А вы что об этом Думали? Глава о терпении и терпимости. Терпимость терпимый

О ТЕРПИМОСТИ

Терпимость (или, говоря современным языком, толерантность), соответствует принципам СПРАВЕДЛИВОСТИ .

В Преамбуле Устава ООН провозглашена готовность наций «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Принципы толерантности находят своё развитие в соответствующей Декларации ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года:

1.1 Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2 Терпимость - это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3 Терпимость - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Терпимость - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

1.4 Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

О „БЫТОВОЙ” ТЕРПИМОСТИ

Быть терпимым - значит признавать за кем-либо право
поступать как он считает нужным и правильным.
Это очень трудно, между прочим!
Особенно когда знаешь, как лучше…
Вероника Иванова

Терпимость на национальном и международном уровне является отражением великого принципа терпимости, которому может следовать каждый из нас. Ведь, как указывал Николай Рерих, "понятия терпимости или нетерпимости выражаются именно в обиходе каждодневности". То есть именно на бытовом уровне может выразить себя и выражает себя наша сущность - именно в каждодневном общении с другими людьми мы покажем себя такими, какие мы есть.

По сути, терпимость находит свое отражение в тех же областях, в которых мы склонны проявлять НЕТЕРПИМОСТЬ.

Например, место национализма и расовой нетерпимости занимает толерантность - способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей какой-либо национальности на всех других ее представителей, относиться к любому человеку с позиции "презумпции национальной невиновности" (Михиал Мацковский). Мы перестаем мерить людей аршином наших предрассудков.

В сфере сексуальных предпочтений мы можем спокойно принять тот факт, что кто-то хочет вступать в однополые браки. И не будем возмущаться, если люди хотят заявить о своих правах - пусть даже на какой-нибудь демонстрации. Мы не будем бояться, что наши дети после такой демонстрации сами станут гомосексуалистами, потому что наша непредвзятость может помочь нам понять, что гомосексуалистами становятся не вследствие избытка соответствующей рекламы.

Уважение к старикам и детям, инвалидам и гастарбайтерам, бомжам и заключенным вполне естественно - как к людям, какими мы сами когда-то были, какими мы когда-нибудь станем или на чьем месте мы тоже запросто можем очутиться (от сумы да от тюрьмы, как известно, не зарекаются).

Терпимость требуется от нас и в обычном контакте с нашими близкими, соседями, сослуживцами. Сказал кто-то (по нашему мнению) глупость - надо ли его высмеивать или презирать? Если чье-то решение идет вразрез с нашими привычками или убеждениями, будет все же разумным принять это, а не стараться во что бы то ни стало убедить человека поступить по-другому.

Мы не позволяем себе вмешиваться в свободу наших ближних. В свободу мнений, выбора и принятия решений. Единственно правильной позицией будет взгляд стороннего наблюдателя.

Людмила Улицкая считает, что „если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы все время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, - войны у себя дома".

Но если мы будем с малых лет приучать наших детей жить по принципам справедливости и любви, то, быть может сбудется предвосхищение Николая Рериха: "Какое множество предрассудков и суеверий будет изъято из жизни! Сколько новых приветливых взглядов и сердечных сочувствий будет создано!"

Михиал Мацковский подчеркивает, что личность выигрывает от выбора позиции толерантности, что связано:

1. с резким изменением числа, объема и характера конфликтных ситуаций в различных сферах жизни, формированием позитивного отношения к жизни (что помимо всего прочего представляет собой серьезную психофизиологическую терапию, позволяющую сокращать стрессы).

2. с влиянием толерантных установок на внешние формы поведения, предотвращающие агрессивные формы взаимодействия, в том числе и противоправного характера.

Поэтому мы стерпим и примем все, что касается поступков и убеждений наших ближних - даже если нам оно и не очень по душе. Точнее, мы стерпим почти все. Но именно это "почти" содержит то, что принципиально.

Могут подумать, что принципиальным будет, например, склонить человека к переходу на определенные позиции - скажем, касающиеся христианского или мусульманского вероучения. Ведь, казалось бы, это так важно, чтобы ближний наш тоже смог познать радость общения с Богом из "правильной" перспективы. Но нет, это как раз не принципиально (хотя для каждого отдельного человека и может оказаться очень важным).

