Характеристика и образ гаврилы в рассказе челкаш горького сочинение. Сравнительная характеристика челкаша и гаврилы в рассказе челкаш горького Черты характера челкаша и гаврилы

Рассказ «Челкаш» был написан в 1894 году. Эту историю М. Горький услышал в г. Николаеве, когда лежал в больнице, от соседа в палате. Его публикация состоялась в 1895 году в июньском номере журнала «Русское богатство». В данной статье будет сделан анализ произведения «Челкаш».

Вводная часть

В порту под жарким солнцем грузчики разложили свою нехитрую и простую еду. К ним подошел хорошо поломанный жизнью вор Гришка Челкаш и узнал, что его друг и постоянный напарник Мишка сломал ногу. Это несколько озадачило Григория, потому что ночью предстояло доходное дельце. Он огляделся по сторонам и увидел деревенского коренастого парня, широкоплечего, с голубыми глазами. Вид у него был простодушный. Челкаш быстро познакомился с Гаврилой и уговорил его принять участие в ночной авантюре. Знакомство с рассказом требуется, чтобы был понятен анализ произведения «Челкаш».

Ночной вояж

Ночью Гаврила, трясясь от страха, сидел на веслах, а Челкаш правил. Наконец они доплыли до стены. Григорий забрал у трусливого напарника весла, паспорт и котомку, а потом исчез. Челкаш появился внезапно, передал напарнику что-то тяжелое, весла и его вещи. Теперь надо вернуться в гавань, не попасть под огни патрульного таможенного крейсера. Гаврила от страха чуть не потерял сознание. Челкаш хорошенько его пнул, сел на весла, а Гаврилу посадил за руль. Они добрались без приключений и быстро заснули. Утром Григорий проснулся первым и ушел. Когда он вернулся, то разбудил Гаврилу и отдал ему его долю. Знание действия, происходящего в рассказе, поможет сделать анализ произведения «Челкаш».

Развязка

Когда Челкаш отсчитывал деньги, то его неприятно поразил жадный деревенского парня. Крестьянин упрашивает отдать ему все. Герой с брезгливостью к такой жадности бросил деньги. Гаврила принялся их собирать и рассказывать, что хотел из-за них убить подельника.

Гришка просто озверел, забрал у него деньги и пошел, Засвистел камень и попал в голову Челкаша. Он повалился на песок недвижимый. Крестьянин от ужаса, что он наделал, побежал приводить в чувство своего напарника. Когда Гришка пришел в себя, то забрал себе сотню, остальное отдал Гавриле. Они разошлись в разные стороны. Теперь, ознакомившись с содержанием рассказа, мы можем произвести анализ произведения «Челкаш».

Герои: Челкаш и Гаврила

Дух романтики и связи с природой пронизывает все ранние произведения М. Горького. Челкаш свободен от законов общества.

Он вор и бездомный пьяница. Длинный, костлявый, сутулый, он похож на степного ястреба. Настроение Челкаша отличное - ночью будет заработок.

Гаврила - крепкий деревенский парень, возвращается домой. Он не заработал денег на Кубани. Настроен он уныло.

Горький подробно описывает мысли каждого из них, прежде чем они договорятся о разбое ночью. Челкаш - гордая натура, вспоминает свою прежнюю жизнь, жену, родителей. Его мысли перескакивают на забитого деревенского парня, которому он может помочь. Главный герой безмерно любит море. В его стихии он чувствует себя свободным, и мысли о прошлом там его не беспокоят. Мы рассматриваем героев рассказа «Челкаш» (Горький). Анализ произведения без их характеров не будет полным.

Гаврила

Не таков Гаврила. Моря, темноты, возможной поимки он безмерно боится. Он труслив, алчен. Эти качества толкают его на прямое преступление, когда утром он первый раз в жизни увидел большие деньги. Сначала Гаврила падает на колени перед Челкашом, выпрашивая деньги, потому что он всего лишь «подлый раб».

