Все в нем было необыкновенно привлекательное. Жизнь Грибоедова: Способности человека государственного оставались без употребления

Сегодня практически не осталось сомнений в том, кто привел в действие бомбу в петербургском метро. Подозреваемый установлен. Известно его имя и как он, возможно, выглядел. Молодой человек был завербован радикалами, судя по всему, недавно. Предположительно, он пронес в подземку обе бомбы. Но сработало только одно устройство - на подъезде к «Технологическому институту». Второе вовремя обезвредили. Все детали следователи раскрыть, конечно, не могут.

«Адскую машину» в метро взорвал мужчина, и следователи уже установили его личность. Это - официально, все остальное - пока версии. Вот одна из них, до сих пор никем не опровергнутая: взрыв - дело рук террориста-одиночки. Об этом, в частности, говорят источники агентства «Интерфакс». Человек с небольшой сумкой на плече заходит в метро в начале третьего.

В вестибюле станции «Площадь Восстания» - сюда спускаются люди, приехавшие в Петербург с Московского вокзала, - террорист оставляет сумку с бомбой, но не садится в поезд. Он продолжает свой путь. В неприметной сумке, на первый взгляд, обычный огнетушитель, но внутри – бомба с металлическими шариками. Здесь трагедию удается предотвратить. Бесхозную вещь замечает сотрудник метро во время дежурного обхода.

«Он вовремя оградил место, вовремя вызвал специалистов. В результате был предотвращен террористический акт», - рассказал начальник петербургского метрополитена Владимир Гарюгин.

В это время террорист переходит на станцию «Маяковская», доезжает до «Гостиного двора». И снова переход - на синюю ветку, станцию «Невский проспект». Весь путь - не дольше 15 минут. Следующая остановка - та самая «Сенная площадь».

Петербургская подземка перевозит более двух миллионов пассажиров в сутки. В разгар рабочего дня в метро обычно посвободнее. Но не здесь: перегон от «Сенной» до «Техноложки» - это самый центр города. На этом участке пассажиров много всегда.

Расчет на то, что жертв будет много. Поезд заезжает в тоннель, и раздается взрыв. Машинист Александр Каверин, словно еще не пришел в себя, повторяет одну и ту же фразу. Инструкция, которую он соблюдал до последнего - во что бы то ни стало привести состав на следующую станцию.

«Произошел хлопок, запыление. Я связался с диспетчером, сообщил о ситуации. Стали поступать непонятные сообщения по связи «пассажир-машинист», потому что говорили одновременно все во всех вагонах. В данной ситуации я обязан был вывести поезд на станцию, что я и сделал», - рассказывает он.

Шок первых секунд сменяется ужасом, когда состав, наконец, выезжает из темного тоннеля на освещенный перрон. В четвертом вагоне – давка. Искореженные двери заклинило, их тщетно пытаются разжать заблокированные внутри пассажиры. Кто-то выдавливает стекла аварийных выходов. Люди перелезают, выпрыгивают, отползают, без оглядки бегут прочь от вагона.

«Очень хорошо, что поезд не остановился, и он летел на скорости. Я думала - только бы доехать. Подъехали, выйти через дверь было невозможно, и мы через проемы, которые были разбиты, переползали. Я потом, когда обернулась, там огромное количество людей лежало», - рассказывает Наталья Кириллова.

Оставшиеся внутри не в силах подняться. В хаосе происходящего ничего не разобрать, кроме криков отчаяния и мольбы о помощи.

Тем, кто пришел на помощь раненым, открывается страшная картина разрушенного взрывом вагона, в котором многих уже было не спасти.

«Я там тоже была, вытаскивала. Это не передать – женщина вся в крови, я ее вытаскивала; парень кричал сильно весь в крови, пинал эту дверь», - рассказывает Римма Бойко.

Через семь минут на место прибывают спасатели. Они ехали по вызову на задымление. Увиденное на месте до сих пор перед глазами.

Раненых и погибших выносят на платформу, поднимают наверх, оттуда – в больницы на вертолетах и каретах скорой помощи. Два человека умирают в пути. Тяжелые ранения от ударной волны и пламени, но страшнее всего – шрапнель. Металлические горошины врачи всю ночь извлекали из тел пострадавших. Крупные, как град, они прошивали насквозь и не оставляли шансов тем, кто стоял совсем близко.

