Труд зимой в средней группе. Наблюдение за сорокой. Подвижная игра «Вороны»

Анастасия Гаранина
Картотека зимних наблюдений в средней группе

НАБЛЮДЕНИЯ ЗИМОЙ

Карточка 20

Наблюдение за синицей

Цели : продолжать вызывать интерес к пернатым; знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания , особенностями внешнего вида. Воспитывать заботу о зимующих птицах.

Карточка 21

Этот 10-мильный участок умеренно затруднен. Он принимает ходунков по хребтам и вдоль ручьев по пешеходным дорожкам и дорогам старого города, заросшим смешанным лесом. Голландия Глен, начало похода, представляет собой крутой ущелье, пронизанное прозрачным потоком и затененным зрелой подставкой для болиголов. На вершине глена есть водопад. Выйдите на Маршрут 9 на запад. Пройдите 8 миль до парковки справа. Трейлхед находится к северу от автостоянки. Коннектикут Ривер Гринуэй соединяет открытые пространства и парки.

Сайт парка или ссылку ниже для множества прогулок и пеших прогулок. Первоначальная часть живописной усадьбы в начале двадцатого века, ферма Вейр-Ривер включает в себя 75 акров полей и пастбищ, лесистых местностей и комплекса фермерских и усадебных зданий, включая амбары и дом каретки. В ясный день посетители могут осмотреть Бостон-Харбор и Северный берег с вершины холма в Турции. Ферме удается сохранить свой исторический пасторальный характер и предлагает публичные программы в течение года, а также возможности для пеших прогулок, наблюдения за птицами и пикника.

Наблюдение за погодой

Цели : продолжать формировать представление о сезонном явлении - гололеде; развивать наблюдательность . Учить самостоятельно, выделять и называть мнения в природе зимой.

Карточка 22

Наблюдение за вороной

Цели : продолжать знакомить с вороной; углублять знания о ее обитании, внешнем виде, питании, размножении; воспитывать гуманные чувства к птицам, желание заботиться о них.

Этот красивый мыс над Атлантикой и недалеко от города Рокпорт замечателен для прогулок и наслаждения природой. Поход в своем собственном темпе на любом из этих многочисленных трасс этого парка. Легкий 1-мильный поход приведет вас к прекрасному водопаду Сандерсон-Брук.

Этот природный центр включает в себя самостоятельную прогулочную тропу. Люди - со своими питомцами на поводке - могут наслаждаться землей и ее пешеходными дорожками каждый день в году, от рассвета до заката. На овец пастбище есть тропы, которые находятся в хорошем состоянии и сельскохозяйственных животных для людей, чтобы посетить.

Карточка 23

Наблюдение за первым снегом

Цель : показать разнообразие воды в окружающей среде ; формировать первые связные представления о зиме, познакомить с сезонным явлением – снегопадом. Воспитывать умение замечать изменения в природе, радоваться красоте окружающего мира.

Чтение педагогом стихотворения «Белый снег пушистый» ; рассмотреть, как снег падает на землю, деревья, крыши домов.

Собственность открыта для прогулок, наблюдения за птицами, пикника и фотографии природы. Трассы проходят через белый сосновый лес, отслеживая свернутые остатки старых каменных стен и бывших трактовщиков сельскохозяйственных тележек. Каждая тропа склоняется к краю болота к виду травянистых берегов Северной реки, обозначенной Национальной природной достопримечательностью и Стецон-лугам за ее пределами.

Этот драматический рок-каньон имеет стены высотой 70 футов, вырезанные столетиями стремительной воды из Восточного отделения реки Вестфилд. Ходунки и туристы могут проехать полмилиновый след вдоль скалистых вершин с прекрасным видом на ущелье, реку, окружающий лес, в котором обитают медведи, бобки и индюки. Кроме того, тропа с автостоянки соединяется с трассой Восточного филиала, которая следует за рекой на семь миль, за пределами государственного леса Блаженства.

Карточка 24

Наблюдение за солнцем

Цель : формировать представления об изменении в природе с приходом зимы (солнце светит и совсем не греет, оно спрятано за тучками) ; развивать внимание, память; формировать эмоционально-положительное отношение к природе и поддерживать радостное настроение.

Рассказать детям, что солнце светит во все времена года, но зимой оно не греет. Формировать знания о том, в каком месте поднимается солнце и где оно прячется.

Ходунки по этой тропе пройдут мимо плотины Найтсвилл. Легкие пешеходные тропы ведут к живописным пейзажам, низкому скалистому прибрежному шельфе с впечатляющими грохочущими волнами и интересным бассейнам приливов. Совместно управляемый с соседним государственным парком Халибут-Пойнт, две мили трасс оканчивают бывшую карьеру Бэбсон-Фарм, теперь заполненную природными подземными источниками. Гранит, добытый здесь на рубеже 20-го века, проложил тысячи городских улиц и построил мосты, туннели, памятники, склады и здания, такие как башня Таможни Бостона.

Оно поднимается выше, его лучи светят ярче и уже несут тепло. Чувствуется приближение весны, но до тепла еще далеко. На смену теплым дням еще не раз придут холода.

Карточка 25

Наблюдение за птицами

Цели : формировать желание детей заботиться о зимующих птицах (узнавать птицу, называть части ее тела) . Учить сравнивать сороку и воробья, находя отличительные признаки. Воспитывать любовь и заботу о них.

Узкая косая пешеходная дорожка пересекает вершину холма и петляет назад вдоль потока к входу, предоставляя посетителю возможность увидеть птиц лугопастбищ, используя барабан и прилегающие пойменные поля для гнездования и выращивания своих молодых. Пользователи инвалидных колясок могут легко наслаждаться более гладкой троллейной тропой на три четверти мили. Доступный для инвалидов номер для пикника и туалет поблизости. ФРС более чем на пять квадратных миль водораздела, Глендейл-Фолс является одним из самых длинных и мощных водопадов в Массачусетсе.

