Фонвизин и классицизм в кратком содержании. «Недоросль»: черты классицизма


Урок литературы (8 класс)

Д.И. Фонвизин и его время. Традиционные элементы классицизма и новаторство в комедии «Недоросль».

Цели урока:

Познакомить учащихся с личностью Д.И. Фонвизина.

Повторить роды литературы и особенности драмы.

Создать условия для формирования первоначального понятия о различных направлениях в литературе.

Создать условия для выявления традиционных элементов классицизма и новаторства в комедии

Д.И. Фонвизина «Недоросль».

5. Выявить читательское восприятие комедии учащимися.

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, компьютерная презентация к уроку, карточки-задания.

Ход урока.

1. Введение (слайды 1-4)

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы…

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

…Сатирик превосходный

Невежество казнил в комедии народной.

А.С. Пушкин. «Послание к цензору»

Что способствовало тому, что Пушкин так высоко оценил творчество Фонвизина, назвав его сатириком превосходным? Наверное, прежде всего то, что Фонвизин был мастером, который, используя традиции в творчестве, создал новаторское произведение. В чём новаторство драматурга и каких традиций он придерживался в своём творчестве, предстоит выяснить нам сегодня.

Знакомство с биографией Д.И. Фонвизина (видеофильм).

Литературная деятельность Фонвизина начинается в 60-е годы ХYIII века. Пытливый и остроумный человек, он создан был для того, чтобы стать сатириком. А поводов для горького смеха было достаточно в российской действительности того времени.

Д.И. Фонвизин – представитель русского классицизма, одного из литературных направлений.

Что же такое литературное направление? Внимание на экран.

Какую информацию вы получили из этой таблицы?

В связи с чем выделяются литературные направления? (при совпадении творческих установок, тематики, жанров и стиля в творчестве писателя)

Перечислите названные литературные направления.

Д.И. Фонвизин – представитель классицизма. Что характерно для этого литературного направления? Работаем с электронной таблицей.

Все ли черты классицизма вам понятны? Распечатка этой таблицы у вас на партах. Это карточка №1. В дальнейшем вы можете использовать её как справочный материал. Отметьте на карточке то, что вам не понятно, знаком вопроса.

Сегодня к уроку опережающее индивидуальное задание готовили Копина Вероника и Бреева Света. Они постараются ответить на ваши вопросы. Какие черты классицизма вам не понятны?

^ 2. Повторение пройденного (слайды 5)

Вспомним роды литературы. К какому роду литературы относится прочитанное вами произведение Фонвизина?

Каковы особенности драматического произведения? У каждого из вас есть карточка №2, где указаны особенности драмы. Но в карточке есть ошибки. Исправьте их.

Итак, каковы особенности драмы? (проверка работы с карточками)

^ 3. Объяснение нового.

Классическая комедия строилась по определённым канонам (слайд 7 презентации)

Сегодня нам предстоит выяснить, придерживается ли Фонвизин этих правил в своей комедии.

Но прежде объясним название комедии и познакомимся с действующими лицами.

Кого в 18 веке называли недорослем?

Какие особенности имён персонажей обращают на себя внимание? Можно ли фамилии и имена назвать говорящими? (^ Да.)Митрофан от греч. «подобный матери», Софья – «мудрость» и т. д.)

4. Инсценирование эпизодов комедии (слайд 8)

Герои комедии сегодня у нас в гостях.

5. Беседа.

В списке действующих лиц комедии почти нет комментария. Совпало ли ваше первоначальное представление о героях пьесы с тем, что вы увидели? Какие черты героев комедии попытались воплотить актеры драмкружка? (высказывания учащихся)

Уже с первых страниц комедии разгорается конфликт. Что такое конфликт в произведении? (столкновение, лежащее в основе развития действия)

Между кем происходит столкновение в первом явлении? (между Простаковой и Тришкой)

Какой фразой Простакова думает загнать Тришку в тупик? И как Тришка парирует эту реплику? («Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошехонько. Экое скотское рассуждение. – Да ведь портной-то учился, сударыня, а я нет»).

Понимает ли Простакова важность и необходимость просвещения?

Зачем же она нанимает учителей? (во-первых, она заявляет: «Мы же не хуже других», во-вторых, существует указ Петра 1 о дворянстве, по которому каждый дворянин должен был научиться разным наукам, прежде чем поступить на государственную служб, так как образованные люди могут принести больше пользы государству)

Какова же тема комедии Фонвизина? (тема просвещения и воспитания)

Кто ещё из героев пьесы противостоит Простаковой? (Стародум). Запишите домашнее задание. Выписать из реплик героев комедии цитаты о воспитании и просвещении. А сейчас поработаем в группах и индивидуально.

^ 6. Работа в группах. Напоминаю правила работы в группах. Обсуждение ведем вполголоса. Высказываем все имеющиеся у вас мнения. Подводит итог и отвечает командир группы, который имеет право доверить ответ любому из вас.

1-я группа (сильные ученики) Вы проведете исследование и ответите на вопрос: «Какие, по вашему мнению, из правил и приёмов классической комедии сохранил Д.И. Фонвизин, а какие нарушил?» У вас есть карточка №3 – таблица канонов построения классической комедии. + отметьте те традиции, которым следует Фонвизин. Во вторую графу впишите новаторство драматурга.

2-я группа (средние ученики) подберёт цитаты из комедии к данным иллюстрациям.

3-я группа (участники драмкружка) вспомнит текст и попробует восстановить афоризмы из комедии, которые, к сожалению, рассыпались.

4-я и 5-я группы (остальные учащиеся, смешанные группы). У вас самое серьезное и ответственное задание. Вы работаете индивидуально с контрольным тестом, построенным по типу ЕГЭ. Варианты ответов отмечаете в клеточках рядом с вопросом.

^ 7. Подведение итогов урока (отчёты групп о проделанной работе, кроме 4-ой и 5-ой групп, которые сдают выполненные тесты учителю) (слайды 9-14)

8. Заключительное слово учителя (слайд 15)

Сегодня мы познакомились с Д.И. Фонвизиным, сделали первую попытку проникнуть в тайны его бессмертной комедии «Недоросль». Разговор о её героях, о проблемах, поднятых автором, мы продолжим на следующих уроках. Ибо это произведение, высоко оцененное русской критикой, требует внимательного прочтения.

«Русская комедия начиналась задолго ещё до Фонвизина, но началась только с Фонвизина. Его «Недоросль» и «Бригадир» наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, если не искусства, как одно из примечательнейших явлений. В самом деле. Эти комедии суть произведения ума сильного. Человека даровитого».

Так высоко оценил творчество Фонвизина В.Г. Белинский в статье «Горе от ума». Попробуем постичь тайну бессмертного произведения Д.И. Фонвизина.

Черты классицизма

Идеализация героев

Черты классицизма

Обращение к образцам и формам античности как к идеалу

Принцип рационализма, культ разума

Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения

Соблюдение в драме единства места, времени и действия

Стремление запечатлеть существенные свойства жизненных явлений

Обращение к общественной проблематике

Утверждение идей абсолютизма, патриотизма, гражданственности

Спрямленность подачи человеческих характеров

Идеализация героев

Классицизм как литературное направление

Классицизм возник в первой половине 18 века. В этот период в России укреплялся самодержавный строй. Главной опорой самодержавия было дворянство. Литература классицизма обслуживала потребности абсолютного государства. Проповедовала идеи гражданственности, связанной с этой формой социального устройства, идеи просвещенной монархии.

В переводе с латинского «классицизм» - «образцовый», «первоклассный». В 17-18 веках образцовыми, достойными подражания считались произведения древнего Греко-римского искусства.

Изучение произведений античного искусства позволило теоретикам классицизма вывести каноны, по которым писатели должны были следовать в художественном творчестве.

Писатели-классицисты считали, что человеческие чувства обманчивы, что лишь с помощью разума можно познать жизнь и гармонично отразить её в литературе.

Правила классицизма предусматривали деление литературы на строго определённые жанры высокие (ода, поэма, трагедия) и низкие (комедия, сатира, басня).

Человеческие характеры обрисовывались односторонне, действующие обычно являлись носителями какой-либо одной черты. Действующие лица четко подразделялись на носителей добра или зла.

Драматические произведения подчинялись правилам трех единств. События происходили в течение одних суток, в одном месте, сюжет не осложнялся побочными эпизодами.

^ КАРТОЧКА № 3

Каноны классической комедии

Новаторство Фонвизина

Изображение повседневной жизни, людских пороков

Герои – люди низкого сословия, с низменными интересами, достойными осмеяния;

Каждый из героев – носитель одной черты, одного порока

Чёткое деление на положительных и отрицательных героев

Говорящие фамилии

Одна идея

Единство действия (в основе комедии должен лежать один конфликт)

Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток)

Не допускается героическое и трагическое (комедия должна смехом казнить пороки)

Установка на разговорный язык

Счастливый конец

^ КАРТОЧКА № 2

Задание: найдите ошибки в особенностях драмы как рода литературы.

Основа драмы – повествование о событиях

Портрет героя – главное средство создания образа

В драме присутствует развернутое повествовательно-описательное изображение

Важна роль пейзажа и художественных деталей

^ КАРТОЧКА № 1

Черты классицизма

Обращение к образцам и формам античности как к идеалу

Принцип рационализма, культ разума

Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения

Соблюдение в драме единства места, времени и действия

Стремление запечатлеть существенные свойства жизненных явлений

Обращение к общественной проблематике

Утверждение идей абсолютизма, патриотизма, гражданственности

Спрямленность подачи человеческих характеров

Идеализация героев

Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы...
А. С. Пушкин

Классицизм — литературное направление, которое существовало в XVIII — начале XIX века. Для него характерны высокая гражданская тематика, требовавшая, чтобы во имя общегосударственных задач приносилось в жертву все личное; строгое соблюдение определенных норм и правил. Писатели-классицисты находили образцы прекрасного в памятниках античного искусства, неизменные для всех времен.

В классицизме существовало четкое деление жанров литературы на «высокие» и «низкие». Предметом высоких жанров (поэмы, оды, трагедии) мргла быть жизнь высшая, духовная, действующими лицами — лишь цари и аристократы. Содержание низких жанров (сатиры, комедии, басни) сводилось к изображению жизни частной, будничной. Персонажами были представители низших сословий — мелкопоместное дворянство, чиновничество, крепостные слуги. «Высокое» и «низкое» никогда не соединялось в одном произведении. В характере героя преобладала единственная черта — положительная или отрицательная. В результате персонажи были или полностью порочными, или полностью благородными.

Классицизм решал задачи воспитания человека-гражданина. Поведение окружающих оказывает решающее влияние на личность ребенка. Добродетельное или порочное, оно служит примером, образцом для подражания. Идеалом эпохи провозглашается человек, способный приносить общественную пользу, для которого интересы государства выше личных интересов. Внимание комедии обращалось на отрицательные явления действительности. Цель комедий, по классицизму, — просвещать, осмеивая недостатки, воспитывать смехом.

Самым выдающимся произведением драматургии классицизма в русской литературе XVIII века является комедия Фонвизина «Недоросль». В построении своей пьесы Фонвизин точно следовал правилам классицизма. «Недоросль» состоит из пяти канонических актов. В каждой соблюдается правило триединств — действия, времени и места. События, изображенные Фонвизиным, происходят в течение одних суток и в одном месте — в доме помещицы Простаковой.

Согласно правилам классицизма, действующие лица комедии подразделяются на порочных и добродетельных, а в финале пьесы злые наказываются, добрые торжествуют победу. Комические герои посрамлены. Простакова за злоупотребление своей властью лишена прав над крестьянами, ее имение взято под опеку.

В столкновении «злых» и «добродетельных» героев отражен глубокий социальный конфликт передовой дворянской интеллигенции с реакционными помещиками-крепостниками. Драматург преднамеренно заостряет отрицательные образы, достигая этим большей убедительности в обличении крепостничества.

Образы положительных персонажей комедии схематичны в духе классицизма. Правдин, Стародум, Милон, Софья не столько живут и действуют, сколько пространно и важно рассуждают на морально-политические темы, преподают уроки дворянских добродетелей.

Подобно этим положительным героям пьесы, отрицательные персонажи ее наделены «говорящими» именами, по которым сразу можно судить о каждом из них: Простаков, Вральман, Скотинин.

Три темы проходят через драматическое произведение Фонвизина: тема воспитания, крепостного права и государственного устройства России.

Проблема воспитания и образования молодых дворян глубоко волновала драматурга, который мечтал о новом поколении просвещенных русских людей. По мнению Фонвизина, в правильном воспитании коренится единственный надежный источник спасения от духовной деградации дворянства. Фонвизин поставил вопрос о том, каким должен быть истинный дворянин и отвечает ли русское дворянство своему назначению. Стародум высказал об этом такую мысль: «Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда ему есть столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить!» Материал с сайта

Другая проблема «Недоросля» — это проблема крепостного рабства: ужасное положение русских крепостных, отданных в полное владение помещикам, чудовищный произвол дворян. Писатель, высказываясь за обуздание невежественных помещиков, злоупотреблявших своей властью над крестьянами, показывает, что вера в Екатерину II бессмысленна. В ответ на слова Правдина о том, что с такими правилами, «каковы они у Стародума, людей не отпускать от двора, а ко двору призывать надобно... за тем, за чем к больным врача призывают», Стародум с полной убежденностью отвечает: «Мой друг, ошибаешься. Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится». В уста Стародума автор вкладывает еще одну свою мысль: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

Таким образом, комедия «Недоросль» отразила важнейшие и острейшие проблемы русской жизни. Фонвизин считал, что главное оружие комедиографа — это смех и порок можно и нужно изображать смешным.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • правила классицизма и комедия недоросль
  • классицизм в комедии недоросль фонвизина
  • классицизм недоросль
  • традиции классицизма, сохраненные в недоросле
  • недоросль проблема рабства

«Недоросль» написана Д. И. Фонви­зиным в 1781 году и стала вершиной отечественной драматургии XVIII века. Это произведение класси­цизма, но в нем проявляются и определенные черты реализма, что делает новаторским данное сочинение.

Пьеса «Недоросль» имеет такие черты классицизма:

  • воспитательная направленность литературы, писатель стремился воздействовать на разум человека, чтобы исправить пороки общества,
  • четкое разделение героев на положительных и отрицательных,
  • «говорящие фамилии» героев «Недоросль» (Правдин, Скотинин, Вральман)
  • комедия носит поучающий характер (в ней затрагиваются важнейшие вопросы вос­питания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков.
  • пьеса проповедует гражданский долг

Комедия «Недоросль» написана в строгих рамках классицизма (Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени): состоит из 5 актов, события происходят в течение суток, в одном месте, не отвлекаясь на побочные сюжетные линии, место действия — имение Простаковых, действие начинается утром и заканчивается утром следующего дня, действие подчинено одной главной идее – необходимости воспитания достойного, честного, добронравного гражданина.

В соответствии с требованиями классицизма все герои комедии делятся на положительных и отрицательных.

Положительные герои «Недоросль» : Стародум, Правдин, Милон, Софья, Цифиркин.

Отрицательные герои «Недоросль»: Скотинина, Простакова, Еремеевна, Вральман, Кутейкин – выступают под «водительством» госпожи Простаковой, помещицы-крепостницы. В таком окружении формируется нравственность молодого дворянина, недоросля, Митрофана Простакова. Так возникает тема семейного воспитания, тема семьи, внутрисемейных отношений.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый)
1) Литературно-художественное направление (а также эпоха и стиль) XVII- XVIII вв., сформировавше­еся во Франции и взявшее за образец античное искусство с присущими ему представлениями о прекрасном и принципами «подражания природе», соблюдения чувства меры, стремления к гармонии. Литература классициз­ма выработала свод четких законов и правил, предполагавший разделение жанров, тем и стилей.

2) Художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII - начала XVIII века. Важнейшей чертой его было обращение к образцам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону. Писатели ориентировались на сочине­ния греческого философа Аристотеля и римского поэта Гора­ция. Эстетика классицизма устанавливала строгую иерархию жанров и стилей.

Высокие жанры - трагедия, эпопея, ода.
Низкие жанры - комедия, сатира, басня.
Классицизм как культурное явление зародился в XVII веке в Северной Италии, в эпоху позднего Возрождения. Во Фран­ции преимущественное распространение получили низкие жанры, которые достигли такого высокого уровня, что коме­дии Мольера даже получили название «высоких комедий». Классицизм пришёл в упадок после Великой французской ре­волюции 1789-1794 годов.

Русский классицизм характеризуется обращением к нацио­нальным истокам, а не к античности. Он тоже развивался пре­имущественно в рамках «низких жанров».

3) Литературное направление, зародившееся в XVII в. но Франции в условиях становления абсолютистского государства. В качестве образца для подражания писатели-классицисты избрали античное искусство, но истолковали его по-своему. В основу классицизма положен принцип рационализма (racio). Все должно подчиняться разуму и в государстве, и в личной жизни, причем эгоистические чувства, страсти именно разумом долж­ны вводиться в рамки гражданского и нравственного долга. Тео­ретиком классицизма был французский поэт Николя Буало, изложивший программу направления в книге «Поэтическое искусство». В классицизме устанавливались определенные твор­ческие правила (нормы):

Основной конфликт произведений - борьба между эгои­стическим чувством и гражданскими долгом или между стра­стью и разумом. При этом долг и разум всегда побеждают.
В соответствии со своим отношением к общественному долгу действующие лица подразделялись на положительные и отрица­тельные. В персонажах запечатлевалось только одно качество, одна доминирующая черта (трусость или храбрость, коварство или благородство и т.д.), т.е. характеры были однолинейны.

В литературе устанавливалась строгая иерархия жанров. Все они делились на высокие (ода, героическая поэма, трагедия) и низкие (басня, сатира, комедия). В высоких жанрах изобража­лись выдающиеся события, героями были монархи, государст­венные деятели, полководцы. В них прославлялись деяния во благо государства и монархии. Язык в произведениях высоких жанров должен был быть торжественным, величавым.

В низких жанрах изображалась жизнь людей средних сосло­вий, высмеивались бытовые явления и отдельные черты харак­тера человека. Язык басен, комедий был близок к разговорному.
Драматические произведения в эстетике классицизма под­чинялись требованию трех единств: времени, места и действия. Единство времени и места означало, что действие в пьесе долж­но занимать не больше суток и причем происходить в одном месте. Единство действия предписывало линию сюжета, не осложненную побочными эпизодами.

Во Франции ведущими писателями классицизма были дра­матурги П. Корнель и Ж. Расин (в жанре трагедии), Мольер (ко­медия), Ж. Лафонтен (басня).

В России классицизм развивался с XVIII в. Хотя русский клас­сицизм имел много общего с западноевропейским, в частности с французским, но в литературе отчетливо проявлялась нацио­нальная специфика. Если западноевропейский классицизм об­ращался к античным сюжетам, то русские писатели брали мате­риал из национальной истории. В русском классицизме отчетли­во звучала критическая нота, резче было обличение пороков, более выраженным был интерес к народному языку и в целом к народному творчеству.
Представители классицизма в русской литературе - А.Д. Кан­темир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин.

2. Комедия "Недоросль"

1. Характеристика творчества Фонвизина

Творчество Дениса Ивановича Фонвизина несет в себе черты, противоположные русскому дворянскому сентиментализму в литературе XVIII в. Фонвизин выступал противником этого литературного направления, и все его творчество было проникнуто духом политической борьбы и стремлением к свободе. Творчество Фонвизина можно охарактеризовать следующим образом:

является протестом против развивающегося движения русского дворянского сентиментализма с его отказом от политической и социальной активности в литературе и уходом от реальности в мир грез и фантазий;

является выражением политических идей и взглядов Фонвизина на развитие российского государства и правильное управление им, и эти идеи заключаются в следующем:

Критики дворянского общества и его бездеятельности и невежества, и эта критика выражается через жесткую сатиру;

Требование от дворянства подъема политической сознательности и активности;

Указание на крупные недостатки в воспитании и культуре дворянства и усматривание в правильном воспитании будущих поколений дворян спасение России и ее могущество как цивилизованной и сильной мировой державы;

Критика приверженности общества и дворян моде на все западное и их презрения к родному языку и к своей родине;

Пропагандирование борьбы с крепостничеством и его самыми дикими формами, которые в то время были очень распространены среди помещиков;

Протест против политики и учения Церкви и защитников религии, и этот протест выражается в форме жесткой социальной сатиры;

отчасти испытывает влияние идей буржуазного просвещения, активно развивающихся во Франции, где Фонвизин жил некоторое время;

основывается на литературных традициях Сумарокова и Хераскова, на традициях дворянского классицизма и либерализма;

глубоко ставит проблему реалистического изображения человека и окружающей действительности и тем самым предшествует развившемуся в XIX в. литературному движению реализма, которое активно развивалось в творчестве А. С. Пушкина;

служит цели не только воспитания дворянства как узкого класса, но и создания слоя лучших людей России, способных повести к великому будущему и великим свершениям, т е. дворянство, наследственное и обладающие высоким уровнем культуры, видится Фонвизину единственным и естественным господином государства;

содержит множество западных материалов и в драматургии, и в сатире, перерабатывая их, но при этом созданные Фонвизиным комедии не имели аналогов на Западе и заимствованные мотивы и элементы органично вливались в оригинальный стиль и метод этих комедий, способствуя созданию оригинальных произведений;

включает в себя элементы и классицизма, и реализма, которые тесно переплетались во всем творчестве Фонвизина.

К наиболее известным и важным литературным произведениям Фонвизина можно отнести следующие произведения:

переводные произведения, к которым относятся:

Трагедия Вальтера "Альзира" (1762);

Психологическая драма Грессе "Сидней", изданная под названием "Корион" (1764);

басни "Лисица Кознодей" и "Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке" (1763), написанные в превосходной сатирической форме;

комедия "Недоросль" (1764 — первый вариант, который был неоконченным, 1781 - второй, окончательный вариант), являющая собой гениальную жесткую сатиру на нравы дворянства в деле воспитания своих детей и принесшая Фонвизину славу, популярность и признание не только у современников, но и у потомков;

комедия "Бригадир" (1766), отражавшая идеи дворянского либерализма, к которому был близок Фонвизин.

2. Комедия "Недоросль"

Комедия Фонвизина "Недоросль" представляет собой важнейшее произведение в его творчестве и сыграла исключительную роль в развитии русской литературы в XIX в. Комедия имеет следующие художественные особенности:

содержит в себе протест против крепостничества;

является прежде всего комедией о воспитании, которое для Фонвизина выступает не столько как нравоучительный вопрос, но в большей степени как злободневная политическая тема;

выступает как серьезный манифест протеста против существующей самодержавной власти, и именно эта особенность комедии повлияла на развитие русской литературы XIX в. и на ее протестующий характер.

3. Связь классицизма и реализма в творчестве Фонвизина

Черты классицизма и реализма тесно переплетаются и связаны друг с другом во всем творчестве Фонвизина, и эта связь имеет следующие особенности:

классицизм не разрушен основательно, но и реализм также не развился в полной мере;

присутствует и уже заметна борьба этих двух направлений, которая оказала существенное влияние не только на многих литераторов второй половины XVIII в., например Радищева, но и на писателей первой половины XIX в.;

наблюдается тесное переплетение этих двух направлений, и именно благодаря этому была подготовлена почва для развития в литературе XIX в. последующими поколениями русских литераторов, в частности А.С. Пушкиным, реализма как ведущего литературного направления этого периода;

переплетение классицизма и реализма выражается в художественном методе.

4. Художественный метод Фонвизина

Художественный метод Фонвизина содержит в себе тесное переплетение элементов классицизма и реализма. В творчестве Фонвизина можно выделить следующие элементы реализма :

описание отрицательных явлений действительности в сатире, что делало Фонвизина участником ""сатирического направления", благодаря которому в России раньше, чем на Западе, была подготовлена почва для образования критического реализма как ведущего литературного направления, но это направление само по себе выросло в недрах русского реализма;

использование в комедиях запрещенного классицизмом приема смешения комических и печальных, веселых и серьезных мотивов;

соседство элементов серьезной драмы, носящей поучительный характер и призванной заставить зрителя задуматься, с элементами лирическими, призванными растрогать этого зрителя;

введение роли "резонирующего лица", которое проповедует со сцены от лица автора, чего не было в классических комедиях начала XVIII в.;

сближение комедий с "сентиментальной драмой" французских авторов за счет введения картин истинной умилительной добродетели;

использование сцен быта для демонстрации подлинной картины жизни людей, что не свойственно классицизму, в котором быт служит изображению иных целей и не должен быть пустой сценой;

горечь, злость сатиры Фонвизина, которая в этом смысле отличается от традиций классицизма, указывающего на недопустимость в деле поучения, которому служит комедия, горечи и яда. Эти качества Фонвизинской сатиры подготовили горькую сатиру Гоголя и Щедрина;

возникновение в изображении характеров отдельных героев "живых", не схематичных черт, их индивидуальных особенностей, что не свойственно классической комедии;

открытие реалистического метода изображения героя, который способствует пониманию человека как личности и в то же время как социального явления, и в этом и заключается важнейшее значение комедий Фонвизина, обусловивших дальнейшее развитие и укрепление реалистического метода в русской литературе;

использование реальной, бытовой речи, близкой к реальной жизни, стремление преодолеть архаическую книжность.

Приемы классицизма , используемые Фонвизиным в творчестве, обусловлены влиянием на него классической школы Сумарокова и Хераскова, черты которой сохранялись во всех его произведениях, и среди этих элементов можно выделить следующие:

единство времени, места и действия, когда все действие пьесы объединено одним главным мотивом (например, в "Недоросли" это борьба трех претендентов на руку Софьи, и на этом построено все действие пьесы);

достоинства классицизма, которые сводятся в творчестве Фонвизина к следующему:

Рационалистическое понимание мира;

Личность не как конкретная индивидуальность, а как единица в социальной классификации;

Общественное и государственное в человеке как ведущие силы, поглощающие в себя его индивидуальное;

Социальный принцип оценки человеческих действий и поступков;

недостатки классицизма, которые сводятся в творчестве Фонвизина к следующему:

Схематизм абстрактных классификаций людей и моральных категорий;

Механистическое представление о человеке как о совокупности способностей мыслительного характера;

Антипсихологичность в индивидуальном смысле в изображении и понимании человека, т. е. психологические черты героя показаны применительно к общественному, а не к личному, индивидуальному;

Механистичность и отвлеченность представления о государстве как о категории социального бытия;

Ограниченность красок и схематизация в изображении характеров персонажей, демонстрация и обличение отдельных недостатков или чувств без общей картины личности и всей совокупности ее особенностей, о чем свидетельствуют так называемые говорящие фамилии и имена (Правдин — правдолюбец, Взяткин — взяточник и т. п.);

Однобокость в изображении быта как схемы социальных взаимоотношений;

Разделение всех людей на две категории:

Дворяне, в характеристику которых включены признаки их способностей, моральных наклонностей, чувств и т. п.;

Все остальные, характеристика которых сводится к указанию их профессии, сословия и места в системе общества;

Статичность в изображении человеческих характеров и носящих их персонажей, т. е. герои не развиваются в процессе действия как личности;

Использование отдельных приемов речи, свойственных для классицизма, например торжественности и высоты слога в похвальных речах, богатых речевых узоров, каламбуров.