Наблюдение за небом и дождем. Картотека на тему: Зимние наблюдения в детском саду

Цель: Наблюдение за тем, как черные, тяжелые тучи медленно передвигаются по небу, потому, что их гонит ветер. Развивать интерес к любой погоде.

Словарная работа : активизация: туча, небо, облака, дождь; обогащение: кроет, моросит, хмурое, голые, обнаженные, ветер воет увядание.

Художественное слово : Туча небо кроет- небо не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит.

: дождь смывает грязь и песок с предметов.(под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой.

Карточка №21

Наблюдение за утренними заморозками

Цель: Наблюдать за изменениями в природе (живой и не живой) с наступлением холодов, заморозков.

Словарная работа : активизация: лужица, тоненький ледок, солнечный зайчик, босиком; обогащение: искрится, ломкий, прозрачный, светло-синий.

Художественное слово : Утром лужица искрится

Синим, тоненьким ледком…

Зайчик солнечный боится

Нынче бегать босиком.

.

Исследовательская деятельность : наблюдение за льдом на лужах: сначала он твердый, к обеду его можно проткнуть палочкой, он тает, становится тонкими ломким.

Карточка №22

Октябрь

Цель : Продолжать закреплять названия осенних месяцев. Познакомить с народным названием октября. Учить сравнивать погоду начала сентября и начала октября.

Словарная работа : активизация: октябрь, пожелтел, середина осени; обогащение: золотом горят, «грязник»

Художественное слово : Наступил октябрь,

Пожелтел наш сад.

Листья на березе

Золотом горят.

Беседа по содержанию стихотворения .

Методический прием: беседа с целью сообщения знаний:

Октябрь- второй осенний месяц, середина осени.

Октябрь- «листопад», «грязник». Наступила пора «золотой» осени.

Исследовательская деятельность : определить опытным путем, что песок утром замерзший - не копается, не пересыпается, а к обеду оттаивает верхний слой, к вечеру, при теплой погоде, его можно копать и пересыпать.

Карточка №23

Наблюдение за погодой.

Цель: Учить детей самостоятельно определять погоду. Отметить, что в октябре – середине осени, часто идет холодный дождь, небо заволакивают серые, тяжелые облака, травы от влаги побурели, деревья стоят голые. Все чаще по утрам морозы, заморозки. Идет сырой снег. Снег быстро тает, лужи затягиваются льдом, но он тонкий, не прочный, не прочный – днем тает. Развивать знание фольклора.



Словарная работа: активизация: мертва трава, частый дождик; обогащение: заволакивают облака, травы буреют, заморозки.

Художественное слово : В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Беседа по содержанию стихотворения.

Исследовательская деятельность : наблюдение за песком: он стал твердым, замерзшим, его нельзя копать (потому, что земля остыла, готовиться к зиме).

Карточка №24

Наблюдение за дождем, мокрым снегом.

Цель: Отметить, что часто идут дожди со снегом. Лужи не высыхают. Учить сравнивать. Отмечать схожесть и различия. Практиковать детей в чтении стихов об осени.

Словарная работа : активизация: дождик, обогащение: проливной, затяжной.

Методический прием Воспитатель предлагает детям прочесть стихотворение об осени.

Беседа по содержанию стихотворений

Исследовательская деятельность : « Музыка дождя»

Дети кладут под дождь дном кверху: аллюминивую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности.

Карточка №25

Наблюдение за дождем, мокрыми лужами.

Цель: Отметить, что поздней осенью часто идут дожди с мокрым снегом, рассказать, что они нужны растениям и земле.

Словарная работа: активизация: осень, дорожка, лужи; обогащение: просвет, затерялось, накапливает, впитывать.

Художественное слово : Уходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди

И нет просвета.

Затерялось лето где-то.

Беседа по содержанию стихотворения .

Исследовательская деятельность : отметить состояние песка.

Почему песок твердый?

Подбор прилагательных к существительному «песок» (твердый, холодный, сыпучий, заледенелый, блестящий…)

Карточка №26

Наблюдение за птицами, их повадками.



Цель: Продолжать наблюдение за птицами на участке. Рассказывать о перелетных птицах, как она собираются в стаи, готовятся к отлету.

Ближайшее к нам небесное тело - , спутник Земли, мир скал размером в четверть Земли. Солнце представляет собой шар из раскаленного газа, превосходящий более чем в 100 раз размеры Земли. Нас отделяют от Солнца около 150 млн. км - расстояние, принимаемое за одну астрономическую единицу (а. е.).

