Психологический реализм в литературе. Реализм в литературе

  • Союз чтобы пишется слитно в отличие от сочетания местоимения что с частицей бы ; в последнем случае частицу бы можно переставить в другое место предложения. Например:

    б) Что бы такое ещё придумать? (ср.: Что такое ещё бы придумать? ); Что бы ни случилось, я не оставлю его в беде; Не имею понятия, что бы он сделал на моём месте .

    Примечание. Сочетание во что бы то ни стало пишется в шесть слов.

  • Союзы тоже и также пишутся слитно в отличие от сочетаний то же (местоимение и частица) и так же (наречие и частица); оба союза синонимичны союзу и . Ср.: Вы тоже отдыхали на Кавказе? – Вы также отдыхали на Кавказе? – И вы отдыхали на Кавказе?

    При сочетании то же часто стоит местоимение самое (образуется сочетание то же самое ), например: Ежедневно повторялось то же самое .

    За сочетанием то же часто следует союзное слово что , например: Сегодня то же, что вчера . За сочетанием так же часто следует наречие как , например: Мы решили провести лето так же, как в прошлом году (частицу же можно опустить: Мы решили провести лето так, как в прошлом году ).

    Примечание 1. Только в условиях более широко контекста можно различать некоторые предложения с сочетаниями тоже – то же, также – так же . Ср.:

    Остальные тоже громко кричали («и остальные громко кричали»). – Остальные громко кричали то же («громко кричали то же самое»).

    Подростки также также – «и подростки принимали участие в борьбе с фашистскими оккупантами»). – Подростки так же отважно боролись с фашистскими оккупантами (с интонационной паузой после слова отважно – «с такой же отвагой боролись»).

    Примечание 2. Слитно пишется тоже в роли частицы, например: Тоже мне советчик!

  • Союзы причём и притом пишутся слитно в отличие от сочетаний предлога с местоимением: при чём и при том .

    Указанные союзы имеют присоединительное значение («в добавление к этому»), например: Эксперимент был проведён удачно, причём впервые; Выступление содержательное и притом интересное по форме .

    Сочетание при чём употребляется в вопросительных предложениях, например: При чём тут он со своими претензиями?

    Сочетание при том определяет следующее далее существительное, например: При том издательстве имеется небольшая типография .

  • Союз зато , наречия зачем, затем, отчего, оттого, почему, потому, посему, поэтому, почём пишутся слитно в отличие от созвучных им сочетаний предлогов с местоимениями. Ср.:

    Подъём на гору здесь крутой, зато дорога красивая . – Рабочие получили премию за то , что сделали ремонт на три дня раньше срока .

    Зачем вызывать напрасные надежды? – За чем пойдёшь, то и найдёшь (пословица).

    Он рассказывал об этом не затем (не для того), чтобы вызвать в нас простое любопытство . – Вслед за тем раздался выстрел (в сочетании вслед за тем три слова).

    Затем и пришёл, чтобы получить нужные сведения (пришёл для какой-то цели). – За тем и пришёл, что искал (пришёл за каким-то объектом).

    Отчего (почему) я люблю тебя, тихая ночь? (Полонский). – Было от чего печалиться (т. е. была причина, объект для данного состояния).

    Недоразумения часто происходят оттого (потому), что люди друг друга не понимают . – Дальнейшее зависит от того , как сложатся обстоятельства .

    Почему (по какой причине) вы так плохо судите о людях? – По чему (по каким признакам) вы судите о перемене погоды?

    Я не узнал знакомых мест только потому , что давно здесь не был . – О переменах в жизни нельзя судить только по тому , что мимолётно видишь .

    Почём (по какой цене) сейчас картофель на рынке? – Били по чём попало .

    Примечание 1. Вопрос о слитном или раздельном написании в рассматриваемом случае иногда определяется контекстом.

