Написать письмо мастеру хора. Священник андрей толкинов

Принцип денег. Секретная практика управления реальностью Смирнов Антон

Развитие разума

Развитие разума

Разум, на мой взгляд, – более широкое понятие, чем ум. Развитие разума в моем понимании включает тренировку подсознания, формирование привычек, освоение навыков. Внедряя новые привычки, мы развиваем подсознание, закладываем туда новые механизмы. Как учим английский, например? Запоминаем слова, обороты, делаем это регулярно, только тогда это эффективно. И впоследствии приобретаем навык строить предложения на английском языке, не задумываясь. Я занимался боксом: выходя на ринг, не размышлял, какой рукой действовать, какие развороты выполнять, все это происходило на автомате. К такому поведению были натренированы разум и тело. Ум же, скорее, находится на поверхности, он отвечает за умение концентрироваться, контролировать свои чувства.

Чтобы научиться включать наблюдателя, важно научиться успокаивать ум. Если вода в озере – тихая гладь, то видно дно, а когда она бурлит, то возникает хаос. Так же и с умом: если он спокоен, видно, что там, в разуме, какие установки. Успокоить ум в начале дня помогают утренние медитации.

Развитие разума позволяет достигать целей. Если целью стоит наработка каких-то качеств, то, решив быть щедрым и работая над этим качеством, человек становится щедрым автоматически. Если человек трусливый, то может привить себе привычку к смелости, и это по-новому сформирует его характер. Характер сформирует судьбу, и она сложится с позиции решительности и щедрости.

В движении к целям обязательно возникают сложности, любые, в том числе со здоровьем, с социальным планом. С развитием разума приходит умение решать эти задачи с позиции развития, а не с позиции жертвенности, принимать их как очередной тренажер.

Как практически можно применить эти знания, как развивать разум? Для мужчин и женщин, на мой взгляд, эффективными будут разные подходы.

Мужские практики более жесткие. Для сильного пола эффективны аскезы – намеренные ограничения себя в чем-либо; практики, развивающие янские качества, такие как:

Индивидуальность и независимость;

Решительность и смелость;

Ответственность;

Целеустремленность;

Лидерство и власть;

Твердость и устойчивость;

Активность и действие;

Ориентация на социальные и на внешние достижения.

Мужчинам будет полезно намеренно рано вставать – например, на час раньше, чем нужно в действительности, – а также физические нагрузки, ограничения в еде вроде голодания и уединения: можно пожить одному в лесу несколько дней. Важно при выполнении тех или иных психологических практик научиться осознавать: «Они во мне развивают мужское начало? Я как мужчина, развиваюсь в этих янских качествах?»

Что дают подобные практики? Мужчине они помогают научиться ставить цели и достигать их. Ведь между целью и намерением ее достичь находится воля, некое связующее звено.

Например, мужчина хочет завоевать женщину, она его цель. Одного намерения при этом недостаточно, ему надо себя проявлять, совершать поступки. Приходится заставлять себя что-то сделать волевым усилием.

На первый взгляд, возможно, непонятно – как решение встать пораньше или поголодать ведет к такой цели? Однако если мужчине не хватает воли на то, чтобы устроить себе ранний подъем и он находит десяток отговорок, чтобы не вылезать из-под одеяла, что произойдет в случае с женщиной? Очевидно, что отговорки найдутся и здесь: он решит, что «и так нормально», пусть она идет своей дорогой.

Это проявляется и в других сферах жизни. Например, у мужчины есть идея для бизнеса. Но одного намерения мало, надо совершить усилия, чтобы ее внедрить, и вот тут возникают разные штуки: и то не так, и это слишком сложно, – и он сдается, не начав. Это и есть отсутствие воли. А как ее нарабатывать? Разными практиками и аскезами.

Что касается женщины – для нее эффективны практики, которые раскрывают ее иньские качества:

Забота и поддержка;

Интуиция;

Чувства и эмоции;

Нежность;

Зависимость;

Вдохновение;

Восприимчивость;

Расплывчатость;

Смирение и преданность;

Мягкость и гибкость;

Пассивность и спокойствие;

Чувствительность;

Творчество.

