Мириам ротшильд, школа, муравьи и компания.

(1908–2005)

М.Л. Ротшильд родилась в 5 августа 1908 г. в семье знаменитых банкиров и миллионеров Ротшильдов. Ее мать Розика Эдл была венгерской спортсменкой, отец Чарльз Ротшильд (1877–1923) – энтомологом и партнером в семейном банке «Ротшильд и сыновья».

Биологией Мириам «заразилась» от отца, который был крупнейшим специалистом по блохам, описал их более 500 видов (идентифицировал крысиную блоху–переносчика чумы) и основал Общество охраны природы.

Такое окружение не могло не повлиять на пытливого ребенка. В возрасте 4 лет Мириам увлеклась коллекционированием божьих коровок и гусениц бабочек. Она была человеком, движимым не столько амбициями, сколько страстным интересом ко всему необычному и непознанному. Тогда же, в 4 года, Мириам прославилась, став самой юной в стране дояркой.

В возрасте 15 лет Мириам осталась без отца, которого ей заменил родной дядя Лайонел, не имевший собственных детей. Лайонел Уолтер Ротшильд (1868–1937) был знаменитым натуралистом, собравшим огромную коллекцию, крупнейшую из когда-либо собранных одним человеком. Финансируемые им экспедиции открыли около 5 тыс. новых для науки видов. Для сохранения и экспонирования этой коллекции он создал в своем имении Тринг в графстве Хертфордшир Зоологический музей, открытый для публики в 1892 г. Там было собрано около 2 млн бабочек, 300 тыс. птиц, 200 тыс. птичьих яиц, более 100 гигантских черепах. В настоящее время музей является частью Британского Естественно-исторического музея.

Посещая этот музей и парк, Мириам вместе с братом Виктором, также ставшим впоследствии ученым, наблюдала свободно бродивших там живых гигантских черепах, казуаров, кенгуру, зебр и других экзотических животных.

Девочка получила домашнее воспитание под строгим надзором отца. В школу Мириам пошла только в 17 лет, но не завершила обучение, так и не получив диплома. Активно занималась спортом, играла в сквош и крикет. Поначалу увлекалась охотой, но в 20 лет бросила ее, отвергнув всякое пролитие крови.

Во время Второй мировой войны Мириам работала в Парке Блетчи в группе ученых-криптографов. За работы по расшифровке секретных немецких кодов она была награждена специальной медалью.

В 1943 г. Мириам вышла замуж за капитана Джорджа Лейна, но брак этот просуществовал лишь до 1957 г. У Мириам было 4 своих и 2 приемных детей (2 сына и 4 дочери). Старший ее сын Чарльз Лейн впоследствии стал ученым-биохимиком.

Мириам была довольно эксцентричным человеком. Она имела крупную грузную фигуру, у нее были ярко-рыжие волосы. Она была вегетарианкой, трезвенницей, косметикой не пользовалась летом носила только теннисные туфли. Отношение ее к религии также было не свойственно ее окружению – все годы своей долгой жизни она оставалась атеисткой.

В 1938–1941 гг. Мириам была редактором журнала Novitates Zoologica , выпускавшегося музеем ее дяди, и тогда же она стала известна работой по черноголовым чайкам. Она покупала яйца чаек на рынке, выращивала их в домашнем инкубаторе, кормила птенцов с помощью наполнителя для чернил от авторучки и затем помещала их в свой вольер для изучения поведения.

М.Ротшильд стала одним из ведущих специалистов по блохам и первым, кто специально изучал механизм блошиного прыжка. Изучая репродуктивный цикл блохи, она обнаружила, что этот цикл контролируется гормонами кролика. Известно, что она любила ловить блох в своей спальне и, помещая их в целлофановые пакеты, приговаривая: «Чтобы лучше видеть, что они делают и как, и чтобы дети не доставали их». Не зря она получила прозвище «Королева блох».

Научные интересы Мириам охватывали и проблемы мимикрии бабочек, химический анализ токсинов растений и бабочек, и яды насекомых. Исследования токсинов бабочек-монархов она проводила в в 1960–1970-х гг. совместно с Тадеушем Рейштейном и Джозефом ван Ювом из Университета Базеля (Швейцария) и Дж.Парсонсом из Института медицинских исследований (Лондон). Рейштейн получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1950 г. за работы по гормонам, адреналину и кортизону.

Поедая молочай и обладая иммунитетом к его токсинам, бабочки-монархи становятся практически несъедобными для большинства насекомоядных птиц и пауков. Усваивая чужие яды, бабочки защищают себя. Статья Мириам по этому вопросу стала ее самой цитируемой статьей.

С 1967 по 1975 г. Мириам была попечителем Британского Естественно-исторического музея. В течение 20 лет она была единственной женщиной – членом энтомологического клуба. В 1960-х гг. она была членом Оксфордской генетической школы. Кроме того, она была одним из основателей Фонда изучения шизофрении в Лондоне.

М.Ротшильд написала приблизительно 350 научных статей по энтомологии и зоологии и несколько книг. В 1996 г. она открыла Национальный Музей стрекоз в здании старого завода в Эштоне. Кроме того, Мириам написала несколько биографических книг.

Мириам Ротшильд активно поддерживала все формы сохранения природы. Она фактически предвосхитила современный взгляд на проблему охраны природы и современное представление о необходимости сохранения всех «сетей жизни», рассматривая защиту условий обитания организмов как важнейший жизненный элемент в выживании видов, находящихся под угрозой исчезновения.

Мириам проводила кампанию по интродукции диких растений. Возникло это не на пустом месте – Ротшильды всегда гордились разнообразием видов выращиваемых ими растений. Так, в саду Альфреда Ротшильда были все виды британских деревьев. Все вместе Ротшильды создали около 100 садов по всей Европе, о чем Мириам написала в своей книге «Сады Ротшильдов» (1997).

