Годы жизни раймонда паулса. Биография раймонда паулса

И других. Организатор музыкального конкурса «Новая волна», Народный артист СССР.

Детство и юность

Раймонд Паулс родился 12 января 1936 года в Риге. Семья у будущего маэстро была своеобразная: папа Волдемар Паулс, латыш по национальности, трудился на должности стеклодува, а мама Алма-Матильда после рождения сына стала домохозяйкой. Впрочем, ее профессия также оказалась неординарной: до начала семейной жизни Алма-Матильда долго проработала вышивальщицей жемчугом.

Музыкальной жилки родители Раймонда Паулса вовсе не были лишены: отец будущего прославленного композитора играл на ударных в оркестре «Михаво», представлявшем собой результат самодеятельности нескольких музыкантов-самоучек. Поговаривают, что вскоре после появления сына на свет Волдемар Паулс случайно наткнулся на книгу Артура Куберта «Паганини». Прочитав ее, он настолько вдохновился примером творчества известного музыканта, что купил своему сыну скрипку и отправил его в детский сад при Рижском музыкальном институте.

Произошло это незадолго до ввода советских войск. Вскоре Волдемар Паулс отослал семью из Риги в село, где его жена и сын были в большей безопасности, и о профессиональных уроках музыки пришлось на некоторое время забыть. Но Вторая мировая закончилась, Паулсы вернулись в Ригу, и в десятилетнем возрасте Раймонд поступил в музыкальную школу им. Э. Дарзиня, работавшую при Латвийской государственной консерватории.


Поначалу десятилетний Паулс не слишком успевал в учебе. Но его прирожденный талант, учительское чутье Ольги Боровской, а также шоколадные конфеты, которыми она щедро угощала одаренных учеников, быстро сделали свое дело. Будущий композитор достиг успеха в игре на фортепиано и окончательно влюбился в этот универсальный музыкальный инструмент. По классу фортепиано он впоследствии учился и в Латвийской консерватории им. Язепа Витола, а затем – в той же консерватории, но уже по классу композиции.

Еще в старших классах музыкальной школы Раймонд Паулс почувствовал непреодолимую тягу к музыкальному направлению, далекому от классического – джазу. Как впоследствии признавался сам композитор, он с головой «бросился в джаз, как в омут». Молодой музыкант с удовольствием играл на танцевальных вечерах, импровизируя и играя на фортепиано без нот. Окончательно осознав, что музыка должна стать его профессией на всю жизнь, Паулс вернулся в консерваторию на отделение композиции, о чем упоминалось выше.

Музыка

В 1964 году Раймонд Паулс, несмотря на юный для такой должности возраст, стал художественным руководителем Рижского эстрадного оркестра. Его музыка приобрела особый шарм, стала узнаваемой в профессиональных кругах. Несколько лет спустя в Концертном зале Латвийской государственной филармонии была представлена первая авторская программа композитора, и билеты на нее, к удивлению Раймонда, были раскуплены.


На территории Латвии Паулс прославился благодаря написанию музыки к песням Альфреда Круклиса «Зимний вечер», «Старая береза» и «Мы встретимся в марте». Соотечественникам он также известен как сотрудник Гостелерадио Латвии, где на протяжении многих лет выступал в качестве дирижера, а после – редактора музыкальных передач. Также композитор отметился написанием мюзикла «Сестра Керри» и ряда других работ, заслуживших награды музыкальных фестивалей. В число популярных мюзиклов маэстро вошли произведения «Шерлок Холмс», «Таинственное похищение», «Дьявольщина».

В 1975 году записал популярную и по сей день песню «Листья желтые над городом кружатся…». Мелодию этой песни можно было услышать из всех радиоприемников Советского Союза, и ее можно считать настоящим началом отсчета всесоюзной популярности Раймонда Паулса, продолжающейся и по сей день.


«Звездным часом» творческой биографии композитора принято называть пору его творческого сотрудничества с Аллой Пугачевой во второй половине двадцатого века, когда Алла Борисовна была на пике популярности. «Миллион алых роз», «Маэстро», «Без меня», «Старинные часы» – эти и другие хиты были согреты людской любовью и стали символами эпохи в истории советской эстрады.

Алла Пугачева - «Миллион алых роз»

Не только Алла Пугачева заметила талант латвийского режиссера – в числе его творческих партнеров были и остаются изысканная Лайма Вайкуле и темпераментный Валерий Леонтьев. Современники рассказывают, что в 1980-е годы Валерий Леонтьев был не слишком угоден советским властям, и только тот факт, что Раймонд Паулс невозмутимо продолжал приглашать его на концерты, помог артисту удержаться на плаву.

Шедевры композитор создает и для певцов и певиц, и для кинематографических картин, и для театральных постановок. Так, его музыка звучит в фильмах «Как стать звездой», «Слуги дьявола», «Стрелы Робин Гуда», «Долгая дорога в дюнах» и других, в театральных постановках «Зеленая Дева», «Бранд», «Граф Монте Кристо», «Дикие лебеди». Примечательно, что каждая из этих театральных постановок впоследствии завоевала приз на югославском фестивале. Композитор также появлялся в кадре в качестве актера. В 1978 году Паулс сыграл в киноленте «Театр», а в 1986 - в фильме «Как стать звездой», в каждом из которых предстал в образе пианиста.

Раймонд Паулс. Музыка к фильму "Долгая дорога в дюнах"

В 1986 году Раймонд Паулс выступил с инициативой создания Международного конкурса «Юрмала». Мероприятие проводилось в течение 6 лет.

В 1989 году Раймонд Паулс занял пост министра культуры Латвии, а четыре года спустя он стал советником Президента страны по культуре. Более того: в 1999 году композитор баллотировался в президенты родной страны. Но скоро музыкант понял, что не готов к такой ответственности. Выиграв в первом туре и набрав большинство голосов в парламенте, он снял свою кандидатуру.


Паулс много времени уделяет общественным делам. Выкупив недалеко от Риги землю со зданием бывшей школы, композитор открыл там центр для талантливых детей. В столице Латвии музыкант попутно возглавил культурно-развлекательный центр. В активе композитора – несколько ресторанов национальной кухни.

