Почему иван флягин остался один. Иван флягин в повести очарованный странник лескова характеристика образ

Все эпизоды повести объединяет образглавного героя - Ивана Северьяновича Флягина, показанного исполином физической и нравственной мощи. «Это был человек oгpoмнoгo роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала eгo проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монaстыpским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке... Этому новому нашему спутнику... по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого. Казалось, что ему бы не в рясе ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет темный бор». Герой совepшает ратные подвиги, спасает людей, проходит через искушение любовью. Он знает по собственному горькому опыту крепостное право, знает, что такое бегство от лютoгo барина или солдатчины. В поступках Флягина проявляются такие черты, как безграничная смелость, мужество, гордость, упрямство, широта натуры, доброта, терпеливость, артистизм и др. Автор создает сложный, многогранный характер, положительный в своей основе, но далеко не идеальный и совсем не однозначный. Основная черта Флягина - «откровенность простой души». Рассказчик уподобляет eгo Божьему младенцу, которому Бог иногда открывает свои замыслы, сокрытые от других. Герою свойственны детская наивность восприятия жизни, простодушие, искренность, бескорыстность. Он очень талантлив. Прежде Bceгo в деле, которым он занимался еще мальчиком, став форейтором у cвoeгo барина. В том, что касалось лошадей, он «от природы своей особенное дарование получил». Eгo талантливость связана с обостренным чувством красоты. Иван Флягин тонко чувствует женскую красоту, красоту природы, слова, искусства - песни, танца. Eгo речь поражает своей поэтичностью, когда он описывает то, чем любуется. Как всякий народный богатырь, Иван Северьянович горячо любит родину. Это проявляется и в мучительной тоске по родным местам, когда он находится в плену в татарских степях, и в желании принять участие в грядущей войне и умереть за родную землю. Последний диалог Флягина со слушателями звучит торжественно. Душевная теплота и тонкость чувства в гepoe уживаются сгрубостью, драчливостью, пьянством, ограниченностью. Порой он проявляет черствость, равнодушие: засекает до смерти в поединке татарина, некрещеных дeтей не считает своими и оставляет их без сожаления. Доброта и отзывчивость на чужое гope уживаются в нем с бессмысленной жестокостью: отдает ребенка слезно умоляющей eгo матери, лишив себя крова и пищи, но в то же время из баловства насмерть засекает уснувшего монаха.

Удальство и свобода чувств Флягина не знают границ (бой с татарином, отношения сгрушенькой). Он отдaeтся чувству безоглядно и безрассудно. Душевные порывы, над которыми он не властен, постоянно ломают eгo cyдьбу. Но когда в нем yгacaeт дух противоборства, он очень легко покоряется чужому влиянию. Чувство человечеcкoгo достоинствагероя находится в противоречии с coзнанием крепостного человека. Но все равно в Иване Ceверьяновиче чувствуется чистая и благородная душа.

Имя, отчество и фамилия героя оказываются значимыми. Имя Иван, столь часто встречающееся в сказках, сближает eгo и с Иваном-дураком, и с Иваном-царевичем, проходящими через разные испытания. В своих испытаниях Иван Флягин духовно взрослеет, нравственно очищается. Отчество Северьянович в переводе с латинскoгo означает «суровый» И отражает определенную сторону eгo характера. Фамилия указывает, с одной стороны, на склонность к загульному образу жизни, но, с дpyгой стороны, напоминает о библейском образе человека как сосуда, а праведника - как чистого сосуда Божьего. Страдая от сознания собственного несовершенства, он идет, не сгибаясь, навстречу подвигу, стремясь к богатырскому служению родине, ощущая над собой божественное благословение. И это движение, нравственное преображение составляет внутреннюю сюжетную линию повести. Герой верует и ищет. Eгo жизненный путь - это путь познания Бога и осознание себя в Боге.

Иван Флягин олицетворяет русский национальный характер со всеми eгo темными и светлыми сторонами, народный взгляд на мир. В нем воплощены огромные и неистраченные возможности народной силы. Eгo нравственность - естественная, народная нравственность. Фигypa Флягина обретает символическую масштабность, воплощая широту, безграничность, открытость русской души миру. Глубину и сложность характера Ивана Флягина помогают постичь разнообразные художественные приемы, использованные автором. Главным средством создания образа героя является речь, в которой отражаются eгo миропонимание, характер, социальное положение и т. д. Речь Флягина проста, полна просторечий и диалектизмов, в ней нeмнoгo метафор, сравнений, эпитетов, но они ярки и точны. Стиль речи героя связан с народным мировосприятием. Образ героя раскрывается и через eгo отношение к другим персонажам, о которых он сам рассказывает. В тоне повествования, в выборе художественных средств проявляется личность героя. Пейзаж также помогает почувствовать особенности восприятия мира персонажем. Рассказ героя о жизни в степи передает eгo эмоциональное состояние, тоску по родным местам: «Нет-с домой хочется... тоска делалась. Особенно по вечерам, или даже когда среди дня стоит погода хорошая, жарынь, в стану тихо, вся татарва от зною попадает по шатрам... Знойный вид, жестокий; простор - краю нет; травы буйство; ковыль белый, пушистый, как серебряное море, волнуется, и по ветерку запах несет: овцой пахнет, а солнце обливает, жжет, и степи, словно жизни тягостной, нигде конца не предвидится, и тут глубине тоски дна нет... Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь».