Мириам еще в детстве любила выращивать растения. В небольшой оранжерее она содержала коллекцию кактусов, выиграла несколько призов за свои орхидеи на знаменитой цветочной выставке в Челси.

Первый луговой сад она начала культивировать в 1970 г.: 150 акров было занято дикими цветами. Еще одно поле, созданное позже, содержало 115 различных видов. В своем собственном саду, в Эштон Вулд, она засевала лужайки дикими цветами, смешивала их с культурными сортами: веронику – с вишней, тюльпаны – с крестовником. Ее огород был покрыт «коврами» из колокольчиков, маргариток и маков, люпинов и лапчаток. «Сад в Эштоне, – как она говорила, когда ей перевалило за восемьдесят, – создан для того, чтобы отобразить в символической форме новую общность с живой природой. Сражение с сорняками, завоевание природы – понятия из прошлого».

Этот особый почетный курс впервые был прочитан в 1892 г. Уильямом Гладстоуном. В дальнейшем, среди знаменитых лекторов этого курса были Джон Мейсфилд, Уинстон Черчилль, Питер Медавар и др. Многие профессиональные ассоциации избрали Мириам своим членом: Американская Академия наук и искусств, Зоологическое общество Лондона, Морская биологическая ассоциация Соединенного Королевства, Линнеевское общество Лондона. Кроме того, она была попечителем Британского естественно-исторического музея.

Впечатляет список садоводческих наград. Мириам получила несколько наград и медалей от Королевского садоводческого общества. В 1951 г. она завоевала Золотую медаль на выставке Королевского садоводческого общества за композицию из плодов 80 разновидностей крыжовника. Она была награждена также Почетной медалью Виктории – высшей наградой Королевского садоводческого общества (в 1899–1913 гг. семейство Ротшильдов выиграло 374 награды этого Общества).

Среди наград Мириам Ротшильд – «Премия Блумера» Линнеевского общества, «Цветочная Медаль» и «Золотая Медаль» Королевского энтомологического общества (некоторое время она была президентом этого общества). Почетные докторские степени она получила от восьми университетов, включая Оксфорд и Кембридж.

Однажды Мириам Ротшильд сказала: «В зоологии не имеется никаких денег или общественного успеха, только одно удовольствие. Для зоолога жизнь никогда не может быть скучной».

Со списком работ Мириам Ротшильд и подробностями ее жизни можно ознакомиться на сайте www.Lasius.narod.ru/rothschild2005.htm



Не стало "зоологической" наследницы банкиров и лордов Ротшильдов

В.А.Красильников

НАЧАЛО

Мириам Луиза Ротшильд (Miriam Louisa Rothschild) родилась в Ashton Wold (около Oundle, графство Northamptonshire, Англия) 5 августа 1908 года в семье знаменитых банкиров и миллионеров Ротшильдов. Родилась в заросшем плющем отцовском доме в семейном имении. В этом доме она родилась и умерла, как и её отец. Мать Rozsika Edle (von Wertheimstein) была венгерской спортсменкой, отец Charles Rothschild - энтомологом. Её братом был барон Виктор Ротшильд (Victor Rothschild, 3rd Baron Rothschild), позже ставший ученым, а сестрой - баронесса Кэтлин Анни Ротшильд (Kathleen Annie Pannonica Rothschild, Baroness Nica de Koenigswarter), которая впоследствии продвигала джаз и покровительствовала таким знаменитым музыкантам, как Телониус Монк (Thelonious Monk) и Чарли Паркер (Charlie Parker).

Биологией Мириам "заразилась" от отца Чарльза Ротшильда (1877-1923), который был крупнейшим специалистом по блохам и описал более 500 видов этих мелких прыгающих насекомых. Отец и сам в раннем возрасте сильно преуспел в изучении ботаники и энтомологии. Первая его книга (о бабочках Harrow) была издана, когда ему было всего 12 лет. Чарльз был личностью проницательной и дальновидной, ярким и храбрым человеком и тем, кто в 1901 году в Египте обнаружил и назвал главного распространителя чумы - блоху Xenopsylla cheopis Rothschild. Открыл и доказал, что не крыса, а кусающая её крысиная блоха является переносчиком чумы. И он же основал "Общество Содействия Природным Резерватам" (Society for the Promotion of Nature Reserves), позже переименованное в знаменитое ныне британское "Королевское Общество Охраны Природы" (Royal Society for Nature Conservation). Пр этом Чарльз был ещё и партнером в семейном банке NM Rothschild & Sons. Он был вторым сыном Nathaniel Meyer, первого Лорда Ротшилда, банкира, купившего Суэцкий канал для Королевы Виктории.

Но поскольку отец рано умер, ещё большее влияние на неё оказал дядя Лайонел Уолтер Ротшильд (Lionel Walter Rothschild), основавший частный музей природы в Tring (Hertfordshire, Tring Park). Такое окружение не могло не повлиять на юное пытливое существо. В возрасте 4 лет Мириам увлеклась коллекционированием божьих коровок и гусениц бабочек, даже забирая их с собой в кровать. Она была человеком, которым движили не столько амбиции, сколько страстное любопытство ко всему необычному и непознанному. В теже 4 года она прославилась, став самой молодой в стране дояркой (Country Life’s “youngest milker”).

Первую Мировую войну Мириам встретила в возрасте 6 лет (1914), когда была с семьей на отдыхе в Австро-Венгрии. Чтобы быстрее вернуться домой, они поспешили на первый же, уходивший на запад поезд. Но, из-за суеты они не смогли оплатить билет, и тогда попросили деньги у венгерского пассажира, который прокомментировал: "Это - самый гордый момент моей жизни. Никогда я не думал, что у меня попросят предоставить деньги самим Ротшильдам!"

