Рисунок на тему изобразительное искусство.

Актуальность данного итогового урока обусловлена падением интереса учащихся к расширению кругозора и углублению знаний по всем предметам школьного цикла, в том числе и в области изобразительного искусства. В данном обобщающем уроке я использую современную технологию – компьютерное тестирование – для побуждения учащихся к более внимательной, вдумчивой работе на уроках в течение четверти, для стимулирования желания познакомиться с дополнительной литературой по искусству, а так же для оценки степени усвоения как практического так и теоретического материала урока.

Цель:

  • Провести контрольную работу для выявления уровня усвоенных теоретических знаний по теме 1-й четверти.
  • Развивать навыки работы с компьютерным тестом.
  • Воспитывать у детей любовь и интерес к изобразительному творчеству.
  • Развивать и совершенствовать графические умения и навыки.

Оборудование:

  • Для обучающихся: альбомный лист А4, цветные карандаши, фломастеры, компьютерный класс.
  • Для учителя: компьютерная редактируемая тестирующая программа (Приложение 2 ), раздаточный материал на каждую парту с творческим заданием и иллюстрациями к нему, на доске запись темы урока и лучшие работы выполненные детьми в течение четверти.

1. Окно программы в режиме тестирования.


2.Окно программы с результатами тестирования.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть урока. Сообщение темы и цели урока.

– В течение этой четверти мы знакомились с различными видами искусства Сегодня вам предстоит проверить свои знания, вспомнить что мы относим к пластическим видам искусства, а что к пространственным. Определить художественные материалы, которыми выполнены работы мастеров. Эту часть работы вам предстоит выполнить за компьютерами по специально разработанной программе. Некоторые задания потребуют от вас не только знаний, но и сообразительности. Тест состоит из 30 вопросов и 6-ти предполагаемых ответов. Правильных ответов может быть от 1 до 5. Эту часть задания вы должны выполнить за 15 минут. Затем поменяться местами со 2 подгруппой класса, которая в это время будет выполнять творческую работу. Внимательно познакомьтесь с заданиями, которые находятся на ваших столах и приступайте к работе. Я желаю всем вам сегодня успешной творческой работы.

III. Самостоятельная практическая работа учащихся.

Класс предварительно делится на 2 варианта. Первый вариант остаётся работать за партами, выполняя графический рисунок «Город будущего». Второй вариант, в это же время работает за компьютерами. Через 15 минут учащиеся меняются местами. В конце урока рисунки собираются для оценивания.

IV. Подведение итогов.

У работавших за компьютерами собираются данные о количестве набранных баллов и заносятся в специальную таблицу. Оценки за рисунок и тест суммируются и сообщаются на 1-ом уроке 4 четверти. Максимальное количество баллов – 80.

Приложения:

  • Диск с компьютерной редактируемой тестирующей программой.
  • ТЕСТ для учащихся 6-х классов. Итоговый урок по 1 четверти (

§1 Рисунок – основа пластических искусств

Рисунок имеет самостоятельное значение в искусстве, являясь видом графики, и вместе с этим любой вид пластических искусств не может без него обойтись, потому что рисунок – основа живописи и скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.

Рисунок – структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок – средство познания и изучения действительности.

1. Длительный рисунок гипсовой головы

Многочисленные разновидности рисунка различаются по технике, методам и характеру рисования, по назначению, жанрам и темам.

Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, при создании произведений разных видов искусств и украшать интерьер.

Самостоятельное значение имеет станковый рисунок – выполненное на мольберте (станке художника), на отдельном листе, тщательно проработанное художественное произведение различных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, мифологический рисунок и др.). Темы для рисунков могут подсказать сама жизнь, история или фантазия.

Жизненные впечатления художник может зафиксировать в быстро выполненных набросках и зарисовках. Подготовительный рисунок необходим при создании живописных полотен, фресок, мозаик и витражей. Дизайнер или архитектор свой первоначальный замысел проекта фиксирует с помощью рисунка в эскизах. Скульптору необходимо хорошее владение рисунком, чтобы правильно передавать пропорции и объем, располагать форму в пространстве. Композиция скульптурного рельефа начинается с рисунка.