Луна совершает полный оборот вокруг Земли за 27,3 суток, Земля же оборачивается вокруг Солнца за 1 год (365,24 суток). Орбиты лежат внутри орбиты Земли, тогда как – самая крайняя планета Солнечной системы. Семь звезд находятся в пределах 10 световых лет от нас, и ближайшая к нам — слабая спутница Альфа Центавра . Солнечная система находится в одном из спиральных рукавов Млечного Пути, состоящем из звезд, газа и пыли. Местная группа включает в себя три спиральные галактики: галактику Андромеды (М31), Млечный Путь и МЗЗ. Местное сверхскопление галактик в Деве состоит примерно из 5 тысяч галактик, объединенных в несколько облаков. Во насчитываются миллиарды галактик, образующих сгущения, слои и цепочки, разделенные пустым пространством.

Наблюдение за светящимися объектами на звездном небе

В хорошую ясную ночь невооруженным глазом на небе можно наблюдать до 3 тысяч звезд. Хорошо различима также светлая полоса Млечного Пути. Наблюдатель способен обнаружить до пяти планет. С виду очень похожие на звезды, планеты отличаются тем, что движутся относительно звездного неба. Луна изменяет положение и фазу, проходя месячный цикл. Временами темное небо прочерчивают яркие полоски, вспыхивая и через доли секунды угасая. Это так называемые падающие звезды , на самом деле – метеоры. Бывает, что на небе видны голова кометы и ее призрачно светящийся хвост.

Масштабы Вселенной

Скорость которого 300 тыс. км/с, проходит путь от Луны за время чуть более секунды. Чтобы достичь Земли, лучам Солнца нужно 8,3 минуты, а на преодоление расстояния от нас до Плутона свету требуется примерно 5,5 часа. При оценке расстояний до звезд уже не обойтись секундами как в пределах Солнечной системы. Возьмем для примера ближайшую звезду, называемую проксима Центавра свет от нее идет 4,3 года, и об этой слабой красной звезде говорят, что она находится на расстоянии 4,3 световых года. Диаметр же нашей Галактики примерно 100 тыс. световых лет! Еще труднее представить себе расстояния между галактиками. К примеру, ближайшая к нам галактика Андромеды находится от нас на расстоянии 2,2 млн. световых лет. Вместе с нашей Галактикой она входит в Местную группу , состоящую примерно из 30 галактик, сосредоточенных в области диаметром около 4 млн. световых лет. Местная группа располагается на краю огромного сверхскопления в Деве. Современные телескопы позволяют обнаруживать галактики на расстоянии более 10 млрд. световых лет, число же галактик во всей наблюдаемой Вселенной гораздо больше и составляет многие миллиарды.

Возвращаясь к звездам, следует сказать, что другие находятся гораздо дальше упомянутой проксимы Центавра. Скорость света примерно 300 тыс. км/с. Расстояние, которое он может преодолеть за один год (около 10 млрд. км), называется световым годом . Что говорить о прочих звездах, когда до самой близкой к нам 4,3 световых года. Солнце тоже звезда, одна из миллиарда, образующих нашу Галактику, или Млечный Путь. Разумеется, наша Галактика не единственная во Вселенной. Астрономы имеют возможность наблюдать миллиарды подобных образований, удаленных на расстояния до 10 млрд. световых лет. Галактики образуют группы, или скопления, которые в свою очередь объединяются в еще большие по величине сверхскопления, Но все это только часть Вселенной, размеры которой до сих пор неизвестны, недоступны воображению человека.

Карты звездного неба

Если вы живете к северу от экватора, названия месяцев подскажут, когда масть небесной сферы, примыкающая к ним на карте, будет находиться на юге в 10 часов вечера. Через месяц ту же часть неба следует искать на юге в 8 часов вечера. Если вы живете южнее экватора, названия месяцев укажут, когда соответствующая часть неба будет в 10 часов вечера на севере.

Звезды в течение многих тысячелетий приковывают к себе внимание людей, умевших уже в глубокой древности различать группы звезд с характерным расположением — созвездия, которым они давали имена персонажей мифов и легенд. Среди множества созвездий есть легко узнаваемые, другие требуют большего воображения. Одним из самых, заметных является Орион. Это созвездие представляется нам охотником, широким шагом пересекающим небо.

Ориентиры на звездном небе

Продолжив мысленно прямую, соединяющую три звезды пояса Ориона, а одну сторону, мы найдем Сириус - самую яркую звезду на небе. Продолжив линию в обратном направлении, мы найдем звезду Альдебаран в созвездии Тельца. Семь самых ярких звезд Большой Медведицы образуют Большой Ковш. Две замечательных звезды Мерах и Дубхе называют так же Указателями, потому что соединяющая их прямая всегда укажет наблюдателю путь к Полярной звезде.

составитель: Бердова О.И.

Карточка№ 1.
«Признаки наступившей зимы»
Цель: Предложить детям разделиться на две команды и принять участие в соревновании «Кто найдет больше признаков зимы» (стало холодно, дети и взрослые одеваются теплее, земля твердая, замерзшая, замерзли лужи, выпал снег). Подвести итоги конкурса, отметить победителей в номинациях: «Больше всего правильных ответов», «За образные описания», «За самые яркие фантазии» и т.д.

Художественное слово:
Стали дни короче,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы,
И зима настала.
И.Суриков.

Народные приметы:
«Окончательно замерзли водоемы»
«Земля покрылась снегом»
«В лесопарках появились красногрудые снегири»
«Стоят самые короткие дни и самые длинные ночи»

Карточка № 2.

«За погодой зимой»
Цель: Учить детей наблюдать и рассказывать о состоянии погоды, точно называть и правильно фиксировать при помощи знаков основные характеристики погоды (облачность, температура, ветер, осадки).

Народные приметы:
«Зимой вороны летают и кружатся стаями – к морозу».
«Сильная тяга в печи зимою – на мороз, слабая – на сырую погоду».
«Мухи проснулись среди зимы – к продолжительной оттепели».
«Ясное небо – к морозу».
«День начинается туманом – быть оттепели».
«Мороз к вечеру слабее – к осадкам».
Карточка № 3.

«Появление сосулек»
Цель: Предложить детям ответить на вопрос о том, где можно найти сосульки, и проверить их догадки. Рассказать детям, как возникают сосульки, какие интересные опыты и наблюдения можно провести вместе с взрослыми. Познакомить ребят с правилами безопасности в зимнее время.

Загадки:
У нас под крышей белый гвоздь висит,
Солнце взойдет, гвоздь упадет.
(Сосулька)
Торопился ручеёк прыгнуть вниз,
Зацепился за сучек и повис.
(Сосулька)

Карточка № 4.

«Иней»
Цель: Обратить внимание на красоту зимнего пейзажа, предложить рассмотреть ветви, покрытые инеем, предположить, как образуется иней. Обобщить высказывания детей, рассказать, почему деревья покрылись «серебром».

Загадка:
В белом бархате деревня – и заборы, и деревья.
А как ветер нападет, этот бархат опадет.
(Иней)

Народные приметы:
«Если ночью был иней – днем снега не жди».
«Иней на деревьях – к морозам, туман к оттепели».

Художественное слово:
Иней.
По деревьям серебристая
Перекинулась фата –
Белоснежная, пушистая,
Кружевная красота!
И себя березка грустная
Не могла узнать сама –
Так украсила искусная
Ветки деревца зима…
Г.Галина.

Карточка № 5.

«За кошкой»
Цель: Предложить детям рассмотреть кошку, понаблюдать за ней, обратить внимание на изменения в её внешнем виде и поведении. Систематизировать и дополнить представления детей о жизнедеятельности животных в зимнее время.

Народные приметы:
«Кошка морду лапой закрывает – к метели».
«Кошка на печку – стужа во двор».
«Кошка крепко и долго спит – к теплу».

Загадка:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка).

Карточка № 6.

«Изменение высоты снежного покрова»
Цель: Предложить детям определить высоту снежного покрова в разных местах участка и предположить, где «снежное одеяло» толще. Попросить их придумать способ проверки своих идей. Научить детей измерять высоту снежного покрова при помощи метровой линейки. Сравнивать при помощи палочек.

Загадка:
Как будто белой скатертью
Он крышу застелил,
В серебряные платьица
Деревья нарядил.
(Снег)

Народные приметы:
«Много снега – много хлеба».
«Коли в декабре снег привалит вплотную к заборам – плохое будет лето; Коли же останется промежуток – к урожаю»

Карточка № 7.

«Ель и сосна зимой»
Цель: Учить детей различать ель и сосну, предложить составить сравнительный рассказ от имени каждого дерева. Развивать вербальное воображение, связную речь.

