Рудольф Фукс. Песни на «ребрах» - Высоцкий, Cеверный, Пресли и другие

РУДОЛЬФ ИЗРАИЛЕВИЧ ФУКС (СОЛОВЬЕВ)


Рудольф Фукс

50-е годы

Родился 13 августа 1937 года в городе Луга Ленинградской области. В конце 50-х работал в лаборатории "Русские Самоцветы", учился на вечернем отделении Кораблестроительного института. Как раз в эти годы Р.Ф. , как и вся наиболее передовая молодежь Питера, вместо того, чтоб включаться в единый трудовой порыв коммунистического строительства, увлекся буржуазной культурой. Он начал коллекционировать записи рок-н-ролла, и все материалы, связанные с этой скандальной и запрещенной в СССР музыкой. Однако у Р.Ф. все было нормально не только с музыкальными, но и с деловыми качествами - и он еще начал сотрудничать с фирмой подпольной звукозаписи Руслана Богословского. За что поимел несколько приводов и удостоился фельетонов в прессе.
Второй страстью Р.Ф. была блатная музыка. В 1962 или 1963 году он познакомился с Аркадием Звездиным, и сделал первые записи блатных песен в его исполнении. А чуть позже, вместе со звукорежиссером из фирмы Богословского Виктором Смирновым и поэтом Борисом Тайгиным, устроил запись Аркадия в сопровождении ансамбля. Советская власть, конечно, долго терпеть это не могла, и в 1965 году постаралась навесить Р. Ф. срок. Два года он чалился на зоне под Выборгом, а вышел по амнистии в связи с 50-летем Октябрьской революции. Работал в институте "Ленпроект", но, конечно же, продолжал свою коллекционерскую и деловую деятельность! Организовывал записи многих авторов-исполнителей, в том числе - А. Лобановского и Е. Клячкина, сам тоже понемногу сочинял песни и стихи под псевдонимом Рувим Рублев. В их числе: "Гимн менестрелей", "Вы хочете песен…", "Не лезьте, граждане, в поэты", а также тексты песен на известные мелодии: "Семь сорок", "Красавица моя", "Йозель" и другие. А в 1972 году начал свой великий блатной проект - написал две литературно-музыкальных композиции в одесско-блатном жанре, которые гениально исполнил Аркадий Звездин, теперь уже Северный. После этого всего за три года Р.Ф. наваял для Северного еще несколько блатных сценариев, а потом в актовом зале "Ленпроекта" устроил совместно с Вл. Ефимовым подпольные "Одесские концерты" Аркадия Северного под великолепный ансамбль! К этому времени Р.Ф. сочинил уже немало песен - стилизаций под блат, которые после исполнения Северным в момент становятся народными. Однако, после отъезда Северного в Одессу в начале 1977 года, их творческий союз по-тихому распался...


В конце 70-х Р.Ф. участвовал в самодеятельном джаз-ансамбле "Сакс и струны", а в начале 1979 начал сотрудничать с рок-группой "Россияне". Мероприятие с "Россиянами" было затеяно скандальное - рок-опера "Пророк Моисей", об исходе евреев! Р.Ф. написал либретто для этой оперы, но обо всем стало известно соответствующим органам. Терпение советской власти лопнуло, и оставшись перед выбором - срок или эмиграция, Р.Ф. (поменявший к этому времени фамилию на Соловьев), 18 июня 1979 года по израильской визе покидает СССР...
Очутившись в Нью-Йорке, Р. Соловьев, меломан и деловой человек советской закалки, начал работать в звукозаписывающей фирме "Кисмет", которая еще с 30-х годов специализировалась на русской музыке. А вскоре он и вовсе выкупил этот бизнес, и стал президентом "Кисмета". Много славных достижений сделано на этом посту, вот самые эпохальные - самый первый диск А. Северного (1982 г.), первый диск-гигант "Машины Времени" (1982 г.), а также альбомы музыкантов нашей эмиграции. Однако поэтическую деятельность "Рувим Рублев" тоже не бросил - он писал и публиковал свои стихи и песни в газетах "Новое русское слово", "Возрождение", "Новый американец". Написанный им русский текст "Сингареллы" стал вообще всемирно известен. В 1989 году, на пике перестройки Р. С. приехал в Питер, и сделал почти фантастическую вещь - законтачил с государственной советской фирмой грамзаписи "Мелодия", и протолкнул на ней выпуск диска А. Северного, - еще при власти коммунистов!
В Нью-Йорке Р.С. довелось выступить и в роли импресарио. С начала 1980-х гг. он раскручивал интересный блатной проект - Виктора Слесарева (Чинова), который спел немало песен, написанных Р.С. К сожалению, этот проект прекратился из-за кончины Виктора. В 2001 году Р. С. продюсировал еще один блатной альбом - Валерия Вьюжного. Но блат блатом, а про рок-н-ролл Р.С. тоже не забывает. Другие его проекты - "Gogol Bordello" и Black Mama, - панк-рок; и Moogie-doogie - в стиле "джексон фай".
Последние годы Р.С. много времени проводит в Питере - городе, где когда-то все начиналось...

И создатель образа знаменитой "блатной" легенды 70-х. Организатор и распространитель записей многих авторов-исполнителей. Известный музыкальный коллекционер. Автор стихов и песен ставших народными.

В 1979 году выехал из СССР. Президент Нью Йоркской фирмы звукозаписи «Кисмет».

В 2010 году вышла в свет книга Р. Фукса «Песни на "рёбрах", Высоцкий , Северный, Пресли и другие».