Главный герой, испытывая к мелкой душонке брезгливость, жалость и ненависть, бросает ему все деньги. Узнав, что Гаврила хотел его убить, Челкаш приходит в ярость. Он впервые так сильно зол. Григорий забирает деньги и уходит. Гаврила, не в силах совладать с жадностью, стремится убить подельника, но от этого ничтожной душонке становится страшно. Он снова вымаливает прощение у главного героя - человека широкой души. Челкашбросает деньги жалкому Гавриле. Он, пошатываясь, навсегда уходит. Рассмотрев главных героев, можно проанализировать рассказ в целом.

Анализ произведения «Челкаш» (Максим Горький)

Вначале идет подробное описание порта и его жизни. Далее появляются герои. Горький подчеркивает холодные серые глаза и нос, горбатый и хищный, и гордый свободный нрав. Гаврила - добродушный парень, который верит в Бога, как оказалось, готов на все ради денег. Сначала кажется, что злодей Челкаш заставляет свернуть с прямого пути на воровскую дорожку простодушного Гаврилу. Море - важный и значимый компонент рассказа. Оно, как выявляет натуры героев.

Челкаш любит его силу, мощь, бескрайность и свободу. Гаврила его боится, молится и просит Григория отпустить его. Особенно страшно становится крестьянину, когда прожекторы освещают морскую даль. Он принимает свет корабля за символ возмездия и дает себе обещание заказать молебен Николаю Чудотворцу. Утром разыгрывается драма из-за жадности, которая охватила Гаврилу. Ему показалось, что Челкаш дал ему мало денег. Он на грани убийства, и никакие мысли о Боге его не смущают. Раненый им Челкаш с гадливостью отдает почти все деньги, которые Гаврила быстро прячет. Все следы крови смываются дождем. Вода не в силах смыть грязь с души боящегося Бога Гаврилы. Горький рассказывает, как теряет человеческий образ крестьянин, как низко падает существо, считающее себя человеком, когда речь заходит о наживе. Рассказ построен на принципах антитезы. На этом заканчивается «Челкаш». Анализ произведения кратко осуществлен.

Все сюжеты М. Горького можно логически разделить на несколько, примерно две, группы, в основе которых лежало деление использование сюжетов. Так, одни создавались писателем на основе легенд и преданий, а другие основывались на реальных фактах. Кстати, некоторые свои легенды Алексей Максимович придумывал самостоятельно. А если это были рассказы, основанные на реальных событиях, то чаще всего это реальность исходила из жизни босяков, людей, которые оказались на самом дне жизни, и она совсем перестала быть интересной.

Известно, что в основу своего необычного рассказа « » автор положил случай, который действительно в жизни произошел. Сам писатель утверждал, что у главного героя даже существовал прототип. Сам Максим Горький рассказывал, что с этим прототипом, с которого он и рисовал образ основного персонажа Челкаша, сам автор встретился и познакомился в большом городе.

Тогда он некоторое время жил в Николаеве, и когда увидел одного босяка, то был удивлен его веселостью и беззаботность. Также он рассказывал историю и писателю о парне, которого он нанял на работу, то тот поступил предательски. Но когда он вел свой рассказ, то Максим Горький обратил внимание на его лицо, выделяя губы, которые обнажали его белоснежные зубы.

В горьковском рассказе действуют два главных героя - это сам Челкаш и Гаврила. Они бедные люди, босяки, выходцы из деревни, поэтому прекрасно знали, как тяжел крестьянский труд, да и сами были приучены к труду. По сюжету читатель узнает, что познакомился он с Гаврилой случайно, в порту, куда он пришел к своему другу. Но тот находился в больнице, а Челкашу нужен был для «дела» напарник.

Челкашу он показался своим человеком, ведь у них одинаковые корни. Даже одежда у них была одинаковая: широкие штаны, лапти и какой-то картуз странного рыжеватого цвета. Гаврила по описанию писателя был плотным и крупным юношей. Сам автор обращал вниманием на интересные глаза деревенского парня: большие и голубые, очень доверчивые и немного добродушные.

