Литература написанная в 1917 году о революции. Октябрьская революция в литературе и кинематографе

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва

    ткачество в институте культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва

    Орфинская О.В. - [#к_традиции] - История кроя, часть 1

    Орфинская О.В. - [#к_традиции] - История кроя, часть 2

    Власть факта. Реки.

    Субтитры

Общие сведения

Организационно-правовая форма

Организационно-правовая форма - Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение в ведении Министерства культуры РФ .

Институт Наследия и Министерство культуры РФ

История

Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия создан Постановлением Правительства Российской Федерации в 1992 году .

Институт Наследия был создан для реализации положения Конвенции ЮНЕСКО «Об охране Всемирного культурного и природного наследия» и принятия эффективных мер по сохранению, оздоровлению и развитию историко-культурной и природной среды. В постановлении правительства цель создания определялась как научное обеспечение государственной культурной политики и региональных программ по сохранению и использованию национального наследия.

Предыстория Института Наследия связана с Советским фондом культуры . Кадровую основу института составили специалисты, участвовавшие в работе Совета по уникальным территориям фонда. Основные принципы, положенные в основу деятельности института, были разработаны во время работы в Советском фонде культуры, в научных экспедициях и исследованиях, которые курировал Д.С.Лихачёв .

Представление о фундаментальной роли наследия в сохранении культурного и природного разнообразия страны и в её устойчивом развитии является ключевым в деятельности института. В сферу интересов Института Наследия с самого начала его деятельности вошли методология и теория сохранения культурного и природного наследия, разработка комплексных территориальных программ сохранения наследия, формирование системы особо охраняемых территорий, картографическое обеспечение сферы охраны наследия, изучение живой традиционной культуры.

После смерти Д. С. Лихачёва в 1999 году Институту Наследия было присвоено его имя .

В 2013 году внимание общественности к Институту было привлечено в связи с произошедшими в нём кадровыми перестановками: под давлением Министерства культуры РФ создатель Института Юрий Веденин вынужден был уступить руководство Павлу Юдину, взгляды которого на перспективы развития учреждения до этого резко критиковал . Некоторые специалисты расценили замену Веденина на Юдина - «молодого человека из партии „Единая Россия “, - не учёного, без степени» - как циничное . C фигурой Юдина связывается также план слияния с Институтом другого научно-исследовательского учреждения - возникшего гораздо раньше , одобренный, как утверждает инициировавшее этот процесс Министерство культуры РФ, научным сообществом и представителями обоих учреждений . Впрочем, по утверждению ряда бывших сотрудников РИК, их перевод в состав Института наследия был принудительным и абсурдным . По мнению бывшего директора РИК Кирилла Разлогова , присоединение Института культурологии к Институту культурного наследия связано с тем, что «культура у нас воспринимается как вещь, принадлежащая прошлому. Поэтому Институт наследия очень кстати, а всё что касается настоящего и будущего, многие считают неактуальным и даже вредным»; одобрение научной общественности, полагает Разлогов, слиянию институтов гарантировано, поскольку все его противники уже уволены . Окончательное решение о слиянии двух институтов было принято 23 января 2014 года .

30 мая 2014 года в рамках заседания Совета глав правительств государств – участников СНГ состоялось подписание решения о придании Институту Наследия статуса базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере сохранения всемирного наследия .

Структура и направления деятельности

Дирекция

  • Директор Института Наследия - Арсений Станиславович Миронов.
  • Первый заместитель директора - Александр Васильевич Окороков, доктор исторических наук .
  • Учёный секретарь Института - Юрий Александрович Закунов, кандидат философских наук .

Обсуждение основных направлений и проблем научной деятельности института, обсуждение и утверждение диссертационных исследований аспирантов и соискателей, обсуждение результатов научно-исследовательских работ секторов и центров института по итогам года.