Веб-сайт — http://www.blat.dp.ua/rf/index.htm

Рудольф Фукс родился 13 августа 1937 года в городе Луга Ленинградской области . В конце 50-х работал в лаборатории "Русские Самоцветы", учился на вечернем отделении Кораблестроительного института и коллекционировал записи рок-н-ролла. Сотрудничал с подпольной фирмой звукозаписи Руслана Богословского. Второй страстью Р. Ф. была блатная музыка. В 1962—1963 году он познакомился с Аркадием Звездиным, придумал псевдоним "Северный" и сделал первые записи блатных песен в его исполнении. С 1965-го два года провел на зоне под Выборгом и вышел по . Работал в институте "Ленпроект", и организовывал записи многих авторов-исполнителей, в том числе — А. Лобановского и Е. Клячкина, сам также сочинял песни и стихи под псевдонимом Рувим Рублев. В их числе: "Гимн менестрелей", "Вы хочете песен…", "Не лезьте, граждане, в поэты", а также тексты песен на известные мелодии: "Семь сорок", "Красавица моя", "Йозель" и другие. В 1972 году написал две литературно-музыкальных композиции в одесско-блатном жанре, которые исполнил Аркадий Северный. Фукс сочинил немало песен, которые после исполнения Северным становятся народными. 18 июня 1979 года по израильской визе покидает СССР. Очутившись в Нью-Йорке, Р. Соловьев, меломан и деловой человек советской закалки, работает в звукозаписывающей фирме "Кисмет", которая еще с 30-х годов специализировалась на русской музыке. Вскоре он выкупает этот бизнес и становится президентом "Кисмета". Много славных дел сделано на этом посту, вот самые эпохальные — самый первый диск А. Северного (1982 г.), первый диск-гигант "Машины Времени" (1982 г.), а также альбомы музыкантов нашей эмиграции. Поэтическую деятельность "Рувим Рублев" тоже не бросил — писал и публиковал свои стихи и песни в газетах "Новое русское слово", "Возрождение", "Новый американец".

Давид ГЕНКИН

Рудольф Фукс: «Хочу сохранить для грядущих поколений прожитую мною музыкальную эпоху»

Поэт, продюсер и бизнесмен создал уникальный Музей грамзаписи

«Чем только не занимаются люди! - утверждали авторы знаменитого романа «Золотой теленок» Илья Ильф и Евгений Петров . - Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны «Мертвые души», построена Днепровская гидростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь «уйди-уйди», написана песенка «Кирпичики» и построены брюки фасона «полпред».

Коллекцию начал собирать еще в молодости

Но всегда были люди, которые свободно перемещаются между двумя этими мирами, как бы образуя своеобразный мостик. К их числу относится и создатель Музея грамзаписи Рудольф Фукс. Он же Рувим Рублев , он же Рудольф Соловьев . Поэт, музыкант и литератор. «Цеховик», занимавшийся в пятидесятые-шестидесятые годы выпуском пластинок с запрещенным в СССР песнями, среди которых было немало и так называемых блатных. Говоря современным языком, продюсер, открывший необычайно талантливого исполнителя Александра Северного. Зек, отбывавший наказание в Выборгском замке. Эмигрант, сумевший стать в США удачливым бизнесменом - владельцем студии грамзаписи. Он был знаком с Владимиром Высоцким , Михаилом Шемякиным , Полом Маккартни, фактически вернул нам творчество Петра Лещенко , Вадима Козина , Алеши Димитриевича (знаменитого Цыгана Алеши).

…Небольшая квартира в доме на юго-западе Петербурга . Здесь и размещается музей, экспонаты которого Фукс собирал на протяжении десятилетий. Огромное количество пластинок, в том числе и виниловых, гитары, портреты известных и не очень известных исполнителей, радиолы, приемники, проигрыватели, звукозаписывающая аппаратура. Некоторые экземпляры были изготовлены шестьдесят и более лет назад.

Такое устройство сейчас можно увидеть только в музее. Фото: Олег КУЗЕНКОВ

Для меня вещи, связанные с музыкой, имеют душу. Я их никогда не выбрасываю, - говорит создатель музея. - Коллекцию собирал на протяжении почти все своей долгой жизни. Что-то покупал на толкучках, что-то выменивал, что-то дарили друзья. Кстати, экспозицию, которую вы видите, я называю «Музей для друзей».

Среди экспонатов есть агрегат, который удивит даже немолодого посетителя музея. Это - самодельный рекордер. С его помощью пятьдесят и более лет назад делались «пластинки на ребрах». При их изготовлении использовались рентгеновские пленки, отсюда и такое название.

Мы хотели собираться, танцевать, слушать современную музыку - рок-н-ролл, джаз, буги -вуги. - вспоминает Фукс. - Но она фактически была под запретом. Различными путями - на барахолках, у ходивших в загранку моряков - я, тогда студент Кораблестроительного института, добывал нужные пластинки, а затем тиражировал. Не скрою, что продавал их через друзей. Но деньги сами по себе меня не интересовали. Они были нужны мне лишь для компенсации затрат.

Пластинки на ребрах. Фото: Олег КУЗЕНКОВ

Рудольф вспоминает забавный случай. Уже в двадцать первом веке на одной из петербургских толкучек к нему подошел пожилой мужчина. «Вас случайно не Рудольф зовут?», - спросил он. «Рудольф», - ответил я. «Много-много лет назад на Петроградской стороне, возле магазина «Мелодия», я купил у вас пару пластинок…»

Кик и можно было ожидать, предприимчивость и изобретательность довели молодого Рудика до цугундера. Он уже давно находился в поле зрения «компетентных органов», однако осудили его вовсе не за подпольную коммерцию. При обыске в коммуналке, где жил Фукс, нашли бланки из институтского отдела кадров. Уже закончив вуз, молодой человек использовал их для покупки по льготным ценам железнодорожных билетов. И получил срок по статье, карающей за подделку документов. Наказание отбывал в Выборгском замке, где продолжал нести культуру в массы: заведовал библиотекой. А параллельно учился играть на гитаре и изучал песенный фольклор.

