Жизнь и творчество дины рубиной. Фильмы по произведениям дины рубиной

- (р. 19 сентября 1953, Ташкент, Узбекистан), русская писательница (с 1990 живет в Иерусалиме, Израиль). Родилась в семье художника и учительницы истории. С детства занималась музыкой, в 1977 окончила Ташкентскую консерваторию. Писать начала… … Энциклопедический словарь

Дина Рубина на презентации сборника «Цыганка», Москва, Дом русского зарубежья, 13 сентября 2007 Дина Ильинична Рубина (1953, Ташкент) известная израильская писательница, пишущая на русском языке. Содержание 1 Биография … Википедия

Дина (ивр. דינה‎) еврейское Род: жен. Этимологическое значение: справедливость, возмездие Иноязычные аналоги: англ. Dinah венг. Dina … Википедия

Фамилия. Известные носители: Рубина, Дина Ильинична Рубина, Рива Рувимовна … Википедия

Данный список включает личностей еврейского происхождения, удовлетворяющих. Еврейское происхождение (один или оба родителя этнические евреи), [Данные критерии не распространяются на личности, чьи приёмные родители (в том числе отчим или мачеха)… … Википедия

Dina Rúbina - Saltar a navegación, búsqueda Dina Ilínichna Rúbina (en ruso: Дина Ильинична Рубина, en hebreo: דינה רובינה‎,) (nacida 19 de setiembre, 1953 en Taskent, la URSS) es una destacada escritora rusa e israelí moderna. Contenido 1 Biografía 2 Obras… … Wikipedia Español

Годы в литературе XX века. 1953 год в литературе. 1896 1897 1898 1899 1900 ← XIX век 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 … Википедия

Книги

  • Синдром Петрушки , Рубина Дина Ильинична Категория: Серия: Большая проза Дины Рубиной Издатель: Эксмо ,
  • Синдром Петрушки , Рубина Дина Ильинична , Дина Рубина совершила невозможное - соединила три разных жанра: увлекательный и одновременно почти готический роман о куклах и кукольниках, стягивающий воедино полюса истории и искусства;… Категория: Современная отечественная проза Серия: Дина Рубина. Собрание сочинений (новая серия) Издатель: Эксмо ,

Среди большого количества имен в писательском мире есть одно, о котором хочется поговорить особо. Это Рубина Дина. Её книги читает и перечитывает огромное количество людей во всех странах. Выхода новых произведений ждут как настоящего праздника. Её сравнивают с таким знатоком человеческих душ, как Людмила Улицкая - лауреат многочисленных литературных премий.

Что мы знаем о Дине Рубиной? Где родилась эта писательница? Каковы основные темы ее творчества? В чем секрет популярности? Что говорят читатели о творчестве Дины Рубиной? Опираясь на многочисленные отзывы, предлагаем обзор самых известных произведений писательницы, а также интересные факты из её биографии.

"Вижу - думаю - пишу"

Кто такая Рубина Дина? Чем так привлекает эта писательница? В первую очередь глубоким раскрытием образов. Читая её книги, испытываешь чувство нежности и сострадания, грусти и радости, щемящей тоски и безудержного восторга. Это писатель с большой буквы. Ей одинаково хорошо удаются маленькие рассказы и произведения большого объёма. Где черпает она темы для творчества? Из жизни. Любая увиденная ситуация или услышанный разговор может найти своё отражение на страницах её книг. Главные темы - жизнь, вечная борьба добра и зла.

Рубина Дина: любопытные факты из биографии

  • Она родилась в семье творческих людей. Отец - художник, мать - учитель истории.
  • Дина с детских лет занималась музыкой, окончила консерваторию, но профессиональным музыкантом не стала. Выбрала другой жизненный путь - литературу.
  • Родилась в Ташкенте, но живет в Израиле. Об интересных фактах из биографии Дины Рубиной можно прочитать во многих её книгах. Например, в романе "На солнечной стороне улицы".
  • Первый рассказ "Когда же пойдет снег" был написан в возрасте пятнадцати лет. Он был опубликован в журнале "Юность". Его прочитали миллионы людей. Имя Дины Рубиной стало символом качественной литературы.

Самые популярные книги

Опираясь на многочисленные отзывы, дадим описание самых читаемых книг Дины Рубиной. Их объединяет яркий живой язык, внимание к деталям, динамичность развития сюжета.