Принципиальным будет именно нарушение или соблюдение нами и другими людьми принципов справедливости, уважение или ущемление свобод других людей. Николай Рерих недаром напоминает нам, что "терпимость вовсе не означает терпимость зла и преступности".

Поэтому терпимость несправедливых поступков и зла может оказаться вредной, опасной и даже преступной. Злом с этой точки зрения мы считаем преднамеренное ущемление интересов другого человека, нанесение ему заведомой обиды. Терпимости в отношении таких поступков не может быть места.

Но мы должны быть уверены, что человек, совершающий такой поступок, поступает именно осознанно и во вред нам или другим людям. Что мы конкретно предпримем в той или иной ситуации, зависит от каждого конкретного случая - и нам предстоит каждый раз принимать взвешенное и ответственное решение (как, впрочем, и в любых других обстоятельствах).

ТЕРПИМОСТЬ КО ВСЕМ, ИЛИ ЕСТЬ ЛИ ПРЕДЕЛ ТЕРПИМОСТИ?

Терпимость - очень трудная добродетель,
для некоторых труднее героизма…
Наш первый порыв и даже последующий -
это ненависть ко всякому,
кто не так думает, как мы.
Жорж Леметр

Терпимость как в поведении отдельного человека, так и группы людей (вплоть до общества на уровне отдельного государства или всего человечества) проявляется в отказе от преследования тех, чьи убеждения или действия не совпадают с общепринятыми (или принятыми отдельным человеком).

При этом мы вовсе не должны одобрять поведение этих людей или оправдывать то, что они делают. Но даже если нам очень сильно не нравится то, что делают или думают эти люди, мы сознательно принимаем решение, „терпеть их с их убеждениями и практиками. Терпимость лежит, таким образом, в основе гарантий социального разнообразия.

Но необходимо учитывать, что с точки зрения справедливости терпение не должно быть безграничным. Джон Ролз отмечал, что те, кто принимает принцип справедливости, должны проявлять терпимость к нетерпимым, насколько это позволяет безопасность свободных институтов. Религиозная нетерпимость и расовая дискриминация несправедливы. Группы, которые ставят под угрозу принципы справедливости и угрожают тем самым свободе других членов общества, могут быть ограничены в их свободах.

Прие этом, как отмечает Джон Ролз, „свободы одних подавляются не просто ради большей свободы других. Справедливость запрещает подобные рассуждения относительно свободы, так же как и относительно суммы преимуществ. Ограничиваться должна лишь свобода нетерпимых, и это делается во имя равной свободы при справедливой конституции, принципы которой сами нетерпимые признали бы в исходном положении. Справедливость ущемляется всегда, когда равная свобода отрицается без достаточных оснований. Вопрос, таким образом, заключается в том, является ли чья-либо нетерпимость к другим достаточным основанием для ограничения чьей-либо свободы… Но даже тогда, когда свобода нетерпимых ограничивается ради защиты справедливой конституции, это делается во имя максимизации свободы“.

Джон Ролз обращает наше внимание особо на то, что, „когда сама конституция в безопасности, нет оснований лишать нетерпимых свободы“.

Джон Ролз считает, что свободы для нетерпимых могут склонить их к вере в свободу, ведь, по его убеждению, „люди, чьи права защищены справедливой конституцией, получающие от нее выгоду, с течением времени станут, при прочих равных условиях, к ней лояльны…“.

Терпимость является производным свободы. „Проблема свободы заключается в выборе принципа, посредством которого будут регулироваться притязания людей друг к другу во имя своей религии, - пишет Джон Ролз, - Из того факта, что с намерениями Бога необходимо соглашаться, не следует что один человек или институт имеет полномочия вмешиваться в интерпретацию другим человеком своих религиозных обязательств“.

Вот что пишет Джон Ролз: „Ни одна конкретная интерпретация религиозной истины не может быть признана обязывающей для всех граждан; нельзя согласиться и с тем, будто должен существовать какой-то один авторитет с правом решать вопросы теологической доктрины. Каждый индивид должен настаивать на равном праве для всех решать, каковы его религиозные обязательства. Он не может передать это право другому индивиду или авторитетной инстанции… Индивид пользуется своей свободой, принимая решение считать кого-то другого в качестве авторитета, даже если он считает этот авторитет непогрешимым, так как поступая таким образом, он ни в коем случае не отказывается от своей равной свободы совести как части конституционного закона. Ведь эта свобода, гарантированная справедливостью, неотторжима от человека: индивид всегда свободен изменить свою веру, и это его право не зависит от того, как часто он использовал свои возможности выбора и в какой степени разумно“.