В возрасте 15 лет Мириам осталась без отца (Чарльз умер в 1923 году), которого ей заменил родной дядя Лайонел Уолтер Ротшильд (1868-1937), 2-й Лорд Ротшильд (2nd Lord Rothschild), не имевший собственных детей. И он, как и брат Чарльз, в раннем возрасте увлекся биологией. Однажды, в 7 лет он подошел к родителям и твердо так заявил: "Мама, папа, я иду создавать Музей", и начал собирать насекомых. Уолтер был знаменитым натуралистом, собравшим огромную коллекцию, крупнейшую из когда-либо собранных одним человеком. Финансируемые им экспедиции открыли около 5 тыс. новых для науки видов. Для сохранения и экспозирования этой коллекции он создал в своем имении в графстве Хертфордшир (к северо-западу от Лондона) Зоологический Музей (The Walter Rothschild Zoological Museum at Tring), открытый для публики в 1892 году. Там было собрано около 2 млн. бабочек, 300 тыс. птиц, 200 тыс. птичьих яиц, более 140 гигантских черепах. Более 2 тыс. млекопитающих и столько же экземпляров птиц были смонтированы экспертами и до сих пор многие их них являют собой шедевры таксидермии 19 века.

Для лучшего описания нового материала, объем которого быстро нарастал, Ротшильд и хранители его музея (Ernst Hartert и Karl Jordan), начали в 1894 году выпускать собственный научный журнал - "Novitates Zoologicae". За 45 лет они издали больше чем 1,700 научных книг и статей, и описали больше чем 5,000 новых разновидностей животных. В Музее сегодня хранится лучшая в мире орнитологическая библиотека, а всего около 30 тыс. книг.

Однажды, Уолтер въехал в Букингемский дворец на экипаже, впряженными в который оказались на лошади, а зебры, что вызвало сенсационный интерес у публики. В настоящее время его коллекция является частью Естественноисторического Музея (Natural History Museum), в который был преобразован в 1971 году.

Посещая этот музей и парк, она вместе с братом Виктором (1910-1990), также ставшим ученым, наблюдала свободно бродивших там живых гигантских черепах, казуаров, кенгуру, киви, марабу, динго, зебр и прочую экзотику. Но школой для Мириам были ее дом, сад, микроскоп, ферма, управляемые мастерством и поэтическим смыслом её матери и ежедневные занятия по ботанике и энтомологии с её отцом. Он считал, что общая для всех школа губит креативность детей и нивелирует их творческие способности.

В результате, девочка, как и многие её сверстницы в те годы, получила домашнее воспитание под строгими глазами отца. В школу Мириам пошла только в 17 лет, но не завершила обучение, так и не получив соответствующего диплома. Активно занималась спортом, играла в сквош и крикет. Поначалу увлекалась охотой, но в 20 лет бросила её, отвергнув всякое пролитие крови. Впоследствии Мириам даже боролась против всякого жестокого отношения к животным, в том числе на птицефермах и скотных дворах.

Самые ранние воспоминания Мириам включали посещение семейства её матери в Трансильвании (Transylvania, тогда в Венгрии, теперь в Румынии), где был зажжен интерес к энтомологии. Кстати, именно здесь увлеченно ловя бабочек, её отец встретил её венгерскую мать, Rozsika Edle. Отец привил Мириам потребность к точности во всем и к открытому выражению чувств и мнений. Она любила своего отца очень глубоко, но к сожалению, он умер, когда её было только 15 лет. Его смерть Мириам переживала тяжело и три года носила траур по нему. Позже она продолжила обучение в Политехнической школе Челси (Chelsea, 1928-33), теперь ставшей частью Королевского Колледжа Лондона. Уже став известной личностью, впоследствии, Мириам говорила, что своего пика как натуралист она достигла в возрасте между восемью и 14 годами, именно тогда, когда влияние ее отца было наиболее глубоким. Это было время, когда в ней созревало понимание связей между функцией, структурной элегантностью и причудливой красотой бесконечного разнообразия жизни на Земле.

ВОЙНА И ЖИЗНЬ

Люди, которых М.Ротшильд ненавидела больше всего, были политические деятели. Ещё до начала Второй Мировой Войны, Мириам добивалась от Правительства Великобритании, чтобы оно допустило большее количество немецких евреев как беженцев из нацистской Германии. И немало из ученых-евреев, бежавших от фашистов находили свой приют в её доме. Лабораторию Мириам в Плимуте разбомбили в 1940, и она потеряла семь лет потраченных на исследования. В течение первых лет войны, она работала дешифровщиком в Парке Блетчи (Bletchley Park) в группе ученых-криптографов по проекту "Энигма" (Enigma decryption project). За работы по расшифровке секретных немецких кодов Мириам была награждена Британским Правительством специальной медалью (Defence Medal).

Однажды, в Эштоне квартировали американские летчики, среди них был и Кларк Гейбл (1901-60), знаменитый американский киноактер, прославившийся фильмами «Унесенные ветром» и «Это случилось однажды ночью». С ним Мириам познакомилась и вечерами наблюдала за тем, как он метко стреляет по мишеням, вспоминая позже: "Он был первоклассный стрелок и невероятно красивый мужчина, но я должна сказать, что у него не было никакого чувства юмора вообще."

В 1943 году, когда в Ashton Wold находился госпиталь для раненых солдат, Мириам вышла замуж за венгерского капитана Джорджа Лейна (настоящее его имя George Lanyi было изменено на George Lane). Но брак это просуществовал лишь до 1957 года и она редко говорила или писала относительно их совместной жизни, кроме того, что это было дело люви и любви настоящей ("It was a love affair, a real love affair"). У Мириам было 4 своих и 2 приемных детей (2 сына и 4 дочери). Старший её сын Чарльз Лейн (Charles Lane) впоследствии станет ученым-биохимиком.

