Моле Антонеллиана в Турине – итальянская сестра Эйфелевой башни. Лифт без шахты

Они ровесницы: Эйфелева башня в Париже, возведенная ко Всемирной выставке 1889 года, и Моле Антонеллиана (Mole Antonelliana) в Турине, после многих трудностей достроенная и открытая в том же году. Они антиподы: парижское металлическое диво, которое одним современникам казалось прекрасным, другим - ужасающим, и туринская башня старой доброй кирпичной кладки, снизу - неоклассика, сверху - неоготика.






Торжество неоклассицизма

Строительство туринской башни (впрочем, тогда еще никто и не ведал, что это будет башня, да еще такая высокая) началось в 1863 году, когда маститый архитектор Алессандро Антонелли (1798 - 1888) получил от еврейской общины Турина заказ на строительство синагоги. Отношения Антонелли с заказчиками сложились несчастливо из-за того, что страстью архитектора были высокие башни. Он уже прославился тем, что достроил базилику Сан-Гауденцио в Новаре куполом и шпилем, и в туринском проекте твердо вознамерился превзойти самого себя. В результате из представительного, но вполне компактного здания, синагога должна была, по его замыслу, превратиться в "Mole" - громадину, исполинское сооружение. Антонелли внес в проект изменения, после чего высота здания с 66 метров увеличилась до 113-ти. Пропорционально высоте выросла смета и удлинились сроки строительства. Все это никак не устраивало еврейскую общину, и не только из-за удорожания проекта. Высокий острый шпиль, делавший здание похожим на готический собор, не соответствовал традициям строительства синагог. В результате в 1869 году работы были приостановлены, а будущая башня так и осталась стоять с временной крышей.



Первоначальный проект синагоги


Эволюция проекта



Макет башни

В 1873 году муниципалитет Турина выкупил недостроенное здание, предложив еврейской общине участок земли
в престижном районе города близ Корсо Витторио Эммануэле, где и была возведена красивая синагога в традиционном мавританском стиле.




Туринская синагога в мавританском стиле

Строительство гиганта-моле возобновилось, причем общая высота здания по окончательному проекту достигла 167,5 метра. Руководил строительством все тот же 90-летний Антонелли, который часто поднимался на лифте под купол, чтобы лично наблюдать за работами. Архитектор умер, меньше года не дожив до окончания строительства в 1889 году. Внутренняя отделка башни была завершена лишь в 1909 году, после чего в удивительно эффектном, но малофункциональном здании был открыт Музей Рисорджименто - итальянского освободительного движения, центром которого считается Турин. В 1938 году музей Рисорджименто переехал в более подходящее для экспозиции палаццо Кариньяно, а башня Моле Антонеллиана гордо продолжала нести звание самого высокого кирпичного здания в Европе, пока в 1953 году с ней не произошло несчастье. Ураганный ветер повалил 47-метровый шпиль. К 1961 году здание было восстановлено и приняло первоначальный облик, но оно утратило свою "каменную" идентичность: в ходе реставрации только внешняя часть купола была облицована кирпичом, а изнутри его укрепили стальными конструкциями и железобетоном.






Между куполом и шпилем, кака раз на середине высоты Моле,
маленький классический "храмик" - "темпьетто".





В 2000 году, наконец, нашлось достойное применение для огромного полого пространства Моле Антонеллиана: здесь разместился Национальный музей кинематографии (Museo Nazionale del Cinema). Основанный коллекционером и историком Марией Адрианой Проло, интерактивный музей насчитывает 7 200 кинолент,
300 000 афиш, 20 000 книг и многое другое. Он входит в двадцатку самых посещаемых музеев Италии.



Головокружительный подъем на лифте




Взгляд на музей кинематографии из кабинки лифта

Внутреннее пространство башни опоясывают галереи, экспозицию можно увидеть не только посещая музей, но и поднимаясь под купол Моле в лифте. Этот подъем требует некоторого мужества: в башне нет шахты, и лифт на тросе парит в пространстве, вознося пассажиров на смотровую площадку, с которой открываются (особенно в ясную погоду) виды на окруженный цепью снежных вершин Турин.










