Институт повышения квалификации

Удивительный мир насекомых

(познавательное занятие)

Цель: воспитание бережного отношения детей к окружающему миру

Задачи:

    познакомить детей с многообразием мира насекомых, их образом жизни

    развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, речь

ТСО: мультимедиа

Ход занятия

Ведущий: Насекомые – самый многочисленный класс живых существ на Земле: бабочки, жуки, мухи, муравьи, пчёлы и т.д. Некоторые насекомые переносят опасные болезни, некоторые просто досаждают человеку, но есть, которые приносят человеку пользу. (Например: пчелы, муравьи приносят пользу человеку, мухи – надоедают, а клещи являются переносчиками опасного заболевания) Они привлекательны и удивительны, но малозаметны из-за своих размеров. В любом жучке отражается красота огромного мира насекомых!

Загадка

Красненькие крылышки, чёрные горошки.

Кто гуляет по моей ладошке? (Божья коровка)

Божья коровка, самый хорошо известный жук. Его знает любой ребёнок. Многие держали её в руках, наблюдая, как забравшись на палец, божья коровка расправляет крылья и улетает на «небо». Но миролюбие божьей коровки одна видимость. На самом деле это настоящий хищник. Она находится в постоянном поиске жертв, которых с жадностью поедает. И если набрать этих жучков в банку и выпустить в теплицу с помидорами, то растения будут очищены от тли. Зачем же такой яркий наряд этим насекомым? Да затем, чтобы защищаться от врагов, у них предупреждающая окраска, которая говорит о том, что они не съедобны. Если вы прижмёте пальцем божью коровку, то она тут же выпустит оранжевую жидкость. В ней яд кантаридин , поэтому птицы божью коровку не едят.

Загадка

Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком – он поделится медком. (Пчела)

Люди с древних пор разводят медоносных пчёл для получения продуктов пчеловодства: воска, мёда, пчелиного яда, прополиса, так же они опыляют растения. Они настоящие труженики. О жизни пчёл и их трудолюбии слагали легенды. Люди поражались и восхищались устройством пчелиной семьи, её даже приводили в пример, как образец идеального государства. У них развито чувство времени, и они всегда в один и тот же час улетают за цветочной пыльцой и нектаром. Возвращаются пчёлы, тяжело нагруженные, и отдыхают перед входом в улей, потом забираются внутрь, где при помощи других пчёл, освобождаются от своей тяжёлой ноши.

Загадка

На цветок, жужжа, садится,

Чтоб нектаром насладиться,

Он мохнатенький, как ель,

На пчелу похожий… (Шмель)

Ранней весной можно увидеть шмелей, летающих над землёй. Время от времени они садятся, заползают под листву или во всякие норки в земле. Это самки ищут место, чтобы основать новую семью. Шмели даже могут найти место между стенами домов и обшивкой, были случаи, когда они устраивали гнёзда в жилищах людей, используя чучела животных. Шмели жалят не так больно, как осы и пчёлы. Они неповоротливы и миролюбивы. Шмели очень полезные насекомые опылители. Их гнёзда нужно всячески охранять. Там, где их нет, урожайность трав уменьшается.

Загадка

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (Бабочка)

Бабочки начинают жизнь с гусеницы. Учёные долгое время не могли понять, что гусеница и бабочка – это одно насекомое, которая питаясь листьями, превращается в куколку. Среди насекомых бабочки самые привлекательные и необычные. Крылья покрыты микроскопической чешуёй, которая может быть разнообразных цветов и оттенков: красной, жёлтой, зелёной, синей. Размеры бабочек различны, встречаются и маленькие и большие. Взрослые насекомые питаются жидкостями, нектаром из цветков. В средней полосе России можно встретить на одном лугу до сорока видов бабочек.

Подвижная игра «Ночь, день»

Загадка

Самого не видно, а песню слышно.

Летит, пищит, случай не упустит,

Сядет и укусит. (Комар)

Комар кровососущее насекомое, но пьёт кровь только самка, а самец питается исключительно соками растений. Кровь ей нужна для размножения. Комары являются музыкальными рекордсменами. Они очень часто взмахивают крыльями и от такой частоты мы слышим характерный звук.

Загадка

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда кружусь,

А жужжу, когда тружусь. (Майский жук)

Майский жук, так же известен как хрущ, это тяжеловесное насекомое проводит большую часть своей жизни в виде личинки, которая питается корнеплодами. После 2-3 лет жизни они превращаются во взрослого жука и прокладывает путь на поверхность.

Загадка

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион. (Муравьи)

Муравьи – общественные насекомые, они живут семьями, сооружают муравейник из мелких растительных частиц. Они питаются соком растений, также падью насекомых. Наблюдая за муравейником, можно узнать о приближении дождя.

Загадка

Кто над нами вверх ногами

Ходит – не страшится,

Упасть не боится,

Целый день летает,

Всем надоедает. (Муха)

Загадка

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивает шёлком круг.

Мастер знает в этом толк,

Покупайте, мухи, шёлк! (Паук)

Паук – хищник, ловит добычу с помощью паутины, которую сам плетёт, убивает её ядом и впрыскивает в неё пищеварительный сок, потом высасывает. Есть опасные пауки: тарантул, каракурт.

Загадка

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

Прародители теперешних стрекоз были настоящими гигантами. Стрекозы – быстро летающие охотники, которые ловят жертву в воздухе, захватывая её своими ногами. Высокая скорость полёта, стремительность и непревзойдённая маневренность обеспечивает ей успех в погоне за летунами. Удивительно большие глаза, обеспечивают этим насекомым прекрасное зрение.

Загадка

Ползёт коротконог,

Усы длиннее ног. (Таракан)

Тараканы – близкие друзья человека. Но они скромные и воспитанные. Не будут лезть к вам на стол, пока вы кушаете, не будут тереться об ноги и требовать пищу, а скромно ждут, когда вы выключите свет и оставите кухню один на один с этими насекомыми. Тараканы очень быстро бегают, рыжий прусак бегает в час 1 километр, они могут протиснуться в любую щель.

Знание жизни насекомых, их привычек и повадок бывает полезно, интересно. Они наши братья меньшие!

Домашнее задание: раскрасить картинки с изображением насекомых.

Как только весной пригреет солнышко, можно увидеть порхающих над травой бабочек. Это самые красивые насекомые на Земле, существует огромное разнообразие их видов. Они бывают дневные и ночные, большие и маленькие, различаются они по продолжительности жизни и виду питания. Первой появляется весной бабочка лимонница. Она одна из немногих, способных перенести зиму.

Существуют бабочки невзрачные и бледные, а есть красавицы такие, что глаз не оторвать. Свою окраску они получают, благодаря расположению и разным оттенкам мельчайших чешуек, которыми покрыты их крылья. Из-за этого они становятся скользкими, что помогает бабочкам спасаться от врагов. А последних у этих красавиц много, не только птицы любят полакомиться ими.

Поэтому некоторые бабочки имеют защитную окраску, например, сливающуюся с корой дерева. Другие защищаются, наоборот, яркой окраской, цветными пятнами, похожими на глаза. Такие красавицы подвергаются еще и опасности быть пойманными человеком.

Бабочки России очень красивы и многообразны: махаон, пурпурница, перламутровка, переливница, адмирал - эти названия даны им в связи с особенностями окраски и строения крыльев. Некоторые получили свое название от того, чем питаются их гусеницы: крапивница, капустница, малинница и хвостатка сливовая.