В образе скитальца Ивана Флягина обобщены замечательные черты людей энергичных, талантливых от природы, воодушевлённых беспредельной любовью к людям. В ней изображён человек из народа в хитросплетениях своей трудной судьбы, не сломленный, хоть “он всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть”.

Добрый и простодушный русский исполин - основной герой и центральная фигура рассказа. Этот человек с детскою душой отличается неуёмной силой духа, богатырским озорством. Он поступает по велению долга, часто по наитию чувства и в случайном порыве страсти. Однако все его поступки, даже самые странные, неизменно рождаются из внутренне присущего ему человеколюбия. Он стремится к истине и красоте через ошибки и горькие раскаяния, он ищет любви и щедро дарит сам любовь людям. Когда Флягин видит человека в смертельной опасности, он просто бросается ему на помощь. Совсем мальчиком спасает графа с графиней от гибели, а сам чуть не погибает. Еще он идет вместо сына старухи на пятнадцать лет на Кавказ. За внешней грубостью и жестокостью скрыта в Иване Северьяныче огромная доброта, свойственная русскому народу. Мы узнаем эту черту в нем, когда он становиться нянькой. Он по-настоящему привязался к девочке, за которой ухаживал. В обращении с ней он заботлив и нежен.

“Очарованный странник” - это тип “русского скитальца” (говоря словами Достоевского). Это русская натура, требующая развития, стремящаяся к духовному совершенству. Он ищет и не может обрести себя. Каждое новое пристанище Флягина -- это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия. Широкая душа странника уживается абсолютно со всеми -- будь то дикие киргизы или строгие православные монахи; он настолько гибок, что согласен жить по законам тех, кто его принял: по татарскому обычаю он не на жизнь, а на смерть сечется с Саварикеем, имеет по мусульманскому обычаю несколько жен, принимает как должное жестокую “операцию”, которую с ним проделали татары; в монастыре он не только не ропщет за то, что в наказание его заперли на все лето в темном погребе, но даже умеет найти в этом радость: “Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали”. Но несмотря на такую уживчивую натуру, он нигде не задерживается надолго. Ему не надо смиряться и желать трудиться на родной ниве. Он и без того смирён и своим мужицким званием поставлен перед необходимостью трудиться. Но покою ему нет. В жизни он не участник, а только странник. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Но это -- не следствие душевной слабости и пассивности, а полное приятие своей судьбы. Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полагаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем. И высшая сила, перед которой он открыт и честен, вознаграждает его за это и хранит.

Иван Северьяныч Флягин живёт по преимуществу не умом, а сердцем, и потому ход жизни властно увлекает его за собой, потому-то столь разнообразны обстоятельства, в которые он попадает.

Флягин остро реагирует на оскорбление и несправедливость. Стоило управляющему графа - немцу наказать его за проступок унизительной работой, как Иван Северьяныч, рискуя собственной жизнью, бежит из родных мест. Впоследствии он вспоминает об этом так: “Отодрали меня ужасно жестоко, даже подняться я не мог… но это бы мне ничего, а вот последнее осуждение, чтобы стоять на коленях да мешки бить… это уже домучило меня… Просто терпения моего не стало…” Самым страшным и непереносимым для простого человека оказывается не телесное наказание, а оскорбление чувства собственного достоинства. с отчаяния он убегает от них и идет “в разбойники”.

В “Очарованном страннике” впервые в лесковском творчестве полнозвучно развивается тема народного героизма. собирательный полусказочный образ Ивана Флягина предстаёт перед нами во всём величии, благородстве души своей, бесстрашии и красоте и сливается с образом народа-богатыря. желание Ивана Северьяныча идти на войну - это желание постраждовать одному за всех. любовь к Родине, к Богу, христианское стремление спасают Флягина от гибели в течении девяти лет жизни у татар. Он за все это время так и не смог привыкнуть к степям. Он говорит: “Нет-с, домой хочется… Тоска делалась”. Какое великое чувство заключено в его незатейливом рассказе об одиночестве в татарском плену: “…Тут глубине тоски дна нет… Зришь, сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмётся обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещёную землю и заплачешь”. Из рассказа Ивана Северьяновича о самом себе явствует, что самыми тяжелыми из пережитых им многообразных жизненных ситуаций были именно те, которые в наибольшей мере связывали его волю, обрекали его на неподвижность.

Сильна в Иване Флягине православная вера. Среди ночи в плену он “выползал потихоньку за ставку… и начинал молиться… так молиться, что даже снег инда под коленками протает и где слезы падали - утром травку видишь”.