Виды на Турин со смотровой площадки Моле Антонеллиана

Так же как Эйфелева башня, ставшая символом Парижа, Моле Антонеллиана - самое знаменитое здание Турина, которое не минует ни один путешественник. Она изображена на итальянской двухцентовой монетке, ее очертания вдохновили создателей лого туринской зимней олимпиады 2006 года, и даже ликерные бутылки делают здесь в форме Моле.


Бутылки с ликером в форме Моле Антонеллиана


Лого Зимних олимпийских игр 2006 в Турине
по мотивам Моле Антонеллиана



// marinagra.livejournal.com


Они ровесницы: Эйфелева башня в Париже, возведенная ко Всемирной выставке 1889 года, и Моле Антонеллиана (Mole Antonelliana) в Турине, после многих трудностей достроенная и открытая том же году. Они антиподы: парижское металлическое диво, которое одним современникам казалось прекрасным, другим - ужасающим, и туринская башня старой доброй кирпичной кладки, снизу - неоклассика, сверху - неоготика.

// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


Торжество неоклассицизма

Строительство туринской башни (впрочем, тогда еще никто и не ведал, что это будет башня, да еще такая высокая) началось в 1863 году, когда маститый архитектор Алессандро Антонелли (1798 - 1888) получил от еврейской общины Турина заказ на строительство синагоги. Отношения Антонелли с заказчиками сложились несчастливо из-за того, что страстью архитектора были высокие башни. Он уже прославился тем, что достроил базилику Сан-Гауденцио в Новаре куполом и шпилем, и в туринском проекте твердо вознамерился превзойти самого себя. В результате из представительного, но вполне компактного здания, синагога должна была, по его замыслу, превратиться в "Mole" - громадину, исполинское сооружение. Антонелли внес в проект изменения, после чего высота здания с 66 метров увеличилась до 113-ти. Пропорционально высоте выросла смета и удлинились сроки строительства. Все это никак не устраивало еврейскую общину, и не только из-за удорожания проекта. Высокий острый шпиль, делавший здание похожим на готический собор, не соответствовал традициям строительства синагог. В результате в 1869 году работы были приостановлены, а будущая башня так и осталась стоять с временной крышей.

// marinagra.livejournal.com


Первоначальный проект синагоги

// marinagra.livejournal.com


Эволюция проекта

// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


Макет башни

В 1873 году муниципалитет Турина выкупил недостроенное здание, предложив еврейской общине участок земли в престижном районе города близ Корсо Витторио Эммануэле, где и была возведена красивая синагога в традиционном мавританском стиле.

// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


Туринская синагога в мавританском стиле

Строительство гиганта-моле возобновилось, причем общая высота здания по окончательному проекту достигла 167,5 метра. Руководил строительством все тот же 90-летний Антонелли, который часто поднимался на лифте под купол, чтобы лично наблюдать за работами. Архитектор умер, меньше года не дожив до окончания строительства в 1889 году. Внутренняя отделка башни была завершена лишь в 1909 году, после чего в удивительно эффектном, но малофункциональном здании был открыт Музей Рисорджименто - итальянского освободительного движения, центром которого считается Турин. В 1938 году музей Рисорджименто переехал в более подходящее для экспозиции палаццо Кариньяно, а башня Моле Антонеллиана гордо продолжала нести звание самого высокого кирпичного здания в Европе, пока в 1953 году с ней не произошло несчастье. Ураганный ветер повалил 47-метровый шпиль. К 1961 году здание было восстановлено и приняло первоначальный облик, но оно утратило свою "каменную" идентичность: в ходе реставрации только внешняя часть купола была облицована кирпичом, а изнутри его укрепили стальными конструкциями и железобетоном.

// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


Между куполом и шпилем, кака раз на середине высоты Моле, маленький классический "храмик" - "темпьетто".

// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


В 2000 году, наконец, нашлось достойное применение для огромного полого пространства Моле Антонеллиана: здесь разместился Национальный музей кинематографии (Museo Nazionale del Cinema). Основанный коллекционером и историком Марией Адрианой Проло, интерактивный музей насчитывает 7 200 кинолент, 300 000 афиш, 20 000 книг и многое другое. Он входит в двадцатку самых посещаемых музеев Италии.