Кстати, всю конфискованную при аресте коллекцию дисков должны были передать в Институт театра, музыки и кинематографии. Однако освободившись, Фукс не смог там ее найти. «Я думаю, что люди в погонах все диски забрали себе», - считает Рудольф.

Человек, которого не было

…Этого исполнителя, которого иногда даже сравнивают с Владимиром Высоцким, известный историк Лев Лурье назвал «человеком, которого не было». Действительно, за свою очень короткую жизнь Аркадий Северный, как его называли, Король блатной песни, не дал ни одного концерта в прямом смысле этого слова. Его мало кто знал в лицо. Но записи его песен звучали из окон, а имя было хорошо известно поклонникам шансона. Первооткрывателем этого самородка, его продюсером был Рудолью Фукс.


Аркадий Северный - человек, которого не было. Фото: Олег КУЗЕНКОВ

Огромный портрет Северного, образец голоса, звукозаписи песен в исполнении певца - все это, естественно, есть среди экспонатов Музея для друзей.

Наше знакомство произошло случайно, - вспоминает продюсер. - У нас были общие друзья, и по их рекомендации Аркадий, его настоящая фамилия Звездин, пришел ко мне за какой-то книгой. Увидев на стене гитару, взял ее в руки и запел. Я сразу понял: у парня большой талант.

После этого Фукс стал организовывать записи песен в исполнении Северного. Чаше всего в Ленпроекте, где Рудольф тогда работал. Аркадий пел в сопровождении ансамбля, составленного из профессиональных музыкантов. Записи мгновенно разлетались по стране. Ими заслушивались и уголовники, и крупные ученые, и весьма высокопоставленные работники…

Популярность, которую обрел Аркадий Северный, в конце концов и стала одной из причин его преждевременной смерти. Певца стали приглашать на вечеринки, на которые собирались представители советской элиты, в кабаки, где гуляли криминальные авторитеты. За каждое выступление платили по тысячи рублей - в то время полугодовая зарплата квалифицированного инженера. Не стойкий к мирским соблазнам исполнитель все деньги пропивал вместе с кружившимися вокруг него «друзьями». Постепенно он превратился в хронического алкоголика.

В апреле 1980 года Северный вернулся в Ленинград из Москвы с очередного «ночника» в полуобморочном состоянии. Его поместили в больницу, где он на другой день скончался от кровоизлияния в мозг.

Мечта осуществилась в эмиграции

В последние месяцы жизни певца Рудольф уже ничем не мог ему помочь. Эмигрировавший к тому времени в США продюсер опубликовал некролог в русскоязычной газете, а затем выпустил пластинку памяти Короля.

Рудольф, а что вас побудило или вынудило покинуть Родину?

У меня была мечта - сделать то, что не делала фирма «Мелодия». А именно - познакомить соотечественников с творчеством фактически запрещенных в СССР певцов . И мне это удалось. За океаном я выпустил пластинки с песнями Петра Лещенко, Вадима Козина, Александра Галича . Доказал, в первую очередь самому себе, что человек, занимавшийся подпольной коммерцией в Советском Союзе, может выжить и на Западе.

Оказавшись в Нью-Йорке , Рудольф под разными псевдонимами, один из них Рувим Рублев, начал печататься в газете «Новое русское слово». Однажды забрел в магазин, принадлежащей основанной эмигрантами первой волны фирме «Кисмет», которая выпускала и реализовывала пластинки с русской музыкой. Узнав биографию Фукса, престарелая владелица предложила ему купить фирму. Деньги на первый взнос дал преуспевающий бизнесмен российского происхождения, ценитель музыкального искусства. И уже вскоре появился диск «Владимир Высоцкий. Концерт в Торонто ». Пластинка имела бешеный успех в США и Канаде , ею заслушивались и в СССР, куда она попадала по «неофициальным каналам». Дело пошло…

В начале нынешнего века «Кисмет», по сути, прекратил свое существование. Ведь сейчас, включив компьютер, можно послушать абсолютно любую музыку. И Рудольф Фукс, который попеременно живет в Петербурге и Нью-Йорке, занимается другими проектами. Пишет стихи, песни, сценарии, работает в кинодокументалистике. Но главное - это Музей для друзей.

Справка «КП»

Фирму «Кисмет» организовали военный музыкант Тифлисского гарнизона Дмитрий Корниенко и его жена княгиня Анна Менавде. После революции они эмигрировали в Константинополь , куда последовали и музыканты оркестра. Выступали в ресторанах и кабаре, где их заметил американский дипломат, предложивший супругам переехать в США.

Кстати

Как утверждают хорошо осведомленные люди, пластинки, выпущенные в США Рудольфом Фуксом, хранил у себя дома и любил слушать генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов .

Смотрите фотогалерею: В Петербурге работает музей грампластинок, основанный Рудольфом Фуксом

Ссылки

  • Фукс (Соловьёв) Рудольф Израильевия (р. 13.08.1937 г.) - продюсер, поэт и композитор (творческий псевдоним - Рувим Рублев), собиратель городского фольклора (здесь следует отметить, что под фольклором подразумевается как блатная песня... www.russhanson.org/ispolnit/fuks.html
  • Аркадий Северный — слушать онлайн на Яндекс.Музыке

Примечания

АРКАДИЙ СЕВЕРНЫЙ (настоящее имя — Арка́дий Дми́триевич Зве́здин; 12 марта 1939, Иваново — 12 апреля 1980, Ленинград) — исполнитель песен современного городского фольклора, авторских неподцензурных песен, романсов и стилизаций. Обладал оригинальным тембром голоса и экспрессивной артистической подачей песни. Мог ярко обыграть песню в любой стилистике, от романсовой до джазовой...