Флягин -- необыкновенно одаренный человек, для него нет ни­чего невозможного. Тайна его силы, неуязвимости и удивительного дара -- всегда ощущать радость -- заключается в том, что он всегда поступает так, как того требуют обстоятельства. Он в гармонии с миром, когда мир гармоничен, и он готов сражаться со злом, когда оно стоит на его пути.

В конце повести мы понимаем, что, придя в монастырь, Иван Флягин не успокаивается. Он предвидит войну и собирается туда идти. Он говорит: “Мне за народ очень помереть хочется”. В этих словах отражено главное свойство русского человека - готовность пострадать за других, умереть за Родину. Описывая жизнь Флягина, Лесков заставляет его скитаться, встречаться с разными людьми и целыми народами. Лесков утверждает, что такая красота души свойственна только рус человеку и только русский человек может проявить ее так полно и широко.

Образ Ивана Северьяновича Флягина - это единственный "сквозной" образ, соединяющий все эпизоды повести. Как уже отмечалось, он обладает жанрообразующими признаками, т.к. его "жизнеописание" восходит к произведениям с жесткими нормативными схемами, а именно к житиям святых и авантюрным романам. Автор сближает Ивана Северьяновича не только с героями житий и романов приключений, но и с былинными богатырями. Вот как описывает внешность Флягина повествователь: "Этому новому нашему спутнику по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещегина и в поэме графа А. К. Толстого.4 Казалось, что ему бы не в рясе ходить, а сидеть бы ему на "чубаром" да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как "смолой и земляникой пахнет темный бор"". Характер Флягина многогранен. Основная черта его - "откровенность простой души". Рассказчик уподобляет Флягина "младенцам", которым Бог иногда открывает свои замыслы, таимые от "разумных". Автор перефразирует евангельские речения Христа: "... Иисус сказал: "...славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам"" (Евангелие от Матфея, глава 11, стих 25). Мудрыми и разумными Христос иносказательно называет людей с чистым сердцем.

Флягина отличают детская наивность и простодушие. Бесы в его представлениях напоминают большую семью, в которой есть и взрослые, и шкодливые дети-бесенята. Он верит в магическую силу оберега - "тесменного пояска от святого храброго князя Всеволода-Гавриила из Новгорода". Флягин понимает переживания укрощаемых лошадей. Он тонко чувствует красоту природы.

Но, вместе с тем, душе очарованного странника присуща и некоторая черствость, ограниченность (с точки зрения образованного, цивилизованного человека). Иван Северьянович хладнокровно засекает до смерти в поединке татарина и не может понять, почему рассказ об этом истязании ужасает его слушателей. Иван жестоко расправляется с кошкой графининой горничной, задушившей его любимых голубей. Некрещеных детей, прижитых от жен-татарок в Рынь-песках, он не считает своими и оставляет без тени сомнения и сожаления.

Природная доброта уживается в душе Флягина с бессмысленной, бесцельной жестокостью. Так, он, служа нянькой при малолетнем ребенке и нарушая волю его отца, своего хозяина-барина, отдает дитя слезно умолившей Ивана матери и ее любовнику, хотя и знает, что этот поступок лишит его верного пропитания и заставит снова скитаться в поисках пищи и крова. И он же, в отрочестве, из баловства засекает насмерть кнутом уснувшего монаха.

Флягин безогляден в своем удальстве: просто так, бескорыстно, он вступает в состязание с татарином Савакиреем, обещая знакомому офицеру подарить приз - коня. Он весь отдается овладевающим им страстям, пускаясь в пьяный загул. Пораженный красотой и пением цыганки Груши, не колеблясь, дарит ей порученную ему огромную сумму казенных денег.

Натура Флягина одновременно и непоколебимо тверда (он свято исповедует принцип: "Чести моей никому не отдам") и своевольна, податлива, открыта влиянию других и даже внушению. Иван легко усваивает представления татар об оправданности смертельного поединка на нагайках. Доселе не чувствующий завораживающей красоты женщины, он - как бы под воздействием бесед с опустившимся барином-магнетизером и съеденного "магического" сахара-"ментуора" - оказывается очарован первой встречей с Грушей.

Скитания, странствия, своеобразные "искания" Флягина несут "мирскую" окраску. Даже в монастыре он исполняет ту же службу, что в миру, - кучера. Этот мотив - значимый: Флягин, меняя профессии и службы, остается самим собой. Он начинает свой трудный путь с должности форейтора, наездника на лошади в упряжке, и в старости возвращается к кучерским обязанностям.

Служба лесковского героя "при лошадях" не случайна, она обладает неявной, скрытой символичностью. Переменчивая судьба Флягина подобна быстрому бегу лошади, а сам "двужильный" герой, выдержавший и перенесший многие тяготы на своем веку, напоминает крепкого "битюцкого" коня. И флягинская вспыльчивость, и независимость как бы сопоставлены с гордым конским норовом, о котором поведал "очарованный странник" в первой главе лесковского произведения. Укрощение же лошадей Флягиным соотносится с рассказами античных авторов (Плутараха и других) об Александре Македонском, усмирившем и приручившем коня Буцефала.