Политическая карьера и общественная жизнь не помешали музыканту пополнять собственную дискографию. В начале 2000-х музыкант радует поклонников новыми мюзиклами «Легенда о Зеленой Деве» и «Дамское счастье». Спустя десятилетие появляются произведения «Лео. Последняя богема» и «Марлен». Но наиболее знаменитым стал музыкальный спектакль «Все о Золушке», вышедший в 2014 году. Музыку к постановке Паулс писал по просьбе Михаила Швыдкого для российского Театра мюзикла.

В новом веке песни Раймонда Паулса становились украшением альбомов прославленных российских исполнителей , .

Сейчас Раймонд большую часть времени проводит в Латвии, поддерживая контакты с эстрадными исполнителями, работая в театрах Риги и регулярно председательствуя на конкурсе «Новая волна», который сам он и создал в сотрудничестве с .


До 2015 года музыкальный фестиваль проходил на родине Паулса, позднее переехал в Сочи. Фестиваль стал стартовой площадкой для многих популярных исполнителей, среди которых – , .

Последние годы Паулс углубился в исполнительскую деятельность. Как пианист он посетил большинство латвийских городов с сольными концертами.

Личная жизнь

В конце 1950-х годов Раймонд Паулс отправился в продолжительные гастроли с Рижским эстрадным оркестром. Одним из городов, где композитор побывал во время первых в жизни гастролей, стала Одесса. Там и жила его будущая жена: Лана (Светлана Епифанова, так звучало полное имя девушки) пленила молодого музыканта своей красотой. Девушка оканчивала факультет иностранных языков в университете. Филологическое образование впоследствии помогло Лане адаптироваться в латышском обществе.


Несмотря на средний рост (170 см при весе 72 кг), обычную внешность и отсутствие оглушительной популярности, которая ждала Раймонда только в будущем, Лана ответила воздыхателю взаимностью.

Влюбленные расписались в Пардаугаве. У молодоженов не было даже свидетелей, ими стали сотрудница ЗАГСа и дворник. Но Раймонд и Лана не обращали внимание на житейские трудности. Вскоре у них родилась дочь Анета.


Как впоследствии признавался в интервью сам Паулс, за все время творческой карьеры у него не единожды возникали проблемы с алкоголем, и именно такая сторона жизни, как семья и дети, помогла ему завязать.

Хотя в советское время пресса нередко распускала слухи о романе одаренного маэстро и Аллы Пугачевой, Раймонд по сей день предан жене. В личной жизни композитора не было потрясений. Этот удивительный брак уже просуществовал более полувека, и даже на фото 2016 года видно, с какой нежностью супруги смотрят друг на друга.


Единственная дочь Паулсов стала режиссером телевидения, вышла замуж за датчанина польского происхождения и подарила родителям двух внучек и одного внука. В интернациональной семье разговаривают на нескольких языках: русском, английском, латышском. По стопам дедушки пока пошла только внучка Моника, которая играет на рояле.

В 2012 году супружеская чета Паулсов отметила золотую свадьбу. Композитор решил не придавать мероприятию излишней торжественности, а просто устроил семейный обед в латышском стиле в сельском доме «Личи» возле Салацы. Во многом на такое решение повлияло состояние здоровья автора популярных песен. За год до этого Раймонд перенес операцию на сердце, из-за которой вынужден был отменить ряд концертов и даже участие в юбилейном концерте друга и коллеги, поэта .

Раймонд Паулс и детский ансамбль "Кукушечка"

Тем не менее, к 2016 году, к дате 80-летия, Раймонд Паулс уже достаточно окреп и выступил с юбилейным концертом в Москве. В столице России всегда с радостью принимают прибалтийского маэстро, поэтому на торжестве собрались все звезды российской эстрады.

Раймонд Паулс сейчас

В 2018 году композитор по традиции посетил открытие музыкального сезона в Юрмале, первый аншлаговый концерт которого состоялся в зале «Дзинтари». Выйдя на сцену со вступительным словом, маэстро был в хорошем расположении духа и даже повеселил публику шутливой байкой. Оказалось, что полицейский остановил машину Раймонда и, не узнав композитора, попросил его пройти тест на алкоголь.

Дискография

  • 1966 - «Латышская эстрада»
  • 1970 - «Песни Р. Паулса на слова А. Круклиса»
  • 1971 - «Эстрадные песни Р. Паулса на латышские народные тексты»
  • 1980 - «Мелодии французского композитора Ф.Фурмье играет Р. Паулс»
  • 1981 - Яак Йоала «Песни Р. Паулса на слова Анатолия Ковалёва»
  • 1982 - «У нас в гостях маэстро. Вечер Раймонда Паулса 29 декабря 1981»
  • 1984 - Андрей Миронов «Старые друзья»
  • 1984 - Валерий Леонтьев «Диалог»
  • 1985 - «Р.Паулс. Хор им. Т.Калниня поет песни на слова Я. Петерса»
  • 1986 - Айя Кукуле «Песни Раймонда Паулса»
  • 1987 - Валерий Леонтьев «Бархатный сезон»
  • 1987 - Группа CREDO «Крик»
  • 1987 - Родриго Фомин «Путь к свету»
  • 1988 - Лайма Вайкуле «Песни Р. Паулса на стихи Ильи Резника»

Несколько малоизвестных фактов из жизни всесоюзного маэстро из Риги, которому, 12 января, исполнится 80, собрал Владимир СЕРГЕЕВ («Комсомольская правда»).

1. Родившийся в Риге в семье стеклодува Вольдемара Паулса сын Оярс Раймондс был определен - по желанию отца - в уникальный рижский музыкальный детсад уже с 3 лет. Но лет до 10 занимался музыкой весьма неохотно, так что отец часто подгонял Раймонда к пианино ремнем. Со временем Раймонд стал заниматься музыкой с увлечением и в 1953-м уже был учащимся Латвийской консерватории. Профессор Герман Браун прививал ему любовь к классике, а юный Раймонд грезил об эстраде, подрабатывая в оркестрах.

2. Сегодня Раймонд Паулс, ставший уже в 49 лет народным артистом СССР, не только музыкальный гуру в Латвии, но и ресторатор, один из самых обеспеченных рижан, хотя и пострадал однажды от латвийских банков. А в 1970 - 1980-е каждый ресторан, где исполнялись песни Паулса, отчислял композитору большие деньги. Паулс говорит об этом времени:
- Я жил очень хорошо! Приходишь в Сбербанк, а там уже набежало несколько тысяч. И одно время я обошел по доходам даже Давида Тухманова.