Поскольку Аркадий не особо лояльно относился к советской системе, то за время учёбы он близко сошёлся с различными представителями «несоветской» молодёжи — со стилягами, фарцовщиками, диссидентами, и, наконец, с музыкальными коллекционерами. Среди последних был студент кораблестроительного института Рудольф Фукс . Однажды Фукс случайно услышал пение Аркадия и сразу загорелся идеей записать его на ленту. После нескольких пробных записей летом 1963 года Фукс вместе с компанией других коллекционеров-подпольщиков организовал домашнюю запись Аркадия под ансамбль. В соответствии с модой тех лет, в репертуаре были в том числе и блатные песни. На этой записи и родился сценический псевдоним Аркадия — «Северный».

В начале 70-х годов судьба вновь свела Аркадия Звездина и Рудольфа Фукса. Фукс решил возобновить записи песен в исполнении Аркадия, а вскоре пришёл к мысли сделать из Аркадия Северного легендарную личность советского магнитиздата в амплуа «старого одессита».

Рудольф Фукс сочинил сценарий «литературно-музыкальной композиции» из одесских песен, миниатюр и анекдотов и в конце 1972 года произвёл её запись в исполнении Аркадия Северного. Запись получила название «Программа для Госконцерта» и очень быстро завоевала популярность практически на всей территории СССР. Вдохновленный успехом, Фукс осуществил запись ещё ... Википедия

ВЫБОРГ, г., райцентр в Ленингр. обл. Порт в Финском заливе. Ж.-д. уз. 72 т. ж. (1977). Маш-ние и металлообр., лёгк., пищ. пром-сть. Дом-музей В. И. Ленина. Осн. в 12 в. новгородцами, с 1293 швед. крепость, с 1710 в России, в 1918—40 в Финляндии . Замок 13 в.

ЛУГА ,г. (с 1777). райцентр в Ленинградской обл., на р. Луга. Ж.-д. уз. З-ды; абразивный, литейно-механич.; хим., лёгкая, пищ. пром-сть. Награждена орд. Отеч. войны 1-й степ. (1977).

РОК-Н-РОЛЛ (англ. rock n roll - rock and roll, букв. — качайся и крутись), модный американский танец 1950-х гг. Коммерциализированная модификация негритянского ритм-энд-блюза. На основе рок-н-ролла возник целый ряд новых танцевальных жанров, кроме того, он является одним из основных истоков современной рок-музыки. Музыкальный размер 4/4.

Большой энциклопедический словарь

ЭЛВИС АРОН ПРЕСЛИ (англ. Elvis Aaron Presley; 8 января 1935 — 16 августа 1977) — американский певец и актёр, один из самых коммерчески успешных исполнителей популярной музыки XX века. Его известность настолько широка, что многие называют его просто по имени — "Элвис".
С Элвисом Пресли также ассоциируется устойчивое словосочетание "Король рок-н-ролла" (в Америке зачастую просто "Король" — англ. The King). Находится на третьем месте среди величайших исполнителей и вокалистов по версии журнала Rolling Stone. Является одним из самых продаваемых исполнителей, продав по всему миру 1 миллиард копий альбомов, уступив только Beatles.

На страницу Фукс — 20 век. Однофамильцы

РУДОЛЬФ ИЗРАИЛЕВИЧ ФУКС (СОЛОВЬЕВ)

Родился 13 августа 1937 года в городе Луга Ленинградской области. В период блокады находился в Ленинграде, затем в эвакуации в Вологде. В конце 50-х работал в лаборатории "Русские Самоцветы", учился на вечернем отделении Кораблестроительного института.

Как раз в эти годы Р. Ф., как и вся наиболее передовая молодежь Питера, вместо того, чтобы включаться в единый трудовой порыв коммунистического строительства, увлекся буржуазной культурой. Он начал коллекционировать записи рок-н-ролла, и все материалы, связанные с этой скандальной и запрещенной в СССР музыкой. Участвовал в организации подпольного клуба любителей рок-н-ролла в 1957 г. Однако у Р. Ф. все было нормально не только с музыкальными, но и с деловыми качествами – и он еще начал сотрудничать с фирмой подпольной звукозаписи Руслана Богословского . За что поимел несколько приводов в милицию и удостоился фельетонов в прессе .

Второй страстью Р. Ф. были городской романс и блатная песня. В 1962 или 1963 году он познакомился с Аркадием Звездиным , и сделал первые записи таких песен в его исполнении. А чуть позже, вместе со звукорежиссером из фирмы Богословского Виктором Смирновым и поэтом Борисом Тайгиным , устроил запись Аркадия в сопровождении ансамбля. Конечно, Советская власть долго терпеть это не могла, и в 1965 году Р. Ф. зарабатывает срок "за подделку документов". Два года он провел на зоне под Выборгом, а вышел по амнистии в связи с 50-летем Октябрьской революции. Работал в институте "Ленпроект", но, конечно же, продолжал свою коллекционерскую и деловую деятельность. Организовывал записи многих авторов-исполнителей, в том числе – А. Лобановского и Е. Клячкина, сам тоже понемногу сочинял песни и стихи под псевдонимом Рувим Рублев. В их числе: "Гимн менестрелей", "Вы хочете песен…", "В Одессе я родился", а также тексты песен на известные мелодии: "Семь сорок", "Красавица моя", "Йозель" и другие. А в 1972 году начал свой знаменитый магнитиздатовский проект – написал две литературно-музыкальных композиции в одесско-блатном жанре, которые гениально исполнил Аркадий Звездин, теперь уже Северный. После этого всего за три года Р. Ф. написал для Северного еще несколько сценариев, а потом в актовом зале "Ленпроекта" устроил совместно с Вл. Ефимовым подпольные "Одесские концерты" Аркадия Северного под профессиональный ансамбль. К этому времени Р. Ф. сочинил уже немало песен-стилизаций , которые после исполнения Северным сразу становятся народными. Однако, после отъезда Северного в Одессу в начале 1977 года, их творческий союз распался...