Академический рисунок – многочасовую работу с подробной передачей конструкции и светотени объектов – выполняют слушатели Академии художеств и студенты высших специальных учебных заведений. Такая система обучения сложилась с конца XVI века и, как правило, включает копирование «оригиналов» признанных мастеров, рисование с гипсовых античных слепков и затем – с живой натуры.

Учебный рисунок представляет собой обширную область разнообразных заданий по рисованию геометрических тел, гипсовых орнаментов, разнообразных натюрмортов, объектов мира техники и природы, человека, пейзажа, архитектурных построек и др. Как правило, учебные задания по рисунку соответствуют программным задачам, их предлагается выполнять по мере нарастания сложности в специальных условиях под контролем педагога. Рисунок, включающий учебное рисование с натуры, рисование по памяти и воображению, составляет основу художественного образования.

2. Рисунок учащегося. Гипсовый орнамент

С помощью одних и тех же средств рисунка: линии, штриха, пятна – художниками создается разнообразное восприятие мира. Все зависит от того, как художник использует эти средства художественной выразительности, как он ведет линию и кладет пятно, в какой пропорции использует светлое и темное, как передает пространство и др. Благодаря рисунку мысль, наблюдение фиксируются на бумаге. Рисунок выявляет отношение художника к изображаемому. Почерк художника отражает его душевное состояние.

Главное выразительное средство рисунка – линия. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатистой. Богатство графических материалов помогает быть линии предельно разнообразной.

Работы величайших мастеров прошлого и ведущих художников современности позволяют проследить историю развития рисунка, раскрывают особенности их творческого метода и выразительные возможности работы карандашом, тушью, углем, сангиной, пастелью и другими графическими материалами.

Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам. Они первыми стали устанавливать законы изображения, обучать определенным канонам. Обучение технике рисования осуществлялось по двум направлениям. С одной стороны, вырабатывалось свободное движение руки, чтобы ученик мог легко наносить кистью главные контурные линии на поверхность доски или папируса. С другой – ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапывать контур рисунка на стене для фрески, на камне для барельефа и др.

Древнегреческие художники при разработке своих канонов исследовали человеческое тело. Они утверждали, что сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого. Художники Древней Греции старались изобразить реальный мир как можно точнее, поэтому в основу метода обучения рисунку было положено рисование с натуры.

В эпоху Римской империи само изобразительное искусство, а значит и рисунок, приняло как бы прикладной характер. Поэтому при обучении рисованию преобладало копирование образцов, повторение приемов работы древних греков.

Средневековое изобразительное искусство отвергало реалистические тенденции, если они не отвечали религиозному сюжету. Рисунок был направлен не на точность передачи натуры, а на ее эмоциональное, духовное состояние.

3. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Св. Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем. Фрагмент. Уголь

4. К. БРЮЛЛОВ. Портрет Полины Виардо. Графитный карандаш

Все разновидности технических приемов рисунка, дошедшие до нашего времени в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы – бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к исключительному богатству художественных и технических приемов.

Техника рисунка, сложившаяся в эпоху Возрождения, оказала сильнейшее влияние на последующие поколения художников и стала основой для многих художественных школ, которые выработали свои технические и художественные приемы работы теми же материалами.

Строгую, линейную манеру рисунка вырабатывали художники Возрождения, принадлежавшие к флорентийской и римской школам: А. Матеньи, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Венецианские художники, напротив, рисовали в свободной манере, например Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто предпочитали использовать легкий живописный штрих и пятно.

Великими мастерами линейного рисунка, выполненного серебряным штифтом, были Ян ван Эйк, А. Дюрер, Рафаэль и др. Художником, блестяще владеющим графитным карандашом, в первой половине XIX века был французский художник Ж.-Д. Энгр.

Русская школа XVIII и XIX веков также внесла много нового в технику рисунка. Виртуозно владели рисунком О. Кипренский, К. Брюллов и ряд других учеников Академии художеств. Они любили выполнять работы на слегка желтой или голубой бумаге с использованием ее тона, что избавляло рисунок от излишней перегруженности листа. Даже учебные рисунки этих художников украшают в настоящее время крупные музеи изобразительного искусства.

О. Кипренский в рисунке «Натурщик с красным плащом», благодаря использованию итальянского карандаша, сангины и мела, добивается обилия полутонов и живописного впечатления.

