Рисунок на тему изобразительное искусство. Вместе с этим также читают

Рисунок - основа изобразительного творчества

Леонардо да Винчи


Рисунок – первооснова всего изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо всем художникам, независимо от специальности. Виды рисунка.

Зарисовка с натуры (главное не детали, а существенное, характерное).

Набросок (небольшой, беглый, быстрая фиксация наблюдений).


(подготовительный набросок для крупной работы, в которой художник ищет будущую композицию

Дейнека. Эскиз к картине

«Оборона Севастополя»



Этюд (изучаю и наблюдаю с натуры, разрабатываю детали для будущего произведения)

Подготовительные рисунки Микеланджело Буонарроти к росписи потолка Сикстинской капеллы (1508-1512)

«Ливийская сивилла»


Учебный рисунок (цель - освоение правил изображения, грамоты изобразительного языка)


Технический рисунок (наглядное объемное изображение предмета, выполненное от руки с указанием размеров и материала)



Рисунок основан на выразительных возможностях линии, штриха, пятна . Примером могут послужить рисунки В. Ватагина.


Линия - это главное выразительное средство рисунка. Ее эмоциональная палитра разнообразна: она может быть тонкой, изысканной и жесткой, колючей, угловатой, может быть решительной, смелой, порывистой и неуверенной, робкой.

В.Янкилевский. Набросок. Карандаш

В. Косорукое. Набросок танцующей балерины. Карандаш


Средства художественной выразительности в рисунке

Штрих - это короткий след пера или карандаша, простейший элемент техники рисования. Различными по направлению и характеру штрихами передаются объемно-пластические и пространственные свойства объектов, их фактура. Системой штрихов можно создать выразительные эффекты динамики, света и тени.

Ж. Сера. Сидящая женщина с зонтиком. Карандаш

В. ван Тог. Скала. Карандаш, перо, кисть, черные чернила


Средства художественной выразительности в рисунке

Если контур линейного рисунка залить изнутри ровным цветом, получится силуэт - пятно. Силуэт - плоское цветовое пятно на более темномили более светлом фоне. Выразительность силуэта зависит от формы, положения и освещенности фигур и предметов. Пятно при кажущейся непластичности может выявлять бесконечное разнообразие состояний. С его помощью можно выразить не только форму, но и характер модели, сюжетную ситуацию.

В.Лебедев. Матрос и девушка. Карандаш, кисть, тушь

В. Стекольщиков. На бульваре. Набросок


Задание:


Задание: выполнить зарисовки травянистых растений


Рисунок- важнейшие средство изучения и ото­бражения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо ху­дожникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпто­рам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка.

Свои первые идеи, порой не вполне ясные даже самому себе, художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках-набросках , затем он накапливает нужные наблюдения в рисунках-этюдах и, наконец, отыскивает будущую композицию произведения в рисунке-эскизе . Один из величайших художников прошлого - Микеланджело, который одновременно был и живо­писцем, и скульптором, и архитектором, сказал, что «рисунок...есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; ри­сунок - источник и корень всякой науки».

Для художника рисунок - это лучшая школа, которая учит его владеть, то есть пристально вглядываться в окружающий мир, со­поставлять, анализировать, глубже воспринимать и чувствовать увиденное. Постижение высот изобразительного мастерства, разви­тие художнического умения видеть и передавать увиденное в своих произведениях начинается именно с рисунка.

По своему характеру рисунки бывают очень разнообразными. Это и порывисто, почти мгновенно набросанные линии, которые постороннему глазу могут показаться просто каракулями, линии, которыми художник пытается для себя удержать мгновенное впе­чатление или мысль. Это и тщательно отделанные, вполне закон­ченные тоновые изображения. Впрочем, и понятие законченности здесь очень своеобразно: самый быстрый, беглый рисунок может быть по-своему художественно выразительным, совершенным, а значит и законченным.

Основная часть получаемой зрительной информации основывается на восприятии очертаний, контурных линий, играющих основную роль в процессе узнавания предметов окружающего мира. Именно этот первоэле­мент изображения - линия - выступает в рисунке особенно ярко.

Обычно большие по размеру и трудоемкие произведения живо­писи и скульптуры требуют для своего создания и большого вре­мени. За это время очень часто настроение и замыслы художника претерпевают самые разнообразные и иногда очень значительные изменения. Первая, самая яркая мысль иногда уходит или слабеет. Рисунок в этом отношении имеет преимущество - он сохраняет в своем облике как бы застывший процесс поиска, становления ху­дожественного образа. Рисунки чаще всего выполняются художни­ком для себя и потому наиболее эмоционально раскрывают его внутренний мир, его переживания, чувства, мечты и воспоминания.