В конце 70-х Р. Ф. участвовал в самодеятельном джаз-ансамбле "Сакс и струны", а в начале 1979 начал сотрудничать с рок-группой "Россияне" . С "Россиянами" было затеяно скандальное мероприятие – рок-опера "Пророк Моисей", об исходе евреев! Р. Ф. написал либретто для этой оперы, но обо всем стало известно соответствующим органам. Терпение советской власти лопнуло, и оставшись перед выбором – срок или эмиграция, Р. Ф. (поменявший к этому времени фамилию на Соловьев), 18 июня 1979 года по израильской визе покинул СССР...

Очутившись в Нью-Йорке, Р. Соловьев, меломан и деловой человек советской закалки, начал работать в звукозаписывающей фирме "Кисмет" , которая еще с 30-х годов специализировалась на русской музыке. А вскоре он и вовсе выкупил этот бизнес, и стал президентом "Кисмета". Много славных достижений сделано на этом посту, вот самые эпохальные: самый первый диск А. Северного (1982 г.), первый диск-гигант "Машины Времени" (1982 г.), диски В. Высоцкого, а также альбомы музыкантов нашей эмиграции. Однако поэтическую деятельность "Рувим Рублев" тоже не бросил – он писал и публиковал свои стихи и песни в газетах "Новое русское слово", "Возрождение", "Новый американец". Написанный им русский текст "Сингареллы" стал всемирно известен после исполнения ее М. Шуфутинским . В этих же газетах Р. С. опубликовал много статей по истории музыки и магнитиздата. В 1989 году, на пике перестройки Р. С. приехал в Питер, и сделал почти фантастическую вещь – с его подачи на государственной советской фирме грамзаписи "Мелодия" был выпущен диск А. Северного .

В Нью-Йорке Р. С. довелось выступить и в роли импресарио. С начала 1980-х гг. он раскручивал интересный эпатажный проект – Виктора Слесарева (Чинова), который спел немало песен, написанных Р. С. К сожалению, этот проект вскоре прекратился. В 2001 году Р. С. продюсировал еще один альбом – Валерия Вьюжного. Но блат блатом, а про рок-н-ролл Р. С. тоже не забывает. Другие проекты, в которых Р. С. принимал участие: "Gogol Bordello " и "Black Mama", – панк-рок; и "Moogie-doogie" – в стиле "jackson-fay".

В течение последнего десятилетия Р. С. много времени проводил в Питере – городе, где когда-то все начиналось. За это время принял участие в съемках нескольких документальных фильмов: "Когда мы вернемся" (Дм. Завильгельский, 2005 г.), "Музыка "на ребрах" (Игорь Морозов, 2007 г.), "Аркадий Северный. Человек, которого не было" (Максим Катушкин, 2008 г.). Сотрудничал с петербургской Ассоциацией представителей малого и среднего бизнеса, и готовил проект по организации теле-радиоканала "Контркультура". В конце 2010 года увидела свет книга Р. Фукса "Песни на «ребрах». Высоцкий, Северный, Пресли и другие" (изд. "Деком").

В 2016 году Рудольфом Фуксом в Санкт-Петербурге открыт музей грамзаписи .

(ɔ) FREE !

(ɔ) Р. И. Фукс 2003-2018

В послереволюционной и послевоенной России тексты песен записывались от руки. Среди людей, посвятивших большую часть своей жизни сохранению и приумножению этого богатства, был Рудольф Фукс (с 1972 года Соловьев), бардовский псевдоним Рувим Рублев.


Русский шансон невозможно представить себе без так называемых уличных, блатных, тюремных и т.п. песен.

В послереволюционной и послевоенной России тексты песен записывались от руки. Среди людей, посвятивших большую часть своей жизни сохранению и приумножению этого богатства, был Рудольф Фукс (с 1972 года Соловьев), бардовский псевдоним Рувим Рублев. Он родился в 1937 году в Ленинграде. Сталинский режим, репрессии, обычное послевоенной детство - шпана, проходные дворы, чердаки, подвалы и, конечно, неподцензурные песни, глубоко западающие в душу, тексты, которых Фукс начал записывать в отдельную тетрадь.

Блатные песни пели в те годы в кругу самых надежных друзей, иначе - срок немалый.

В начале 60-х годов в СССР появляются первые бытовые магнитофоны, много контрабандных пластинок (например, цыгане Валя и Алеша Дмитриевичи, цыганка Маня, цыганка Рая, оперные певцы Иван Ребров, Борис Рубашкин, классический джаз, Хейли, Пресли, Армстронг). Тогда же появляются первые барды - Визбор, Окуджава, Высоцкий и др. Качество записи оставляет желать лучшего, но люди слушают и хотят слушать.