Если для мужчины является естественным достижение целей – активные действия, конкуренция, то женщине эффективно создавать притяжение к себе. Женский способ реализации намерений – примирять, объединять, притягивать. Для нее самыми эффективными практиками на каждый день будут умения хорошо выглядеть, создавать приятную атмосферу, радовать окружающих, красиво двигаться, вкусно готовить, танцевать, заниматься искусствами, быть обаятельной.

Как и мужские аскезы, они тоже нарабатывают волю и концентрацию внимания, но только в другом аспекте – женские практики связаны с красотой, изяществом, умением радовать.

Из книги Эффект визуализации автора Наст Джейми

Из книги Измени свою жизнь с НЛП автора Итон Алисия

Приложения для разума В этой главе мы подробно обсудим приемы НЛП, которыми пользуются успешные люди. Я включила сюда и две собственные разработки. Я разбила приемы на блоки и назвала их «приложениями для разума». Вы можете загружать их в свой разум точно так же, как

Из книги Уникальные способности мозга автора Мельников Илья

Память – основа разума человека Франсуа Ларошфуко сказал: «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум».Многие полагают, что уровень нашего интеллекта не зависит от нас, он запрограммирован от рождения, а значит, нечего и стараться, все равно все

Из книги Суперпамять [Уникальная программа абсолютного улучшения памяти и работы мозга (litres)] автора Хеннер Мэрилу

Автобиографическое состояние разума Помимо плана, хронологии и дневника существуют другие способы тренировки вашей автобиографической памяти.Один из них – погружение в автобиографическое состояние разума. Самое лучшее время, которое можно для этого выбрать, – время

Из книги Обдуматый [Как освободиться от лишних мыслей и сфокусироваться на главном] автора Ньюбиггинг Сэнди

Из книги Почему мы ошибаемся. Ловушки мышления в действии автора Халлинан Джозеф

Из книги 10 шагов на пути к управлению своей эмоциональной жизнью. Преодоление тревоги, страха и депрессии благодаря исцелению личности человека автора Вуд Ева А.

Из книги Без революций. Работаем над собой, оставаясь в гармонии автора Стивенс Майкл

Из книги Измените мысли – изменится жизнь. 12 простых принципов автора Кейси Карен

Из книги Пробуждение от проблем, или Как Вася Пупкин нашел себя автора Руль Александр

Четыре состояния разума Наш разум является вещью довольно-таки непостоянной. Он очень изменчив и способен пребывать поочередно в четырех состояниях.Первое – это состояние нашего разума во время сновидений. Многие считают такое состояние чем-то загадочным и

Из книги Идеальные переговоры автора Глейзер Джудит

Хитрые уловки нашего разума Порой нам кажется, что проблемы и неприятности начинают сыпаться на нашу голову все сразу. Такие моменты принято называть «черной полосой» или еще чем похуже – это зависит от культурного уровня жертвы обстоятельств. Но самое интересное то,

Из книги Творчество в рамках автора Голденберг Джекоб

Из книги Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса автора Хау Джефф

Из книги Как располагать к себе людей автора Карнеги Дейл

Из книги Думай и богатей автора Хилл Наполеон

Из книги автора

Сила разума С помощью философии, излагаемой в данной книге, вы придете к пониманию того, что мысль, подкрепленная страстным желанием, имеет тенденцию к переходу в физическую форму. Справедливость этих слов неоднократно доказывалась событиями, ставшими вехами в истории

Вы, наверное, часто слышали такое утверждение, что развитие разума имеет положительные стороны для развития человека. Я сталкиваюсь с этим тезисом ежемесячно, но до недавнего времени не придавал особого значения этой теме. Некоторое время назад я случайно зашел на страницу, посвященную развитию разума, и я решил углубиться в этот материал, попутно схватывая все аспекты.

Для чего нужно развитие разума?

Допустим, школьные уроки биологии и физкультуры не прошли даром, и нам удалось запомнить все то, о чем толковали преподаватели, а именно о взаимодействии между работой мозга и тела. Каждое телодвижение, выполняемое человеком, будь то пробежка с высокой скоростью, подтягивание или чтение книги, сперва определяется в мозге человека, а уже затем приобретает физиологический облик. Обычно этот процесс является бессознательным, то есть: если человек планирует свое действие, то он не представляет, каким образом он будет его выполнять.