ТЕРПИМОСТЬ КАК АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ

„Люди принимают терпимость за проявление слабости.
Мне представляется, что это не так.
Гнев имеет своим источником страх,
а вот страх возникает от слабости.
Таким образом, если вы сильны,
то в вас будет больше мужества.
И именно здесь возникает терпимость“
Далай-Лама

В толковом словаре „Политика“ (авторы Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др.) терпимость (толерантность) определяется как „готовность не препятствовать убеждениям, позициям или действиям других, несмотря на отсутствие симпатии или даже неприязнь к ним. Считается, что ценность терпимости состоит в отказе от вмешательства вопреки первоначальной отрицательной реакции, даже если для вмешательства имеется возможность (или властные полномочия)“.

Словарь Ушакова (1935-1940): Свойство, умение терпимо относиться к чему-нибудь, терпеть что-нибудь (религиозная терпимость; терпимость к чужим мнениям…). Интересно отметить, что автор словаря также относил сюда терпимость к врагам. Но в силу господствующей тогда идеологии это положение дано было в следующей редакции: „преступная терпимость к врагам“.

Но иак или иначе, видно, что одной из основ терпимости является терпение. Другим ее основанием является свобода.

Эрнест Радлов (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.): „Идея личности заключает в себе понятие свободы внутреннего мира, без коего личность немыслима; из идеи личности, как ее следствие, вытекает свобода совести и свобода слова; свобода преподавания есть лишь один из видов свободы слова. Объективной оценке подлежат действия, но отнюдь не мотивы, мнения и верования. Т. есть признак высокой культуры ума, результат борьбы и сомнений; она выражается в уважении к чужим мнениям и убеждениям“.

И терпение, и стремление к равной для всех свободе – это требующие решимости про´явления человеческого духа, в основе которого лежит выбор в пользу той или иной нормы поведения, базирующейся на определенной системе ценностей.

Михиал Мацковский отмечает, что толерантность является системой ценностей, к которым относятся, в частности, следующие:

Презумпция личности – оценка каждого человека по его конкретным чертам и поступкам, а не на основе ожиданий, связанных с его национальными, религиозными и другими характеристиками;

Презумпция прав человека – каждый человек имеет право на любые проявления национальных, религиозных и других характеристик в своем поведении и высказываниях в том случае, если они не противоречат нормам права и морали общества и общности;

Ориентация на терпимость к недостаткам, слабостям и ошибкам других людей, если они не противоречат нормам морали и права или, говоря на другом языке, готовность прощать людям все их грехи за исключением особенно тяжких;

Ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов;

Ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий;

Ценность следования нормам права;

Ценность сострадания, сопереживания, сочувствия.

ТЕРПИМОСТЬ КАК ЛЮБОВЬ

Любовь неотделима от терпимости,
которая и придает ей силу.
Марк Леви

Справедливость невозможна без чувства привязанности, без теплого отношения к своему ближнему. Поэтому и толерантность, которая вырастает из принципов справедливости, немыслима без сочувствия любви к тем, кто подобен нам, а потому имеет (как и мы) свои собственные убеждения, интересы и устремления.

Ненависть к инакомыслящим приводит лишь к ненависти и войне (неважно в каком её проявлении). Терпение же и терпимость показывают другим людям, что в них ма видим и уважаем такую же личность как и мы сами. „Нетерпимый человек, прежде всего, и не милосерден, значит, и не великодушен и не знает доверия“, - заявляет Николай Рерих.

Легко поддаться гневу на другого, не похожего на нас. Для вспышки гнева и ненависти достаточно порой именно одной такой непохожести. Для этого не надо ни много ума, ни много сил, ни даже сколько-нибудь много мужества. Всё проишодит как бы автоматически: прорывается каскад эмоций, захлестывающих разум.

Если же мы выбираем для себя активно за основу принципы справедливости, то нам потребуется немало мужества, чтобы относиться к ближнему, как к самому себе, чтобы непредвзято относиться к его особенностям, чтобы терпеть его инакость, чтобы научиться смотреть на ситуацию и на мир глазами «другого».