  • "На солнечной стороне улицы". У многих читателей это одна из самых любимых книг писательницы. Две истории - матери и дочери. Два отношения к жизни. Что выбрать - солнечную сторону или мрак? Вместе с Диной Рубиной мы выбираем счастье радоваться жизни и быть благодарными ей даже за маленькие подарки.
  • "Почерк Леонардо". Главная героиня может читать мысли других людей и видеть будущее. Хорошо это или плохо? Дар это или проклятие? Дина Рубина вместе с читателем пытается дать ответы на эти вопросы. Книга увлекает в мистический мир необычных судеб и возможностей.
  • "Любка". История жизни двух женщин во времена правления Сталина. Одна из них - врач, другая - бывшая заключенная. У каждой за плечами горе и беды. Несмотря на все трудности, они находят силы жить дальше и помогают друг другу.
  • "Белая голубка Кордовы". Главный герой - талантливый художник, который может нарисовать любую картину гениального мастера так, что её не отличишь от подлинника. Эта книга красива и трагична, её хочется читать очень медленно, растягивая удовольствие.

Трилогия Дины Рубиной

Роман "Русская канарейка" вызывает противоречивые мнения. Кто-то называет эту вещь полной бездарностью, на которую не стоит тратить свое время. Однако тех, кто считает этот роман заслуживающим читательского внимания, гораздо больше. О чем он? Действие романа происходит в нескольких странах: России, Украине, Казахстане, Израиле. Это большое сюжетное полотно, включающее огромное количество хорошо прописанных действующих лиц. Жанр трилогии можно определить как семейную сагу, но в то же время как детектив с психологическим уклоном.

События в книге начинаются за сто лет до рождения главного героя - Леона Этингера. В центре повествования две семьи: еврейские музыканты из Одессы и семья из Алма-Аты, в которой выращивают канареек. С целым рядом талантливых личностей знакомит нас Дина Рубина. Каждый из них на короткое время становится главным героем.


Когда меня убедили, что на сайте обязательно должна быть помещена моя биография, я принялась листать словари и энциклопедии, где — от краткого абзаца до обширной статьи — излагались разные варианты моей достаточно заурядной и абсолютно скучной биографии.

Обычно я довольно равнодушно отношусь к подобным вещам, полагая, что никто их и не читает. В сущности, кому какое дело — что за институт закончил автор того или иного романа, сколько у него братьев или сестер, сколько детей, мужей и прочего жизненного барахла…

Некоторое время меня даже раздражала просьба создателей моего сайта — написать собственную биографию. В конце-концов, у любого писателя биография расщеплена на мелкие и крупные щепы для растопки творческого костра, на котором мы сами и корчимся всю свою литературную жизнь.

Потом я решила взглянуть на это дело с точки зрения мастеровой. Вот, мол, есть некая второстепенная героиня ненаписанного пока романа. Взять и — где конспективно, где более проработанно — набросать некий рисунок жизненного пути. На том и порешила.

Родилась в 53-м, уже после смерти Усатого, в семье художника и учительницы истории. И та и другой родились на Украине. Отец — в Харькове, мать — в Полтаве. В Ташкент родители попали каждый своим путем. Мать — с волной эвакуации, явилась девчонкой семнадцати лет, бросилась поступать в университет, (страшно любила литературу). В приемной комиссии ее спросили строго — "Вы на филологический или на исторический?" Она закончила украинскую школу, слово "филологический" слышала впервые, спросить — что это значит — стеснялась, так и поступила на исторический. Ночью работала охранником на оружейном заводе, днем спала на лекциях, которые читали блестящие профессора московского и ленинградского университетов, эвакуированных в Ташкент. Зимы те военные были чудовищно морозными. Картонные подметки туфель привязывались веревками. От голода студенты спасались орехами — стакан стоил какие-то копейки. Тогда еще не знали, что они страшно калорийны. Кроме того, в студенческой столовой давали затируху. И студенты и профессора носили в портфелях оловянные миски и ложки… Однажды моя восемнадцатилетняя мать случайно поменялась портфелями (одинаковыми, клеенчатыми) со знаменитым московским профессором, который читал курс средних веков по собственному учебнику. Обмирая от стыда, она подошла к учителю и сказала: "Профессор, вы случайно взяли мой портфель и мне ужасно стыдно: если вы его откроете, то обнаружите, что в нем нет ничего, кроме миски и ложки для затирухи". Профессор сказал на это: "если бы вы открыли мой, то увидели бы то же самое."…

Отец родом из Харькова — вернулся с войны молоденьким лейтенантом — в Ташкент, к эвакуированным родителям. Поступил в художественное училище, где историю преподавала его сверстница — очень красивая, смешливая девушка… Так встретились мои родители.

