Ван гог лунная. Картина Звездная ночь

Ван Гог. «Звёздная ночь». 1889. Холст, масло, 73,7×92,1 см. Музей современного искусства (Нью-Йорк).

Разговор о картине Винсента Ван Гога «Звездная ночь» уместно начать с вопроса о том, действительно ли перед нами ночь, как заявлено в названии картины? В этом легко усомниться, учитывая необыкновенную для ночного пейзажа яркость красок и динамику мазков. Когда звучит «звездная ночь», наше воображение рисует образ покоя и умиротворенности неба и земли, когда яркий свет звезд на небосклоне пронизывает тьму, но не рассеивает ее, не освещает все вокруг, как солнечный свет, а лишь мягко касается самой поверхности вещей, отчего создается впечатление таинственности, призрачности и погруженности пейзажа в свою глубину. Картина Ван Гога всем своим существом противоречит столь привычному для нас образу звездной ночи. В ней нет и следа ожидаемого спокойствия. Все сущее как будто захвачено единым вихрем и несется в каком-то непостижимом движении, переплетаясь друг с другом. Между вещами отсутствуют четкие границы, они перетекают друг в друга и растворяются в бурном потоке. Домики небольшого селения, расположенного в нижней части картины, казалось бы, обладают большей плотностью, чем небесные тела: у некоторых из них очерчены контуры. Однако они вовсе не настаивают на своей геометричности и устойчивости, словно еще один порыв ветра - и их не станет. А если поднять взгляд чуть выше, где располагаются холмы и деревья, то из поля зрения исчезнет и та незначительная плотность, которая угадывается в домиках. Над ними проносится белая полоса, похожая то ли на облако, то ли на продолжение горной гряды, во всяком случае, сложно однозначно отнести ее к небу или к земле. А выше начинается самый что ни на есть вихрь: громадный завиток в центре кружится и увлекает за собой все, что с ним соприкасается, кроме луны и звезд, которые не поддаются общему течению, но создают свое собственное. Складывается впечатление, будто ночной свет проистекает вовсе не от звезд, а напротив, своим кружением в пространстве он образует звезды, как своего рода очаги скопления этого света, не имеющего ни источника, ни объекта направленности. Чуть левее, подобно языку пламени, вздымается вверх кипарис. Благодаря своему расположению непосредственно на переднем плане, он неминуемо привлекает к себе уставший от нескончаемого кружения взгляд. Но ритм колебания кипариса-пламени оказывается родственным ритму всего остального, и, повинуясь ему, приходится вернуться обратно в пучину круговорота.

Кружащееся небо в середине картины может показаться эпицентром бушующего урагана или же спиралью Млечного Пути (есть и такие трактовки). Так или иначе, при взгляде на картину вряд ли удастся уйти от впечатления чего-то подобного космогонии, длящегося становления мира, разворачивания пространства из некоторой точечной стянутости. И поскольку процесс космогонии еще далек от завершения, становящееся пространство в очень большой степени хаотично. «Кипящее море хаоса» словно является скрытым принципом и влекущей силой становления «тонкой яблочной кожуры» неустойчивого порядка вещей, готового в любой момент сорваться обратно в бездну. Но, приближаясь к существу картины через обращение к понятиям в своей основе мифологическим, нужно иметь в виду, что внутри той культуры, для которой они являются неотъемлемым конститутивом и которой они более всего родственны, создание произведения, подобного картине Ван Гога, попросту невозможно. Скажем, античному греку, для которого, как мы знаем, наивысшей ценностью обладал космос, было бы непереносимым ужасом представить нечто похожее на «Звездную ночь». Такое представление было бы безжалостно изгнано на периферию сознания, как мимолетное помрачение, и воспринято недостойным воплощения в произведении искусства. Только космос, являющийся конечным результатом космогонии, был для древнего грека подлинным миром, только с ним он мог бы соотнестись как «Я». То же, что было в мире от хаоса - отдавало недовершенностью и ожидало космизирующих усилий человека или богов.