Карточка 26

Наблюдение за рябиной

Цель : продолжать наблюдение за рябиной зимой , рассказать, как сберечь ее от сильных морозов. Познакомить детей с особенностями внешнего вида рябины; расширять знания о её плодах и их пользе для птиц; воспитывать желание любоваться красотой дерева, беречь его.

Карточка 27

Весной воды Глендейл-Брук ревут над скальными уступами более 150 футов в высоту, прежде чем присоединиться к реке Уэстфилд. Четвертьмильная тропа ведет к нижней части водопада для просмотра. Резервация была когда-то частью исторической фермы Глендейла 18-го века, в которой действовал гриль-мельница, фундамент которой можно исследовать в лесу к северу от водопадов.

По тропам разрешены поношенные собаки. Туристы должны подбирать обувь и шляпы, а также приносить солнцезащитный крем и отвратительные средства для борьбы с отходами. Легкий поход идет к вершине сада, где посетители могут сидеть за столом для пикника и наслаждаться 20-мильными видами. Местность плоская и следует за ручью Пещера Брук в лес величественных болиголов.

Наблюдение за елью

Цель : формировать представления об особенностях жизни деревьев зимой, развивать умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев; развивать речь, память, внимание; формировать эмоционально - положительного отношения к природе, бережное отношение к деревьям.

Этот поход длится около часа. Обе экскурсии сопровождаются дегустацией вин. Люди наслаждаются прогулкой по тропам этого отеля, которые простираются от пляжа Волластона до Мемориального парка Кэдди до Мосветусет-Хамком. На участке с короткой петлевой тропой открывается вид на залив Куинси и 144-акровое сквошковое болото. Круглый год, рассвет до заката.

Представьте себе группу дошкольников на короткой прогулке в лесу зимой, ища жизнь среди деревьев. «Давайте притворяемся оленем, идущим по лесу». Когда дети начинают играть, возникает каскад вопросов, когда дети проявляют любопытство и заботу о том, как животные могут жить в холодном лесу: «Как они будут ходить?», Что они могут есть? «Где они могут спать?»«Как они остаются теплыми?»Чувство холода и работы по снегу могут сделать абстрактные концепции, такие как адаптация зимы, ожившими даже для самых маленьких учеников.

Карточка 28

Наблюдение за березой

Цель : расширять представления детей о деревьях, формировать знания об особенностях внешнего вида березы, по которым её можно выделить среди других деревьев . Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Полюбоваться вместе с детьми березой. Рассказать, что зимой береза отдыхает, так как очень холодно. Объяснить детям, что в морозные дни ветки деревьев очень хрупкие и легко ломаются, поэтому их надо оберегать.

Другие мероприятия на свежем воздухе могут быть одинаково привлекательными для студентов старшего возраста. Получение детей на улице, особенно в зимние месяцы, может ощущаться подавляющим, но мы призываем вас приложить усилия. Обучение в течение всего года может привести к тому, что классная комната будет любопытных, мотивированных учеников, имеющих более глубокую связь с местом их проживания.

Подготовьтесь к специальным вызовам зимы

В штате Мэн, где мы живем, температура в зимнем воздухе часто колеблется около нуля градусов, поэтому просто быть снаружи может быть проблемой безопасности. Вы хотите убедиться, что ваши ученики подготовлены с теплой наружной одеждой, что вы выбрали подходящее место для занятий на свежем воздухе, и что студенты и преподаватели имеют возможность учиться в этой новой обстановке.

Карточка 29

Наблюдение за березой и сосной .

Цель : уточнять знания детей о деревьях; учить видеть отличительные особенности разных деревьев; показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период ; воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Воспитатель читает загадки про деревья, просит детей рассказать, чем сосна отличается от березы.

Наблюдение за синицей

Учитывайте такие факторы, как глубина снега, температура воздуха, холод ветра и безопасность льда перед каждым зимним уроком. Возможно, вам придется перепланировать, если слишком холодно или снежно. Подумайте о том, как трудно было бы для аварийного автомобиля добраться до ваших учеников, если что-то случится. Всегда пользуйтесь радио или сотовым телефоном, чтобы вы могли обратиться за помощью в случае чрезвычайной ситуации.

Наблюдение за березой

Если возможно, имейте несколько пожертвованных дополнительных сапог и одежды под рукой для немногих детей, которые не приходят подготовленными. Некоторые старшие ученики могут не желать носить одежду, предлагаемую учителем. Когда вы сталкиваетесь с этой ситуацией, мы организуем закрытое место, где эти студенты могут оставаться, пока остальная часть класса выходит на улицу. Попросите одного учителя, если эти ученики могут сидеть в задней части своей классной комнаты. Назначьте эти студенческие книжные работы в помещении и включите компонент домашней работы, если они хотят получить кредит на день работы лаборатории.

Карточка 30

Наблюдение за сорокой

Цели : вызывать интерес к окружающему миру; учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издает (стрекотание, и описывать ее; обогащать словарный запас загадками о сороке; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Воспитатель загадывает загадки : Верещунья белобока, А зовут ее. (сорока) .

Сделайте работу на открытом воздухе частью вашей обычной работы

Это предлагает безопасный, но сложный, закрытый вариант для неподготовленных студентов. Начинайте получать своих учеников на открытом воздухе в начале учебного года. С помощью подпрограмм ученики знают, чего ожидать и как себя вести, и могут сосредоточиться на уроке, а не на том факте, что они выйдут на улицу. Начав рано, вы преодолеете типичные проблемы на открытом воздухе перед тем, как выпадет снег, давая вам больше пространства для умения справляться с дополнительными трудностями зимних позах.