У того и другого в семьях есть легенды, вполне литературные. Из одной легенды я уже состряпала "путевые записки" — "Воскресная месса в Толедо", которые были опубликованы во 2-м номере "Дружбы народов" и вошли в книгу, вышедшую в издательстве "Вагриус". А "цыганская" легенда материнской родни еще ждет своего часа. Написать в двух словах не получается. Уж больно романтична.

Полагаю, что на отрезке — до и после революции — мои предки занимались ровно тем, чем занимались сотни тысяч украинских евреев: немножко торговали, немножко учились, немножко учили других. Прадед по матери был человеком религиозным, уважаемым и — судя по некоторым его высказываниям, которые до сих пор цитируются в семье — необычайно остроумным. Прадед по отцу — варшавским извозчиком, человеком необузданной ярости, от чего дед в четырнадцатилетнем возрасте бежал из дома и никогда не вспоминал о своей семье. От этого, не слишком далекого, предка — вспыльчивость и умение портить отношения с людьми.

Детство мое, равно как и юность, и молодость, да и вся последующая жизнь — в домашней тесноте, буквальной: маленькие квартирки, где у растущего человека нет своего угла. Одна из комнат обязательно — мастерская, — ибо сначала отцовские холсты расставлены по всем углам, потом — мужнины. Про все это я писала в повести "Камера наезжает!" Итак, теснота физическая, бытовая, а также теснота обстоятельств, постоянно давящая… Ну, и занятия музыкой по нескольку часов в день — специальная музыкальная школа при консерватории…в общем, было о чем писать.

Непреклонное лицо на фотографиях тех лет. Мое лицо. Беззащитные глаза, квадратные скулы. Довольно жалкое существо, угнетенное служением прекрасному искусству, будь оно проклято…

Мое созревание, — то есть, настаивание жалкого цыплячьего мозга на спирту и специях жизни колониальной столицы, — сопровождалось видениями. Вернее, так: самая обыкновенная вещь — сценка, случайная тающая фраза в уличной толпе, обиходная деталь быта вдруг высекали во мне сверкающую искру и я впадала в прострацию. Нежный подводный гул в ушах, давление глубинной толщи, парное дребезжание воздуха, какое в жару поднимается над раскаленным песком, сопровождали эти непрошеные медитации. Так однажды на уроке физики я вылетела из окна и совершила два плавных круга над школьной спортплощадкой — я уже писала об этом.

В другой раз дивный пейзаж на щелястой стене деревянного нужника в углу полузаброшенной стройки ослепил меня по дороге из музыкальной школы. Пейзаж, пейзаж. Я имею в виду буквально: картину. Почему-то я не остановилась внимательно осмотреть находку, а прижимая к тощему животу нотную папку, прошла мимо, только выворачивая назад голову, пытаясь удержать чудное видение (гул в ушах, дрожание воздуха…) На следующий день никакого пейзажа не оказалось. Обморочное отчаяние. Тоска по зефирно-фарфоровым красотам загробной жизни. Сейчас я думаю, что это была мазня одного из рабочих — почему бы и нет? Вероятно, он вывесил картину сушиться, после чего снял. Словом, сегодня меня ни на йоту не заинтриговали бы подобные приключения моего воображения. А в то время я жила глубоко и опасно. На грани умопомешательства, как многие подростки.

Постоянное впадание в медитацию. Провалы в какие-то колодцы подземной блаженной темноты, сладостное оцепенение и разглядывание себя — изнутри: атласное дно закрытых глаз, с бегущими вбок снопами изумрудно-оранжевых искр.

Центральная колея детства — музыкальная школа при консерватории.