Существенная разница между древним греком и художником конца 19 века, которая позволила появиться на свет «Звездной ночи», заключается в том, что для последнего космос никогда не наступит. Не его могла бы пожелать душа этой эпохи. Поэтому изображенное на картине - не что иное, как вечное становление, не имеющее конца и разрешения. Вещи никогда не войдут в свое собственное неизменное существо, между верхом и низом, профанным и сакральным невозможно установление надлежащей дистанции, в конечном счете, дню так и не отделиться от ночи. Обратим внимание на одну определяющую деталь: практически на всех картинах Ван Гога отсутствует даль, которая традиционно отвечает за разведение и дистанцию между реальностями профанной и сакральной. Далью на картинах чаще всего предстает линия горизонта или небесная высь. Между тем, мы видим, как небо на картине близко нависает над землей, словно состоит из одного с ней материала. Безусловно, оно гораздо менее плотное, чем земная поверхность, но сущностно друг от друга они ничем не отличаются. Небо - та же земля. И здесь не может быть никакого сходства с образом небесной тверди, поскольку она обязательно предполагает наличие дистанции по отношению к земле. Скорее имеет место какое-то единое пространство, содержащее в себе совокупность разрозненных частиц света и лишенных своей онтологической укорененности и глубины «призраков» вещей.

Ван Гог. «Дорога с кипарисом и звездой». 1890. Холст, масло, 92×73 см. Музей Крёллер-Мюллер (Оттерло, Нидерланды).

Слияние дня и ночи более отчетливо у Ван Гога можно увидеть на картине «Пейзаж с дорогой и кипарисом». При первом взгляде на нее представляется очевидным, что перед нами день. Более того - жаркий полуденный зной. Однако полной своей противоположностью он оборачивается, если сосредоточить внимание на двух светилах в верхней части картины: оцепенение полдня вдруг неожиданно совпадает с глубокой ночью. Если спроецировать замеченное нами в этой картине на «Звездную ночь», то откроется еще один дополнительный смысл. Исходя из того, что ночь и день у Ван Гога суть одно, можно заключить, что изображенная ночь на самом деле одновременно является еще и днем. Но было бы ошибкой предполагать, что оба эти понятия по отношению друг к другу равноценны. В картине «Пейзаж с дорогой и кипарисом» мы видим полдень, заключающий в себе полночь, вернее, переход к полночи. В «Звездной ночи» же - ночь, отсылающую к реальности дня, которая ей, строго говоря, не предшествует, но между ними не временные отношения, день и ночь указывают друг на друга и переходят каждый в свою противоположность. При этом ночь на картине есть как будто прафеномен дня, его глубина, увиденная художником. Тогда ясность и отчетливость дня - не более чем мнимость и иллюзорность, и через эту тонкую пелену то и дело готов прорваться свирепый ураган хаоса. Но причастность прафеномена хаосу означает, что он непрестанно себя отменяет, существует в модусе непрерывного самоотрицания. Поскольку же бытие эйдоса и прафеномена в таком модусе невозможно, думаю, будет уместно назвать изображенное на картине «изнанкой» мира. И если изнанка мира такова, то неизбывно связанная с ней «лицевая» часть зависает над пропастью гудящей пустоты и распада.

Журнал «Начало» №21, 2010 г.

Эта знаменитая картина Ван Гога демонстрирует огромную мощь художника и его неповторимую индивидуальную манеру письма, его особое видение окружающего мира. Картина была написана в лечебнице Сен-Реми в июне 1889 года. К этому времени Ван Гог отошел от общепринятой христианской веры, однако писал: «Я по-прежнему страстно нуждаюсь, - позволю себе это слово, в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звёзды».

Изображение сцен в лунном свете имеет давние традиции в голландской живописи, однако до Ван Гога ни один художник не писал ночное небо с таким трепетом перед величием и непостижимостью Вселенной. Небо, звёзды и лунный серп движутся в едином экстатическом волнообразном ритме.

Несмотря на то, что картина передаёт переполняющие художника чувства, она написана не спонтанно, но тщательно скомпонована. Изображенные на ней деревья обрамляют звёздное небо и уравновешивают композицию.

Звёзды , нарочито увеличенные, огромные, окруженные ореолами мерцающего света, создающими ощущение вращения в бездонных глубинах Вселенной.

Кипарисы в левой части картины тянутся к небу подобно языкам пламени. Однако тёмный цвет придаёт им вес, приземляет их, благодаря чему ощущение движения небесных тел не перегружает картину в целом.

Открылась бездна звезд полна.

Звездам числа нет, бездне дна.

Ломоносов М.В.

Звёздное небо как символ бесконечности притягивает и завораживает человека. От картины, где изображено живое, закручивающееся в вихре вечного галактического движения небо невозможно оторвать глаз. Сомнений по поводу того, кто написал картину «Звёздная ночь», не возникает даже у тех, кто слабо разбирается в искусстве. Не настоящее, придуманное небо написано грубыми, резкими мазками, подчёркивающими спиралеобразное движение звёзд. До Ван Гога такое небо не видел никто. После Ван Гога невозможно представить звёздное небо другим.

