Довольствуясь малым человек обретает все кто сказал. Довольствуйся малым притча

25.11.2015
22:22

Только что мне на почту пришло письмо.
Его содержимое заставляет глубоко задуматься...Публикую здесь, потому что хочу сохранить для себя.
Возможно пригодится еще кому нибудь...

Ольга СЕГОДНЯ ПОЛНОЛУНИЕ!

Загадай МЕЧТУ И НАПИШИ ПЛАН Её ВОПЛОЩЕНИЯ.

Один из Друзей, задал мне вопрос

Вот, все вокруг говорят, что "надо довольствоваться малым! " и правильно ли это?

И что я думаю по этому поводу..

Довольствоваться МАЛЫМ?

Ни в коем случае!

Благодарить, ежедневно, даже за самое малое, ДА!

Но необходимо ставить себе САМЫЕ МАСШТАБНЫЕ И ДЕРЗКИЕ ЦЕЛИ!!

Чтобы Ангелы на небе восхитились и порадовались за вашу Силу Духа. И смелость.

И помечтав, превратите Мечту в План! И исполните его.

Мы, просто подсознательно БОИМСЯ того, что Мечта наша наконец осуществится.

И поэтому отодвигаем её, идём к ней «всю жизнь»…

Или слушаем неудачников вокруг и «довольствуемся малым».

(Кто всем доволен и не хочет хорошее на лучшее менять – тому ВСЁ ПОТЕРЯТЬ!

Пётр Первый)

Ольга Помнишь книгу «Алхимик» Пауло Коельо?

Когда Сантьяго (лишившийся дeнeг на пути к пирамидам),

Начал работать в лавке у продавца хрусталя

И благодаря нескольким своим креативным идеям,

Зapaбoтaл для себя и для Хозяина Лавки, много дeнeг.

Столько, что Хозяин лавки мог НАКОНЕЦ осуществить свою мечту

Закрыть лавку и исполнить МЕЧТУ ВСЕЙ СВОЕЙ ЖИЗНИ

Хадж в Мекку.

Помнишь какой разговор у них произошёл?

Если забыли (или не читали Алхимик) то напоминаю….

Дела идут недурно, - сказал Пpoдaвeц Хрусталя,

Когда пoкупaтeль вышел.

Я зaрaбaтывaю теперь достаточно

И скоро дам тебе столько дeнeг, что ты купишь новую отару.

Чего же тебе не хватает?

ЗАЧЕМ ТРЕБОВАТЬ ОТ ЖИЗНИ БОЛЬШЕГО?

Затем, что надо следовать знакам, - невольно вырвалось у юноши,
и он тотчас пожалел о сказанном: Продавец-то ведь никогда не встречал царя.

"Это называется Благоприятное Начало, - вспомнились ему слова старика.

Новичкам везет.

Ибо жизнь хочет, чтобы человек следовал Своей Стезей".

А хозяин между тем осмысливал то, что сказал Сантьяго.

Ясно, что одно его присутствие в лавке было добрым знаком

Дeньги текли в кассу, и он не раскаивался, что нанял этого испанского паренька.

Хотя зapaбaтывaeт он больше, чем должен:

Обнаружив, что от торговли ничего в его жизни не меняется,

Хозяин, не гонясь за барышом, назначил ему высокий пpoцeнт с каждой cдeлки.

Интуиция подсказывала: скоро паренек вернется к своим овцам.

Зачем понадобились тебе пирамиды? - спросил он, чтобы сменить тему.

Затем, что мне много о них говорили, - ответил Сантьяго.

Сокровища превратились в горестное воспоминание,

И он старался не думать о них, потому и не стал рассказывать хозяину свой сон.

Впервые в жизни вижу человека, который хочет пересечь пустыню

Для того лишь, чтобы взглянуть на пирамиды.

А пирамиды эти - просто груда камней.

Ты и сам во дворе можешь построить такое.

Видно, вам не снились сны о дальних странствиях,

Ответил ему на это Сантьяго и пошел навстречу входившему в лавку пoкупaтeлю.

Через два дня старик хозяин вернулся к разговору о витрине.

Не люблю я новшеств, - сказал он.

Я же не так бoгaт, как Гассан, которому не страшно ошибиться

Он на этом много не потеряет.

Нам с тобой за свои ошибки придется всю жизнь платить.

"Верно", - подумал юноша.

Вот и ответь мне, зачем тебе эта стойка? - продолжал хозяин.

Я хочу как можно скорей вернуться к моим овечкам.

ПОКА УДАЧА НАМ СОПУТСТВУЕТ, НАДО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ МОМЕНТОМ.

НАДО СДЕЛАТЬ ВСЕ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ ЕЙ,

КАК ОНА НАМ ПОМОГАЕТ.

ЭТО ВЕДЬ ТАК И НАЗЫВАЕТСЯ: БЛАГОПРИЯТНОЕ НАЧАЛО.

НОВИЧКАМ ВЕЗЕТ.