К концу 60-х годов Р. Фукс собрал огромную коллекцию магнитофонных записей, текстов песен и множество пластинок. Мое знакомство с Фуксом состоялось осенью 1971 года. Невысокого роста, в очках, Фукс был очень живым и энергичным. Каким-то образом все музыкальные новинки, доходящие до Ленинграда, попадали сначала к Фуксу. Он часто говорил, что собрал очень много, что блатные песни - это народный фольклор, что надо бы это оставить для потомков. Потом у него появилась идея найти хорошего исполнителя и записать все имеющееся в хорошем качестве. Осенью 1972 года он нашел исполнителя песен - это был Аркадий Дмитриевич Звездин, который к этому времени уже имел псевдоним Северный.

Первый домашний концерт Северного состоялся у Толмачева по сценарию, написанному Р. Фуксом. Концерт продолжительностью 1 час состоял из 18 песен, которые разбавляли рассказы и комментарии из истории Одессы и жизни одесситов.

Концерт имел потрясающий успех. Проникновенный бархатный баритон Северного, мастерское исполнение, одесский акцент, интересные сюжеты рассказов придали своеобразный колорит концерту, и он молниеносно разошелся среди любителей звукозаписей. Это вдохновило Фукса на создание следующего сценария, который он записал у себя дома на Ропшинской улице в конце 1972 или в начале 1973 года.

Далее выходит концерт, в котором отредактированные Фуксом рассказы о "московском дне" чередуются с блатными песнями. Талант сценариста позволил Фуксу отредактировать рассказы и песни таким образом, что получилось единое целое. Северный для исполнения этого концерта пришел к Фуксу со своим младшим братом Михаилом (только что освободившимся из тюрьмы), который подпевает Северному в песне "Не дождаться мне, видно, свободы...".

Следующий концерт был без сценария и состоял из 18 песен. Потом следует концерт со сценарием: "У меня в руках письмо. Один из моих незнакомых многочисленных друзей пишет мне: дорогой Аркадий Палыч, пишет Вам Ваш почитатель из города Воркута, который хотел бы передать привет Вам от себя лично и от большой группы любителей Вашего редкого таланта. Мне и моим друзьям кажется, что Вы плохо оправдываете свою гордую фамилию Северный тем, что мало поете песен о Севере дальнем. Все как-то Вас больше тянет на юг, в Одессу-маму, к Ростову-папе поближе, а о мачехе-Воркуте Вам и вспоминать не хочется. Мы, к

онечно, понимаем, воспоминания не из лучших, но, как говорится, из песни слова не выкинешь. Как не вернуть тех лет, в которых счастья не было и нет, как выколото у меня на груди. Ваш друг, известный в прошлом Костя-капитан".

Дорогой Костя! Постараюсь сегодня исправить свою ошибку. Специально для вас, - поет "Ох, волюшка..."

Концерт из 9 песен, между которыми пояснения и короткие рассказы из жизни заключенных, воров и блатных.

Вскоре Фукс выпускает концерт "О шансонье". Он начинался так: "Здравствуйте, дорогие друзья! Я думаю, что в этот раз мы могли бы поговорить о песенках "шансон" или, как их еще называют в народе, "шансонетках", а так же попутно о цыганских романсах шансонного типа. Итак, что такое "шансонет"? Этот вопрос, конечно, не имеет никакого отношения к подобному вопросу, адресованному в редакцию "Армянского радио", и на который они бодро ответили: "Что такое "Шансонетка"? Это девушка, у которой совсем нету шансов!" У тех девушек, которые приезжали в нашу страну из Франции со своими песенками, конечно, были шансы. Да еще какие! И они этими шансами пользовались настолько успешно, что уже с середины прошлого века на русской эстраде возник особый жанр песен - "шансонет", а их исполнители стали называться "шансонетками". Этот жанр включал в себя исполнение цыганских романсов и бытовых песен на русском языке. До наших дней дошли не многие из этих романсов. Например, знаменитый в свое время романс "Избушка"... После исполнения "Избушки" Северный вперемешку с исполнением песен рассказывает о Варе Паниной, Леньке Пантелееве, танце "Канкан" и о знаменитом Василии Гущинском.

В конце 1974 - начале 1975 года выходит концерт из 16 песен, где много посвящений: Клячкину, Высоцкому, Окуджаве, Рахлину, Александру Галичу. В середине 70-х (примерно 1975 год) выходит концерт, посвященный истокам блатной песни. Во вступлении Северный сказал: "Нам, любителям и собирателям так называемого блатного жанра и старых русских каторжных и тюремных песен, часто больно и досадно, когда слышно, как ругают этот жанр, уходящий своими корнями в седое прошлое. На примере нижеследующих песен мне хотелось бы показать, что многие блатные песни произошли из народных и многие писались русскими поэтами. Итак, песня "Ухарь-купец", которая была написана русским поэтом Иваном Саввичем Никитиным, 150-летие которого недавно отмечала вся страна. Родился он в 1824 году, умер в 1861 году".

Последний записанный Фуксом концерт из 21 песни и 17 анекдотов был 7 ноября 1975 года по случаю двухлетия его дочери и длился полтора часа.

Всенародную славу А. Северному как "королю блатной песни" принесли приведенные выше 5 концертов со сценариями, написанными Фуксом. Являясь одновременно сценаристом, режиссером и постановщиком, Р. Фукс создал свой театр - театр блатной песни, единственным артистом которого был А. Северный. Среди любителей магнитофонных записей начался настоящий бум. Все искали новых песен в исполнении А. Северного, несмотря на то, что уже было очень много песен таких бардов, как В. Высоцкий, А. Галич, Б. Окуджава и других.

Будучи сам бардом (Рувим Рублев), Р. Фукс написал массу песен как для репертуара А. Северного, так впоследствии и для репертуара "Братьев Жемчужных" с разными исполнителями.