А подобно герою былин, выезжающему померяться силою "во чисто поле", Флягин соотнесен с открытым, вольным пространством: с дорогой, (странствия Ивана Северьяновича), со степью (десятилетняя жизнь в татарских Рынь-песках), с озерным и морским простором (встреча рассказчика с Флягиным на пароходе, плывущем по Ладожскому озеру, паломничество странника на Соловки). Герой странствует, перемещается в широком, разомкнутом пространстве, являющемся не географическим понятием, но ценностной категорией. Пространство - зримый образ самой жизни, посылающей навстречу герою-путешественнику бедствия и испытания.

В своих скитаниях и путешествиях лесковский персонаж достигает пределов, крайних точек Русской земли: живет в казахской степи, сражается против горцев на Кавказе, идет к Соловецким святыням на Белом море. Флягин оказывается и на северной, и на южной, и на юго-восточной "границах" европейской России. Иван Северьянович не побывал лишь на западном рубеже России. Впрочем, столица у Лескова может символически обозначать именно западную точку российского пространства. (Такое восприятие Петербурга было характерно для русской словесности XVIII века и воссоздано в пушкинском "Медном всаднике"). Пространственный "размах" путешествий Флягина значим: он как бы символизирует5 широту, безграничность, открытость народной русской души миру.6 Но широта натуры Флягина - "русского богатыря" вовсе не равнозначна праведности. Лесков неоднократно создавал в своих произведениях образы русских праведников, людей исключительной нравственной чистоты, благородных и добрых до самоотвержения ("Однодум", "Несмертельный Голован", "Кадетский монастырь" и т. д.). Однако Иван Северьянович Флягин не таков. Он как бы олицетворяет русский народный характер со всеми его темными и светлыми сторонами и народный взгляд на мир.

Имя Ивана Флягина - значимое. Он подобен сказочным Ивану-дураку и Ивану-царевичу, проходящим через разные испытания. От своей "дурости", нравственной черствости Иван в этих испытаниях излечивается, освобождается. Но нравственные идеалы и нормы лесковского очарованного странника не совпадают с моральными принципами его цивилизованных собеседников и самого автора. Нравственность Флягина - это естественная, "простонародная" нравственность.

Не случайно и отчество лесковского героя - Северьянович (severus - по латыни: суровый). Фамилия говорит, с одной стороны, о былой склонности к питию и загулам, с другой, - как бы напоминает о библейском образе человека как сосуда, а праведника - как чистого сосуда Божия.

Жизненный путь Флягина отчасти представляет собой искупление его грехов: "молодеческого" убийства монаха, а также убийства оставленной любовником-князем Грушеньки, совершаемого по ее мольбе. Темная, эгоистическая, "животная" сила, свойственная Ивану в юности, постепенно просветляется, наполняется нравственным самосознанием. На склоне жизни Иван Северьянович готов "помереть за народ", за других. Но от многих поступков, предосудительных для образованных, "цивилизованных" слушателей, очарованный странник не отрекается по-прежнему, не находя в них ничего дурного.

В этом не только ограниченность, но и цельность характера главного героя, лишенного противоречий, внутренней борьбы и самоанализа,7 что, как и мотив предопределенности его судьбы, сближает повесть Лескова с классическим, античным героическим эпосом. Б.С. Дыханова так характеризует представления Флягина о своей судьбе: "По убеждению героя, его предназначение в том, что он - сын "моленый" и "обещанный", обязан посвятить свою жизнь служению богу, и монастырь должен, казалось бы, восприниматься как неизбежный конец пути, обретение истинного призвания. Слушатели неоднократно задают вопрос о том, исполнилось или нет предопределение, но всякий раз Флягин уклоняется от прямого ответа.

"Почему же вы это так... как будто не наверное говорите?

  • - Да потому, что как же наверное сказать, когда я всей моей обширной протекшей жизненности даже обнять не могу?
  • - Это от чего?
  • - Оттого-с, что я многое даже не своей волею делал".

При внешней непоследовательности ответов Флягина, он здесь поразительно точен. "Дерзость призвания" неотделима от собственной воли, собственного выбора, а взаимодействие воли человека с независящими от нее жизненными обстоятельствами и порождает то живое противоречие, которое можно объяснить, только сохранив его. Для того, чтобы уяснить, в чем его призвание, Флягину приходится рассказывать свою жизнь "с самого первоначала"".8 Жизнь Флягина причудлива, "мозаична", она как бы распадается на несколько самостоятельных "биографий": герой множество раз меняет род занятий, наконец, дважды лишается собственного имени (уходя в солдаты вместо рекрута-крестьянина, затем - принимая монашество). Иван Северьянович может представить единство, цельность своей жизни, лишь пересказав ее всю, от самого рождения. Внутреннюю связность случившемуся с Флягиным придает мотив предопределенности. В этой предопределенности судьбы героя, в подчиненности и "завороженности" какой-то властвующей над ним силой, "не своей волей", которой движим Флягин, - смысл названия повести.