Но после того, как мы совладали с собой, приняли другого со всем его своеобразием, тут-то у нас и появляются немалые силы, которые есть силы любви к ближнему, столь похожему на нас, и столь от нас отличному.

Истинная любовь всегда в той или иной мере взаимна – по меньшей мере в стремлении не делать другому того, что не хочешь пережить сам. А для этого не обойтись без снисходительности. Поэтому этот раздел мне хотелось бы закончить высказыванием Ивана Сергеевича Тургенева: „Кто пожил, да не сделался снисходительным к другим, тот сам не заслуживает снисхождения. А кто может сказать, что он в снисхождении не нуждается?“

Терпимость как качество личности – склонность проявлять уважительное и доброжелательное отношение к иному мировоззрению, образу жизни, убеждениям, верованиям, мнениям, традициям, привычкам, поведению и недостаткам других людей.

Жил-был мальчик с ужасным характером. Отец дал ему мешочек с гвоздями и велел забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди… Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошел к отцу и сказал об этом. И отец велел ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды каждый день, в который он не потеряет терпение. Дни шли за днями, и, наконец, мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привел сына к ограде и сказал: “Сын мой, ты хорошо вел себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется…

Способность к терпимости служит основой любого продвижения вперед, будь то прогресс человечества, улучшение взаимоотношений между людьми во всех сферах и сторонах жизни или личностный рост. Терпимость — это механизм сдерживания агрессии к раздражителям жизни, позволяющий людям быть такими, какие они есть. Почему справедлив данный тезис? На Земле рядом с нами проживает уже семь миллиардов человек, и каждый из них имеет свой вкус счастья и свободу выбора, как действовать. Кто-то испытывает счастье, занимаясь наукой или искусством, кто-то наслаждается неповторимым вкусом счастья от процесса воспитания детей, а кого-то «колбасит» от алкоголя, наркотиков и разврата. Каждый имеет право на свой вкус счастья и на определенную свободу выбора. Родителям следует поклеить обои в детской комнате с надписью: «Ты можешь быть другим».

Мы имеем право быть самими собой, а другие другими. На этом принципе и основана терпимость. Если мы спокойно, без выплеска эмоций воспринимаем мнения, которые не соответствуют нашим убеждениям, значит, в нас хорошо проявлена терпимость как качество личности. А если мы еще с интересом и желанием понять воспринимаем чуждые нам взгляды, значит, мы явно дружим с терпимостью.

Любой человек колеблется между терпимостью и нетерпимостью. Терпимость – это нетерпимость с противоположным знаком. Проявляя терпимость, мы занимаем место в зрительном зале и наблюдаем за спектаклем под названием «Жизнь». Мы не придаем избыточной важности кому-то или чему-то в этом спектакле и поэтому не создаем избыточный энергетический потенциал, вызывающий равновесные силы для воспитательных уроков. Избыточный потенциал появляется, когда мы пытаемся реализовать свое внутреннее намерение – поднять свою важность. Расталкивая локтями соперников, интригуя и конфликтуя, мы пытаемся пробиться к месту под солнцем. Чужие убеждения и верования – растоптать и сжечь. Никакого нейтралитета и снисходительности к недостаткам других. На дыбу их! Только мы правы, а остальные люди – это ходячие энциклопедии заблуждений и предрассудков.

Если мы терпимы, нам чуждо такое поведение. Мы понимаем, что у нас нет монопольного права на обладание истиной. Человек – это винегрет их стереотипов, убеждений, верований, предрассудков, заблуждений и внушенных психологических установок. Повариха – жизнь сдобрила блюдо предубеждениями и приметами, и получилось то, что кричит: «Это мои убеждения! Они истинны». Пройдет какое-то время, и большинство из нас поймет, что сегодняшние убеждения – это всего лишь – вовремя необнаруженные заблуждения. Открытый и пытливый ум допускает, что его убеждения и установки в силу своей субъективности не могут быть истинными. Наша картинка мира – это всего лишь одна из нескольких миллиардов моделей мироустройства. Нам она нравится. С ней мы себя уютно чувствуем. Но вот по улице идет бабушка. Ей не менее восьмидесяти лет. У нее свое видение мира. С ним она дожила до таких преклонных лет. Значит, ее модель мира жизнеспособна, а вот нашему миропониманию еще нужно подтвердить способность к выживанию.

