Мистические истории праги. Мистическая прага

Основной архитектурной достопримечательностью Праги по праву считается собор св. Петра и Павла. Ежегодно миллионы туристов посещают чешскую столицу, и ни один из них не обойдет своим вниманием Вышеград – древнюю крепость, которая когда-то была самостоятельным городом, а с течением времени стала частью Праги.

История храма Петра и Павла берет начало в далеком 1070 году. Древняя легенда гласит, что король Вратислав I собственноручно вынес из котлована, вырытого для строительства храма, 12 корзин земли, а затем заложил в его основание 12 камней. Тем самым Вратислав намеревался повторить деяния равноапостольного императора Константина.

От древнего храма сейчас уже почти ничего не осталось. С тех пор, как в XV веке собор св. Петра и Павла был разрушен гуситами, начались его бесконечные перестройки и смена архитектурных стилей. Последние пристройки были возведены уже в начале XX века архитектором Йозефом Моцкером.

Пражский собор св. Петра и Павла: 5 причин увидеть

Как добраться до церкви Св. Петра и Павла?

Для того чтобы попасть в пражский храм Петра и Павла можно воспользоваться многочисленными экскурсиями , которые предлагают практически все туроператоры. Если же предпочитаете путешествовать самостоятельно , то примите во внимание несколько советов:

  1. Вы можете воспользоваться метрополитеном – по линии «С» до станции Vyšehrad. Это примерно 2-4 остановки от центра города.
  2. Любителям пеших прогулок отлично подойдет маршрут по набережной Влтавы от Нового города до Вышеграда.

Как правило, опытные туристы поступают следующим образом: приезжают на метро, осматривают церковь святых Петра и Павла и другие достопримечательности Вышеграда, а затем отправляются пешком в Нове Место. Такой маршрут позволяет избежать утомительного пешего подъема на холм.

Прага - один из наиболее мистических городов Европы, а возможно, и всего мира. Г. Майрипк, писатель и финансист (по слухам, использовавший в борьбе с конкурентами запрещенные оккультные приемы), дает свое определение уникальности Праги: "Другие города, какими бы древними они ни были, кажутся мне невольниками тех, кто в них обитает; они как будто дезинфицированы какой-то сильной стерилизующей кислотой - Прага же управляет своими жителями как марионетками: дергает их за ниточки с первого до последнего вздоха"... Магическая сущность города лучше всего проявляется в низкий сезон, когда осенние или весенние туманы, вступающие в Прагу от реки Влтавы - Мольдау, возвращают призракам разных веков и эпох полноценные права гражданства.

Современную столицу Чехии составили четыре города: Градчаны (выросший вокруг королевской крепости - Града), торговый и университетский Старый Город (Старе Место), заложенный для немецких колонистов королем Пржемыслом Отакаром II квартал Мала Страна и, наконец, возведенный императором Карлом IV Новый Город (Нове Место). Каждый из этих городов имел свои законы, права и привилегии. В единую административную систему они слились только в 1784 году. Если прибавить сюда древний рыцарственный Вышеград и Старый Еврейский город, объединенный с Прагой лишь в 1850 году, то пражских городов получится уже шесть.

Древнеславянский город был основан в IX веке княгиней-пророчицей Либуше близ городка Мелник, где у слияния вод Влтавы и Лабы разошлись пути Чеха, Леха и Руса.

Самые древние призраки окружают две пражские твердыни, выступавшие в истории антиполами,- имперскую резиденцию Град и опальный Вышеград, с которым, однако, связаны первые события чешской истории. Мудрая и прекрасная княжна-пророчица Либуше, основательница Вышеградской крепости на скале над Влтавой, приказала привести к себе богатыря Пржемысла прямо от плуга, чтобы сделать его своим супругом. От их брака произошла династия чешских королей. После смерти Либуше ее подруги попытались отстоять матриархатные порядки в знаменитой войне дев, но потерпели поражение.