Рисунок - самая простая, удобная и оперативная техника изо­бразительного искусства.

Ознакомление с материалами и техникой работы с ри­ сунками.

(Каждый материал и его возможности демонстрируются с помощью документ-камеры. Выполняются небольшие зарисовки в различных техниках).

Для рисования художники используют очень мно­гие инструменты и материалы. Первый и наиболее распространен­ный из них - обыкновенный графитный карандаш. Держат каран­даш при рисовании особым образом, не так, как при письме. Графитный карандаш не так давно стал «обыкновенным», ши­роко распространенным, знакомым с самых ранних лет каждому. Уже древним римлянам был известен карандаш, но только сереб­ряный или свинцовый. В средние века к ним добавились оловян­ный и из сплава олова и свинца. След таких карандашей плохо со­хранялся на пергаменте, и это делало их малопригодными для само­стоятельных работ - их использовали только для предварительных набросков, которые затем уже дорабатывали пером или кистью.

В конце XIIIвека в Европе появилась бумага, и это увеличило возможности металлических карандашей. Но и на бумаге они дава­ли очень светлые линии, поэтому для большего эффекта бумагу иногда грунтовали. Штрихи серебряного карандаша по происшест­вии некоторого времени окислялись и приобретали красновато-коричневый оттенок, становились более заметными. Серебряный карандаш позволял делать очень тонкую штриховку, тщательную проработку формы. Серебряным карандашом пользовались вели­кие мастера - Боттичелли, Гольбейн, Рафаэль и другие.

Такие карандаши не могли получить широкого распростране­ния. Революцию в этом деле произвело открытие графита во вто­рой половине XVIвека в Англии. На смену металлическим каран­дашам пришли графитные - более темные и более дешевые. Но и они имели крупные недостатки - пачкались, не очень хорошо дер­жались на бумаге, легко ломались. И только в конце XVIIIвека французский механик Гонте, смешав графитный порошок с глиной в удачной пропорции, изобрел в принципе тот карандаш, которым мы пользуемся и теперь. Характерной особенностью графитного карандаша является легкий металлический блеск его штрихов.

Графитные карандаши выпускаются в большом диапазоне раз­личных степеней твердости. В России такие карандаши имеют 13 степеней твердости. Более твердые обозначаются буквой Т (от ITдо 7Т), более мягкие - буквой М (от 1М до 5М). Среднее положе­ние занимают карандаши ТМ.

Для рисования наиболее подходят относительно мягкие каран­даши марок от 1М до 5М. Эти карандаши могут давать линии раз­личной толщины, и диапазон тоновых градаций от самого светлого до почти черного.

Широко применяется в рисовании уголь. Его готовят особым образом - сжигая очищенные и хорошо просушенные веточки ивы или березы в песке, в герметически закупоренной посуде, без доступа воздуха. Уголь - материал богатый, живописный, его возмож­ности шире, чем у карандаша: им можно сделать маленький набро­сок и большое полотно.

Для рисования используют перо и фломастер. Благодаря не­обычайной строгости и скупости средств перовая техника учит ху­дожника очень внимательно анализировать модель и схватывать в ней самое главное и существенное.

Виды рисунка.

Основными видами рисунка являются набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз.

Набросок - произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Главное назна­чение наброска - быстрая фиксация отдельных наблюдений и за­мыслов в процессе текущей работы художника. Набросок может исполняться с натуры, по памяти или вообра­жению.

Зарисовка с натуры - краткосрочный рисунок. Его задача за­ключается не в том, чтобы быстро рисовать натуру во всех деталях, а в умении брать от натуры самое существенное, самое характер­ное, что в свою очередь дает возможность легче запоминать и вос­станавливать виденное.

Эскиз (французское esguisse ) - в изобразительном искусстве подготовительный набросок для более крупной работы. Исполне­нию значительной картины или скульптуры предшествует серия эскизов и этюдов, в которых художник разрабатывает общую структуру будущего произведения и ищет соответствующие худо­жественные средства.

Эскиз дает общее представление о том произведении, для кото­рого он исполняется.