Терпимость к людям – это следствие нашей покладистости, миролюбия и понимания жизни. Терпимость – это интеграция в человечество. Как можно интегрироваться в человечество, если мы все такие разные? У нас разные интересы, убеждения и верования. Где найти то чудодейственное средство, которое способно устранить все эти преграды? Искать его нужно не извне, а внутри нас. Терпимость – это средство единения помимо убеждений. В терпимости отсутствует идеология. В ней преобладает человечное отношение людей друг к другу, невзирая на контрасты в убеждениях.

Камень преткновения для терпимости, ее антипод – невежество. То, что мы не знаем, для нас не существует. Если мы не знаем оперу, она для нас пустой звук. Увлеченный рассказ о прослушанной опере вызовет у нас зевоту. Если нам не свойственно проявлять терпимость к чужим увлечениям, мы поспешим удрать от непонятной темы разговора.

Проявлять терпимость – это не синоним подражания, бездумной поддержки чужого мнения и не призыв вседозволенности. Терпимость не терпит нетерпимости. В противном случае это говорило бы о неуверенности в себе, лицемерии и слабохарактерности. Мы просто принимаем другого человека таким, каков он есть и не пытаемся его менять. Если мы любим себя, значит, принимаем со всеми достоинствами и недостатками. В той мере, в какой мы принимаем себя, в такой же мере мы терпимо относимся к другим людям. «Непрерывно упражняясь в искусстве выносить всякого рода ближних, — писал Ф. Ницше, — мы бессознательно упражняемся выносить самих себя, — что, по сути, является самым непонятным достижением человека». Терпимость – это не синоним безразличия. Проявив терпимость, мы невольно обнажаем для окружающих свою широту взглядов, высокий уровень культуры, сердечность, чуткость и внимательность. В терпимости много великодушия. Иными словами, подлинное лицо терпимости – человечность, чуткость, максимум неравнодушия и доброты. Терпимость – это вексель другому человеку на право заблуждаться.

Понятие терпимости чем-то с родни тактичности. Если в тактичности определяющее значение имеет не обидеть другого человека, то качественная суть терпимости – это готовность принять другого человека таким, каков он есть без попыток его перевоспитания. Высший пилотаж терпимости – это не просто принятие другого, но и еще стремление обнаружить в нем достоинства. К таким людям относился русский писатель Максим Горький. Он в каждом человеке искал человека. Если не обнаруживал, поражался и снова упорно искал. Обнаружить залежи человека было для него истинным удовольствием. Человеческая руда для него была дороже золотой руды. Всю свою жизнь Горький был человекоискателем. Обнаружив в человеке достоинства, он акцентировал на них взгляд самого человека, пока тот с полным правом мог сказать словами Сатина: «Человек – это звучит гордо!»

Николай Стариков в книге «Сталин. Вспоминаем вместе» пишет о терпимости вождя: «Происходит вопиющее – маршал Голованов… опаздывает на совещание к Сталину. Прилетел в Москву с опозданием. Что случилось? Оказывается, летчик личного самолета Голованова по фамилии Вагапов отправился накануне на свадьбу к своему товарищу. Что произошло дальше, понятно – напился. Разыскали летчика Вагапова только утром. Другой самолет посылать не решились – экипаж ведь не знал аэродрома, где нужно было производить посадку.

Представьте себя на месте Голованова – опоздать на доклад к Сталину! Впервые за всю войну. При моем появлении Сталин, как обычно, посмотрел на часы, стоявшие в углу, вынул свои и, показав их мне, задал один-единственный вопрос: – Что случилось? Видимо, зная мою точность и пунктуальность во всех делах, он и сам был удивлен моим опозданием, считая, что произошло что-то необычное. Коротко доложил я ему о происшедшем, еще не зная, как он на это будет реагировать… Немного походив, Верховный спросил: – Что же вы думаете делать со своим шеф-пилотом? Такого вопроса, прямо сказать, я не ожидал. Доложил о принятом мной решении и уже отданных на сей счет указаниях. – А вы давно с ним летаете? – С Халхин-Гола, товарищ Сталин, – ответил я. – И часто он у вас проделывает подобные вещи? – В том-то и дело, товарищ Сталин, что за все годы совместной работы это – первый случай. Я никогда и мысли не допускал, что с ним может быть что-либо подобное. – Вы с ним уже говорили? – Нет, товарищ Сталин, не говорил. Какой же тут может быть разговор?! – А вы не поторопились со своим решением? Как-никак, не первую войну вместе… Высказанное Сталиным озадачило меня. Подумав немного, я ответил: – Это верно, товарищ Сталин, однако порядок есть порядок и никому не позволено его нарушать, да тем более, как это сделал Вагапов. Да и наказание-то ему невелико, учитывая его проступок. – Ну что же, вам виднее, – заключил Верховный и перешел к вопросам, по которым я был вызван.

