Дома призрения. Дом призрения с домовой церковью Преп

КЛЫКОВ ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ
российский скульптор

Вячеслав Михайлович родился в селе Мармыжи Курской области 19 октября 1939 в крестьянской семье. Окончил Московский художественный институт имени В.И.Сурикова (1968) по специальности скульптор - монументалист. Получил известность скульптурным оформлением Центрального детского музыкального театра (1979) и фигурой «бога торговли» Меркурия у Центра международной торговли (1980). Почти все его произведения завершаются в виде бронзовых отливок с четким, обобщенным силуэтом. Стандарты официального монументализма «сурового стиля» вытесняются в них «карнавально»-игровым началом (декор детского театра, ряд станковых работ 1970-х – начала 1980-х годов), а в 1980-е годы – национально-романтическим пафосом.

За годы своей творческой деятельности Вячеслав Михайлович создал более 200 скульптурных произведений. Среди его работ памятники Н.М.Рубцову в Тотьме, К.Н.Батюшкову в Вологде, Сергию Радонежскому в Радонеже, великой княгине Елизавете Федоровне в Москве, протопопу Аввакуму в селе Григорове

Нижегородской области, Кириллу и Мефодию в Москве, Владимиру Святому в Херсонесе, И.А.Бунину в Орле, маршалу Г.К.Жукову в Москве, Николаю II в селе Тайнинском и Подольске, Петру I в Липецке, Илье Муромцу в Муроме, Александру Невскому в Курске. В 1995 по проекту Вячеслава Михайловича на поле под Прохоровкой был установлен храм-звонница в память битвы на Курской дуге, эскиз которой был признан лучшим на народном обсуждении на конкурсе монумента на Поклонной Горе.

Монументы работы Клыкова порой сопрягались с целым рядом сенсаций – так, Сергий Радонежской явился едва ли не первым монументом в перестроечной России, который попытались установить без официальной санкции, Николай II (в Тайнинском) был в 1997 взорван антимонархистами. В 1990-е годы скульптор, войдя в число идейных вождей «патриотической оппозиции», развернул широкую общественную деятельность, прежде всего в качестве председателя созданного им Международного фонда славянской письменности и культуры.
Он всей душой болел за Россию, всегда оставался человеком неукротимой энергии и воли, когда речь заходила о русском народе, о России. Все его деятельность, и творческая, и общественная, была актом духовного сражения. «Главное – не уступить в духе!» – неизменно повторял Вячеслав Михайлович. В своих скульптурах он оставил нам героическую летопись России, в которой прославил ее великих полководцев, праведников, выдающихся деятелей, писателей и поэтов. Эта была настоящая проповедь в скульптуре, подвижническое служение Христу и России.

Умер Вячеслав Михайлович 2 июня 2006 года в Москве. А 19 октября 2007 года, в день его рождения, на Родине, в городе Курске, открыт памятник великому Мастеру. Именем Вячеслава Клыкова назван проспект в Северо-западном микрорайоне Курска, где и установлен памятник. Его автор – молодой и талантливый скульптор Андрей Вячеславович Клыков. « Открытие памятника отцу, для меня – важное и святое дело. Идея памятника родилась легко, это любимая поза отца после работы. Единственный вопрос состоял в том, что именно изобразить сзади, просто каркас, а потом решил, Прохоровка, это же Курская Дуга. Это звонница находится в Белгороде, я подумал, почему ей не быть в Курске… ». Сын изобразил отца сидящим на рабочем станке после работы. Кажется, что он присел только на минутку, передохнуть, вот-вот встанет и продолжит работать…

Перечень работ Клыкова:

    памятник детям-узникам концлагеря (Польша, Константинов, 1973)

    памятник В.М. Шукшину (с. Сростки Алтайского края, 1975)

    памятник В. В. Хлебникову (кладбище д. Ручьи Новгородской обл., 1975)

    памятник Максиму Горькому (Москва, ст. м. "Тверская")

    монументально-декоративные скульптуры Детского музыкального театра Н. Сац (Синяя птица, Лель, Орфей, Боян, Бегущая по волнам, Трубач, Музы, Рельеф рождения музыки…) (Москва 1979)

    статуя Меркурия (Международный Торговый Центр в Москве, 1980)

    памятник академику Келдышу (Москва, 1984)

    памятник Н. М. Рубцову (Тотьма, 1985)

    памятник Героям фронта и тыла (Пермь, 1985)