Считается, что Либуше и после смерти не сложила с себя бремя забот о своем народе. Ее посланник - безголовый рыцарь - появляется под стенами Вышеграда. Ему поручено разузнать, каково живется чехам на чешских землях, и сообщить об этом своей госпоже. (Народное поверье в своем поэтичном видении не считает отсутствие головы препятствием для этой задачи). Если Либуше получит известие, что чехи нуждаются в ее помощи, она может вступиться за свой народ. Рассказывают, что под утесом, на котором возведен Вышеградский замок, вот уже более тысячи лет спят рыцари Либуше, готовые пробудиться по слову своей повелительницы.

Легенда повествует, что Либуше в сопровождении юных дев часто ходила в купальню под стенами Вышеграда. Считается, что когда сумерки ниспадают на Прагу, красавицы из прошлого тысячелетия появляются на месте, где они служили своей госпоже, и до припозднившегося путника может донестись их чарующее пение. В действительности же романтичная купальня Либуше с южной стороны крепости представляет собой руины сторожевой башни XV века: речные суда подвозили сюда продовольствие и по ложбине в скале его поднимали наверх.

Мрачные духи языческих времен клубятся, собираясь близ Града. Они происходят из той эпохи, когда древние боги славян отчаянно сопротивлялись пришествию новой веры. Основатель Града, князь Боривой (850-895 гг.), вместе со своей супругой Людмилой был обращен в христианство создателем славянской азбуки Мефодием. У Боривоя был сын Воротислав. Сам он был добрым христианином, но его супруга Драгомира, хотя и была крещена, следовала языческим обычаям. После смерти Воротислава Драгомира стала правительницей-регентшей при своем юном сыне Вячеславе. Язычница не только по вере, но и по характеру, Драгомира отличалась неуемным нравом. Окружив себя единомышленниками, она старалась повернуть историю Чехии вспять, возродив дохристианские порядки. Людмила постаралась сделать так, чтобы Драгомира была отстранена от дел правления. Но коварная княгиня жестоко отомстила своей свекрови. Подосланные убийцы ворвались к Людмиле, когда она молилась, и задушили ее. Произошло это в 927 году. Народное предание повествует о страшном конце Драгомиры.

Однажды она выехала из пражского Града, чтобы совершить жертвоприношение языческим божествам. По пути Драгомира выкрикивала проклятия христианству. Ее богохульства не остались безнаказанными - внезапно земля разверзлась, серное пламя полыхнуло из расселины, и колесница с княгиней была поглощена адской бездной. Пражане знают, что Драгомира может появляться и в наше время на объятой адским огнем карете без кучера. В темные и бурные ночи, среди отблесков молний и завываний ветра, адские кони несут ее по улицам Градчан. Другое предание говорит, что не получившая упокоения душа княгини раз в год появляется в образе огненной собаки у костела св. Микулаша.

Современный собор св. Вита (XIV в.) включает древнюю капеллу, посвященную покровителю чешских земель, святому страстотерпцу Вячеславу (Вацлаву), сыну Воротислава и Драгомиры, убитому в сентябре 935 года. В роскошно украшенную часовню ведет дверь с ручкой в форме львиной головы - именно за нее схватился князь-мученик, падая под смертельными ударами. Из часовни св. Вацлава есть проход в сокровищницу, где хранятся королевские регалии - их показывают публике только по особому поводу. В этой кладовой хранится и корона св. Вацлава. Легенда утверждает, что каждый, кто осмелится примерить венец святого князя, умрет страшной смертью. Последним, кто возложил на себя корону, был германский протектор Богемии и Моравии Гейдрих. Вскоре после этого его автомобиль был подорван чехословацкими диверсантами.

Карлов мост, построенный мастером Петром Парлержем по заданию короля Карла IV из Люксембургской династии, соединяет не только Малу Страну со Старым Городом - этот мост словно переброшен через столетия. В эпоху крестовых походов здесь располагалась важнейшая стратегическая переправа на пути, который должен был завершиться в Иерусалиме. Имеются сведения, что Карлов мост был возведен в соответствии с астрологическими и нумерологическими предписаниями. Его скульптурная галерея хранит память о сакральных рубежах чешской истории. По легендам, место, где стоит известный пражский рыцарь, в древности было отмечено языческим капищем, а идол, свергнутый отсюда, до сих пор лежит на дне реки. Перекрываемый мостом остров Кампа отделен от Малой Страны протокой под названием Чертовка. Имя это возникло не случайно - здесь издревле стояли мельницы (а мельники, как известно, знаются с нечистой силой). Один из домов остался в пражской истории под названием «У семи чертей».