Состав совета:

  • Арсений Станиславович Миронов - директор Института Наследия
  • Евгений Владиславович Бахревский - заместитель директора, руководитель центра государственной культурной политики, кандидат филологических наук
  • Татьяна Викторовна Беспалова - ведущий научный сотрудник центра междисциплинарных исследований, мониторинга, экспертизы и анализа межнациональных и межконфессиональных отношений, доктор философских наук
  • Пётр Владимирович Боярский - заместитель директора Института Наследия, руководитель Центра «Морская арктическая комплексная экспедиция и морское наследие России»
  • Ирина Ивановна Горлова - директор Южного филиала, доктор философских наук, профессор
  • Сергей Юрьевич Житенёв - советник директора Института, кандидат культурологии
  • Юрий Александрович Закунов - ученый секретарь, кандидат философских наук
  • Капитолина Антоновна Кокшенёва - начальник отдела государственной культурной политики, доктор филологических наук
  • Наталья Владимировна Кузина - начальник отдела аспирантуры, кандидат филологических наук
  • Александр Васильевич Окороков - первый заместитель директора, доктор исторических наук
  • Татьяна Александровна Пархоменко - начальник отдела культурного взаимодействия государства, религии и общества, доктор исторических наук
  • Владимир Иванович Плужников - заведующий Отдела документации наследия и информационных технологий , кандидат искусствоведения
  • Юрий Степанович Путрик - заведующий отделом социокультурных и туристских программ, доктор исторических наук
  • Ирина Александровна Селезнева - директор Сибирского филиала, кандидат исторических наук
  • Дмитрий Леонидович Спивак - руководитель центра фундаментальных социокультурных и культурно-психологических исследований, доктор филологических наук
  • Евгений Петрович Челышев - главный научный сотрудник центра фундаментальных исследований в сфере культуры, академик Российской академии наук, доктор философских наук
  • Екатерина Николаевна Шапинская - заместитель руководителя экспертно-аналитического центра развития образовательных систем в сфере культуры, доктор философских наук
  • Тамара Юрьевна Юренева - ведущий научный сотрудник лаборатории музейного проектирования, доктор исторических наук

Научно-практические мероприятия Института

2006

2008

  • Россия: воображение пространства / пространство воображения. Международная конференция.

2012

  • Отечественный и мировой опыт сохранения и использования культурного и природного наследия. Международная конференция в рамках мероприятий, приуроченных к 20-летию создания Института Наследия.

Семинар "Объекты Всемирного культурного наследия: сохранение, использование, популяризация". Декабрь 2013 г.

Семинар "Объекты Всемирного культурного наследия: сохранение, использование, популяризация". Май 2014 г.

Конференция "Совершенствование государственного статистического наблюдения в туризме в Российской Федерации". Июль 2014 г.

Библиография

Труды Института Наследия

Коллективные монографии

  • Комплексные региональные программы сохранения и использования культурного и природного наследия (коллективная монография). - М.: Российский НИИ культурного и природного наследия, 1994.
  • Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов / Отв. ред. Ю. Л. Мазуров. - М.: Российский НИИ культурного и природного наследия, 1994. - 215 с.
  • Веденин Ю. А. , Лютый А. А. , Ельчанинов А. И. , Свешников В. В. Культурное и природное наследие России (Концепция и программа комплексного атласа). - М.: Российский НИИ культурного и природного наследия, 1995.
  • Сравнительный анализ практики управления культурными ландшафтами. - М.: Институт Наследия, 1999.
  • Культурное наследие России и туризм (коллективная монография). - М.: Институт Наследия, 2005.
  • Замятин Д. Н. , Замятина Н. Ю. , Митин И. И. Моделирование образов историко-культурной территории: методологические и теоретические подходы / Отв. ред. Д. Н. Замятин . - М.: Институт Наследия, 2008. - 760 с. - ISBN 978-5-86443-133-7

Монографии

  • Лавренова О. А. Географическое пространство в русской поэзии XVIII - начала XX вв.: Геокультурный аспект. - М.: Институт Наследия, 1998. - 95 с.
  • Туровский Р. Ф. Культурные ландшафты России. - М.: Институт Наследия, 1998. - 210 с.
  • Лавренова О. А. Пространства и смыслы: Семантика культурного ландшафта. - М.: Институт Наследия, 2010. - 330 с.

Внесистемные сборники

  • Экология культуры. - М.: Институт Наследия, 2000.

