируют на ребенка (когда взрослые не в ладах со своим телом). Также эти чувства могут быть вызваны отвергающим или вторгающимся родителем.

Раннее оставление или игнорирование ребенка. Ощущение ребенком того, что его тело или качество его жизненности не соответствует культурному идеалу или семейному паттерну-стилю.

Религиозное обесценивание чувственности, потребности и роли тела как наиглавнейшей основы нашего восприятия, точки зрения и доступа к миру ощущений.

Выживание в катастрофах, таких как холокост, стихийные бедствия, войны. (см. T.Stromsted "Re-inhabiting the female body" / Somatics(r). 1994-1995. V.10. N1. P.18-27.)

Итак, ТДТ - это огромная область. Для ТДТ нет ограничений по возрасту или по нозологии. Ограничением являются только ограничения самих танце-терапевтов (в зависимости от их специализации).

В России ТДТ изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых. Сейчас спектр ее применения значительно расширился. Существует групповая и индивидуальная работа с детьми и взрослыми, с помощью которой можно решить свои личностные проблемы, связанные с отношениями с другими людьми, тревогами и страхами, кризисными жизненными ситуациями, потерей жизненного смысла, непониманием себя. Также существует семейная ТДТ, где можно решить семейные проблемы; есть детские группы для дошкольников и школьников, развивающие творческие способности, коммуникативные навыки ребенка, помогающие подготовиться и адаптироваться в школе. Существуют уникальные программы для детей (детско-родительские группы), корректирующие дисгармоническое развитие ребенка (такие как задержка психического развития, минимальная мозговая дисфункция и т.д.); в группах и индивидуально ведется работа с людьми, страдающими расстройствами питания (анорексия, булимия, навязчивое переедание - классификация по DSM IV-R); с психогенно обусловленными телесными симптомами и другими психосоматическими нарушениями. ТДТ используется как способ подготовки супружеских пар к родительствованию перед родами, а также для послеродовой поддержки - специальные группы для малышей от 0 до 3 лет и их мам.

Начинает развиваться работа с людьми, страдающими посттравматическими расстройствами, с детьми-инвалидами, беженцами.

ТДТ в России пока еще очень новая специализация. Ассоциация ТДТ (АТДТ) постепенно предпринимает шаги для развития этой профессии при поддержке Американской танце-терапевтической ассоциации (ADTA), Европейской рабочей группы по профессиональному развитию ТДТ (это совет руководителей 12 учебных ТДТ-программ в Европе) и Международной ассоциации терапий творческим выражением (IEATA). С 1995 года существует 4-летняя обучающая программа по ТДТ и в Москве. В 1999 году открылась ТДТ-специализация в Институте практической психологии и психоанализа.

Примечания

Bartenieff Fundamentals(tm)

A. Maslow. The reaches of human nature. N-Y., 1972.

T. Stromsted. Re-inhabiting the female body. / Somatics. 1994-1995. V.10. № 1. p. 18-27.


О методе

Танцевально-двигательная терапия(ТДТ) является направлением психотерапии, лежащим на границе танцевальной импровизации, интегративной психологии, телесной психотерапии и тренингов личного развития. ТДТ – уникальный метод психотерапии, основным принципом которого является понимание того, что наше тело и психика оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга, а творческий подход дает более полное понимание себя и окружающего мира. ТДТ представляет собой психологическую работу через движение. Работая с танцем, как метафорой, танцевальная терапия дает возможность освободиться от физической и эмоциональной скованности, повышает социальную адаптивность, расширяет границы для самопознания и открывает путь к самосовершенствованию и достижению внутренней гармонии. Основными задачами метода будет развитие целостного и творческого переживания собственного «Я». Ведущая роль и ответственность за процесс отводится самому клиенту, терапевт лишь создает условия и дает поддержку.