    скульптурная композиция "Богиня Любви" (Чехов Московской обл., 1985)

    памятник М.С. Щепкину (Белгород, 1986)

    памятник К. Н. Батюшкову (Вологда, 1987)

    памятник протопопу Аввакуму (с. Григорово Нижегородской обл., 1988)

    памятник преподобному Сергию Радонежскому (с. Радонеж Московской обл., 1989)

    памятник преподобному Серафиму Саровскому (Саров, 1991)

    памятник св. мученице Великой Княгине Елизавете Федоровне на Б. Ордынке в Замоскворечье (1990),

    памятник А. С. Пушкину (Приднестровье, Тирасполь, 1991)

    памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию (Москва, Славянская пл., 1992)

    рельеф с изображением святых Кирилла и Мефодия (Базилика Санта-Климента. Италия, Рим, 1992)

    памятник А. С. Пушкину (Пермь, 1993)

    памятник святому равноапостольному князю Владимиру Киевскому (Севастополь, Херсонес Таврический, 1993)

    поклонный крест (на месте соединения Белоруссии, России и Украины, 1993)

    поклонный крест (Липецк, 1993)

    памятник Игорю Талькову (кладбище, 1993)

    памятник Г.К. Жукову (Москва, Манежная площадь, 1995)

    памятник И.А. Бунину (Орел, 1995)

    памятник св. страстотерпцу Императору Николаю II, с. Тайнинское Московской обл. (1996, в 2000 памятник воссоздан заново после уничтожения террористической организацией "Большевистский РВК")

    памятник Императору Петру I (Липецк, 1996)

    памятник святому князю Димитрию Донскому (Угреша Московской области)

    памятник святому Владимиру Крестителю Руси (Белгород, 1998)

    бюст Г.К.Жукову (Калач-на-Дону, 1998)

    памятник святителю Николаю (Угреша Московской обл.)

    памятник преподобному Илие Муромцу (Муром, 1999)

    скульптура "Витязь" (Подольск Московской обл., 2000)

    памятник А. С. Пушкину (Болгария, София, 2001 г.)

    памятник П. А.Столыпину (Саратов, 2002)

    памятник первому президенту Греческой республики И. Каподистрии (Санкт-Петербург, 2003)

    памятник Савве Сербскому (Сербия, Белград, 2004)

    памятник В. М. Шукшину (с. Сростки Алтайского края, 2004)

    памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию (Самара, 2004)

    памятник Прасковье Луполовой, явившей миру подвиг дочерней любви (Ишим Тюменской области 2004)

    памятник адмиралу А. В.Колчаку (Иркутск, 2004)

    памятник князю Святославу Храброму (Украина, Запорожье, 2005)

    памятник князю Святославу Игоревичу (с. Холки Белгородской области, 2005)

    памятник князю Святославу Храброму (Чернянка Белгородской обл., 2006)

    памятник св. Георгию Победоносцу (Рязань, 2006)

  • памятник Иоанникию и Софронию Лихудам (Москва, Богоявленский пер., 2007)
  • памятник антоновке (Курск, 2008)
  • памятник Русскому Гвардейцу Семеновского полка, памятник выполнен по проекту Клыкова скульптором Андреем Клыковым (Москва, Семеновская пл., 2008)
  • памятник митрополиту Ладожскому и Петербургскому Иоанну (Сычёву) (не установлен, предполагался к установке в Самаре)

    мемориальная доска В. М. Шукшину, Москва

    памятник А. С. Пушкину (Арзамас Нижегородской обл.)

    памятник архимандриту Ипполиту (Льгов, Марьино)

Глава Всероссийского Соборного Движения (с 1996 г.), выдвигающего своей целью путем созыва Всероссийского Земского Собора "восстановить Государственный Закон, разрушенный в феврале 1917 года международной кучкой террористов-заговорщиков". Монархист, сторонник призвания Царя Земским Собором. Клыков: "ни одна из ныне здравствующих ветвей Романовых… не имеет по законам Российской Империи прав на престол.

Президент Славянского Экономического союза.

Народный художник России.

Заслуженный деятель искусств России.

Лауреат Государственной премии СССР.

Лауреат Государственной премии России.

Лауреат Золотой медали Академии художеств (1988).