// marinagra.livejournal.com


Головокружительный подъем на лифте

// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


Взгляд на музей кинематографии из кабинки лифта

Внутреннее пространство башни опоясывают галереи, экспозицию можно увидеть не только посещая музей, но и поднимаясь под купол Моле в лифте. Этот подъем требует некоторого мужества: в башне нет шахты, и лифт на тросе парит в пространстве, вознося пассажиров на смотровую площадку, с которой открываются (особенно в ясную погоду) виды на окруженный цепью снежных вершин Турин.

Моле Антонеллиана – одна из главных достопримечательностей Турина, здание, названное по имени архитектора Алессандро Антонелли. Вообще, словом «мол» в архитектуре обозначают здание с монументальными пропорциями.

Строительство Моле Антонеллиана началось в 1863 году вскоре после объединения Италии и было закончено в 1889-м, после смерти архитектора. Изначально здание предназначалось для синагоги, сегодня же в нем размещается Национальный кинематографический музей – это самое высокое музейное здание в мире.

Как уже было сказано, Моле Антонеллиана задумывался как синагога. С 1848 года еврейская община Турина была официально признана властями, и к тому моменту, как началось строительство здания, Турин был столицей нового итальянского государства (этот статус он сохранял с 1860-го по 1864 годы). Община, желая построить достойное столицы место религиозного культа, наняла Алессандро Антонелли, который только что закончил возведение 121-метрового купола со шпилем для Базилики Сан Гауденцио в Новаре. Однако отношения между заказчиком и архитектором не сложились. Антонелли предложил ряд модификаций, в результате которых конечная высота здания составила 167,5 метра, что было на 46 метров выше первоначального проекта. Эти изменения, повлекшие за собой увеличение стоимости строительства, а также требовавшие больше времени, не устроили еврейскую общину, и возведение синагоги было прервано в 1869 году.

В 1864 году столицу государства перенесли во Флоренцию, и еврейская община значительно сократилась. При этом стоимость проекта и амбиции Антонелли продолжали расти. В 1876 году община, уже потратившая на строительство синагоги в три раза больше запланированной суммы, отказалась от дальнейшего финансирования проекта, который был еще далек от завершения. На помощь пришла общественность Турина, которая потребовала от городских властей взять строительство под свою опеку. Так оно и получилось. Моле Антонеллиана был посвящен королю Виктору Эммануилу II. С 1908 по 1938 годы в здании размещался Музей Рисорджименто (Возрождения), который позднее был перенесен в Палаццо Кариньяно.

С 2000 года в Моле Антонеллиана располагается Национальный кинематографический музей. Здание изображено на реверсе итальянского евро номиналом в 2 цента.

Турин, в отличие от Гонконга, Нью-Йорка и ряда других городов, не может похвастаться обилием небоскребов, однако несколько высотных зданий тут имеется. Наверное, самое известное из них - это Моле Антонеллиана (Mole Antonelliana) , здание, которое задумывалось как синагога, но ныне служит пристанищем для великолепного музея кино и - по совместительству - площадкой для обозревания города и его окрестностей.

История постройки Моле Антонеллиана довольно-таки сложна. Идея проекта возникла у еврейского сообщества Турина в начале 1860-х годов. Было решено нанять архитектора Алессандро Антонелли (Alessandro Antonelli), в честь которого в итоге и было названо здание.

Однако стать синагогой Моле Антонеллиана не было суждено. Антонелли первоначально предложил один проект (предполагавший постройку синагоги высотой около 120 метров), но затем начал его дополнять и усовершенствовать, а попутно - серьезно выходить за рамки бюджета. Конечно, заказчикам такие дополнительные траты не понравились, но разорвать контракт с Антонелли они долго не решались. В 1869 году строительство синагоги было временно остановлено; ее накрыли временной крышей.


Несколькими годами позже еврейское сообщество окончательно подсчитало траты и решило наконец разругаться с Антонелли по-крупному: расходы на строительство синагоги превысили расчетный бюджет Антонелли в 2,5 раза, а здание все еще не было завершено!