Однако этим дело не кончилось, время от времени Сталин спрашивал, где находится сейчас Вагапов, который через несколько месяцев был возвращен все же на свою старую должность… Вот скажите, ну какое дело было Верховному главнокомандующему Сталину до летчика Вагапова? А ведь спрашивал, а ведь мягко так, ненавязчиво помог Голованову принять правильное решение. И ведь свои мемуары маршал Голованов издал уже при Брежневе, когда ему хвалить Сталина и сочинять небылицы не было никакого резона. Кстати, книга маршала при его жизни так и не вышла – было лишь опубликовано несколько глав в журнале. Почему? Потому что ему «где надо» стали указывать, что не мог Сталин так говорить. И говорили это человеку, который все слышал своими ушами! Тому, кто всю войну подчинялся лично Сталину и работал с ним рука об руку…»

Очень часто люди путают эти понятия или вообще думают, что это одно и то же.

Терпение – важное положительное качество, оно обозначает нашу способность ждать изменений, отсрочить исполнение нашего желания, переносить какие-то неприятные обстоятельства.

Можно, например, набраться терпения на время пока ищешь выход из неблагоприятного положения. Или потерпеть и сделать что-то не сейчас, а чуть позже. Потерпеть и чуть позже получить желаемое. Потерпеть – это выдержать что-то неблагоприятное.

Терпение замечательное качество, но когда мы говорим об отношениях между людьми, оно скорее вред чем польза. В этом случае необходимо говорить о терпимости. Так, можно терпеливо ждать прекращение тяжелой болезни близкого человека, но к появлению у него каких-то новых, может и не очень приятных качеств, относиться с терпимостью.

Терпение – это напряжение и поэтому оно конечно. При переходе к терпимости необходимость в терпении отпадает.

Терпение имеет под собой замечательную основу - желание мирного сосуществования и отсутствия конфликтов. Поэтому, путая эти два понятия, люди упорно призывают себя и других к терпению.

К сожалению, терпение - не тот инструмент, который поможет достичь этого, потому что не решается главная задача - устранение неизбежно возникающего раздражения и недовольства, вызванным напряжением.

Для психотерапевтов, работающих с гневом, люди, которые заставляют себя долго терпеть, избегая конфликта или пытаясь сохранить «хорошее лицо» (их еще называют имплозивными), считаются наиболее опасными. Именно они, в результате, берут оружие в руки и, казалось бы, ни с того, ни с сего убивают людей. Все дело именно в этом накапливающемся раздражении, перерастающем в ненависть, которая затыкается внутри примененным терпением. Оно - как наглухо закрытая крышка на кипящей кастрюле. В какой-то момент накопившимся паром эту крышку просто сносит. Так и скопившаяся ненависть, когда терпение лопается, вырывается наружу в виде агрессии. И чем больше было терпения, тем сильнее будет агрессия.

Когда дело касается отношений и взаимодействия с людьми, терпеть нельзя! Необходимо учиться терпимости.

Так что же такое терпимость?

Терпимость – это качество, развивающееся в результате умения поставить себя на место другого человека, почувствовать, что происходит в его душе, понять, что им движет. Это принятие права другого человека иметь свои взгляды, мнения, убеждения, отличные от наших собственных, принятие права другого иметь свои недостатки, страхи и ограничения. Главный признак терпимости – отсутствие насильственных действий, направленных на их изменение.

Именно терпимость обеспечит нам мирное сосуществование, когда не затрагиваются наши интересы. Когда же наши интересы затрагиваются, опять же терпимость поможет нам высказать свое недовольство безопасным способом, который не приведет к конфликту. Она же поможет нам в обсуждении спорных вопросов и в создании договоренностей.