При всем при этом Мириам оставалась весьма эксцентричным человеком. Она была вегетарианкой, трезвенником, сторонилась косметики и носила легкую обувь. Косметику она не признавала вовсе не по гигиеническим параметрам, а потому, что её, эту самую косметику, вначале испытывали на животных. Она отвергала изделия из кожи, летом пользовалась теннисными туфлями. А вечерами специально одевала обувь белого цвета. Например, парадные белого цвета резиновые сапоги. Зимой же, эта знаменитая женщина ходила в крупных сапогах, напоминающих наши валенки. Она имела яркие рыжие волосы (со временем они поседели) и крупную грузную фигуру.

Отношение к религии также отличалось от многих людей из её окружения, в большинстве своем протестантов, иудеев и католиков. Интересно, что хотя, Мириам и защищала евреев во времена нацистов, но она так и не приняла иудаизм и все годы своей долгой жизни оставалась атеисткой. Однако, в одном из интервью она все же "незначительно" отошла от полного атеизма, дав совершенно удивительный и ироничный, если не сказать шокирующий ответ на заданный ей вопрос: "Когда Вы поверили в божественное творение"? Ответ был таков: "Тогда, когда я обнаружила, что у самца блохи есть penis".

В 1938-1941 гг Мириам была редактором журнала "Novitates Zoologica", который выпускал музей её дяди "Tring Museum", и тогда же она стала известна работой по черноголовым чайкам. Она покупала яйца чаек на рынке, выращивала их в домашнем инкубаторе, кормила птенцов с помощью наполнителя от авторучки и затем помещала их в свой птичий вольер для изучения поведения и территориальности. При этом продолжая свою редакторскую деятельность в нескольких журналах и помогала редактировать научные труды многих ученых.

Более интересными стали её исследования прыжка блох. Именно Мириам Ротшильд обнаружила невероятные параметры прыгучести этих бескрылых насекомых, проведя соответствующие расчеты. Во время прыжка это чудо-насекомое проходит через стадию мгновенного ускорения, получая чудовищную перегрузку в 194 раза большую её собственного веса. Человек не выдержит и десятикратной перегрузки. Если пересчитать длину прыжка блохи на человеческий рост, то человек, обладай он такими суперногами, техникой прыжка и, разумеется, приземления, сигали бы мы с вами безо всякого усилия аж метров на двести. Прыг-скок через высотку Московского университета. И так по тридцать тысяч раз в день. Прыг-скок, прыг-скок...

Авторитет Мириам, как крупнейшего специалиста в своей "блоховедческой" науке упрочился с написанием и выходом "Каталога Ротшильдовской Коллекции блох в Британском Музее" (Catalogue of the Rothschild Collection of Fleas in the British Museum, Volumes I to VI). Это издание выходило с 1953 по 1983 гг в 6 монументальных томах. Это было подробное описание всех блох, собранных её отцом (крупнейшая в мире коллекция), её главный и любимый труд всей жизни ("слоновая башня любви" - ivory-tower labour of love - как писали позднее в некрологах), сделавший из неё мирового эксперта.

Известно, что она любила ловить блох и хранить их в своей спальне, помещая насекомых в целлофановые пакеты и пластиковые коробочки, приговаривая: "чтобы лучше видеть, что они делают и как, и чтобы дети не доставали их". Хотя, ещё вопрос, кто кого доставал. Когда в 1983 году её наградили орденом Кавалера Британской Империи (CBE), она со свойственной ей иронией и остроумием написала подруге: "Я, наверное, единственная женщина, получившая орден за изучение блошиных задниц".

Одну из серии своих работ Мириам провела вместе с Нобелевским лауреатом. И это опять благодаря широте её научных интересов, которые простирались и на проблемы мимикрии бабочек, химический анализ токсинов растений и бабочек, яды насекомых. Исследования сердечных токсинов бабочек-монархов Мириам проводила в в 1960-70-х гг в соавторстве с Тадеушем Рейштейном (Tadeus Reichstein) и Джозефом ван Ювом (Josef von Euw) из швейцарского Университета Базеля (University of Basel, Switzerland) и английским коллегой Дж.Парсонсом (J.A. Parsons) из Института медицинских исследований (National Institute for Medical Research, London). Ранее Рейштейн получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1950 году за его работы по гормонам, адреналину и получение кортизона. Но их совместная работа была посвящена насекомым. Поедая молочай и обладая иммунитетом к его токсинам, бабочки-монархи (вернее сказать, их гусеницы) становятся практически несъедобными для большинства насекомоядных хищников, таких как, например, птицы и пауки. Усваивая чужие яды, бабочки используют их и защищают себя. Работа по изучению этого вопроса стала самой цитируемой статьей Мириам согласно исследованию его цитат-индекса (Science Citate Index).

Постепенный переход от мелких насекомых и микроскопа к биохимии был в чем-то связан и с постепенным ухудшением зрения у Мириам. В частности, она была очарована удивительным диапазоном сильного аромата пиразинов. "Сожмите божью коровку очень, очень мягко, " - говорила она,- "и характерный аромат будет на ваших пальцах, в течение дней, если Вы оставите его там. Это - пиразины, и имеются множества, возможно сотни, пиразинов, различные комбинации которых, делают ароматы жизни, от мочи до шоколада, от бабочек до цветов. Пиразины замечательны, они универсальны." Эти наблюдения корнями уходили в детство, когда Мириам ловила и хранила бабочек некоторое время в доме (как естественные художественные украшения) прежде, чем выпустить их на волю. И все разновидности бабочек обладали пусть и слабыми, неуловимыми, но весьма отличительными ароматами.