Стабильная физическая нагрузка позволит вашему разуму постепенно адаптироваться к постоянному воздействию на отдельные части вашего тела. Взаимодействие между непрерывным действием и всплеском мозговой активности в скором времени сократится, а процесс станет полностью автоматизированным, увеличивая вдобавок работоспособность мозга. Чем более сильным оказывается воздействие мозга на тело, тем импульсивнее и быстрее оно совершенствуется. Также происходит обратный процесс: мозг развивается тогда, когда человек выполняет физические упражнения.

Вот мы и получили ответ на вопрос, поставленный выше. Развитие разума необходимо для того, чтобы беспрепятственно, и, как можно быстрее, справляться с поставленными или неожиданными задачами. Если с этим разобрались, то возникает резонный вопрос: «Как тогда развить разум?». Развить разум можно двумя способами: используя умственные упражнения для мозга или физические тренировки для тела. Выбирайте тот способ, какой вам нравится, а мы приведем необходимые рекомендации.

Умственные упражнения

Детство прекрасно еще тем, что ничего не видавший ребенок пытается познать мир, спрашивая всех вокруг, почему происходит тот или иной процесс, для чего он, и какую пользу приносит это действие и приносит ли. Активность мозга возрастает из года в год, однако многие люди ставят крест на своем интеллектуальном развитии в малом возрасте, как только получают диплом университета. Очевидно, это негативно сказывается на умственных способностях человека. Но эту ситуацию можно легко исправить, если стабильно выполнять тренировки для развития разума.

Быстрое упражнение

Ваш мозг будет по-настоящему закипать, если вы проделаете такое упражнение, как смена привычной руки при работе с компьютерной мышью. Довольно обычная задача – прекрасный стимулятор для работы и развития разума, ведь выполнение необычных действий заставляет человека испытывать стресс, а мозг в это время получает дополнительную подпитку.

Решение кроссвордов и чтение книг

С течением лет у человека сменились информационные источники, сейчас все получают новые сведения из аудио и видео-носителей, не используя при этом мозг. Чтение книг и решение кроссвордов поможет поднапрячь мозг, синтезируя полученную информацию и ища ответы.

Использование воображения

Не стоит забывать про силу вашего воображения, в нем таится большая сила. Такой феномен, как визуализация желаний действительно работает и служит еще одним отличным мотиватором на совершение какого-либо действия.

Выполнение оригинальных задач

Оригинальные цели – не значит сумасшедшие, не стоит прыгать с парашютом или ехать на сафари, хотя и эти методы дадут огромный прилив энергии. Оригинальный – значит несвойственный вам, непривычный, нахождение в таких ситуациях, когда вы будете чувствовать себя не в своей тарелке и, возможно, сильно нервничать.

Интроверты, замкнутые люди, любящие проводить время в одиночку, могут выйти на улицу и разговаривать с прохожими, улыбаться им, всячески жестикулировать. Экстравертам, открытым и активным людям, можно на время умерить свой пыл и провести время за игрой в шахматы или чтением книги, что даст двойной эффект.

Физические упражнения

Как уже было отмечено выше, полноценное развитие разума возможно только в том случае, если в жизни человека присутствует совокупность как умственных упражнений, так и физических тренировок. Активные люди, постоянно решающие какие-либо умственные задачи, становятся более успешными, нежели те, кто ежедневно просиживает время дома, не делая абсолютно ничего. И это весьма логично.

Путешествия

Пожалуй, самый интересный и результативный способ из всех возможных, это – путешествия. Сложно представить, какой объем новой информации познает человек за посещение хотя бы одного города. Новые люди, необычные места, спонтанные знакомства – все это можно отнести к положительным сторонам.

Однако этот метод имеет одну отрицательную особенность – путешествия порой сильно бьют по карману, особенно если это касается отправлений в другие страны.

