Памятник петру 1 набережная. Как устроен памятник Петру I Церетели? Легенды и Мифы о Медном всаднике

Как бы мы не относились к памятнику Петру I, стоящему на капитанском мостике, как к монументальному творению, но стоит признать, что как инженерное сооружение он довольно таки уникален.

Его несущий каркас смонтирован из нержавеющей стали, на который и установили бронзовые формы облицовки, причем фигура императора, сам корабль и нижняя часть монумента собирались по отдельности, а потом уже монтировались на подготовленный пьедестал.

Ванты корабля сплетены, будто настоящие, из нескольких тросов, но не пеньковых, а из все той же нержавейки. Закреплены они так, что исключена их подвижность даже при сильном усилении ветра.

Парус, как и памятник, изготовлен из каркаса, но уже в качестве покрытия использовались медные листы, которые изготовили методом выколотки.

Фото 2. Монумент "300-летие российского флота" в Москве

Свиток в руках Петра Первого позолочен, как и Андреевские кресты на стягах.

Постамент в виде искусственного острова выполнен из железобетона, по периметру которого устроены фонтаны. Выбрасывая из себя потоки воды они придают сооружению эффект рассекающего морские пучины корпуса корабля.

Знатоки и любители морской истории сразу усмотрели несколько неточностей.

Так, Андреевский флаг в обязательном порядке вывешивается на корме, но не на баке, где по традиции устанавливается гюйс корабля.

Далее, ростры (расположены по низу монумента) - это металлические наконечники для тарана на носу корабля, снимаемые победителем в качестве трофея с побежденного вражеского судна, а поэтому ну никак не могут быть украшены все тем же Андреевским флагом (не воевал же Петр Великий против своей морской эскадры).


С памятником Петру Первому в Москве связаны моменты, которые широко обсуждали в российских изданиях.

Дело в том, что это творение Зураба Церетели считают несколько изменой статуей Христофора Колумба, которую скульптор пытался продать по случаю празднования 500-летия открытия Американского континента то Соединенным Штатам, то Испании, то государствам Латинской Америки.

Сделка так и не удалась. Деньги были затрачены немалые, и в ситуацию вмешивается Юрий Лужков - тогдашний градоначальник. Он помогает другу и содействует принятию решения о заказе городом памятника в честь 300-летия российского флота. Что интересно, праздник прошел за год до этого, а власти тогда проигнорировали просьбу российских моряков поставить в Москве другой монумент, проект которого разработал известный художник Лев Ефимович Кербель.

Действительно это так или что-то было понапридумано, до сих пор неизвестно. По крайней мере, опровержения от властей и от Зураба Константиновича не поступало, хотя последний и пытался иногда оправдываться.

Как бы там ни было, но 5 сентября 1997 года, в дни празднования 850-летнего юбилея основания града Москвы, монумент Петру Первому торжественно открыли.

Многие москвичи так и не воспринимают его до сих пор, но, кто знает, может с годами памятник станет действительным символом города, как это случилось с непризнанной поначалу Эйфелевой башней в Париже. Хотя, честно, верится в это с трудом!

Нет, пожалуй, правителя, который бы более заслуживал многовековую память соотечественников, чем в Москве по проекту знаменитого скульптора З. Церетели считается одним из самых неоднозначных творений автора.

Вокруг этого памятника уже полтора десятка лет не утихают дискуссии, он вызывает множество разных мнений. С точки зрения художественной ценности, к нему относятся по-разному. Не взирая на это, как образец инженерного искусства он уникален.

Описание памятника

Памятник Петру Первому в Москве расположен на железобетонном острове, созданном специально для его установки. Несущая основа конструкции смонтирована из нержавеющей стали в виде каркаса, на котором установлена бронзовая облицовка. Фигура Петра, корабль и нижний сегмент памятника собирались по отдельности и лишь после этого выстраивались на общем, подготовленном заранее пьедестале.

Своеобразно сконструированы ванты корабля. Они сделаны из металлических тросов, соединенных между собой и качающихся при дуновении ветра. Другими словами, ванты сделаны, как настоящие.