Интересно, что в своей автобиографии писатель и поэт Владимир Владимирович Набоков (1899-1977) при описании бабочек, которыми был сильно увлечен, описывал сходные впечатления. Вот его слова: "тонкие ароматы крыльев бабочек, остававшиеся на моих пальцах, как духи изменялись у каждой разновидности - ваниль или лимон, мускус или плесневелый сладковатый аромат, или вообще трудноопределимый." Мириам, собрала эту и другие цитаты Набокова о бабочках (главным образом из того же самого источника, с парой из его новеллы Glory), вместе с несметным числом другие фрагментов в отдельную книгу. Свою первую коллекцию цитат, изречений и фантазий, причудливое, но восхитительное собрание, более или менее относительно крыльев, она назвала "Бабочка, Воркующая Подобно Голубю" ("Butterfly Cooing Like A Dove", 1991). В этом, когда она написала Marcel Proust как "первый и самый большой городской натуралист, мир когда-либо знал", она показала ее руки и ее сердце. (In this, when she wrote of Marcel Proust as "the first and greatest urban naturalist the world has ever known", she revealed her hand and her heart.)

С 1967 по 1975 гг Мириам была опекуном Музея Естествознания (Natural History Museum) и оставалась в течение 20 лет единственной женщиной членом Entomological Club. В 1960-х годах она была членом Оксфордской генетической школы. Гуманитарная активность включала участие Мириам в основании в Лондоне Фонда изучения шизофрении (Schizophrenia Research Fund).

М.Ротшильд написала приблизительно 350 научных статей по энтомологии и зоологии и несколько книг. Среди них "Атлас тканей насекомых" ("Atlas of Insect Tissue", 1985), "Животные и человек" ("Animals And Man", 1986, опубликованая версия её лекции в Оксфордском университе), "Бабочка, воркующая подобно голубю" ("Butterfly Cooing Like a Dove", 1991), "Сады Ротшильда" ("The Rothschild Gardens", 1996) и "Rothschild"s Reserves, Time and Fragile Nature" (вместе с Peter Marren, 1997). Кроме того, Мириам написала несколько биографических книг о её отце, дедушке и других родственниках ("Rothschild"s Reserves – time and fragile nature", "Dear Lord Rothschild"). В 1996 году она открыла "Национальный Музей Стрекоз" ("National Dragonfly Museum") в здании старого завода в Эштоне. До самой старости она не оставляла интеллектуальную деятельность. Последняя её книга (соредактором был Профессор Helmut van Emden) вышла полгода назад: "Взаимоотношения Насекомых и Птиц" ("Insect And Bird Interactions", 2004). В 1996 году Мириам скажет в интервью знаменитому научно-популярному журналу "Scientific American": "Я зоолог-любитель, но не профессионал. Вот, если бы я была одна, то жизнь заставила стать узким специалистом". Но жизнь была иной.

САДЫ И ОХРАНА ПРИРОДЫ

Все же интересы Мириам Ротшильд распространялись далеко за пределы микроскопа и блошиного мира. Она активно выступала за все формы сохранения природы. Её большая и тучная фигура, облаченная в свободное, сиреневое шелковое платье и соответствующий платок, стала знакомой миллионам телевизионных зрителей. В её доме, во дворе поместья, в оранжереях и парниках жили осиротевшие лисята, ежики, кролики, сороки без хвоста и знаменитая пестрая сова по имени Памми (Pammie), которая любила жевать ухо хозяйки.

Её искренняя прямота неразрывно переплеталась с любовью и состраданием к живым существам всех видов. Во взглядах Мириам сплелось все то, что развивали многие крупные ученые и философы 19-ого столетия, поэты и просто творческие люди. Своим образом жизни, действий и высказываний она по-сути произвела уникальную философскую ауру большой индивидуальности и силы. Своей Оксфордской лекцией (1985 Romanes lecture to the University of Oxford) она пыталась взглянуть в будущую эру понимания и милосердия ко всему живому.

Будучи по существу человеком практическим, она также декларировала с неотразимой энергией и все эти годы, что каждый должен испытать ужасы коммерческих скотобоен, обработку животных в которых она расценила как процесс отвратительный и чрезвычайно жестокий. "Большинство людей, если они увидят эти места, станут вегетарианцами, и так оно и должно быть. Любая резня, если она необходима, должна быть выполнена настолько гуманно, насколько возможно на фермах теми, кто действительно заботится о животных." ("If they saw these places most people would become vegetarian, and so they should. Any slaughter that is needed should be done as humanely as possible on the farm by those who really care for animals.")

Мириам много внимания уделяла проблеме сохранения дикой природы и, особенно дикорастущих цветов и бабочек, с 1982 года консультировала Принца Чарльза по растениям, растущим на его лугах в Highgrove. Она фактически предвосхитила современный взгляд на проблему охраны природы и современное представление о необходимости сохранения всех "сетей жизни" ("web-of-life"), рассматривая защиту условий обитания организмов, как важнейшего жизненного элемента в выживании видов, находящихся под угрозой исчезновения.

Мириам проводила кампанию по интродукции диких цветов в сады, парки и на автострады. Вместе с Clive Farrell, она написала "The Butterfly Gardener" (1983). Возникло это не на пустом месте, ведь и ранее каждый из семейства Ротшильдов буквально старался перещеголять другого в количестве выращиваемых видов растений. Например, Альфред Ротшильд в своем саду посадил все виды британских деревьев. Все вместе Ротшильды создали около 100 садов по всей Европе, о чем Мириам написала в своей книге "The Rothschild Gardens" (1997).

Собственный путь к озеленению и садоводству Мириам начала ещё в детстве. Будучи ребенком, она культивировала свою коллекцию кактусов в небольшой оранжерее и выиграла несколько призов на знаменитой цветочной выставке в Челси (Chelsea) за свои орхидеи. Спустя десятилетия она вернется к ее старой детской любви к диким цветам.