Информационный сборник «Наследие и современность»

Сборник «Архив наследия»

  • Архив наследия-1999 / Сост. и науч. ред. В. И. Плужников . - М.: Институт Наследия.
  • Архив наследия-2000 / Сост. и науч. ред. В. И. Плужников . - М.: Институт Наследия, 2001. - 336 с. - 600 экз. - ISBN 5-86443-051-X
  • Архив наследия-2001 / Сост. и науч. ред. В. И. Плужников . - М.: Институт Наследия, 2002. - 388 с. - 600 экз. - ISBN 5-86443-081-1
  • Архив наследия-2002 / Сост. и науч. ред. В. И. Плужников . - М.: Институт Наследия.
  • Архив наследия-2003 / Сост. и науч. ред. В. И. Плужников . - М.: Институт Наследия, 2005.
  • Архив наследия-2004 / Сост. и науч. ред. В. И. Плужников . - М.: Институт Наследия.
  • Архив наследия-2005 / Сост. и науч. ред. В. И. Плужников . - М.: Институт Наследия, 2007. - 448 с. - 500 экз.
  • Архив наследия-2006 / Сост. и науч. ред. В. И. Плужников . - М.: Институт Наследия.
  • Архив наследия-2007 / Сост. и науч. ред. В. И. Плужников . - М.: Институт Наследия.
  • Архив наследия-2008 / Сост. и науч. ред. В. И. Плужников . - М.: Институт Наследия, 2010. - 371 с. - ISBN 978-5-86443-159-7

Альманах «Гуманитарная география» (2004-2010)

  • / Сост., отв. ред. Д. Н. Замятин ; авт. Балдин А. , Галкина Т., Замятин Д. и др. - Вып. 1. - М.: Институт Наследия, 2004. - 431 с. - 500 экз. - ISBN 5-86443-107-9 .
  • Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах / Сост., отв. ред. Д. Н. Замятин ; авт. Андреева Е., Белоусов С., Галкина Т. и др. - Вып. 2. - М.: Институт Наследия, 2005. - 464 с. - 500 экз. - ISBN 5-86443-107-9 .
  • Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах / Сост., отв. ред. Д. Н. Замятин ; авт. Абдулова И., Амоголонова Д., Балдин А. и др. - Вып. 3. - М.: Институт Наследия, 2006. - 568 с. - 350 экз. - ISBN 5-86443-107-9 .
  • Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах / Сост., отв. ред. Д. Н. Замятин ; авт. Абдулова И., Амоголонова Д., Герасименко Т. и др. - Вып. 4. - М.: Институт Наследия, 2007 . - 464 с. - 350 экз. - ISBN 5-86443-107-9 .
  • Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах / Отв. ред. И. И. Митин ; сост. Д. Н. Замятин ; авт. Белоусов С., Вахрушев В.,

Русские писатели как зеркало революции 1917 года. (А. Фадеев роман «Разгром», Б. Пастернак роман «Доктор Живаго», А. Толстой рассказ «Гадюка»)

Образ революции в литературе

2017 год, год 100-летия русской революции. Это столетие насыщенно важнейшими, судьбоносными событиями для нашей страны. Анализируя сейчас эти события, можно отметить их положительные и отрицательные стороны. Несомненно, отрицательное - это тоже бесценный опыт. Страна должна признавать и не повторять ошибки, извлекать уроки прошлого.

Важнейшими событиями данного периода времени, которые являются главными и значимыми уроками для нашей страны на сегодняшний день, я хочу отметить: Февральскую и Октябрьскую революции, правления В.И. Ленина и В. Сталина.

Революция, как правило, для любой страны, для ее народа – период страшных метелей и красных закатов. Писателям, рожденным суровым временем революции и гражданской войны, «нужно» правдиво и понятно объяснить «время перемен». «Нужно» для потомков, «нужно» для истории и сознания людей. С этой сложной задачей справились не все писатели. Многим из них так и не удалось показать жизнь простых людей в вулкане революции и огне гражданской войны. Но имена тех, которые смогли показать – остались навеки в истории Руси. Такие авторы как Шолохов, Блок, Фадеев, Бабель, Пастернак стали певцами революционной страны и сумели точно и правдоподобно показать судьбы, мысли, призвание людей этой страны.
Революция 1917 года и гражданская война стали очень значимыми событиями в истории России и судьбе русских людей. Жизнь поменялась кардинальным образом, и перемены сопровождались кровью, смертью, тысячами сломанных жизней, душевными трагедиями огромного количества людей.