Что может быть страшнее и нереальнее экзамена по фортепиано? Дребезжание рук, ускользание клавиатуры, дактилоскопические следы на узких спинках черных клавиш от вспотевших пальцев… И оскорбительное забывание нот. Что вообще может сравниться по издевательству и униженности с твоим, непослушным тебе, телом?

Поджелудочная тоска, тошнота в суставах, обморочный заплыв глаз — так, как я боялась сцены, ее не боялся никто. Я выплеснула из себя в детстве и юности прибой этого горчичного ужаса, выдавила этот предсмертный, посмертный липкий холод из застывших пор. Мне уже ничего не страшно... Я видела все, я возвратилась из ада. Поэтому никогда не волнуюсь на своих литературных выступлениях.

Детские дружбы — штука хрупкая, возникают быстро, рассыпаются быстро… О Ташкенте мне еще предстоит написать, очень интересный был город в мое время, благословенный Юг, со всеми вытекающими подробностями быта, дружб, соседства, некоего южного вавилонства, смешения языков и рас. — Слишком широкая тема, а я человек деталей.

Итак, закончила специальную музыкальную школу при консерватории для одаренных детей. Такая элитная каторга, об этом тоже писала в "Уроках музыки", и напишу еще. Фортепиано, черт бы его побрал. Из школьных лет — осталась одна дружба, которая и сейчас со мной, в Израиле, живет под Хайфой, пиликает на скрипочке, преподает, уже бабушка. А вчера мы — восьмиклассницы — стояли у окна после "технического" экзамена, на втором этаже школы им. Успенского, смотрели, как падает снег и грели руки на батарее. Это было вчера.

Затем — консерватория, преподавание в Институте культуры, и прочий сор биографии, из которого давно уже выросли повести и рассказы.

От первого, несчастливого, брака — взрослый сын, от второго, счастливого, — дочь.

Первый рассказ был напечатан в журнале "Юность", когда мне исполнилось шестнадцать лет. Назывался он "Беспокойная натура", ироничный такой маленький рассказик, опубликован в разделе "Зеленый портфель". В то время я постоянно шутила. Потом еще два рассказа были там же опубликованы, после чего я торжественно перешла в отдел прозы этого журнала и печаталась там до самого отъезда из Советского Союза. Конечно, лучшие мои вещи они не брали. Так, рассказы, по мелочи. Но читатели меня запомнили, любили, ждали журналов с моими вещичками. Так что, страну я покинула уже, в общем, известным писателем.

Толстые журналы меня признали издалека, из-за границы, наверное, надо было уехать, чтобы пробить плотину "Нового мира", "Знамени", "Дружбы народов". Правда, и писателем в Израиле я стала совсем другим, но это уже другая тема.

Моя писательская жизнь в Ташкенте очень забавна, тоже — сюжет для прозы. Для заработка я переводила узбекских писателей. Премию министерства культуры Узбекистана получила за откровенную халтуру, которую накатала по мотивам узбекских народных сказок, совместно с поэтом Рудольфом Баринским. Дело в том, что от первого мужа я ушла с маленьким сыном к родителям, тем самым умножив вечную тесноту. Надо было срочно покупать кооперативную квартиру, я села и написала пьеску для театра музыкальной комедии. Там она и была поставлена, и с успехом (видно по премии), шла. На гонорар я купила однокомнатную квартиру, в которой прожила до переезда в Москву. Пьеска называлась "Чудесная дойра" (это инструмент такой, вроде бубна). Друзья, разумеется, переименовали ее в "чудесную Двойру".

В театрах ставилась пьеса по моей известной повести "Когда же пойдет снег?". Ее же в виде радиопостановки гоняют до сих пор, ее же в виде телеспектакля показывали по центральному ТВ много раз. Она ставилась в Москве, Перми, Брянске и еще Бог знает где. До сих пор какие-то письма от провинциальных режиссеров доносят до меня разные сведения о постановках.

Фильм по неудачной повести "Завтра, как обычно" тоже сняли на "Узбекфильме". Фильм тоже ужасный. Назывался "Наш внук работает в милиции". Было это в 1984 году. Зато, на материале этих киностраданий написана удачная повесть "Камера наезжает". Значит, страдания и пошлость окупились, то есть, рентабельны.

Вообще же, убеждена, что мою прозу можно только читать. (Вот недавно в спектакле МХАТа один из рассказов читала Даша Юрская). Играть меня в театре и кино так же невозможно, как играть Искандера или Довлатова. Проза писателей с ярко выраженной авторской интонацией не поддается переносу на сцену и экран. С этим нужно только смириться.