В рисунке К. Брюллова «Портрет Полины Виардо», выполненном графитным карандашом, сделана тончайшая моделировка объема средствами светотени. Хорошо передано сходство с моделью, неповторимое движение знаменитой певицы того времени.

В известном рисунке «Группа из двух натурщиков» К. Брюллов использовал сложное сочетание материалов: сангины, пастели, угля и мела. Этим он добился богатства тоновых оттенков и цветовых нюансов.

5. К. БРЮЛЛОВ. Турчанка. Акварель.

Многочисленные рисунки Брюллова, выполненные акварелью, производят впечатление законченных картин, например поражающая своим ювелирным мастерством «Турчанка».

Рисунки русских мастеров А. Лосенко, А. А. Иванова, И. Репина и многих других дают прекрасные примеры различных приемов использования материала.

Великий живописец А. А. Иванов обогатил возможности акварели, заставил ее звучать с новой выразительной силой.

Поражают особой одухотворенностью акварельные рисунки А. А. Иванова к библейским и евангельским сюжетам, выполненные с помощью белил на бумаге приятного теплого тона.

Эти листы – многофигурные, сложные композиции, раскрывающие человеческие характеры. Художник добивается необыкновенной гармонии цветовых сочетаний.

И. Репин любил выполнять остропсихологические рисунки графитным карандашом и использовать в них растушку. Из рисунков углем на холсте интересен «Портрет Элеоноры Дузе». Репин применил в нем разнообразные технические приемы: то уголь кладется плашмя, особенно при изображении одежды и фона, и слегка растирается, то работа ведется свободным, широким штрихом. Репин очень умело передает фактуру платья, кресла, волос с помощь^} угля и шероховатой поверхности холста.

Русские художники второй половины XIX века развили и широко использовали в своем искусстве технику соуса как сухого, так и мокрого, когда он разводится водой, подобно акварели. Н. Крамской выполнил этюд женской головы к картине «Неутешное горе» в свободной манере, с использованием штриха, в технике сухого соуса.

6. И. РЕПИН. Портрет Элеоноры Дузе. Уголь

7. В. СЕРОВ. Портрет О. К. Орловой. Смешанная техника

Рисунки В. Серова, Б. Кустодиева, В. Борисова-Мусатова, М. Врубеля представляют собой образцы мастерского сочетания разнообразных рисовальных материалов в одном листе.

В. Серов, работая над «Портретом О. К. Орловой», применил уголь, сангину и цветные карандаши. Получился рисунок, близкий к живописному изображению. Серов использовал почти все употреблявшиеся в его время художественные материалы, извлекая из них максимальные возможности, необходимые для создания произведения. Ему удавалось добиваться простоты и общей гармонии тона, несмотря на сложную технику исполнения. Обладавший высоким мастерством, виртуозной техникой и тонким вкусом, Серов создал немало великолепных рисунков.

Особую манеру наложения штрихов М. Врубелем невозможно спутать с почерком другого художника. Чтобы он не изображал – розу в стакане, пейзаж, ребенка в кроватке, нервные, угловатые, перекрещивающиеся врубелевские штрихи безошибочно узнаются.

Пером как инструментом рисования охотно пользовались великие мастера всех поколений – Леонардо да Винчи, Микел- анджело, Тициан, Дюрер, Рембрандт, Доре, И. Репин, В. Серов, М. Врубель и многие другие. Они оставили нам неповторимые и бесконечно разнообразные перовые рисунки. Обычно рисовали чернилами, тушью, сепией (краской коричневого цвета) на гладкой, плотной, белой или тонированной бумаге. Часто сочетали технику работы пером и кистью. Приемы перового рисунка разнообразны, их создавали выдающиеся мастера западноевропейского и русского искусства. Рисунок пером требует от художника точности и уверенности, так как почти невозможно внести исправления.

Пастель и акварель используют и для рисунка, и для живописи. Все зависит от того, что больше предпочитает художник – линию или пятно, многоцветие или монохромность. Большое количество рисунков кистью, особенно портретов, оставили нам такие мастера, как К. Брюллов, И. Репин, И. Крамской, В. Серов, М. Врубель и многие другие.

Художники XX века продолжают развивать традиции русской школы – реалистического рисунка и создают много нового в области свободного, островыразительного, экспрессивного, нарушающего традиционные нормы рисунка авангардных направлений.