Она начала культивировать свой первый луговой сад в 1970 году. Называя его - “возрожденная сельская местность Джона Клэра” (“John Clare’s countryside resurrected”) она в конечном счете засеяла 150 акров дикими цветами (Джон Клэр был английским поэтом 18 века). Ещё одно поле (большая "лужайка"), созданное ею позже, содержало 115 различных видов растений. Однажды, Принц Уэльсский (The Prince of Wales) послушав ее идеи, попросил, чтобы она посеяла смесь её семян, названную “кошмар фермера” (“farmer’s nightmare”) у него в Highgrove. И Мириам это предложение привело в восхищение, так как справедливо полагала, что она тем самым начала новую природосообразную моду.

В ее собственном саду, в Эштон Вулд (Ashton Wold, около Oundle), она засевала лужайки дикими цветками, смешивала их с культурными сортами: веронику с вишней, тюльпаны с крестовником. Ее огород был покрыт "коврами" из колокольчиков, маргариток и маков, люпинов и лапчаток. "Сад в Эштоне," - как она говорила, когда ей перевалило за восемьдесят, - "создан для того, чтобы отобразить в символической форме новую общность с живой природой. Сражение с сорняками, завоевание природы - понятия из прошлого." Также она твердо отклоняла все формы жестокости по отношению к животным. Свои идеи она пропагандировала и среди своих гостей. Во время воскресных ленчей в её гостиной, уставленной горшками с дикими цветами с порхающими над ними бабочками, бывали писатели и художники, политики и философы, бизнесмены и банкиры, дети и студенты, и любимая шумная команда шотландских колли, охранявших её сады и оранжереи.

Все эти годы М.Ротшильд входила в комитеты по управлению природохранных обществ - наследниц основанного ещё её отцом Общества Сохранения Природных Резерватов (Society for the Promotion of Nature Reserves). Она была вице-президентом "Royal Society for Nature Conservation" (1981) и "Royal Society of Wildlife Trusts" (2004).

За свои заслуги перед наукой в 1985 году Мириам Ротшильд был избрана Членом Королевского Общества (Fellow of the Royal Society, фактически, академиком Английской Академии наук), а в 1983 и 2000 годах получила титулы Командора (Commander of the British Empire, CBE) и Леди Британской Империи (Dame, DBE, который присваивается баронессам и награжденным орденом Британской империи). С её избранием в Королевское Общество она вместе со своим братом Виктором (он был избран в 1953) стали первым в английской истории дуэтом из брата и сестры академиков.

Впечатляет список садоводческих наград. Мириам получила несколько наград и медалей от Королевского Садоводческого Общества (Royal Horticultural Society) за её лужайки из диких цветов и выращивание культурных сортов растений. В 1951 году она выиграла золотую медаль на выставке RHS за композицию плодов из 80 разновидностей крыжовника. Также она была награждена медалью AJ Waley Medal (RHS) и "Почетной Медалью Виктории" (Victoria Medal of Honour)- высшей наградой Королевского Садоводческого Общества. А в сумме, только между 1899 и 1913 гг семейство Ротшильдов (ещё до работ Мириам) выиграло 374 награды этого Общества.

Среди её наград "Премия Блумера" Линнеевского общества (Linnean Society"s Bloomer Award), "Цветочная Медаль" (Lynn Society"s Floral Medal) и "Золотая Медаль" Королевского энтомологического общества (Wigglesworth Gold Medal of the Royal Entomological Society), некоторое время она была Президентом этого общества. Она получила почетные докторские степени от восьми университетов, включая Оксфорд (1968) и Кембридж (1999).

В заключении стоит добавить, что её интересы, сосредотачивались не только на насекомых и других животных, но простирались практически во всех направлениях. Это и сонеты Шекспира, традиционные ремесла, большие картины, дикие травы и родные внуки, и т.д., и ко всему она подходила с той же любовью, чувствами красоты и обаянием. Крутилась как пчелка, недаром за ней закрепилось ещё одно прозвище: Queen Bees - Пчелиная Королева. Главной же любовью, конечно оставалась зоология. Она однажды скажет: "В зоологии не имеется никаких денег или общественного успеха, только одно удовольствие. Для зоолога жизнь никогда не может быть скучной."

Королевой же она себя чувствовала чаще всего тогда, когда видела плоды своего собственного труда. Как-то она нашла раненую молодую лисицу, заботилась о ней, лечила и затем выпустила назад в дикий лесной мир. Спустя некоторое время эта лиса вернулась назад в её сад, но не одна, а чтобы похвастаться ее новыми детьми-лисятами и показать их Мириам. "Это был захватывающий дух опыт. Я чувствовала себя коронованной." А она и была Королевой и Природохранной Бабушкой Британских островов.

Награды и премии:

Биография

Книги

Напишите отзыв о статье "Ротшильд, Мириам Луиза"