Так, если в метро мне наступили на ногу, то моя терпимость по отношению к неловкости человека поможет мне спокойно пережить это. Если же, наступив мне на ногу, человек так и продолжает стоять на ней, моя терпимость по отношению к его невнимательности поможет мне спокойно и дружелюбно заявить ему об этом.

Я ведь тоже не всегда бываю ловка и абсолютно внимательна ко всем. И делаю это не специально.

Терпимость не означает безразличие, попульстительство, одобрение или согласие.

Так, если человек едет в темное время суток на своей машине и видит другую машину, которая едет без зажженных фар, то терпимость к промахам других оставит его в совершенно уравновешенном состоянии. При этом она не помешает ему посигналить, пытаясь предупредить человека, что у него что-то не в порядке или открыть окно на светофоре и сказать ему об этом. При этом он не портит нервы себе, не втягивается в конфликт, да еще и меняет сложившуюся ситуацию к лучшему. Другой человек будет искренне благодарен за помощь. Нетерпимый же человек будет либо возмущаться в машине, либо раздраженно гудеть вслед.

В нашей жизни очень много терпения и, к сожалению, очень мало терпимости.

Терпеливый человек может быть абсолютно нетерпимым. И, как правило, так и есть.

Терпимость – не является умением скрыть раздражение. Оно основано на принятии.

Терпимость - необходимое условие для высказывания своих недовольств, которое не приведет к обидам и конфликту. Она поможет в обсуждении спорных вопросов и создании договоренностей.

Терпимость ведет к развитию, к изменению в лучшую сторону.

Терпение ведет к накоплению раздражения, обид и в результате к взрыву.

Терпение – насилие над собой, даже если призывы к нему идут в виде просьб и уговоров себя. Терпением нужно запасаться, терпимость же бесконечна. Терпение может лопнуть, терпимость – никогда.

У меня нет цели в данной статье научить терпимости. Это определенный процесс, который связан с работой нашей души. Терпимость основана на принятии и уважении. Она исходит из сострадания, милосердия, из сочувствия к глубинным состояниям человека, из снисходительности к другим. Ведь у всех есть свои недостатки.

Главная мысль, которую я пыталась донести в этой статьье – НЕЛЬЗЯ ТЕРПЕТЬ, когда дело касается отношений между людьми! Необходимо высказывать свои недовольства и неудовлетворенности, а безопасно и безболезненно сделать это вам поможет ваша терпимость. Она же поможет примириться с тем, что рядом с нами есть абсолютно другие люди, не похожие на нас, но имеющие право думать, поступать и проявляться совершенно по-другому, даже если мы это не одобряем или не согласны с этим.

И уж если мы говорим о терпимости к другим, то нельзя забывать и про терпимость к себе. Будьте терпимы и к себе, к своим слабостям, к своим внутренним, иногда противоречивым, мотивам и стремлениям, к своим «недостаткам», к своим ограничениям. Помните, что терпимость не означает согласие, потакание или попустительство.

Еесли этот текст понравился Вам и показался полезным, пожалуйста, поделитесь им, или ссылкой, или кнопкой в соц. сетях с Вашими знакомыми. Возможно, и для них он окажется полезным и поможет в каких-то важных жизненных ситуациях.

Проявления Терпимости и свойства
Если Вы спокойно, без выплеска эмоций воспринимаете мнения, которые не соответствуют Вашим убеждениям, значит, в Вас хорошо проявлена Терпимость. Если Вы с интересом и желанием, воспринимаете чуждые взгляды на жизнь, это и есть Терпимость.

Когда Вы ссоритесь с кем-то и говорите больные слова, которые прожигают сердце и Душу другого человека, эти слова делают больно — Вы наносите собеседнику рану похожую на большую черную дыру, которая не

затягивается и не исчезает. Вы можете вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется. Душа этого человека больше никогда не будет такой, как раньше.

Как показывает опыт всего человечества,такая способность человека к терпимости служит основой любого продвижения вперед.