Лауреат Международной премии Андрея Первозванного в номинаци "За Веру и Верность" (1996 г., "за бескорыстный труд по сохранению национальной исторической памяти и увековечиванию славы России, за личный вклад в единение славянских народов")

В 1985-87 гг. - член Патриотического объединения "Память",
С 1989 года - член Товарищества русских художников (ТРХ).
В 1995 году полгода был членом Национального комитета Социально-патриотического движения "Держава".

С конца 1993 - член Совета Российского Земского движения, с декабря 1996 - член Президиума и сопредседатель Движения.

Мастерская Клыкова


Дом призрения. - Название это дается преимущественно таким благотворительным заведениям, которые имеют характер богадельни (см.), но характер этот в них не всегда выдержан; во многих Д. призрения не только принимаются своекоштные пенсионеры, но совместно с престарелыми и увечными призреваются и дети: дома призрения сирот должны быть всецело отнесены к сиротским домам, Д. П. исключительно малолетних бедных - к детским приютам, Д. призрения душевнобольных - к Д. умалишенных. Как и богадельни, Д. П. бывают сословные и всесословные. Значительнейшие из Д. П.: в С.-Петербурге: 1) Д. П. бедных девиц благородного звания, основанный в 1853 г., является как бы отделением вдовьего Д. (см.); принимаются преимущественно девицы, служившие в правительственных учреждениях по учебной части. 2) Николаевский Д. П. престарелых и увечных граждан, основ. в 1831 г. для бедных обоего пола, купеческого и мещанского сословий. При Д. школы для мальчиков и девочек. 3) Д. Л. престарелых и увечных граждан С.-Петербургского мещанского общества, основ. в 1863 г., назначен для бесплатного призрения неспособных к труду из местных мещан об. пола. 4) Д. призрения для бедных граждан Петербурга Тименкова-Фролова, основ. в 1877 г., содержится на средства, завещанные жертвователем, состоит в ведении спб. купеческого общества и распадается на два отделения: а) на Д. для бесплатного призрения престарелых и увечных, принадлежащих к спб. купеческому или мещанскому обществам и б) на школу при Д. призрения, курс которой подходит к курсу 3-классных городских училищ. 5) Александровский Д. для призрения бедных духовного звания - состоящий под покровительством спб. митрополита. В Д. принимаются лица женского пола, которые по бедности, сиротству или болезненному состоянию лишены возможности жить самостоятельно. При Д. трехклассное училище с 6-тилетним курсом для девочек-сирот духовного звания. 6) Д. призрения бедных духовного звания при Большеохтенском православном кладбище. 7) Д. Императрицы Александры Феодоровны для призрения бедных, основ. в 1828 г., состоит в ведомстве императрицы Марии. При Д. состоят почетные благотворители, вносящие ежегодно не менее 300 руб. или внесшие единовременно не менее 5000 руб. 8) Д. призрения престарелых бедных женщин графа Кушелева-Безбородко, основ. в 1861 г., состоит в ведении Императорского Человеколюбивого общества и содержится на пожертвования наследников гр. Кушелева-Безбородко и пособие от человеколюбивого общества. 9) Состоящий в ведомстве императрицы Марии Демидовский Д. призрения трудящихся, открытый в 1833 г. на капитал в 500000 руб., пожертвованный Анатолием Николаевичем Демидовым, ныне действующий на основании устава 8 июля 1882 года, всего менее имеет характер богадельни. Совмещая в себе черты Д. трудолюбия и дешевых квартир, он состоит из 4 отделений: а) отделение трудящихся женщин для жительства 50 женщин и девиц, могущих выполнять работы по тем ремеслам и рукоделиям, которые введены в заведении; из заработка призреваемых удерживается по 25 коп. в сутки на их содержание; б) отделение для воспитания девиц - профессиональная школа, имеющая целью доставить бедным девицам всех сословий ремесленное образование; воспитанницы проходят научный курс в объеме программы жен. прогимназий и затем в специальном классе обучаются разным мастерствам; в) отделение снабжения бедных готовой пищею - дешевая столовая, в которой даром пища отпускается только больным, г) отделение для приюта надзирательниц и учительниц, предназначено для призрения лиц жен. пола, бывших на службе в Демидовском Д. и по старости и слабости лишенных возможности прокормиться собственным трудом. Управление Демидовским Д. призрения трудящихся вместе с званием потомственнего попечителя его принадлежит наследникам учредителя. При Демидовском Д. призрения трудящихся состоят действительные и почетные члены.