«Металлический шарик, и ими были нафаршировано взрывное устройство, их были сотни, похож на металл, самоделка видно, диаметр примерно 8 миллиметров. Кроме того, были саморезы и металлические осколки», - рассказал директор НИИ скорой помощи им. И.Джанелидзе Валерий Парфенов.

Характерные поражающие элементы, а также то, что ДНК одного и того же человека обнаружили и в вагоне, и на сумке с бомбой, оставленной в вестибюле, - все это, по версии источника агентства ТАСС, говорит о том, что взрыв совершил террорист-смертник.

«Судя по характеру телесных повреждений, действовал смертник. Взрывное устройство было прикреплено у него на теле, либо находились в рюкзаке, либо он держал его даже в руках, но на уровне живота. Об этом свидетельствует и тот факт, что у всех, кто находился поблизости, характерные повреждения именно в области живота», - сообщил источник агентству ТАСС.

О личности преступника пока известно мало. В прессе появлялись фотографии нескольких подозреваемых. Причем, один из них даже сам пришел в полицию и дал объяснения. В итоге, сейчас на причастность к теракту проверяют 22-летнего уроженца Киргизии. Комитет национальной безопасности этой страны уже допросил его родственников. По некоторым данным, у подозреваемого было российское гражданство, он работал в одном из суши-баров Северной столицы, а потом внезапно исчез.

Источники газеты «Коммерсантъ» говорят о связях этого человека с группировкой ИГИЛ.

«Спецслужбы знали о подготовке акции в Санкт-Петербурге, но информация у них была далеко не полной. Ее предоставил россиянин, сотрудничавший с запрещенной в нашей стране террористической организацией «Исламское государство» и задержанный после возвращения из Сирии. Этот человек, по данным собеседника «Ъ», занимал низшую ступень в иерархии боевиков, поэтому знал некоторых участников отправленной в Россию диверсионной группы. При этом даже со своими контактерами он поддерживал лишь телефонную связь. Определив таким образом мобильные номера предполагаемых террористов и пробив их, оперативники выяснили, что все сим-карты были приобретены на рынках и не привязаны к реальным людям, поэтому были вынуждены ограничиться прослушкой переговоров боевиков, надеясь в итоге найти их самих или хотя бы выяснить подробности их замыслов», - говорится в статье.

О первых деталях расследования Владимиру Путину доложили накануне вечером на закрытом совещании в Управлении ФСБ по Санкт-Петербургу. После встречи с представителями силовых структур президент возложил цветы к стихийному мемориалу у метро «Технологический институт».

Само же метро сегодня возобновило работу в обычном режиме. Но ближе к середине дня на синей ветке петербургской подземки закрыли семь станций.

Между тем случившееся продолжает обрастать все новыми подробностями. Уточняется мощность взрывного устройства. Первая цифра – 300 граммов в тротиловом эквиваленте – может быть увеличена втрое. И пока не ясно, сам ли террорист привел в действие бомбу или кто-то дистанционно помог ему взорваться.

Встреча Пушкина с телом Грибоедова произошла 11 июня 1829 г. по дороге из Тифлиса в Карс у перевала через Безобдальский хребет (см. Е. Вейденбаум. Пушкин на Кавказе в 1829 г. — «Русский Архив» 1909 г., № 4, стр. 679). Эту встречу он описал в своей статье «Путешествие в Арзрум», из которой и извлекаем печатаемый ниже отрывок; отрывок этот вошел в статью, напечатанную самим Пушкиным в первой книге «Современника» 1836 г.

Человек мой со вьеючеными лошадьми от меня отстал. Я ехал по цветущей пустыне, окруженной издали горами. В рассеянности проехал я мимо поста, где должен был переменить лошадей.

Прошло более шести часов, и я начал удивляться пространству перехода. Я увидел в стороне груды камней, похожие на сакли, и отправился к ним. В самом деле, я приехал в армянскую деревню. Несколько женщин в пестрых лохмотьях сидели на плоской кровле подземной сакли. Я изъяснился кое-как. Одна из них сошла в саклю и вынесла мне сыру и молока. Отдохнув несколько минут, я пустился далее и на высоком берегу реки увидел против себя крепость Гергеры. Три потока с шумом и пеной низвергались с высокого берега. Я переехал через реку. Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. — Откуда вы? — спросил я их. — Из Тегерана. — Что вы везете? — Г р и б о е д а. Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис.

Не думал я встретить уже когда-нибудь нашего Грибоедова! Я расстался с ним в прошлом году, в Петербурге, перед отъездом его в Персию.