Вообще, бабочки, как и все насекомые, приносят пользу тем, что опыляют растения, являются пищей для птиц и даже помогают бороться с сорняками.

Но многие откладывают свои яйца на и вылупившиеся гусеницы наносят большой урон сельскому хозяйству. К ним относится Сама по себе она не приносит никакого вреда, так как питается нектаром, но ее личинки живут на капусте и способны превратить кочан в кружевной скелет.

Одна из самых распространенных - бабочка лимонница. Она относится к семейству белянок. Правда, самцы имеют желто-зеленую окраску, а самки - белую с зеленоватым отливом. У них особая форма крыльев, обязательно по одному оранжевому пятну на каждом. Благодаря особому строению, насекомое практически сливается с растениями.

Яйца бабочка лимонница откладывает по одному на листья жостера или крушины. Личинки их могут питаться только этими растениями. Поэтому эту бабочку еще называют крушинницей. Сама она питается нектаром и переносит пыльцу, опыляя растения. Конечно, ей также необходима вода. Бабочки пьют росу или высасывают влагу из земли. Для этого у них есть длинные хоботки.

Гусеницы их невзрачные, зеленого цвета, они хорошо прячутся от врагов. После вылупления из куколки бабочка лимонница все оставшееся лето питается нектаром и запасает силы для зимовки. Для того чтобы перезимовать, она ищет обычно это старый плющ. За все лето вылупляется только одно поколение этих насекомых.

Издавна людей привлекала красота бабочек. называли их ожившими цветами. Люди всегда собирали коллекции, прикалывая этих красавиц булавками к альбомным листам. Но в последнее время популярны живые бабочки. Устраиваются выставки, на которых люди любуются не только их красотой, но и их полетом.

Во II классе продолжается работа учащихся с «Дневником наблюдений».
В целях получения каждым учеником необходимого запаса конкретных чувственных представлений о предметах и явлениях природы следует давать для выполнения те задания, по которым дети реально могут провести наблюдения в природе, рекомендовать им внимательно всматриваться в предметы и явления, стараться запоминать их в подробностях. Одни и те же явления, предметы учащиеся могут наблюдать в разные сроки и в разных местах. Соответственно у них могут отличаться и записи.
Наблюдения за облачностью фиксируются с учетом всех изменений за день. Полезно указать детям время проведения этих наблюдений в течение дня. Например, обратить внимание на облачность по пути в школу, по пути из школы домой, после прогулки. Для детей, посещающих группу продленного дня, эти советы будут несколько иные: по пути в школу, во время прогулки и по пути из школы домой.
Температуру воздуха второклассники отмечают по термометру только после знакомства с его устройством и назначением. Температуру воздуха дней, предшествующих изучению термометра, записывает учитель. Учащиеся отмечают эти данные в календаре со слов учителя.
Ежедневные наблюдения за погодой в «Дневниках наблюдений» фиксируются один месяц (по выбору учителя) в каждое время года. Возможно наблюдение по несколько дней в каждом месяце сезона. Таблицы по обобщению наблюдений за погодой заполняются по данным календаря природы и труда.
Задание по наблюдениям за небом дается детям на весь сезон. Однако учителю периодически 2-3 раза в месяц следует напоминать о выполнении этого задания. Делать это надо в дни с резкими изменениями цвета и кажущейся высоты неба. Небо может быть ярко-голубым и высоким. В дни со сплошной облачностью цвет неба может быть однообразно серым. Иногда небо и солнце на нем видны сквозь дымку. Небо в такие дни серо-синее. В двух последних случаях оно уже не кажется таким высоким, как в первом случае. Небо, покрытое дождевыми тучами, кажется серым и совсем низким.
Наблюдения за сезонным трудом людей могут быть проведены не только на полях, лугах, фермах, но и на учебноопытных, дачных, приусадебных участках.
По заданиям 34 на с. 18, 21 на с. 25, 27 на с. 35 следует дать допклнительные разъяснения. Детям можно рекомендовать подготовиться рассказывать о каком-то одном виде труда, при этом ребенок должен назвать вид труда, последовательность его выполнения (по возможности назначение).
Для выполнения задания 15 на с. 23 срезаются 1-2 веточки с дерева или кустарника на весь класс. Можно использовать веточки после предвесенней обрезки деревьев и кустарников или сохраненные в подвалах, погребах после осенней обрезки. Поставить веточки в воду можно уже в феврале - марте.
Задание сделать домик для птиц мажет быть выполнено учащимися вместе с родителями или коллективно. На группу из 3-5 учащихся достаточно сделать один какой-нибудь домик.

В течение года ты будешь наблюдать за неживой и живой природой, трудом людей. Всё, что ты увидишь во время наблюдений, записывай в этот дневник. Запомни, записывать надо только то, что ты наблюдал сам. Записи делай краткими и грамотными.
Ежедневно наблюдай за погодой: записывай облачность, осадки, температуру воздуха, наличие ветра. Температуру воздуха отмечай в «Дневнике наблюдений» по показаниям термометра между 12 и 13 часами, а вечером записывай наблюдения за облачностью, осадками, ветром.
Погоду отмечай условными знаками:
Ясно. (В течение всего дня светит солнце, небо чистое или на небе есть только небольшие облака.)
Переменная облачность. (Солнце светит лишь часть дня, на небе много облаков.)
Пасмурно. (Всё небо в течение дня покрыто облаками, солнце не светит.)
Ветер. (Если ветра нет, стрелка не ставится.)
Дождь.
Снег.
Температуру воздуха записывай так, как указано в учебнике «Природоведение» на странице 8.