Деревенский герой легко определяет профессию напарника Челкаша: он сети свои забрасывает по чужим сараям да амбарам. Гаврила является полной противоположностью Челкаша. И этот человек сначала просто презирал Гаврилу, а потом, уже после «дела», он просто его стал ненавидеть. И, по мнению Челкаша, его было за что ненавидеть. Например, за то, что Гаврила был молод и крепок, за то, что глаза его были чистые, а лицо загорелое и мускулистое, а руки крепкие.

Он имел свой домик в деревне и приехал в город, чтобы немного подзаработать и потом уже купить домик в деревне и жениться. Но все-таки главное, за что так ненавидел Челкаш Гаврилу - это за то, что этот молодой деревенский парень еще не узнал все жизни, не испортился. Он по-прежнему любил природу, свободу и жизнь.

Но когда между молодыми людьми начался конфликт и Гаврила посмел возразить, то Челкаш вскипел, а возражение от молодого человека он счел за оскорбления, который, по его мнению, ему взрослому и самостоятельному мужчине нанес какой-то молодой деревенский парень.

Но этот парень из деревни боялся того промысла, на который он пошел с Челкашом. Ведь он не сразу понял, что ему нужно будет делать. Это дело такого характера было для него новым, он в первый раз участвовал в подобных делах, поэтому так сильно волновался. Но совсем по-другому вел себя Челкаш: был спокойным и уравновешенным.

Страх напарника в какой-то степени даже веселил и забавлял его. Он испытывал и какое-то странное чувство, как наслаждение, от того, что он, простой деревенский парень, Челкаш для кого-то может быть грозным и суровым человеком, и это его возвышало в собственных глазах.

Когда молодые люди отправились на дело, то Челкаш даже здесь вел себя спокойно и ровно. Так он веслами греб ровно в отличие от Гаврилы, который, понимая, что дело-то непростое, греб нервно и очень быстро. Конечно же, Гаврила - это новичок в этом странном «деле», поэтому так тяжело было молодому человеку. И совсем другое дело Челкаш, который такой поход воспринимает как самое обычное дело. И вот тут он выступает, как отрицательный персонаж. Так, он не пытается понять молодого парня, он кричит на него, осуждает и даже запугивает.

Но, возвращаясь, дороге между молодыми людьми возникает разговор, где тот пытается узнать у вора, как он живет без земли, без труда. Эти вопросы молодого парня заставляют его задуматься, вспомнить свое простое деревенское детство. Но эта было в прошлом, еще та, в которой не было воровства. И это заставило Челкаша почувствовать себя по-другому. Ему стало одиноко и грустно.

Кульминацией в горьковском рассказе является драка, которая начинается из-за денег. Молодой человек Гаврила, который был на протяжении всего сюжета так симпатичен читателю, начинает требовать все деньги. И здесь Челкаш оказывается более благородным: он все-таки отдает ему все, хотя тот его обидел даже словами, обозвав ненужным и даже лишним человеком.

Раннее творчество Горького (90‑е гг. XIX в.) создавалось под знаком «собирания» истинно человеческого: «Я очень рано узнал людей и еще с молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький.

Рассказы 1890‑х гг. можно разделить на две группы: одни из них основаны на вымысле – автор использует легенды или сам их сочиняет; другие рисуют характеры и сцены из реальной жизни босяков.

В основу рассказа «Челкаш» положен действительный случай. Позднее писатель вспоминал о босяке, послужившим прообразом Челкаша. С этим человеком Горький познакомился в больнице города Николаева (Херсонеса). «Изумлен был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе „Челкаш“. Хорошо помню его улыбку, обнажавшую его великолепные белые зубы, – улыбку, которой он заключил повесть о предательском поступке парня, нанятого им на работу…»

В рассказе – два главных героя: Челкаш и Гаврила. Оба босяки, бедные, оба деревенские мужики, крестьянского происхождения, приучены к труду. Челкаш с этим парнем познакомился случайно, на улице. Челкаш в нем узнал «своего»: Гаврила был «в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе». Он был плотного телосложения. Горький несколько раз обращает наше внимание на большие голубые глаза, смотрящие доверчиво и добродушно. С психологической точностью парень определил «профессию» Челкаша – «мы закидываем сети по сухим берегам да по амбарам, по плетям».