Он был печален, и имел странные предчувствия. Я было хотел его успокоить, он мне сказал: Vous ne connaissez pas ces gens-là: vous verrez qu’il faudra jouer des couteaux . Он полагал, что причиною кровопролития будет смерть шаха и междуусобица его семидесяти сыновей. Но престарелый шах еще жив, а пророческие слова Грибоедова сбылись. Он погиб под кинжалами персиян, жертвой невежества и вероломства. Обезображенный труп его, бывший три дня игралищем тегеранской черни*, узнан был только по руке, некогда простреленной пистолетною пулею.

[*Персидский сановник, очевидец убийства Грибоедова, приславший в 1830 году свои воспоминания об этом в Париж в журнал «Nouvelles Annales des Voyages», пишет следующее об издевательстве над трупом Грибоедова: «Я узнал от своих слуг, что изувеченный труп Мирзы Якуба волочили по всему городу и, наконец, бросили в глубокий ров. Так же точно было поступлено с предполагаемым телом г. Грибоедова. К ногам были привязаны веревки, и шутовская процессия сопровождала его по главным улицам и базарам Тегерана, выкрикивая по временам: «Дорогу, дорогу русскому посланнику, идущему с визитом к шаху. Встаньте, чтоб засвидетельствовать свое почтение, и приветствуйте его по моде франков, обнажая голову». Поволочив таким образом труп долгое время, его выставили на видном месте на площади, примыкающей к главным воротам крепости». (Этот отрывок на русский язык переведен впервые в статье М. Я. Алавердянца «Кончина А. С. Грибоедова по армянским источникам» — «Русская старина» 1901 г., № 10; в издании Серчевского, где эти воспоминания были впервые переведены, эти строки были пропущены]

Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, все в нем было необыкновенно привлекательно. Рожденный с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении. Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости, эту глупую несносную улыбку, когда случалось им говорить о нем, как о человеке необыкновенном. Люди верят только славе, и не понимают, что между ними может находиться какой-нибудь Наполеон, не предводительствовавший ни одною егерскою ротою, или другой Декарт, не напечатавший ни одной строчки в «Московском Телеграфе».

Впрочем, уважение наше к славе происходит, может быть, от самолюбия: в состав славы входит и наш голос.

Жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облаками: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств [Вероятно, поэт имеет в виду роль Грибоедова в дуэли А. П. Завадовского с В. В. Шереметевым. — В 1830-х гг. Пушкин предполагал вывести в романе «Русский Песлам» Завадовского, Истомину и Грибоедова; в дошедших до наших дней планах этого ненаписанного произведения неоднократно упоминаются их имена].
Он почувствовал необходимость расчесться единожды навсегда с своею молодостью и круто поворотить свою жизнь. Он простился с Петербургом и с праздной рассеянностью, уехал в Грузию, где пробыл восемь лет в уединенных неусыпных занятиях. Возвращение его в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его на ряду с первыми нашими поэтами.
[Сохранился следующий отзыв Пушкина о Грибоедове при получении известия о его смерти: «В прошлом году (в апреле 1829 года) я [В. А. Ушаков] встретился в театре с одним из первоклассных наших поэтов [Пушкиным] и узнал из его разговоров, что он намерен отправиться в Грузию.
«О, боже мой, — сказал я горестно, — не говорите мне о поездке в Грузию. Этот рай может назваться врагом нашей литературы. Он лишил нас Грибоедова».
— Так что же? — отвечал поэт, — ведь, Грибоедов сделал свое. Он уже написал «Горе от ума». - См. В. А. Ушаков. «Московский Телеграф» 1830 г., № 12]
Через несколько времени потом совершенное знание того края, где начиналась война, открыло ему новое поприще; он назначен был посланником. Приехав в Грузию, женился он на той, которую любил... Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неравного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна.
[В письме известного сплетника пушкинской поры — московского почтмейстера А. Я. Булгакова от 21 марта 1829 г. к брату — К. Я. Булгакову, сохранилось шутливое замечание Пушкина: «Он (Пушкин) едет в армию Паскевича, узнать ужасы войны, послужить волонтером, может и воспеть все это. «Ах, не ездите, — сказала ему Катя, — там убили Грибоедова». — «Будьте покойны, сударыня, — неужели в одном году убьют двух Александров Сергеевичев? Будет и одного». — См. «Русский Архив» 1901 г., № 11]

Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны.