Осень
1. Наблюдай за небом. Как оно меняется в течение осени?
2. Подчеркни, в какое время суток (утром, днём, вечером) ты наблюдал туманы.
3. Понаблюдай за почвой во время заморозков. Какой она стала: твёрдой, мягкой? (Подчеркни.) Допиши, если наблюдал почву другой.
Вспомни, какой была почва до заморозков.
Напиши дату, когда ты наблюдал первые заморозки на почве. Число. Месяц.
4. Наблюдай за дорогами. Подчеркни, когда дороги просыхают быстрее после дождя: летом или осенью.
5. Напиши, когда впервые заметил лёд на лужах.
Число. Месяц.
6. Запиши, когда по твоим наблюдениям водоёмы (пруд, река, озеро) покрылись льдом. Число. Месяц.
7. Напиши, когда выпал первый снег. Число. Месяц.
8. После выпадения первого снега понаблюдай и запиши, долго ли он лежал на почве дней.
9. Отметь, когда вся земля покрылась снегом. Число. Месяц.
Наблюдения за растениями.
10. Наблюдай за деревьями и кустарниками. Изменилась ли окраска их листьев? Подчеркни: да, нет.
Возьми цветные карандаши. Раскрась нарисованные листья так, чтобы они были похожи на те листья, которые ты видел у дуба, осины, клёна, берёзы, сосны, ели.
Около рисунка поставь дату, когда ты увидел на этом растении первые листья с изменившейся окраской.
11. Собери несколько опавших листьев. Прикрепи их на плотную бумагу, подпиши названия растений, которым принадлежат эти листья.
Один лист обведи и раскрась.
12. Понаблюдай за травами. Как они выглядят? Нарисуй, какими ты видел травы летом.
Нарисуй, какими ты видел травы осенью.
Ответь устно, как изменились травы осенью по сравнению с летом.
13. Рассмотри цветущие растения: астру, настурцию, клевер, георгин, сурепку.
Среди цветущих осенью растений в природе, в цветнике попытайся найти и узнать их.
Клевер.
Георгин.
Сурепка.
Раскрась рисунки тех растений, которые ты видел.
14. Запиши в таблицу, какие ты видел другие цветущие растения:
в сентябре в октябре в ноябре
15. Внимательно осматривай деревья и кустарники, которые растут вблизи Дома, школы. Запиши в таблицу, на каких из них листья ещё не опали:
к в сентябре в октябре в ноябре
16. Рассмотри любое растение и найди на нём: корень, стебель, листья, плоды, цветки. Нарисуй это растение, подпиши его части.
17. Заполни таблицу. Какие части данных растений (корень, стебель, листья, тгло-ды, семена) человек употребляет в пищу?
Морковь Фасоль Огурец Капуста белокочанная
18. Напиши, когда ты впервые увидел опадающие с деревьев и кустарников листья. Число. Месяц.
19. Напиши, у каких растений листья стали опадать первыми.
20. Понаблюдай за листопадом в тихую и ветреную погоду. Подчеркни, когда листьев опадает больше: в тихую погоду, в ветреную погоду.
21. Понаблюдай и напиши, в каком месяце закончился листопад.
22. На каких растениях ты видел плоды после окончания листопада? Зарисуй эти плоды. Если знаешь названия растений, на которых видел плоды, напиши их.
23. Когда закончится листопад, рассмотри веточки деревьев и кустарников. Найди на них почки. Зарисуй одну веточку после листопада.
24. Собирай плоды и семена растений (рябины, черёмухи, бузины, лебеды, репейника, конопли) для подкормки птиц зимой. Не выбрасывай семена растений, плоды которых ты ешь (арбузов, дынь, кабачков, яблонь, груш и другие). Подсуши их и сбереги для подкормки птиц зимой.
25. Выбери для наблюдений какое-нибудь комнатное растение. Узнай и напиши его название.
Приготовься рассказать об окраске его листьев, стеблей, цветков.
Напиши даты, когда появляются новые
листья у твоего растения. Число.
Месяц.
Зацвело ли оно осенью? Подчеркни: да, нет.
Напиши дату, когда ты первый раз увидел на нём цветки. Число. Месяц.
Когда цветки завяли? Число.
Месяц.
Напиши, какие другие комнатные растения цветут осенью.
Наблюдения за животными.
26. Видел ли ты птиц, которые собираются в стаи? Запиши названия этих птиц.
Где ты их наблюдал?
27. Обрати внимание на насекомых. Много ли их осенью? В какую погоду их бывает больше?
28. Рассмотри насекомых. Подчеркни названия тех насекомых, которых ты видел в сентябре: бабочка, жук, пчела, комар, муха;
в октябре: бабочка, жук, пчела, комар, муха;
в ноябре: бабочка, жук, пчела, комар, муха.
29. Запиши в таблицу число и месяц, когда ты видел отлетающих в тёплые края
птиц.
Название птицы Время отлёта
30. Подчеркни названия животных, которых ты видел
в сентябре: ящерица, лягушка, змея, паук;
в октябре: ящерица, лягушка, змея, паук;
в ноябре: ящерица, лягушка, змея, паук.
31. Записывай, когда и где ты видишь птиц, прилетающих на зиму в ваши края.
(Название птицы.)
Когда?
Где?
(Название птицы.)
Когда?
Где?
32. Сделай кормушку для птиц. В конце осени повесь её на улице так, чтобы всю зиму было удобно к ней подойти.
33. Напиши названия домашних животных, которых разводят в местности, где ты живёшь.
Наблюдай, как изменяется жизнь домашних животных в течение осени.
Наблюдения за трудом людей.
34. Напиши, какие виды работ ты наблюдал осенью.
Напиши, в каких работах ты принимал участие.
Расскажи об этом в классе.

Зима.
Наблюдения за неживой природой.
1. Наблюдай за небом.
2. Наблюдай за водоёмом, почвой. Напиши, что произошло с приходом зимы с водоёмом.
с почвой,
3. Поймай на рукав пальто несколько снежинок, рассмотри их.
4. Выпиши из календаря погоды дни, когда были сильные морозы и большие оттепели. Отметь температуру воздуха в эти дни.
Название явления Число Месяц Температура
5. Каким бывает снег:
в морозную погоду
в оттепель
6. Проведи наблюдения за снегом и льдом. Запиши в таблицу их свойства:
Название вещества Свойства
цвет прозрач- ность действие тепла другие свойства
Снег Лёд
7. В металлическую банку налей воды, поставь банку на мороз. Наблюдай, что будет происходить с водой.
Запиши, при какой температуре вода изме-нилась.
8. Напиши, когда была метель. Число. Месяц.
После метели выйди ца улицу, посмотри и запиши, в каких местах намело большие сугробы.
9. Напиши, когда первый раз увидел сосульки. Число. Месяц.
Подчеркни, где их больше: на теневой или солнечной стороне.
10. Наблюдай за сосульками в тёплый солнечный день. Напиши, что с ними происходит.
11. В конце зимы осматривай снег около деревьев. Наблюдай, что с ним происходит. Допиши: снег
Наблюдения на экскурсии.
12. Проведи наблюдения на зимней экскурсии по заданиям учебника (смотри с. 54-56). Полученные результаты запиши.
Глубина снега на открытом месте
Глубина снега среди деревьев
Зарисуй веточки лиственного и хвойного
дерева или кустарника такими, какими ты их видел на экскурсии.
Рассмотри почку и зарисуй её.
Наблюдения за растениями.
13. Продолжай наблюдать за растениями. Зарисуй, как они изменились с приходом зимы.
Лиственные растения. Хвойные растения.
14. Обрати внимание, не сохранились ли листья и плоды на лиственных деревьях и кустарниках. Если увидишь, зарисуй зимние веточки растений с листьями и плодами.
Напиши, какими стали листья: на лиственных растениях
на хвойных растениях
15. Наблюдай за веткой дерева, поставленной в классе в воду, и за деревом, с которого она срезана. Запиши число, месяц:
когда поставил веточку в воду
когда набухли почки на веточке
когда набухли почки на дереве
когда распустились листья на веточке
когда распустились листья на дереве
16. Наблюдай за своим комнатным растением. Напиши число, месяц, когда появляются новые листья.
Когда растение зацвело?
Напиши названия других комнатных растений, которые цветут зимой.
Изменилось ли твоё растение зимой по сравнению с осенью? Подчеркни: да, нет.
Расскажи в классе о своих наблюдениях.
Не забывай ухаживать за растением.
Наблюдения за животными.
17. Не забывай насыпать для птиц корм в кормушку. Наблюдай, какие птицы прилетают к кормушке. Узнай и напиши названия этих птиц.
Сорока.
Галка.
18. Напиши, каких птиц ты встречаешь во дворе дома, школы, на дорогах.
По желанию раскрась рисунки тех птиц, которых ты наблюдал.
Наблюдения за трудом людей зимой.
19. Проведи наблюдения за птицами в морозную погоду и оттепель. Напиши, как они себя ведут:
в морозную погоду
в оттепель
В какую погоду птиц больше прилетает к кормушке?
20. Продолжай наблюдать за изменениями в жизни домашних животных в твоей местности.
21. Напиши, какие виды работ ты наблюдал зимой.
В каких работах принимал участие сам?
Расскажи об этом в классе.
Весна
Наблюдения за неживой природой.
1. Наблюдай за небом.
2. Ранней весной повесь термометр сначала на солнечной стороне, а затем в тени. Напиши показания термометра:
на солнечной стороне
в тени
3. Наблюдай и подчеркни, в каких местах снег тает быстрее: около домов, в лесу (парке) или на поле.
4. Напиши, когда и где ты впервые увидел проталины.
Число. Месяц.
5. Напиши, когда водоёмы (река, пруд,
озеро) очистились ото льда. Число.
Месяц.
6. Наблюдай и напиши, что происходит с почвой весной.
7. Наблюдал ли ты в этом году позднее выпадение снега? Число. Месяц. Напиши, выпадал ли снег
после весенних каникул. Число.
Месяц.
8. Отметь, когда этой весной была первая гроза.
Число. Месяц.
Подчеркни, какой дождь во время грозы: сильный, слабый, капли мелкие, капли крупные, дождь с градом. Допиши, если наблюдал другой.
Подчеркни, что происходит раньше: видишь молнию или слышишь гром.
Наблюдения на экскурсии.
9. Проведи наблюдения на весенней экскурсии по заданиям учебника (смотри с. 89-92).
Напиши, где сохранился снег.
Нарисуй ветки хвойного и лиственного растения.
Ветка хвойного растения.
Ветка лиственного растения.
Напиши, каких животных, кроме птиц, ты увидел во время экскурсии.
Наблюдения за растениями.
10. Продолжай наблюдать за веткой, поставленной в классе в воду. Результаты записывай на с. 23 «Дневника наблю-
дении».
11. Напиши, когда ты впервые на проталинах заметил зелёную траву.
Нарисуй первое увиденное тобой цветущее растение.