Приветствие, проверка готовности к уроку, запись в тетрадь числа и темы урока. -Какой сегодня урок по данной теме? -Закончили мы изучать жизнь и поступки Ивана Флягина? -Значит, какова цель 3-го урока? -А для чего нам нужно исследовать жизнь героя? План урока. 1.Как раскрывается характер Флягина в повести: 1) служба в няньках; 2) в плену у татар; 3)испытание любовью как высшая проверка его человечности; 4)дальнейшие испытания героя жизнью: 15 лет службы на Кавказе под именем Петра Сердюка; в Петербурге в артистах; в монастыре; финал – снова в пути. 2.Вывод: Каковы основные черты русского национального характера Ивана Северьяновича Флягина? Д/з: подготовиться к тесту по повести, написать мини-сочинение на одну из тем: «В чем очарование Ивана Флягина?», «Русский национальный характер Ивана Флягина.», «Флягин - грешник или праведник?» Индив-но: составить тест из 15 вопросов. -На прошлом уроке мы выяснили, что Иван – сын « моленный и обещанный», что это значит? -Какой девиз выткан у него на пояске? -Флягин много раз в повести рассказывает свою историю и писарю, и барину, и русским миссионерам в татарском плену, и отцу Илье на исповеди, и полковнику на Кавказе, и лекарю в монастыре. Зачем он это делал? (Заново переживает жизнь, связывает разрозненные куски, уясняет для себя смысл собст. бытия.) -Что узнали о происхождении, даре героя? (Крепостной, дар – насквозь видеть коня) -О каких двух поступках юности вспоминает Флягин? (Убийство монашка и спасение господ) - Давайте послушаем эти истории, так как они в дальнейшем не раз будут влиять на жизнь Флягина Пересказ 1-го эпизода «Смерть монашка». - Осознал ли Флягин, что совершил? Испытывает угрызения совести? (Нет, смерть монашка воспринимает как досадное недоразумение). Пересказ эпизода «Спасение семьи графа». - Как можно расценить этот поступок? (Как благородный. Но воспринимается как должное, гармонь дарят, обещают вспомнить. И вспомнят, отблагодарят: не единожды высекут.) - А теперь давайте исследуем несколько эпизодов из жизни героя с целью выявить, какие черты характера проявились у Флягина. Для этого разделимся на три группы. Каждая группа получит карточку с заданием и в течение 10 минут поработает, а потом расскажет. Что сделано. 1-й эпизод – Служба Флягина в няньках; 2-й эпизод – Флягин у татар в плену; 3-й эпизод: испытание Флягина любовью (Задания смотри в приложении к уроку) Пока ученики работают в группах, у доски 2 ученика записывают уже изученные черты характера героя ФИЗКУЛЬТМИНУТКА! Проверка на нравственность в повести идет постоянно. В истории с Грушей он берет на себя всю полноту ответственно-сти за грехи чужого человека, губящего собственную душу. Иначе Груша убила бы себя и еще не рожденного ребенка. Любовь героя беззаветная, чувство чистое и великое, потому что оно свободно от себялюбия и собственничества. После смерти Груши он думает не о себе, а о ее душе: «Грушина душа теперь погибшая, и моя обязанность за нее отстрадать и из ада ее выручить. После смерти Груши – опять дорога, но это дорога к людям, к встрече с ними уже на новых основаниях.Он уже «зачеркнул» себя и живет с этого момента для других, за других, обретает родство с убитыми горем старичками и идет служить под именем их сына Петра Сердюкова, т.е. меняется судьбой и именем с человеком, которого никогда не видел. И опять герой не размышляет, действует по велению сердца и не считает это жертвой. Просится на Кавказ, так как там, говорит он, «могу скорее за веру умереть». 15 лет прослужит на Кавказе, все происходит как в сказке: и не убили, и в офицеры произвели, и наградили Георгиевским крестом за храбрость. Изменилась нравственная самооценка. В исповеди полковнику он так оценит свою жизнь: «Большой грешник… я на своем веку много неповинных душ погубил». Он уже осознает свою ответственность перед другими людьми. Через страдания герой постигает смысл своей жизни. -После службы полковник дает ему рекомендательное письмо в Петербург. Что ждет его в Петербурге? (Принадл-ть к привилегированному сословию не способствует карьере, не дает вернуться к привычному делу – быть кучером. Герой идет в артисты). - Куда же, наконец, попадает Иван Северьяныч? (В монастырь) -Чье пророчество сбылось? -Почему же монастырь не оказался последней пристанью, а стал этапом нового пути? (Дух его не успокоился, внутренний голос говорит ему: «ополчайся»…) - О чем мечтает герой, уходя из монастыря? Прочтите текст в последней главе со слов: «Я, в ожидании невозможного исполнения…» и найдите строки в которых выражается его переживание(«Исполнился страха за народ русский и начал молиться… все я о родине плакал…»; « Умереть за народ хочется» - былинная мечта.) -Каков же он, герой Лескова? Какие черты русского национального характера отразились в Иване Флягине? (Мягкий, добрый, правдивый, честный, бескорыстный – что в меркантильный век выглядит как глупость, живущий интересами других, ради других и за других, умеет чувствовать красоту, отзывчив на чужое горе, человек высоко духовный – готов умереть за народ. - Чему учит нас повестью Лесков? -Какие черты характера героя хочется вам развить в себе?