Горький ставит в противопоставление Челкашу Гаврилу. Челкаш вначале «презирал», а потом, «возненавидел» парня за его молодость, «чистые голубые глаза», здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он имеет свой дом в деревне, что хочет обзавестись семьей, но самое главное, как мне кажется, это то, что Гаврила еще не познал той жизни, которую ведет этот бывалый мужчина, за то, что смеет любить свободу, которой не знает цены, и которая ему не нужна.

Челкаш кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенного парнем, от того, что тот смел возразить взрослому мужчине.

Гаврила очень боялся идти на промысел, ведь это было его первое дело такого плана. Челкаш был как всегда спокоен, его забавлял страх парня, и он им наслаждался и упивался тем, какой он, Челкаш, грозный человек.

Челкаш греб медленно и ровно, Гаврила – быстро, нервно. Это говорит о стойкости характера. Гаврила – новичок, поэтому ему так тяжело дается первый поход, для Челкаша это очередной поход, обычное дело. Здесь проявляется отрицательная сторона мужчины: он не проявляет терпения и не понимает парня, кричит на него и запугивает. Однако на обратном пути завязался разговор, в процессе которого Гаврила спросил у мужчины: «Что ты теперь такое без земли?» Эти слова заставили Челкаша задуматься, всплыли картины детства, прошлое, та жизнь, что была до воровской. Разговор смолк, но на Челкаша даже от молчания Гаврилы веяло деревней. Эти воспоминания заставили почувствовать себя одиноким, вырванным, выброшенным из той жизни.

Кульминационным моментом рассказа является сцена драки из‑за денег. На Гаврилу напала жадность, он стал страшным, непонятное возбуждение двигало им. Жадность овладела молодым человеком, который стал требовать все деньги. Челкаш прекрасно понимал состояние своего подопечного, пошел ему навстречу – отдал деньги.

Но Гаврила поступил низко, жестоко, унизил Челкаша, сказав, что тот ненужный человек и что его никто не хватился бы, если бы Гаврила его убил. Это, естественно, ударило по самооценке Челкаша, любой бы на его месте поступил так же.

Челкаш, бесспорно, является положительным героем, в противовес ему Горький ставит Гаврилу.

Челкаш, несмотря на то что он ведет разгульный образ жизни, ворует, никогда бы не поступил так низко, как этот парень. Мне кажется, что главными для Челкаша являются жизнь, свобода, и никому бы он не сказал, что его жизнь ничего не стоит. Ему в отличие от молодого человека известны радости жизни и, самое главное, жизненные и моральные ценности.