KOHEЦ ФPAГMEHTA

Рабочая тетрадь "Окружающий мир" за второй класс, часть вторая, УМК "Перспектива", авторы тетради - Плешаков, Новицкая, 2016 год издания. Если первая часть была полностью посвящена осени, логично, что вторая должна охватить зиму, весну и лето. Да, о зиме и весне страниц много, но темы в точности повторяют 1 часть рабочей тетради. Немного не понятно, зачем 3 раза за учебный год учить созвездия звездного неба или одних и тех же птиц, но авторы учебника распорядились именно так. Про лето и вовсе только пара страничек, хотя, согласитесь, это время года чуть ли ни одно из самых замечательных и примечательных. Наш решебник содержит все гдз, ответы на задания ко второй части рабочей тетради по окружающему миру за 2 класс по Перспективе. Все ответы проверены учителем начальных классов. На многие задания вы сможете найти расширенный ответ, доклад или презентацию на страницах нашего сайта.

Зима

Страница 3-5. Зимние месяцы

Задание 1. В первом столбце прочитай вслух названия зимних месяцев и древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий зимних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.

1 столбец: децембер, януариус, фебруариус.

2 столбец: декабрь, январь, февраль. Названия по звучанию похожи на римские.

3 столбец: студень, сечень, снежень.

2. Запишите названия зимних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны с


2) с явлениями живой природы;
3) с трудом людей.

Выбрать варианты вы можете на страничке Названия зимних месяцев, связанные с явлениями живой и неживой природы, с трудом людей >>

Задание 3. Велика Россия. Поэтому и зима приходит в разные ее края в разное время. И длится ее владычество разные сроки. Запиши даты, когда зима приходит в ваш край и когда уходит.

Зима на Урале и в Сибири – самое продолжительное время года. Она начинается обычно в конце октября, когда устанавливается постоянный снежный покров и отрицательные температуры воздуха. Заканчивается зима в этих краях в 20-х числах марта. Снежный покров лежит около 5 месяцев и достигает толщины в среднем 30-40 см.

Зима в Европейской части России примерно совпадает с календарной: с начала декабря по конец февраля.

Зима в Краснодарском крае короткая, в ноябре еще может стоять плюсовая температура. Зима начинается в середине декабря, а к началу февраля уже уступает место весенним явлениям природы.

Задание 4. Рассмотри фотографию. Сочини к ней стихотворение, присловье, загадку (на выбор) о красавице-зиме. Запиши.

Белая вата весь лес согрела. (Снег).

Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег).

Намело, навьюжило.
Все деревья в кружеве!
Снег на соснах, на кустах,
В белых шубках ели.
И запутались в ветвях
Буйные метели.

Задание 5. Помести фотографии или рисунки родного города (села), сделанные зимой. Придумай и напиши к ним подписи.


Городской сад зимой


Площадь Ленина зимой


Храм Василия Блаженного зимой


Храм Христа Спасителя зимой

Страница 6-7. Зима - время науки и сказок

Задание 2 . Запиши народные приметы на урожай в твоем крае.

Ответ: Если в Сретение (15 февраля) по дороге несет снег – жди хорошего урожая.
При большом снеге и хлеба будет много, а при малом и хлеба мало.
Ясный новогодний день - к богатому урожаю хлеба, к нему же на Новый год сильный мороз и снегопад.
Если лед на реке ровный, значит хлеба будет мало, а если лед становится грудами – хлеба будет много.

Выбрать еще приметы вы можете со странички Народные приметы на урожай >>

Задание 3. Вспомни сказку народов твоего края про животных. Нарисуй к ней рисунок.

Вспомним сказку "Зимовье зверей". Рисунок:


Задание 4. Подбери и запиши пословицу, выражающую смысл сказки, к которой нарисован твой рисунок.

Пословица: Готовь сани летом, а телегу зимой.

Страница 8-9. Зима в неживой природе

Задание 1. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца зимой. Объясни свой выбор.

Ответ: самый крайний рисунок справа, потому что на нем солнце ниже всего и видны признаки зимы: снег, деревья без листьев.

Задание 2. Составьте список зимних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Солнце в небе поднимается низко. Короткий день. Мороз. Снегопад, метель. Лед на водоемах. Оттепель и гололедица. Изморозь на деревьях.

Задание 3. Запиши даты:

День зимнего солнцестояния - 22 декабря.

День зимнего солнцеворота - 25 декабря.

Задание 4. Понаблюдайте за погодой зимой. Каждый месяц ведите наблюдения в течение одной недели (примерно в середине месяца). Результаты заносите в таблицы, пользуясь условными знаками.

Если вы не смогли понаблюдать за погодой, то вам поможет сайт архив погоды сайта гисметео (gismeteo.ru), на нем есть дневник погоды для школьников. Выписываем погоду за нужные дни и перерисовываем те же условные обозначения.

Страница 10-11. Звездное небо зимой

Задание 1. Найди на рисунке Полярную звезду и подпиши ее. Объясни (устно), как тебе удалось отыскать эту звезду среди других.


Полярная звезда - самая яркая звезда созвездия Малая Медведица (малый ковш), находится на конце ковша.

Задание 2. Придумай сказку о созвездии Малая Медведица и Полярной звезде. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

Далеко далеко от земли жила Полярная звезда, которая хотела очень многое узнать о Земле. И задумавшись, не удержалась она на небе и упала в лес, да не просто в лес а прямо на хвост медвежонку - маленькой медведице, которая гуляла по лесу. Медведица удивилась и спросила:
- Кто ты?
- Я - Полярная звезда! Я упала с неба - ответила гостья.
- Зачем ты прилетела сюда?
Звезда не задумываясь ответила:
- Чтобы посмотреть, что такое земля.
Тогда маленькая медведица с восторгом предложила ей всё показать, и они отправились гулять по лесу. Они любовались замечательными красивыми растениями и не менее красивыми животными. Звёздочке всё понравилось и она пригласила медведицу в гости к себе на небо. Они в миг очутились на небе, и гостье так там понравилось, что она решила остаться на небе. Теперь они неразлучные друзья и называются Малая медведица и Полярная звезда.