Этот страшный период в своих произведениях запечатлели многие писатели – современники тех событий.

Так, А. Фадеев в своем романе «Разгром» более объективно, чем другие советские писатели того времени, осветил гражданскую войну. Сам Фадеев писал об основной мысли своего романа: «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, а все, поднявшееся из подлинных корней революции, …развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей».

Очень показательно, что писатель, говоря о героях «Разгрома», называет их «человеческим материалом». Революция и гражданская война требовала именно «материала» для победы и построения нового общества. Человеческая жизнь не имела большой цены, она с легкостью приносилась в жертву во имя победы.

В «Разгроме» это отчетливо показано. Многочисленный отряд Левинсона получает партийную задачу: во что бы то ни стало пробиться в свободную от противника Тудо-Вакскую долину. С большими трудностями (преследование противников, нехватка пропитания и т.д.) отряд пытается ее выполнить. Но на подходе к долине он попадает в окружение казаков. Живыми из боя выходят только девятнадцать человек из полуторосотенного отряда.

Левинсон, прорвавшись из окружения, оглядывается на отряд, «но никакого отряда не было: вся дорога была усеяна конскими и людскими трупами…». Человеческий материал истреблен, но главное – поставленная задача – была выполнена. Без сомнения, отряд Левинсона пополнится новыми бойцами, готовыми (и не совсем готовыми) «положить свою жизнь на алтарь революции».

Но несправедливо было бы представлять всех революционных деятелей, партийцев циничными и бездушными людьми, не имеющими никаких человеческих эмоций. В том то и заключалась их трагедия, что они постоянно стояли перед выбором: победа революционной идеи или человеческая жизнь, а подчас и сотни жизней.

В своем романе Фадеев смотрит на события революции с позиции «красного». Но примечательно то, что он совсем не приукрашивает революционных будней. Даже герои у него, хотя и довольно четко делятся на положительных и отрицательных, не имеют однобокой ярко выраженной окраски.

Б. Пастернак освещает революционные события несколько с другой стороны. В своем романе «Доктор Живаго» писатель с философских, общечеловеческих событий подходит к осмыслению революции и гражданской войны. Первая мировая война, революции, гражданская война – это эксперименты, которые затевались во имя самых чистых, благородных идеалов. Но по отношению к обычной человеческой жизни они искусственны и надуманы. У автора они ассоциируются с играми – повзрослевшие мальчики продолжают играть.

Но игры взрослых людей имеют серьезные последствия. Это доказывает судьба Стрельникова – вестника и активного участника революции. Его идеи и действия губительны. В них отражаются настроения эпохи: пренебрежение к личности человека, потеря значения духовных идеалов во имя мнимого равенства, искусственного единства. Эти игры несут кровь и смерть людям, на какой бы стороне они ни сражались. Проекты переделки мира превратились в жестокие эксперименты. В результате образовалась жуткая реальность, которая враждебна не только духовной жизни, но и самому человеческому существованию. Таковы результаты игры с историей.

«Игра в людей» противоестественна, - утверждает Борис Пастернак. Она не может заменить нормальную, обычную жизнь. Отдушину доктор Живаго обретает лишь в любви к Ларе.

А.Н. Толстой в своем рассказе «Гадюка» показывает, как страшное время войны, «революционная» психология калечит людей, уродует их сознание, делает неприспособленными к нормальной жизни.

Главная героиня рассказа – Ольга Зотова – молодая девушка. Ей всего двадцать два года, но она совершенно не умеет жить в мирной ситуации, когда не нужно убивать, бороться, стрелять. И это неудивительно: в ее годы ей приходится начинать уже третью жизнь! А это под силу далеко не каждому.

Раньше все было понятно: была цель – уничтожить врага, были известны средства – абсолютно любые. Теперь же, когда нет необходимости идти на баррикады, героиня чувствует себя в растерянности. Мы видим, что эту девушку боятся и презирают соседи, потому что она ведет себя так, как будто еще сражается за советскую власть, а в мирной жизни это выглядит нелепо. Такая «дезориентация» Ольги приводит ее к трагедии – она стреляет в свою соперницу, не зная, как еще может она справиться со своей болью, разочарованием, отчаянием.