Старик помолчал и ответил:

Пророк дал нам Коран и возложил на нас лишь пять обязанностей,

Которые мы должны выполнять в жизни.

Самая главная - помнить, что нет бога, кроме Аллaхa.

А четыре других - молиться пять раз в день,

Поститься, когда наступает месяц Рaмaдaн, быть милосердным к неимущему...

Он снова замолчал. При упоминании Пророка глаза его увлажнились.

Он, хоть и был человек живой, нетерпеливый и горячий,

Все же сумел прожить жизнь в соответствии с законом Магомета.

Ну, а пятая обязанность? - спросил Сантьяго.

Позавчера ты сказал, что мне, наверное, никогда не снились сны о дальних странствиях.

Так вот, пятая обязанность каждого мусульманина - совершить паломничество.

Каждый из нас хоть однажды в жизни должен посетить священный город Мекку.

В молодости, как только скопил немного, я предпочел ку.пить эту вот лавку.

ДУМАЛ: ВОТ РA3БOГATEЮ, ТОГДА И ОТПРАВЛЮСЬ В МЕККУ.

Потом у меня завелись дeньги, но я никому не мог доверить тopгoвлю,

Ибо тoвap у меня хрупкий.

И каждый день видел, как мимо проходят паломники:

Были среди них бoгaчи - их сопровождали десятки слуг и целые караваны верблюдов,

Но большая часть была бeднeй меня.

Видел я и как они возвращаются, счастливые и довольные,

И ставят у двери дома символ паломничества в Мекку.

Один из них, сапожник, чинивший чужие башмаки,
рассказал мне, что шел через пустыню почти целый год, но уставал меньше, чем в Танжере,

Когда отправлялся в соседний квартал купить кожи.

Почему же вам сейчас не отправиться в Мекку? - спросил Сантьяго.

ПОТОМУ ЧТО Я ЖИВ ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ МЕЧТЕ О НЕЙ.

РАЗВЕ ИНАЧЕ ВЫДЕРЖАЛ БЫ Я ВСЕ ЭТИ ДНИ, НЕОТЛИЧИМЫЕ ДРУГ ОТ ДРУГА,

ВСЕ ЭТИ ПОЛКИ, ЗАСТАВЛЕННЫЕ МОИМ TOBAPOM,

ОБЕДЫ И УЖИНЫ В ЭТОЙ МЕРЗКОЙ ХАРЧЕВНЕ?

Я БОЮСЬ, ЧТО, КОГДА МЕЧТА СТАНЕТ ЯВЬЮ, МНЕ БОЛЬШЕ НЕЗАЧЕМ БУДЕТ ЖИТЬ НА СВЕТЕ…..

А ты мечтаешь об овцах и пирамидах и, не в пример мне, жаждешь осуществить свою мечту.

Я желаю ТОЛЬКО МЕЧТАТЬ О МЕККЕ.
Тысячи раз я представлял, как пересеку пустыню, как приду на площадь, где стоит священный камень, семь раз обойду вокруг него и лишь потом прикоснусь к нему. Я представляю, сколько людей будет толпиться рядом со мной и как мой голос вплетется в общий молитвенный хор.

НО Я БОЮСЬ, ЧТО МЕНЯ ПОСТИГНЕТ УЖАСНОЕ РАЗОЧАРОВАНИЕ,
И ПОТОМУ ПРЕДПОЧИТАЮ ТОЛЬКО МЕЧТАТЬ……

Ну, после того, как мы освежили в памяти этот ключевой Диалог в книге.

Я хочу пожелать тебе Ольга:

1. Никогда не предавайте свои мечты!

2. И всегда ставьте перед собой настолько грандиозные и масштабные цели,
чтобы все более мелкие и более лёгкие цели
(которые мы, зачастую, назначаем как «конечную цель»)

Достигались как-бы само собой, на пути к большой.

Поверьте их достичь ТАКИМ образом гораздо легче.

Создайте МЕЧТУ на грани возможного
ПОРАЖАЮЩУЮ ВАШЕ ВООБРАЖЕНИЕ!

Но всё ещё осуществимую.

Тогда вы не будете бояться, как тот Хозяин Лавки, что осуществив эту мечту

ВАМ СТАНЕТ НЕЗАЧЕМ БОЛЬШЕ ЖИТЬ и не будете сами саботировать её достижение.

Бросьте вызов судьбе и обстоятельствам!
И все Ангелы будут на вашей стороне.

Продолжение («Алхимик»)

…"Помни: всегда надо точно знать, чего хочешь", - говорил Мелхиседек.

Юноша знал. И paбoтaл для достижения своей цели.

Может быть, на роду ему было написано оказаться в чужой стране,

Встретить там жулика, а потом удвоить свое стадо, не истратив на это ни гроша?

Он был горд собой. Он многому научился:

Умел теперь тopгoвaть хрусталем, владел языком без слов и читал знаки.

Однажды он услышал, как жалуется какой-то человек:

Одолел такой крутой подъем, а тут даже присесть и утолить жажду негде.

Сантьяго сразу смекнул, что это знак, и сказал хозяину:

Давайте откроем тут что-то вроде чайной.

Мы будем далеко не первыми и не единственными, - отвечал тот.

А мы предложим им чай из хрустальных стаканов.
Люди получат удовольствие и захотят ку.пить у нас хрусталь. Люди больше всего падки на красоту.

Хозяин довольно долго смотрел на него, ничего не отвечая.
Однако ближе к вечеру, помолившись и закрыв лавку, он уселся перед ней на мостовой
и предложил Сантьяго покурить наргиле - причудливую трубку, которая в ходу у арабов.

Скажи мне, чего ты добиваешься? - спросил он у юноши.

Вы же знаете: хочу вернуться домой и ку.пить овец. А для этого мне нужны дeньги.

Старик подложил несколько угольков в наргиле и глубоко затянулся.

Тридцать лет я держу эту лавку.

Умею отличать хороший хрусталь от плохого,

Знаю все тонкости тopгoвли.

Я ДОВОЛЕН ТЕМ, КАК ИДЕТ У МЕНЯ ДЕЛО, И РАСШИРЯТЬ ЕГО НЕ ХОЧУ.

БУДЕШЬ ПОДАВАТЬ ПОКУПАТЕЛЯМ ЧАЙ В ХРУСТАЛЬНЫХ СТАКАНАХ - НАШ ОБОРОТ ВЫРАСТЕТ, ПРИДЕТСЯ МЕНЯТЬ ОБРАЗ ЖИЗНИ.

Что ж в этом плохого?

А Я ПРИВЫК ЖИТЬ, КАК ЖИЛ.

Пока ты не появился здесь, я часто думал,

Что столько времени сиднем просидел на одном месте,

Покуда мои друзья уезжали, приезжали, рapopялись и бoгaтeли.

Думал я об этом с глубокой печалью.

Теперь же понимаю, что лавка моя как раз такого размера, как мне надо и хочется.

Не ищу перемен, я не знаю, как это делается. Я слишком привык к самому себе.

Юноша не нашелся, что ответить. А старик продолжал:

ТЕБЯ МНЕ СЛОВНО БОГ ПОСЛАЛ. А СЕГОДНЯ Я ПОНЯЛ ВОТ ЧТО:

ЕСЛИ БОЖЬЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ НЕ ПРИНЯТЬ, ОНО ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПРОКЛЯТЬЕ.

Я НИЧЕГО БОЛЬШЕ ОТ ЖИЗНИ НЕ ХОЧУ,

А ТЫ МЕНЯ ЗАСТАВЛЯЕШЬ ОТКРЫВАТЬ В НЕЙ НЕВЕДОМЫЕ ДАЛИ.

Я ГЛЯЖУ НА НИХ, СОЗНАЮ СВОИ НЕСЛЫХАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ХУЖЕ, ЧЕМ РАНЬШЕ.

ИБО ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ, ЧТО МОГУ ОБРЕСТИ ВСЕ, А МНЕ ЭТО НЕ НУЖНО...

В одном селении жил древний старик. Носил старик самую простую одежду и никогда не сидел без дела: то в огороде работал, то со скотиной возился, все время что-то мастерил. Было у старика три сына. Жили они небогато, сыновья во всем помогали отцу, но в глубине души имели червоточину, мы молодые, трудимся, выполняем самую тяжелую работу, а особого достатка не видим. Но отец, а они не могли ему перечить, учил их скромности, просил довольствоваться малым и видеть радость в обыденных вещах.
Пришел час старика. Собрал он сыновей и раздал каждому по мешочку с золотыми монетами, которые, он, оказывается копил для них, и завещал им, быть скромными и трудолюбивыми. Но сыновья, почувствовав, что отец умирает, вместо печали, испытывали чёрную злобу, зревшую в душе.

Седой согбенный старец –
Тебе не долго жить,
Грозишь корявым пальцем
И пробуешь учить:

Как быть,
К чему стремиться,
Каким богам молиться,
Кого благодарить.

Отстань старик никчемный,
Твой опыт – ерунда,
Плевать, что ты ученый,
И голова седа.
У нас свои дорожки –
Цинизм, Расчет и Ложь,
А ты жил понемножку
И в нищете помрешь.

Похоронили сыновья отца и отправились «за приключениями». «Что мы видели в жизни, кроме тяжелого труда» - рассуждали сыновья. Каждый отправился своей дорогой.
На одного напали разбойники в лесу, истекая кровью, он вспомнил слова отца: «Довольствуйся малым, сынок, береги то, что у тебя есть, для доброго дела».
Второй сын спился в кабаках, умирая, он тоже вспомнил слова отца: "Довольствуйся малым, сынок, береги, то что у тебя есть, для доброго дела».
Младший сын пристрастился к играм и проиграл все, что у него было. Умирая от голода и холода, он тоже вспомнил слова отца» Довольствуйся малым, сынок, береги то, что у тебя есть для доброго дела».

Рецензии

Здравствуйте, любезные читатели!

Сегодня случайно прочитала: "Довольствуйся малым и не будешь нуждаться."

Мудрое изречение: Хадисы аль-Кудси - "Богооткровенные хадисы, отличающиеся от остальных посланий тем, что они исходили непосредственно от Аллаха. Божественные Откровения, воспроизводил пророк Муххамад, своими словами".

Признаюсь, я не разбираюсь в Исламе, уважаю чувства верующих, искренне прошу простить меня, если,ненароком, допустила ошибку.

Всего доброго! Благодарю за внимание!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Когда довольствоваться малым входит в привычку, ты раз за разом продолжаешь лишать себя того, чего на самом деле заслуживаешь. Чтобы быть счастливым, ты должен брать от жизни то, что тебе нужно, а не то, что она любезно подкидывает тебе. Как только ты начнешь принимать решения касательно того, что ты хочешь от своей жизни, работы или даже своих отношений, ты почувствуешь себя свободным человеком с миллионом возможностей.

Ну а начать мы предлагаем тебе с нескольких основных «правил».

1. Прекрати искать людям оправдания

Как часто ты пытаешься оправдать неуважительное поведение человека по отношению к тебе? Думаем, довольно-таки часто, особенно если этот человек - твой друг, родственник или твоя вторая половина. Сразу же находятся десятки причин, почему тебе необходимо простить «обидчика» и продолжить с ним общение. «У нее сегодня выдался сложный день, поэтому она так нагрубила», «у отца было тяжелое детство, поэтому у него такие завышенные ожидания от меня, а вообще он хочет, чтобы у меня все было хорошо» или «мой друг просто забывчивый, поэтому он не пришел на встречу, даже не предупредив».

Вместо таких отговорок попробуй набраться смелости и высказать человеку свое недовольство. Если ты понимаешь, что твои близкие обесценивают тебя как личность, игнорируют то, что ты делаешь для них, ведут себя с тобой грубо и неуважительно, то сидеть сложа руки просто непозволительно. Не принимай такое отношение как должное - ты заслуживаешь лучшего.

2. Пойми, чего на самом деле ты хочешь

Понять, чего бы тебе действительно хотелось от работы, отношений и жизни в общем, не так просто, как кажется на первый взгляд. Какие-то пункты в твоем «плане жизни» вполне стереотипны и, по сути, тебе неинтересны; какие-то - тебе навязали родители или общество, и от их выполнения ты тоже вряд ли станешь счастливее.

Тебе нужно сесть, положив перед собой лист бумаги и ручку, и хорошо подумать о том, к чему у тебя лежит душа. Хочешь ты большую и дружную семью или тебе больше подходят отношения, где вас двое? Хочешь ты много зарабатывать или для счастья тебе необходима скромная сумма? Хочешь ты строить свой дом, иметь большую квартиру или постоянно быть в разъездах, чтобы посмотреть окружающий мир?

Выпиши минимум 20 пунктов, которые, как ты думаешь, ты жаждешь исполнить. После первых 5, как правило, идут самые желанные.

Это важно сделать прежде всего потому, что человек не может получить то, чего он хочет, пока не осознает и не примет свои желания.

3. Не соглашайся на что-то только потому, что не хочешь прикладывать больше усилий

Человек часто соглашается на меньшее только потому, что не хочет портить отношения, начинать конфликт, тратить больше своих сил и своего времени. В общем, причины разные, а результат примерно один и тот же: неудовлетворенность тем, что ты имеешь.

Соглашаясь делать что-то, что нравится твоей девушке или твоим друзьям, но не нравится тебе, ты не становишься счастливее, а только пытаешься угодить своим близким. Соглашаясь на должность ниже, чем ты планировал занять, ты не становишься счастливее, а только разочаровываешься в себе и своих способностях. Примеров может быть огромное множество.

Перед тем как принять решение, всегда задавай себе вопрос: «Это действительно то, что я хочу? Не пожалею ли я об этом выборе?»

4. Осознай, что ты не получаешь желаемого из-за самого себя

Не вини в том, что ты не получил желаемого, ни высшие силы, ни мирскую несправедливость, ни неудачные обстоятельства. Такой подход еще никому не приносил удачи хотя бы потому, что ты заранее настраиваешь себя на поражение.

Жизнь действительно бывает чудовищно несправедлива, но далеко не во всех случаях. Обстоятельства могут мешать, но также есть примеры того, как мастерски люди способны обходить их в погоне за желаемым.

Уязвимым тебя делает не всё вышеперечисленное, а всего лишь страх перед неудачей. Кому понравится представлять себя неудачником, у которого ничего не получается? А ты не бойся рисковать - и вполне вероятно, ты добьешься всего, чего хотел.

5. Научись говорить о том, чего ты хочешь

В межличностных отношениях и на работе ты должен научиться говорить о том, чего бы тебе хотелось. Если ты действительно трудолюбивый и перспективный работник, но этого не замечают, заведи разговор о повышении сам. Если тебе хочется получать больше внимания от своего партнера - скажи ему об этом. Хочешь, чтобы родители перестали пытаться контролировать тебя, - поговори с ними. Почаще произноси свои желания вслух, пусть даже они кажутся тебе совсем незначительными.

Старайся меньше требовать, а больше ставить в известность. Например, если ты хочешь, чтобы твоя вторая половинка пошла с тобой в кино на твой любимый боевик, скажи ей «мне было бы очень приятно, если бы ты посмотрела его со мной» вместо осуждающего «мы всегда смотрим только то, что нравится одной тебе».

6. Старайся не поступать вразрез со своими ценностями

У тебя наверняка есть свои взгляды на определенные вещи. Если ты уже определился со своими убеждениями - будь добр не отступать от них. Проще всего в погоне за желаемым напрочь забыть о своих ценностях. А ты попробуй по-другому, даже если путь будет сложнее. Зато по достижении результата ты будешь гордиться собою.

Думаю, фразу «Нужно довольствоваться малым» слышали все или почти все, и я ее тоже слышала много раз. Более того, я ее никогда не понимала, и она меня скорее раздражала, чем радовала. Недавно эта фраза возникла в разговоре с кем-то из знакомых, когда мы обсуждали планы на будущее, и я озвучила что-то из своих следующих «хотелок», на что человек отреагировал в стиле: «Зачем тебе это надо, у тебя же уже есть то-то и то-то, вот и все, не надо больше ничего! Нужно довольствоваться малым!».

Как мне представляется, на эмоциональных людей подобные фразы действуют как красная тряпка на быка, все эти «указательно-повелительные» формулировки типа «Нужно делать так, жить так, ходить туда и думать о том, что лично я одобряю», - и стандартным ответом на подобное всегда будет фраза: «Тебе нужно – ты и довольствуйся, а мне нужно другое». Феномен повсеместного навязывания своих личных норм и убеждений всякому, кто попался под руку, на постсоветском пространстве уже не вызывает удивления, но все еще вызывает раздражение. Все эти «замечательные» советы вроде: «Надо выйти замуж до окончания вуза», «Надо найти хорошую работу», «Надо родить до 25», я думаю, у многих навязли в зубах, но не у тех, кто их дает, а только у тех, кому. Лично мне всегда хочется уточнить у произносящего подобное один момент: "Кому надо»? Тебе? Так делай, никто ж не против! Выходи, находи, рожай! Я-то тут при чем?"

Но темой статьи не является утверждение «Благими намерениями вымощена дорога в ад», поэтому вернусь к «Довольствоваться малым». Что в этом хорошего и что плохого?

Начнем с плохого. Если воспринимать её – фразу – буквально, то она говорит нам о том, что в принципе хотеть – плохо, а хотеть лучшего – еще хуже. То есть, если ты, отказывая себе во всем несколько лет, копил на первоначальный взнос по ипотеке и купил набор из стен и крыши размером в несколько квадратных метров (русские риэлторы ласково называют это «гостиночка»), то в принципе, по логике фразы «довольствоваться малым» в этих стенах тебе и дожидаться прихода смерти, подумаешь, какие-то там 50-60 лет, ничего страшного, у некоторых и этого нет. Ездить можно на трамвае, носить одну и ту же рубашку, пока она не превратилась в лохмотья, а если купить шубу из каракуля, так она еще и твоим детям послужит, а то и внукам, ибо она в принципе не изнашиваемая. И так во всем: не устраивает размер зарплаты? – учись экономить, у некоторых и вовсе работы нет; не чувствуешь себя счастливой с мужем? – ничего страшного, некоторые всю жизнь в девках, скажи спасибо, что хоть кто-то замуж взял; не можешь позволить себе отдохнуть на море? – а дача чем плоха? Человек доходит до какого-то абсурда, пытаясь сжаться до размеров горошины, знаете, есть такие женщины средних лет, которые приходят в гости и пытаются быть максимально «удобными» и «не мешать», приговаривая: «Я тут в уголочке тихонько посижу, не обращайте на меня внимание», - в итоге доставляет хозяевам максимальное неудобство. Апогеем всего этого служит упоминание имени Господа, «Христос терпел и нам велел» - да с чего вы вообще взяли, что он вам именно это велел???

Я это называю «упадочничеством», и мне часто хочется таких людей взять и потрясти, как грушу, чтобы все эти самоуничижительные установки вытрясти из человека. Нет тут никакой «здоровой самооценки», «принятия», «любви к себе», если хотите, я вам даже больше скажу, такой человек токсичен для окружения, потому что он своими установками не только свою жизнь ломает, а еще и активно навязывает их окружающим, например, детям. А если рассмотреть это «самопринижение» с точки зрения дуальности, так это самая настоящая гордыня, только в перевернутом виде.

Неужели психически здоровому человеку и правда нравится жить в постоянных ограничениях, что такого хорошего в запрете на «желания», разве это ведет человека к ощущению счастья и полноты жизни? С моей личной точки зрения - нет, и если с таким человеком поговорить и позадавать вопросы, мы увидим, что все эти «ничего страшного» просто маскируют страхи, неуверенность, нелюбовь к себе, отрицание своей ценности, неверие в себя, и самое любимое – недостойность. И я говорю не только о материальных благах, не только о квартире и машине, это и выстраивание отношений в паре, например. Мужчина не проявляет внимания, не заботится, не радует женщину? А зачем, если внутри нее сидит установка «Хоть плохонький, но мой»? Я знаю довольно много молодых женщин – лет 30-35, которые прожили с мужчинами лет по 5-8, ожидая предложения выйти замуж со дня на день, но этого предложения все не поступает. «Ему нужно время», - говорят они сами себе и мне заодно, «это серьезное решение, ему нужно все взвесить». Да он уже давно все взвесил, не переживайте, и решение тоже уже принял. И оно просто не в пользу брака с этой конкретной женщиной.

Скажи, - спрашиваю я, - как ты думаешь, женщина, которая сама себя любит и ценит, будет жить годами в отношениях, которые ее не устраивают?

Нет, конечно, - собеседница энергично мотает головой, - зачем ей это надо?

А тебе зачем? – продолжаю я.

Ну не знаю…. Других-то нет. А этот хоть рядом, засыпать одной не страшно.

Отсюда и мое отрицательное отношение к фразам данного типа и к этой внутренней установке. Она разъедает человека, низводит его до позиции «ничтожного червя», а чем такой человек может быть полезен? Самому себе – ничем, а обществу - тем, что с ним не нужно считаться, он удобен в своем «не надо высовываться», что никак не может считаться проявлением здоровой психики.

Тем не менее, моей целью было, скорее, найти этой фразе полезное применение, и я его нашла. Если мы сдвинем фокус внимания со слова «малое» на слово «довольствоваться», а еще точнее, «быть довольным», то это меняет дело. Когда я только начинала заниматься коучингом и ставила самой себе новые цели к достижению, моя наставница говорила мне, что когда цель будет достигнута, нужно обязательно «отпраздновать» это, нет, не алкоголем, конечно, а тем, что «побыть» в этом приятном ощущении, зафиксировать его, «заякорить», как говорят психологи. Не нестись дальше, ставя все новые и новые цели, а посмаковать достижение этой, осознанно ощутить радость от того, что ты получил желаемое. Поблагодарить, если хотите, себя и те силы, которые тебе помогали, замедлиться, повисеть в ощущение «я могу!». Если ты недоволен тем, что ты получил, тем, к чему стремился, то тем самым ты обесцениваешь и свои усилия, и саму цель, и если делать это несколько раз подряд, то в какой-то момент тебе и помогать не будут, потому что зачем помогать тому, кто неблагодарен? Тогда и сама фраза приобретает иной смысл, «быть довольным тем, чего ты достиг», быть благодарным, и при этом желать большего, ведь, как говорят ангельские силы, Вселенная расширяется благодаря нашим желаниям.

Более того, в моем представлении, для человека противоестественно «не хотеть» чего-то большего, лучшего, следующего. С точки зрения коучингового подхода, постановка и путь достижения любой цели, неважно, какой, всегда приводит к личностному росту, потому что показывает нам, с чем именно нам нужно поработать. Начали работать по увеличению дохода - и отношения в семье начали «сыпаться»? Отлично, пойдем искать установки, которые нас ограничивают, их менять и смотреть, что будет происходить. Женщина занялась поиском мужа - и у нее вес пошел вверх? Тоже какой-то блок пошевелили, надо разобраться. Создаете образ «новой себя» - и обострились скандалы с матерью? Так туда и смотрим, там и работаем. А если человек ни к чему не стремится и всеми силами уговаривает себя, что «и так сойдет», то и работать ни с чем не надо, просто ждать смертушки – освободительницы. Но есть подвох. Жизненный урок надо пройти, хотите вы того или нет. Не сейчас, так в следующей пятилетке, или в следующей, а если очень упорствовать, то в следующей жизни, но пройти придется. Что-то вроде «от судьбы не убежишь», но скорее тут не в судьбе дело, а в наработке новых качеств. Просишь у Бога много денег – будь готов проработать то, что тебя блокирует, хочешь счастливой семейной жизни – разберись с тем, что ты вообще думаешь про отношения и счастье, хочешь достичь чего-то – пойми, зачем тебе это надо.

Вообще, наблюдать за всем процессом – от выбора цели до ее достижения – очень интересно. Почему этот конкретный человек хочет именно этого и что выйдет на поверхность, когда мы начнем двигаться к желаемому – я заранее не знаю, но по опыту работы с клиентами точно знаю, что достижение любой цели изменит человека, его внутренние установки, почему и могу уверенно говорить, что отсутствие желаний блокирует личностный рост, а в итоге это приведет к фрустрации, апатии, болезням и прочим неприятным вещам.