Кто летает, кто стрекочет,

Рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

Карточка 31

Наблюдение за снегирем

Цель : показать детям птицу, которая прилетает на участок детского сада только зимой; помочь запомнить отличительные особенности её внешнего вида; формировать желание помогать птицам зимой.

Рассказать детям, где живут снегири и почему они прилетают зимой ближе к людям. Совместно с детьми развесить кормушки для птиц.

Безопасная поддержка сообщества, родителей и школы

Заранее сообщите родителям о своих планах на открытом воздухе. Поддержка строительства в вашем школьном сообществе может значительно помочь в обучении на открытом воздухе. Вы можете найти группу коллег, желающих создать простой класс на открытом воздухе или желающий сотрудничать на уроках. Если вы не можете найти группу поддержки в своей школе, могут помочь вам родители-добровольцы или местная экологическая организация.

Включить зимнее обучение в многолетнее расследование

Подумайте о включении своего зимнего обучения в годичный проект, который обеспечит непрерывность, необходимую для того, чтобы дети могли комфортно работать на открытом воздухе. Наблюдение за одним и тем же деревом - или тем же самым специальным наружным местом - в течение учебного года предлагает своим ученикам возможность более активно заниматься, поскольку они делают регулярные научные наблюдения с течением времени. Книга Дэвида Собеля «Детство и природа: принципы дизайна для педагогов» дает несколько отличных примеров того, как дать каждому ребенку особое место и превратить его в годичный проект.

Карточка 32

Наблюдение за работой дворника

Цель : продолжать знакомство с трудом дворника; формировать желание приходить на помощь окружающим; воспитывать чувство уважения к труду взрослых; способствовать развитию связной речи. Зимой они убирают снег при помощи лопат, расчищают дорожки, для того, чтобы людям было удобней ходить. Лопатками прочистить дорожки на участке. Обратить внимание, что из снега сделана горка для ребят. Помочь залить горку.

Уроки для вдохновения по уровню класса

Помните, зимой, что студенты будут носить перчатки, поэтому ограничивайте требования к записи, когда снаружи. Подумайте о том, чтобы поощрять учеников фотографировать следы животных или собирать веточки для более внимательного изучения один раз в помещении. Помните, что деревья могут быть идентифицированы многими различными функциями, а не только их листьями. Дихотомические манипуляции, требуемые в большинстве учебных программ по биологии, могут быть завершены с использованием идентификации деревьев во все времена года. Самое главное, что нужно запомнить, - это правильная подготовка.

Карточка 33

Наблюдение капели с крыш

Цель : Подвести детей к пониманию ее появления в зависимости от температуры воздуха. Беседа о правилах безопасности при появлении сосулек.

ДЕКАБРЬ Средняя группа
Прогулка 1
Наблюдение за синицей
Цели: - продолжать вызывать интерес к пернатым; - знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.
Ход наблюдения
Синица расписная
Свистит не уставая.

Что это за птица?

Как она выглядит? Какого она цвета?

Какие изменения происходят в жизни синиц весной?

Чем питаются синицы?

Как люди заботятся о них?
Какую пользу они приносят?
Трудовая деятельность
Очистка участка от снега.
Цель: воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок
Подвижные игры
«Мы - веселые ребята».
Цели: - повышать двигательную активность; - быстро действовать по сигналу воспитателя.
«Птички и кошка».
Цель: учить «слетать» только по зову, бегать в пределах площадки, спрыгивать на обе ноги, легко сгибая их в коленях.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2-3 м.
Прогулка 2
ДЕКАБРЬ Средняя группа
Наблюдение за погодой
Цели: - продолжать формировать представление о сезонном явлении -гололедице; развивать наблюдательность.
Ход наблюдения
На ладонь упала робко
Первая снежинка.
Ей, наверно, очень плохо
На лесной тропинке?
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
На заборах, на крылечке
Все блестит и все бело.
Нет свободного местечка
Всюду снега намело.
С утра было тихо, но потом подул холодный ветер, пошел мелкий дождь. Вскоре все вокруг затянуло тонким слоем льда. Когда идешь по этому ледку, он с треском разламывается под ногами. Подо льдом часто виднеются зеленая травка, почерневшие стебли. Очень скользко. Воздух становится стылым, почти морозным. Это декабрь, а не ноябрь.
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек от снега.
Цель: воспитывать трудолюбие.
Подвижные игры
«Кто выше?», «Найди меня».
Цель: учить легко прыгать, играть, строго соблюдая правила.
Индивидуальная работа

Беседа о значении подкормки для зимующих птиц

После того, как вы проделаете эту напряженную работу, вы с удовольствием увидите, что преподавание снаружи не только легко, но и весело и полезно для учителей и студентов! Кори Скрибнер и Оливия Грисет работали вместе над этой статьей. Учитель начальной школы в течение 15 лет, Кори всегда привлекалась к обмену природным миром с детьми и ее семьей. Она также преподает детский сад, основанный на природе и игре, и ведет занятия на природе для местных семей.

Следующие «Хип карманные действия», разработанные Делия Кларк и Пэт Страуган для ферм Шелбурн, могут быть сделаны в любое время, в любом месте и в любом порядке. Выберите несколько избранных и сохраните простые недорогие поставки в своем пакете на подходящий момент. Как было отмечено, большая часть мероприятий займет от 5 до 10 минут, но некоторые требуют дополнительного времени.