Когда снимался этот несчастный фильм, познакомилась со своим вторым мужем, значит, страдания окуплены вдвойне. К нему и переехала в Москву. Опять — в тесноту, в "хрущобу", где и прожили мы до 90-го года, года эмиграции, до следующей, уже израильской экзистенциальной и полной "тесноты": — квартиры, денег, страны.

В Москве жила свободным художником (вообще, свободным художником живу лет с двадцати трех, служить — фрагментарно — стала только переехав в Израиль, и вот, сейчас, о чем — ниже.) Круг общения — самый разный. Конечно, — писательский, художественный, музыкальный. Самый широкий. Я при внешнем беглом пригляде — довольно открытый человек, вполне светский. Так что, знакомства перечислить трудно. (Муж мой работал какое-то время в театре на Таганке, поставил с режиссером Ефимом Кучером несколько спектаклей, вот вам и актерская компонента; я писала радиоспектакли на московском радио, вот вам и еще один бок московской жизни, ну и журналы, ЦДЛ… — словом, как у всех московских литераторов.)

В конце 90-го мы репатриировались.
Это — рубеж биографический, творческий, личностной.
И что бы я ни делала в Израиле — немножко служила, много писала, выступала, жила на "оккупированных территориях", ездила под пулями, получала литературные премии, издавала книгу за книгой и в Иерусалиме, и в Москве… — все это описано, описано, описано…Нет нужды повторяться.
Премий две — за книги. Одна, им. Арье Дульчина, за книгу "Один интеллигент уселся на дороге", вторая — Союза писателей Израиля — за роман "Вот идет Мессия!".

Период творческого кризиса переживаю всякий раз, поставив точку в очередном романе-повести-рассказе-эссе. Вообще, живу в вечном состоянии творческого кризиса. Повышенно самокритична. После переезда в Израиль действительно, молчала полгода. Но это был не узко-творческий, а тотально-личностной кризис, о котором я тоже писала в повести "Во вратах Твоих", и в романе "Вот идет Мессия!".

Мой муж и моя дочь религиозны в самом прямом иудейском смысле этого слова. Со всеми вытекающими деталями жизни. Я же выскальзываю из любых пут, как и надлежит быть художнику, — хотя, конечно же, обращаюсь к Богу постоянно.

Библиография...

"Когда же пойдет снег…?", повесть и рассказы. — Ташкент: изд. "Ёш гвардия", 1980

"Дом за зеленой калиткой", повести и рассказы. — Ташкент: изд им. Гафура гуляма", 1982

"Отворите окно!", повести и рассказы. — Ташкент: изд.им. Гафура Гуляма, 1987

"Двойная фамилия",. повести и рассказы. — Москва: "Советский писатель", 1990

"Один интеллигент уселся на дороге", повести и рассказы. — Иерусалим: "VERBA Publishers",1994

"Вот идет Машиах!" Роман. — Тель-Авив, 1996
translated by Daniel M. Jaffe as "Here Comes The Messiah!" (Бостон, Zephyr Press, 2000)

"Вот идет Мессия!" Роман и повесть. — Москва: изд. "Остожье", 1996

"Уроки музыки". Повести и рассказы. — Иерусалим, 1996

"Ангел конвойный". Повести и рассказы. — Москва, изд. "Меджибож" 1997

"Уроки музыки", повести и рассказы. — Москва, изд. "Гудьял-пресс" 1997

"Последний кабан из лесов Понтеведра". Роман, повесть. — Иерусалим: "Pilies Studio Publishers", 1998

"Вот идет Мессия!". Роман. Издательский дом "Подкова", 1998

"Высокая вода венецианцев" Повести и рассказы. — Иерусалим: "Лира", 1999

"Под знаком карнавала", сборник эссе. — Иерусалим: "Лира", 1999

"Двойная фамилия", сборник рассказов — Москва: "Олимп", 1999

"Астральный полет души на уроке физики", сборник рассказов — Москва: "Олимп", 1999

"Под знаком карнавала". Роман, эссе и интервью. — Екатеринбург: "У-Фактория", 2000