История картины «Звездная ночь»

Одно из самых известных полотен Винсент Ван Гог написал в лечебнице Сен-Реми-де-Прованс в 1889 году, за один год до своей смерти. Душевное расстройство художника сопровождалось сильными головными болями. Чтобы как-то отвлечься, Ван Гог писал, иногда по нескольку картин в день. О том, чтобы персонал лечебницы разрешал несчастному и никому на тот момент неизвестному художнику, работать, позаботился его брат Тео.

Большую часть пейзажей Прованса с ирисами, стожками сена и пшеничным полем художник писал с натуры, глядя через окно больничной палаты в сад. А вот «Звёздная ночь» создавалась по памяти, что было совсем несвойственно для Ван Гога. Возможно, что в ночное время художник делал наброски и зарисовки, которые потом использовал в создании полотна. Рисунок с натуры дополнен фантазией художника, сплетающего фантомы, рождающиеся в воображении, с осколками действительности.

Описание картины Ван Гога «Звездная ночь»

Реальный вид из восточного окна спальни приближен к зрителю. Между вертикальной линией кипарисов, растущих на краю пшеничного поля, и диагональю неба разместилось изображение несуществующей деревушки.

Пространство картины разделено на две неравные части. Большая часть отдана небу, меньшая – людям. Вверх, к звёздам устремлена верхушка кипариса, похожая на языки холодного зеленовато-чёрного пламени. К небу стремится и шпиль церкви, возвышающейся между приземистыми домиками. Уютный свет горящих окон чуть-чуть напоминает сияние звёзд, но на их фоне кажется слабым и совсем неярким.

Жизнь дышащего неба намного насыщеннее и интереснее человеческой. Небывало крупные звёзды излучают волшебное сияние. Спиральные галактические вихри закручиваются с беспощадной стремительностью. Они затягивают зрителя, уносят его в глубины космоса, прочь от уютного и милого мирка людей.

Центр картины занимает не один звёздный вихрь, а два. Один большой, другой поменьше, причём больший как будто гонится за меньшим… и втягивает его в себя, поглощает без надежды на спасение. Холст вызывает у зрителя ощущение тревоги, волнения, не смотря на то, что цветовая гамма включает в себя позитивные оттенки синего, жёлтого, зелёного цвета. В значительно более умиротворённой картине «Звёздная ночь над Роной» Винсента Ван Гога используются более тёмные и мрачные тона.

Где хранится «Звёздная ночь»

Знаменитая работа, написанная в лечебнице для душевнобольных, хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Картина относится к категории бесценных полотен. Цена оригинала картины «Звездная ночь» не определена. Её невозможно купить ни за какие деньги. Этот факт не должен расстраивать истинных ценителей живописи. Оригинал доступен любому посетителю музея. Качественные репродукции и копии, конечно, не обладают настоящей энергетикой, но могут передать часть замысла гениального художника.

Категория

Мария Ревякина, искусствовед:

Картина делится на две горизонтальные плоскости: неба (верхняя часть) и земли (городской пейзаж внизу), которые пронизывает вертикаль кипарисов. Взмывающие в небо, подобно языкам пламени, кипарисы своими очертаниями напоминают собор, выполненный в стиле «пламенеющей готики».

Во многих странах кипарисы считаются культовыми деревьями, символизируют жизнь души после смерти, вечность, бренность бытия и помогают усопшим найти кратчайший путь на небо. Здесь эти деревья выступают на первый план, именно они – главные герои картины. Такое построение отражает основной смысл произведения: страждущая человеческая душа (возможно, душа самого художника) принадлежит как небу, так и земле.

Интересно, что жизнь на небе выглядит более привлекательной, чем жизнь на земле. Это ощущение создается благодаря яркому колориту и уникальной для Ван Гога технике письма: посредством длинных, густых мазков и ритмичного чередования цветовых пятен он создает ощущение динамики, вращения, спонтанности, чем подчеркивает непостижимость и всеобъемлющую силу Космоса.

Небу отдана большая часть холста, чтобы показать его превосходство и власть над миром людей

Небесные светила изображены сильно увеличенными, а спиралевидные вихри в небе стилизованы под образы галактики и Млечного Пути.

Эффект мерцания небесных светил создается за счет сочетания холодного белого цвета и различных оттенков желтого. Желтый цвет в христианской традиции ассоциировался с божественным светом, с просветлением, в то время как белый был символом перехода в иной мир.

Картина также изобилует небесными оттенками, от бледно-голубого до темно-синего. Синий цвет в христианстве связан с Богом, символизирует вечность, кротость и смирение перед Его волей. Небу отдана большая часть холста, чтобы показать его превосходство и власть над миром людей. Все это контрастирует с приглушенными тонами городского пейзажа, который выглядит скучным в своем покое и безмятежности.

«НЕ ПОЗВОЛИТЬ БЕЗУМИЮ СЕБЯ ПОГЛОТИТЬ»

Андрей Россохин, психоаналитик:

При первом взгляде на картину я замечаю космическую гармонию, величественный парад звезд. Но чем больше я всматриваюсь в эту бездну, тем отчетливее испытываю состояние ужаса и тревоги. Вихрь в центре картины как воронка утаскивает, затягивает меня вглубь космоса.

Ван Гог писал «Звездную ночь» в больнице для душевнобольных, в моменты прояснения сознания. Творчество помогало ему приходить в себя, было для него спасением. Вот это очарование безумием и страх перед ним я вижу на картине: в любой момент оно может поглотить художника, завлечь в себя, как воронка. Или это водоворот? Если смотреть только на верхнюю часть картины, трудно понять, смотрим ли мы на небо или на волнующееся море, в котором это небо со звездами отражается.

Ассоциация с водоворотом не случайна: это одновременно и глубины космоса, и морские глубины, в которых художник тонет – теряет свою идентичность. Что, по сути, и означает безумие. Небо и вода превращаются в единое целое. Линия горизонта исчезает, сливается внутреннее и внешнее. И этот момент ожидания потери себя очень сильно передан Ван Гогом.

Центр картины занимает даже не один вихрь, а два: один больше, другой меньше. Лобовое столкновение неравных соперников, старшего и младшего. А может быть, братьев? За этим поединком можно увидеть дружеские, но конкурентные отношения с Полем Гогеном, которые закончились смертоносным столкновением (Ван Гог в какой-то момент бросился на него с бритвой, но в результате не убил его, а позже поранил себя, отрезав себе мочку уха).

А косвенно – отношения Винсента с братом Тео, слишком тесные на бумаге (они вели интенсивную переписку), в которых, очевидно, было что-то запретное. Ключом к этим отношениям могут служить 11 звезд, изображенных на картине. Они отсылают к истории из Ветхого завета, в которой Иосиф говорит брату: «Я видел сон, в котором меня встречали солнце, луна, 11 звезд, и все мне поклонялись».

На картине есть все, кроме солнца. Кто был для Ван Гога солнцем? Брат, отец? Мы не знаем, но, возможно, Ван Гог, который сильно зависел от младшего брата, хотел от него обратного – подчинения и поклонения.

Фактически мы видим в картине три «Я» Ван Гога. Первое – всемогущее «Я», которое желает раствориться во Вселенной, быть, подобно Иосифу, объектом всеобщего поклонения. Второе «Я» – маленького обычного человека, избавленного от страстей и безумия. Он не видит буйства, которое творится на небе, а мирно спит в маленькой деревне, под защитой церкви.

Кипарис, возможно, – бессознательный символ того, к чему хотел бы стремиться Ван Гог

Но, увы, мир простых смертных ему недоступен. Когда Ван Гог отрезал мочку уха, горожане написали заявление мэру Арля с просьбой изолировать художника от остальных жителей. И Ван Гога отправили в больницу для душевнобольных. Вероятно, художник воспринимал это изгнание как наказание за вину, которую чувствовал, – за безумие, за свои разрушительные намерения, запретные чувства к брату и к Гогену.

И потому его третье, основное «Я» – это изгой-кипарис, который отдален от деревни, вынесен за пределы человеческого мира. Ветви кипариса, как языки пламени, устремлены вверх. Он – единственный свидетель зрелища, которое разворачивается в небе.

Это образ художника, который не спит, который открыт бездне страстей и творческой фантазии. Он не защищен от них церковью и домом. Но он укоренен в реальности, в земле, благодаря мощным корням.

Вот этот кипарис, возможно, – бессознательный символ того, к чему хотел бы стремиться Ван Гог. Ощущать связь с космосом, с бездной, которая питает его творчество, но при этом не терять связи и с землей, со своей идентичностью.

В реальности таких корней у Ван Гога не было. Зачарованный своим безумием, он теряет опору под ногами и оказывается поглощен этим водоворотом.

Одна из самых известнейших картин - «Звездная ночь» Ван Гога - в настоящее время находится в одном из залов Музея современного искусства в Нью-Йорке. Она была создана в 1889 году и представляет собой одно из самых знаменитых произведений великого художника.

История создания картины

«Звездная ночь» - это одно из самых известных и популярных произведений изобразительного искусства XIX века. Картина была написана в 1889 году и она как нельзя лучше передает уникальный и неповторимый стиль величайшего

В 1888 году Винсенту Ван Гогу после нападения на Поля и отрезанной мочки уха был поставлен печальный диагноз - эпилепсия височных долей. В этом году великий художник жил во Франции, в городке Арль. После того как жители этого города обратились в мэрию с коллективной жалобой на «буйного» живописца, Винсент Ван Гог оказался в Сен-Реми-де-Прованс - поселке для За год проживания в этом месте художник написал более 150 картин, среди которых и этот самый известный шедевр изобразительного искусства.

«Звездная ночь», Ван Гог. Описание картины

Отличительной особенностью картины является невероятный динамизм, который красноречиво передает душевные переживания великого художника. Изображения в лунном свете на то время имели свои древние традиции, и тем не менее ни один художник не мог передать такую силу и мощь природного явления, как Винсент Ван Гог. «Звездная ночь» не написана спонтанно, как многие произведения мастера, она тщательно продумана и скомпонована.

Невероятная энергия всей картины сосредоточена главным образом в симметричном, едином и непрерывном движении серпа луны, звезд и самого неба. Переполняющие внутренние переживания удивительным образом уравновешены благодаря изображенным на переднем плане деревьям, которые, в свою очередь, уравновешивают всю панораму.

Стилистика картины

Стоит обратить предельное внимание на удивительно синхронизированное движение небесных светил на ночном небосводе. Винсент Ван Гог специально изобразил звезды значительно увеличенными, чтобы передать мерцающий свет всего ореола. Свет от луны также выглядит пульсирующим, а спиральные завитки очень гармонично передают стилизованный образ галактики.

Все буйство ночного неба уравновешенно, благодаря изображенному в темном цвете пейзажу города и кипарисам, которые обрамляют картину снизу. Ночной город и деревья эффектно дополняют панораму ночного неба, придавая ей ощущение тяжести и земного притяжения. Особое значение имеет поселок, изображенный в правом нижнем углу картины. Он кажется безмятежно спокойным по отношению к динамичному небосводу.

Немаловажное значение имеет и цветовая гамма картины «Звездная ночь» Ван Гога. Более светлые оттенки гармонично сочетаются с темным передним планом. А особая техника рисования мазками различной длины и направленности делает эту картину более экспрессивной по сравнению с предыдущими работами этого художника.

Рассуждения о картине «Звездная ночь» и творчестве Ван Гога

Как и многие шедевры, «Звездная ночь» Ван Гога практически сразу же стала благодатной почвой для всевозможных толкований и обсуждений. Астрономы принялись считать звезды, изображенные на картине, пробуя определить, к какому созвездию они относятся. Географы безрезультатно пытались выяснить, что же за город изображен в нижней части произведения. Однако плоды исследований ни тех, ни других не увенчались успехом.

Доподлинно известно лишь то, что, рисуя «Звездную ночь», Винсент отступил от привычной манеры писать с натуры.

Интересен еще тот факт, что на создание этой картины, по мнению ученых и исследователей, повлияло древнее сказание об Иосифе из Ветхого Завета. Хотя художник и не считался поклонником теологических учений, но тема одиннадцати звезд красноречиво фигурирует на картине «Звездная ночь» Ван Гога.

Прошло много лет после того, как великий художник создал эту картину, и программист из Греции создал интерактивную версию этого шедевра живописи. Благодаря особой технологии, касаниями пальцев можно управлять потоками красок. Зрелище потрясающее!

Винсент Ван Гог. Картина «Звездная ночь». Есть ли в ней скрытый смысл?

Об этой картине пишут книги и песни, она есть и в электронных изданиях. И, пожалуй, сложно найти более экспрессивного художника, нежели Винсент Ван Гог. Картина «Звездная ночь» - ярчайшее доказательство этого. изобразительного искусства до сих пор вдохновляет поэтов, музыкантов и других художников на создание уникальных произведений.

До сих пор не нашлось единого мнения по поводу этой картины. Повлияла ли болезнь на ее написание, есть ли какой-то скрытый смысл в этом произведении - нынешнему поколению остается лишь догадываться об этом. Не исключено, что это всего лишь картина, которую видел воспаленный разум художника. Тем не менее это совершенно другой мир, доступный только глазам Винсента Ван Гога.