* *
Люди никогда не довольны настоящим и, по опыту имея мало надежды на будущее, украшают невозвратимое минувшее всеми цветами своего воображения.

* *
Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.
А. Пушкин

(1795-1829)

«Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. Его мелан­холический характер, его озлобленный ум, его доброду­шие - все в нем было необыкновенно привлекательно. Рожденный с честолюбием, равным его дарованиям, дол­го был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его хо­лодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении.

Жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облаками: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств. Он по­чувствовал необходимость расчесться единожды навсегда с своею молодостью и круто поворотить свою жизнь. Он про­сится с Петребургом и уехал в Грузию. Возвращение его в Москву было переворотом в его судьбе и началом беспрерыв­ных успехов. Его рукописная комедия «Горе от ума» произве­ла неописанное действие и вдруг поставила его наряду с пер­выми нашими поэтами». Так писал о Грибоедове А.С. Пуш­кин в «Путешествии в Арзрум».

Точная дата рождения Александра Сергеевича Грибоедова неизвестна. Исследователи высказывают различные предпо­ложения: 1790, 1794, 1795. По традиции принято считать датой рождения писателя 4(15) января 1795 г. Детские годы Грибоедова прошли в Москве. Его семья принадлежала к ста­ринному дворянскому роду. Будущий поэт получил превос­ходное домашнее образование. Уже в детстве он изучил фран­цузский, английский, греческий языки, латынь. Проявлял большие способности к музыке - М.И. Глинка считал Гри­боедова отличным музыкантом.

В 1806 году он закончил Благородный пансион при Мос­ковском университете. В том же году будущий поэт поступил в Московский университет. Так, природная одаренность позволила ему стать студентом в одиннаддатилетнем возрас­те. В университете Грибоедов учился на трех факультетах: фи­лософском (словесное отделение), юридическом и физико-ма­тематическом. Преподавателями его являлись Петрозилиус, доктор прав Ион, профессор Буле. В этот период Грибоедов написал комическую пьесу «Дмитрий Дрянской», являющую­ся пародией на трагедию В.А. Озерова «Дмитрий Донской». Пьеса изображала конфликт между университетскими препо­давателями. Также нередко он читал приятелям свои сатиры и эпиграммы. Окончив два факультета (словесный и юриди­ческий), он был «готов к испытанию для поступления в чин доктора» . Но Отечественная война 1812 года помешала его планам.

Увлеченный волной патриотического движения, Грибое­дов покинул университет и вступил в ряды ополчения. Служба в армии дала поэту возможность ближе узнать жизнь солдат, многое увидеть и понять. События военной жизни впослед­ствии легли в основу незавершенной трагедии «1812 год».

В 1814 году Грибоедов впервые выступил в печати с не­большими статьями на военные темы. Тогда же он начал пи­сать для театра. Первыми произведениями поэта стали сти­хотворные комедии и водевили - переделки и переводы с французского языка.

Оставив военную службу, Грибоедов с 1816 года живет в Петербурге. Здесь он быстро завязывает знакомства в литера­турно-театральной среде, сходится с прогрессивно настроен­ными людьми, участвует в литературных спорах, пишет сти­хи, комедии, литературно-критические статьи. В 1815 году Грибоедов пишет пьесу «Молодые супруги». В журнале «Сын Отечества» выходит его статья «О разборе вольного перевода бюргеровой баллады “Ленора”». В 1817 году вместе с А.А. Шахов­ским и Н.И. Хмельницким публикует комедию «Своя семья, или Замужняя невеста», а в соавторстве с П.А. Катениным создает пьесу «Студент». В этом же году Грибоедов поступает на службу в Коллегию иностранных дел.

Стоит отметить, что первые произведения Грибоедова были написаны по правилам господствующей тогда развлекатель­ной комедии. Однако уже в самых первых пьесах он выступает как прогрессивно настроенный драматург, защищая истин­ные жизненные ценности - верность в любви, порядочность, глубину чувств.

В 1817 году А.С. Грибоедов оказался замешанным в гром­кую скандальную историю. За посредничество в дуэли, исход которой для одного из противников оказался смертельным, ему было предложено выехать в Персию в качестве секретаря русской дипломатической миссии. Находясь на Востоке, поэт быстро изучил персидский и арабский языки. Однако жизнь на Востоке, вдали от друзей, тяготила Грибоедова. И вскоре он получил назначение в Тифлис, в 1822 году его зачислили в штат генерала Ермолова.