Проявив Терпимость Вы показываете для окружающих свою и широту взглядов, высокий уровень культуры, сердечность, чуткость и внимательность. В терпимости много Великодушия. Другими словами, подлинное лицо терпимости – человечность, чуткость, максимум неравнодушия и Доброты.
Терпимость – это еще и разрешение другому человеку на право заблуждаться или ошибаться. Понятие Терпимости, очень близко находится к понятию Тактичности.
В Тактичности определяющее значение это не обидеть другого человека, в Терпимости – это готовность принять другого человека таким, каков он есть без попыток его перевоспитания.

Высшая ступень Терпимости – это не просто принятие другого, но и еще стремление обнаружить в нем достоинства.

Огромная роль Терпимости в прогрессе Человечества

Терпимость это механизм сдерживания Агрессии, позволяющий людям оставаться и существовать такими, какие Мы есть.

Как показывает опыт всего человечества, такая способность человека к Терпимости служит основой прогресса и относительного Мира.
Именно прогресс человечества, улучшение взаимоотношений между людьми во всех сферах и сторонах жизни или личностный рост только благодаря такому качеству людей как Терпимость.

Почему справедлива данная аксиома жизни? Представьте то огромное количество людей в Мире и каждый из них имеет свой вкус счастья и свободу выбора, как действовать и как раз, конфликты возникают там где есть Непонимание и Нетерпение.
В терпимости отсутствует идеология. В ней преобладает человечное отношение людей друг к другу, невзирая на контрасты в убеждениях.

Модель мира, которая сейчас установилась — почти жизнеспособна!

Человечеству еще очень далеко от совершенства. Нашему миропониманию еще необходимо достойно подтвердить способность к своему выживанию. Эгоизм, понимаете ли..?!
Как можно интегрироваться в человечество, если Мы все такие разные? У нас разные интересы, убеждения и верования, разная еда, разные ценности. Где найти то чудодейственное средство, которое способно устранить все эти преграды? Искать его нужно не извне, а внутри каждого из нас.

Когда возникает конфликт?

Когда достижение цели ставится любыми средствами, когда уничтожив голос Совести, человек продвигается к своей цели Подлыми методами. О какой терпимости может идти разговор? Поднять свою важность и значимость, расталкивая локтями соперников, интригуя и конфликтуя, Вы пытаетесь пробиться к месту под Солнцем? Гипертрофированная настойчивость и наглость, не предполагают снисходительности или нейтралитета! Когда говорит — сожгем убеждения и других людей!

Терпимость все разрулит, но необходимо знать разницу!

Свойства характера любого человека балансировать между терпимостью и нетерпимостью.
Проявляя терпимость, Сильная личность немного отстраняется и отпускает события в самостоятельное плавание. Сильный человек не придает избыточной важности кому-то или чему-то в этом спектакле Жизни!
Созидательный положительный потенциал и Терпимость создают равновесные силы для воспитательных уроков двух сторон.

Антипод Терпимости это Невежество. Как можно быть терпеливым или выносить свои оценки при полном отсутствии образования или серьезных пробелов в собственной личности?

Проявлять Терпимость – это не абсолют совершенно бездумной поддержки любого чужого мнения или поступка, это и не призыв ко Вседозволенности. Если проявлять терпимость к Хамству? Это будет Неуверенность в себе себе, и Слабохарактерность. Чувствуете разницу?

Терпимость это непрерывное совершенствование себя, упражняясь в искусстве выносить всякого рода ближних, - писал Ф. Ницше

Понятие Терпимость – это не синоним Безразличия!

Еще интересные статьи - прочитайте прямо сейчас:

Сортировать Тип публикации

Post Page Категория

Твои Сильные Стороны Чувства Характер и качество Личности Положительные Свойства Характера Положительные Чувства Положительные Эмоции Обязательные знания Источники счастья Самопознание Простые и сложные понятия Что значит Что такое Что значит Смысл жизни Законы и государство Кризис в России Вымирание общества О ничтожестве женщин Мужчинам к обязательному прочтению Биологические механизмы Геноцид мужчин в России Юношам и мужчинам к обязательному прочтению Андроцид в России Основные ценности Отрицательные свойства Характера 7 Смертных Грехов Мыслительный Процесс Физиология Счастья Как Красота Женская красота Цели Эзотерика Чо такое Жестокость Что такое Настоящий мужчина ДВИЖЕНИЕ ЗА ПРАВА МУЖЧИН Убеждения Основные ценности в жизни Основные цели человека Сортировать Название Похожие