Таким образом, и Фадеев, и Пастернак, и Толстой характеризуют революцию и гражданскую войну как тяжелое, смутное, трагическое время, ломающее судьбы людей. Людям приходится делать страшный выбор, независимо от того, по какую сторону баррикад они оказались. И за свой выбор им, в любом случае, приходится платить огромную цену.

Революции 1917 года и последовавшая за ними Гражданская война - кровавое и трагичное время в истории России. Миллионы человек погибли, миллионы были покалечены, миллионы оказались лишены родины или свободы. «Русь слиняла в два дня», - писал Розанов. На ее место пришел Советский Союз с принципиально иной идеологией и политикой.

Уже в начале 20-х годов появились первые романы и повести о Гражданской войне. Авторы этих произведений, как правило, сами были либо активными участниками, либо свидетелями тех событий. Часть из них имела ярко выраженную идеологическую окраску (вроде образцово-показательных произведений Фадеева, Серафимовича или Фурманова), но некоторым писателям удалось избежать «агиток» и создать настоящие шедевры русской литературы - не просто задокументировать происходящее, но осмыслить произошедшие со страной кровавые перемены.

Мы выбрали семь таких книг.

Тихий Дон . Михаил Шолохов

«Тихий Дон » - один из главных русских романов прошлого века. И одна из главных литературных загадок. Вопрос о том, сам ли Шолохов написал его, все еще поднимается исследователями его творчества. Именно за эту эпопею писатель получил Нобелевскую премию по литературе с формулировкой «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Роман, бесспорно, является самым известным произведением о Гражданской войне, а образ главного героя, Григория Мелехова, стал своеобразным символом того кровавого и противоречивого периода отечественной истории.

Доктор Живаго . Борис Пастернак

«Доктор Живаго » - роман о начале XX века, о революции 1905-1907 годов, за которой последовала Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции. Роман заканчивается грозным предзнаменованием Второй мировой и ГУЛАГа, однако центральное место здесь занимают роковые события 1917-го.

Несколько семей, несколько сословий и история одного талантливого человека, который побывал и среди белых, и среди красных, потерял двух любимых женщин и медленно сходил с ума вместе со своей страной, повисшей между прошлым и будущим. «Доктор Живаго» метафоричен, и именно за это пострадал Борис Пастернак, так и не сумевший окончательно оправиться от травли, начавшейся после публикации произведения за границей и присуждения ему Нобелевской премии по литературе (от которой писатель был вынужден отказаться).

Белая гвардия . Михаил Булгаков

Первый роман Михаила Булгакова и одно из немногих произведений, точно описывающих события Гражданской войны на Украине. «Белая гвардия » стала реквиемом русской интеллигенции и тому укладу жизни, в котором существовала семья Булгакова и его друзья.

Почти у каждого персонажа этой книги есть свой реальный прототип. Даже дом, где живут Турбины - это тот же дом, в котором жили Булгаковы до 1918 года. Отдельным героем здесь выступает полумистический революционный Киев, который на протяжении всего романа называется просто «Городом».

Хождение по мукам . Алексей Толстой

Трилогию «Хождение по мукам » Алексей Николаевич Толстой создавал более 20 лет (с 1919 по 1941). Работу над «Сестрами» он начал в эмиграции, «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро» написал уже после возвращения на родину.

В первой книге отразилась жизнь русской интеллигенции Серебряного века: литературные кружки и салоны, споры писателей и поэтов, будни Петрограда, Москвы, Самары и других городов страны в 1914–1917 годах. Второй и третий романы цикла посвящены событиям Гражданской войны. Вместе с героями Толстого читатель скитается по залитым кровью просторам России и Украины, встречается с Нестором Махно и его анархистами, находится рядом с генералом Корниловым в день его убийства, наблюдает за штурмом Екатеринослава и становится очевидцем многих других событий тех страшных лет.

Писателю удалось создать по-настоящему эпичную панораму жизни страны в один из самых сложных периодов отечественной истории.