Загадка:
Весной цвету,
Летом плод приношу,
Осенью не увядаю,
Зимой не умираю.
(Ель, сосна)

Карточка № 8.

«За вороной»
Цель: Учить детей отличать эту птицу от других по внешнему виду и голосу; отметить особенности её поведения в зимний период. Предложить детям вспомнить, как описывается ворона в русских народных сказках; рассказать об удивительной сообразительности и хитрости этих птиц.

Народная примета:
«Вороны устроили в небе хоровод – к снегопаду»

Художественное слово:
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Суетится она на заборе –
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.
Н.Рубцов.
Карточка № 9.

«Синий вечер»
Цель: Предложить детям охарактеризовать погоду, обратить внимание на цвет снега при свете фонарей и в тени. Помочь составить рассказ о том, как выглядит все вокруг зимним вечером.
Карточка № 10.

«Свойства снега»
Цель: предложить детям рассказать, что им известно о свойствах снега, предположить, везде ли снег одинаков. Раскопать ямку и предложить ребятам рассмотреть слои снега (нередко внизу снег темный. Плотный, может содержать ледяные корки, а сверху снег пушистый, чистый). Пояснить детям причину такого различия в свойствах снега – во время оттепели снег тает. Растворяет и вбирает в себя частички почвы. Поэтому он становится темным.

Художественное слово:
Оттепель.
Ветры с юга прилетели,
Принесли с собой тепло.
И сугробы в раз осели,
В полдень с крыши потекло.

Карточка № 11.

«За небом»
Цель: Предложить детям рассказать о небе по результатам наблюдения, отметить, какого оно цвета, что на нем можно увидеть, какое у него «настроение».

Народная примета:
«Белые облака зимой – к ветру, синие – к оттепели».

Карточка № 12.

«Дворник чистит снег».
Цель: предложить детям понаблюдать за работой дворника, рассказать о её важности, высказать благодарность от имени людей. Которые ходят по расчищенным и посыпанным песком дорожкам, и растений, которые они укрывают снегом. Организовать оказание ему посильной помощи.

Загадка.
Он с утра пораньше встанет,
Лопату в руки возьмет,
Тротуар почистит
И весь двор уберет.
(Дворник)

Художественное слово:
«Встанет дворник на заре,
Снег расчистит во дворе.
Дворник мусор уберет
И песком посыплет лед».

Карточка № 13.

«Возраст прохожих»
Цель: Предложить детям понаблюдать за прохожими, определить их возраст, дать развернутый ответ, используя конструкцию предложения, аргументировать свое мнение.
Карточка № 14.

«За снежинками»
Цель: Предложить детям рассмотреть снег, рассказать, на что похожи снежинки: на белую крупу(в холодную и ветреную погоду), на лебяжий пух (в тихую и теплую погоду). Помочь сделать вывод о зависимости вида снежинок от погодных условий.
Загадка:
Белая, узорчатая звездочка-малютка,
Ты слети мне на руку, посиди минутку.


(Снежинка).
Карточка № 15.

«За объектами окружающей действительности»
Цель: Предложить детям обратить внимание на замерзшие окна, рассмотреть узоры на них, определить, на что они похожи. Рассказать детям, почему на окнах появляются ледяные узоры.

Загадка:
Невидимкой, осторожно он является ко мне,
И рисует, как художник, он узоры на окне.
Это – клен, а это – ива, вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво белой краскою одной.
(Мороз)
Карточка № 16.

«Ели зимой»
Цель: Предложить детям составить сравнительное описание ели и одного из лиственных деревьев. Организовать наблюдение, для того чтобы выяснить, зачем на ель прилетают птицы.

Загадка:
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год,
(Ель).

Художественное слово:
Елочка.
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш бедный сад.
И березки и осинки
Скучные стоят.
Только елочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она.
О.Высотская.

Карточка № 17.

«Зимний ветер»
Цель: Учить детей выявлять и описывать характеристики ветра (слабый, сильный, порывистый, отсутствие ветра), помочь им составить рассказ о своих действиях по выявлению особенностей ветра.
Загадка.
Кто бросает снег в лицо?
Наметает на крыльцо?
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
(Ветер)
Художественное слово:
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
С.Маршак.