Богатый материал для изучения техники рисунка мировой и русской школ находится в крупнейших художественных музеях.

Из книги Беседы о фотомастерстве автора Дыко Лидия Павловна

БЕСЕДА СЕДЬМАЯ Ритмический рисунок кадра Художественная организация линий и тонов. В любом фотографическом снимке легко обнаруживаются два основных элемента, из которых состоит изображение, это – тона и линии, выступающие в самых различных соотношениях. Оба этих

Из книги Подход Зельцмана к традиционному классическому портрету. Структурный портрет автора Зельцман Джо

Из книги Время – кино – зритель автора Ромм Михаил Ильич

Из книги Введение в историческое изучение искусства автора Виппер Борис Робертович

Из книги Основы рисунка для учащихся 5-8 классов автора Сокольникова Наталья Михайловна

Нарцисс в стакане Рисунок с натуры (карандаш) 1. Определение композиционного расположения объекта на листе, общих пропорциональных отношений. Следите за тем, чтобы изображение размещалось свободно на листе, чтобы со всех сторон оставалось достаточно свободного места. 2.

Из книги Статьи из журнала «Сеанс» автора Быков Дмитрий Львович

Из книги Том 5. Произведения разных лет автора Малевич Казимир Северинович

Проект Дома Искусств* Как ветер весенний сильным напором стремительных волн разорвал и распылил холодные зимние тучи, открыл голубое бесконечное пространство, так бурей революционных усилий идея социализма сняла вековые покровы мрака, сняла самодержавные мантии,

Из книги Об искусстве автора Валери Поль

Дега, танец, рисунок (Фрагменты)… Я познакомился с Дега году в девяносто третьем?-?девяносто четвертом в доме у г. Анри Руара, которому был представлен одним из его сыновей, после чего подружился вскоре со всеми тремя 1.Этот особняк на улице Лиссабон весь?-?от порога

Из книги Тайные знания коммерческих иллюстраторов автора Франк Яна

Линейный рисунок или трехмерное изображение? Определившись со степенью стилизации фигур и предметов, иллюстратор должен принять второе важное решение: ему следует сделать выбор между линейным рисунком и трехмерным изображением. Линейный рисунок Трехмерное

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Основной рисунок и композиция Чтобы быстро нарисовать хороший чистовик, нужен эскиз. Первый набросок может быть совсем грубым, главное - наметить рамку с пропорциями будущей иллюстрации, горизонт, местоположение и масштаб объектов.Самой лучшей основой для гармоничной

Из книги Эстетика и теория искусства XX века [Хрестоматия] автора Мигунов А. С.

Рисунок с полутонами и раскрашивание его на компьютере Некоторым иллюстраторам нравится работать с академическими карандашными линиями и строить предметы и человеческие фигуры «старомодным» способом - на бумаге, с помощью угля, мягких карандашей, ластика и пальцев.

Из книги Искусство ручного ткачества автора Цветкова Наталья Николаевна

Из книги Беседы об искусстве [сборник] автора Роден Огюст

Из книги Супермодель и фанерный ящик [Шокирующие истории и причудливая экономика современного искусства] автора Томпсон Дональд

Из книги автора

Глава V Рисунок и цвет Роден всегда много рисовал. Обычно он использовал перо или карандаш. Прежде он очерчивал контур пером, затем кисточкой вводил черный цвет и белила. Исполненные таким способом гуаши напоминали копии барельефов или круглых архитектурных рельефов. Это

Из книги автора

Ярмарки искусств «Арт-Базель-Майами» эволюционировала из простой ярмарки по торговле искусством в почти обязательную предрождественскую остановку в осеннем миграционном перелете богатых. Гай Трибей, журналист Это все равно что привести корову на экскурсию по бойне.

Рисунок - вид графики и вместе с этим основа всех видов изобразительного искусства. Рисунок может выступать и как самостоятельный вид творческой деятельности. Виды рисунка различаются по технике исполнения, по назначению, темам и жанрам.

Рисунку подвластны любые жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, бытовой, исторический жанры и др.). В композициях средствами рисунка можно воплотить разнообразные темы: строительства, сбора урожая, космических полетов, путешествий, праздников и др. Основные средства художественной выразительности рисунка - линия, штрих, пятно. При помощи штриховки, тона и светотени передается форма, объем, пропорции предметов, линейная и воздушная перспективы. Рисунок может быть самостоятельным произведением искусства.