3. Внешне невозмутимый, казавшийся зрителям вечно насупленным, Паулс часто принимал участие в розыгрышах богемной тусовки. Композитор вспоминает, что несколько раз объектом таких шуток становился терпеливый в этом плане Марк Захаров, живший в квартире аккурат под Пугачевой. Так что мы, друзья, теперь понимаем, кому Раймонд и Алла посвятили свой хит «Эй, вы, там, наверху!».

4. Хотя дочь Паулса Анете и выросла среди знаменитостей, гостивших в их доме, но петь на эстраде маэстро ей запретил. По окончании школы Анете работала на телецентре, став режиссером. А в 1988-м вместе с Юрием Николаевым она вела конкурс эстрадной песни в Юрмале, где тогда получил Гран-при Александр Малинин. Замуж Анете вышла за датчанина, сотрудника авиакомпании «SAS». Несколько лет была в Москве помощником генерального консула Латвии по вопросам культуры. Две внучки Паулса учились в элитной московской школе с углубленным изучением английского и французского.

5. Побывав и министром культуры Латвии, и советником президента Латвии по культуре, Раймонд Паулс, вопреки своим словам о должной аполитичности музыканта и художника вообще, в 1999-м баллотировался на пост президента от возглавляемой им Новой партии Латвии. Победив в первом туре, перед вторым он снял свою кандидатуру. Позже объяснил это тем, что ему пришлось бы быть меж двух огней, так как правые ратовали за обострение отношений с Россией, а у русских в Латвии сильные экономические позиции. Кстати, обладая большими финансами, русские капиталисты никак не вмешивались в политику Латвии по притеснению русскоязычного населения. Супруге Паулса - лингвисту и переводчику Светлане Епифановой (они познакомились в Одессе во время гастролей маэстро) пришлось сдавать экзамен на знание латышского языка, чтобы получить гражданство. Эта процедура стала личным оскорблением для знаменитого композитора. Кстати, в доме пара общается на государственном языке, а когда супруги ссорятся - переходят на более «живописный» русский.

6. Есть в биографии Паулса и неприятные факты. Будучи министром культуры, он с 1991-го по 1993-й закрыл несколько русских школ, а также Рижский Молодежный театр под управлением народного артиста Адольфа Шапиро.

АЛКОГОЛЬНЫЕ ХРОНИКИ

В молодости Раймонд ПАУЛС был конченым алкоголиком, его за пьянство даже уволили из Рижской филармонии. Вот как комментирует этот факт биографии сам маэстро.

Расскажу свою историю музыканта, который играл на танцах. Ко мне всегда подходили люди, угощали вином. С каждым днем пил все чаще и чаще. Это превратилось в болезнь. Может, все зависело от слабого характера... Я был пьяным всегда. Выслушивал фальшивые комплименты, и мне все наливали и наливали. Однажды не пришел на концерт, и меня уволили из Рижской филармонии.
Запои длились неделями. Мои друзья - актриса нашего Национального театра Лидия Фреймане и ее муж Освалд Пастернак - постоянно говорили мне, чтобы шел лечиться. Большую роль сыграла и жена, убеждая завязать... Я мог потерять не только семью, но и жизнь. Впереди маячила пропасть. И я решился. Меня отвезли в больницу.
Уколы, всяческие процедуры, когда тебя доводили до тошноты, длились недели три. Но перед выпиской врачи сказали, что самое тяжелое начнется после больницы. Сумею ли, мол, воздержаться от спиртного. Я смог себя заставить отказаться даже от таких невинных соблазнов, как глоток шампанского. С тех пор не пью.


Раймонд Паулс и Светлана Епифанова.

Для людей талантливых состояние влюбленности является неизменным элементом творчества. Для гениев созидающая составляющая - любовь. Для маэстро Раймонда Паулса музой и ангелом-хранителем стала его супруга Светлана Епифанова. Эти два человека удивительно похожи в своей элегантной сдержанности и в своем полувековом счастье.

Мелодия любви


Раймонд Паулс за роялем.

Когда Раймонд Паулс окончил Латвийскую консерваторию по классу фортепиано, он еще не догадывался, что этот музыкальный инструмент станет его судьбой. Будущий маэстро сделал свой выбор в пользу Рижского эстрадного оркестра. Начались бесконечные гастроли, новые города встречали талантливого молодого пианиста овациями. Именно в Одессе зазвучала для Раймонда вечная мелодия любви.

Раймонд Паулс и Светлана Епифанова на свадьбе у друзей.

Во время концерта в зал вошла запоздавшая немного девушка и села в задних рядах, пытаясь рассмотреть издалека человека, который сидел за роялем. Это был Он - мужчина, ставший ее судьбой. Но в тот день, когда их представили друг другу, никто даже и подумать не мог о том, что юная студентка Одесского университета Светлана Епифанова вскоре переедет из родной Одессы в далекую Ригу, чтобы стать музой и женой Великого Маэстро.

Ей будет непросто привыкать к сдержанной прибалтийской столице после эмоциональной колоритной жемчужины у моря. Но что могли значить какие-то там сложности, если рядом был ее любимый Раймонд? И бесконечно играла для нее нежная и страстная музыка любви.

«Любовь не вздохи на скамейке…»


С дочерью Анете, 60-е годы.

Они уже жили в Латвии, но еще не стали официально мужем и женой. Опьяненная своей любовью, Лана тогда и не подозревала о том, сколько раз ей придется спасать своего супруга. Творческо-богемная атмосфера манила молодого музыканта. После концертов он спешил не домой, а в соседний с Оперой бар «Шкаф», где с коллегами и друзьями постоянно что-то отмечали. Пили много, оставляя в залог будущей оплаты мало-мальски ценные вещи. Верная Лана каким-то немыслимым образом всегда приходила за ним в нужный момент и уводила его домой.

Рождение семьи


Раймонд Паулс с супругой.

31 августа 1962 года они вдвоем вошли в двери Пардаугавского ЗАГСа. И тут выяснилось, что их двоих для заключения брака совершенно недостаточно. Нужны, как минимум, еще два свидетеля, готовых завизировать их добровольное желание стать мужем и женой. Женщина-регистратор, увидев, как эти двое смотрят друг на друга, решилась пойти против существующих правил. Она позвала на помощь дворника и сама тоже поставила свою подпись в книге регистраций.