"Когда выпадет снег". Повести и рассказы. — Екатеринбург: "У-Фактория", 2000

"Вот идет Мессия!" Роман. — СПб.: "Ретро", 2000

"Последний кабан из лесов Понтеведра". Роман, повесть. — СПб.: "Симпозиум", 2000

"Один интеллигент уселся на дороге". Повести и рассказы. — СПб.: "Симпозиум", 2000

Высокая вода венецианцев". Повести и рассказы. — Москва: Вагриус, 2001

"Чем бы заняться?" — сборник эссе. — СПб.: "Ретро", 2001

"На Верхней Масловке". Роман. Повести. Рассказы. — Екатеринбург: "У-Фактория", 2001

"Под знаком карнавала". Роман. Эссе. Интервью. — Екатеринбург: "У-Фактория", 2001

"Когда выпадет снег". Повести и рассказы. — Екатеринбург: "У-Фактория", 2001

"Дом за зеленой калиткой". Повести и рассказы. — Москва: "Вагриус", 2002

"Глаза героя крупным планом". Повести. — Москва: "Вагриус", 2002

"Воскресная мессса в Толедо". Повести и эссе. — Москва: "Вагриус", 2002

"Дом за зеленой калиткой". Рассказы. — Екатеринбург: "У-Фактория", 2002

"Глаза героя крупным планом". Повести. — Екатеринбург: "У-Фактория", 2002

"Вот идет Мессия!". Роман. — Екатеринбург: "У-Фактория", 2002

"Во вратах твоих". Повести и роман. — Екатеринбург: "У-Фактория", 2002

"Несколько торопливых слов любви". Рассказы, повети. — СПб.: "Ретро", 2003

Начиная с 2003 года Дина Рубина начинает сотрудничать с самым крупным в Европе издательством ЭКСМО, которое издает и переиздает весь корпус ее прозы очень много. За годы сотрудничества с Эксмо общий тираж книг Д. Рубиной составил более двух с половиной миллионов экземпляров. Нет никакой возможности перечислить здесь все переиздания; далее перечислены только новые книги - романы и сборники рассказов, новелл и эссе:

"Синдикат". Роман-комикс. — Москва: "ЭКСМО", 2004
"Холодная весна в Провансе". Сборник новелл. — Москва "ЭКСМО" - 2005
"На солнечной стороне улицы". Роман. — Москва: "ЭКСМО", 2006
"Цыганка". Cборник рассказов и новелл. — Москва: "ЭКСМО", 2007
"Больно только когда смеюсь". Cборник интервью и эссе. — Москва: "ЭКСМО", 2008
"Почерк Леонардо". Роман. — Москва: "ЭКСМО", 2008
"Белая голубка Кордовы". Роман. — Москва: "ЭКСМО", 2009
"Синдром Петрушки". Роман. — Москва: "ЭКСМО", 2010


Книжная полка

Окончила музыкальную школу при консерватории, а в 1977 г. — Ташкентскую консерваторию.

Первый рассказ Рубиной «Беспокойная натура» был опубликован в 1971 году в журнале «Юность».
В 1977-78 гг. преподавала в Ташкентском институте культуры, в 1978-84 гг. руководила литобъединением при Союзе писателей Узбекистана.

Печатала рассказы и повести в журнале «Юность»; написала пьесы «Чудесная дойра» и «Когда же пойдет снег?», которые были поставлены в нескольких театрах Советского Союза. В 1980-х гг. в Ташкенте были опубликованы три книги прозы Рубиной: «Когда же пойдет снег..?» (1980), «Дом за зеленой калиткой» (1982), «Отворите окно!»(1987), в 1990 г. в Москве вышел сборник повестей и рассказов «Двойная фамилия».

В 1990 году Рубина репатриировалась с семьей в Израиль. Живет в городе Ма‘але-Адуммим.

Произведения Рубиной многократно публиковались в израильской и зарубежной печати, в том числе в «Иерусалимском журнале», в журнале «Континент», «Знамя», «Новый мир», а также во многих литературных альманахах и сборниках.
С 1990 г. до 2002 г. в Израиле и России опубликовано более 30 книг прозы Рубиной, сборники ее произведений в переводах вышли в Израиле, Франции, Болгарии, Эстонии, Чехии.
С 2000 г. Рубина работает представителем Еврейского агентства по работе с общинами в Москве.