Солнце мертвых . Иван Шмелёв

В центре романа известного русского писателя-эмигранта, автора «Богомолья» и «Лета Господня », лежит противостояние в Крыму. Его «Солнце мертвых » называют одним из самых правдивых и страшных произведений о Гражданской войне в России. Шмелёв собственными глазами видел зверства, которые творили большевики с разбитыми войсками генерала Врангеля и местными жителями во времена Красного террора. Тогда же был расстрелян 25-летний сын писателя. Самому Ивану Сергеевичу чудом удалось спастись. Он бежал с полуострова в Москву, а в 1924 году навсегда уехал из страны.

Россия, кровью умытая . Артем Весёлый

Артем Весёлый (настоящее имя Николай Кочкуров) родился в один год с Олешей, Набоковым и Платоновым. По стилистике своих работ был близок к Пильняку. Самым известным его произведением считается роман «Россия, кровью умытая », название которого говорит само за себя. Весёлый воевал на деникинском фронте, затем некоторое время служил чекистом, так что с материалом у него проблем не возникло. Во времена Большого террора писатель быль арестован и расстрелян. Репрессиям подверглись и его ближайшие родственники.

Конь Рыжий . Алексей Черкасов и Полина Москвитина

«Конь Рыжий» - вторая часть эпической трилогии «Сказания о людях тайги », написанная Алексеем Черкасовым и Полиной Москвитиной в 1972 году. Книга является прямым продолжением романа «Хмель», в котором рассказывается о жизни сибирских старообрядцев в XIX и начале XX века (до 1917-го).

«Конь Рыжий» охватывает события, происходившие на юге Енисейской губернии во времена Гражданской войны. В нем описаны революционные Красноярск и Минусинск, расправа колчаковцев над железнодорожными рабочими, кровопролитная борьба крестьян с белым казачеством, террор и грабежи Чехословацкого корпуса и многие другие страшные события тех лет. В основе сюжета лежит история таштыпского казака Ноя Лебедя, принявшего сторону красных в братоубийственной войне.

1. Александр Рабинович «Большевики приходят к власти: Революция 1917 года в Петрограде» Здесь процесс прихода к власти большевиков анализирует американский историк, что уже интересно. Он также пытается понять, что можно и нельзя было реально сделать в той сложившейся социальной ситуации. 2. Андрей Романов «Военный дневник Великого князя Андрея Владимировича Романова (1914–1917)» Все Романовы обожали вести дневники, но большую часть этих …

1. Александр Рабинович «Большевики приходят к власти: Революция 1917 года в Петрограде»

Здесь процесс прихода к власти большевиков анализирует американский историк, что уже интересно. Он также пытается понять, что можно и нельзя было реально сделать в той сложившейся социальной ситуации.

2. Андрей Романов «Военный дневник Великого князя Андрея Владимировича Романова (1914–1917)»

Все Романовы обожали вести дневники, но большую часть этих записей читать невыносимо скучно. Но не в этом случае! Андрей Романов - дальний родственник императора, который успел вовремя эмигрировать. Это не помешало ему описывать Первую мировую и революцию очень занимательно, добавляя еще и интересные сплетни, доступ к которым он имел благодаря своему положению.

3. Владимир Ленин «Государство и революция»

Над этой книжкой мучилось не одно поколение советских школьников и студентов, но это главная книга о революции в XX веке в целом и о русской революции. В ней сформулированы основные позиции большевиков, благодаря которым они смогли и Гражданскую войну выиграть, и свое государство построить.

4. Николай Бердяев «Истоки и смысл русского коммунизма»

В книге Бердяева революция помещена в контекст русской культуры. Так автор пытается обнаружить ее истинный смысл, скрытый под политикой и насилием. Плюс книги в том, что читать её может с удовольствием прочитать даже абсолютно неподготовленный человек, которому хочется умной рефлексии на тему революции.

5. Иван Бунин «Окаянные дни»

Бунин видит революцию глазами проигравшей стороны, для него это финал цивилизации вообще. Революция у него всё отобрала (а было что!), поэтому он избирает другой путь - защищает свой класс, старый строй и порядок вещей, а революции вовсе не радуется. Этот дневник он даже закопал, потому что боялся обыска одесских чекистов.