Вполне довольные жизнью, молодожены вышли на улицу. Их совместной наличности хватило на два билета в кино и еще на вкуснейшие пончики по три и пять копеек, которые они купили после сеанса в «Палладиуме». Главное, что они стали мужем и женой, а всякие условности вроде свадебного марша или роскошного банкета никак не могли повлиять на их чувства друг к другу.

Муза великого композитора


Муза Великого Маэстро.

Умница и красавица Светлана могла сделать успешную карьеру. Но она предпочла роль верной жены, хранительницы семейного очага. Однажды она попыталась выйти на работу, однако ее супруг был настроен категорически против. Лана решила, что отношения в семье куда важнее ее карьеры. Она стала той самой музой, которая будет постоянно вдохновлять маэстро на создание гениальных произведений. Под эту музыку будут снова и снова встречаться и влюбляться новые пары, под нее будут плакать от счастья и задыхаться от любви.

У них все получилось. К Раймонду Паулсу пришла слава, пришел и семейный достаток. Верная Лана помогла установиться довольно тесному кругу общения, который сохранялся потом еще много лет. Две семейные пары - поэт Янис Петерс и его жена Барбара, и знаменитый скульптор Альберт Терпиловский и его жена Тина, главный режиссер театра кукол, на много лет станут самыми близкими друзьями семьи Маэстро. С ними он будет с удовольствием удить форель и вести неспешные философские беседы.

«Снова день озарится счастливым светом влюблённых глаз...»


Раймонд Паулс с женой и внучкой Моникой.

Великий Маэстро считает, что много лет назад, в солнечной Одессе, юная сияющая одесситка Лана сделала ему самый дорогой подарок в жизни. Она подарила ему себя, а вместе с собой – любовь, вдохновение и счастье любить и быть любимым.

Она всегда была модницей и даже в безденежные времена умела выглядеть потрясающе. Этому искусству она научила и своего именитого супруга, а ещё она всегда тщательно следила за его внешним видом.

Сам Маэстро считает, что у него несносный характер и с ним просто невозможно иногда находиться рядом. Хотя на самом деле его Лана точно знает, что в жизни ей ничего больше не нужно. Рядом с ней самый лучший мужчина на свете, у нее замечательная дочь и две взрослые уже внучки.


Они любят друг друга больше полувека.

Сам Раймонд Паулс вполне серьезно считает свою жену просто святой. Она умеет вести хозяйство, следить за счетами, заботиться о семье и дарить ему вдохновение для создания гениальных произведений. А он умеет писать музыку и делать ее счастливой.

Вот уже больше полувека каждое утро она задает своему великому супругу один и тот же вопрос. И каждое утро получает один и тот же ответ. Нет, это совсем не о любви. Не о счастье. Она просто спрашивает, будет ли он кофе. Конечно, он будет кофе. И завтрак будет. И будет все, что она ему предложит. Она станет варить ему кофе, а он читать ей вслух смешные заголовки статей из газет. Разве не в этом счастье?


Он исполняет для нее свою лучшую музыка.

А потом он снова сядет за рояль и сыграет для нее свою лучшую мелодию. Мелодию любви, в которой растворились обиды и невзгоды, будто их и не было никогда. Осталась только бесконечная благодарность и светлая нежность. Осталась только любовь.


Для людей талантливых состояние влюбленности является неизменным элементом творчества. Для гениев созидающая составляющая - любовь. Для маэстро Раймонда Паулса музой и ангелом-хранителем стала его супруга Светлана Епифанова. Эти два человека удивительно похожи в своей элегантной сдержанности и в своем полувековом счастье.

Мелодия любви


Когда Раймонд Паулс окончил Латвийскую консерваторию по классу фортепиано, он еще не догадывался, что этот музыкальный инструмент станет его судьбой. Будущий маэстро сделал свой выбор в пользу Рижского эстрадного оркестра. Начались бесконечные гастроли, новые города встречали талантливого молодого пианиста овациями. Именно в Одессе зазвучала для Раймонда вечная мелодия любви.


Во время концерта в зал вошла запоздавшая немного девушка и села в задних рядах, пытаясь рассмотреть издалека человека, который сидел за роялем. Это был Он - мужчина, ставший ее судьбой. Но в тот день, когда их представили друг другу, никто даже и подумать не мог о том, что юная студентка Одесского университета Светлана Епифанова вскоре переедет из родной Одессы в далекую Ригу, чтобы стать музой и женой Великого Маэстро.

Ей будет непросто привыкать к сдержанной прибалтийской столице после эмоциональной колоритной жемчужины у моря. Но что могли значить какие-то там сложности, если рядом был ее любимый Раймонд? И бесконечно играла для нее нежная и страстная музыка любви.

«Любовь не вздохи на скамейке…»


Они уже жили в Латвии, но еще не стали официально мужем и женой. Опьяненная своей любовью, Лана тогда и не подозревала о том, сколько раз ей придется спасать своего супруга. Творческо-богемная атмосфера манила молодого музыканта. После концертов он спешил не домой, а в соседний с Оперой бар «Шкаф», где с коллегами и друзьями постоянно что-то отмечали. Пили много, оставляя в залог будущей оплаты мало-мальски ценные вещи. Верная Лана каким-то немыслимым образом всегда приходила за ним в нужный момент и уводила его домой.

Рождение семьи


31 августа 1962 года они вдвоем вошли в двери Пардаугавского ЗАГСа. И тут выяснилось, что их двоих для заключения брака совершенно недостаточно. Нужны, как минимум, еще два свидетеля, готовых завизировать их добровольное желание стать мужем и женой. Женщина-регистратор, увидев, как эти двое смотрят друг на друга, решилась пойти против существующих правил. Она позвала на помощь дворника и сама тоже поставила свою подпись в книге регистраций.

Вполне довольные жизнью, молодожены вышли на улицу. Их совместной наличности хватило на два билета в кино и еще на вкуснейшие пончики по три и пять копеек, которые они купили после сеанса в «Палладиуме». Главное, что они стали мужем и женой, а всякие условности вроде свадебного марша или роскошного банкета никак не могли повлиять на их чувства друг к другу.

Муза великого композитора


Умница и красавица Светлана могла сделать успешную карьеру. Но она предпочла роль верной жены, хранительницы семейного очага. Однажды она попыталась выйти на работу, однако ее супруг был настроен категорически против. Лана решила, что отношения в семье куда важнее ее карьеры. Она стала той самой музой, которая будет постоянно вдохновлять маэстро на создание гениальных произведений. Под эту музыку будут снова и снова встречаться и влюбляться новые пары, под нее будут плакать от счастья и задыхаться от любви.