Задание 3. Впиши названия сторон горизонта.

Если встать лицом к Полярной звезде, то впереди будет север, сзади - юг, слева - запад, справа - восток.

Задание 4. С помощью иллюстрации учебника соедини звезды на рисунке (с.11) так, чтобы получился фрагмент созвездия Орион. Найди на рисунке звезду Сириус и подпиши ее. Объясни (устно), что тебе помогло отыскать эту звезду.


Если по поясу Ориона провести прямую справа налево, то первая яркая звезда на этой прямой и будет Сириус.

Задание 5. Запиши названия созвездий и звезд, которые удалось увидеть на зимнем небе.

Созвездия: Орион, Большой и Малый пес, Телец, Близнецы, Единорог, Рак.

Звезды: Полярная звезда, Сириус, Капелла, Бетельгейзе.

Страница 12-13. Зима в мире растений

Задание 1.

Ответ слева направо: липа, ясень, клён, рябина, вяз.

Задание 2.

Ответ слева направо: ель, лиственница, сосна.

Задание 3. Догадайся, какое растение изображено на фотографии.

Ответ: можжевельник.

Задание 4. Во время прогулки постарайтесь определить несколько деревьев и кустарников в зимнем наряде (по силуэтам, плодам, шишкам и другим признакам). Запиши названия растений и нарисуй признаки, по которым вы определили эти растения.

Примеры рисунков:


Рябину можно определить по плодам, собранным в грозди.


Шиповник определим по красным вытянутым плодам.


Березу определим по белому стволу.


Ясень определим по вытянутым семенам, собранным в метелки.

Страница 14-15. Зимние праздники

Задание 1. Поздравь своего одноклассника рождественской песенкой-колядкой.

Коляда, коляда!
Выходила коляда из Нова-города.
Как искала коляда Машенькиного двора.
Нашла коляда Машин двор.
Машин двор не мал, не велик,....
Счастья, радости тебе, Машенька!

Задание 3.

Ответ: закрашиваем кружок у ангелочка, лебедя и лимона. Можно отметить шишку на ваше усмотрение.

Страница 16-17. Растения в домашней аптечке

Задание 2. Практическая работа "Лекарственные растения".

Название растений - Какие части используются

шиповник - плоды
зверобой - цветки, листья, стебель
цикламен - клубни
ромашка аптечная - цветы
можжевельник - плоды
календула - цветы

Задание 2. Разгадайте кроссворд с помощью текста учебника.

1. Валериана

3. Календула
4. Липа
5. Подорожник
6. Тысячелистник

Задание 3. Запиши названия лекарственных растений домашней аптечки.

Ответ: шиповник, зверобой, мята, ромашка, тысячелистник, шалфей, календула.

Страница 18-19. Зимняя жизнь птиц и зверей

1. Узнайте птиц по клювам. Соедините линиями рисунки и названия.

Задание 2. Узнай зверей по описаниям. Напиши названия.

Задание 3. Что изменилось в поведении птиц, за которыми вы наблюдали осенью?

Птицы все чаще стали прилетать к жилью человека. Синички даже могут залететь на балкон, если открыть окно. Они ищут корм.

Каких еще птиц вам удалось увидеть?

Синицы, снегири.

Понаблюдайте за птицами у кормушки.
По результатам наблюдений напиши рассказ. Проиллюстрируй его рисунком.

Мы смастерили из дощечек кормушку. Папа повесил ее на дереве в парке. Мама насыпала в нее семечки и зернышки. Но птицы долго не прилетали. Наконец, однажды мы обнаружили, что корм исчез! Это означало, что птицы нашли наш подарок! Мы стали приходить чаще и приносить свежий корм.

Страница 20-21. Невидимые нити в зимнем лесу

Задание 1. Как связаны между собой ель и лесные животные?

Клест, дятел, белка, мышь, заяц кормятся семенами ели и распространяют их. Весной семена, которые уронили эти животные, прорастут, из них вырастут новые ели.

Задание 2. Прочитайте в учебнике рассказ "Как животные друг другу помогают". Соедините рисунки стрелками так, чтобы показать связи в зимнем лесу.

Страница 22-23. В феврале зима с весной встречается впервой

1. Составь короткий устный рассказ о феврале, используя в нем слова "межа", "граница", "рубеж".

Рассказ о феврале.

Февраль - последний месяц зимы, межа между зимой и весной. Между февралем и мартом проходит граница или рубеж между холодом и теплом. Говорят, что в феврале зима с весной встречаются. Это значит, что становится теплее, и ощущаются первые признаки весны. Снег еще не сошел, но солнце пригревает, образуются проталины.

Нарисуй картинку к своему рассказу.


Задание 2. Отгадай загадку.

Висит за окошком кулек ледяной.
Он весело плачет и пахнет весной.

Отгадка: СОСУЛЬКА.

Задание 3. Узнай домашний рецепт приготовления блинов, запиши его и расскажи о нем одноклассникам.

2 яйца, 3 столовые ложки сахара, 1 литр молока, половина чайной ложки соли, муки столько, сколько вберет тесто (оно должно получиться жидким), растительное масло.

Смешать яйца с сахаром, добавить муку, соль, молоко. Хорошо размешать тесто, чтобы не было комочков. В тесто можно добавить 3-4 ложки растительного масла.

Жарить на горячей сковороде, смазанной растительным маслом.

Задание 4. Подбери и приклей фотографию зимнего праздника по старинному календарю народов твоего края.


Сретение означает встреча. Этот праздник пришел к нам с Библейских страниц. Одному старцу по имени Симеон было обещано Богом, что он не умрет, пока не увидит обещанного Мессию (Христа). И вот однажды, когда он был в храме, Мария и Иосиф принесли Младенца Иисуса, чтобы исполнить закон. Симеон взял Младенца Иисуса на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.". В честь этого события и празднуют праздник Сретение.
Считается, что в Сретение зима с весной встречается.

Страница 24-25. Зимний труд

Задание 1. Расскажи (устно) о старинном женском труде в зимнюю пору.

Зимой женщины занимались рукоделием, пряли пряжу, ткали, шили и вышивали. Еще они ухаживали за домашними животными.

Задание 2. Заполнить пропуски в тексте самостоятельно или с помощью учебника.

Хорошие условия для хранения зерна люди создают в зернохранилищах - элеваторах.
Домашних животных зимой держат в помещениях. Там должно быть тепло, сухо, светло.
Четвероногим друзьям зимой надо добавлять в пищу витамины.
После оттепели, в гололедицу дороги и тротуары посыпают песком.
Комнатные растения зимой поливают редко.

Задание 3.

Ответ слева направо: лук, фиалка, декабрист, лимон.

Страница 26-27. Будь здоров

Задание 1.


Задание 2. Подумай и запиши, какие качество развивают игры, в которые ты любишь играть зимой.

Зимние игры на снегу закаляют мое здоровье, развивают выносливость, ловкость и силу. А при строительстве фигур из снега - фантазию.

Задание 3. Зимняя игра народов вашего края.

Приз на столбе

У многих народов, в том числе и у русских, была такая зимняя забава. Посреди площади устанавливали большой столб. Его обливали водой. На морозе вода превращалась в лед, и столб становился очень скольким. На верхушке столба вешали ценный приз, например, красные сапоги. Вот тут и начиналась игра! Любой парень или мужчина мог попробовать взобраться на самый верх и снять сапоги. Но подняться по скользкому столбу удавалось только самым сильным и ловким.