Этюд (французское etude - изучение) - в изобразительном ис­кусстве произведение вспомогательного характера и ограниченно­го размера, выполняемое с натуры. В этюдах художники разраба­тывают детали задуманного произведения.

Рисунок как средство выразительности. Его функции

Рисунок - первичное, простейшее изобразительное средство, с которого начинается первобытное и детское творчество, но в результате длительного развития рисунок составил одну из важнейших и широко развитых областей изобразительного искусства и лежит в основе всех видов художественных изображений на плоскости (живопись, графика). Рисунок составляет начальную стадию работы над произведением пластических искусств, играет важнейшую роль в определении очертаний формы, объема предметов и расположения их в пространстве. Поэтому рисунок в широком смысле понимается как совокупность линейно-пластических элементов пластических искусств. Микеланджело назвал рисунок «высшей точкой живописи, и скульптуры и архитектуры». Рисунок, прежде всего рисование с натуры, служит анализом формы и конструкции изображаемых фигур и предметов. Что делает его одним из важнейших средств познания и изучения действительности художника. Рисунок, включающий учебное рисование с натуры, рисование по памяти и воображению, составляет основу художественного образования, как самостоятельная область творчества рисунок является главным видом графики.

И так основе всех видов изобразительного искусств лежит рисунок. Слово «рисунок» пришло на смену старославянским словам «знамя» « знамение», означавшим «создание образа» и «чертеж», «начертание», указывавшем на технику выполнения изображения. С 18т века слово «рисунок» стало термином, обозначающим изображение как создание образа с помощью линий, черт, важных для узнавания признаков предмета: формы, размера, строения, движения, которые передаются во всех видах искусства.

Составляющие рисунка: точка, линия, пятно.

Точка - получают точку прикосновением острия карандаша, кисти, мела к изобразительной плоскости или путем пересечения штрихов и линий. В рисунке точка участвует в изображении светотени и линейном построении формы в качестве опоры, поэтому такую точку называют опорной.

Положение точки на плоскости определяется координатами. В рисовании чаще всего применяют координаты длины и высоты, т.е. расстояния от вертикальной и горизонтальной линий контура, от вспомогательных, специально для этих целей проведенных, или от краев листа до изображаемой точки. Проверка положения точки сводится к проверке соотношения координатных величин, которые замеряются карандашом в полном соответствии с принятой системой координат.

Линия - наиболее популярное изобразительное средство. Она изображается всеми материально-техническими средствами: резцом, пером, карандашом и кистью. По характеру линии бывают прямые и кривые. Чтобы нарисовать прямую линию, надо обозначить ее место на бумаге точкой, затем короткими соединяющимися тонкими штрихами наметить заданное направление линии, проверить направление карандашом, а прямизну на глаз. Проверка прямизны происходит визуально: лист бумаги с нанесенной линией помещают на уровне глаз, тогда в результате перспективного сокращения изобразительной плоскости становятся заметны даже совсем небольшие изгибы линии. По размеру линии бывают длинные и короткие, равные и неравные, толстые и тонкие, по светлоте они делятся на темные, полутемные, светлые; по назначению- на контурные и вспомогательные; по направлению- на горизонтальные, вертикальные и наклонные.

Сама линия может передать настроение с помощью толщины и направления.

Анастасия Алексеевна Гузеева
Консультация «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»

Давайте обратимся к истокам . Ответьте на вопрос : «Что

такое искусство

Слово «искусство » в широком смысле обозначает умелое, искусное выполнение всякого дела. В специфическом значении - это художественное творчество, в результате которого создается художественный образ , отражающий действительность.

Вы уже имеете значительный опыт творческой деятельности, опыт общения с искусством и созерцания искусства .

Какие виды искусства вы можете перечислить?

Изобразительное , музыкальное, танцевальное, литературное. К видам искусства относятся такие , которые включают в себя призмы и элементы различных искусств , театра, кино.

Все эти виды искусства разговаривают с нами на своем языке и своими средствами создают художественный образ .

Мы можем говорить о том, когда возникли искусства театра и кино , но точное время возникновения других искусств нам не скажет никто . Ученые считают, что все началось на заре человечества.

На каждом шагу древнего человека подстерегаю опасность. Уходя на охоту, он часто сам становился жертвой хищного зверя. Возвращаясь с охоты, люди испытывали сильный стресс, эмоциональный подъем и волнение, они должны были выплеснуть свои эмоции в каких-то действиях.

Как вы думаете, как это делали древние люди?

Люди производили различные телодвижения, издавали звуки, ударяли по предметам, создавая определенный ритм.

Предполагается, что именно эта потребность излить эмоциональное напряжение и явилась толчком для зарождения танцевального и музыкального творчества.

Впечатления, полученные на охоте, человек отражал в рисунках. Как видите, искусство является естественной необходимостью человека и призвано отражать его чувства, внутренний мир и эмоциональное состояние.

Предметом нашего разговора, конечно, будет являться изобразительное искусство . Оно очень разнообразно .

Наверное, самым древним из видов изобразительного искусства является рисунок . Именно с его помощью, взяв в руки уголь из костра, человек изобразил бегущего оленя , мощного бизона и сцены охоты на стене своей пещеры.

С помощью одних и тех же средств рисунка : линии, штриха, пятна - художниками создается разнообразное восприятие мира .

Рисунки, сделанные карандашом или тушью, гравюры, плакаты - все это графика.

Слово «графика» происходит от греческого «пишу» , «рисую» . Произведения графического искусства мы видим не только на выставках - постоянно сталкиваемся с ними в жизни.

Рисунки художников в книгах - книжная графика. Еще есть прикладная графика. Когда мы хотим поздравить своих друзей с праздником, мы покупаем открытку и наклеиваем на нее марку. И открытку и марку нарисовал художник.

И более простые веши, на которые многие из вас не обращали внимания , этикетки на коробках, бутылках, пакетах - все это рисовали художники. И все это прикладная или промышленная графика.

Живопись.

Существует такая легенда : однажды один греческий художник но имени Апеллес написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград. Возможно, такого случая никогда не было, но легенда говорит о том, что художник может передать очень живо мир, который мы видим вокруг себя.

Как вы думаете, какими средствами можно наиболее точно

«передать жизнь» ?

Конечно, с помощью цвета, красками. Произведения искусства , выложенные красками, называются живописью. Само слово «живопись» значит живо писать, т. е. писать жизнь.

Давайте вспомним, какими красками пользуются художники.

Акварель, гуашь, темпера, масляные краски. Именно с помощью этих материалов живопись обретает основное средство выразительности - цвет. Вообразите , что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится! Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет. Искусство живописи - искусство цветовых и световых отношений.

Скульптура.

Когда-то очень давно - так гласит легенда - жил в Древней Греции скульптор. Он сторонился всех и целыми днями работал у себя в мастерской.

Его имя было Пигмалион. Долгие дни создает он статую девушки, которую назвал Галатеей. Статуя получилась такой необычайной красоты, что скульптор влюбился в нее. Он страстно хотел, чтобы мраморная Галатея ожила, и богиня Афродита сжалилась над ним, оживила скульптуру.

Наверное, эта легенда возникла потому, что древние греки созерцали вокруг себя прекрасные творения античных мастеров и мрамор статуй казался им теплым и живым.

Скульптура - одно из самых древних искусств . Мы знаем произведения, созданные тысячелетия тому назад мастерами Египта, Индии и Греции. Само слово произошло от латинского, что значит «высекать» .

Скульптор в своей работе использует объем и пластику, выполняет произведения из глины, высекая из камня, отливая из металла. Он передает то, что задумал, не плоским изображением , как на картине, а объемным. Изображение на холсте мы видим всегда в одном и том же положении, скульптуру мы можем рассматривать со всех сторон.

Подобно живописцу, скульптор передает в своей работе характер человека, его внутренний мир. Чувства человека мы читаем в чертах его лица.

Многие скульпторы используют в качестве материала дерево. Это пластичный и теплый материал.

Чтобы сделать статую или бюст из металла, изготавливают сначала модель, а потом отливают ее из бронзы или чугуна.

Скульптура может быть круглой и выступающей на плоскости (рельеф) .

Она может быть станковой (небольшого размера) и монументальной. Само слово «монументальная» говорит о величии габаритов произведения.

Вспомните, какие монументальные скульптурные произведения вы видели в нашем городе и о каких слышали.

Декоративно-прикладное искусство .

С одним из видов изобразительного искусства мы подробно знакомились в 5 классе. Назовите этот вид искусства .

«Декор» в переводе с латыни означает «украшать» . Предметы быта, украшенные художником или народным умельцем, относятся к декоративно-прикладному искусству : посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.

Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен целиком - в своей конструкции , пропорциях, деталях, а также в отделке. Это искусство называется прикладным еще и потому, что необходимо приложить руки, чтобы получилась эта красота. Польза и красота всегда рядом. Когда берутся за дело художники и из самых различных материалов (дерева, металла, стекла, глины, камня, ткани и др.) создают предметы быта, которые являются произведениями искусства .

Пластически-ритмический принцип является основой гармонии в изделиях Хохломы, Городца, Павловского Посада и других традиционных центров.

Архитектура.

Кому из вас незнакомо слово «архитектура» ? Мы неоднократно обращались к нему , обозначая еще один

вид изобразительного искусства .

В переводе с греческого языка «архитектура» означает «строить» , «возводить» .

Архитектура - зодчество, искусство проектировать и строить. Это искусство может выражать в художественных образах представления человека о мире, времени, величии, радости, торжестве, одиночестве и многих других чувствах.

Вероятно, поэтому говорят, что архитектура - это застывшая музыка. Архитектура должна быть не только красивой, но и функциональной и конструктивной . Архитектор заботится о пользе здания и его прочности.

Архитектурные сооружения отражают художественный стиль эпохи, как и произведения любого другого вида искусства . В архитектуре применяются и декоративная отделка, и скульптурные элементы, и монументальная живопись. Своей художественно-образной стороной архитектура отличается от простого строительства.

Более доступным в исполнении, не требующим специальных технологий травления, печати является станковый рисунок (рисунок не как одно из художественных средств изобразительного искусства, а как вспомогательное произведение). Рисунок исполняется художником непосредственно на листе бумаги каким-либо графическим материалом - карандашом, углем, тушью, сангиной, акварелью, гуашью. Рисунок - изображение, выполненное от руки. На глаз, с помощью графических средств: контурной линии. Штриха и пятна. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования. Темам и жанрам, технике и характеру исполнения. Зародился рисунок еще в эпоху верхнего палеолита - рисунки животных, процарапанные на камне, кости, нарисованные на стенах пещер (пещеры Альтамиры в Испании, пещеры фон де Гон, Монтеспан фо Франции). Рисунок эволюционирует от линий выдавленных или процарапанных к линиям нарисованным, силуэту, штриховке, к цветному пятну. От искусства древневосточной цивилизации, искусства Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и всех последующих эпох до наших дней обучение изобразительным искусствам начиналось с изучения рисунка. Основные правила построения изображения на плоскости были в центре внимания таких известных художников как Леонардо да Винчи, Дюрер. “Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки,” - писал великий итальянский художник эпохи Возрождения Микеланджело Буанарроти (1475-1564). Длительное время рисунок служил лишь вспомогательным материалом для художника. В эпоху Ренессанса, в эпоху наблюдения за натурой, рисунок освобождается от зависимости и начинает становиться самостоятельной ценностью (17-18 в.в.). Сначала для рисунка используют сангину, уголь, серебряный карандаш. Позже появляется графитный карандаш и резиновый ластик. В 19 веке авторская графика становится совершенно независимой от живописи. Возникают краски на водной основе (акварель, гуашь). В 20 веке возникает цветная тушь. Рассматривая различные виды графических работ, мы все ближе и ближе подошли к живописи, но также в процессе рассмотрения выявились основные отличия графики от живописи:

огромное значение в графике имеет преобладание линии (линия как таковая в природе вообще не существует, но в графике она либо проведена явно каким-либо инструментом - будь то резец. карандаш или кисть, либо создается соседствующими пятнами - ахроматическими или хроматическими, как в акварели и гуаши);

графика более контрастна, в основном это контраст черного и белого, контраст фона и рисунка, особое взаимодействие фона и изображения (не случайно основой графических работ чаще всего является бумага - она предоставляет широкие возможности в выборе фактуры, цветового оттенка фона);

графика не загромождает пространство, а наоборот создает его, в чем-то она похожа на музыку - ей свойственны паузы, и паузы эти играют большую роль;

графика (особенно рисунок, литография) дает художнику больше свободы, нежели живопись, благодаря простоте и доступности техники, возможности работать быстро, отражая мгновенные эмоциональные переживания;

графика в основном имеет иллюстративный характер, она более декоративна (часто используется для создания иллюстраций к книгам, шаржей и т. д.).

Последние два пункта вступают в некоторое противоречие - с одной стороны графическое произведение наиболее полно отражает характер художника, с другой стороны - графика более декоративное, декоративно-прикладное искусство, нежели станковое произведение.