У них все получилось. К Раймонду Паулсу пришла слава, пришел и семейный достаток. Верная Лана помогла установиться довольно тесному кругу общения, который сохранялся потом еще много лет. Две семейные пары - поэт Янис Петерс и его жена Барбара, и знаменитый скульптор Альберт Терпиловский и его жена Тина, главный режиссер театра кукол, на много лет станут самыми близкими друзьями семьи Маэстро. С ними он будет с удовольствием удить форель и вести неспешные философские беседы.

«Снова день озарится счастливым светом влюблённых глаз...»


Великий Маэстро считает, что много лет назад, в солнечной Одессе, юная сияющая одесситка Лана сделала ему самый дорогой подарок в жизни. Она подарила ему себя, а вместе с собой – любовь, вдохновение и счастье любить и быть любимым.

Она всегда была модницей и даже в безденежные времена умела выглядеть потрясающе. Этому искусству она научила и своего именитого супруга, а ещё она всегда тщательно следила за его внешним видом.

Сам Маэстро считает, что у него несносный характер и с ним просто невозможно иногда находиться рядом. Хотя на самом деле его Лана точно знает, что в жизни ей ничего больше не нужно. Рядом с ней самый лучший мужчина на свете, у нее замечательная дочь и две взрослые уже внучки.


Сам Раймонд Паулс вполне серьезно считает свою жену просто святой. Она умеет вести хозяйство, следить за счетами, заботиться о семье и дарить ему вдохновение для создания гениальных произведений. А он умеет писать музыку и делать ее счастливой.

Вот уже больше полувека каждое утро она задает своему великому супругу один и тот же вопрос. И каждое утро получает один и тот же ответ. Нет, это совсем не о любви. Не о счастье. Она просто спрашивает, будет ли он кофе. Конечно, он будет кофе. И завтрак будет. И будет все, что она ему предложит. Она станет варить ему кофе, а он читать ей вслух смешные заголовки статей из газет. Разве не в этом счастье?



А потом он снова сядет за рояль и сыграет для нее свою лучшую мелодию. Мелодию любви, в которой растворились обиды и невзгоды, будто их и не было никогда. Осталась только бесконечная благодарность и светлая нежность. Осталась только любовь.

Раймонд Паулс и Светлана Епифанова берегут свое счастье, точно так же, как заботливо скрывала от чужих взглядов свое чувство .

Оярс Раймондс Паулс (латыш. Ojārs Raimonds Pauls). Родился 12 января 1936 года в Риге (Латвия). Советский латвийский композитор, дирижёр, пианист, политический деятель. Народный артист СССР (1985). Министр культуры Латвии (1989-1993).

Раймонд Паулс родился 12 января 1936 года в Риге, в микрорайоне Ильгюциемс, в семье Волдемара и Алмы-Матильды Паулсов - стеклодува и вышивальщицы жемчугом. Его отец был музыкантом-любителем: в самодеятельном оркестре «Михаво» играл на ударных инструментах.

Раймонд уже в детстве играл на фортепиано. С трёх лет посещал детский сад 1-го музыкального института, где и началось его музыкальное образование. В 10 лет поступил в музыкальную школу при Латвийской консерватории - Рижскую музыкальную школу им. Э. Дарзиня. По окончании школы, в 1953-1958 годах учился в Латвийской консерватории им. Я. Витола (ныне Латвийская музыкальная академия имени Язепа Витола), у профессора Г. Брауна по классу фортепиано.

С 1962 по 1965 год - снова обучался в Латвийской консерватории, уже на отделении композиции под руководством Я. Иванова.

Уже в то время проявил себя как превосходный исполнитель на фортепиано. Параллельно с учёбой работал пианистом в эстрадных оркестрах профсоюзных клубов автодорожников и медработников, концертмейстером в филармонии. Играл в ресторанах, изучив джазовых классиков и современные песни. Свою первую музыку писал для Театра кукол Латвийской ССР и Театра драмы Латвийской ССР им. А. Упита (ныне Латвийский Национальный театр).

После окончания консерватории в 1958 году работал в Рижском эстрадном оркестре Латвийской филармонии, выступал с концертами в Грузии, Армении, Украине, за рубежом. С 1964 по 1971 год - художественный руководитель этого оркестра.


С 1973 по 1978 - художественный руководитель инструментального ансамбля «Модо».

C 1978 по 1982 - дирижёр Оркестра лёгкой и джазовой музыки Латвийского радио и телевидения.

C 1982 по 1988 год - главный редактор музыкальных передач Латвийского радио.

В 1986 году по инициативе Р. Паулса был организован Международный конкурс молодых исполнителей популярной музыки «Юрмала», просуществовавший до 1992 года.

С 1994 по 1995 год - художественный руководитель и главный дирижёр джаз-оркестра (биг-бэнда) Латвийского радио и телевидения.

В 2002 году, совместно с И. Крутым, инициировал Международный конкурс молодых исполнителей популярной музыки «Новая волна» (Юрмала).

С 1967 года - член Союза композиторов Латвийской ССР. Член Союза кинематографистов Латвийской ССР.

Депутат Верховного Совета Латвийской ССР (1985-1989), народный депутат СССР (1989-1991).

C 1988 года - председатель Государственного комитета Латвийской ССР по культуре, с 1989 по 1991 год - министр культуры Латвийской ССР. C 1991 по 1993 год - министр культуры Латвии в кабинете И. Годманиса. C 1993 по 1998 год - советник Президента Латвии по культуре.

В 1998 был избран в Сейм по списку Новой партии, в 2002 и 2006 годах переизбран уже от Народной партии.

В 1999 выдвигался на пост Президента Латвии, однако снял кандидатуру.

Раймонд Паулс много сотрудничал с артистами советской и российской эстрады, а также поэтами, писал музыку к нескольким советским кинофильмам. Многие из артистов обязаны композитору своей популярностью и бессмертными хитами. В то же время окружение Паулса всегда отмечало сложный характер и замкнутость Раймонда Вольдемаровича.

Илья Резник - партнёр Раймонда Паулса на протяжении многих лет. Творческому дуэту "Паулс-Резник" принадлежат самые известные хиты Аллы Пугачёвой, Валерия Леонтьева, Лаймы Вайкуле, Ирины Понаровской, Тамары Гвердцители, Маши Распутиной и других.