Больше книг о революции 1917 года можно найти .

(Сочинение. 7 класс).
Всего сто лет назад, в октябре 1917 года, в России произошла революция, которая изменила ход истории на всей планете. Как же случилось, что нищие, полуграмотные люди сумели взять власть и удержать ее, в одной из самых мощных держав Европы? Как случилось, что мужики-лапотники и голодные мастеровые, с одной винтовкой на троих человек, смогли разгромить профессиональную Белую Армию, и отлично обученные и вооруженные войска 14 стран-интервентов? Я нахожу ответы на эти вопросы в книгах и фильмах, посвященных событиям Октябрьской революции, но только в тех, которые написаны и созданы участниками или очевидцами тех событий…
Замечательный фильм-трилогия о простом рабочем парне Максиме – «Юность Максима», «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона». Фильм рассказывает не только о превращении полуграмотного рабочего в сознательного революционера-подпольщика, но подробно показывает всю историю революционного движения в царской России – от баррикад на улицах Петрограда до взятия Зимнего дворца в октябре 1917 года. Осознание своего полного бесправия и нищеты на фоне баснословного обогащения капиталистов и помещиков царской России, презрительное отношение к нуждам рабочих и крестьян в Государственной думе и среди чиновников всех мастей, доводили простой народ до отчаяния. В этих условиях появляются люди, которые точно знают, что нужно делать, чтобы избавить трудящихся от нужды и установить в стране равные права для всех, а не только для избранной кучки богатеев и аристократов. Фильм о Максиме начинается с его встречи с простой девушкой Наташей, которая оказывается убежденной и грамотной революционеркой. Постепенно и настойчиво Максима вовлекают в революционную деятельность, превращая его стихийную ненависть к угнетателям в планомерную и сознательную борьбу. Партия большевиков, которую в начале трилогии мы видим, как переживающую аресты и провалы небольшую группу, за счет обрастания именно такими борцами, как Максим, к 1917 году становится грозной организацией, способной не только осуществить революцию, но и создать мощное, совершенно новое по своей сути государство. В 21 веке мы часто слышим, что большевики обманывали народ, душили террором и репрессиями. Но разве смог бы обманутый и запуганный народ одолеть в Гражданскую войну Белую гвардию и профессиональные войска стран-интервентов, построить супердержаву – Советский Союз, и разгромить гитлеровские орды, легко покорившие все страны Европы? Несмотря на то, что трилогия о Максиме – это художественный фильм, все его кадры воспринимаются как документальное изложение событий истории, до того правдиво и достоверно построен сюжет.
Но встает второй вопрос – если понятно, почему к большевикам приходили люди, познавшие на себе «тяжкое лихо и безрадостный труд», как в лагере ленинцев оказывались люди интеллигентные, из сравнительно обеспеченных семей, даже подростки, почти дети? Ответ на этот вопрос дает повесть Аркадия Гайдара «Школа», Борис Гориков не голодал, учился в довольно престижном реальном училище, несмотря на то, что его отец был профессиональным революционером, сам он о революции имел очень смутное представление. Но на своем пути он встретил большевика – учителя Галку, который не отмахнулся от парнишки, а внимательно и заботливо занялся им, помог освободить голову от ненужного мусора и направил его на путь борьбы с несправедливостью и угнетением. В дальнейшем эту работу продолжил и завершил красноармеец Чубук. Значит, сила большевиков заключалась в том, что они внимательно относились к каждому сомневающемуся человеку, убеждали его в правоте своей позиции не фанатическими лозунгами и пустыми обещаниями, а математической логикой, основанной на науке. До большевиков в России было довольно много людей, искренне боровшихся за благо всего народа – Степан Разин, Емельян Пугачев, декабристы, но их попытки были безуспешны и заканчивались гибелью героев потому, что они были стихийны, не организованы и не скреплены научными знаниями.
Большевики затеяли огромное дело, начали строительство великого и светлого здания. Правда, граждане Советского Союза в конце 20 века это здание разрушили, потому что решили, что стремление к личному обогащению важнее, чем забота о благе поколений, которые придут потом…