Сидячему образу жизни – нет

Главная беда современной молодежи и людей в целом заключается в том, что многие проводят все свободное время, сидя за экраном компьютера дома, на работе, в офисе. Большой поток новой и интересной информации не отпускает, а, напротив, притягивает еще сильнее.

Больше ходим

Проблемы с кровеносной системой и осанкой вытекают из предыдущего пункта, где мы говорили о сидячем образе жизни, поэтому даже обычные прогулки помогут вам избавиться от этих неприятных осложнений. Также во время ходьбы в мозг поступает достаточное количество кислорода, которого может не хватать, если запереться в четырех стенах. Развитие разума может получиться только в случае соблюдения всех правил.

Заключение

Материал вышел достаточно объемным, поэтому приведем основные пункты.

Полноценному развитию разума помогут такие способы, как:

Чтение книг и решение кроссвордов

Нахождение оригинальных задач и их решение

Смена обстановки

Стабильные физические занятия

Может, у вас есть собственный способ развития разума?

Пробуйте, занимайтесь, развивайтесь!

Успехов вамна вашем Пути!

В широком смысле разум это отличительная особенность человека – его ум в целом, включая интеллект и способность к рефлексии: отражать себя, понимать ситуацию, понимать себя в ситуации, представлять себя в глазах других людей и так далее. Именно поэтому современный человек и называется Homo Sapiens – человек разумный (или, что точнее, разумеющий, вникающий).

Однако в повседневном использовании в современном русском языке имеется ярко выраженная тенденция к некоторому противопоставлению разума и интеллекта. Оба эти слова обозначают ум человека, но каждое со своей стороны. Интеллект это способность решать типовые, академические задачи, абстрагируясь (отвлекаясь) от всех второстепенных обстоятельств. Человек с высоким уровнем интеллекта способен решать задачи в короткие сроки (быстро, скажем, перемножить в уме двухзначные числа). Также он способен решать такие интеллектуальные задачи, которые не под силу большинству людей (перемножать, например, в уме четырехзначные числа). Это, так сказать, силовая сторона ума.

«Оборотная сторона медали» – разум – характеризует ловкие стороны ума. В физкультуре и вообще движениях человека ловкость это, в первую очередь, способность эффективно выполнять незнакомые, малознакомые движения: перепрыгнуть через заборчик, увернуться от грабителя, бежать, огибая многочисленных прохожих, залезть на дерево и т.д. Так же и разум это, в первую очередь, способность эффективно приспосабливаться к неожиданным жизненным ситуациям, и не только приспосабливаться, но даже и подчинять себе эти ситуации. Кто-то начал распускать про вас слухи, а вы не знаете что делать? Интеллект тут мало поможет, зато поможет разум. Не знаете, какую профессию выбрать? Вы давно отчаялись найти себе мужа или жену? Собираетесь подпасть под сокращение? Сын начал употреблять наркотики? Запутались в финансовых вопросах? Случайный прохожий просит помочь ему? Во всех подобных ситуациях интеллект не то, чтобы бесполезен, но он не играет решающую роль, здесь важнее ваша способность и готовность задействовать собственный разум. Далее под разумом мы будем понимать именно это – ловкую сторону ума.

Итак, какие же общие соображения насчет развития разума? Во-первых, разум это безусловно общая способность (не навык, не умение, не обладание конкретным знанием), она не связана тесно с какой-либо деятельностью. Поэтому можно смело утверждать, что развитие разума в одних ситуациях, в одних видах деятельности приведет к тому, что вы будете разумны совершенно в других ситуациях и видах деятельности. Нет таких способностей, как «разум в деловых вопросах», «разум в любовных делах», «бытовой разум», «эмоциональный разум», есть просто разум, и следует развивать этот просто разум.

Во-вторых, надо быть готовым к тому, чтобы всю оставшуюся жизнь любить истину в самых разных неприглядных ее видах. Мотором разума является логика: «Да», «Нет» или «Может быть». Как только человек начинает отрицать истину, действовать в отношении неё выборочно, искажать ее в угоду собственным потребностям, он лишается этого мотора, из движителей у него остаются эмоции, привычки, ценности.