В Израиле вышли книги Рубиной: повести и рассказы «Один интеллигент уселся на дороге» (Иер., 1994); романы «Вот идет Машиах» (Т.-А., 1996); «Последний кабан из лесов Понтеведра» (Иер., 1998). В Москве опубликованы книги «Высокая вода венецианцев» (2001); «Глаза героя крупным планом» (2002) и др.

Проза Рубиной отличается ярко выраженной авторской интонацией, вниманием к бытовым подробностям, точной обрисовкой персонажей, иронией и лиризмом. Особое место в творчестве Рубиной занимает еврейская тема: историческое прошлое народа, а также современная жизнь евреев в Израиле и в диаспоре.

Литературные награды

Премия Министерства культуры Узбекистана за пьесу «Чудесная дойра» для театра музыкальной комедии, написанную ею совместно с поэтом Рудольфом Баринским в конце 70-е годов XX века в Ташкенте, по мотивам узбекских народных сказок.
Премия им. Арье Дульчина (Израиль) за книгу «Один интеллигент уселся на дороге».
Премия Союза писателей Израиля за роман «Вот идет Мессия!».
Российская премия «Большая книга» за 2007 год за роман «На солнечной стороне улицы».
март 2008 — премия Благотворительного фонда Олега Табакова за рассказ «Адам и Мирьям», опубликованный в журнале «Дружба народов», № 7, 2007 год.
апрель 2009 — премия «Портал», лучшее фантастическое произведение (крупная форма) за роман «Почерк Леонардо»

Фильмы по произведениям Дины Рубиной

На солнечной стороне улицы
На Верхней Масловке

Этой талантливой женщине дано удивительное умение виртуозно владеть словом, не отпуская внимание читателя до последней страницы. Она еще с девяностых годов минувшего века имеет народное признание и уважение за житейскую мудрость, воплощенную в ее художественных произведениях. Ныне известная писательница Дина Рубина проживает в Израиле, пишет на русском языке, продолжая открывать для читателей ценные секреты бытия и постигать глубину человеческих отношений. Каждого творения мастера, имеющего остроумный стиль и яркие образы, поклонники по-прежнему ждут с нетерпением.

IsraLove выбрал интересные факты о жизни и творчестве Дины Рубиной

1. Родилась Дина в сентябре 1953 в столице Узбекистана Ташкенте в семье харьковчанина Ильи Давидовича Рубина и полтавчанки Риты Александровны Жуковской. Отец прибыл к родителям после демобилизации с фронта. Мать в 17 лет эвакуировалась в Ташкент из Полтавы. Встреча родителей произошла в художественном училище, где Илья Рубин был студентом, а Рита Александровна – преподавателем истории. Молоденький лейтенант, мечтавший стать художником, сразу же обратил внимание на свою ровесницу – юную красивую учительницу.

2. Что касается более далеких родственников Дины Рубиной, то сама писательница считает, что они были типичными украинскими евреями, которые занимались торговлей, немного учились и обучали других. Прадед по материнской линии, по воспоминаниям родственников, был уважаемым, глубоко религиозным, остроумным человеком. А вот прародитель отца, варшавский извозчик, отличался необузданной яростью. Дина Ильинична считает, что ее вспыльчивость именно от него.

3. Детство, да и последующие молодые годы Дины прошли в маленькой квартирке. Царящая в ней теснота бытовая, физическая, ситуативная буквально давила на растущего человека. Об этом позднее Рубина написала в повести «Камера наезжает!». Кроме того, девочка усиленно занималась музыкой, посещая школу для одаренных детей при консерватории. Писательница в своей автобиографии вспоминает себя как жалкое существо с квадратными скулами, беззащитными глазами, угнетенное служением искусству, а саму школу именует «элитной каторгой». Все это нашло отражение в рассказе «Уроки музыки».

4. В подростковом возрасте Дину часто посещали видения. Она нередко впадала в прострации, сопровождаемые непрошенными медитациями. Рубиной описан случай, когда на уроке физики она, вылетев из окна, кружилась над спортивной площадкой. Писательница рассказывала о сладостном оцепенении, разглядывании себя изнутри, снопах изумрудно-оранжевых искр перед закрытыми глазами.