Сотрудничество Раймонда Паулса, Ильи Резника и началось в 1980 году.

Алла Пугачева и Раймонд Паулс - Маэстро

За 5 лет существования тандема "Паулс-Резник-Пугачёва" было создано всего 10 песен, но все они настолько известны, что сегодня Алла Пугачёва зачастую ассоциируется именно с этими песнями. Помимо Ильи Резника стихи к мелодиям Паулса писали и другие поэты. Среди них Андрей Вознесенский. Поэт написал стихи к латышской песне Паулса - "Dāvāja Māriņa". Так родилась песня "Миллион алых роз", самая известная песня Аллы Пугачёвой.

За время творческого сотрудничества Паулса и Пугачёвой многие считали, что у них был роман. Песня "Маэстро", написанная Раймондом Паулсом и Ильёй Резником, на самом деле посвящена Константину Орбеляну, с которым у Аллы Пугачёвой, по слухам, был роман в начале её карьеры. Но весь Советский Союз воспринял песню по-другому и адресовал обращение Пугачёвой к Паулсу. На самом деле никакого романа не было, так говорит и сам Паулс, и Резник. В 1985 году сотрудничество Пугачёвой и Паулса постепенно сошло на "нет". Последней песней тандема стала "Делу время". В конце 1980-х годов было место возобновлению сотрудничества Раймонда Паулса, Ильи Резника и Аллы Пугачёвой. Было написано несколько песен, но всесоюзными хитами они уже не стали.

Лучшие песни Раймонда Паулса

Семья и личная жизнь Раймонда Паулса:

Отец - Волдемар Паулс, стеклодув, ударник в самодеятельном оркестре «Михаво»
Мать - Алма-Матильда, вышивальщица жемчугом
Сестра - Эдите Паула-Вигнере (р. 1939), художник по гобеленам.

Жена - Светлана Епифанова, лингвист
Дочь - Анета (р. 1962), окончила ЛГИТМИК по специальности «режиссер телевидения», живёт с семьёй в Москве
Внучки - Анна-Мария (р. 1989) Моник-Ивонн (р. 1994) и Артур Паулс (р. 1995)

Раймонд Паулс и Светлана Епифанова

Песни Раймонда Паулса:

А ты не знал (И. Резник) - Лайма Вайкуле
Алфавит (Г. Рачс) - Ансамбль «Кукушечка», Лайма Вайкуле
Ангел (В. Дозорцев) - Мария Наумова
Ангел летчик (С. Патрушев) - Лайма Вайкуле
Ах, какая музыка (М. Танич) - Лайма Вайкуле
Бабочки на снегу (Н. Зиновьев) - Валерий Леонтьев, Нора Бумбиере и Виктор Лапченок
Бархатный сезон (М. Танич) - Валерий Леонтьев, Родриго Фоминс
Без меня (И. Резник) - Алла Пугачёва, Айя Кукуле
Белая церковь (В. Дозорцев) - Мария Наумова, Харий Спановскис
В заброшенной таверне (М. Танич) - Лайма Вайкуле, Нора Бумбиере и Виктор Лапченок
Вернисаж (И. Резник) - Лайма Вайкуле в дуэте с Валерий Леонтьев, Дайнис Поргантс
Вероока (И. Резник) - Валерий Леонтьев, ВИА «Далдери»
Возвращение (И. Резник) - Алла Пугачёва, Айя Кукуле
Всё равно (В. Серова) - Лайма Вайкуле
Где ты, любовь? (И. Резник) - София Ротару, Айя Кукуле
Гиподинамия (И. Резник) - Валерий Леонтьев, Айя Кукуле и Виктор Лапченок
Годы странствий (И. Резник) - Валерий Леонтьев, Жорж Сиксна
Голливуд Самба (В. Дозорцев) - Лайма Вайкуле, Виктор Лапченок
Город песен (И. Резник) - Валерий Леонтьев, Виктор Лапченок
Давай женись (Л. Рубальская) - Лайма Вайкуле и Джей Стивер (Янис Стибелис), Нора Бумбиере и Виктор Лапченок
Дай Бог! (Е. Евтушенко) - Александр Малинин, Маргарита Вилцане
Дай мне удачу (И. Резник) - Мила Романиди, Харий Спановскис и Янис Паукштелло
Две минуты (М. Танич) - Лайма Вайкуле, Нора Бумбиере и Виктор Лапченок
Девушка из ресторана (В. Дозорцев) - Мария Наумова, Харий Спановскис
Делу - время (И. Резник) - Алла Пугачёва, Жорж Сиксна
Диалог (Н. Зиновьев) - Валерий Леонтьев, Айя Кукуле
Дождик в Юрмале (М. Танич) - Мария Наумова, Нормунд Рутулис
Ду-би-ду (Г. Витке) - Лайма Вайкуле
Дуэт (Музыкант) (А. Вознесенский) - Айя Кукуле
Если ты уйдёшь (А. Дементьев) - Валерий Леонтьев, Ингус Петерсонс
Ещё не вечер (И. Резник) - Лайма Вайкуле
Замок на песке (В. Дозорцев) - Лайма Вайкуле, Виктор Лапченок
Затмение сердца (А. Вознесенский) - Андрей Миронов, Валерий Леонтьев, Виктор Лапченок
Зелёный берег (В. Пеленягрэ) - Лайма Вайкуле
Зелёный свет (Н. Зиновьев) - Валерий Леонтьев, Жорж Сиксна
Зеркало (В. Дозорцев) - Лайма Вайкуле, Виктор Лапченок
Золотая свадьба (И. Резник) - Ансамбль «Кукушечка», Жорж Сиксна
Исчезли солнечные дни (Р. Гамзатов, перевод Е. Николаевской) - Валерий Леонтьев, Виктор Лапченок
Кабаре (Н. Денисов) - Валерий Леонтьев, Айя Кукуле
Карусель (М. Танич) - Валерий Леонтьев, Родриго Фоминс
Король сочиняет танго (М. Танич) - Лайма Вайкуле, Харий Спановскис и Инта Спановска
Кукушечка (И. Резник) - Джей Стивер (Янис Стибелис) и Лайма Ваикуле, Мария Наумова и Нормунд Рутулис
Легенда (Anno Domini) (Н. Зиновьев) - Валерий Леонтьев, ВИА «Далдери»
Лекарство от любви (В. Дозорцев) - Лайма Вайкуле, Нора Бумбиере и Виктор Лапченок
Лестница на небо (В. Дозорцев) - Лайма Вайкуле, Нора Бумбиере и Виктор Лапченок
Листопадом Лайма - Вайкуле, Рихард Лепер
Листья жёлтые (И. Шаферан) - Галина Бовина и Владислав Лыньковский, Нора Бумбиере
Лунный блюз (С. Патрушев) - Лайма Вайкуле
Люблю тебя (Е. Сигова) - Джей Стивер (Янис Стибелис)
Любовь настала (Р. Рождественский) - Роза Рымбаева, Ренат Ибрагимов, Ольга Пирагс, Людмила Сенчина
Маэстро (И. Резник) - Алла Пугачёва, Мирдза Зивере
Мгновение прекрасно (И. Резник) - Ольга Пирагс
Мгновения (Р. Фоминс) - Родриго Фоминс
Мелодия летнего сада (И. Резник) - Лайма Вайкуле
Миллион алых роз (А. Вознесенский) - Алла Пугачёва, Айя Кукуле, Лариса Мондрус
Мне бы робкую любить (Е. Сигова) - Джей Стивер (Янис Стибелис), Нормунд Рутулис
Мне снится Юрмала (Е. Сигова) - Джей Стивер (Янис Стибелис), Виктор Лапченок
Можно все ещё спасти (Е. Евтушенко) - Интарс Бусулис, Анце Краузе
Море любви (И. Резник) - Группа "Самоцветы", Иева Пльавиниеце
Мореход (М. Танич) - Лайма Вайкуле
Муза (А. Вознесенский) - Валерий Леонтьев, Ингус Петерсонс
Музыканты (В. Серова) - Лайма Вайкуле, Нора Бумбиере
Накрой мне плечи пиджаком (М. Танич) - Лайма Вайкуле
Нас друг для друга создал Бог (Е. Евтушенко) - Интарс Бусулис
Наш город (О. Гаджикасимов) - Ренат Ибрагимов, Мирдза Зивере и Айя Кукуле
Не спеши, дорогой (В. Пеленягрэ) - Лайма Вайкуле
Не хлопай дверью (М. Танич) - Лайма Вайкуле
Новогодний аттракцион (И. Резник) - Алла Пугачёва, Мирдза Зивере
Ночь темна (В. Дозорцев) - Мария Наумова, Харий Спановскис
Ночной костёр (И. Резник) - Лайма Вайкуле, Рита Тренце
Огоньки (В. Серова) - Лайма Вайкуле
Орга́н в ночи (Д. Авотыня, перевод Л. Азаровой) - ВИА «Ариэль», Нора Бумбиере и Виктор Лапченок
От зари до зари (В. Серова) - Лайма Вайкуле
Письмо (В. Дозорцев) - Лайма Вайкуле, Маргарита Вилцане
Под новый век (А. Вознесенский) - Bēgšana, Айя Кукуле
Подберу музыку (А. Вознесенский) - Яак Йоала, Ингус Петерсонс
Поезда Лайма Вайкуле Vilcieni - Лайма Вайкуле
Полюбите пианиста (А. Вознесенский) - Андрей Миронов, Валерий Леонтьев, Лайма Вайкуле
После дождика в четверг (Е. Сигова) - Джей Стивер (Янис Стибелис), Анце Краузе и Нормунд Рутулис
После праздника (И. Резник) - Валерий Леонтьев, Жорж Сиксна
Поющий мим (И. Резник) - Валерий Леонтьев, Жорж Сиксна
Притяжение любви (М. Танич) - Валерий Леонтьев, Айя Кукуле
Пугало (И. Резник) - Лайма Вайкуле, Харий Спановскис
Путь к свету (И. Резник) - Родриго Фоминс
Радуйся (И. Резник) - Алла Пугачёва, Мирдза Зивере
Раны (Е. Евтушенко) - Интарс Бусулис, Лайма Вайкуле
Римские каникулы (И. Резник) - Лайма Вайкуле и Борис Моисеев
Сверчок (Аспазия) (из т/ф «Долгая дорога в дюнах») - Ансамбль «Кукушечка»
Седьмое небо (М. Танич) - Мария Наумова
Сердитая песенка (Р. Рождественский) - София Ротару, Айя Кукуле, группа «Кредо»