В-третьих, рано или поздно придется признать, что у разума естественный враг это эмоции, что придется учиться сдерживать их. Если привычки и ценности прекрасно уживаются с разумом, они развивают и дополняют друг друга, то эмоции вносят очень много хаоса в жизнь современного человека. С одной стороны, это связано с тем, что эмоции являются проявлением инстинктов, а инстинкты – отражением опыта выживания наших предков. В каких-то вопросах инстинкты безусловно нужны (ты голоден? – поешь!), но в каких-то их компетенция приближается к нулю: какую профессию выбрать? в какой магазин пойти за продуктами? как излечиться от ожирения? и т.п. При этом, когда компетенция (соответствие) инстинктов приближается к нулю, они начинают конфликтовать друг с другом, порождая бесчисленные внутренние конфликты.

В-четвертых, и это тоже очень важное обстоятельство, человек живет среди людей, их поведение представляет для него наибольшую загадку. Это, пожалуй, даже основной предмет деятельности разума: понять поведение окружающих людей, предсказать его, представить в целом современные социальные тенденции. Это большое искусство – понять поведение других людей. Для этого понимания требуется много старания и вдумчивости, объективности. Самой распространенной, кстати, ошибкой, является отрицание, принижение качеств разума другого человека: «Он так ведет себя, потому что отец у него точно такой же был...», «Просто он хочет выделиться...», «Просто он демонстрант...», «Просто у него комплекс неполноценности...», «Ему надо власть проявлять, поэтому так муштрует нас...»

Ниже приведены некоторые идеи того, как развивать разум.

Упражнения в прогнозах

Люди кажутся себе очень умными, когда задним числом объясняют свершившиеся события: почему подешевела нефть? почему Иван Иванович женился на Евгении Евгеньевне? почему меня уволили? почему муж завел себе любовницу? почему я заболел ангиной? и т.п. Такой самообман очень коварен, он сильно снижает качества разума, притупляет его.

Тренируйте себя в прогнозах. Эта тренировка очень хорошо дисциплинирует ум. Она приучает к пониманию того, что у любого события очень много причин. Какие-то причины ты заранее можешь видеть, а какие-то нет. Прогнозы приучают мыслить в категориях вероятности:

Ну и, конечно, прогнозирование в конкретных ситуациях («боевое прогнозирование») показывает все те места, в которых вы можете приложить свои усилия для изменения ситуации.

Учиться быть спокойным

Конечно, человек без эмоций это мертвый человек. Нельзя в принципе полностью избавиться от эмоций. Да этого и не требуется. Но и потакать своим эмоции, будоражить фантазию тоже, пожалуй, не стоит. Эмоции запускаются или конкретными жизненными ситуациями (вы голодны, вас оскорбили...), или вашей фантазией (вы представляете, что будете голодать, что вас оскорбят...).

В обоих случаях от того, как вы думаете, как контролируете мысли, зависит интенсивность или даже характер эмоций. Если вы представляете то, как будете кушать, ощущение голода будет только усиливаться. Если думаете о сигаретах, желание покурить только усилится. Если представляете то, как ваш обидчик будет торжествовать победу, как над вами будут посмеиваться, чувство обиды только разрастётся. Многие люди могут часами «медитировать» таким вот образом, представляя как они поедят, как покурят, как их еще будут унижать и т.д. Какой в этом практический смысл? Обычно никакого. Поэтому лучше следить за собой, пресекать на корню «медитации», направлять мысли в нужное русло. В конце концов, не так уж сложно забыть на время про чувство голода, а на оскорбление ответить презрением.

Для обретения спокойствия хорошо помогают самовнушения:

– «Я спокоен, я совершенно спокоен»,

– «Я спокоен спокойствием раннего утра»,

– «Меня это нисколько не касается»,

– «Мне на это наплевать»,

– «С каждым годом, с каждым днем, с каждой минуты я становлюсь спокойнее и спокойнее» и тому подобные.

Прислушиваться к мудрым изречениям

Да, нет такой глупости, которую бы не сказали философы и авторы афоризмов, но многие изречения действительно полезны, они расширяют картину мира, вселяют уверенность в силе собственного разума. Наиболее полезны для разума, пожалуй, латинские изречения (древнеримских деятелей).