программа

по танцевально-двигательной терапии

«Если Ты не будешь танцевать

свой собственный Танец,

то Кто его тогда станцует?» Габриэла Рот

Танцевально-двигательная терапия является направлением психотерапии, лежащим на границе арттерапии, танцевальной импровизации, интегративной психологии, телесной психотерапии и тренингов личностного развития. ТДТ - довольно молодой, но уже зарекомендовавший себя в психотерапии метод. Этот метод уникальный в своем роде. С одной стороны, в отношениях психотерапевта и клиента появляется третья составляющая – движение, танец как средство выражения себя, невербальная форма взаимодействия с собой, пространством, с другими, миром. Здесь нет установленных форм, нет правильных и не правильных движений, здесь каждый учится слышать себя, свои телесные импульсы и рассказывать свою историю. С другой, естественная радость движения, которая уже является ресурсной, позволяет очень мягко приблизиться к глубинным переживаниям клиента, пройти сквозь них и высвободить силы для изменения себя и своей жизни. Ведущая роль и ответственность отводится самому клиенту, терапевт лишь создает безопасное пространство и дает поддержку. Данный метод возможно использовать с любой категорией клиентов, он практически не имеет противопоказаний.

Цель программы

  • Познакомить участников обучающей программы с основными понятиями ТДТ;
  • Обучить участников основным принципам работы с клиентом и группой методом ТДТ;
  • Обучить участников основным приемам работы с телом и движением в ТДТ;
  • Сформировать профессиональное видение психотерапевтического процесса;
  • Практически отработать полученные навыки в группе, тройках, парах и индивидуально.

Программа предназначена для психологов, студентов психологических ВУЗов, психотерапевтов, танцоров, преподавателей различных танцевальных направлений, людей, интересующихся данным методом и желающих получить специализацию по данному направлению.

Программа рассчитана на 226 часов. По окончанию курса вы получите удостоверение о повышении квалификации установленного образца, при наличии психологического или медицинского образования, в остальных случаях выдается сертификат о прохождении обучения.

Так же можно посещать и отдельные семинары


  • Музыка и ритм в ТДТ

РАСПИСАНИЕ 2019-2020

Дата время

семинар

ведущий

с 10-00 до 18-15

Базовый Курс

Травкина Е.С.

с 10-00 до 19-15

Телесная метафора . Работа с образами и символами через движение

Травкина Е.С.

с 10-00 до 19-15

Работа с паттернами движения и детскими телесными воспоминаниями

Травкина Е.С.

с 10-00 до 19-15

Работа с базовыми эмоциями

Травкина Е.С.

с 10-00 до 19-15

Использование метода в работе с детьми разного возраста

Травкина Е.С.

6000

с 10-00 до 19-15

Движущее воображение . Аутентичное движение

Травкина Е.С.

с 10-00 до 19-15

Первостихии

Травкина Е.С.

с 10-00 до 18-15

Базовый курс

Травкина Е.С.

не является публичной офертой

Форма записи на семинар



Отзывы

Валерия

Несмотря на то, что мы изучаем на тренинге совсем простые и базовые вещи, он оказался очень ресурсным для меня. Было много практики и достаточно теории. У меня не осталось ни одного вопроса, на который Екатерина не смогла мне ответить. Несомненно, это все станет прочной основой для дальнейшего обучения

Валерия

Очень полезный семинар и с практической стороны-можно включить полученные данные в работу, и для себя лично. Хотелось бы ещё посещать семинары арт-терапевтического направления(возможно даже однодневные)

Диана
Семинар интересный, тренер ведет отлично, вызывает доверие и вдохновляет. Спасибо!

Денис
Семинар был полезен больше для себя лично (я не психолог). Помог актуализировать свои проблемные стороны и возможные способы их проработки. Семинар будет очень полезен практикующим психотерапевтам, много интересных упражнений, по которым Екатерина очень умело ведет и сопровождает. Очень понравился её артистизм и отдача в работе.

от Татьяны
Танце-двигательная психотерапия. Базовый курс.

Отзыв:
Все было хорошо. Катерине отдельное спасибо, мягкая, плавная, слышащая.Замечания- более организовать теор часть, таблицы, работа с доской, хочется информацию более последовательно, чтоб прям все по полочкам. А подача практического материала на 5+. Спасибо всем! Спасибо, Екатерина!

от Елены
Танце-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Многое поняла про свои эмоции, тело. Спасибо огромное Екатерине. Профессионал и человек который очень любит свое дело. Все дни тренинга было радостное состояние потока, гармонии с собой и своим телом.

от Анастасии
Тема:

Отзыв:

Мне не хватило базового семинара, для насыщения. Хочу глубже идти. Проекту желаю развития, он нужен. Понимание темы семинар дает достаточно хорошее, Катя приятная и уютная, с ней пространство комфортно.