Примечания

Ссылки

(кратко) и

Отрывок, характеризующий Ротшильд, Мириам Луиза

– Нет... Вы правы, ваше преосвященство. Сказал ли он что-либо ещё? Даже какую-то мелочь, которая могла бы помочь мне?
В надежде получить хотя бы малейшее «дополнение», спросила я. Но Мороне лишь отрицательно покачал головой...
– Сожалею, мадонна. Он лишь сказал, что вы сильно ошибались, и что любовь никому ещё не приносила добра. Если это о чём-то вам говорит, Изидора.
Я лишь кивнула, стараясь собрать свои разлетающиеся в панике мысли. И пытаясь не показать Мороне, насколько потрясла меня сказанная им новость, как можно спокойнее произнесла:
– Разрешите ли подлечить вас, монсеньёр? Мне кажется, вам опять не помешает моя «ведьмина» помощь. И благодарю вас за весть... Даже за плохую. Всегда ведь лучше заранее знать планы врага, даже самые худшие, не так ли?..
Мороне внимательно всматривался мне в глаза, мучительно стараясь найти в них ответ на какой-то важный для него вопрос. Но моя душа закрылась от мира, чтобы не заболеть... чтобы выстоять предстоящее испытание... И кардинала встречал теперь лишь заученный «светский» взгляд, не позволявший проникнуть в мою застывшую в ужасе душу...
– Неужели вы боитесь, мадонна? – тихо спросил Мороне. – Вы ведь тысячу раз сильнее его! Почему вы его боитесь?!..
– Он имеет что-то, с чем я пока не в силах бороться... И пока не в силах его убить. О, поверьте мне, ваше преосвященство, если б я только нашла ключ к этой ядовитой гадюке!.. – и, опомнившись, тут же опять предложила: – Позвольте мне всё же заняться вами? Я облегчу вашу боль.
Но кардинал, с улыбкой, отказался.
– Завтра я уже буду в другом, более спокойном месте. И надеюсь, Караффа обо мне на время забудет. Ну, а как же вы, мадонна? Что же станет с вами? Я не могу помочь вам из заключения, но мои друзья достаточно влиятельны. Могу ли я быть полезным вам?
– Благодарю вас, монсеньёр, за вашу заботу. Но я не питаю напрасных надежд, надеясь отсюда выйти... Он никогда не отпустит меня... Ни мою бедную дочь. Я живу, чтобы его уничтожить. Ему не должно быть места среди людей.
– Жаль, что я не узнал вас раньше, Изидора. Возможно, мы бы стали добрыми друзьями. А теперь прощайте. Вам нельзя здесь оставаться. Папа обязательно явится пожелать мне «удачи». Вам ни к чему с ним здесь встречаться. Сберегите вашу дочь, мадонна... И не сдавайтесь Караффе. Бог да пребудет с вами!
– О каком Боге вы говорите, монсеньёр? – грустно спросила я.
– Наверняка, уж не о том, которому молится Караффа!.. – улыбнулся на прощание Мороне.
Я ещё мгновение постояла, стараясь запомнить в своей душе образ этого чудесного человека, и махнув на прощание рукой, вышла в коридор.
Небо развёрзлось шквалом тревоги, паники и страха!.. Где находилась сейчас моя храбрая, одинокая девочка?! Что побудило её покинуть Мэтэору?.. На мои настойчивые призывы Анна почему-то не отвечала, хотя я знала, что она меня слышит. Это вселяло ещё большую тревогу, и я лишь из последних сил держалась, чтобы не поддаваться сжигавшей душу панике, так как знала – Караффа непременно воспользуется любой моей слабостью. И тогда мне придётся проиграть, ещё даже не начав сопротивляться...
Уединившись в «своих» покоях, я «зализывала» старые раны, даже не надеясь, что они когда-либо заживут, а просто стараясь быть как можно сильней и спокойнее на случай любой возможности начать войну с Караффой... На чудо надеяться смысла не было, так как я прекрасно знала – в нашем случае чудес не предвиделось... Всё, что произойдёт, я должна буду сделать только сама.
Бездействие убивало, заставляя чувствовать себя всеми забытой, беспомощной и ненужной... И хотя я прекрасно знала, что не права, червь «чёрного сомнения» удачно грыз воспалённый мозг, оставляя там яркий след неуверенности и сожалений...
Я не жалела, что нахожусь у Караффы сама... Но панически боялась за Анну. А также, всё ещё не могла простить себе гибель отца и Джироламо, моих любимых и самых лучших для меня на свете людей... Смогу ли я отомстить за них когда-либо?.. Не правы ли все, говоря, что Караффу не победить? Что я не уничтожу его, а всего лишь глупо погибну сама?.. Неужели прав был Север, приглашая уйти в Мэтэору? И неужели надежда уничтожить Папу всё это время жила только во мне одной?!..
И ещё... Я чувствовала, что очень устала... Нечеловечески, страшно устала... Иногда даже казалось – а не лучше ли было и правда уйти в Мэтэору?.. Ведь кто-то же туда уходил?.. И почему-то их не тревожило, что вокруг умирали люди. Для них было важно УЗНАТЬ, получить сокровенное ЗНАНИЕ, так как они считали себя исключительно одарёнными... Но, с другой стороны, если они по-настоящему были такими уж «исключительными», то как же в таком случае они забыли самую простую, но по-моему очень важную нашу заповедь – не уходи на покой, пока в твоей помощи нуждаются остальные... Как же они могли так просто закрыться, даже не оглядевшись вокруг, не попытавшись помочь другим?.. Как успокоили свои души?..
Конечно же, мои «возмущённые» мысли никак не касались детей, находящихся в Мэтэоре... Эта война была не их войной, она касалась только лишь взрослых... А малышам ещё предстояло долго и упорно идти по пути познания, чтобы после уметь защищать свой дом, своих родных и всех хороших людей, живущих на нашей странной, непостижимой Земле.

Мириам Луиза Ротшильд
Miriam Louisa Rothschild
Дата рождения:
Место рождения:

Ashton Wold , около Oundle , графство Нортгемптоншир, Англия

Дата смерти:
Страна:

Великобритания Великобритания

Научная сфера:

Энтомология, экология

Альма-матер:

Кингс-колледж

Известен как:

энтомолог, садовод

Награды ипремии:

член Линнеевского общества Лондона, «Командор Британской империи», «Дама Британской империи»

Ротшильд, Мириам Луиза (англ.Miriam Louisa Rothschild , 5 августа 1908, графство Нортгемптоншир, Англия- 20 января 2005)- английский энтомолог из семейства Ротшильдов, садовод, эколог, почётный доктор 8 университетов (в том числе Кэмбриджа и Оксфорда), фактически без университетского образования, ставшая академиком- членом Королевского Общества.