Посему, мечтайте, желайте, растите над собой, освобождайтесь от всего наносного и чужого, меняйте установки, которые вам не служат, и помните – никто не проживет вашу жизнь за вас, и никто не сделает вас счастливым, если вы сами к этому не стремитесь. А на пути к достижению желаемого, хвалите себя за то, чего уже достигли, даже за маленькие шажочки, даже за то, что окружающим может казаться совсем незначительным, потому что нет более великой силы, чем любовь и принятие.

Как говорится, «Кто молодец? Я молодец!»

Хорошего дня и новых свершений,

Довольствоваться малым. Эпикур

Основателем одной из эллинистических философских школ был Эпикур Самосский (с острова Самос), полагавший, что, прежде чем выяснять, каким образом можно достичь счастья, надо устранить препятствия к нему. Что мешает обрести благо? Страх, который является вечным спутником человеческого рода и постоянно отравляет его существование. Из всех возможных страхов есть три главных, от которых следует избавиться в первую очередь. Это страх перед богами – существами высшими и могущественными, способными не только помочь, но и навредить; страх перед смертью – печальным, а главное, совершенно непостижимым финалом любой человеческой жизни; и страх перед судьбой – предопределением, от нас не зависящим, которое может быть как добрым, так и злым.

Эпикур (341–270 до н. э.)

По поводу первого Эпикур говорит так: «Боги – бессмертные существа, а значит, и совершенно блаженные (то есть обладают полным благом, абсолютно счастливые)». Представьте себе того, кто имеет все возможное благо, кому предельно хорошо: будет ли он к чему-то стремиться, чего-то избегать, ставить перед собой цели и задачи и вообще что-либо делать? Не будет. Значит, боги, как совершенно блаженные, являются и полностью бездеятельными и поэтому никак не могут повлиять на нашу жизнь. Стало быть, хотя они и существуют, их вовсе не следует бояться. Что касается смерти, говорит Эпикур, то мы прекрасно знаем, что все хорошее и дурное заключается в ощущениях, а смерть – это лишение всех ощущений, а значит, после нее нет ни хорошего, ни дурного. Напрасно мы думаем, что она имеет к нам какое-либо отношение, как раз наоборот: пока мы есть – смерти нет, когда смерть есть – нас нет, то есть она и мы – это совершенно разные вещи, которые никак не соприкасаются, и поэтому смерти не надо бояться. Относительно страха перед судьбой получается следующее. Если предопределение существует, значит, есть и высшие силы, которые его назначают. Но только что мы видели, что боги совершенно бездеятельны и не влияют на нас. Так в чьих руках наша жизнь? Очевидно, в наших собственных. Каждый – хозяин своей судьбы и кузнец своего счастья. На нас никто не влияет, кроме нас самих. Судьба – это результат наших действий, поступков и усилий, и бояться ее – значит бояться себя самих.

Освободившись от страхов, необходимо выяснить, что следует делать, а чего – не следует, для того чтобы обрести счастье. Надо, говорит Эпикур, выбирать удовольствия и избегать страданий. Стремление к удовольствиям называется гедонизмом (от греч. hedone – «наслаждение»). Однако при более детальном ознакомлении с эпикурейской теорией видно, что охарактеризовать ее как гедонизм невозможно. Во-первых, стремление к удовольствиям, полагал Эпикур, должно быть разумным: надо уметь и отказаться иной раз от чего-то соблазнительного, и претерпеть, если нужно, какое-нибудь страдание. Во-вторых, само отсутствие страданий, по мнению Эпикура, уже есть удовольствие. В-третьих, и это главное, счастье заключается не в том, что вне нас, а в нас самих. Ведь ни для кого не секрет, что одно и то же событие может быть по-разному воспринято различными людьми в зависимости от их оценок и мнений. Один обрадуется чему-либо, другой расстроится из-за этого, третий останется равнодушным по тому же самому поводу. Счастье – не в вещах, а в нашем отношении к ним. Стало быть, если мы произвольно поменяем свое отношение к происходящему, все вокруг может (для нас) радикально измениться. Если мы иначе отнесемся к событиям собственной жизни, то понятно, что наше восприятие их станет совершенно другим, сможет превратиться из отрицательного в положительное, и поэтому от нас вполне зависит, чтобы печали стали радостями, а напряжение сменилось спокойствием. Значит, если кто-то хочет быть счастливым, то он запросто может им быть, надо только открыть источник счастья в себе самом. А мы, как правило, ищем его вовне и, понятное дело, не находим. Из всего сказанного видим, что Эпикур вовсе не призывает к максимальному удовлетворению всех возможных желаний. Как раз напротив, он предлагает человеку довольствоваться малым и при этом испытывать не страдание от недостатка, а удовольствие от самого наличия. Зачем, спрашивает он, нам богатый стол и роскошные кушанья, когда и грубая еда может доставить столько же удовольствия? Не случайно же говорят, что голод – лучшая приправа к пище. Человеку, который хочет есть, простой черный хлеб покажется очень вкусным и доставит немало положительных эмоций; того же, кто постоянно переедает, не удовлетворят даже изысканные яства. Зачем человеку мягкая перина и десяток подушек, когда можно прекрасно выспаться даже на жестких досках, была бы возможность просто поспать в течение ночи, а не бодрствовать, борясь со сном, охраняя, например, какой-нибудь объект? Получать удовольствие от немногого – вот действительное жизненное искусство, говорит Эпикур. Понятно поэтому, что назвать его учение гедонизмом невозможно. Как это ни странно, философ, призывающий стремиться к удовольствиям, будет в данном случае являться представителем противоположной модели – аскетизма. Но если буддистские, например, аскеты готовы претерпевать страдания из-за лишений, то для Эпикура сознательное ограничение собственных желаний есть средство удовольствия.