Прогулка 3
ДЕКАБРЬ Средняя группа
Наблюдение за машинами
Цель: расширять знания о наземном транспорте (их классифика- ция, назначение).
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку.
Начинает он копать Заменяет сто лопат.
Длинной шеей поверчу -
Груз тяжелый захвачу. (Экскаваmор.)
Не живая - а идет,
Неподвижна - а ведет. (Дорога.)
Запылал у чудища
Изумрудный глаз.
Значит, можно улицу
Перейти сейчас. (Свеmофор.)
Понаблюдать за машинами, отметить их классификацию, назна- чение, применение. Обратить внимание на то, что на улице гололед. Что это такое? Почему машинам трудно ехать, они тормозят? Наблюдение на перекрестке за движением машин и людей во время гололеда. Повторить основные правила перехода улицы без светофора.
Гололед, гололед -
Вверх тормашками полет.
Где стоит машин поток
Там не площадь, а каток.
Кто не едет, а скользит -
Потому что тормозит.
Гололед, гололед -
Это значит голый лед.
Никуда не выходи
Лучше дома посиди
И в окошко погляди!
«Белые снежинки». Цель: учить плавно двигаться.
Трудовая деятельность
Расчистка снега с дорожек, скамеек.
Цель: воспитывать желание помочь взрослым в уборке территории от снега.
Подвижные игры «Охотники и олени».
Цель: согласовывать движения друг с другом.
«Попади в цель».
Цель: развивать глазомер.
Индивидуальная работа
Метание в цель.
Цель: закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании.

Прогулка 4
ДЕКАБРЬ Средняя группа
Наблюдение за погодой
Цель: учить самостоятельно выделять и называть сезонные изменения в природе зимой.
Ход наблюдения
Он к бровям моим прирос,
Он залез мне в валенки.
Говорят, он - Дед Мороз,
А шалит, как маленький.
Воспитатель задает детям вопросы.

На улице тепло или холодно?
Почему люди прячут носы в воротники пальто и быстро идут по улице?
Как были одеты люди летом? Сравните.
Морозы стали крепче, и не всегда можно гулять. На улице очень холодно, люди идут быстро по улице, чтобы не замерзнуть.
Трудовая деятельность
Расчистка от снега горки и дорожки, ведущей к кормушке.
Цель: учить правильно пользоваться метлой, доводить начатое дело до конца.
Подвижные игры
«Мороз - красный нос», «Мы - веселые ребята».
Цели:
- учить четко говорить текст в игре;
- соблюдать правила игры.
Индивидуальная работа
«Попрыгунчики около санок».
Цель: учить прыгать с продвижением вперед.
Прогулка 5
ДЕКАБРЬ Средняя группа
Наблюдение за березой и рябиной
Цели: - формировать знания о жизни растений зимой; - воспитывать бережное отношение к природе.
Ход наблюдения
Воспитатель организует беседу с детьми, обращая их внимание на деревья, стоящие на участке.
Назовите, какие деревья и кустарники вы знаете?
По каким , рябину?

Как чувствуют себя деревья зимой?

Хорошо им или плохо зимой?

Для чего нужен снег деревьям?
Что может произойти, если много снега на ветках или он очень влажный?
Что делают зимой деревья?
Деревья зимою, деревья зимою
Пронизаны ветром и стужей самою,
И стройные сосны и острые ели
Встают, как солдаты, навстречу метели.
Трудовая деятельность Сбор снега для постройки.
Цель: учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.
Подвижные игры «Зайцы».
Цель: добиваться выполнения прыжков на двух ногах.
«Сбей кеглю». Цель: добиваться улучшений координации движений, уменя придать силу броску.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: закреплять навыки хорошего отталкивания и мягкого приземления.

Прогулка 6
ДЕКАБРЬ Средняя группа
Наблюдение за воздушным транспортом
Цель: расширять знания о воздушном транспорте, его использо- вании и назначении.
Ход наблюдения
Вырасту - буду летчиком смелым.
Нет для мальчишки лучшего дела!
Воспитатель загадывает детям загадки, задает вопросы.
Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит. (Самолет.)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Наш российский… (вертолет).

Какие виды транспорта ВЫ знаете?

Что относится к воздушному транспорту?

Чем похожи между собой самолет и вертолет?

Чем они отличаются?

Какое их назначение? (Перевозка грузов, пассажиров.)
Кто обслуживает воздушный транспорт? (Пилоты,
штурманы, механики.)
Отметить, что самолет поднимается высоко под облака, а вертолет летит значительно ниже.
Трудовая деятельность
Расчистка дорожки после снегопада.
Цель: закреплять умение работать сообща, радоваться результатам своего труда.
Подвижные игры
«У оленя дом большой».
Цель: закреплять умение соотносить движение с текстом.
«Самолеты».
Цель: развивать умение быстро действовать по сигналу, быстроту, внимание.
Индивидуальная работа
Ходьба между линиями (10-15 см).
Цель: развивать и совершенствовать двигательную активность.

ДЕКАБРЬ Средняя группа
Прогулка 7
Наблюдение за ветром
Цель: учить определять наличие и направление ветра.
Ход наблюдения
Ветер- ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтоб идти было в силу.
Воспитатель задает детям вопросы.

Есть ли ветер?

Откуда дует ветер?

Почему против ветра идти тяжело, а по ветру легче?
Трудовая деятельность
Сооружение горки для кукол, прихлопывая снег лопаткой.
Цель: учить работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата.
Подвижные игры
«Кони», «Лягушки».
Цели:
- учить внимательно слушать команду воспитателя;
- развивать внимание;
- следить за правильностью выполнения заданий.
Индивидуальная работа
«Не наскочи».
Цель: учить спускаться с горки на лыжах, не задевая положен- ную на склоне шишку.