Памятник облицован высококачественной бронзой, защищающей его от разрушающих воздействий внешней среды. Фигура императора для дополнительной защиты покрыта специальным лаком, способствующим сохранению цвета.

Паруса корабля сделаны полыми для облегчения верхней части монумента. Их основой служит легкий Все крепления памятника сделаны из нержавеющей стали во избежание коррозии. Внутри монумента имеется лестница, предназначенная для реставраторов, установленная для оценки внутреннего состояния конструкции.

Как уже сказано, бронзовый царь стоит на искусственном острове. Для имитации движения корабля по волнам в основаниях острова обустроены фонтаны. При взгляде на композицию создается впечатление, что корабль рассекает волны.

История создания

В мировой культуре известно немало случаев, когда необычные или странные скульптурные композиции прославляли своих героев и авторов. Например, памятник Вацлава на мертвом коне, расположенный в центре Праги, Хэддингтонский постамент, изображающий акулу, врезающуюся в крышу дома, или всем известный брюссельский писающий мальчик. Своей достопримечательностью в этом же роде могут похвастаться и Памятник Петру I в Москве вошел в мировую десятку самых «несимпатичных» сооружений.

Памятники в других городах

Царь Петр оставил в истории нашего Отечества величайший след как неординарный реформатор, правитель, военачальник и, несомненно, великий деспот. Не только Москва и Петербург славятся петровскими монументами.

Памятники Петру есть в Калининграде, Воронеже, Выборге, Махачкале, Самаре, Сочи, Таганроге, Липецке и даже в европейских городах - Риге, Антверпене, Роттердаме, Лондоне.

Нескольких томов не хватит, чтобы рассказать о том, сколько сделал для России Петр 1. Памятник в Москве и других городах сохранит на многие десятилетия облик величайшего из русских монархов.

Несколько слов об авторе

И художник Зураб Константинович Церетели родился в городе Тбилиси, в 1934 году, за три дня до Рождества. Высшее образование он получил в Академии художеств города Тбилиси. Затем обучался во Франции, где познакомился с выдающимися живописцами - Шагалом и Пикассо.

60-е годы в жизни скульптора ознаменованы началом активной работы в монументальном жанре. Одним из знаменитых детищ Церетели считается «Петр 1» - памятник в Москве. Его работы известны не только в России и странах СНГ.

Скульптуры Церетели имеются в Америке («Слеза скорби», «Добро побеждает зло»), Великобритании («Разрушить стену недоверия»), Испании («Победа»).

И история появления которого изложены в данной статье, является одним из красивейших монументов столицы. Более того, его можно назвать одним из грандиозных мировых произведений искусства. Расположен памятник в центре столицы. Установлен был в 90-х гг. Не всеми москвичами сооружение было одобрено и споры монумент вызывает до сих пор.

История создания

Один из самых знаменитых российских царей - Петр 1. Памятник в Москве ему был открыт пятого сентября 1997 года. По официальным документам это событие приурочено к трехсотлетию создания российского флота, хотя годовщина и была отпразднована годом раньше. При этом сначала оказался одобрен другой проект, но вариант Церетели победил.

Легенда о появлении памятника

Несмотря на то, что монумент еще довольно «молодой», он уже имеет свою легенду. Однажды в российских средствах массовой информации появились сообщения, что монумент Петр 1 (памятник в Москве) был переделан из статуи первооткрывателя Америки, Колумба. Церетели, создатель данного сооружения, не смог продать свой шедевр США, и он оказался в руках россиян.

Правда или вымысел

Действительно, между фигурами явно просматривается несомненное сходство. Обе статуи стоят на корабельной палубе. Причем у фигур подняты вверх именно правые руки. Постамент в обоих вариантах сложный по структуре. Но есть и существенные различия, увидеть которые можно, только сравнив оба проекта. Они выставлены напоказ в галерее Церетели.

Описание памятника

Памятник Петру 1 на Москве-реке - это уникальное сооружение. Несущий каркас постамента с бронзовой облицовкой сделан из нержавеющей стали. Пьедестал, фигура царя и корабль собирались отдельно. Петр и судно устанавливались последними. Корабельные ванты тоже сделаны из нержавеющей стали.