Но на мосту присутствует и дух святости. Между шестым и седьмым пролетами находится статуя святого епископа Яна Непомуцкого (Непомука). С этого самого места в 1393 году пражский архиепископ был сброшен в реку. Предание гласит, что король Вацлав IV обрек его на смерть за отказ выдать тайну исповеди королевы. Сегодня не слишком, в общем-то, религиозные чехи, приходят к статуе, чтобы доверить Яну Непомуку свои самые сокровенные тайны и загадать желания (которые, как верят, будут исполнены).

Мы не назвали здесь еще очень многих пражских призраков. На Вратиславовой улице появляется серебряный всадник - король Пржемысл Отакар II; на Целетной, близ университета Каролинум, можно встретить призраков проститутки и священника (когда-то разгневанный служитель Божий убил здесь блудницу и сам внезапно скончался от удара); в пивной «У Рибара» (а говорят, что и во многих других пивных тоже) припозднившийся посетитель не застрахован от встречи с тоскливым магистром Палехом, который когда-то предал на смерть Яна Гуса. Большое количество привидений связано со средневековым сообществом алхимиков и с еврейской диаспорой.

Высказывалось мнение, что обилие в Праге привидений объясняется каким-то природным феноменом, например, наличием в земле радиоактивных порол. Но и сама Прага, с ее архитектурным ландшафтом, остается сильнейшим фактором воздействия на сознание человека. Г. Майринк, не устававший удивляться городу на Влтаве, признавался: «Эта фантастическая готика с ее скульптурами, словно отлитыми из запекшийся крови! Сколько бы я ни смотрел на нее, она не перестает волновать мою душу».

Новость отредактировал Elfin - 1-11-2013, 07:06

Прага – это один из самых моих любимых городов, она не перестает удивлять и восхищать, сколько бы я сюда не приезжала. В Праге в этом году мы были уже в третий раз, но в отличие от предыдущих поездок, эта продлилась всего один день. Новым для меня стала экскурсия по мистическим местам Праги.

Экскурсия «Мистическая Прага»

Экскурсия эта весьма популярна среди туристов, но нам как-то раньше не довелось на нее попасть, хотя экскурсия по ночной Праге у нас была. К большому удивлению я открыла для себя еще несколько необычных мест Праги и множество интересных историй и легенд о пражских призраках и привидениях. Прага – это вообще город, связанный с мистикой, с разного рода фантастическими и мистическими преданиями, с деятельностью алхимиков, магов и т.д.



Конечно, самым известным фантастическим существом Праги является Голем, который был, по легенде, создан пражским раввином Левом для защиты еврейского народа от погромов и притеснений. Раввин слепил из глины великана, в рот которому был положен листок с каббалистическими заклинаниями, оживляющими его. Голем исправно выполнял свои функции, пока однажды не вышел из под контроля. Тогда Леву пришлось навсегда спрятать сотворенное им же чудовище на чердаке синагоги, которая и сегодня является одной из самых известных синагог Праги и, на минуточку, старейшей из действующих в Европе. Находится она в Еврейском (Йозефовом) квартале, посещение которого очень популярно у туристов.



Многие ортодоксальные евреи, да и просто поклонники старых сказок, до сих пор верят, что Голем существует и ждет своего часа. Этим, например, иногда объясняется, почему на синагоге лестница на чердак начинается выше человеческого роста – чтобы зевакам не вздумалось туда взобраться. Кстати, попытки обнаружить и оживить Голема с завидной регулярностью предпринимают представители ортодоксальной еврейской молодежи. С Синагоги по ночам частенько снимают желающих заглянуть под крышу на чердак или взломать дверь. Вот и в этот раз нам встретилась компания из очень увлеченных молодых людей характерного внешнего вида, озабоченно расхаживающих вокруг синагоги и заглядывающих во все окна. Уж не задумали ли они тоже оживить Голема?