На Кавказе А.С. Грибоедов работает над первыми двумя актами комедии «Горе от ума». Здесь он сближается с поэтом

В.К. Кюхельбекером, читает ему первые сцены своей коме­дии. Вскоре поэту удается получить продолжительный отпуск. Он едет сначала в имение своего друга Бегичева в Тульскую губернию, а потом - в Москву. Однако в Москве разочаро­вывается: «В Москве все не по мне: праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему-нибудь хоро­шему». В Москве совместно с П.А. Вяземским в 1823 году Грибоедов пишет комедию «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом». Эта комедия - переделка французской комедии Крезе де Лессера. В альманахе В.К. Кюхельбекера и В. Одо­евского он публикует стихотворение «Давид».

Работа над комедией «Горе от ума» была завершена в 1824 году. Поэт читал свою пьесу друзьям и знакомым. Успех был ошеломляющий! Стихи его широко распространялись в рукописях, так как напечатать ее в то время не удалось.

Летом 1824 года Грибоедов приехал в Петербург. Он пы­тался продвинуть свою комедию в печать и на сцену, однако ему не удалось этого сделать. Единственное, чего добился поэт, - разрешения напечатать отрывки из «Горя от ума» в альманахе «Русская талия». Пребывая в Петербурге, Грибое­дов сблизился с членами «Северного общества», участвовал в издании альманаха К.Ф. Рылеева и Бесстужева «Полярная звезда». В 1824 г. он стал действительным членом «Вольно­го общества любителей российской словесности». Поэт пользовался доверием декабристов, имел много друзей среди них, однако к самой идее восстания относился скептически. Стоит отметить известное высказывание Грибоедова о том, что «сто человек прапорщиков хотят изменить весь государ­ственный быт России».

В 1825 году Грибоедов возвратился на Кавказ. После вос­стания декабристов была создана следственная комиссия. Из Петербурга на Кавказ прибыл фельдъегерь с приказом об аре­сте писателя «со всеми принадлежащими ему бумагами». Однако поэт был предупрежден об этом и за час до ареста успел сжечь все важные бумаги, которые могли бы против него свидетельствовать. Под конвоем Грибоедова отправили в Петербург. Около четырех месяцев его держали в заключе­нии, руководствуясь показаниями Оболенского. Однако на­ходившиеся под следствием друзья-декабристы на допросах всячески его выгораживали. Сам Грибоедов блестяще вел свою защиту. В ходе следствия выяснили, что тайного об­щества на Кавказе не существует. Следственная комиссия решила, что он «не принадлежал к обществу и существова­ния оного не знал». Александр Сергеевич снова возвра­тился в Тифлис.

Грибоедов был талантливейшим дипломатом. После вой­ны с Персией он участвовал в подписании Туркманчайского мирного договора в 1828 году. После этих событий Грибое­дов был введен в чин статского советника и награжден орде­ном Анны II класса. Вскоре Николай I отправил его в каче­стве полномочного посла в Персию.

В 1828 году Грибоедов женится на Нине Чавчавадзе, до­чери известного грузинского поэта. Впервые в жизни поэт по-настоящему счастлив, испытывает подлинную, глубокую любовь.

В январе 1829 года Грибоедов уехал в Тегеран, оставив жену в Тавризе. Находясь в Тегеране, он много занимался проблемой возвращения военнопленных к себе на Родину. Грибоедов предоставил убежище двум женщинам-армянкам, пожелавшим возвратиться домой. Кроме того, он вынужден был предоставить убежище шахскому евнуху Мирзе Якубу, который также решил возвратиться в Армению и отречься от ислама. Грибоедов требовал от персов строгого соблюдения условий мирного договора, не проявляя иной раз необходи­мой для ситуации дипломатичности. Все это вызывало недо­вольство и среди персидской знати, и среди англичан, кото­рым было выгодно враждебное отношение Персии к России.

Так создалась напряженная обстановка (персы приняли решение об убийстве Мирзы Якуба). 30 января 1929 года было организовано нападение на русскую миссию. В неравной схватке погибли все защитники посольства и Мирза Якуб. Грибоедов был убит одним из первых. Поэт был похоронен в Тифлисе на горе Давида - у монастыря святого Давида.

Получив известие о смерти мужа, Нина Чавчавадзе поте­ряла ребенка и больше никогда не выходила замуж. На па­мятнике поэту мы читаем ее слова: «Ум и дела твои бессмерт­ны, но для чего пережила тебя любовь моя?».