Качества, которые развивает эта игра: ловкость, силу, сообразительность, смелость.

Страница 28-29. Охрана природы зимой

1. Нарисуй кормушку, в которой ты подкармливаешь птиц. Можно наклеить фотографию.



2. Напиши, какие еще пернатые гости бывали в твоей "столовой".

Ответ: Голуби, сорока, ворона.

3. Напиши, каким кормом ты подкармливаешь птиц.

Ответ: просо, семечки, сухарики.

4. С помощью учебника раскрась животных из Красной книги России и подпиши их названия.

Амурский тигр, филин.

5. Напиши рассказ о каком-либо животном, внесенном в красную книгу России (желательно живущем в твоем крае). Можно дополнить рассказ рисунком.

Ласка - самый маленький хищник, обитающий в нашем крае. Ласка уничтожает огромное количество мышей. Она живет в полях и лесах, а также по берегам рек и озер. Этот зверек ценится своим мехом. Летом у ласки шубка коричневая с белой грудкой, а зимой полностью белая.


Страница 30-31. Зимняя прогулка

Задание 1. Рассмотри фотографии. Подумай, в каких регионах России зимой людям требуется такая теплая одежда.

Ответ: в северных регионах России.

Задание 2.






Весна и лето

Страница 32-33. Весенние месяцы

1. В первом столбце прочитай вслух названия весенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий весенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце...

Узнай у старших и запишт в третий столбец названия весенних месяцев в языках народа твоего края.

1 столбец: мартиус, априлис, майус
2 столбец: март, апрель, май
3 столбец (на украинском): зимобор, снегогон, травень.

2. Запиши названия весенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:

а) с явлениями неживой природы -
б) с явлениями живой природы -
в) с трудом людей -

3. Помести фотографию или рисунок родного города (села), сделанные весной. Придумай и напиши подпись.


4. Вернись к с.6 и заверши проверку народных примет на урожай по дням святого Николая. Для этого проследи, сколько травы вырастет к 22 мая. Запиши свои зимние и весенние наблюдения:

19 декабря снега было много
22 мая травы выросло много

Народный прогноз оправдался.

С. 34-35. Весна в неживой природе

1. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца весной. Объясни свой выбор.

Ответ: рисунок справа, потому что на нем солнце выше, в природы видны признаки весны: ледоход на реке, прилет птиц.

Составь список весенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Ответ: потепление, таяние снега, ледоход, полноводие рек, половодье, первая гроза

3. Запиши дату.

День весеннего равноденствия - 21 марта.

4. Понаблюдайте за погодой весной...

Актуальные данные для вашего города можно взять на сайте гисметео ру, в дневнике погоды для школьников.

Страница. 36-37. Весна - утро года

1. Запиши даты прихода весны по старинным календарям твоего края.

15 февраля (Сретение), 22 марта (в день весеннего равноденствия), 7 апреля (Благовещение)

2. В отрывном календаре посмотри, насколько прибавился день. Запиши долготу дня:

14 марта - 11 ч. 43 м.

22 марта - 12 ч. 20 м.

7 апреля 13 ч. 34 м.


Благовещение

Стр. 38-39. Звездное небо весной

2. ... Запиши названия созвездий и звезд, которые удалось увидеть на весеннем небе. Нарисуй одно из созвездий на с. 39.

Созвездия: Кассиопея, Лев, Большая Медведица, Малая Медведица.

Звезды: Регул, Полярная звезда, Сириус.

Созвездие, которое удалось увидеть на весеннем небе: Весы

3. Напиши рассказ об одном из созвездий весеннего неба.

Созвездие льва

Лев – это главная фигура ночного весеннего неба. Расположение ярких звёзд напоминает лежащего льва, голова и грудь которого представляют известный астеризм «Серп», похожий на зеркально отражённый вопросительный знак. Созвездие Льва очень богато на разные интересные объекты, которые очень легко рассмотреть в небольшой телескоп и даже невооруженным глазом. Его можно наблюдать с февраля по март в южной части ночного неба. Самые яркие звезды созвездия Льва: Регул, Денебола, Альгейба.

Регул - является самым главным объектом созвездия Льва. Звезда находится почти в центре созвездия и часто ассоциируется с сердцем. Это очень яркое светило, яркость которого в 160 раз выше, чем у нашего Солнца. Эта звезда располагается в 85 световых годах от нас, чем и объясняется ее высокий видимый блеск.

Денебола – второй по яркости объект, который относится ко Льву. Это крайняя звезда, которая часто именуется хвостом.

Альгейба – двойная звезда, одна из самых красивых на небе. Обозначает величественную гриву. Если присмотреться, то у слегка оранжевой звезды заметный золотистый спутник. Период обращения этой двойной системы примерно 510 лет.

4. Придумай сказку о созвездиях весеннего неба. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

Жил был в Африке могучий царь зверей - лев. Все его боялись и в страхе разбегались, когда он издавал свой грозный львиный рык. Но вот однажды ночью лев поднял вверх голову и увидел множество созвездий - там были и заяц, и медведи. Он Громко зарычал на них, но ни одна звездочка не пошевелилась. Он зарычал еще громче, но никто на звездном небе не бросился от него наутек. Тогда лев захотел проучить звезды. Он прижался к земле и подпрыгнул так высоко, что попал прямиком на небо, но, посмотрев с высоты на Землю, так испугался, что замер и забыл, зачем он сюда забрался. Так и превратился могучий лев в созвездие Льва.

Страница 40-43. Весеннее пробуждение растений

Слева направо: ветреница, печёночникца, мать-и-мачеха, медуница, чистяк, хохлатка, гусиный лук.

2. Раскрась цветы. Назови их.

Слева направо: Хохлатка, медуница, гусиный лук

3. ... Соедини линиями рисунки и названия. Сделай это самостоятельно или с помощью учебника.
Названия деревьев подчеркни зелёным карандашом, кустарников - красным.

4. Понаблюдайте и запишите, когда в этом году зацвели:

Мать-и-мачеха - конец марта
Одуванчик - в мае
Ландыш - в начале мая
Черёмуха - в начале мая
Вишня - конец мая
Яблоня - конец мая, начало июня
Тополь - июнь
Берёза - в апреле
Ольха - в мае

5. Понаблюдай и запиши, когда начали распускаться листья орешника, яблони, берёзы, дуба.

Орешник: начало апреля - май.
Яблоня: конец апреля - середина мая.
Береза: конец апреля - середина мая.
Дуб: середина апреля - конец мая.


7. Напиши рассказ об одном из расцветающих растений. Воспользуйся для этого книгой "Зеленые страницы" или другой литературой (по своему выбору).

Черемуха

Это растение в народе ласково называют красавицей-невестой. Это связано с тем, что весной черемуха одевает праздничное белое одеяние и превращается в настоящее чудо.

Черемуха - это кустарник из семейства розоцветных. Ее ствол полностью покрыт корой темно-серого цвета, на котором встречаются ржаво-бурые пятна. Листья у черемухи обратнояйцевидной формы. Цветки хоть и небольшие, но очень пахучие. Они белые и собраны в очень красивую кисть.

Черемуха является санитаром леса. У цветков и листьев есть специальный аромат, поэтому и обладает фитонцидным свойством. Это и сделало дерево особенным, так как это наделило его способностью убивать насекомых и микробов. Дерево беспощадно даже для комаров и клещей.

Про черемуху написано много стихов и песен.

Стр. 44-45. Чудесные цветники весной

1. Вырежи из приложения фотографии и приклей каждую в свое окошко.

2. Раскрась цветы. Назови их (устно)

Слева направо: тюльпаны, анютины глазки, нарциссы

3. Определите несколько растений весенних цветников. Нарисуй 2-3 растения или наклей фотографию.


Примула


Ландыш

4. Напиши рассказ об одном из растений весеннего цветника, о связанных с ним поверьях, легендах.

Примулы не зря называют первоцветами – весной они зацветают раньше всех.

В скандинавских сагах примулы называли ключами богини весны Фреи. Как только сойдет снег, приходит юная прекрасная богиня на землю, чтобы украсить ее цветами и травами. И где касается ее разноцветное ожерелье - радуга земли, там и вырастет первоцвет.

Примулы - многолетние растения и цветут только один аз в году - весной.

Страница 46-47. Весна в мире насекомых

1. Знаешь ли ты названия бабочек? Вырежи рисунки из Приложения и приклей их в окошки. Проверь себя по рисунку учебника.

3. Найдите в учебнике сведения о том, чем питаются насекомые. Запишите. Сделайте вывод, приносят ли эти насекомые ущерб человеку

Гусеница крапивницы - листья крапивы.
Гусеница траурницы - листья березы, осины.
Стрекоза - личинки комаров.
Личинка стрекозы - личинки комаров.
Муравей - насекомые.

Эти насекомые не наносят ущерб человеку.

4. Используя сведения из учебника, впишите в схемы названия животных, которые питаются комарами и их личинками.

Страница 48-49. Весна в мире птиц и зверей

1. С помощью текста учебника пронумеруй рисунки в той последовательности, в какой эти птицы возвращаются из теплых краев.

2. Понаблюдай и запиши, когда тебе впервые в этом году удалось увидеть грача - начало марта, скворца - конец марта, зяблика - конец марта, ласточку - конец мая.

3. В тексте учебника найди сведения о том, чем питаются разные звери. Запиши.

Ёж - насекомые, жабы.

Медведь - ягоды, насекомые, корни растений, рыба, крупные животные (лось, олень)

Летучая мышь - насекомые.

Закрасить кружок рядом с текстом "летучие мыши" - они просыпаются позже всех, потому что питаются только летающими насекомыми, а те начинают летать поздно.

4. Наблюдение за птицами.

Недалеко от нашего дома ласточки свили гнездо. Оно находилось под крышей магазина. Каждую весну ласточки возвращаются в свое гнездо и выводят птенцов. В конце лета они покидают свое жилище и улетают в теплые края.

Я не раз видела, как ласточки кормили своих птенцов. Когда мама или папа подлетали к гнезду, то птенцы высовывали свои раскрытые клювы и начинали пищать, требовать корм. Мне очень нравится наблюдать за птицами.


Страница 50-51. Невидимые нити в весеннем лесу

1. С кем дружит ива?

3. Приведи пример невидимых нитей в весеннем лесу и изобрази его в виде схемы.

4. В дополнительной литературе найди сведения о жизни кукушки. В гнезда каких птиц она откладывает яйца? Напиши небольшой рассказ о кукушке.

Кукушка - перелетная птица. Она подкладывает свои яйца в гнезда других птиц, таких как: трясогузка, горихвостка, зарянка, зяблик, вьюрок. Кукушки поедают лохматых гусениц, которых другие птицы не едят. У кукушек кукует самец, а не самка.

Страница 52-53. Весенний труд

1. Отгадай загадки о мужском весеннем труде и его старинных орудиях. Запиши отгадки.

С края на край режу черный каравай... Рогожка в окошках всё поле покрыла.

2. Отгадай загадки о женском весеннем труде. Запиши отгадки. Проверь себя по Приложению.

Гром гремит, молния сверкает, с одного берега тает, с другого замерзает (ткут полотно).

Птичка-невеличка носиком нырнет, хвостиком вильнет, дорожку проведет (вышивание)

3. Загадка.

Клочьями рвали, по полю вязали,
Били меня, колотили меня,
Крутили, ткали,
Под ключ запирали, на стол сажали.

Отгадка: лён.

4. Подбери и приклей фотографию весенних работ в твоей семье.


Страница 54-55. Старинные весенние праздники

1. Отгадай загадку. Запиши отгадку. Проверь себя по Приложению.

Лежит мост
На семь верст,
В конце моста -
Золотая верста.

Отгадка: ВЕЛИКИЙ ПОСТ И ПАСХА.

2. Прочитай текст песни, которой поздравляли молодоженов.Вместо пропусков запиши пожелания.

Еще дома ли хозяин,
Во дому ли господин?
Поздравляем с молодцом,
С Алексеюшкой!
Со вьюницей-молодицей,
Со Татьянушкой!
Сколько в лесу пеньков -
Столько желаем вам сынков!
Сколько в лугу кочек -
Столько желаем дочек!


3. Прочитай текст русской песни о берёзке. Подчеркни в тексте песни все ласковые слова. Запиши слова со значением цвета.

Ласковые слова (их надо подчеркнуть): березонька, ветерок, дождичек.

Слова со значением цвета: зеленое, зеленеть, белая, русые.

4. Подбери и приклей фотографию весеннего праздника по старинному календарю народов твоего края.


Светлая Пасха - Христос воскрес!

Стр. 56-57. Будь здоров!

1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть весной. Вместо рисунков здесь можно поместить фотографии.


2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть весной.

Ответ: Творческие способности, дружелюбие, терпение.

3. Попроси старших в семье рассказать о правилах одной из игр народов вашего края.

Городки - русская народная спортивная игра. В этой игре необходимо с определенных расстояний «выбивать» метанием биты «города» - фигуры, составленные различным образом из пяти деревянных цилиндров (чурок), называемых «городками» или «рюхами».

Для игры в городки используются 15 фигур. Победителем считается игрок или команда, затратившие на выбивание фигур наименьшее количество бит. Фигуры начинают выбивать с кона (дальней линии). Если выбить хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с полукона (ближней линии); фигуру «закрытое письмо» выбивают только с кона, причем сначала - городок в центре, обозначающий «марку». В каждой партии может разыгрываться 6, 10 или 15 фигур. Все фигуры, кроме 15-й строятся на лицевой линии города.

Городок считается выбитым, когда он полностью вышел на заднюю или боковые линии города. Если городок вылетит вперед к штрафной линии или за ее пределы в направлении полукона, то он ставится в пригород, против центра города: в 20 см от штрафной линии, если из фигуры выбит хотя бы один городок или в 40 см, если из фигуры не выбит ни один городок. Городок, вышедший за линию и вновь вкатившийся в город или пригород, считается выбитым.


Подумай и запиши, какие качества развивает эта народная игра.

Ответ: Ловкость, силу, глазомер, умение сосредоточиться.

Стр. 58-59. Охрана природы весной

2. С помощью учебника раскрась этих представителей Красной книги России. Подпиши их названия.


3. Напиши рассказ о каком-нибудь грибе, растении или животном, внесенном в Красную книгу России.

Гриб баран (грифола курчавая)

Гриб - баран – редкий и очень интересный вид. Обычно он выбирает для своего местообитания леса с широколиственными деревьями. Он любит селиться на кленах и дубах, реже выбирая за своего хозяина каштаны и бук. Собирают же эти грибы только в августе и сентябре, а вес одного гриба иной раз может достигать десяти килограммов.