Разумеется, Голем – это один из самых раскрученных туристических брендов Праги: сувениры с его изображением охотно покупаются туристами, особенно их много в магазинчиках в Еврейском квартале. Неподалеку от синагоги есть и ресторан, который так и называется – «У Голема».




Да и сам раввин Лев остается очень почитаемым в Праге, причем, не только среди евреев, но и среди самих чехов. Прах его захоронен на знаменитом еврейском кладбище в Йозефовом квартале, и многие туристы, местные жители приходят, оставляя на его могиле записочки с просьбами и пожеланиями – главное, четко и правильно сформулировать свою просьбу.



А еще статуя раввина установлена на весьма неожиданном месте – она украшает нишу в углу здания мэрии Праги. Черный монумент смотрится очень таинственно и внушительно.



Это же здание украшает еще одна интересная скульптура – овеянный легендами Железный или Черный Рыцарь. По преданию, он был пришлым воином, влюбившимся в прекрасную девушку. Но, мучимый ревностью, убил ее, пронзив своим мечом. Девушка, умирая, прокляла его, что он не найдет покоя, пока его искренне не пожалеет и не оплачет другая невинная и прекрасная девушка. С тех пор неуспокоенный призрак Черного Рыцаря раз в сто лет сходит со своего постамента в поисках чистой и непорочной девы, которая дала бы ему прощение и покой. Есть и другая легенда, тоже связанная с любовью, ревностью, смертью и проклятием. Согласно ей, этот рыцарь вернулся с войны, заподозрил свою любимую в измене, но не убил ее, а женился на другой. Возлюбленная с горя утопилась, а проклял рыцаря ее отец, который вскоре тоже умер. Наконец, есть и третья версия развития событий – рыцарь, раскаявшийся в смерти своей любимой, задушил собственную нелюбимую супругу и повесился сам. Способ избавления от проклятия – такой же, как и в первой легенде. Какая из легенд вам нравится больше?



Вообще, многие легенды и призраки Праги так или иначе связаны с любовью, ревностью и роковой страстью. Например, известен призрак турка из Унгельта. Когда-то на площади Унгельт, расположенной недалеко от Тынского храма, находилась таможня, сюда съезжались купцы из разных стран.



Был среди них и молодой турок, влюбившийся в прекрасную пражанку. Он долго ухаживал за девушкой, и ее отец настоял, чтобы молодой купец перед отъездом на родину обручился с ней. Так и случилось, турок уехал на родину, чтобы подготовиться к свадьбе, девушка его ждала и ждала, но он все не ехал и не ехал. Уже стали ползти всякие слухи и сплетни, и в итоге девушка вышла замуж за другого. Шумная свадьба гуляла на большой площади, как вдруг через арку (на фото ниже) проехал всадник в восточных одеждах – тот самый турок. Он сделал вид, что смирился со случившимся, но девушка в эту же ночь исчезла. И спустя много времени в подвале одного из домов нашли ее отрезанную голову. А еще с тех пор прохожие часто видят призрак обезумевшего турка, который спускается в подвал, где убил и спрятал свою любимую.



Немало призраков бродит в окрестностях доминиканского монастыря, расположенного прямо в сердце старой Праги, рядом со Староместской площадью.



Уже несколько столетий неразлучны два призрака: монаха-доминиканца и блудницы, изображение которой можно увидеть на одном из домов. Согласно легенде, однажды монахи, возвращались с собранными пожертвованиями, а навстречу им попалась девица, зарабатывавшая на жизнь продажной любовью. Один из монахов хотел образумить ее, отдал ей все деньги, чтобы она начала новую жизнь. Но неугомонная девица стала каждый день поджидать монаха в этом месте, требовать с него деньги, иначе она оговорит его, что он воспользовался ее услугами. Монах ударил ее крестом по голове и убил. С тех пор и бродят тут блудница и ее убийца-монах. Чаще всего их видят на улице Целетной.