11. Эпикур и Лукреций Кар о душе Эпикур предполагал, что живое тело, как и душа, состоит из движущихся в пустоте атомов. Со смертью они рассеиваются по общим законам вечного Космоса.Представленная в учении Эпикура картина природы и места человека в ней служила тому, чтобы

20. Эпикур Греческий философ, живший в 4–3 вв. до н. э. Подавляющее большинство людей считает, что Эпикур был необузданным гедонистом, превыше всего ценившим мирские удовольствия. На самом же деле этот философ отстаивал мысль о том, что именно умеренность в желаниях

Эпикур Эпикур приветствует ГеродотаПосле этого, обращаясь к чувствам внешним и внутренним - ибо таким путем получится самое надежное основание достоверности, - следует постигнуть, что душа есть состоящее из тонких частиц тело, рассеянное по всему организму, очень

Эпикур Из обширного творческого наследия Эпикура до нас дошли отдельные фрагменты, изречения, а также полные тексты трех писем, в которых содержится краткое изложение трех частей его философии - ниже предлагается текст письма Менекею, содержащего авторский конспект

Эпикур и эпикурейцы Эпикурейская эллинистическая философская система еще дальше отошла от идеализма и была выражением крайне трезвого и позитивного способа мышления. В этике школой провозглашался гедонизм, в физике - материализм, в логике - сенсуализм. Теоретическая

В. Эпикур Столь же обширной, или даже еще более обширной, чем стоицизм, была эпикурейская философия, представляющая собою прямую противоположность стоицизма, ибо в то время как последний видел истину в бытии как мыслимом – во всеобщем понятии – и крепко держался этого

Эпикур 341–270 гг. до н. э.Древнегреческий философ материалист, атеист. Кто не помнит о прошлом счастье, тот старик уже сегодня.* * *Каждый уходит из жизни так, словно только что вошел.* * *Мы рождаемся один раз, а дважды родиться нельзя, но мы должны уже целую вечность не быть. Ты

4.1. Довольствоваться малым (Эпикур) Основателем одной из эллинистических философских школ был Эпикур Самосский (с острова Самос), полагавший, что, прежде чем выяснять, каким образом можно достичь счастья, надо устранить препятствия к нему. Что мешает обрести благо? Страх,

Эпикур Эпикур был создателем одного из значительнейших нравственных учений древности и основателем одной из главнейших афинских философских школ, которая носит его имя. Он был сын афинянина Неокла и родился в 342 г. до Р.Х. на острове Самос. Мы мало знаем о его молодости.

Эпикур и эпикурейцы Эпикурейская эллинистическая философская система еше дальше отошла от идеализма и была выражением крайне трезвого и позитивного способа мышления. В этике школой провозглашался гедонизм, в физике - материализм, в логике - сенсуализм. Теоретическая

Эпикур. Довольствоваться малым Основателем одной из эллинистических философских школ был Эпикур Самосский (с острова Самос), полагавший, что, прежде чем выяснять, каким образом можно достичь счастья, надо устранить препятствия к нему. Что мешает обрести благо? Страх,

7. Эпикур Концепцию правопонимания, исходящую из представлений о справедливости и праве как договоре об общеполезном для обеспечения индивидуальной свободы и взаимной безопасности людей в общественно-политической жизни, развивал в эпоху эллинизма Эпикур (341-270 гг. до и.

3. Так говорил Эпикур Эпикуру принадлежит замечательно-четкая формулировка научного стиля обсуждения проблем: «Следует понять, - пишет он Геродоту, - то, что стоит за словами, чтобы можно было свести к ним для обсуждения все наши мнения, разыскания, недоумения, чтобы в

15. Эпикур и эпикурейцы Выдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личности в сложном

Тема 9 ЭПИКУР С именем Эпикура связана одна из важнейших традиций философской этики, получившая название эвдемонизма (от греческого слова eudaimonia - счастье). Эпикур считал, что решение этической проблемы заключено в правильном истолковании счастья. Счастливые люди

ЭПИКУР (341–270 до н. э.) Древнегреческий философ. С 306 года до н. э, - в Афинах, основал философскую школу. Философию делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании) и этику.В физике Эпикур следовал атомистике Декарта. Признавал блаженно безразличных богов в