    Так, имеет значение соотносительность вопроса и ответа. Ср.:

    а) Зачем он сюда приходил? – Чтобы получить нужные сведения (цель, которая выражается наречием зачем );

    б) За чем он сюда приходил? – За нужными сведениями (объект, который выражается местоимением в сочетании с предлогом за ).

    В других случаях ответ дает соотносительность однородных членов. Ср.:

    От постоянных ветров и оттого , что дожди в этих местах выпадают редко, почва здесь заметно выветривается (однородные обстоятельства причины; оттого – наречие);

    б) От выступления докладчика и от того , чтó будет дополнено в прениях, можно ждать много интересного (однородные дополнения; от того – сочетание предлога с местоимением).

    Примечание 2. В некоторых случаях возможно двоякое толкование текста и двоякое написание. Ср.:

    а) Оттого , что он говорúт (занимается разговорами), мало толку ;

    б) От того , чтó он говорит (содержание его высказываний), мало толку .

    Примечание 3. В разговорном стиле речи встречаются конструкции с написанием, отступающим от правила, например: Почему ты на меня сердишься? – Да по тому сáмому (раздельное написание объясняется наличием слова сáмому , выступающего в роли усилительной частицы).

  • Союз итак (в значении вводного слова «следовательно») пишется слитно в отличие от сочетания и так (союз и наречие), например: Итак , всё кончено (Пушкин). – И так кончается каждое его выступление .
  • § 62. Раздельное написание союзов

    1. Пишутся раздельно (без дефиса) пояснительные союзы то есть, то бишь , например: Пили по-обыкновенному, то есть очень много (Пушкин); Третьего дня, то бишь на той неделе, сказываю я старосте… (Слепцов).
    2. Пишутся раздельно сложные союзы потому что, так как, так что, для того чтобы, тогда как и др.

    1. Союз чтобы пишется слитно в отличие от сочетания что бы (местоимение и частица), например: Редактор встретился с автором и чтобы (для того чтобы) согласовать внесенные в рукопись изменения; Важно, чтобы люди это понимали; но: Что бы такое еще придумать?; Что бы ни случилось, я не оставлю его в беде; Не имею понятия, что бы он сделал на моем месте. На местоимение что падает логическое ударение, союз чтобы – безударный.

    1. Союзы тоже и также пишутся слитно в отличие от сочетаний то же (местоимение с частицей) и так же (наречие с частицей); оба союза синонимичны союзу и. Ср.: Вы тоже отдыхали на Кавказе? – Вы также отдыхали на Кавказе? И вы отдыхали на Кавказе!

    При сочетании то же часто стоят слова – самое (образуется сочетание то же самое ) или одно (образуется сочетание одно и то же ), например:Ежедневно повторялось то же (самое) – Каждый раз приходится выслушивать одно и то же.

    За сочетанием то же часто следует союзное слово что , например: Повторите то же , что вы говорили вчера.

    За сочетанием так же часто следует наречие как , например: Мы решили провести лето так же , как в прошлом году (частицу же можно опустить: Мы решили провести лето так , как в прошлом году ).

    2. Союзы причем и притом пишутся слитно в отличие от сочетаний предлога с местоимением: при чем и при том.

    Указанные союзы имеют присоединительное значение («в добавление к этому» ), например: Эксперимент был проведен удачно, причем впервые; Выступление содержательное и притом интересное по форме.

    Сочетание при чем употребляется в вопросительных предложениях, например: При чем тут он со своими претензиями?

    Сочетание при том определяет следующее далее существительное, например: При том издательстве имеется небольшая типография.

    3. Союз зато, наречия зачем, затем, отчего, оттого, почему, потому, посему, поэтому, почем пишутся слитно в отличие от созвучных им сочетаний предлогов с местоимениями. Ср.:

    Подъем на гору здесь крутой, зато дорога красивая. – Рабочие получили премию за то , что перевыполнили план.

    Зачем вызывать напрасные надежды? За чем пойдешь, то и найдешь (пословица).