    • В рассказе Максима Горького «Челкаш» выступают два главных героя – Гришка Челкаш – старый травленный морской волк, заядлый пьяница и ловкий вор, и Гаврила – простой деревенский парень, бедняк, как и Челкаш. Первоначально образ Челкаша воспринимался мной как отрицательный: пьяница, вор, весь оборванный, кости, обтянутые коричневой кожей, холодный хищный взгляд, походка, словно полет хищной птицы. Это описание вызывает некоторое отвращение, неприязнь. Зато Гаврила, наоборот, широкоплечий, коренастый, загорелый, […]
    • Начало творческого пути М. Горького пришлось на период кризиса в социальной и духовной жизни России. По признанию самого писателя, к сочинительству его подтолкнули страшная «бедная жизнь», отсутствие у людей надежды. Горький видел причину создавшегося положения прежде всего в человеке. Поэтому он решил предложить обществу новый идеал человека-протестанта, борца с рабством и несправедливостью. Горький хорошо знал жизнь бедняков, от которых отвернулось общество. В ранней юности он сам был «босяком». Его рассказы […]
    • Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения, когда описываются конфликт, проблема героя, его внутреннее противоречие. Не обошелся без этого и Максим Горький в рассказе «Челкаш». Рассказ, собственно, и начинается с художественных зарисовок. Писатель использует темные краски («потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно», «солнце смотрит сквозь серую вуаль», […]
    • Антон Павлович Чехов был замечательным мастером короткого рассказа и выдающимся драматургом. Его называли «интеллигентным выходцем из народа». Своего происхождения он не стеснялся и всегда говорил, что в нем «течет мужицкая кровь». Чехов жил в эпоху, когда после убийства народовольцами царя Александра II начались гонения на литературу. Этот период русской истории, длившийся до середины 90-х годов, называли «сумеречным и хмурым». В литературных произведениях Чехов, как врач по специальности, ценил достоверность […]
    • В интервью о пьесе «На дне» в 1903 году М. Горький так определил смысл ее: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью?» Это вопрос не субъективный, а общефилософский. В начале ХХ века спор об истине и утешительных иллюзиях был связан с практическими поисками выхода для обездоленной, угнетенной части общества. В пьесе этот спор приобретает особый накал, так как речь идет о судьбах людей, […]
    • Чеховская традиция в драматургии Горького. Оригинально сказал Горький о новаторстве Чехова, который «убивал реализм» (традиционной драмы), поднимая образы до «одухотворенного символа». Так был определен отход автора «Чайки» от острого столкновения характеров, от напряженной фабулы. Вслед за Чеховым Горький стремился передать неторопливый темп повседневной, «бессобытийной» жизни и выделить в ней «подводное течение» внутренних побуждений героев. Только смысл этого «течения» Горький понимал, естественно, по-своему. […]
    • Имя героя Как попал "на дно" Особенности речи, характерные реплики О чем мечтает Бубнов В прошлом он владел красильной мастерской. Обстоятельства заставили его уйти, чтобы выжить, в то время, как жена его сошлась с мастером. Утверждает, что человек не может изменить свою судьба, поэтому плывет по течению, опускаясь на дно. Часто проявляет жестокость, скептицизм, отсутствие хороших качеств. "Все люди на земле лишние". Сложно сказать, что Бубнов о чем-то мечтает, учитывая […]
    • Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя. Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два […]
    • Жизнь М. Горького была необычайно ярка и представляется поистине легендарной. Сделала ее такой прежде всего неразрывная связь писателя с народом. Талант писателя сочетался с талантом революционного борца. Современники справедливо считали писателя главой передовых сил демократической литературы. В советские годы Горький выступал как публицист, драматург и прозаик. В своих рассказах он отражал новое направление в русской жизни. Легенды о Ларре и Данко показывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна […]
    • Величайшее достижение цивилизации – это не колесо и не машина, не компьютер и не самолет. Величайшее достижение любой цивилизации, любого человеческого сообщества – это язык, тот способ общения, который и делает человека человеком. Ни одно животное не общается с себе подобными с помощью слов, не передает записи будущим поколениям, не выстраивает сложный несуществующий мир на бумаге с такой правдоподобностью, что читающий верит в него и считает его реальным. Любой язык обладает бесконечными возможностями для […]
    • Жизнь Горького была насыщенной приключениями и событиями, крутыми поворотами и переменами. Свою литературную деятельность он начал гимном безумству храбрых и рассказами, прославляющими человека-борца и его стремление к свободе. Писатель хорошо знал мир простых людей. Ведь вместе с ними он прошел многие версты по дорогам России, работал в портах, пекарнях, у богатых хозяев в деревне, вместе с ними ночевал под открытым небом, часто засыпая голодным. Горький говорил, что его хождение по Руси было вызвано не […]
    • В творчестве раннего Горького наблюдается сочетание романтизма с реализмом. Писатель критиковал «свинцовые мерзости» российской жизни. В рассказах «Челкаш», «Супруги Орловы», «Однажды осенью», «Коновалов», «Мальва» он создал образы «босяков», людей, сломленных существующим строем в государстве. Эту линию писатель продолжил в пьесе «На дне». В рассказе «Челкаш» Горький показывает двух героев, Челкаша и Гаврилу, столкновение их взглядов на жизнь. Челкаш – бродяга и вор, но при этом он презирает собственность и […]
    • Ларра Данко Характер Смелый, решительный, сильный, гордый и слишком эгоистичный, жестокий, высокомерный. Не способен любить, сострадать. Сильный, гордый, но способен пожертвовать жизнью ради людей которых любит. Мужественный, бесстрашный, милосердный. Внешность Симпатичный юноша. Молод и красив. Взгляд Холодный и гордый как у царя зверей. Освещает силой и жизненным огнем. Родственные связи Сын орла и женщины Представитель древнего племени Жизненная позиция Не хочет […]
    • Драма открывается экспозицией, в которой уже представлены основные персонажи, сформулированы основные темы, поставлены многие проблемы. Появление в ночлежке Луки является завязкой пьесы. С этого момента начинается проверка различных жизненных философий и устремлений. Рассказы Луки о «праведной земле» кульминация, а начало развязки - убийство Костылева. Композиция пьесы строго подчинена ее идейно-тематическому содержанию. Основой сюжетного движения становится проверка жизненной практикой философии […]
    • К романтическим рассказам Горького относятся «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Песня о Соколе» и другие. В них герои – люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно. Цыгане в романтических рассказах писателя полны мудрости и достоинства. Эти неграмотные люди рассказывают герою-интеллигенту глубокие символические притчи о смысле жизни. Герои Лойко Зобар и Рада в рассказе «Макар Чудра» противопоставляют себя толпе, живут по своим законам. Больше всего на свете они ценят […]
    • Возрождение имени Максима Горького после пересмотра места его творчества в русской литературе и переименования всего, носившего имя этого писателя, обязательно должно произойти. Думается, немалую роль в этом сыграет самая известная из драматического наследия Горького пьеса «На дне».Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое ночлежка и отсутствие дома. Пьесу М. Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. […]
    • Пьеса «На дне», по словам Горького, явилась итогом «почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей”». Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Молодой Горький со свойственной ему решимостью взялся за очень сложную тему, над которой до сих пор бьются лучшие умы человечества. Однозначных ответов на вопрос «Что такое правда?» пока не нашли. В горячих спорах, которые ведут герои М. Горького Лука, Бубнов, Сатин, проступает неуверенность самого автора, невозможность прямо ответить на […]
    • Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького “На дне”. Суть ее - в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей. Автор задается характерным для русской литературы вопросом о двух видах гуманизма и его связи с […]
    • В начале 900-х г.г. ведущей в творчестве Горького стала драматургия: одна за другой были созданы пьесы “Мещане” (1901), “На дне” (1902), “Дачники” (1904), “Дети солнца” (1905), “Варвары” (1905), “Враги” (1906). Социально-философская драма “На дне” задумана Горьким еще в 1900 г., впервые опубликована в Мюнхене в 1902г., а 10 января 1903 г. состоялась премьера пьесы в Берлине. Спектакль был сыгран 300 раз подряд, а весной 1905 года отмечалось 500-е представление пьесы. В России “На дне” вышла в издательстве […]
    • В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали. Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Герой первого рассказа – учитель греческого языка […]
  • Сравнительная характеристика двух героев в произведении помогает автору ярче и нагляднее изобразить своих персонажей. При сопоставлении образы героев могут раскрыться с самой неожиданной стороны. Так произошло с Челкашем и Гаврилой из рассказа М. Горького «Челкаш».

    Челкаш – представитель «дна» большого города. Он хорошо знаком всем, работающим в гавани, «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Автор подчеркивает его сходство с хищником – «старый травленый волк», у него усы, как у кота, и особенно он похож на степного ястреба своей «хищной худобой» и «прицеливающейся» походкой.

    Гаврила приехал из деревни на заработки, но неудачно. Он добродушный, доверчивый и, по определению Челкаша, похож на теленка. Гаврила соглашается работать с Челкашем, потому что ему нужны деньги, но он не знает, о какой работе идет речь. Гаврила доверяет Челкашу, особенно когда их кормят в трактире в кредит, это для Гаврилы доказательство, что Челкаш – уважаемый в городе человек.

    Оба героя ценят свободу, но понимают ее по-разному. Для Гаврилы это материальное благополучие. Тогда он сможет вернуться домой, поправить хозяйство, жениться. Нет денег – придется идти «в зятья» и во всем зависеть от тестя, батрачить на него. Челкаш не дорожит деньгами, для него свобода – понятие более широкое. Он свободен от собственности, от семьи, с которой давно расстался, от общественных условностей. У него нет корней, ему все рав-но, где жить, но он любил море. Автор подчеркивает сходство морской стихии, бескрайней и мощной, и свободолюбивой натуры героя. На море он чувствовал, что его душа очищается «от житейской скверны». Гаврила же, наоборот, боится моря, отсутствие почвы под ногами вселяет в него страх. Челкаш знает, на что идет, и не боится рисковать. Гаврила, поняв, во что его втянули, напуган до смерти. Он боится и того, что его поймают, и греха – загубить свою душу.

    Увидев у Челкаша пачку денег, Гаврила забывает о грехе и согласен за деньги снова пойти на воровство. Душу-то ведь, может, и «не загубишь, а человеком на всю жизнь сделаешься». Он униженно валяется у Челкаша в ногах, выпрашивая деньги, и в эту минуту автор показывает нравственное превосходство Челкаша: он «чувствовал, что он – вор, гуляка, оторванный от всего родного, – никогда не будет таким жадным, таким, не помнящим себя».

    Его достоинство и презрение к духовному рабству человека вызывают уважение и восхищение автора. А жадность Гаврилы такова, что он готов пойти ради денег на убийство, и действительно совершает такую попытку. Он раскаивается потом в ней, но деньги, предложенные Челкашем, взял.

    Поэтому при сопоставлении этих двух героев мы видим, что Челкаш – человек более гордый и свободный, и симпатии автора на его стороне.

    Челкаш и Гаврила – жертвы капиталистического мира?

    (По рассказу М.Горького «Челкаш»)

    Петрова Наталия Николаевна,

    учитель Каменниковской сош

    Рыбинского района

    Урок: традиционный.

    Тип урока: изучение нового материала

    Цель: на примере рассказа М.Горького «Челкаш» показать несправедливость общества, где правят деньги, а также непредсказуемость нашей жизни, ложное и настоящее, что часто человек с определённой внешностью не соответствует своему внутреннему «содержанию».

    Учебник: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина. Литература: 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 2. – М.: Вентана-Граф, 2010.

    Аннотация к уроку: урок традиционный с использованием приёмов из технологии критического мышления: кластеры, сопоставительная таблица, прогнозирование, синквейны; отрабатываются разные виды работы с текстом, умение аргументировано высказывать свою точку зрения, находить нужные факты и эпизоды в тексте, анализировать ключевые эпизоды повести, прививаются нравственные правила человеческого общества: честность, искренность, благородство. Предваряющее домашнее задание: чтение статьи о М.Горьком (с.198-199), чтение рассказа «Челкаш» (предисловие и часть 1).

    Ход урока:

      Проверка д/з. Самостоятельное чтение дома статьи о Горьком даёт возможность ответить на вопросы А с.198 и В1 с.199, а также спрогнозировать сюжет и особенность рассказа «Челкаш». Обсуждение.

      Обсуждение прочитанной дома части рассказа «Челкаш».

    Где происходит действие? В какое время? Обозначьте цвета и звуки.

    Как поняли фразу – первое предложение третьего абзаца (гимн торговле).

    Гавань – это пароходы с товаром и люди, которые здесь работают. Разделимся на группы и дадим характеристику им, заполнив кластеры: «Пароходы» и «Люди».

    Обсуждение получившегося. – Какие художественные приёмы использует Горький для создания более выразительных образов? Примеры? Зачем он это делает? (Детали картины создают ощущение того, что труд здесь не удовольствие, а рабская каторга; ощущение беспросветности, несправедливости…).

    Почему автор называет сопоставление пароходов и людей «жестокой иронией»? (люди, с одной стороны, – творцы, создали такие гиганты-пароходы, ведут торговлю, вроде бы, должны быть деньги, но, с другой стороны, они – нищие, ничего не имеют, «созданное людьми поработило и обезличило их»).

    Что даёт нам, читателям, это описание? Какие чувства испытываете и что предчувствуете? (напряжённое чувство, дальше будет что-то страшное, нехорошее; в такой ситуации ничего светлого быть не может…).

    Гришка Челкаш, главный герой рассказа, появляется на самых первых строчках первой главы. Вспомните его описание: внешность, на кого похож, походка, речь и т.д. На какие слова Горький делает акцент. Зачем? Выразите ваше первое мнение о герое.

    Впервые здесь в рассказе встречается слова босяцкие , босяки . Как понимаете?

    Как диалоги Гришки с другими рабочими, сторожем порта помогают нам понять его характер?

    Одновременно заполняется сопоставительная таблица (приём из технологии РКМЧП):

    Гришка Челкаш

    Линии сопоставления

    Черты характера

    Отношение к другим

    Отношение других

    В этой же главе мы встречаемся с другим героем рассказа – Гаврилой. Дополним таблицу, цитируя, вспоминая факты из прочитанной части, касающиеся личности этого героя.

    Чем заканчивается часть 1? Перечитайте внутренний монолог Челкаша. Что вы о нём скажете? Ваше отношение?

      Часть 2 . самостоятельное чтение в классе. Обсуждение.

    О чём эта часть?

    Как ведут себя герои в одной и той же ситуации?

    Что нового ещё узнаём о героях? Что можно добавить в таблицу?

    Каково ваше отношение к обоим героям? Оно меняется?

      Часть 3. Осталась последняя часть. Дело сделано. Мы подтвердили себе, что Челкаш – вор, опытный, смелый, всё всегда обдумывающий, но рискующий ради больших денег, ради отдыха и развлечений, которые будут потом. Отношение большинства из вас к нему – отрицательное, и это понятно. К Гавриле отношение другое. Увалень, трудяга-крестьянин, сойдясь с Челкашом, преступил закон, стал вором, соучастником. Его искренне жаль, за него переживаем: как бы его благие намерения не закончились плачевно (ведь мы знаем «хищного» Гришку!).

    Читаем вслух часть 3 (приём «чтение с остановками» из технологии РКМЧП)

    1) до с.222 до вопроса «Что это тебя корчит»?

    Так какое же действие героев оставил Горький нам напоследок?

    Деньги. Каково отношение к ним наших героев? Каковы их поступки? Сравните. Каково ваше отношение к происходящему?

    2) до слов «… Дай ты их мне!»

    Ожидали такое?

    Перечитайте слова, описывающие состояние Гаврилы, Челкаша. Вывод?

    Как, думаете, поступит Челкаш?

    3) до конца рассказа.

    Выскажите ваше отношение к происходящему. Что ожидали, а что нет?

    И ещё один момент, который нельзя упустить в рассказе: это море. Его описание мы видим на протяжении всего рассказа. Какой смысл оно несёт? (место действия, подчёркивается характер главного героя…). Почему последние строки повествования заканчиваются опять морским пейзажем?

    5. Выводы.

    Какова тематика и проблематика рассказа Горького?

    Вернёмся к теме нашего урока: подтвердите ещё раз, что и Челкаш, и Гаврила – жертвы капиталистического мира?

    С какими особенностями ранних рассказов Горького мы познакомились?

    6. Д/з: 1) составить план рассказа (по желанию - цитатный); 2) письменное рассуждение – с.228 вопрос В 10; 3) по желанию – синквейны.

    «ЖЕСТОКАЯ ИРОНИЯ»

    «СОЗДАННОЕ ЛЮДЬМИ ПОРАБОТИЛО И ОБЕЗЛИЧЕЛО ИХ»