В Москве в ведении город. общ. управления состоят: 1) Д. призрения Горихвостова при 1-й городской больнице и 2) Д. призрения братьев Петра , Александра и Василия Бахрушиных для неизлечимо больных, учрежденный при городской больнице имени Бахрушиных же на пожертвованный ими капитал. В ведении моск. дворянства состоит Д. призрения имени гвардии полковника Владимира Борисовича Козакова для бедных дворян обоего пола, имеющий целью безвозмездное призрение бедных дворян военного звания, их жен и вдов с малолетними детьми, а также вдов и детей умерших от ран штаб- и обер-офицеров. В ведении моск. Купеческого общества состоят: 1) Николаевский Д. призрения вдов и сирот, принадлежавших к моск. купечеству, для бедных женщин, 2) Д. призрения имени Мазуриных и 3) Дом призрения бедных Г. И. Хлудова. Московское попечительство о бедных духовного звания заведует Горихвостовским Домом призрения. Самостоятельным является Георгиевский Дом призрения бедного духовенства. Общество попечения о неизлечимо больных в Москве имеет Дом призрения неизлечимо больных (женщин). Обществом воспитательниц и учительниц учрежден Д. призрения для престарелых учительниц и воспитательниц. Д. призрения штаб- и обер-офицеров благотворительницы Шереметевой есть военная богадельня (см. Инвалидные дома). Ярославский Екатерининский Д. призрения ближнего учрежден в Ярославле в1786 г. с целью воспитания детей бедных родителей Ярославской губ. В 1820 г. открыта при нем странноприимная палата Грязевых для призрения престарелых и беспомощных женщин. Живущие в Д. призрения мальчики обучаются в местной мужской гимназии и др. учебных заведениях, а девицы - в состоящей при Д. женской гимназии. Д. призрения бедных в г. Туле имеет целью призрение престарелых и увечных; состоит в ведомстве учреждений императрицы Марии, но никаких пособий из сумм ведомства не получает, а содержится исключительно на собственные средства. Д. призрения бедных в память имп. Александра II в Ораниенбауме, учрежденный В. А. Ратьковым-Рожновым, имеет целью призрение лишенных крова и пропитания, как престарелых и убогих, так и бедных бесприютных детей обоего пола. В ведении министра имп. двора состоит Д. призрения престарелых и увечных в г. Петергофе в память имп. Николая I , открытый в 1859 г.

Дом призрения - Название это дается преимущественно таким благотворительным заведениям, которые имеют характер богадельни (см.), но характер этот в них не всегда выдержан; во многих Д. призрения не только принимаются своекоштные пенсионеры, но совместно с престарелыми и увечными призреваются и дети: дома призрения сирот должны быть всецело отнесены к сиротским домам, Д. П. исключительно малолетних бедных - к детским приютам, Д. призрения душевнобольных - к Д. умалишенных. Как и богадельни, Д. П. бывают сословные и всесословные. Значительнейшие из Д. П.: в С.-Петербурге: 1) Д. П. бедных девиц благородного звания, основанный в 1853 г., является как бы отделением вдовьего Д. (см.); принимаются преимущественно девицы, служившие в правительственных учреждениях по учебной части. 2) Николаевский Д. П. престарелых и увечных граждан, основ. в 1831 г. для бедных обоего пола, купеческого и мещанского сословий. При Д. школы для мальчиков и девочек. 3) Д. Л. престарелых и увечных граждан С.-Петербургского мещанского общества, основ. в 1863 г., назначен для бесплатного призрения неспособных к труду из местных мещан об. пола. 4) Д. призрения для бедных граждан Петербурга Тименкова-Фролова, основ. в 1877 г., содержится на средства, завещанные жертвователем, состоит в ведении спб. купеческого общества и распадается на два отделения: а) на Д. для бесплатного призрения престарелых и увечных, принадлежащих к спб. купеческому или мещанскому обществам и б) на школу при Д. призрения, курс которой подходит к курсу 3-классных городских училищ. 5) Александровский Д. для призрения бедных духовного звания - состоящий под покровительством спб. митрополита. В Д. принимаются лица женского пола, которые по бедности, сиротству или болезненному состоянию лишены возможности жить самостоятельно. При Д. трехклассное училище с 6-тилетним курсом для девочек-сирот духовного звания. 6) Д. призрения бедных духовного звания при Большеохтенском православном кладбище. 7) Д. Императрицы Александры Феодоровны для призрения бедных, основ. в 1828 г., состоит в ведомстве императрицы Марии. При Д. состоят почетные благотворители, вносящие ежегодно не менее 300 руб. или внесшие единовременно не менее 5000 руб. 8) Д. призрения престарелых бедных женщин графа Кушелева-Безбородко, основ. в 1861 г., состоит в ведении Императорского Человеколюбивого общества и содержится на пожертвования наследников гр. Кушелева-Безбородко и пособие от человеколюбивого общества. 9) Состоящий в ведомстве императрицы Марии Демидовский Д. призрения трудящихся, открытый в 1833 г. на капитал в 500000 руб., пожертвованный Анатолием Николаевичем Демидовым, ныне действующий на основании устава 8 июля 1882 года, всего менее имеет характер богадельни. Совмещая в себе черты Д. трудолюбия и дешевых квартир, он состоит из 4 отделений: а) отделение трудящихся женщин для жительства 50 женщин и девиц, могущих выполнять работы по тем ремеслам и рукоделиям, которые введены в заведении; из заработка призреваемых удерживается по 25 коп. в сутки на их содержание; б) отделение для воспитания девиц - профессиональная школа, имеющая целью доставить бедным девицам всех сословий ремесленное образование; воспитанницы проходят научный курс в объеме программы жен. прогимназий и затем в специальном классе обучаются разным мастерствам; в) отделение снабжения бедных готовой пищею - дешевая столовая, в которой даром пища отпускается только больным, г) отделение для приюта надзирательниц и учительниц, предназначено для призрения лиц жен. пола, бывших на службе в Демидовском Д. и по старости и слабости лишенных возможности прокормиться собственным трудом. Управление Демидовским Д. призрения трудящихся вместе с званием потомственнего попечителя его принадлежит наследникам учредителя. При Демидовском Д. призрения трудящихся состоят действительные и почетные члены.