    Он рассказывал об этом не затем (не для того), чтобы вызвать в нас простое любопытство. – Вслед за тем раздался выстрел (в сочетаниивслед за тем три слова).

    Затем и пришел, чтобы получить нужные сведения (пришел с какой-то целью). - За тем и пришел, что искал (пришел за каким-то объектом).

    Отчего (почему) я люблю тебя, тихая ночь! (Полонский). – Было от чего печалиться (т.е. была причина, объект для данного состояния).

    Недоразумения часто происходят оттого (потому), что люди друг друга не понимают. Дальнейшее зависит от того , как сложатся обстоятельства.

    Почему (по какой причине) вы так плохо судите о людях? По чему (по каким признакам) вы судите о перемене погоды?

    Я не узнал знакомых мест только потому , что давно здесь не был. О переменах в жизни нельзя судить только по тому , что мимолетно видишь.

    Почем (по какой цене) сейчас картофель на рынке! Били по чем попало.

    Примечание 1. Вопрос о слитном или раздельном написании в рассматриваемом случае иногда определяется контекстом.

    Так, имеет значение соотносительность вопроса и ответа. Ср.:

    а) Зачем он сюда приходил – Чтобы получить нужные сведения (цель, которая выражается наречием зачем );

    б) За чем он сюда приходил? – За нужными сведениями (объект, который выражается местоимением в сочетании с предлогом за ).

    В других случаях ответ дает соотносительность однородных членов. Ср.:

    а) От постоянных ветров и оттого , что дожди в этих местах выпадают редко, почва здесь заметно выветривается (однородные обстоятельства причины; оттого –наречие);

    б) От выступления докладчика и от того , что будет дополнено в прениях, можно ждать много интересного (однородные дополнения; от того – сочетание предлога сместоимением ).

    Примечание 2. В некоторых случаях возможно двоякое толкование текста и двоякое написание. Ср.:

    а) Оттого , что он говорит (занимается разговорами), мало толку;

    б) От того , что он говорит (содержание его высказываний), мало толку.

    Примечание 3. В разговорном стиле речи встречаются конструкции с написанием, отступающим от правила, например. – Почему ты на меня сердишься? Да по тому самому (раздельное написание объясняется наличием слова самому, выступающего в роли усилительной частицы).

    4. Союз итак (в значении вводного слова «следовательно» ) пишется слитно в отличие от сочетания и так (союз и наречие), например: Итак , все кончено (Пушкин). – И так кончается каждый раз.

    §62. Раздельное написание союзов

    Пишутся раздельно союзы потому что, так как, так что, для того чтобы, тогда как, то есть, то бишь, как будто, тем самым, тем более что, а не то, тем паче и др., например: И собаки замолчали, потому что никто их не тревожил; Он смотрел так, как будто не верил глазам своим.

    Союзы и местоимения со стоящими перед ними предлогами, а также союзы с частицами

    1) зато - за то:
    Он говорил слишком кратко, зато ярко и артистично (значение противопоставления, союз зато ).
    Она не простила его за то , что он не помог ей (значение указания, местоимение то в форме В.п.).

    2) затем - за тем:
    Завуч прочитала текст, затем класс начал писать изложение (значение времени: союз затем , синоним потом ).
    Аптека за тем зданием, идите прямо, там увидите (значение указания, местоимение тот с предлогом).

    3) итак - и так:
    Итак
    , он приехал в Москву (подведение итога сказанного выше, союз итак).
    Он промок и так замёрз, что пришлось вернуться домой (значение степени, сочетание и так — союза и и наречия так ).

    4) оттого что - от того:
    Она чувствовала себя счастливой, оттого что все вокруг улыбались (значение причины, союз оттого что).
    От того дома можно пройти через двор и сократить дорогу (значение указания, местоимение тот с предлогом).