Прогулка 8
ДЕКАБРЬ Средняя группа
Наблюдение в птичьем парке
Цели: закреплять представление о птичьем мире; - упражнять в узнавании птиц по описанию.
Ход наблюдения
На свободном участке разместить на ветках деревьев и кустарников плоскостные изображения птиц (воробей, ворона, сорока, синичка, снегирь).
Перед выходом на прогулку воспитатель объявляет, что сегодня они пойдут в парк. В парке очень много птиц, которые остаются у нас зимовать.
Обратить внимание детей, что птички не живые, а вырезаны из картона и разукрашены как настоящие. Поэтому мы не слышим голоса птиц, но вы сами будете имитировать голоса, распознав их.
Воспитатель загадывает детям загадки.
На суку сижу,
Кар-кар! - кричу. (Ворона.)
Чик-чирик!
С ветки прыг!
Клюй, не робей.
Кто это? (Воробей.)
Какую песенку поет воробей? Найдите плоскостное изображение воробья на ветке дерева или кустарника и назовите, на каком дереве он сидел.
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее... (сорока).
Красногрудый, чернокрьиый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
Дети находят этих птиц после отгадки загадок. Вот какие вы внимательные: знаете всех птиц и правильно назвали деревья и кустарники, на которых они сидели.
Трудовая деятельность
Постройки из снега на участке.
Цели:
- учить помогать воспитателю в постройке из снега;
- воспитывать дружеские взаимоотношения.
Подвижная игра
«Два мороза».
Цель: прививать умение выполнять характерные движения со- гласно тексту.
Индивидуальная работа Движение «змейкой».
Цель: учить двигаться «змейкой» друг за другом.

Прогулка 9
ДЕКАБРЬ Средняя группа
Наблюдение за птичьими следами на снегу
Цели: расширять знания о зимующих птицах, узнавать по следу, какой птице он принадлежит ; воспитывать наблюдательность и внимание.
Ход наблюдения
Мы снова пришли с вами в птичью столовую. Сегодня мы будем следопытами: определим, какой птице какие следы принадлежат. Обратите внимание, на снегу множество следов: маленькие, средние и большие.
Как вы думаете, самые маленькие следы кто оставил на снегу?
Конечно, они принадлежат самым маленьким птицам - воробью или синичке. А эти побольше. Как вы думаете, кто мог оставить такие вот следы? Ну, конечно же, они принадлежат сороке-белобоке.
А эти большие. Наверное, здесь ходила крупная птица, потому что снег под ней немного провалился. А кому они принадлежат? Правильно, вороне. Вот, ребята, не увидев птиц, можно определить по следам, кто прилетал в птичью столовую.
Трудовая деятельность
Постройка снежной горки.
Цель: воспитывать любовь к труду и дружеские взаимоотношения.
Подвижные игры
«Ворона - воробей».
Цели: внимательно слушать воспитателя и выполнять действия по команде; упражнять ориентироваться в пространстве; воспитывать дружеские взаимоотношения.
«Лохматый пес».
Цель: продолжать учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме.
Индивидуальная работа
«Попади комом снега в цель.
Цель: развивать глазомер и силу броска

Прогулка 10
ДЕКАБРЬ Средняя группа
Наблюдение за вороной
Цели: продолжать знакомить с вороной; - углублять знания о ее обитании, внешнем виде, питании, размножении воспитывать гуманные чувства к птицам, желание заботиться о них.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
И зовут ее... (ворона).

Какие у вороны клюв, хвост, крылья?

Эта птица улетает в теплые края или нет?

Чем питается?

Как высиживает птенцов? Где?

Где живет?
Есть ли у нее враги?
Трудовая деятельность
Расчистка от снега и мусора дорожек на участке.
Цель: воспитывать трудолюбие, коммуникабельность, учить работать сообща.
Подвижные игры
«Вороны». Цель: учить прыгать на двух ногах, бегать в разных направлениях, четко и правильно произносить текст.
«Перелетные птицы».
Цели: - учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки;
- влезать на свободное место, уступая друг другу; - слезать до конца, не спрыгивая.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: отрабатывать бег «змейкой», обегая поставленные в ряд предметы.

ЯНВАРЬ Средняя группа
Прогулка 1
Наблюдение за птицами
Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих пти- цах (узнавать птицу, называть части ее тела).
Ход наблюдения
Дети выходят на прогулку и наблюдают, кто первый прилетел к кормушке. Конечно же, это воробей, он прыгает и клюет. Вот посмотрите, еще прилетели воробьи.
Как называется птичка с красной грудкой? Вот и наша старая знакомая летит.
Какую песенку она поет?
Прислушайтесь. Они между собой переговариваются, наверное очень рады, что появились у них друзья, которые о них позаботятся. Какого цвета перышки на крыльях у сороки?
Птицы очень пугливые. Если заметят что-то неладное, быстро вспорхнут и улетят. Ребята, представьте, что вы воробьи.
Покажите своими движениями и голосом, что на участок прилетели воробушки. А теперь представьте, что вы - сороки.
Покажите, как они машут крыльями в полете и какую песенку поют.
Трудовая деятельность
Постройка из снега столовой для птиц.
Цель: учить трудиться сообща, дружно, приходить на помощь то варищу.
Подвижная игра «Собачка и воробьи».
Цель: продолжать учить бегать в разные стороны, ориентироваться в пространстве.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели:
- закреплять умение быстро бегать ;
- развивать ловкость и силу броска.
Прогулка 2
ЯНВАРЬ Средняя группа
Наблюдение за сорокой
Цели: - вызывать интерес к окружающему миру; - учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издает
(стрекотание), и описывать ее; обогащать словарный запас загадками о сороке; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
Верещунья белобока,
А зовут ее... (сорока).
Кто летает, кто стрекочет,
Рассказать нам новость хочет? (Сорока.)
Что это за птица?

Как она выглядит?

Как люди говорят про сороку?

Чем питается сорока?

Это зимующая или перелетная птица?

Чем заняты птицы весной?

Где строят свои гнезда сороки? Зачем им гнезда?

Кто появляется у сороки? (Птенцы сорочата.)