Н.С. Лесков никогда не терял веры в русского человека, в его способность превозмочь все бедствия. Писателю чудились и виделись в привычной суматошности, даже «дикости», простого русского быта некие светлые начала. Это ярко проявилось в «Очарованном страннике», повести об Иване Флягине, сыне крепостной крестьянки и кучера. В чём же необычность судьбы, жизненного пути этого героя?

Многие исследователи называют Флягина «правдоискателем земли русской». В принципе, это справедливое определение, но недостаточно точное. Какую правду ищет Флягин? Может ли он искать правду при его импульсивности и малой образованности?

По-видимому, Флягин - это особый тип, своего рода «самородок». Он, конечно, искатель, но не правды как таковой, а красоты, смысла жизни. Иван – «молельный», то есть выпрошенный у Бога, сын. С самого рождения ему присущи неугомонность, вечное стремление (через неудачи и «срывы») к яркому, энергетически полному, «цветистому» существованию. Отсюда и «падения» этого героя и, в конечном свете, просветление духа, отказ от непотребного.

Судьба словно испытывала Флягина на крепость заложенного в нём чувства добра и здравого смысла. Будешь «много раз погибать и ни разу не погибнешь» - предсказано ему ещё в отроческие годы. Так оно и вышло. Вся жизнь героя – это цепь злоключений, причиною которых нередко был он сам, его жажда необыкновенного, игра внутренних сил, не находивших полезного применения.

Так, ещё в детстве Флягин оказался косвенным виновником «дорожного» происшествия, вследствие которого погиб монах. Будучи взрослым, герой не избегал и авантюрных ситуаций (единоборство с татарами под Пензой). Из-за этого Ивану Северьяновичу пришлось больше десяти лет скрываться в степных поселениях, где ему вживили конский волос в пятку, и он не мог нормально ходить. Много раз Флягин был жертвой доверчивости и пагубного увлечения «зелёным змеем»… Но всё злоключение не только не ослабляли его тягу к жизни и совершенству, но и усиливали её. Отсюда странствия героя, постоянный поиск того, что удовлетворило бы «жажду душевную», тягу к простоте, необыкновенному. Все это объясняет акцентное слово в заголовке повести – «очарованный».

Очарование жизнью и красотой с необычной силой раскрыто в трактирной сцене. Изрядно выпивший Иван Флягин отдаёт все хозяйские деньги (пять тысяч рублей) за чары цыганские – красавице Грушеньке: он «сметал ей под ножки» во время танца всех своих «лебедей», то есть крупные купюры денег. В азарте пляски распалилась душа героя: «Не ты ли, проклятая, и землю и небо сделала?». Слова кощунственные и, в то же время, глубоко искренние, мощные. «Проклятая» в устах Ивана звучит как характеристика всего того, что есть прекрасного на земле…

В глубине души героя всегда ярко светились искорки жизни, надежды, по возможности, искупления «грехов», обретения им истины. И Флягин нашёл эту истину, по крайней мере, для себя, применительно к той ситуации, в какой он оказался после всех скитаний и лишений. Не имея семьи, постоянного места жительства, определённых занятий, герой всё время порывается к лучшему, пытается разгадать «смысл» жизни. В конце концов он оказывается в монастыре, в надежде остановить там «неугомонность» своей души, отыскать истинно прекрасное. В этом смысле Флягин напоминает нам «будущего сына», который после многих злоключений приходит в монастырь, дабы замолить там свои «грехи».

Но, оказавшись в монастыре, Иван не избавился от мучений своей совести (за смерть Грушеньки, за смерть татарина, монаха). Ему всё чудилось, что его преследует сатана. Было решено посадить Флягина в «погреб», дабы там, в молитвах и в аскетизме, пришло освобождение от наваждения. Так оно и случилось. Но одновременно с этим произошло и другое: невероятно важное прозрение героя. Ему ниспослано было увидеть и понять то, что другим – увы! – не дано и по сей день. С тех пор и исполнился наш герой «страха за народ свой русский и начал молиться… всё о родине… да за народ свой».

Смысл странствий, всего жизненного пути Ивана Флягина, предвидение им беды, нависшей над народом и отчизной, предвидение, выношенное им в себе за долгие годы «злоключенный», относится обычно к чисто поэтическому элементу повести. В этом видят фантастическое, «чудесное» и потому будто бы малосущественное. Но это не так. Устами Флягина Лесков не прямо, а в образной, «пророческой», форме предупреждал в 70-е годы XIX века: «близ нас есть нам всегубительство». И духовное богатырство Ивана Флягина в том, что всей горькой, но высокой по силе драматизма судьбой своей он убеждает нас: действовать надо «умом», ответственностью, преданностью вере, не отбрасывая честь и заботу о другом. Пришло время так ставить вопрос – только так! Иначе – «всегубительство».

Тернистый жизненный путь главного героя, те лишения, которые он перенёс, как бы венчает эта «правда жизни», к которой он стремился. Она была Флягину необходима также, как и всем людям.

Трудна и мучительна была жизнь Н. С. Лескова. Непонятый и неоцененный современниками, он получал удары от правых критиков как недостаточно лояльный и от левых, того же Н. А. Некрасова, который не мог не видеть глубину таланта писателя, но не печатал его в своем «Современнике». А Лесков, волшебник слова, плел узоры русской речи и опускал своих героев в те бездны, в которых мучительно существовали герои Достоевского, а потом поднимал их к небесам, где был мир Льва Толстого.

Он проложил в нашей прозе тропинку, которая связывала этих двух гениев. Особенно это заметно, когда погружаешься в строй рассказа «Очарованный странник». Иван Флягин, характеристика которого будет представлена ниже, то спускается в преисподнюю, то взмывает к вершинам духа.

Внешний вид героя

Очарованный странник представлен у Лескова как типичный русский богатырь. Роста он огромного, и длинный черный подрясник и высокий колпак на голове делают его еще крупнее.

Лицом Иван смугл, ему за 50. Его волосы густы, но со свинцовой проседью. Статью и мощью он напоминает Илью Муромца, добродушного богатыря из русских былин. Так выглядит Иван Флягин, характеристика которого выявит связь внешнего и внутреннего, его странствий и динамики его развития.

Детство и первое убийство

Он вырос в конюшне и знал нрав каждой лошади, умел справиться с самым норовистым конем, а для этого требуется не только физическая сила, но сила духа, которую конь почувствует и даже в ребенке признает хозяина. И подрастала сильная личность, которая нравственно была несколько неразвита. Подробно рассказывает автор, что представлял собой в это время Иван Флягин. Характеристика его дана в эпизоде, когда он просто так, от полноты сил, которые некуда применить, играючи убил ни в чем не повинного монаха. Был всего лишь взмах кнута, которым одиннадцатилетний мальчик ударил монаха, а лошади понесли, и монах, упав, сразу же умер без покаяния.

Но к мальчику явилась душа убитого и пообещала, что будет он погибать много раз, но все-таки пойдет в монахи, не сгинув на дорогах жизни.

Спасение барской семьи

И тут же рядом Лесков, как бусины нанизывает, ведет сказ о прямо противоположном случае, когда, снова ни о чем не помышляя, спасает жизнь свои господам Иван Флягин. Характеристика его - это смелость и удальство, о которых несмышленыш даже не думает, а только снова просто действует безо всякой мысли.

Ребенка вел Бог, и он же его спас от верной гибели в глубокой пропасти. Вот в какие бездны сразу бросает Лесков своего персонажа. Но он с младых ногтей совершенно бескорыстен. За свой подвиг попросил гармонь Иван Флягин. Характеристика последующих его действий, например, отказ от больших денег за выкуп девочки, с которой заставили его нянчиться, покажут, что он никогда не ищет себе выгод.

Второе убийство и побег

Совершенно спокойно в честном бою убил (а дело состояло в споре, кто кого запорет нагайкой), как будто так и положено, татарина Иван Флягин. Характеристика этого поступка показывает то, что 23-летний молодой Иван не дозрел до оценок собственных действий, а готов принять любые, даже аморальные правила игры, которые ему предлагают.

И в результате он прячется от правосудия у татар. Но в итоге - он в плену, в тюрьме татарской. Десять лет проведет Иван у своих «спасителей-иноверцев» и будет тосковать по родине, пока не убежит. И будут его вести целеустремленность, выносливость и сила воли.

Испытание любовью

На жизненном пути Ивану встретится красавица-певунья, цыганка Грушенька. Она так хороша внешне, что у Ивана дух захватывает от ее красоты, но богат и ее духовный мир.

Девушка, чувствуя, что Флягин ее поймет, рассказывает свое немудреное вечное девичье горе: любимый поиграл с ней и бросил. А жить она без него не может и боится, что или убьет его вместе с его новой возлюбленной, или руки на себя наложит. И то и другое пугает ее - это не по-христиански. И просит Груша Ивана взять грех на душу - убить ее. Смутился и не решился вначале Иван, но потом жалость к безответным мучениям девушки перевесила все его сомнения. Сила ее страдания привела к тому, что столкнул Грушу в пропасть Иван Флягин. Характеристика этого поступка состоит в особой стороне человечности. Убивать страшно, и Христова заповедь говорит: «Не убий». Но Иван, преступая через нее, выходит на высший уровень самопожертвования - он жертвует своей бессмертной душой для спасения души девушки. Он, пока жив, надеется отмолить этот грех.

Уход в солдаты

И тут снова случай сталкивает Ивана с чужим горем. Под чужим именем в солдаты, на войну, на верную смерть уходит Флягин Иван Северьяныч. Характеристика этого эпизода в его жизни является продолжением предыдущего: сострадание и жертвенность приводят его к этому поступку. Что выше всего? Погибнуть за отечество, за народ. Но судьба его хранит - Иван не прошел еще все испытания, которые она собирается ему послать.

В чем смысл жизни?

Скиталец, странник, калика перехожий, Иван - искатель истины. Для него главное - найти смысл жизни, сопряженный с поэзией. Образ и характеристика Ивана Флягина в повести «Очарованный странник» дают возможность автору воплотить мечтательность, свойственную самому народу. Иван передает дух искательства правды. Иван Флягин - горемыка, испытавший на своем веку столько, что хватило бы на несколько человек. Он берет на свою душу несметные страдания, которые выводят его на новую, более высокую духовную орбиту, на которой соединяются жизнь и поэзия.

Характеристика Ивана Флягина как рассказчика

Сказ Флягина-Лескова намеренно замедлен, как в эпической раздумчивой песне. Но когда исподволь накапливаются силы событий и характеров, то он становится динамичным, стремительным. В эпизоде обуздания лошади, с которой даже англичанин Рарей не может справиться, способ повествования динамичный и острый. Описания коней даны так, что вспоминаются народные песни и былины. Конь в 6-й главе сравнивается с птицей, которая не своей силой несется.

Образ предельно поэтичен и смыкается с гоголевской птицей-тройкой. Эта проза должна читаться декламационно, замедлено, как стихотворение в прозе. И таких стихотворений наберется много. Чего стоит эпизод в конце 7-й главы, когда исстрадавшийся странник молится так, что снег под коленями растаял, а там, где слезы капали, утром травка появляется. Это говорит лирический поэт - страстотерпец. Эта и другие миниатюры имеют право на отдельное существование. Но вставленные Лесковым в большое повествование, дают ему необходимую окраску, обогащающий отсвет.

План-характеристика Ивана Флягина

При написании сочинения можно руководствоваться таким кратким планом:

  • Вступление - очарованный странник.
  • Внешность персонажа.
  • Скитальчество.
  • Оберег для жизни.
  • «Греховность» Ивана.
  • Немеряные богатырские силы.
  • Черты у героя.

В заключение следует сказать, что сам Н. С. Лесков прошел по земле очарованным путником, хотя видел жизнь во всей ее многослойности. Поэзия жизни раскрывалась Н. С. Лескову в созерцании и раздумии, в слове. Может быть, ключом к «Очарованному страннику» является стихотворение Ф. Тютчева «Пошли Господь свою отраду…». Перечитайте и обдумайте путь странника.

Эпитет «очарованный» увеличивает ощущение поэтичности фигуры путника. Обвороженный, пленяющий, околдованный, сведенный с ума, покоренный - диапазон этого душевного качества велик. Для писателя очарованный странник был характерной фигурой человека, которому можно было передоверить часть своих мечтаний, сделать его выразителем заповедных дум и чаяний народа.

    К началу семидесятых годов, после явной неудачи романа «На ножах», Н. С. Лесков оставляет этот жанр и стремится утвердить права того литературного рода, который стихийно складывался в его творчестве. С этим периодом совпал и заметный перелом в мировоззрении...

    Когда я читала это произведение, оно потрясло меня своей искренностью, душевностью, реалистичностью описания образов. Повесть была написана во второй половине XIX века, в трудное, противоречивое для России время. Оно очень похоже на наше время, конец...

    Повесть «Очарованный странник» - одно из лучших произведений русского писателя XIX в. Н. С. Лескова. Лесков - мастер фольклорных образов - изобразил в повести замечательные русские типажи, оказывающие незабываемое впечатление на читателя. Главный герой...

    Удивительный русский писатель Н. С. Лесков в повести «Очарованный странник» создает совершенно особый, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ. Это Иван Северьянович Флягин, «очарованный странник». У него нет никакой конкретной...

  1. Новое!

    Сюжетное строение повести подобно древнерусским хождениям святых: влияние былинного эпоса проявляется в самом герое - русском богатыре Иване Северьяныче Флягине. Предназначение былинного богатыря - совершение подвига, патриотического и христианского....

  2. Праведник Лескова рассказывает о себе, ничего не скрывая,- «развязку» с цыганкой Грушей, и трактирные похождения, и тягостную жизнь в десятилетнем плену у татар. Но с ходом повествования все мелкое и бытовое в герое отходит на задний план. Действительно,...