Вот далеко не полный список песен, написанных Рувимом Рублевым:

1) "Гимн менестрелей",

2) "Вы хочете песен",

3)"Скокарь",

4) "Хиляем как-то с Левою",

5)"Не лезьте, граждане в по

6) "Прошли года",

7) "Кафе "Ориенталь",

8) "Люблю я 40 градусов",

9) "7,40"(текст),

10) "Без двадцати восемь"(текст),

11) "Красавица моя"(текст),

12) "Дождь идет"(текст),

13) "Мекки-нож"(текст),

14) "Ромашки и рюмашки" (текст) и т.д.

К середине 1974 года относятся первые попытки сделать блатные песни с оркестром в стереозаписи. Выходит концерт "Магаданцы". Потом в декабре 1974 года первый концерт "Братьев Жемчужных", который делал С. Маклаков. В начале 1975 года выходит второй концерт "Братьев Жемчужных" с участием Аркадия Северного и далее третий и четвертый концерты, которые также делал С. Маклаков.

Видимо, в самом конце 1974 или начале 1975 года Р. Фуксом и С. Маклаковым был сделан концерт, "посвященный 85-летию со дня рождения Вертинского". Ведущим концерта был А. Северный, а первая песня "Гимн менестрелей" была написана Р. Фуксом.

Осенью 1975 года Толмачев познакомил меня с Дмитрием Михайловичем Калятиным, в семье которого жил и Аркадий Дмитриевич Северный. Хлебосольность и доброжелательность хозяев были необычайными. Аркадий Дмитриевич - живой, обаятельный и остроумный - всегда был душой компании. Иногда пел, но немного. Он мне рассказал, что дочке 4 годика, и так получилось, что и дома он не был 4 года. Из квартиры его давно выписали, и он ходил к судебному исполнителю, чтобы восстановится, но это ему не удалось. Поражала его необычайная худоба. Он был болен страшной болезнью - алкоголизмом. Я предложил Аркадию Дмитриевичу попробовать полечиться. Он согласился. В марте 1976 года его положили в больницу имени Бехтерева на алкогольное отделение. Накануне Дмитрий Михайлович пришел в ординаторскую этого отделения с магнитофоном и проиграл врачам несколько вещей в исполнении Аркадия, в том числе "Черную моль" из второго "одесского концерта", который сделал Р. Фукс. К сожалению Аркадий Дмитриевич не смог удержаться - запил, не пройдя полного курса лечения, и был досрочно выписан из больницы.

В 80-е годы за границей оказалось много советских бардов (В. Токарев, А. Корабельников, В. Шульман и др.) и эстрадных исполнителей (М. Гулько, Л. Успенская, М. Шуфутинский и др.). Пластинки, выпущенные ими, дошли и до нас. Значительная, если не большая, часть песен этих исполнителей взята из репертуара А. Северного и "Братьев Жемчужных". И в России в связи с перестройкой и гласностью стали выходить сборники блатных песен под различными названиями.

Даже при беглом просмотре этих сборников видно, что большая часть текстов взята из репертуара А. Северного, "Братьев Жемчужных", "Черноморской чайки" и других менее известных самодеятельных ансамблей ("Магаданцы", "Альбиносы", "Крестные отцы", "Святые братья", "Аэлита", "Светофор" и т.п.), с которыми выступал А. Северный. Многие песни кочуют из одного сборника в другой.

В заключении хочеться отметить, что безудержная энергия Р. Фукса принесла свои плоды: эмигрировав в США в 1979 году, он устроился в фирму Kismet, через некоторое время ее откупил и сейчас является хозяином этой фирмы. Сергей Иванович Маклаков (давший второй виток блатным песням под оркестр в стереозаписи) недавно отметил свое 70-летие и прекрасно выглядит, бодр и весел.

К сожалению, нет с нами Г.П. Толмачева, Д.М. Калятина, Н.Г. Рыжкова, Г.С. Нахамкина, имевших прямое отношение к записям блатных песен. Последняя моя встреча с А.Д. Звездиным-Северным была в середине апреля 1980 года в морге больницы имени Мечникова и в крематории

Изд-во «Деком», серия «Русские шансонье», 2010 год.

«Старый добрый Йозель»

«Но Йозель сострижет больную мозоль, И кой-кому намнет еще бока, И вспомнит он тогда про тетю Хаю, И ей подставит ножку, А пока…» Р.Фукс

Среди написанных мною песенок есть одна особенно популярная — «Старый добрый Йозель», который никак не сострижет свою любимую мозоль. Именно Йозель, а не Йозеф, как стали потом петь. Так звали дядю моей жены. И мозоль у него была, и все об нее спотыкались. Вот я про это и сочинил песню. А изначально я знал с детства только припев: «С добрым утром, тетя Хая, вам пластинка из Шанхая».

Северный спел эту песню про Йозеля, а потом, слышу — кто-то к этой песне дописал еще куплеты, и поют ее в ресторанах. Недавно, в Нью-Йорке, я решил замкнуть эту тему, и дописал еще один куплет, где Йозель попал на Брайтон. Хотя, может быть, кто-то еще и продолжит... Песня действительно стала народной. Однако вместо славы и гонораров «добрый Йозель» однажды доставил мне немало хлопот. Подставил, гад, ножку.

За год до моего приезда в Нью-Йорк один молодой, эмигрант из Риги, талантливый гитарист и большой, надо заметить, профессионал записал и издал кассету своих любимых песен, где, в числе прочих вещей, спел мою, переиначив только, «Йозеля» на «Йозефа».

Альбом пользовался успехом на Брайтоне, и вскоре мне тоже довелось услышать свою песню в версии этого рижанина. (Я специально не называю его фамилии, пусть он будет просто Р. Кто в теме, и так поймет, а зря трепать имя человека по прошествии стольких лет – не хочу. Каждый из нас допускает в жизни промахи и необдуманные поступки, к тому же сегодня Р. уже нет в живых.)