Рисование может осуществляться на основе непосредственного наблюдения с натуры, по памяти, представлению или воображению.

Основу линейных рисунков составляет условность -линия, которой мы отображаем контур видимых нам форм. В действительности ни один предмет в природе не имеет линий. Несмотря на условность, линейные рисунки зрительно воспринимаются как нечто вполне естественное.

Тоновым рисунком мы будем называть рисунок, в котором предметы изображаются путем имитации их светлотных характеристик - собственной окраски предметов, света и теней, как собственных, так и падающих.

Собственная тень - это тень на тех поверхностях предмета, которые отвернуты от источника света.

Падающая тень это тень на тех поверхностях предмета, которые обращены к источнику света, но загорожены от него другим предметом.

Блик - место на освещенной части предмета, где свет отражается непосредственно от источника (на глянцевых поверхностях мы видим непосредственно отражение источника света).

Свет- освещенная часть предмета.

Полутень - переход между светом и собственной тенью, или между тенью и рефлексом.

Тень - самое темное место в собственной тени, на которое не попадает ни прямой, ни отраженный свет.

Рефлекс - место в собственной тени на предмете, на которое попадает отраженный свет от другого освещенного предмета или освещенной части того же предмета - всегда значительно темнее света.

Падающая тень - самая темная градация среди теней при условии одинаковой окраски предметов, по мере удаления от предмета ее границы размываются, а сила тона слабеет.

Рисунок 1. Тоновый рисунок.

Длительный рисунок - основан на продолжительном изучении натуры.

В длительном рисунке серьезно и глубоко изучаются отдельные правила и законы рисунка, сосредоточивается внимание на основных этапах построения реалистического изображения. В набросках и коротких зарисовках вы приучаетесь использовать свои знания и навыки. Процесс обучения рисованию проводится на основе длительного штудирования натуры. Длительный рисунок дает возможность глубже усвоить закономерности построения изображения на плоскости и понять особенности строения натуры.

Современная методика обучения рисованию предусматривает три основных этапа работы над длительным рисунком: композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги и определение общего характера формы; пластическая моделировка формы светотенью и детальная характеристика натуры; подведение итогов проделанной работы.

Длительный рисунок должен начинаться с живого эмоционального наброска, который будет заключать в себе основное композиционное решение рисунка.

Набросок - это кратковременный рисунок. Его можно выполнить за 2-5-10 мин, в зависимости от цели, которую вы перед собой ставите.

При изучении форм предмета лучше делать короткие наброски (2-5 мин.). Если же вас интересует распределение светотени, то времени на набросок уйдет больше, так как нужно передать и форму предмета, и его светотень.

Наброски выполняются перед началом работы над длительным рисунком с целью предварительного изучения формы предмета или группы предметов и взаимного положения их в пространстве. Такие наброски следует делать с разных точек зрения, меняя положение предмета в пространстве.

Большую роль играют наброски при подготовке к тематическому рисунку. Они помогают грамотно нарисовать предмет, пейзаж, фигуру, найти наиболее удачное положение, движение или форму.

Полезно выполнять наброски и с самостоятельной целью. Работа над набросками развивает наблюдательность, умение выделять главное, легко определять форму и характерные особенности предмета и передавать их в рисунке.

Набросок может быть выполнен одними линиями, без передачи светотеневых отношений. Чтобы он получился выразительным, передающим объем и пространственное положение предмета, надо уметь варьировать толщину линии. В темных местах линия может быть широкой, мягкой, светлые места лучше очертить тонкой, волосяной линией. Кое-где в тени можно добавить несколько широких штрихов для того, чтобы подчеркнуть объем формы.

Наброски могут быть линейные или тональные.Линейные наброски передают движение и характер объекта двумя-тремя линиями. Для них хорошо подходят карандаши, фломастеры, маркеры - все, что помогает создать точную и живую линию.

Ананьева Елена Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: "Самарское художественное училище им.К.С.Петрова-Водкина"
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Рисунок - основа изобразительного искусства"
Дата публикации: 16.03.2017
Раздел: среднее профессиональное

Рисунок - основа изобразительного искусства.