В Москве в ведении город. общ. управления состоят: 1) Д. призрения Горихвостова при 1-й городской больнице и 2) Д. призрения братьев Петра , Александра и Василия Бахрушиных для неизлечимо больных, учрежденный при городской больнице имени Бахрушиных же на пожертвованный ими капитал. В ведении моск. дворянства состоит Д. призрения имени гвардии полковника Владимира Борисовича Козакова для бедных дворян обоего пола, имеющий целью безвозмездное призрение бедных дворян военного звания, их жен и вдов с малолетними детьми, а также вдов и детей умерших от ран штаб- и обер-офицеров. В ведении моск. Купеческого общества состоят: 1) Николаевский Д. призрения вдов и сирот, принадлежавших к моск. купечеству, для бедных женщин, 2) Д. призрения имени Мазуриных и 3) Дом призрения бедных Г. И. Хлудова. Московское попечительство о бедных духовного звания заведует Горихвостовским Домом призрения. Самостоятельным является Георгиевский Дом призрения бедного духовенства. Общество попечения о неизлечимо больных в Москве имеет Дом призрения неизлечимо больных (женщин). Обществом воспитательниц и учительниц учрежден Д. призрения для престарелых учительниц и воспитательниц. Д. призрения штаб- и обер-офицеров благотворительницы Шереметевой есть военная богадельня (см. Инвалидные дома). Ярославский Екатерининский Д. призрения ближнего учрежден в Ярославле в1786 г. с целью воспитания детей бедных родителей Ярославской губ. В 1820 г. открыта при нем странноприимная палата Грязевых для призрения престарелых и беспомощных женщин. Живущие в Д. призрения мальчики обучаются в местной мужской гимназии и др. учебных заведениях, а девицы - в состоящей при Д. женской гимназии. Д. призрения бедных в г. Туле имеет целью призрение престарелых и увечных; состоит в ведомстве учреждений императрицы Марии, но никаких пособий из сумм ведомства не получает, а содержится исключительно на собственные средства. Д. призрения бедных в память имп. Александра II в Ораниенбауме, учрежденный В. А. Ратьковым-Рожновым, имеет целью призрение лишенных крова и пропитания, как престарелых и убогих, так и бедных бесприютных детей обоего пола. В ведении министра имп. двора состоит Д. призрения престарелых и увечных в г. Петергофе в память имп. Николая I , открытый в 1859 г.

Д.
Я.

Статья про слово "Дом призрения " в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона была прочитана 2339 раз