Все они надежно скреплены толстыми тросами. Для уменьшения веса медных парусов внутри них есть металлический каркас. Для изготовления монумента была взята бронза высочайшего качества. Сначала она подверглась пескоструйной обработке, потом платинировалась. Затем бронза покрывалась воском и специальным лаком. Они защищают исходный материал от непогоды.

В руках царь держит позолоченный свиток. В таком же цвете выполнены Андреевские кресты. Флаги, на которых они находятся, выполнены в виде флюгеров. Внутри памятника сооружена лестница, с помощью которой осуществляется уход за сооружением.

Искусственный остров, на котором установлен «Петр 1» (памятник в Москве), сделан из железобетонного фундамента. Вокруг - фонтаны, которые создают ощущение, что корабль рассекает волны.

Интересные факты во время создания шедевра

На проектирование и воссоздание Петра Первого ушел почти год. Продувки макета осуществлялись в аэродинамической трубе МГУ. Это помогло улучшить характеристики памятника. Монтаж осуществлялся 120 профильными специалистами, которыми руководил ведущий геодезист В. Маханов и бригадир В. Максимов.

Страсти вокруг памятника

Постамент памятника украшают ростры. Каждый украшен Андреевским флагом. Получается противоречие, что Петр Первый воевал с собственным флотом. Памятник стал десятым в списке самых уродливых постаментов мира. Такой рейтинг был опубликован на интернет-портале «Виртуального туриста» в 2008 году.

В июле 1997 г. место, где в Москве памятник Петру 1 установлен, стало знаменитым. Группа «Реввоенсовет» попыталась подорвать монумент. По одной версии, уже была заложена взрывчатка. Но из-за того, что могли пострадать прохожие и окружающие здания, взрыв был остановлен самой группой. По другой версии, подрыв сорвался благодаря анонимному звонку. С тех пор близкого доступа к памятнику больше нет.

Современная «битва» за Петра Первого

По информации, опубликованной в печатном издании «Известия», на выставке «Арх Москва», которая проходит ежегодно, появился проект, согласно которому, монумент Петр 1 (памятник в Москве) должен быть заключен в «упаковку» из стекла. Причем такого, чтобі шедевра сквозь него не было видно.

Это было в 2007 г. Автор проекта, Борис Бернаскони, предлагал встроить монумент Петру первому в небоскреб. В результате памятник был бы спрятан от людских глаз. Даже бы Церетели остался доволен. Небоскреб стал бы музеем для шедевра Церетели, а москвичи и гости города могли наслаждаться новой смотровой площадкой, сделав из нее место для культурного отдыха.

В 2010 г. дошло до того, что памятник Петру 1 предлагалось снести вовсе. Это произошло после отставки Лужкова с должности столичного мэра. Памятник Петру1 в Москве, где находится? Он установлен над водами Москвы-реки, на Крымской набережной, 10. Рядом - станции метро «Парк Культуры» и «Октябрьская».

В 2010 г., после предложения сноса «Петра», исполняющий обязанности мэра, Владимир Ресин, всерьез задумался о переносе монумента с этого места в другой район. Из комиссии Мосгордумы пришли сведения, что такой «переезд» памятника может обойтись казне в 1 миллиард рублей.

Марат Гельман, который и предлагал уничтожить монумент, даже собирался найти спонсоров для осуществления такого переноса. Оказалось, памятник не так уж плох, так как его с удовольствием желали забрать к себе многие (и не только российские) города: Архангельск, Тирасполь, Бердянск и т.д.

Бурные споры закончились в 2011 году, когда префект Москвы С. Байдаков «поставил точку» прямо на пресс-конференции. Он объявил, что монумент останется там, где стоит на данный момент. По его мнению, все, созданное предками, достойно уважения. В результате Петр 1 (памятник в Москве) остался на прежнем месте и до сих пор возвышается на Крымской набережной.

18 августа 1782 года в Санкт-Петербурге открыт памятник Петру I, так называемый «Медный всадник». Это самый первый памятник Петру. В России и Европе есть и другие известные памятники великому реформатору, на которые стоит посмотреть.

Сенатская площадь,

Памятник «Медный всадник» расположен здесь не случайно. Екатерина II настояла на этом, потому что рядом расположено Адмиралтейство, которое основал император. Изготовил памятник французский скульптор Этьен-Морис Фальконе, которого рекомендовали Екатерине Дидро и Вальтер. Подготовка гипсовой модели памятника заняла целых двенадцать лет, а отливка статуи оказалась такой сложной, что долгое время никто не хотел браться за эту работу.

Наконец, пушечных дел мастер Емельян Хайлов взялся за этот технологически очень сложный проект и отлил статую за три года. А Екатерина на постаменте начертала «Екатерина II Петру I», тем самым, подтверждая свою приверженность петровским реформам. Вес памятника восемь тонн, высота – более пяти метров. Хотя его Пушкин и назвал «Медный всадник», отлит он из бронзы. Но это название так прижилось, что стало почти официальным. А сам памятник является одним из символов Санкт-Петербурга.

Михайловский замок, Санкт-Петербург

Изготовил бронзовый памятник известный итальянский скульптор Растрелли, модель памятника существовала еще при жизни Петра I, но установлен он был позже Медного всадника, в 1800 году. Пьедестал памятника облицован разноцветным мрамором – белого, розового и зеленоватого оттенков. Правнук Петра I император Павел I сделал на пьедестале надпись «Прадеду – правнук» по аналогии с Медным всадником, на котором имеется надпись «Екатерина II Петру I». Во время Великой Отечественной войны памятник снимали с пьедестала и водрузили на прежнее место лишь в 1945 году. Так он был спасен для потомков.

Рига,

Конный памятник царю был установлен в Риге в 1910 году, на Петровских торжествах. В Ригу тогда прибыл император Николай II с семьей. Памятник был построен практически из пожертвований простых граждан Риги, так уважали и любили латыши великого реформатора. И, видимо, было за что. Петр I часто приезжал в город, и всегда что-либо привозил с собой. Петр подарил более двадцати торговых суден, финансировал работы по благоустройству города, строительство некоторых зданий. Но нигде памятник Петру не ожидала такая печальная судьба, как в Риге. Его множество раз снимали с постамента, возвращали, переносили с места на место. Сейчас памятник, представляющий большую художественную и историческую ценность, находится на автостоянке частного предприятия по адресу: улица Брибивас, 223. Хочется верить, что вопреки политическим предрассудкам, он все-таки займет свое законное место в центре Риги.

Москва

Пожалуй, самый одиозный и спорный памятник Петру I открыл Зураб Церетели в 1997 году в праздник 850-летия . Этот памятник имеет высоту 98 метров и является самым высоким памятником в России и одним из самых высоких памятников в мире. На проектировку и изготовление памятника ушло около года и около двадцати миллионов долларов. Памятник имеет очень сложную инженерную конструкцию. Каркас памятника изготовлен из нержавеющей стали, на который крепится бронзовая обшивка.

В 2008 году памятник вошел в десятку самых уродливых сооружений мира, заняв, правда, почетное десятое место. В Москве даже проходил сбор средств на снос этого неоднозначного памятника, но в 2011 году префектура Москвы заявила, что памятник будет все-таки стоять на прежнем месте. Но, на всякий случай, не стоит упускать возможности посмотреть на него и самому составить мнение о его художественной ценности.

Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла. Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьен-Мориса Фальконе, работавшего в то время главным скульптором на фарфоровом заводе. «В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит. .. Корысти не знает», - писал Дидро о Фальконе.

Этьен-Морис Фальконе всегда мечтал о монументальном искусстве и получив предложение создать конную статую колоссального размера, не раздумывая согласился. 6 сентября 1766 года он подписал контракт, в котором вознаграждение за работу определялось в размере 200 тысяч ливров, что было достаточно скромной суммой – другие мастера просили значительно больше. 50-ти летний мастер приехал в Россию с 17-летней помощницей Мари-Анн Колло.

Мнения об облике будущей скульптуры были самые разные. Так, руководивший созданием памятника Президент Императорской Академии искусств Иван Иванович Бельской представлял скульптуру Петра I, стоявшего в полный рост с жезлом в руке. Екатерина II видела императора, восседающим на коне с жезлом или скипетром, а были и другие предложения. Так, Дидро задумал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами, а статский советник Штелин направил Бельскому подробное описание своего проекта, согласно которому Петр I должен был предстать в окружении аллегорических статуй Благоразумия и Трудолюбия, Правосудия и Победы, которые подпирают ногами пороки Невежество и Леность, Обман и Зависть. Фальконе отверг традиционный облик монарха-победителя и отказался от изображения аллегорий. «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения Народа... Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как побе­дителя, хотя он, конечно, был и, тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям», - писал он Дидро.

Работа над памятником Петру I - Медный всадник

Фальконе создавал модель скульптуры на территории бывшего временного Зимнего Дворца Елизаветы Петровны с 1768 по 1770 годы. Из императорских конюшен были взяты две лошади Орловской породы Каприз и Бриллиант. Фальконе делал зарисовки, глядя как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы. Модель головы Петра I Фальконе переделывал несколько раз, но так и не добился одобрения Екатерины II и в результате голову Медного всадника успешно вылепила Мари-Анн Колло. Лицо Петра I получилось мужественным и волевым, с широко открытыми глазами и озаренным глубокой мыслью. За эту работу девушку приняли в члены Российской Академии художеств и Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров. Змею под ногами коня выполнил русский скульптор Федор Гордеев.

Гипсовая модель Медного всадника была изготовлена к 1778 году и мнения о работе были неоднозначными. Если Дидро остался доволен, то Екатерине II не понравился самовольно выбранный облик памятника.

Отливка Медного всадника

Скульптура была задумана колоссальных размеров и литейщики не брались за эту сложную работу. Иностранные мастера за литье требовали огромные деньги, а некоторые откровенно говорили, что отливка не удастся. Наконец, нашелся литейщик, пушечных дел мастер Емельян Хайлов, взявшийся за литье Медного всадника. Вместе с Фальконе они подбирали состав сплава и делали пробы. Сложность состояла в том, что скульптура имела три точки опоры и поэтому толщина стенок передней части статуи должна была быть небольшой – не более одного сантиметра.

Во время первой отливки труба, по которой заливалась бронза, лопнула. В отчаянии Фальконе выбежал из мастерской, но мастер Хайлов не растерялся, снял свой армяк и намочил его водой, обмазал глиной и приложил как заплату к трубе. Рискуя своей жизнью, он предотвратил пожар, хотя сам получил ожоги рук и частично повредил зрение. Верхняя часть Медного всадника все равно была испорчена, ее пришлось срубить. Подготовка к новой отливке заняла еще три года, но на этот раз она прошла удачно и в честь успешного завершения работы скульптор в одной из складок плаща Петра I оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1788 года».

Установка Медного всадника

Фальконе хотел установить памятник на постаменте в виде волны, выточенном из естественного куска скалы. Найти нужную глыбу высотой в 11,2 метров было очень трудно и поэтому в газете «Санкт-Петербургские новости» было опубликовано обращение к частным лицам, желающим найти подходящий кусок скалы. И вскоре откликнулся крестьянин Семен Вишняков, давно приметивший подходящую глыбу около деревни Лахта и сообщивший об этом руководителю поисковых работ.

Камень, весивший около 1600 тонн и названный Гром-камнем, доставляли сначала на платформе до побережья Финского залива, затем по воде до Сенатской площади. В извлечении и транспортировке камня участвовали тысячи людей. Камень установили на платформу, передвигавшуюся по двум параллельным желобам, в которую были уложены 30 выполненных из сплава меди шаров. Эту операцию проводили в зимнее время с 15 ноября 1769 года, когда земля была заледенелая и 27 марта 1770 года камень доставили к берегу Финского залива. Осенью глыбу погрузили на судно, специально построенное мастером Григорием Корчебниковым и 25 сентября 1770 года толпы народа встречали Гром-камень на берегу Невы у Сенатской площади.

В 1778 году отношения Фальконе с Екатериной II окончательно испортились и вместе с Мари-Анн Колло он был вынужден уехать в Париж .

Установкой Медного всадника руководил Федор Гордеев и 7 августа 1782 года состоялось торжественное открытие монумента, но его создатель так и не был приглашен на это событие. Военным парадом на торжестве руководил князь Александр Голицын, а Екатерина II прибыла по Неве в шлюпке и поднялась на балкон здания Сената. Императрица вышла в короне и порфире и дала знак открыть памятник. Под барабанную дробь полотняная ограда с монумента упала и полки гвардейцев прошли по набережной Невы .

Памятник Медный всадник

Фальконе изобразил фигуру Петра I в динамике, на вздыбленной лошади и тем самым хотел показать не полководца и победителя, а в первую очередь созидателя и законодателя. Мы видим императора в простой одежде, а вместо богатого седла - звериную шкуру. О победителе и полководце нам говорит только венчающий голову венок из лавра и меч у пояса. Расположение монумента на вершине скалы указывает о преодоленных Петром трудностях, а змея является символом злых сил. Памятник уникален тем, что имеет только три точки опоры. На постаменте выполнена надпись «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782», а на другой стороне тот же текст указан на латинском языке. Вес Медного всадника – восемь тонн, а высота – пять метров.

Медный всадник - название

Название Медный всадник памятник получил позже благодаря одноименной поэме А.С. Пушкина, хотя на самом деле монумент изготовлен из бронзы.

Легенды и Мифы о Медном всаднике

  • Существует легенда, что Петр I, находясь в веселом расположении духа решил на своем любимой лошади Лизетте перескочить Неву. Воскликнул: «Все божье и мое» и перескочил через реку. Второй раз крикнул эти же слова и тоже был на другом берегу. И в третий раз решил перепрыгнуть через Неву, но оговорился и произнес: «Все мое и божье» и тут же был наказан – так и окаменел на Сенатской площади, в том месте, где сейчас стоит Медный всадник
  • Говорят, что заболевший Петр I и лежал в горячке и причудилось ему, что наступают шведы. Вскочил он на коня и хотел ринуться к Неве на врага, но тут выползла змея и обвила ноги коня и остановила его, не дала Петру I прыгнуть в воду и погибнуть. Так и стоит Медный всадник на этом месте – памятник Как змея спасла Петра I
  • Существует несколько мифов и легенд, в которых Петр I пророчит: «Пока я на месте, моему городу нечего опасаться». И действительно, Медный всадник оставался на своем месте во время Отечественной войны 1812 года и во время Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда он был обшит бревнами и досками и вокруг него уложили мешки с песком и землей
  • Петр I рукой указывает в сторону Швеции, а в центре Стокгольма установлен памятник Карлу XII, противнику Петра в Северной войне, левая рука которого направлена в сторону России

Интересные факты о памятнике Медный всадник

  • Транспортировка камня–постамента сопровождалась трудностями и непредвиденными обстоятельствами и часто возникали аварийные ситуации. За той операцией следила вся Европа и в честь доставки Гром-камня на Сенатскую площадь была выпущена памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно. Генваря, 20, 1770»
  • Фальконе задумал монумент без ограды, хотя ограда все-таки была установлена, но до наших дней не сохранилась. Сейчас находятся люди, которые оставляют надписи на памятнике и портят постамент и Медный всадник. Возможно, что в скором времени вокруг Медного всадника будет установлено ограждение
  • В 1909 и 1976 годах проводилась реставрация Медного всадника. Последнее обследование, проведенное с помощью гамма лучей, показало, что каркас скульптуры находится в хорошем состоянии. Внутрь памятника была заложены капсула с запиской о проведенной реставрации и газета от 3 сентября 1976 года

Медный всадник в Санкт-Петербурге - главный символ Северной столицы и полюбоваться одной из самых известных достопримечательностей города на Сенатскую площадь приходят молодожены и многочисленные туристы.