Процесс познания художником окружающего мира состоит в раскрытии

Глубокое

всестороннее

закономерностей

основное

реалистического

искусства.

Правильно

правдиво

изобразить

действительность

знания ее законов невозможно.

Реалистическое искусство требует от художника тесной связи с жизнью и

высокопрофессионального

мастерства.

внимание

художественной

овладения

изобразительного

искусства. Реалистическое искусство пользуется языком, ясным для всех, оно

доступно

стремится

отображать

реальную

действительность правдиво, без искажений.

Основой всех видов изобразительного искусства является рисунок. Это не

искусство,

обучающая

понимать

конструктивную

изображать

пластическую

структуру

предмета

плоскости.

средство

выражения

фантазии,

представлений в любой композиционной и проектной работе.

Одной из задач учебного академического рисунка и является раскрытие

познания

реальной

действительности

процессе

построения

изображения, раскрытие приемов и методов изучения форм природы.

Программа

основывающаяся

использовании

традиций мировой и русской реалистической школы, ориентирует учащихся

углубленное

изучение

Последовательность

постепенность

процесса

рисования

принятые

художественной

позволяют

сочетать

изучение

художественной

интерпретацией.

Необходимо

внимание

краткосрочным постановкам по рисунку, наброскам, рисованию по памяти и

по представлению, работе по изображению античных слепков, интерьеров,

архитектуры

театрально-декорационных

постановок,

творческой и самостоятельной практике студентов.

Пути постижения человека и природы раскрывали художники прошлых

столетий.

представляют

высказывания,

трактаты, многие положения из которых по сей день не утратили своего

значения.

Начальная практика рисования гипсовых слепков – это хорошая подготовка

учащихся к дальнейшему изучению человека на последующих курсах. Эта

приучает

точности

изображения,

тренирует

зоркость

дисциплинирует художника, воспитывает в нем эстетический вкус. Рисование

предусматривает решение учебных и творческих задач в единстве, являясь

системой

обучения

воспитания

развития

творческого

потенциала.

рисовании

необходимо

приучаться

представлять себе объем в целом, иметь ввиду и те части, которых не видно с

данного места. Все части рисунка, все детали должны жить только в связи с

другими. Сумма частей в искусстве не равна целому, так как целое – это

сумма частей плюс целостность, единство, собранность и соподчиненность

этих частей.

Светотеневые отношения (сила света, теней и полутеней) в

ансамбле

подчиняться

определенной

гармонии.

Каждый полутон, свет, рефлекс и блик должны дополнять и поддерживать

друг друга так, как это мы наблюдаем в музыке, где каждый звук аккорда

согласован с соседним, дополняет его, создавая впечатление единого целого.

обучения

необходимо

осваивать

многочисленные

технические

рисования,

различные

материалы.

наброски, зарисовки (рисовать от себя, по представлению), развивая остроту

глаза и наблюдательность.

временем

приходит

рисовать,

предварительное

построение, держа его в уме, ориентируясь на основные опорные пункты.

Появиться возможность отойти от строгой дисциплины, сухости, которые так

необходимы в процессе изучения, но навсегда должно остаться стремление

анализировать и точно передавать натуру.

Формирование

художника-реалиста

предусматривает

вооружение

учащихся художественных учебных заведений определенной суммой научно-

теоретических знаний и практических навыков. Художник-профессионал тем

отличается

дилетанта,

понимать

сложности

реалистического

изображения,

закономерности

зрительного

восприятия действительности и уметь творчески их использовать в работе.

мастеров,

начинающий

рисовальщик

замечает в них отступления от правил, нарушение закономерности строения

формы, и ему начинает казаться, что правила вообще не нужны, главное -

эмоциональная

выразительность

проистекает

непонимания

различия

творческим

рисунком

бывает возможно для мастера, недопустимо для ученика. Познавая в рисунке

законы линейной перспективы, ученик обязан строго соблюдать все правила.

Мастер же может делать отступления.

Профессиональная

квалификация

художника

находится

зависимости от суммы и качества знаний и навыков, которыми обладает

художник,

использовать

процессе

творческой работы.

Овладевая

профессиональными

знаниями

навыками

занятиях,

учащийся

художественного

учебного

заведения

постоянно

активизировать свою творческую деятельность, развивать художественный

вкус. Этого можно добиться путем развития образного видения, образного

мышления,

систематических

изучением

произведений

мастеров. Занятия учебным рисунком помогают художнику правильно видеть

и понимать реальную действительность, указывают правила и способы ее

верного изображения.