  • 1 Биография
  • 2 Награды и звания
  • 3 Основные труды
    • 3.1 Книги
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Биография

  • Rothschild, Miriam and Clay, Theresa (1953) Fleas, Flukes and Cuckoos: a study of bird parasites . The New Naturalist series. London: Collins
  • Hopkins, G. H. E. and Rothschild, Miriam (1953-81) An Illustrated Catalogue to the Rothschild Collection of Fleas 6 volumes (4to.) London: British Museum (Natural History)
    • Hopkins, G. H. E. and M. Rothschild. 1953. An illustrated catalogue of the Rothschild collection of fleas (Siphonaptera) in the British Museum. London: University Press, Cambridge. Vol. 1., XV 361 pp.
    • Hopkins, G. H. E. and M. Rothschild. 1956. An illustrated catalogue of the Rothschild collection of fleas (Siphonaptera) in the British Museum. London: University Press, Cambridge, Vol. 2., XI 445 pp. 32 Pls.
    • Hopkins, G. H. E. and M. Rothschild. 1962. An illustrated catalogue of the Rothschild collection of fleas (Siphonaptera) in the British Museum. London: University Press, Cambridge, Vol. 3. VIII 560 p. 10 Pls.
    • Hopkins, G. H. E. and M. Rothschild. 1966. An illustrated catalogue of the Rothschild collection of fleas (Siphonaptera) in the British Museum. London: University Press, Cambridge. Vol. 4., VIII 550 p. 12 Pls.
    • Hopkins, G. H. E. and M. Rothschild. 1971. An illustrated catalogue of the Rothschild collection of fleas (Siphonaptera) in the British Museum. London: University Press, Cambridge. Vol. 5., VIII 530 p. 30 Pls.
  • Rothschild, Miriam (1983) Dear Lord Rothschild: birds, butterflies and history . London: Hutchinson (ISBN 0-86689-019-X)
  • Rothschild, Miriam and Farrell, Clive (1985) The Butterfly Gardener . London: Michael Joseph
  • Rothschild, Miriam (1986) Animals and Man: the Romanes lecture for 1984-5 delivered in Oxford on 5 February 1985. Oxford: Clarendon Press
  • Rothschild, Miriam et al. (1986) Colour Atlas of Insect Tissues via the Flea . London: Wolfe
  • Rothschild, Miriam (1991) Butterfly Cooing Like a Dove . London: Doubleday
  • Stebbing-Allen, George; Woodcock, Martin; Lings, Stephen and Rothschild, Miriam (1994) A Diversity of Birds: a personal voyage of discovery . London: Headstart (ISBN 1-85944-000-2)
  • Rothschild, Miriam and Marren, Peter (1997) Rothschilds Reserves: time fragile nature . London: Harley (ISBN 0-946589-62-3)
  • Rothschild, Miriam; Garton, Kate; De Rothschild, Lionel Lawson, Andrew (1997) The Rothschild Gardens: a family tribute to nature . London: Abrams
  • Van Emden, Helmut F. and Rothschild, Miriam (eds.) (2004) Insect and Bird Interactions Andover, Hampshire: Intercept (ISBN 1-898298-92-0)
Ссылки

В.Красильников. Мириам Луиза Ротшильд (1908-2005) (кратко) и Подробнее

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ротшильд,_Мириам_Луиза

Родилась 5 августа 1908 года в Ashton Wold , около Oundle , графство Нортгемптоншир, Англия. Получила строгое домашнее воспитание и образование. Её отец Чарльз Ротшильд (1877-1923) - энтомолог и партнёр в семейном банке «Ротшильд и сыновья», мать Розика Эдл (en:Rozsika Edle Rothschild) - венгерская спортсменка. После смерти отца воспитанием занимался её родной дядя и знаменитый натуралист Лайонел Уолтер Ротшильд (1868-1937).

  • Rothschild, Miriam and Clay, Theresa (1953) Fleas, Flukes and Cuckoos: a study of bird parasites . The New Naturalist series. London: Collins
  • Stebbing-Allen, George; Woodcock, Martin; Lings, Stephen and Rothschild, Miriam (1994) A Diversity of Birds: a personal voyage of discovery . London: Headstart (ISBN 1859440002)
  • Rothschild, Miriam (1986) Animals and Man: the Romanes lecture for 1984-5 delivered in Oxford on 5 February 1985. Oxford: Clarendon Press
  • Van Emden, Helmut F. and Rothschild, Miriam (eds.) (2004) Insect and Bird Interactions Andover, Hampshire: Intercept (ISBN 1898298920)
  • Rothschild, Miriam (1991) Butterfly Cooing Like a Dove . London: Doubleday
  • Rothschild, Miriam; Garton, Kate; De Rothschild, Lionel & Lawson, Andrew (1997) The Rothschild Gardens: a family tribute to nature . London: Abrams
  • Rothschild, Miriam and Farrell, Clive (1985) The Butterfly Gardener . London: Michael Joseph
  • Rothschild, Miriam and Marren, Peter (1997) Rothschild’s Reserves: time & fragile nature . London: Harley (ISBN 0946589623)
  • Rothschild, Miriam et al. (1986) Colour Atlas of Insect Tissues via the Flea . London: Wolfe
  • Rothschild, Miriam (1983) Dear Lord Rothschild: birds, butterflies and history . London: Hutchinson (ISBN 086689019X)
  • Hopkins, G. H. E. and Rothschild, Miriam (1953-81) An Illustrated Catalogue to the Rothschild Collection of Fleas 6 volumes (4to.) London: British Museum (Natural History)