Читать художественную литературу

Можно, конечно, в свободное время смотреть фильмы. Но разуму эти фильмы дают мало. Они показывают лишь внешнее. Идет в фильме, например, Раскольников с мрачным лицом, а куда идет? почему идет? что он думает? Фильмы очень дороги, и рассчитаны на широкую аудиторию – от малолетних детей до глубоких стариков, поэтому они обычно плоски, коротки, с примитивным сюжетом. В фильмах, даже коммерческих, очень много пропаганды. Так устроен этот мир. Пропаганда, как минимум, разум не развивает.

Хорошая же художественная литература помогает глубже понять психологию других людей, увидеть их «изнутри».

Не вся художественная литература одинаково полезна. Есть, конечно, жанровая литература, создаваемая преимущественно для развлечения. Есть литература, авторы которой делают ставки на эмоции, им интересен в основном эмоциональный мир. Есть, однако, довольно много литературы для развития разума. Что можно порекомендовать здесь, в этой статье?

У. Шекспир. В каждом его произведении показана игра разума, тонкие причинно-следственные связи поведения, сложные жизненные ситуации. Просто некоторые мысли удивительно точно расширяют картину мира читателя. Чего стоит только аналогия человека с флейтой в «Гамлете»: ты, дескать, на флейте не умеешь играть и не скоро научишься, зато готов играть на человеке (манипулировать им), хотя человек значительно сложнее флейты.

Русская классика. Это, в первую очередь, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. В своих романах они педантично отрисовывают не только характеры своих персонажей, но и показывают игру их разума. Важно и то, что многие персонажи меняются со временем: сегодня они одни, а завтра уже другие. Не так часто такую личностную динамику можно встретить в художественной литературе. А для разума это очень важно: понимать, что ты меняешься, и другие люди тоже меняются.

Э. Золя. Сторонник натурализма в литературе, показывал биологическую основу человека. Тем ценнее на фоне этой биологической основы разглядеть проявления разума персонажей. В блестящем цикле «Ругон-Маккары», состоящем из 20 романов, связанных между собой персонажами и некоторыми сюжетными линиями, панорамно показано все богатство факторов, оказывающих влияние на жизнь конкретного человека и социума в целом.

А. С. Макаренко. Его «Педагогическая поэма» не только полезное, кстати, но и захватывающее литературное произведение. Слово «разум» на ее страницах встречается не один, а много раз. И неспроста. Много раз Макаренко подчеркивает, что все, чего он добился вместе со своими подопечными, это продукт его разума, а не абстрактных педагогических теорий. Получив в 1920 году шестерых (для начала) малолетних уголовников (из которых один сразу выбыл, убив кого-то), Макаренко добился того, что в 1935 году дети под его руководством за год изготовили 15 тысяч современных для того времени фотоаппаратов «ФЭД». Роман ведется от первого лица, и тем ценнее он для понимания образа мыслей Макаренко. Он, например, раскрывает сложную диалектику: особенности людей влияют на их взаимоотношения, а взаимоотношения в свою очередь влияют на развитие личностных особенностей человека. И влияние это очень большое, особенно в детских коллективах.

Военные романы. Война очень хорошо обостряет способности человеческого разума. В советское время выходило много первоклассных книг про войну и про разум на войне. Среди них, пожалуй, можно выделить две. Первая – «Люди с чистой совестью» П. П. Вершигоры. Заслуженный партизан рассказывает о своих подвигах и подвигах других партизанов под руководством легендарных С. А. Ковпака и С. В. Руднева. Благодаря отваге и разуму они громили нацистов по всей территории оккупированной Украины, выпутывались из самых тяжёлых передряг. И это не вымышленные эльфы или гномы не боялись выйти один против десятерых, а вполне реальные люди. Другая книга – «В августе сорок четвертого». Книга интересна рядом достоинств, среди которых можно отметить то, что раскрывается значение мелочей, которые иногда становятся совсем не мелочами (даже окурок может повлиять на исход сражения, на жизнь многих тысяч людей).