Как птицы заботятся о птенцах?
Трудовая деятельность Посыпание скользких дорожек песком. Цель: воспитывать заботливое отношение к друзьям и взрослым. Подвижные игры «Мыши в кладовой».
Цель: учить подползать, не задевая дугу, развивая при этом ловкость и сноровку. «Черное и белое». Цель: закреплять умение догонять убегаюших по сигналу в заданном пространстве. Индивидуальная работа Развитие движений..
Цель: тренировать в беге по узкой дорожке, с ускорением и замедлением темпа.

Прогулка 3
ЯНВАРЬ Средняя группа
Наблюдение за птицами
Цели: - формировать желание заботиться о зимуюших птицах; - учить сравнивать сороку и воробья, находя отличительные признаки.
Ход наблюдения
Обратить внимание на зимующих птиц, рассказать, что зимой им очень голодно: нет мошек, червячков. Только люди могут помочь покормить их.
Ребята! Сейчас мы будем угощать птиц крошками хлеба, семечками, зернышками; корм надо рассыпать по всей дорожке, чтобы птицы увидели, а сами отойдем в сторону и понаблюдаем.
Вот, ребята, стали и птицы слетаться в зимнюю столовую.
Первыми, конечно, прилетели воробьи, сороки, вороны, синички.
Давайте сравним воробья и сороку.

Какое оперенье у воробья?
Какая из этих птиц больше размером? Как внешне можно их отличить?

А чем они схожи?

Чем они питаются?

Какую песенку поет воробей?

А какую сорока?

Какие особенности вы еще заметили в их поведении?
Как вы думаете, почему нахохлились птицы? (Потому
что им очень холодно и они хотят есть.)
Почему птицы прилетают ближе к людям? (Они хотят
есть и ждут, когда люди покормят их.)
Чтобы птицы не погибли от голода, что нужно сделать?
(Повесить кормушки и подкармливать их крошками, сухими
ягодами, семечками.)
Трудовая деятельность
Постройка снежной горки.
Цель: учить собирать снег в кучу и утрамбовывать его лопатками.
Подвижная игра
«Собачка и воробьи».
Цели:
- закреплять знания о характерных движениях птиц;
- учить имитировать их голоса.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели:
- учить ориентироваться на участке;
- находить спрятанный предмет по словесному описанию.

Прогулка 4
ЯНВАРЬ Средняя группа
Наблюдение за погодой
Цели: продолжать расширять и углублять представления о солнце в зимних условиях; формировать интерес к неживым объектам природы.
Ход наблюдения
Где ты, солнце, в самом деле?
Мы совсем окоченели.
Без тебя вода замерзла,
Без тебя земля промерзла.
Выйди, солнышко, скорей!
Приласкай и обогрей!
Избу осветило, всех развеселило.
Воспитатель задает детям вопросы.

Какое сегодня солнце?

Каждый ли день мы видим солнце?

На что оно похоже?
Зимой солнышко выходит позже, а прячется раньше. Оно светит, но не греет.
Трудовая деятельность
Сгребание снега на участке в определенное место; расчистка дорожки, ведущей к березе и рябине.
Цель: учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
Подвижные игры
«Найди свой домик», «Утята».
Цель: учить впрыгивать в круг и выпрыгивать по команде, находить свои «домики».
Индивидуальная работа
«С вала на вал».
Цель: учить прыгать с вала на вал, развивать равновесие.
Прогулка 5
ЯНВАРЬ Средняя группа
Наблюдение за ветром
Цель: продолжать совершенствовать навыки в определении наличия и направления ветра.
Ход наблюдения
С бугорка на бугорок
Ловко прыгал ветерок.
По дорожке он бежал,
В сугроб весело упал.
Только вовсе не намок
Этот ловкий ветерок.
Нарисую ветер тихий, нежный,
Нарисую грозовой и снежный,
И такой, что с травами играет,
И такой, что волны поднимает.
Воспитатель задает детям вопросы.

Дует ли ветер?

Холодный он или теплый?

Как можно узнать, что дует ветер? В какую сторону он дует?
Трудовая деятельность
Сгребание снега в определенное место для построек.
Цели: - учить выполнять задание хорошо;
Подвижные игры
«Ловишки», «Вороны и гнезда».
Цель: учить бегать по всему участку, быстро реагируя на сигнал воспитателя.
Индивидуальная работа «Гонки на санках».
Цель: учить, сидя на санках , передвигаться до флажка, отталкиваясь ногами.

Прогулка 6
ЯНВАРЬ Средняя группа
Наблюдение за рябиной
Цель: продолжать наблюдение за рябиной зимой, рассказать, как сберечь ее от сильных морозов.
Ход наблюдения
Наступила зима. Стоит наша рябина без листьев. Птицы исклевали ягоды, некоторые ягоды упали на землю, а налетевшие метели укрыли их белым покрывалом. Так под снегом и лежат они, словно законсервированные, до весны.
Трудовая деятельность
Сгребание снега на участке в определенное место.
Цель: закреплять умение действовать лопатками.
Подвижные игры
«Снежинки и ветер», «Найди Снегурочку».
Цель: учить ходить по кругу, по сигналу воспитателя перемещаться в разных направлениях.
Индивидуальная работа «Гонки на санках».
Цель: учить, сидя на санках, с заданной точки по сигналу передвигаться до сугроба, отталкиваясь ногами.
Прогулка 7
ЯНВАРЬ Средняя группа
Наблюдение за елью
Цель: формировать представление о строении ели.
Ход наблюдения
Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдешь гулять - и встретишь.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
Ель - дерево высокое, у него ствол прямой, покрытый шершавой коричневой корой, много веток, которые постепенно увеличиваются книзу. Все ветки покрыты колючими, жесткими иголками. Зимой ветки покрыты снегом, поэтому опущены вниз, елочка стоит в снегу, как в шубке.
Она и зимой зеленая, иголки не желтеют и не опадают, как у других деревьев.
Трудовая деятельность
Коллективный труд на участке по уборке снега.
Цель: закреплять умение пользоваться деревянной лопаткой.
Подвижные игры
«Ловишки», «С бережка на бережок».
Цель: упражнять в беге врассыпную, прыжках через шнур.
Индивидуальная работа
«Допрыгай до флажка», «В воротики».
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, в подлезании.

Прогулка 8
ЯНВАРЬ Средняя группа
Сравним живую и игрушечную ель
Цель: показать детям главные особенности живого дерева.
Ход наблюдения
Ель на участке живая, у нее корни в земле, питаются ее соками.
Зимой ель спит, в теплое время года дерево растет: появляются новые ветки, шишки, старые ветки становятся длиннее. Ель издает аромат. Искусственная елка тоже красивая, ее можно украсить игрушками, она не будет осыпаться.
Мне елку купили, мне елку купили!
Ее на опушке в лесу не рубили,
А сделали елку на добром заводе,
Хорошие дяди, веселые тети!
Скорей приходите, скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей,
Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,
Задень, и она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая.
Кому? Никому, просто ветру, метели,
Соседке живой и неспиленной ели.
Воспитатель задает детям вопросы.

Как узнать, живое дерево или искусственное?

Почему нельзя рубить деревья?
Трудовая деятельность
Очистка участка от снега, сбор его в кучки для постройки горок для катания кукол на санках.
Цель: воспитывать трудолюбие.
Подвижные игры
«Цыплята», «Кто дальше бросит?».
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах, спрыгивании со скамейки, метании шишек, снежков на дальность.
Индивидуальная работа
«Воротики», «Катание на кругах».
Цель: упражнять в ходьбе «змейкой», держась за руки; в катании с горки на кругах, сохраняя направление.

Прогулка 9
ЯНВАРЬ Средняя группа
Наблюдение за солнцем
Цель: формировать знания о том, в каком месте поднимается солнце и где оно прячется.
Ход наблюдения
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе.
Воспитатель задает детям вопросы.

Где спит солнышко?

Откуда оно поднимается?
Греет ли солнышко зимой?
Трудовая деятельность
Расчистка дорожки от снега и укладка его на санки.
Цели:
- учить доводить начатое дело до конца;
- воспитывать положительное отношение к труду.
Подвижные игры
«Зайцы», «Птички и кошки».
Цели:
- учить играть, соблюдая правила;
- развивать ловкость, быстроту реакции, внимание.
Индивидуальная работа
«Подбрось повыше» .
Цели:
- учить бросать мяч вверх и ловить его;
- развивать внимание.
Прогулка 10
ЯНВАРЬ Средняя группа
Наблюдение за снегом
Цель: продолжать формировать представление детей о свойствах снега (белый, холодный, мокрый).
Ход наблюдения
Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
М. Познанская
Белым снегом все покрыло:
И деревья и дома.
Свищет ветер легкокрьтый:
«Здравствуй, зимушка-зима!»
Г. Ладонщиков
Воспитатель задает детям вопросы.

Какого цвета снег?

Какой на ощупь?

Что из него можно сделать?

Почему снег тает на ладошке?
Трудовая деятельность
Уборка снега на участке.
Цели:
собрать снег в ведро и внести в группу для поливки растений водой; поручить расчистить дорожки.
Подвижные игры
«Снежинки», «Кто скорей добежит до флажка?».
Цель: развивать меткость, ловкость, быстроту, смекалку
(усложнение - включить преодоление препятствий).
Индивидуальная работа
«Кто выше прыгнет?».
Цель: учить прыгать в высоту, развивать силу, ловкость.

ФЕВРАЛЬ Средняя группа
Прогулка 1
Наблюдение за снегопадом
Цель: закреплять знания о сезонном явлении - снегопаде.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.

Какого цвета снежинка?

У кого шубка такого же цвета?
Посмотрите, какого цвета зимушка-зима?
Села снежинка на рукав и растаяла. Была и вот ее нет! Вот какая звездочка- малютка.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
Трудовая деятельность
Сгребание снега на участке в определенное место; расчистка дорожки к крыльцу (коллективный труд).
Цели:
- формировать ответственное отношение к труду;
- учить выполнять коллективные поручения.
Подвижные игры
«Дед Мороз», «Снег кружится».
Цели:
прививать умение выполнять характерные движения;
- продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры.
Индивидуальная работа
«Попади в цель».
Цель: развивать меткость, глазомер.
Прогулка 2
ФЕВРАЛЬ Средняя группа
Наблюдение за погодой
Цель: учить замечать изменения в природе.
Ход наблюдения
Ой ты, зимушка-краса!
Побелила все леса,
Горы снега намела,
Нас кататься позвала.
Повела зима над нами
Снеговыми рукавами
И рассыпала снежинки
На поля и на леса.
Мы с горы кататься будем,
И поэтому нам очень-очень
Нравится зима.
Воспитатель задает детям вопросы.

Что изменилось в природе?

Чем покрылась земля?

Что лежит на ветках деревьев?

Что делают деревья зимой?
Трудовая деятельность
Расчистка кормушек от снега, кормление птиц.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду.
Подвижные игры
«Снежная карусель», «Ловишки».
Цели:
- учить быстро действовать по сигналу воспитателя;
- развивать внимание, быстроту бега.
Индивидуальная работа
«Самым ловким окажись».
Цель: продолжать развивать ловкость, выносливость.

Прогулка 3
ФЕВРАЛЬ Средняя группа
Наблюдение за снежинками
Цель: продолжать закреплять знания о снежинке, ее свойствах.
Ход наблюдения
Белая, узорная
Звездочка-малютка,
Ты слети мне на руку,
Посиди минутку.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
О. Рождественская
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек от снега.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду.
Подвижные игры
, «Метелица», «Скок-подскок».
Цель: учить бегать друг за другом, не натыкаясь на предметы, между валами, снежными постройками, уметь быстро действовать по сигналу воспитателя.
Индивидуальная работа
«Кто дальше?».
Цели:
- учить прыгать в длину с места и с разбега;
- развивать силу прыжка.
Прогулка 4
ФЕВРАЛЬ Средняя группа
Наблюдение за трудом дворника
Цели: продолжать знакомство с трудом дворника; формировать желание приходить на помощь окружающим; воспитывать чувство уважения к труду взрослых; способствовать развитию связной речи.
Ход наблюдения
Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, лохматый.
Мы расчистим снег и лед
На дворе лопатой.
Воспитатель задает детям вопросы.

Какое время года сейчас?

Почему вы так думаете?

Кто убирает снег?

Чем он работает?
Кому нужен труд дворника?
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек от снега.
Цель: показать детям, как правильно держать лопату и сгребать снег в одну кучу.
Подвижные игры
«Дед Мороз», «На елку».
Цели: - тренировать в умении свободно бегать, не наталкиваясь друг на друга; быстро действовать по сигналу воспитателя;
- повысить эмоциональный настрой детей.
Индивидуальная работа
Развитие движений..
Цель: способствовать развитию двигательных навыков
(бег, прыжки, кидание снежков в цель).

Прогулка 5
ФЕВРАЛЬ Средняя группа
Наблюдение за снегирями
Цель: расширять знания и представления о внешнем виде и повадках снегирей.
Ход наблюдения
Подойду поближе к ней
И глазам не верится.
Стайка алых снегирей
Облепила деревце!
Воспитатель задает детям вопросы.

Опишите, как выглядит снегирь.

Где живут снегири осенью?

Чем питается снегирь?

Какие звуки он издает?
С наступлением первых заморозков к нам на участок прилетают снегири. у самца снегиря спинка синевато-серая, а грудка ярко-красная. У самочки грудка темно-серая. Осенью снегири собираются в стайки, летают по лесам и паркам, клюют ягоды рябины, боярышника и шиповника. Кричит снегирь «рюм-рюм».
Трудовая деятельность
Подметание дорожек метлой.
Цель: приучать выполнять трудовые поручения.
Подвижные игры
«Перелет птиц», «Зайцы и волк».
Цель: упражнять в лазанье, спрыгивании с лестницы, беге.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: способствовать развитию двигательных навыков (бег, прыжки, кидание снежков в цель).

Прогулка 6
ФЕВРАЛЬ Средняя группа
Наблюдение за синичкой
Цели: расширять представления детей о внешнем виде ситнички, се повадках, среде обитания; воспитывать заботу о зимующих птицах.
Ход наблюдения
Синичка кричит «синь-синь-синь».
Угадай, какая птица -
Бойкая, задорная,
Ловкая,проворная?
Звонко телькает: «Тель-тель!
Как хорош осенний день!»
Воспитатель задает детям вопросы.

Как выглядит синичка?

Как передвигается?

Чем она питается?

Где зимует?
Как она кричит?
Оперение синички яркое и красивое, кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам и веткам деревьев. Осенью синички собираются в стаи, облетают сады и парки. В садах они клюют спелые яблоки, ягоды боярышника и барбариса. В ноябре люди отмечают
«синичкин день» - укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки несоленого сала.
В народе говорят: «Не велика птичка синичка, а и то свой праздник знает».
Трудовая деятельность
Закрепление на ветках деревьев самодельных кормушек, кормление птиц хлебными крошками.
Цель: привлекать детей к подкормке зимующих птиц.
Подвижные игры
«Самолеты», «Ловишки».
Цели:
- упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга;
- воспитывать ловкость и выносливость.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: упражнять в прыжках на месте на двух ногах (20 прыжков 2-3 раза в чередовании с ходьбой).

Прогулка 7
ФЕВРАЛЬ Средняя группа
Наблюдение за зимующими птицами
Цели: - расширять представления о зимующих птицах; - воспитывать любовь и заботу о них.
Ход наблюдения
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Воспитатель задает детям вопросы.

Каких зимующих птиц вы знаете?

Трудно ли птицам добывать корм зимой?

Что нужно смастерить для корма?
С наступлением холодов зимующие птицы (воробьи, вороны, сороки, голуби, синицы и снегири) приближаются к жилью человека. Для птиц наступило трудное время: они не могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли (заснули). Поэтому птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они покормят их. Мы будем подкармливать птиц осенью и зимой, чтобы они не погибли от голода.
Трудовая деятельность
Сгребание снега вокруг деревьев.
Цель: приучать к труду, оказывать помощь взрослым.
Подвижные игры
«Птички и дождик», «Кошки и мышки».
Цели:
- учить быстро двигаться по сигналу воспитателя;
- упражнять в произношении звуков.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: учить бросать снежки вдаль.
Прогулка 8
ФЕВРАЛЬ Средняя группа
Наблюдение за изменениями на участке детского
сада
Цель: научить наблюдать за изменениями вокруг нас.
Ход наблюдения
Улицей гуляет Дед Мороз,
Иней рассыпает по ветвям берез.
Ходит, бородою белою трясет,
Топает ногою, только треск идет.
Посмотрите, сколько снега в огороде. В народе говорят:
«Чем больше снега зимой , тем лучше урожай осенью».
Ребята, зачем мы очищаем дорожки от снега и сваливаем его на грядки, под деревья? Снег - одеяло для земли. Зачем мы повесили кормушку именно на участке огорода? Наступит весна и птицы в знак благодарности за то, что мы их зимой кормили (семечками, крупой, крошками), поедят вредителей на нашем огороде.
Трудовая деятельность
Коллективный труд по уборке снега с дорожек.
Цель: закреплять умение работать сообща.
Подвижная игра
«Бездомный заяц».
Цель: учить быстро выполнять действия по сигналу воспитателя.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели:
- закреплять умение бегать на скорость;
- развивать меткость и силу броска.