5. Первое прозаическое творение Дины Рубиной увидело свет, когда автору было всего 16. Напечатали этот ироничный рассказ под названием «Беспокойная натура» в журнале «Юность» в разделе «Зеленый портфель». Позже писательница стала постоянным автором отдела прозы и печаталась там до отъезда из СССР. Правда, ее лучшие творения туда не брали, но и те, что публиковались, запомнились и полюбились читателям.

6. Свою литературную деятельность в Ташкенте Рубина вспоминала с юмором. Для того чтобы заработать деньги, переводила произведения узбекских писателей на русский язык. А за перевод национальных сказок даже была отмечена премией республиканского Министерства культуры, хотя сама писательница считала это «откровенной халтурой». Не нравилась ей и пьеса «Чудесная дойра», которая была написана специально для постановки в местном музыкальном театре. Однако свои личные проблемы благодаря такой работе Рубина решила. Она купила однокомнатную кооперативную квартиру, куда смогла переехать с маленьким сыном после развода с мужем.

7. В 1977 был опубликован пронзительный рассказ «Когда же пойдет снег?» о жизни 15-летней Нины, страдающей от тяжелой болезни. Свежий снег для нее – это символ обновления. Телевизионная версия спектакля, поставленного московским ТЮЗом, принесла писательнице большую популярность. По этому произведению была создана радиопостановка, полюбившаяся слушателям. Правда, сама писательница убеждена, что ее прозу играть трудно, ибо она имеет ярко выраженную авторскую интонацию, которую полноценно невозможно перенести ни на сцену, ни на экран.

8. Кинолента Узбекфильма по повести Дины Рубиной «Завтра, как обычно» под названием «Наш внук работает в милиции» оказалась неудачной. Однако именно на съемках этой картины произошло знакомство с художником Борисом Карафеловым, ставшим ее вторым мужем и отцом дочери Евы. К нему она и переехала жить в Москву. Там Дине вновь пришлось погрузиться в так нелюбимую ею тесноту, в которой семья прожила вплоть до отъезда в Израиль. В столице она стала, что называется, свободным художником с широким кругом знакомых в творческой среде.

9. Конец 1990 года оказался для писательницы рубежом личностным, биографическим и творческим. Она вместе с семьей, мужем, детьми, родителями, переехала на пмж в Израиль. Там работала в русскоязычной газете «Наша страна», много писала, проживала на «оккупированных территориях», немного служила, случалось побывать и под обстрелами. В это время в солидных советских журналах «Дружба народов», «Знамя», «Новый мир» начали публиковаться небольшие произведения Рубиной.

10. В 1996 был создан роман о судьбах русских эмигрантов, уехавших на Землю Обетованную. С грустным юмором описала она обстоятельства жизни бывших соотечественников на новой родине. За произведение «Вот идет Мессия!» получила премию Союза писателей Израиля.

11. Одной из наиболее востребованных книг творца является «Почерк Леонардо», повествующий о молодой женщине Анне, которая имеет провидческий дар. Героиня в составе цирковой труппы ездит по миру и предсказывает судьбы. Жить ей тяжело, ведь Анна может только наблюдать свершение тяжелых предсказаний.

12. Повышенное внимание читателей привлекло и ее творение 2009 года под названием «Белая голубка Кордовы». В центре романа – художник Захар Кордовин, живущий двумя жизнями. В одной из них он является солидным преподавателем и экспертом, а в другой – подделывает полотна именитых мастеров.

12. В 52 года села за руль, когда постаревшим родителям понадобилась постоянная помощь. Быстро в столь солидном возрасте получила права. Дина Ильинична объясняет это тем, что, как у бывшей пианистки, у нее отличная координация между ногами и руками. В стрессовые моменты за рулем она даже ругается, спасаясь от сердечных волнений.

13. Писательница по-прежнему активно занимается творчеством. В 2017 в издательстве «Эксмо» вышла ее новая книга «Бабий ветер», где о событиях рассказывается от лица косметолога, который эмигрировал из России в США. Роман получил неоднозначные отзывы.

14. Несмотря на благополучную жизнь, в которой есть дети, родители, друзья, любимый муж, писательница считает, что творческий человек обречен на одиночество. Ведь его внутренний мир буквально перенаселяют различные жизни. Главное, по ее мнению, для творца – лист бумаги, где перевариваются и разрешаются все личностные глубинные проблемы.