Сам монастырь, кстати, тоже весьма примечательное место. Первая церковь появилась на этом месте еще в 12 веке, нынешний монастырь был возведен в 17-18 веке. Центральный костел датируется 13-14 веком. На территории монастыря снимались различные исторические фильмы, монахи здесь варят пиво и готовят… абсент – в одной из стен монастыря есть небольшой магазин – абсентерий. Напиток это специфический, принято считать, что многие выдающиеся художники и литераторы конца 19 – начала 20 века обязаны своим творчеством именно ему. Магазин очень атмосферный, но попробовать абсент никто из нас не решился.


Идем дальше и видим на стене изображение «трех мушкетеров». На самом деле – это три знаменосца. Это тоже весьма известная легенда Праги: три товарища, будучи солдатами, уходили на войну, и сидя в баре внизу, поклялись не разлучаться друг с другом даже после смерти. Один из них погиб в бою и приснился своим товарищам, напомнив о клятве.



Оставшиеся в живых два товарища испугались, бросили военную службу и удалились в Монастырь Девы Марии Снежной, чтобы там замаливать собственные грехи и избежать скорой смерти. Но клятва есть клятва, и они все равно умерли в один день (при каких обстоятельствах, не знаю). Так сбылось обещание, данное на пьяную голову – смерть забрала их всех троих.



Еще одно привидение, связанное с монастырем, но уже другим – Анежским (я о нем рассказывала выше), - это призрак убитой монашки. Кроткая и красивая девушка была убита собственным отцом – богатым и влиятельным человеком. а все потому, что не посчастливилось ей влюбиться в бедного юношу. Отец разгневался и отправил ее в тот самый монастырь. Но напоследок девушка решила увидеться и попрощаться с возлюбленным. Отец выследил влюбленных и в порыве гнева убил дочь. Вот и бродит теперь несчастная окровавленная монашка по окрестностям монастыря. Но говорят, что бояться ее не надо – она является тем, кому плохо, чтобы сказать слова поддержки и посочувствовать.



А вот кого следует опасаться, то это сумасшедшего брадобрея, бегающего с бритвой по Карловой улице. Нет, горло он никому не перерезал этой бритвой, но очень досаждает прохожим предложениями постричь их или побрить, особенно он пристает к блондинкам, хватает за волосы и даже может их обрезать. История его такова: жил себе брадобрей, но ремесло это не приносило дохода, и он решил заняться алхимией, чтобы получить золото. Затея его оказалась неудачной, он спустил все свое небольшое состояние, лишился семьи и сошел с ума.



Гуляя по узеньким улочкам старой Праги, обратите внимание на так называемый «дом с медведями» (угол улицы Кожной). С ним связана еще одна мистическая и трагическая любовная история. По легенде, жившая в этом доме дочь богатого купца была невестой не менее богатого итальянца. Жених, как водится, отправился домой по делам, но обещал вернуться. Очень долго не возвращался, и вот однажды, девушка закричала в ужасе: «Медведи, медведи, его разорвали медведи!», - и упала замертво. А спустя какое-то время растерзанное тело жениха, действительно нашли в лесу.



Но как по мне, так самой леденящей кровь легендой является легенда о медике – палаче. Говорят, что очень давно жил в Праге студент – медик, влюбившийся в роковую красавицу, состоявшую в банде воришек. Девица попалась и была отправлена в тюрьму. Студент, чтобы пробраться к любимой, пошел в ученики к палачу, чтобы обучиться пыткам. В итоге ему было поручено выведать у воровки, кто ее подельники. Влюбленный студент не собирался пытать ее и предложил бежать. Но она лишь рассмеялась ему в лицо, сказав, что никогда не любила. Тогда, обезумев от злости и ревности, студент применил к ней все известные ему пытки, замучив до смерти. Потом, разумеется, сошел с ума.