Стр. 60-61. Весенняя прогулка

Фото с прогулки:

Грачи прилетели


Верба цветет


Первоцвет

Стр. 62-65. Лето красное

1. Названия летних месяцев.

1 столбец: юниус, юлиус, августус
2 столбец: июнь, июль, август
3 столбец (на украинском): червень, липень, серпень

2. Запишите названия летних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны с

1) с явлениями неживой природы;
2) с явлениями живой природы;
3) с трудом людей.

Выбрать можно со странички: Названия месяцев, связанные с явлениями живой и неживой природы, с трудом людей

3. В разных краях великой нашей Родины у лета свой срок. Запиши даты, когда лето приходит в ваш край и когда уходит.

Подсказка: здесь не надо искать даты праздников в старинных календарях, ведь того не требует вопрос. Просто, напишите, когда в вашем краю становится тепло. Например, в Краснодарском крае лето часто наступает в середине мая, а уходит в начале октября. На Урале и в Сибири лето приходит в июне, уходит в августе.

4. Помести фотографию или рисунок родного города (села), сделанные летом. Придумай и напиши подпись.


Парк летом

5. С помощью отрывного календаря узнай, сколько длится светлое время суток в дни летнего солнцестояния, летнего солнцеворота и в Петров день. Запиши свои наблюдения.

22 июня - 17 часов 35 минут
25 июня - 17 часов 33 минуты
12 июля - 17 часов 06 минут

Примечание: Долгота дня записана для Москвы.

6. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца летом.

Ответ: на крайнем рисунке справа. Солнце на нем расположено выше всего, деревья одеты в листву.

7. Запиши даты:

День летнего солнцестояния - 22 июня

День летнего солнцеворота - 25 июня.

8. Понаблюдайте за погодой летом. Ведите наблюдения, результаты заносите в таблицу.

* Если вы не смогли понаблюдать за погодой, то вам поможет сайт Гисметео - дневник погоды для школьников, где нужно выбрать город и дату и увидеть данные о погоде.

Страница 66-67. Летние праздники и труд

Согнута в дугу, Летом на лугу, Зимой на крюку - КОСА

Зубастые, а не кусаются - ГРАБЛИ.

3. Вырежи из приложения рисунки даров лета. Наклей их в окошки слева направо так, как идут друг за другом праздники трех Спасов в августе.

МЕД ЯБЛОКИ ОРЕХИ

Даты праздников:

Первый Спас - медовый - 14 августа (на рисунке - чашка с медом)

Второй Спас - яблочный - 19 августа (на рисунке - яблоки)

Третий Спас - ореховый - 29 августа (на рисунке - орехи)

4. Нарисуй условный знак к выражению "круглый год".

Стр. 68. Летняя прогулка

Поместите любые свои фотографии летом.

Если что-то не понятно, спрашивайте в комментариях.

Кто первым из насекомых просыпается весной?

В конце марта, когда ещё лежит снег, появляются первые весенние насекомые. У воды можно увидеть множество веснянок - крупных насекомых с нежным невзрачным тельцем, прозрачными, пронизанными жилками крылышками, длинными тонкими усиками на голове. Крылья веснянки сложены, как островерхая крыша, над её телом. Личинки этого насекомого живут в воде, а взрослые веснянки - на берегу. Летают они плохо и предпочитают бегать - благо стройные ноги позволяют.
Почти у всех бабочек обычно зимуют яйца, гусеницы или куколки, а у крапивницы и лимонницы - взрослые особи.

Поэтому, как только растает снег, мы их первыми и замечаем. Первой просыпается крапивница - яркая, пёстрая бабочка. Крылья сверху кирпично-красные, вдоль крыла спереди крупные чёрные и жёлтые пятна, а по бокам крыла - оторочка из голубых треугольничков с чёрной каймой. Крапивницей она названа за то, что только её гусеницы могут есть жгучую крапиву. Замечено, что крапивница может предсказывать погоду: если в яркий солнечный день бабочка прячется в укрытие, то, значит, часа через два будет дождь и гроза.
Позднее, дней через десять после крапивницы, просыпается лимонница. У этой бабочки самец и самка разного цвета, хотя и похожи. Самка бледно-жёлто-зелёного цвета, а самец ярко-жёлтого. Лимонницу со сложенными крыльями заметить трудно: она похожа на жёлтый листок. А ещё у этой бабочки есть интересная особенность: если внезапно потревожить её, то она падает на землю, сложив крылья, и прижимает ножки. Попробуй, заметь такую!
Ранней весной в садах и парках появляются крупные шмели. У шмеля чёрное тельце с рыжим пушистым воротничком, мохнатое брюшко и ярко-жёлтая пыльца на задних ножках (на лапках у шмеля есть специальное приспособление - корзиночки для сбора пыльцы). Серьёзный, неторопливый, он деловито облетает цветок за цветком в поисках нектара и пыльцы. Обращает на себя внимание басовитое гудение шмеля, которое слышно даже тогда, когда он не двигает крыльями. Откуда же такой звук?

Оказывается, гудение - это очень быстрое сокращение грудных мышц шмеля. Двигая своими мышцами, насекомое согревается. Температура его тела +40°, даже если на улице всего лишь +10°. Чтобы согреть гнездо, особенно сильно шмели гудят в три-четыре часа утра - самое холодное время. Способность повышать температуру тела такой физзарядкой позволила шмелям расселиться так далеко на север, где других опылителей растений, кроме них, нет. Шмели живут на Чукотке, в Гренландии, на Аляске, островах Новой Земли.
Шмель - лучший из всех насекомых опылитель растений. За день он облетает тысячи цветков. А надо знать, что только опылённые растения дадут плоды. Некоторые растения из-за строения своего цветка могут быть опылены только шмелями. Ценность этих насекомых для людей велика. Чтобы сохранить как можно больше шмелей, даже создали специальный заповедник «Шмелиные холмы»! Ведь каждое разорённое гнездо - это потеря миллионов семян клевера и других полевых и луговых трав.
Гнёзда шмели устраивают на земле. Весной перезимовавшая самка садится на землю, заползает под листву или в норку и делает там ячейки из смеси воска и пыльцы для будущего потомства.

В разгар весны, когда в мире насекомых появляется немало прожорливых любителей зелени, приходят на помощь растениям божьи коровки. Коровка - это жук, имеющий сильно выпуклые, яркие, блестящие крылья с чёрными точками. Чем же этот жук похож на корову? За что получил такое имя? Дело в том, что в случае опасности жук выделяет капельку ядовитой бело-желтоватой жидкости - «молочко». За это он и получил своё название. Коровки - одни из немногих насекомых, способные полностью уничтожить насекомых-вредителей. Они уже не раз приносили огромную пользу людям, сохраняя плантации чайных кустов, мандаринов, лимонов и других сельскохозяйственных культур. В наших краях коровка уничтожает тлей - мелких, но очень вредных для растений насекомых.
По вечерам в мае вокруг лиственных деревьев можно увидеть крупного черно-коричневого жука с приметной щетинкой усов. Забавно смотреть, как, раскрыв свои большие жёсткие крылья, с гуденьем поднимается он в воздух. Это майский жук, или, как его ещё называют, хрущ майский. Летает жук всего двадцать-сорок дней, а потом откладывает яички, из которых выходят личинки. Личинки живут и развиваются под землёй три-четыре года! Только на четвёртое лето они окукливаются, а уже из куколки выходит жук.