Рисунок, тончайший инструмент художника для выражения творческих

замыслов, в то же время и средство изучения действительности во всем ее

бесконечном многообразии.

Современная

академического

наследовала

традиции русской и мировой культуры, в основе ее методов обучения лежит

рисование с натуры. Основы школы реалистического рисунка были заложены

еще художниками Древней Греции, они проявляли живой интерес к реальной

действительности, стремились с математической точностью познать законы

природы и на их основе добиться полной достоверности в изображениях.

Художники эпохи Возрождения продолжили эту линию, но уже с новых

глубоким

научно-теоретическим

обоснованием.

трактатах

Альберти,

Леонардо

искусство

определяется как наука, а в основу обучения кладется рисование с натуры как

наилучший

познания

реальной

действительности.

веках рисование выделяется в самостоятельную учебную дисциплину -

академический

дальнейшем

становится

главнейшим

учебным предметом во всех художественных учебных заведениях.

изобразительного

искусства.

академического

рисования ставит своей задачей научить правильно наблюдать и познавать

предметы окружающей нас природы.

Наша художественная школа должна использовать все лучшее, что было в

системах

академических

развивать

принципы

методы, которые давали высокие результаты, а не отвергать достижения

прошлого. В настоящее время реалистическое искусство не потеряло интерес

необходимость

дальнейшем






Виды рисунка Основными видами рисунка являются: набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз. Эдуар МАНЕ. Портрет мадам Жюль Гийме. Набросок. Уголь. Франция Набросок - произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, быстро исполненное. Главное назначение наброска - быстрая фиксация отдельных наблюдений и замыслов художника. Набросок может исполняться с натуры, по памяти или воображению.




Эскиз - подготовительный набросок для более крупной работы. Исполнению значительной картины или скульптуры предшествует серия эскизов и этюдов, в которых художник разрабатывает общую структуру будущего произведения. Лев Бакст Эскиз Костюма для Анны Павловой «Бабочка» Лев Бакст Эскиз костюма для Вацлава Нижинского "Шехерезада" Синий Султан


Этюд (французское etude - изучение) - в изобразительном искусстве произведение вспомогательного характера и ограниченного размера, выполняемое с натуры. В этюдах художники разрабатывают детали задуманного произведения Эжен Делакруа «Резня на Хиосе». Этюд Клод Оскар Моне «Дама с зонтиком». Этюд




Академический рисунок – многочасовая работа с подробной передачей конструкции и светотени объектов. Такая система включает копирование «оригиналов» признанных мастеров, рисование с гипсовых античных слепков и затем с живой натуры. Работы Юрия Бутенко Длительный академический рисунок гипсовой головы Афродиты Книдос. Длительный рисунок гипсовой головы Гаттамелаты




Станковый рисунок Станковый рисунок - рисунок, не имеющий прикладного значения; самостоятельный вид графики. Основными жанрами станкового рисунка являются: портрет, пейзаж и фигурная композиция. Станковая живопись Блудова И. В. «Историческая композиция» Николай Блохин. Портрет девушки


Творческий рисунок Он всегда особенный, в нем автор стремиться выразить то, что ему кажется интересным Рисунок из песка Светлана Дерид Полотно из песка столь не вечно Руки - кисти свой мир создадут Горсть песка высыпаю беспечно, Пусть с ним мысли плохие уйдут.








Анри Матисс "Женщина с распущенными волосами» Линейный рисунок Анри Матисс «Портрет молодой женщины с распущенными волосами» Тоновой рисунок


Используемая литература: 1. Л. А. Неменская. Изобразительное искусство: Искусство в жизни человека. Учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений, под редакцией Б.М.Неменского -М.: Просвещение, 2008; 2. Н. М. Сокольникова. Изобразительное искусство 5 – 7 классы Учебник в 4 книгах: «Основы рисунка», «Основы живописи», « Краткий словарь художественных терминов», «Основы композиции» -М.: Титул, Изобразительное искусство 6 класс. Поурочные планы по программе Л. А. Неменской, составитель М.А. Порохневская. – Волгоград: Учитель - АСТ, 2004;