Конечно, это далеко не все легенды старой Праги, далеко не все ее призраки и привидения. Говорят, что на улицах Праги можно встретить и призрака яна Гуса, и его палача, и призрака знаменитого алхимика Тихо Браге, и архитектора Парлера, построившего Карлов мост, как считается, не без помощи темных сил. Очень популярны у туристов (или туристы у них) призрак студента, продавшего за долги свой скелет; сумасшедший пират, который ищет ограбившую его девицу; огненная колесница и многие другие. Есть здесь многочисленные призраки алхимиков и палачей. Это стало настолько раскрученным брендом Праги, что было даже разработано специальное мобильное приложение, наподобие известной всем охоты на покемонов. Только вместо покемонов ловишь пражских привидений в местах их обитания.


К сожалению, мы не встретились ни с одним из привидений Праги, может вам удастся.

Что еще успели посмотреть

За этот день мы успели:
- в очередной (уже в третий) раз прогуляться с пешеходной экскурсией по Пражскому Граду и Старому Месту – она входила в стоимость тура, кроме того, каждый экскурсовод водит по своим любимым маршрутам и рассказывает свои любимые истории, так что даже по знакомым местам гулять все равно интересно. Кстати, в первый раз мы попали на смену караула у входа в Пражский град. А вот тем, кто в этом году впервые приехал в Прагу, немного не повезло: знаменитые часы Пражский Орлой закрыты на реставрацию, закрытой оказалась и «самая узкая улочка в Праге» (рядом с музеем Кафки) - в конце этой улочки находится ресторан, и на входе недавно поставили калитку, которая открывается только во время работы ресторана;
- опять же не в первый раз поплавать на кораблике по Влтаве: очень люблю речные прогулки – у нас в автобусном туре этим летом был прямо комплект речных прогулок на корабликах: по каналам Амстердама, по Сене в Париже, и вот – по Влтаве в Праге. Речная прогулка в Праге примечательна еще и тем, что туристам предлагается угощение в виде шведского стола и двух напитков: сливовицы и пива или безалкогольного - на выбор. На шведском столе было много мясного, вкусная слабосоленая сельдь, салатики, из национальных блюд – утопенки – это такие сардельки, маринованные с уксусом и луком, мясные шарики; много выпечки, фрукты; национальная чешская кухня очень напоминает немецкую – сытная, мясная. Очень приятное занятие – осматривать с реки достопримечательности Праги под вкусную чешскую еду;



- прогуляться вдоль набережной Влтавы и зайти туда, куда в прошлые разы еще не ходили: во-первых, поднялись к знаменитому пражскому метроному – он возвышается над Чеховым мостом, на том месте, где раньше был большой памятник Сталину; но после начатой Хрущевым десталинизации, затронувшей и тогдашнюю Чехословакию, памятник убрали, а в начале 90-х на том месте поставили большой метроном, призванный символизировать ход и изменения времени; с высоты открывается красивый вид на Чехов мост и более современную Прагу;



- во-вторых, зашли во двор монастыря святой Агнессы, или Анежского монастыря, с которым связано много легенд и историй, об одной из них расскажу позже; этот монастырь был основан еще в 13 веке очень почитаемой в стране Агнежкой Чешской, канонизированной только в 1989 году.



Она происходила из правящей династии Пржемышловичей, и всю свою жизнь посвятила благотворительности и служению Богу, но признать ее святой церковь долго не могла, поскольку, ее мощи были утрачены во время гуситских войн. Чехи очень долго добивались от Святого престола, чтобы ее признали святой, ведь собственных «доморощенных» святых у чехов не так и много; и только в конце 80-х на волне «бархатной революции» добились этого. Что касается монастыря, то он считается одним из древнейших в Праге, примечателен он и тем, что здесь покоятся останки многих чешских королей.



В настоящее время монастырь признан национальным памятником Чехии, в нем размещена экспозиция средневекового искусства, а во внутреннем дворе, как это всегда случается в Праге – в самом, казалось бы неподходящем или неожиданном месте, - какие-то образцы современного искусства, очень специфического. Но это ведь будет не Прага, если рядом с историческим местом не будет какого-нибудь образчика современного искусства.



ну и наконец, в завершение насыщенного дня у нас была экскурсия под названием «мистическая Прага».