Синий лён (А. Дмоховский) - Лариса Мондрус, Маргарита Вилцане и Ояр Гринбергс
Снегопад (М. Танич) - Мария Наумова, Харий Спановскис
Старинные часы (И. Резник) - Алла Пугачёва, Имант Скрастиньш
Старый друг (Е. Евтушенко) - Интарс Бусулис, Мартинс Рускис
Старый друг (В. Серова) - Лайма Вайкуле
Танго за стеной (В. Дозорцев) - Лайма Вайкуле, Нора Бумбиере
Танец на барабане (А. Вознесенский) - Николай Гнатюк
Телеграмма (М. Танич) - Лайма Вайкуле, Нора Бумбиере
Три билета (В. Дозорцев) - Мария Наумова, Харий Спановскис
Три вишни (В. Дозорцев) - Мария Наумова, Артурс Скрастиньш
Ты-ветер (Е. Сигова) - Интарс Бусулис, Мария Наумова
Ты меня забудь (В. Дозорцев) - Лайма Вайкуле, Мирдза Зивере
Ты меня не оставляй (А. Вознесенский) - Валентина Легкоступова, Айя Кукуле
Ты полюбишь меня (Р. Рождественский) - Андрей Миронов, Виктор Лапченок
Уехал в Америку Педро (В. Пеленягрэ) - Лайма Вайкуле, Харий Спановскис
Цветные сны (М. Танич) - Лайма Вайкуле, Маргарита Вилцане
Чарли (И. Резник) - Лайма Вайкуле, Угис Розе
Человек-магнитофон (А. Вознесенский) - Валерий Леонтьев, ВИА «Далдери»
Чёрный жемчуг (Е. Сигова) - Джей Стивер (Янис Стибелис), Мария Наумова
Что манит птицу - Лайма Вайкуле, Нормунд Рутулис
Шаляй-валяй (И. Резник) - Лайма Вайкуле
Шерлок Холмс (И. Резник) - Лайма Вайкуле
Шире круг (И. Резник) - Ренат Ибрагимов, ВИА «Ариэль», Айя Кукуле
Я верю (Е. Сигова) - Джей Стивер (Янис Стибелис), Ансамбль «Кукушечка»
Я вышла на Пиккадили (В. Пеленягрэ) - Лайма Вайкуле, Харий Спановскис
Я ещё не с Вами (В. Дозорцев) - Лайма Вайкуле, Виктор Лапченок
Я рисую (А. Дементьев) - Яак Йоала, Жорж Сиксна
Я с тобой не прощаюсь (И. Резник) - Валерий Леонтьев
I Love You Too (В. Серова) - Лайма Вайкуле, Нора Бумбиере и Виктор Лапченок
«Ах, если б снова жизнь начать» (И. Резник) - Лайма Вайкуле
«Белые туманы» (Л. Фадеев) - сёстры Базыкины
«Белый сон» (Т. Поспелова) - Лайма Вайкуле
«Блондин» (Л. Рубальская) - Мила Романиди
«В стиле шторма» (Н. Зиновьев) - Валерий Леонтьев
«Вдруг» (А. Ковалёв) - Яак Йоала
«Ветер до утра» (С. Патрушев) - Лайма Вайкуле
«Все проблемы надоели» (Е. Ширяев) - Мила Романиди
«Всё вернётся» (И. Резник) - Ренат Ибрагимов
«Гранитный город» (И. Резник) - ВИА «Весёлые ребята»
«Давай позабудем печали» (М. Пляцковский) - Андрей Лихтенбергс
«Два стрижа» (А. Вознесенский) - Ольга Пирагс, Алла Пугачёва
«Две звезды» (Д. Тайганов) - Димир Тайганов
«Двое» или «Старый друг» (И. Резник) - Валентина Легкоступова, Алла Пугачёва
«Деловая женщина» (И. Резник) - Лайма Вайкуле
«Дождевые кольца» (А. Ковалёв) - Ольга Пирагс
«Дождь» (А. Дементьев) - Ренат Ибрагимов
«За все грехи» (В. Дозорцев) - Мария Наумова
«За порогом счастье» или «Там за порогом где-то счастье» (И. Резник) - Лайма Вайкуле, Мила Романиди
«Занавес» (М. Танич) - Валерий Леонтьев
«Зимняя сказка» (С. Патрушев) - Лайма Вайкуле
«Как звать тебя?» (С. Патрушев) - Лайма Вайкуле
«Когда к твоей мошне дырявой» (Л. Прозоровский) - Виктор Лапченок
«Комета Галлея» (Н. Зиновьев) - Валерий Леонтьев
«Лучше уходи» (Е. Евтушенко) - Интарс Бусулис
«Мамбо» (И. Резник) - Лайма Вайкуле
«Маяк» (М. Танич) - Валерий Леонтьев
«Милый, прощай» (И. Резник) - Лайма Вайкуле
«Мой последний Адам» (С. Патрушев) - Лайма Вайкуле
«Над землёй много белых птиц» (Л. Прозоровский) - Айя Кукуле
«Не телефонный разговор» (И. Резник) - Стелла Джанни и Илья Резник
«Несерьезный господин» (В. Дозорцев) - Мария Наумова
«Никогда не говори никогда» (В. Дозорцев) - Мария Наумова
«Ночное кафе» (И. Резник) - Стелла Джанни
«Особый друг» (А. Вознесенский) - София Ротару
«Памяти Нино Рота» (В. Дозорцев) - Лайма Вайкуле
«Песня на бис» (А. Вознесенский) - Алла Пугачёва
«Полевые цветы» (А. Ковалёв) - Людмила Сенчина
«Пора подснежников» (А. Ковалёв) - Эдита Пьеха
«Посвящение» или «Посвящение друзьям» (М. Танич) - Лайма Вайкуле
«Последний март любви» (Е. Сигова) - Евгений Шур
«Последняя просьба» (Е. Евтушенко) - Интарс Бусулис
«Почти что как Рига» (М. Танич) - Лайма Вайкуле
«Приглашение на танец» (В. Дозорцев) - Лайма Вайкуле
«Пройди сквозь жизнь» (А. Ковалёв) - Ольга Пирагс
«Проклятье века - это спешка» (Е. Евтушенко)
«Простите меня, волны» (А. Ковалёв) - Валерий Леонтьев
«Прощай, прощай...» (И. Резник) - Лайма Вайкуле
«Птица Феникс» (И. Резник) - Татьяна Буланова
«Ревность» (Е. Евтушенко) - Интарс Бусулис
«Родня» (И. Резник) - ВИА «Весёлые ребята»
«Самый медленный поезд» (И. Резник) - Лайма Вайкуле
«Сердцевинка» (А. Ковалёв) - Яак Йоала
«Силуэт любви» (А. Ковалёв) - Яак Йоала
«Синее море» (И. Резник) - Татьяна Буланова
«Скрипач на крыше» (И. Резник) - Лайма Вайкуле
«Случайное знакомство» (Е. Евтушенко) - Интарс Бусулис
«Совсем другой» (И. Резник) - Лайма Вайкуле
«Солнечный зайчик» (А. Ковалёв) - Валентина Легкоступова
«Спасибо, вам враги» (И. Резник) - Мила Романиди
«Старая гитара»
«Старые друзья» (Р. Рождественский) - Андрей Миронов
«Старый зонтик» (Е. Евтушенко) - Интарс Бусулис
«Телефонный звонок» (А. Ковалёв) - Яак Йоала
«Торнадо» (В. Дозорцев) - Мария Наумова
«Три минуты» (М. Танич) - Валерий Леонтьев
«Ты мне скажи, прошу скажи» (И. Резник) - Филипп Киркоров
«Удивителный верблюд» (И. Резник) - ансамбль «Кукушечка»
«Умный в гору не пойдет» (И. Резник) - Лайма Вайкуле
«Шёпот нежный» (Е. Евтушенко) - Интарс Бусулис
«Это - женщина моя» (Е. Евтушенко) - Интарс Бусулис
«Я ждала Вас так долго» (И. Резник) - Алла Пугачёва
«Я за тебя молюсь» (И. Резник) - Лайма Вайкуле
«Я забыл твоё лицо» (И. Резник) - ВИА «Эолика»
«Я люблю тебя больше природы» (Е. Евтушенко) - Интарс Бусулис
«Я улыбаюсь» (А. Вознесенский) - Валентина Легкоступова
«Я читаю мысли твои» (Н. Зиновьев) - Лариса Долина