от Марианны

Танцевально-двигательная психотерапия. Танец стихий
Отзыв:
Очень понравилось! Катерина как всегда, провела достойно, на высоком уровне, и бережно каждому участнику. Музыкальное сопровождение так же впечатляет. Семинар глубокий, интересный. Жду новых открытий)))

от Светланы

Отзыв:
Огромное спасибо! Прошла интересный опыт быть в роли психотерапевта.

от Россияны
Танце-двигательная психотерапия. Базовый семинар.
Отзыв:
Очень понравилось!!! Новые знакомства, открытия, результаты! Неожиданные повороты событий! Состояние удовлетворенности и благодарности! Благодарю Катю и организаторов!!!.

от Елены
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый семинар.
Отзыв:
Спасибо Екатерине за доверительную обстановку внутри группы. За предоставленный практический материал, его подачу спасибо!

от Екатерины
Танцевально-двигательная терапия. Базовый семинар.
Отзыв:
Я очень благодарна за этот семинар организаторам, тренеру Екатерина и группе за новые горизонты и плоскости развития!

от Виктории
Танцедвигательная терапия. Базовый семинар.
Отзыв:
Спасибо организаторам данного тренинга и лично Екатерине за профессионализм, чуткое и ответственное отношение.

от Екатерины
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Благодарю Екатерину, отличный профессионал своего дела, хороший материал, много открытий!

от Марианны
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Спасибо большое! Екатерина, Ваша работа Ψ-терапевта высококлассна! Доверительная атмосфера в группе, созданная Вами и деликатное отношение к каждой из участниц, дает возможность раскрыться и идти в зоны спрятанные и глубоко скрытые. Спасибо! Обязательно приду еще.

от Юлии
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Мягкое комфортное ведение тренинга. Каждый берет столько, сколько может взять в данный момент. Вводные 4 дня действительно вводят в пространство ТДТ в котором хочется находиться и развиваться в нем дальше.

от Елены
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Все логично и понятно. Основной упор делается на практику, что не может не радовать.

от Екатерины
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
На этом семинаре я получила представление о том, что такое ТДТ, какие методы существуют в ТДТ, как можно использовать ТДТ в работе с группой и в индивидуальной работе. Очень понравилась аккуратность, деликатность, тактичность тренера Екатерины во время занятий и что особенно важно, в проработке личного запроса. Огромное спасибо за такое обучение! :)

от Аркадия

Отзыв:
Контроль над группой абсолютный. Чёткое определение границ, мгновенные останавливающие реакции, легкость и непринужденность, способность гибко подстраивать программу под работу группы - всё это говорит о том, что Екатерина уверена в себе. Это помогает выстраиванию доверительных отношений и раскрепощению участников. Ну а её движения сами говорят за себя. Этим она увлекает, поджигает и учит.
Процесс обучения оптимально сбалансирован. Всего именно столько, сколько нужно. 20 часов за дня буквально пролетели. Не было ни информационного перегруза, ни физического измождения.
Да, программа семинара полностью соответствует заявленным целям.
Если Вы слышите и чувствуете музыку, рано или поздно придете к танцу. О том, как это сделать узнаете на семинаре. Для тех же, кто уже танцует - это возможность перейти на новый уровень. У движения тела есть свой язык. Он должен быть гармоничен. Напряжения и глубинные переживания проявятся в движении. Это не зависит от уровня подготовки. Технология интересная и понятная, даже пришедшим с нулевой базой вполне доступно.

от Алии
Танцедвигательная психотерапия. Базовый курс
Отзыв:
Все очень понравилось!

от Марии
Танцедвигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Профессионализм, внимательность и тактичность тренера завораживает, помогает в раскрытии и преодолении душевных проблем. Спасибо Катя!

от Евгении
Танце-двигательная психотерапия. Базовый курс
Отзыв:
Весь курс был очень продуманным, было достаточно много и теории и практики. Все занятия были очень мягкие. Тренер умело вела все занятия.

от Людмилы
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс
Отзыв:
Спасибо.
Сложно найти дорогу к себе и не запутаться. Путь через тело- самый верный. Спасибо, что учите с ним общаться, слышать и всегда помнить, что оно у меня есть.