Карточка № 18.
«Учимся распознавать деревья»
Цель: Закреплять умение детей различать деревья и кустарники по коре стволов, расположению ветвей, оставшимся на ветвях плодам. Учить передавать свои рассуждения, отстаивать свою точку зрения, вести диалог с оппонентом.
Вопросы к беседе:
«О березе».
1.Как выглядит береза?
2. Где чаще всего растут березы?
3. Почему про березу говорят, что в этом дереве четыре угодья?
«О дубе»
1.Как выглядит дуб?
2.Как называют дубовый лес?
3.Чем отличается дуб, выросший на открытом месте от дуба, который вырос в лесу?
«О липе»
1.Как выглядит липа?
2.Почему говорят, что липа человека обувает, кормит, поит?
«О клене»
!.Как выглядит клен?
2.Какие животные утепляют опавшими листьями свое жилище?
3.Зачем кленовому семени крылышко?
«О рябине»
1.Как выглядит рябина?
2.Какие звери любят ягоды рябины?
Карточка № 19.

«За движением снежинок»
Цель: Предложить детям понаблюдать за полетом снежинок, обсудить и сравнить результаты сегодняшнего наблюдения с тем, что они видели ранее.
Подвести к выводу о том, что вид снежинок и особенности их полета связанны с погодой. Развивать наблюдательность, учить любоваться красотой зимней природы.
Художественное слово:
Зима.
Одуванчик из снежинок
Поднесет к губам Зима,
Только дунет – и пушинок
Разлетятся семена!
Одуванчик облетает,
В окнах теплится огонь,
Зимний вечер подставляет
Белым звездочкам ладонь.
Карточка № 20.

«За растениями (кустарники)»
Цель: Организовать составление детьми коллективного рассказа «История жасмина» о том, каким был кустарник весной и летом, что произошло с ним осенью. Рассказать о жизни растений зимой.

Карточка № 21.

«За птицами прилетающими к кормушке»
Цель: Обсудить с детьми, почему не стоит близко подходить к кормушкам; договорится о том, как будет проходить наблюдение. Учить детей соблюдать тишину рядом с кормушками, контролировать свое поведение, воспитывать бережное отношение к пернатым.
Художественное слово:
Наши друзья.
Каждый день. На кормушке сидя, птицы
Когда встаем Чистят перышки свои.
Мы с братишкою вдвоем, Тут щеглы, чижи, синицы
Взяв крупы И проныры воробьи,
И хлебных крошек, Ждут нас также терпеливо
На крыльцо бежим скорей. И красавцы-снегири…
Много ласковых, хороших Все привыкли – не пугливы,
Прилетает к нам друзей. Хоть руками их бери! И.Суриков.

Карточка № 22.

«Зимний закат»
Цель: Предложить детям прочитать стихотворение И.Сурикова «Стали дни короче», предложить сопоставить описание, данное в стихотворении, с результатами своих наблюдений.

Народная примета:
«Закат в облаках – к снегопаду».

Карточка № 23.

«За птицами»
Цель: Показать детям изменения образа жизни знакомых им птиц зимой, обратить внимание на их поведение в зависимости от погоды.

Народные приметы:
«Воробьи дружно расчирикались – к оттепели».
«Кукушка станет куковать – мороза больше не видать».
«Вороны раскаркались всей стаей – к морозу, устроили в небе хороводы – к снегопаду. На земле сидят – к оттепели, расселись на нижних ветках деревьев – жди ветра».

Карточка № 24.

«Снежный ковер»
Цель: Обратить внимание детей на красоту снега, переливающегося на солнце, учить подбирать определения к слову «снег», составлять короткий рассказ об увиденном. Развивать образное мышление, обогащать словарь.

Загадка.
Пушистый ковер
Не руками ткан,
Не шелками сшит.
При солнце, при месяце
Серебром блестит.
(Снег)

Карточка № 25.

«За трудом шофера»
Цель: Объяснить значимость труда шофера, поддерживать интерес к людям разных профессий. Предложить детям составить рассказ от имени шофера о том, как он заботится о ребятах.

Художественное слово:
Мчатся бешено машины –
По шоссе шуршат их шины.
И в несущейся лавине –шу-шу-шу.
Это шина шепчет шине:
«Я спешу, спешу, спешу».
Ю.Разумовский.
Карточка № 26.

«Изменение продолжительности дня»
Цель: Наблюдение и личный опыт детей (приходят в детский сад и уходят затемно) позволяют им сделать вывод о том, что зимний день короткий, а ночь – длинная.

Поговорка:
«Зимний денек с воробьиный скок».

Карточка № 27.

«Свойства снежинки»
Цель: Предложить детям поймать снежинку на лист черной бумаги, рассмотреть, попытаться зарисовать её форму. Предложить поймать снежинку на варежку, а затем на ладошку, высказать предположение о том, где быстрее растает снежинка, выяснить, кто оказался прав.
Загадка:
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
(Снежинка)
Художественное слово:
О зиме.
Снег пушистый, серебристый
Легким стелится ковром,
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.

Карточка № 28.

«За синицами»
Цель: Предложить детям рассмотреть оперение птицы, прослушать загадки про синиц, соотнести образные выражения в описании птицы (Черная шапочка, желтый жилет) с внешним видом синицы. Рассказать детям об особенностях поведения синиц в зимнее время, о пользе, приносимой этими птицами. Предложить ребятам покормить синиц, подумать, какие слова благодарности могли бы сказать птицы детям.

Загадка:
Ты с модницей этой,
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не сидится –
Все хвастает
Желтым своим сюртуком
И шапочкой черной
Гордится…(синица).
Художественное слово:
Синички.
Мерзнут лапки у синичек: – Посмотрите-ка сюда,
Плохо им без рукавичек, Это – вкусная еда!..
Да и голодно в мороз… На ладонь ко мне садятся,
Я им семечек принес: Греют лапки. Не боятся.
В.Поляков.

Карточка № 29.
«Растительный мир зимой»
Цель: Продолжать знакомить детей с изменениями в природе. Предложить детям рассмотреть деревья и кустарники, учить называть характерные признаки состояния растительного мира зимой (голые ветки, хрупкие от мороза, черные стволы).
Художественное слово:
«Вот и мороз… Как в одеяло.
Забыта осень… Теперь их только по весне
Затих, застыл весенний лес. С дождем желанным
Под низкой крышею небес Гром разбудит…
Деревья спят, одежды сбросив. Деревья спят
И не тревожат их нимало Совсем как люди
Ни ветра свист, ни вьюги вой: И день за днем растут во сне.
Закутала их с головой К.Чомов.
Зима в свой снег.
Карточка № 30.

«За снегопадом»
Цель: Предложить детям рассказать по результатам наблюдения, как движутся снежинки, какие они, помочь сделать вывод о связи формы и особенностей движения снежинок с температурой воздуха и характером ветра. Развивать наблюдательность, логическое мышление.

Сыплет с неба снег-снежок,
Словно легкий пух-пушок…
Отчего ж, вздыхая тяжко,
Шепчет крыша:
«Ох, как тяжко!»?
Ц.Ангелов.
Карточка № 31.

«Взаимосвязь явлений природы»
Цель: Предложить детям охарактеризовать погоду в ясный солнечный день:
рассмотреть, как изменился цвет снега на солнечном месте, каков он в тени; где образовались сосульки. Помочь сделать вывод о влиянии положения солнца на горизонте на температуру воздуха и свойства снега.

Художественное слово:
Мороз и солнце – Под голубыми небесами
День чудесный. Великолепными коврами,
А.Пушкин Блестя на солнце снег лежит.
А.Пушкин
Карточка № 32.
«Одежда прохожих»
Цель: Предложить детям рассмотреть прохожих, обратить внимание на верхнюю одежду, головные уборы, обувь. Помочь составить сравнительный рассказ «Одежда зимой и осенью», рассказать о том, что одеваться, значит, беречь свое здоровье.
Загадки:
В них упрячешь две ноги – Мягкая, теплая, пушистая,
И в мороз гулять беги. Воротник и рукава,
(Валенки) Не замерзнет детвора. (Шуба)

Я зимой на голове
Грею ушки детворе. (Шапка)
Карточка № 33.

«Следы на снегу»
Цель: Учить детей находить следы птиц и животных на снегу, различать их, составлять по результатам рассуждения краткий рассказ (кто здесь прошел, в какую сторону он направлялся, как передвигался – шел, бежал, прыгал). Развивать наблюдательность, логическое мышление, внимание, связную речь.
«Ох, как заяц напетлял,
От лисы он убегал.
Волку не достался
И живой остался.»
Л.Воронкова.

Художественное слово:
Письмо на снегу.
Вышит снег
Красивой строчкой,
Словно белая сорочка.
Папу я зову во двор:
– Погляди, какой узор!
Смотрит папа сверху вниз:
– Тут письмо тебе, Денис! –
Пишут птицы и зверушки:
«Сделай нам, Денис кормушки!»
Н.Голиновская.

Карточка № 34
«Свойства льда»
Цель: Обобщить, систематизировать, уточнить и дополнить представления детей о свойствах льда,предложить детям рассказать, как можно получить цветные льдинки, что для этого понадобится. Заморозить подкрашенную воду и украсить постройки из снега.
Художественное слово:
Не идет и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?!
В.Берестов.
Загадка.
Без рук, без топорища
Выстроен мостище.
(Лед)

Карточка № 35.

«Утепление снегом деревьев и кустарников»
Цель: Предложить детям рассказать о назначении этой работы, отдельных действий, выполняемых взрослыми. Предложить ребятам на основе своих знаний пояснить, почему нельзя утаптывать снег под деревьями, разгребать его, ходить по огороду и цветнику.

Пословицы:
«Снег земле-кормилице – что теплый кожух».
«Снега надует – хлеба прибудет»
Карточка № 36.

«Ледяные узоры на окнах»
Цель: Обратить внимание детей на окна домов, детского сада, предложить высказать предположения о том, как возникают на них белые узоры. Рассказать детям, как образуются ледяные кристаллы. Почему они переливаются и блестят на свету.
Художественное слово:
Снежная сказка.
На стекле морозный иней,
Сколько черточек и линий!
Знаю только я одна,
Кто стоит там у окна.
На стекло снегурка дышит
И прилежно буквы пишет,
Водит пальчиком сама:
«С» – снежинка, «З» – зима.
Н.Френкель.
Карточка №37.

«Деревья в феврале»
Цель: Закрепить знания детей об особенностях состояния деревьев и кустарников зимой. Рассказать о том, что в феврале растения готовятся к «пробуждению», предложить подобрать сломанные ветром ветви, чтобы поставить их в группе в воду для последующего наблюдения.
Загадка:
Его весной мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки,
Но зимние метели в меха его одели.
(Дерево зимой)
Карточка № 38.

«Сила ветра»
Цель: Учить детей определять силу ветра различными способами, сравнивать результаты, полученные разными группами ребят, подбирать слова для характеристики ветра (сильный, умеренный, порывистый, пронизывающий и т.д.).
Загадка:
Отхлестал по щекам,
Настегал по рукам,
Шапку с головы содрал
И удрал.
Карточка № 39.

«За животными»
Цель: Актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей о том, как приспосабливаются к неблагоприятным условиям жизни зимой звери. Предложить рассмотреть кошку, проанализировать её поведение зимой и в другие периоды года, сделать соответствующие выводы.

Загадки:
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
(Собака)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка).
Художественное слово:
Вот собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Зубы острые – ай-ай!
Шерстка пестрая. Гав! Гав!
Целый день у нас работа:
Ищем мы кота Федота.
Не пришел к обеду кот.
Где ты прячешься, Федот?

Карточка № 40.

«Солнце в зимний день»
Цель: Учить детей давать характеристику погоды по наличию или отсутствию солнца на небе (ясно или пасмурно). Подвести ребят к пониманию зависимости температуры воздуха от солнца, формировать представление о том, что оно необходимо для жизни на земле.
Народная примета:
«На утренней зорьке солнце красно – на метель»
Пословицы:
«Зимой солнце, что мачеха, светит, да не греет».
«И месяц светит, коль солнца нет».
Загадка.
Колобок, колобок,
Золотистый бок,
За елки нырнул,
Там крепко заснул.
А к утру проснулся –
На весь мир улыбнулся.
(Солнце)
Художественное слово:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
А.Пушкин

Карточка № 41.
«За снегирем»
Цель: Предложить детям рассмотреть снегирей, описать их внешний вид. Рассказать об особенностях этой птицы, её жизни.
Загадка.
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут!
(Снегирь)
Народная примета:
«Снегирь зимою поет – на снег, на вьюгу».
Художественное слово:
Снегирь.
Ты откуда? Ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
– Облетел я всю Сибирь.
– Как зовут тебя?
– Снегирь. М.Лапыгин.
Карточка № 42.

«За метелью и поземкой»
Цель: Продолжать знакомить детей с сезонными явлениями. Обращать внимание детей на то, как движется снег, как воет ветер. Предложить по результатам наблюдения рассказать, что такое метель, что называется поземкой.

Загадки:
Бежит по снегу, а следу нету.
(Поземка)
Летаю в поле, гуляю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.
(Метель)
Художественное слово:
Дуют ветры в феврале, в трубы воют громко.
Змейкой мчится по земле легкая поземка…
С.Маршак

…А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна…
С.Есенин

Прогулка Средняя группа.

Наблюдение за летним небом.

Цель: обратить внимание детей на красоту летнего неба, воспитывать любовь к природе, развивать у детей любознательность, творческое воображение.

Воспитатель: Дети посмотрите на небо, какое оно ярко-голубое. А зимой небо серое, тёмное. Летом на улице светло, светло, и небо кажется высоко, высоко, птички носятся друг за другом, радуются теплу, хорошей погоде. По небу плывут белые облака. Посмотрите, какой формы, на что похожи? А какое небо было с утра, когда мы пришли в детский сад? Белые облака поменяли свои очертания?

Хочу рассказать о некоторых приметах: направление ветра и движение облаков неодинаковое – к дождю; если мы видим облака черные, тёмные, низкие, быстро движущиеся- ненастье сохранится.

А вот некоторые поговорки и пословицы, запомните: в июне день-с год; в июне всякий кустик ночевать пустит.

Стихотворение о лете.

И. Суриков

Ярко солнце светит,

На дворе тепло,

И куда ни взглянешь.

Всё вокруг светло.

А теперь ребятки загадка:

Выше леса. Выше гор

Расстилается ковер,

Он всегда- всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий

То он нежно-голубой.

Ну, догадайтесь – небо, правильно. Молодцы!

Опытно-экспериментальная деятельность «Весёлые кораблики» (Плавучесть предметов)

Цель: экспериментальным путем показать различные свойства предметов.

Наливаем в таз воду и опускаем предметы, сделанные из различных материалов.(Пробки, крышки, пластмассовые. деревянные детали)Наблюдаем вместе с детьми какие тонут, а какие остаются плавать.

Вывод: не все предметы плавают, всё зависит от материала, из которого они сделаны.

Предлагаю немного поиграть, «Бездомный заяц»

Молодцы, вам понравилась наша прогулка?

Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет.

Цель - закрепить представления о весне. Обратить внимание на изменения, происшедшие на небе.

Ход прогулки

Наблюдение: Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось? Небо стало синим-синим. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет! Обратить внимание детей старших групп, что облака, словно белые комья ваты, плывут по небу. Их называют кучевыми, так как держатся на небе кучками. Движутся они то медленно, то быстро. Если дует ветер, то они плывут быстрее и часто меняют свою форму. Ветер становится все теплее (ласковее), сравнить его с зимним, холодным ветром. Предложить определить направление при помощи вертушки.

Стихи по теме:

Синее небо,
Синие тени.
Синие реки
Сбросили лед.
Л. Яхнин

Шумные, теплые ветра
Весну на поле принесли.
Я. Аким

Весна, весна!
Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Е. Баратынский

Загадки

По синему морю
Белые гуси плывут.
(Облака)

Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, а не птица.
(Ветер)

Носится, свищет,
Мечется, рыщет.
(Ветер)

Дидактические игры

"Какое небо" - дети наблюдают за небом и описывают его. Цель - развить умение подбирать относительные прилагательные.

"Сосчитай" - дети составляют предложения, включающие в себя числительные, прилагательные и существительные. Цель - сформировать лексико-грамматический строй речи: согласование количественных числительных с существительными и прилагательными.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

Нарисовать палочкой на снегу (песке) облака.

Труд и индивидуальные физические упражнения

Собрать выносной материал.
Упражняться в подбрасывании и ловле шишек.

Подвижные игры

"Тише едешь - дальше будешь". Цель - развить быстроту реакции. Ход игры: Все участники отходят от ведущего к противоположной стороне площадки. Ведущий отворачивается и говорит: "Тише едешь - дальше будешь. Раз, два, три... замри!" Участники торопятся добежать до ведущего и дотронуться до его плеча, но замирают после команды ведущего "Замри!". Ведущий поворачивается и всех, кто не успел вовремя замереть или замер, но начал шевелиться, отсылает на исходное положение.

"Челнок". Цель - тренироваться в беге парами, держа друг друга за руки, пробегать так, чтобы не задеть ворота. Ход игры: Все встают парами лицом друг к другу и берутся за руки - это ворота. Дети из последней пары пробегают или проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все играющие пройдут под воротами. Усложнение - пробегая через ворота, проносить разные предметы.


Смотрите также: Весна: Наблюдаем за снегом