    5) отчего - от чего:
    Я не знаю, отчего
    мне грустно сегодня (значение причины, союз отчего) .
    От чего вы ожидаете большего результата: от занятий в кружке или от самостоятельных занятий? (вопросительное местоимение что с предлогом)

    6) поскольку - по скольку:
    Поскольку
    полкласса болело, учителю пришлось отложить объяснение новой темы (значение причины, союз поскольку) .
    "По скольку раз я должна повторять одно и то же?" - сердилась мать (значение количества, местоимение с предлогом).

    7) поэтому — по этому:
    Перед выходом из дома зазвонил телефон. Это был важный звонок, поэтому мне пришлось задержаться (значение следствия, союз поэтому) .
    По этому поводу не беспокой меня больше (значение указания, сущ. с предлогом и местоимение в роли определения).

    8) притом - при том:
    Он стал заниматься бизнесом, притом успешно (союзы причём и притом синонимы, их легко заменить друг на друга).
    Мать записала сына в спортивную секцию при том клубе, в котором сама занималась плаванием (значение указания, местоимение тот с предлогом).

    9) причём - при чём:
    Он сделал задание быстро, причём правильно (союзы причём и притом синонимы, их легко взаимно заменить).
    Он не понимал, при чём тут он, в чём его вина (относительное местоимение что с предлогом).

    10) также - так же:
    Также
    тебе нужно уделять больше внимания математике (значение присоединения, союз также) .
    Так же
    , как и год назад, он усердно учился и был лучшим в классе (значение сопоставления, наречие так с частицей же).

    11) тоже - то же:
    Я тоже интересуюсь биологией (значение присоединения, союз тоже ).
    Я стараюсь делать то же , что и другие, но у меня никак не получается (значение указания, местоимение то и частица же ).

    12) чтобы - что бы:
    Чтобы
    не заболеть, одевайся по погоде (значение цели, союз чтобы).
    Она раздумывала, что бы надеть сегодня вечером (значение объекта, относительное местоимение что и частица бы, бы может быть опущено).

    13 ) чтобы — что бы ни:
    Занимайся, чтобы сдать экзамен получше (значение цели, союз чтобы ).
    Что бы ни случилось, не унывай (значение условия, сочетание с относительным местоимением что бы ни ).

    На этом уроке вы узнаете о том, какие союзы пишутся отдельно, а какие слитно, научитесь отличать союз от сочетания местоимений или наречий с предлогами и частицами, выполните задания на закрепление знаний.

    Тема этого урока: «Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО». Чтобы правильно писать эти союзы, необходимо отличать их от похожих сочетаний и слов других частей речи.

    Из которого можно стрелять (рис. 2).

    Мы можем сказать и об омонимии слов разных частей речи. Например:

    (рис. 3).

    В этом предложении слово больной - прилагательное.

    Рис. 3. Больной ребёнок ()

    Больной был выписан .

    В этом предложении слово больной - существительное.

    Образованный человек.

    В этом предложении слово образованный - прилагательное.

    Образованный от существительного.

    В этом предложении слово образованный - причастие.

    Любуюсь красивым вечером (рис. 4).

    В этом предложении слово вечером - существительное.

    Рис. 4. Красивый вечер ()

    Приехал вечером.

    В этом предложении слово вечером - наречие.

    Рассмотрите два предложения:

    Снег прекратился, ветер тоже затих.

    Сделайте то же самое ещё раз .

    и :

    Прекратился снег и затих ветер.

    Слово тоже можно убрать из предложения, при этом фраза останется грамматически правильной:

    Снег прекратился, ветер затих (рис. 5).

    Тоже в этом предложении является служебной частью речи, соединяющей предложения, то есть - союзом.

    Во втором случае вот так легко убрать слова мы не сможем, потому что слово то (местоимение) заменяет здесь какую-то значимую вещь, какое-то явление, на которое местоимение лишь намекает. Сделайте то же самое - это указание на нечто, что должны сделать те, к кому обращаются. Слово то здесь полноценный член предложения (дополнение), а не служебная часть речи. В таких случаях написание местоимения то и частицы же будет раздельным.

    Таким образом, самое главное - это понять по смыслу, что это за часть речи и какую синтаксическую роль играет это слово в предложении. Для этого можно воспользоваться любым из этих способов:

    • Можно убрать слово тоже . Если это получается и предложение остаётся правильным, то это союз, который пишется слитно.
    • Моно заменить тоже на также
    • Можно заменить тоже на и . Если получается, то это союз, его пишем слитно.
    • то же слова самое , как во втором примере, и можно ли его подставить. Если можно, то перед нами местоимение с частицей. И тогда мы пишем то же раздельно.

    Поговорим о союзе также и сравним два примера:

    также собираюсь.

    В этом январе так же холодно, как было и в прошлом году.

    В первом случае перед нами союз, близкий по значению союзу и :

    Мой друг едет на экскурсию, и я собираюсь.

    Слово также можно легко заменить на синонимичный союз тоже .

    Мой друг едет на экскурсию, я тоже собираюсь (рис. 6).

    Также здесь - служебная часть речи, соединяющая предложения. Это союз.

    Рис. 6. Экскурсия ()

    Во втором случае перед нами наречие так , которое указывает на степень проявления признака (на силу холода). Оно может указывать и на способ действия. Слово так здесь полноценный член предложения - обстоятельство, а не служебная часть речи. В подобных случаях написание наречия так и частицы же будет раздельным.

    Ваша главная задача - понять по смыслу, что это за часть речи и является ли это слово полноценным членом предложения.

    Для того чтобы убедиться в правильности рассуждений, нужно воспользоваться любым из способов:

    • Можно заменить также на тоже . Если получается, то союз пишем слитно.
    • Можно заменить также на и . Если получается, значит, это союз, который пишется слитно.
    • Можно посмотреть, нет ли с опасным сочетанием так же продолжения со значением уточнения так же, как (как во втором примере). Если можно продолжить предложение таким образом, то перед нами наречие с частицей, которое пишется раздельно.

    Теперь разберёмся с написанием союза чтобы . Сравните два предложения:

    Что бы вы посоветовали мне почитать летом?

    Я пришёл, чтобы помочь вам.

    В первом случае перед нами местоимение что , которое заменяет какую-то конкретную вещь: произведение какого-то конкретного автора. Можно предложить почитать «Капитанскую дочку», «Дон Кихота», «Марсианские хроники» (рис. 7). На все эти чудесные книги укажет местоимение что . Это слово здесь является полноценным членом предложения, а не служебной частью речи. В подобных случаях написание местоимения что и частицы бы будет раздельным.

    Рис. 7. Мальчик и девочка читают книгу ()

    Во втором случае перед нами подчинительный союз со значением цели. Чтобы убедиться в этом, зададим вопрос к той части, где союз находится:

    пришёл (с какой целью?) помочь (рис. 8)

    Рис. 8. Мальчик помогает маме на кухне ()

    Для того, чтобы убедиться в правильности рассуждений, нужно воспользоваться любым из способов:

    • Можно задать вопрос с какой целью? к той части предложения, где есть чтобы . Если получится, значит, это союз, пишем его слитно.
    • Можно убрать или переставить бы в другое место предложения:

    Что посоветовали бы мне почитать летом?

    Если это получается, значит, перед нами местоимение что с частицей бы , пишем их раздельно.

    Рассмотрите два примера:

    Он пропустил спектакль, зато навестил заболевшего друга.

    За то время, что шла подготовка, мы многому научились.

    В первом случае перед нами союз зато , синонимичный союзу но . Мы легко можем подставить его вместо зато .

    Он пропустил спектакль, но навестил заболевшего друга (рис. 9).

    Рис. 9. Девочка проведывает заболевшую подругу ()

    Во втором случае слово то является местоимением, а предшествует ему предлог за . Замена такой конструкции на союз но невозможна.

    Чтобы правильно писать, нужно проверить, союз ли это, и попробовать заменить зато союзом но . Если получится, значит, перед нами союз, который пишется слитно.

    Мы познакомились с написанием союзов тоже , также , чтобы , зато . Как вы видите, главное - не заучивать правила, а понимать, какая перед нами часть речи. Умение видеть значение слов в предложении, определять часть речи, определять синтаксическую роль каждого слова поможет вам и в правописании. Для закрепления этой темы пройдите интерактивную тренировку.

    Выпишите предложения, в которых есть союзы тоже , также , чтобы , зато .

    1. Старший сын Анисим приезжал домой очень редко, только в большие праздники, за то /зато часто присылал с земляками гостинцы и письма.

    2. И что бы /чтобы она ни делала, ни говорила, старик только умилялся и бормотал…

    3. Я удостоверился, что Пугачёв и он были одно и то же /тоже лицо, и понял тогда причину пощады, мне оказанной.

    А. Пушкин

    4. Тогда выезжал и старик Цыбукин, что бы /чтобы показать свою новую лошадь, и брал с собою Варвару.

    5. Вальдшнеп со стуком поднялся из куста; я выстрелил, в то же /тоже мгновенье в нескольких шагах от меня раздался крик.

    И. Тургенев

    6. В деревне такой уж обычай: сын женится, что бы /чтобы дома была помощница.

    7. И для Анисима отыскали то же /тоже красивую невесту.

    8. Я их то же /тоже , со своей стороны, уверяю, что ничего, дескать, а у самого душа в пятки уходит.

    И. Тургенев

    9. Всё так же /также будет вихрь попутный крутить метельные снега, синеть чертою недоступной вдали родные берега.

    10. Невзлюбила его сноха: а вот за то /зато , что он никакой не ответственный, не руководитель.

    В. Шукшин

    11. Понимаю так же /также и то, что не почитай она себя при смерти,- не подумала бы она обо мне.

    И. Тургенев

    12. То же /тоже был помещик, и богатый, да разорился.

    И. Тургенев

    13. Не одним состраданием дышало её лицо тогда: оно пылало так же /также ревностью.

    И. Тургенев

    14. Чудик прибрал постель, умылся и стал думать, что бы /чтобы такое приятного сделать снохе.

    В. Шукшин

    15. Можно допустить так же /также , что в один прекрасный момент разумные существа не выдержат и вылезут нам навстречу.

    В. Шукшин

    16. Это читатель с газетой сорвался с мест, боднул Чудика лысой головой, потом приложился к иллюминатору, потом очутился на полу; за то /зато время он не издал ни одного звука.

    В. Шукшин

    17. Ах, если так, он в прах готов упасть, что б /чтоб вымолить у друга примирение.

    А. Пушкин

    Правильные ответы: 1, 4, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 15, 17.

    Список литературы

    1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
    2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
    3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред.С.Н. Пименовой. - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
    1. School-assistant.ru ().
    2. Videotutor-rusyaz.ru ().
    3. Nsportal.ru ().

    Домашнее задание

    1. Расскажите, как проверить слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато.

    2. Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания.

    1. Один только месяц все так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так (же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске.

    2. На то вам и красное лето дано, что (б) вечно любить это скудное поле, что (б) вечно вам милым казалось оно.

    3. Что (бы) он ни говорил, что (бы ) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно.

    4.Теплая небесная вода для растений - то (же) самое, что для нас любовь.

    5. Надо было дождаться мулов во что (бы) то ни стало.

    6. Снегу было мало, снежных буранов то (же) .

    7. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру.

    8. Я решил пойти один на болото караулить - пошел на то (же) место и все так (же) сделал, как тогда.

    3. Придумайте и запишите по одному предложению с союзами тоже, также, чтобы, зато и по одному предложению с сочетанием слов то же, так же, что бы, за то.