Исполнение его мне понравилось, но кроме эстетического наслаждения хотелось получить и заслуженный, как мне казалось, авторский гонорар. С таким вопросом я однажды и подошел к певцу. Беседы у нас, к сожалению, не получилось. Он и слышать ничего не захотел о моих притязаниях на хит.

Тогда, в качестве компенсации, я стал тиражировать эту кассету и продавать ее у себя в «Кисмете».

Прослышав об этом, Р. натравил на меня русскую мафию.

Весенним погожим деньком ко мне в магазин, как снег на голову, свалился небезызвестный на Брайтон-Бич гангстер Евсей Агрон* «со товарищи».

С того момента я лишился покоя. Прессинг, избиение, угрозы – весь арсенал бандитских методов пришлось испытать на себе. За прилавком в магазине я стоял, сжимая в правой руке пистолет, а левой доставая пластинки клиентам. Так они меня достали, что был готов, буквально, на все. Житья от криминалов не было абсолютно: поджидали у квартиры, запугивали, вымогали деньги…

Длился этот кошмар целый месяц, за который я весь осунулся, побледнел, лишился, как пишут в романах, сна и покоя. Главное — я абсолютно не знал, как бороться с мафиозным беспределом, реально опасался за себя и своих близких.

Евсей Агрон, по кличке Агроном, славился своей жестокостью. Как написал в книге «Красная мафия» американский журналист Роберт Фридман: «Однажды Агрон до смерти забил своего оппонента стрекалом для скота».

В общем, вы можете представить себе, что это был за человек и сколь «приятны» и «волнующи» были для меня эти встречи.

Район Нью-Йорка, где располагался «Кисмет», — торговый. Там повсюду ресторанчики, бары, магазинчики, лавочки…

В соседнем здании находился винный бутик, принадлежавший старому итальянцу по имени Фред. Мы были в приятельских отношениях.

Видя, что ко мне каждый божий день приезжают люди, чей род занятий не вызывает вопросов, Фред после очередного наезда, сопровождавшегося неизменными криками, угрозами и порчей имущества, поинтересовался о происходящем.

Я честно рассказал ему про ситуацию с уже не казавшимся мне «добрым» «Йозелем».

— Что? Русская мафия хозяйничает в Нью-Йорке? – возмутился старик. – Дай-ка мне телефон этого Р. Ведь это он заварил всю кашу?

— Не надо, Фред, — стал отговаривать я пенсионера. – Разберусь как-нибудь…

Но он настаивал, и я продиктовал номер.

Со следующего дня, наезды прекратились. Совсем. Как корова языком слизнула.

Тишина. Ни звонков, ни засад у квартиры...

Проходит день, другой, третий… Все спокойно.

Неожиданно от знакомого узнаю, что Р. еще неделю назад, бросив все (работу, квартиру, машину) и даже не попрощавшись с женой, уехал из Нью-Йорка в Лос-Анджелес.

Высчитываю – получается он сбежал в тот самый день, когда я дал его телефон Фреду.

Что за чудеса? Выходит, старик-итальянец одним звонком решил все мои проблемы?

Других объяснений волшебному избавлению от мафии я не нашел, и отправился поблагодарить своего благодетеля.

Заглядываю в магазинчик, прохожу между рядами красивых бутылок к прилавку, за которым стоит невозмутимый Фред, и говорю: «Спасибо огромное за помощь, дружище, ты – мой спаситель. Даже не знаю, как мне выразить тебе мою признательность…»

Фред смотрит на меня и делает вид, что совершенно не понимает, о чем речь. Только я снова пытаюсь заикнуться о своей благодарности, он тут же обрывает:

— Руди, о чем ты? Смотри, погода какая замечательная! А, хочешь вина? Мне буквально вчера привезли шикарное «бужеле» из Парижа? Заходи по-соседски, пропустим по стаканчику!..

Стою, переминаюсь и не пойму, как реагировать. Тут итальянец выходит из-за кассы, приобнимает меня за плечи и ведет неспеша к выходу из своего магазинчика. За шаг до двери он мягко развернул меня и отворил крошечный чуланчик, приютившийся справа от входа. Внутри громоздились какие-то хозяйственные инструменты: молотки, стамески, коробки с гвоздями, швабра…

Я рассеянно кинул взгляд на весь этот хлам, решив, что старик просто выжил из ума, как вдруг краем глаза зацепился за что-то странное, диссонирующее, с содержимым кладовки. В углу, небрежно прислоненным к стене, стоял длинный, с чудовищно огромным диском автомат «Томпсон», каким гангстеры времен «Сухого закона» с успехом улаживали любые спорные вопросы. Хитро зыркнув на мою ошалевшую физиономию, Фред спокойно произнес:

— Мы соседи, Руди, и должны помогать друг другу. Если тебе когда-нибудь понадобится что-то из инвентаря, который ты здесь видишь, обращайся!

Пораженный, я горячо пожал ему руку, и отправился к себе.

Больше подобного, слава Богу, не случалось, но могущество легендарной «Коза Ностры» я имел возможность ощутить на деле.

Евсей Агрон – эмигрировал в США из Ленинграда в начале 70-х, сколотил на Брайтон-Бич мощную преступную группировку, занимавшуюся вымогательством и аферами.


Первая виниловая пластинка А.Северного, изданная фирмой Кисмет в 1980 году. Обложка конверта.


С клубом русских бардов в Нью-Йорке. Крайний слева - Зиновий Шершер, за ним - Татьяна Лебединская, сотрудники фирмы -Кисмет- Я - второй справа