Однако туринцы не растерялись. Они уже давно с интересом наблюдали за длительной стройкой и решили, что останавливаться на полпути не стоит. Администрацию Турина убедили взвалить достройку антонеллиевской башенки на свои плечи, и в конце концов - в 1889 году – она была завершена. Высота зданьица в итоге составила 167,5 метров, и это самая высокая в Европе постройка из кирпича.

Еврейское сообщество от утраты прожорливого проекта не расстроилось, так как туринские власти выделили ему отдельный участок, на котором довольно быстро была возведена новая синагога, пусть и не такая громадная. А Моле Антонеллиана в итоге «посвятили» королю Виктору-Эммануилу Второму, «объединителю» Италии.

В течение примерно тридцати лет в здании Моле Антонеллиана располагался Музей Объединения Италии (Museo del Risorgimento Italiano), но затем его перевели в Палаццо Кариньяно. Достаточно долгое время здание фактически пустовало. С 2000 года в Моле Антонеллиана находится Национальный Музей Кино и небольшой магазин при нем.

Кроме того, все желающие могут подняться на смотровую площадку Моле Антонеллиана и насладиться панорамами Турина и его окрестностей. Вот некоторые из них. Как видите, город несколько однообразен. Центр Турина примечателен правильной геометрической планировкой, хотя на данных панорамах это не особенно заметно.






Моле Антонеллиана открыта для посещения со среды по понедельник; в субботу она работает с 9 до 23 часов, в остальные дни - с 9 до 20 (так они пишут на сайте; впрочем, совсем недавно они еще работали с 10, так что не стоит железно рассчитывать на то, что они откроются в 9). Билет на смотровую площадку стоит 7 евро; бесплатно проходят люди с ограниченными возможностями и дети до 5 лет; лица от 6 до 18 лет и старше 65 лет могут заплатить за входной билет 5 евро. Билет в музей кино + на смотровую площадку обойдется в 14 евро (со скидкой - от 8 до 11 евро).

Имейте в виду, что последних посетителей впускают за час до окончания работы башни и музея. Кроме того, будьте готовы провести некоторое время в очереди на лифт, который поднимет вас на смотровую площадку.

Адрес Моле Антонеллиана - via Montebello, 20. Это далеко от станции метро (в Турине только одна ветка метро, и через исторический центр она не проходит), но довольно близко к Королевскому дворцу и Палаццо Мадама.

Башня Моле-Антонеллиана является одной из самых известных достопримечательностей Турина. Во-первых, это самое высокое здание Турина (167,5 м) и долгое время занимала первое место среди самых высоких зданий Италии (в 2011 году этот рекорд побила Башня Чезар Пелли А в Милане, высотой 231 м). Во-вторых, башня считается шедевром экспериментальной архитектуры.

История строительства Моле-Антонеллианы очень интересная. Все началось в середине XIX века, когда итальянскому архитектору Алессандро Антонеллиано пришла в голову идея построить высокое здание Европы. Такая возможность появилась в 1863 году. Еврейская община Турина дала заказ Антонеллиано построить самую главную синагогу страны.

Башня строилась в период от 1863 до 1889 годов. Поначалу планировалось построить 66 метровую башню, но в 1876 году высота была увеличена до 167,5 метров. Это вызвало повышение затрат, что даже еврейская община отказалась финансировать. И деньги на строительство дала городская власть. В 1889 году башня была готова. Моле-Антонеллиана стала своеобразной «Эйфелевой башней» Турина. Но, к сожалению, готовую башню не увидел её архитектор Алессандро Антонеллиано. Он скончался за год до завершения строительств.

Долгое время Моле-Антонеллиана пустовала, пока в 1908 году туда не въехал Музей Рисорджименто. Вскоре в башне создали музей кино. Это один из самых известных и необычных музеев кинематографии. Здесь можно увидеть фильмы разных эпох, почитать сценарии известных режиссеров, насладится портретами актеров, актрис, режиссеров, а также заметить котелок Чарли Чаплина и вещи Мэрилин Монро или зайти в пещеру хоррора.

Башня имеет стеклянный лифт, на котором можно подняться на смотровую площадку, откуда открывается замечательный вид на Турин и Альпы.

Башня Моле-Антонеллиана на карте

Где находится Башня Моле-Антонеллиана на карте Турина, как добраться