После этой громкой истории в российском посольстве пер­сидский шах прислал Николаю I алмаз достоинством в 87 ка­ратов.

Биография Грибоедова А.С.

4.6 (91.58%) 19 vote[s]

Грибоедов

Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества,- все в нем было необыкновенно привлекательно. Рожденный с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении. Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости, эту глупую, несносную улыбку, когда случалось им говорить о нем как о человеке необыкновенном. Люди верят только славе и не понимают, что между ими может находиться какой-нибудь Наполеон, не предводительствовавший ни одною егерскою ротою, или другой Декарт, не напечатавший ни одной строчки в "Московском телеграфе". Впрочем, уважение наше к славе происходит, может быть, от самолюбия: в состав славы входит ведь и наш голос.

Жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облаками: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств. Он почувствовал необходимость расчесться единожды навсегда со своею молодостию и круто поворотить свою жизнь. Он простился с Петербургом и с праздной рассеянностию, уехал в Грузию, где пробыл осемь лет в уединенных, неусыпных занятиях. Возвращение его в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. Его рукописная комедия "Горе от ума" произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. Несколько времени потом совершенное знание того края, где начиналась война, открыло ему новое поприще; он назначен был посланником. Приехав в Грузию, женился он на той, которую любил... Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неровного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна.

Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны...

Из "Путешествия в Арзрум". 1835 *

Слушал Чацкого, но только один раз, и не с тем вниманием, коего он достоин. Вот что мельком успел я заметить:

Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным. Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова. Цель его - характеры и резкая картина нравов. В этом отношении Фамусов и Скалозуб превосходны. Софья начертана не ясно: не то.., не то московская кузина. Молчалин не довольно резко подл; не нужно ли было сделать из него и труса? старая пружина, но штатский трус в большом свете между Чацким и Скалозубом мог быть очень забавен. Les propos de bal 1 , сплетни, рассказ Репетилова о клобе, Загорецкий, всеми отъявленный и везде принятый - вот черты истинно комического гения.- Теперь вопрос. В комедии "Горе от ума" кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Всё, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому под 2 . Кстати что такое Репетилов? в нем 2, 3, 10 характеров. Зачем делать его гадким? довольно, что он ветрен и глуп с таким простодушием; довольно, чтоб он признавался поминутно в своей глупости, а не мерзостях. Это смирение чрезвычайно ново на театре, хоть кому из нас не случалось конфузиться , слушая ему подобных кающихся? - Между мастерскими чертами этой прелестной комедии - недоверчивость Чацкого в любви Софии к Молчалину прелестна! - и как натурально! Вот на чем должна была вертеться вся комедия, но Грибоедов видно не захотел - его воля. О стихах я не говорю: половина - должны войти в пословицу.

1 (Бальные разговоры (франц.). )

2 (Cleon Грессетов не умничает с Жеронтом, ни с Хлоей. (Прим. А. С. Пушкина.) )

Покажи это Грибоедову. Может быть, я в ином ошибся. Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался. Эти замечания пришли мне в голову после, когда уже не мог я справиться. По крайней мере говорю прямо, без обиняков, как истинному таланту.

А. А. Бестужеву. 1825

5 отметок

В закладки

22.06.2015, 20:34

Расскажите о жизни Грибоедва(с 1817 по 1824 гол),используя в качестве ключевых слов составные именные сказуемые.Какое составное сказуемое вы употребили в конце рассказа?

Вот текст

Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, - все в нем было необыкновенно привлекательно. Рожденный с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении. Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости, эту глупую, несносную улыбку, когда случалось им говорить о нем, как о человеке необыкновенном. Люди верят только славе и не понимают, что между ими может находиться какой-нибудь Наполеон, не предводительствовавший ни одною егерскою ротою, или другой Декарт, не напечатавший ни одной строчки в "Московском телеграфе". Впрочем, уважение наше к славе происходит, может быть, от самолюбия: в состав славы входит и наш голос.

Жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облаками: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств. Он почувствовал необходимость расчесться единожды навсегда с своею молодостию и круто поворотить свою жизнь. Он простился с Петербургом и с праздной рассеянностию, уехал в Грузию, где пробыл осемь лет в уединенных, неусыпных занятиях. Возвращение его в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. Его рукописная комедия "Горе от ума" произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами.