Предложения с запятой на стыке союзов. Урок русского языка "знаки препинания в сложноподчиненном предложении на стыке двух подчинительных союзов"

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Подсказка. Ответы на вопросы: что такое сложноподчиненное предложение и виды придаточных, – найдешь в заданиях А24 и В6.

Правило.

Проставить знаки препинания в таких предложениях поможет следующий алгоритм:

Ловушка!

Если придаточные однородные и между ними стоит союз И, то перед вторым придаточным повторяющийся подчинительный союз пропускается.

[В этот раз я уже сам обрадовался] , (когда раздался звонок) И (ко мне ввалился Юрка) .

Его легко можно восстановить из контекста:

В этот раз я уже сам обрадовался, когда раздался звонок и когда ко мне ввалился Юрка ).

Это предложение соответствует схеме: , () И/ИЛИ ().

1. Запятая на стыке двух союзов.

Запятая на стыке союзов может быть в двух случаях:

Когда между двумя основами, связанными сочинительными союзами, вклинивается придаточное, зависящее от второй основы.

При последовательном подчинении придаточных, когда второе придаточное зависит от первого, но при этом требует положение перед ним.

Правило.

Алгоритм действий.

1. Выделить грамматические основы.

2. Выделить союзы и определить, сочинительные они или подчинительные.

3. Определить главные и придаточные предложения (главные – те, от которых задается вопрос; придаточные – к которым задается вопрос).

4. Определить границы простых предложений, входящих в состав сложного (союзы часто указывают на начало новых грамматических основ!).

5. Проставить знаки препинания.

Разбор задания.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.

Сначала определим грамматические основы и выделим, какие из них главные, какие придаточные.

[Люся была мягко настойчива ] и [(хотя вспомнить всё было трудн о) постепенно старушка рассказала] (как было дело) .

Таким образом, получаем:

По правилам, в сложном предложении с неоднородными придаточными все грамматические основы должны быть отделены друг от друга запятыми.

НО! В этом предложении есть стык союзов И ХОТЯ. Читаем предложение. Во второй его части нет продолжения союза ТО, ТАК, НО, поэтому между союзами запятая ставится: И, ХОТЯ.

[Люся была мягко настойчива ], (1) и, (2) [(хотя вспомнить всё было трудн о),(3) постепенно старушка рассказала] , (4) (как было дело) .

Правильный – вариант ответа №2.

Потренируйся.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Темнело (1) и (2) когда мы вошли в реденькую березовую рощу (3) белые стволы показались нам налепленными на лиловый сумрак яркими бумажными полосами .

1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 2

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил ее на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него.

1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога (3) и предстояло пройти еще несколько километров под палящим солнцем (4) ему вдруг стало весело.

ЗАДАНИЕ 19.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Формулировка задания: расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сначала никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.

Правильный ответ 1, 2, 3, 4.

В данном задании обычно представлена или синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, или сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

Приведённая выше сложная синтаксическая конструкция состоит из четырёх простых предложений. Первое из них главное. К нему присоединено придаточное изъяснительное при помощи союзного слова каким. Третье предложение связано со вторым при помощи сочинительного союза но. Четвёртое представляет собой придаточную часть со значением времени и присоединяется к третьему при помощи временного подчинительного союза когда.

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: тему «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи».

Сложноподчинённое предложение предполагает присутствие главной и придаточной части. Обнаружить, какое предложение является главным, а какое придаточным, позволяет подчинительный союз или союзное слово, которое может быть помещено только в придаточном предложении. От главного предложения задается вопрос к придаточному. Именно по характеру вопроса мы и определяем вид придаточного предложения.

Установить границу придаточного и главного предложения достаточно легко: придаточная часть начинается с подчинительного союза или союзного слова: Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели, выгоды и «умного результата» (Д.С. Лихачёв).

Как видим, это повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое предложение состоит из главного предложения и придаточного причины, которое присоединяется к главному при помощи подчинительного союза ИБО. Вид придаточного мы определили по вопросу: почему? по какой причине?

Ученикам сложнее всего увидеть придаточное предложение, если оно расположено впереди главного: «Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством » (Д.С. Лихачёв). Придаточное УСЛОВИЯ начинает предложение, затем следует главное.

Правильно расставить знаки препинания в этом задании поможет знание темы «Виды придаточных предложений». Именно эту информацию содержит приведённая ниже таблица. Помните, что при определении вида придаточных мы опираемся на вопрос, который задаем от главной части к придаточной.

J№ п/п Вид придаточ­ного Вопрос Средство связи Значение придаточного Пример
1. Определительное КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ? Союзные слова: который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда Является определением по отношению к имени существительному или местоимению в главной части «Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям». (По Д.С. Лихачёву.) «Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими...». (Д.С. Лихачёв.)
2. Изъяснительное ВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ Союзы: что, как, ли, будто, чтобы, как бы не Союзные слова: что, как, кто, где, какой, откуда, зачем, сколько... Относится к глаголу в главном предложении и выражает добавочное разъяснение «Я убеждён, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в отношениях со своими родными». (По Д.С.Лихачёву.)
3. Образа действия, степени КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? Союзы: чтобы, как, словно, точно, будто, как будто... Союзные слова: как, сколько... Относится к глаголу, наречию, прилагательному, существительному в главном и выражает значение образа действия, степени «Ведите себя так, чтобы скромность и умение помолчать выдвигалось на первое место». (По Д.С.Лихачёву.)
4. Места ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? Союзные слова: где, куда, откуда... Уточнение места «Интеллигентность присутствует там, где проявляется уважение к другим, миру, природе». (По Д.С.Лихачёву.)
55. Времени КОГДА? КАК ДОЛГО? С КА- КИХ ПОР? Союзы: ко­гда, пока, едва, лишь, с тех пор как, до тех пор как, в то время как, прежде чем, по мере того как. Уточнение времени действия По мере того как культура человечества движется вперёд, новые ценности присоединяются к старым, увеличивая их ценность для сегодняшнего дня. (По Д.С.Лихачёву.)
6. Условия ПРИ КАКОМ УСЛО­ВИИ? Союзы: если, ежели, если бы, коли, коль, раз, ка- бы, коль скоро. Указание на усло- вие, при котором происходит дей- ствие, названное глаголом сказуемым «Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждо- му поводу, - он невоспитанный человек». (Д.С. Лиха­чёв.)
7. Причины ПО­ЧЕМУ? ОТ­ЧЕГО? Союзы: потому что, оттого что, из-за того что, благодаря тому что, ибо, так как. Разъяснение причины «...я обраща­юсь главным образом к мужчине, к главе семьи, потому что женщине действительно нужно уступать дорогу... не только в дверях». (По Д.С. Лихачёву.)
.8. Цели ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? Союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, лишь бы, только бы. Назначение действия, названного глаголом- сказуемым «...не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений». (Д.С.Лиха­чёв.)
9. Сравнительное КАК? Союзы:как, словно, точно, будто, как будто, подоб- но, подобно тому как, что, чем, нежели... Сравнениедвух действий, состояний «Уметь извиниться, признавать перед другими ошибку - лучше, чем юлить, врать, обманывая тем самым прежде всего самого себя».(По Д.С.Лихачёву.)
110. Следствия Союз: ТАК ЧТО Следствие, вы­вод, заключение «Именно в юности ум человека наиболее восприимчив к усвоению знаний, так что не теряйте времени на пустяки, на «отдых»». (По Д.С.Лихачёву.)
111. Присое­динительное Союзные слова: что (в именительном и косвенных падежах: чему, чем, чего), почему, за- чем, отчего Дополнительная информация, за- мечания ко всему главному «Человек приносит людям добро, облегчая их страдания при болезнях, что дарит ему возможность получать настоящую радость». (По Д.С. Лихачёву.) Мы уже в кридоре пошли на цыпочках, чему сестра очень удивилась.

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания, необходимо знать и виды соподчинения придаточных предложений.

Существует три вида соподчинения придаточных предложений главному: последовательное, однородное, параллельное.

При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении первое придаточное относится к главному (придаточное первой степени), второе - к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д.:

«Люди, к сожалению, мало черпают из книг «о хороших манерах» потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры» (По Д.С.Лихачёву). К главному предложению (оно первое) присоединяется первое придаточное причины, к нему, в свою очередь, - придаточное изъяснительное.

«Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушие, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке» (Джордж Бернард Шоу). Во втором предложении к придаточному определительному присоединяется придаточное степени.

При последовательном подчинении иногда союзы оказываются рядом, и надо знать о пунктуации на стыке союзов.

Пунктуация на стыке союзов

Стык союзов - это пространство в предложении между двумя союзами:между двумя подчинительными союзами; между сочинительным и подчинительным союзом.

Запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза нет продолжения в
виде слов ТО, НО и др.

Запятая не ставится на стыке двух союзов, если у второго союза есть продолжение
в виде слов ТО, НО и др.

Сравните два предложения:

1. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что, если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости, придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

2. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости, то придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

В этих синтаксических конструкциях имеется стык союзов (рядом расположены два подчинительных союза ЧТО+ЕСЛИ).

В первом предложении у второго союза ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО, поэтому на стыке союзов мы ставим запятую (ЧТО, ЕСЛИ).

В втором предложении у союза ЕСЛИ есть продолжение в виде слова ТО (ЕСЛИ...ТО), поэтому на стыке союзов(ЧТО ЕСЛИ) мы не ставим запятой .

При ОДНОРОДНОМ подчинении придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению - однородными, отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному виду:

1. «Если человек не умеет понять другого, приписывая ему только злые намерения, и если он вечно обижается на других, это человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим». (По Д.С. Лихачёву.)

Как видим, два придаточных условия относятся к одному главному, оба придаточных
отвечают на один вопрос: ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? Кстати, если бы не обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, то запятая перед союзом И, соединяющим два однородных придаточных, отсутствовала бы. Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах.

2. «В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь объяснить, что следование путем добра естественно для человека и что он полезен и человеку, и всему обществу в целом» (По Д.С. Лихачёву).

Во втором предложении два придаточных изъяснительных являются однородными, отвечая на один и тот же вопрос, который мы задаём от одного слова в главном предложении
(объяснить ЧТО?), их соединяет одиночный союз И, поэтому запятую перед ним не ставим.

Так же можно прокомментировать и предложение № 3, приводимое ниже.

3. «Больше всего превосходим мы животных только одним: что говорим между собою и что мы можем словами выражать свои чувства » (Цицерон).

4. «В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое доброи почему добрый человек внутренне красив...» (Д.С. Лихачёв).

В четвёртом предложении мы видим, что при однородном подчинении (два придаточных изъяснительных) могут быть использованы разные союзные слова: ЧТО и ПОЧЕМУ.

5. «Когда-то считалось неприличным показывать всем своим, что с вами произошло несчастье и у вас горе » (Д.С. Лихачёв).

В пятом предложении мы видим более сложный случай, когда второй союз при однородном подчинении опущен.

Сложноподчинённые предложения с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ подчинением относятся к одному главному, но являются разными по значению: «Если стремиться к высокой цели низкими средствами, то неизбежно потерпишь крах, так что поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна » (По Д.С. Лихачёву).

Главное предложение - второе, первое придаточное присоединяется к нему при помо-
щи подчинительного союза ЕСЛИ, являясь придаточным условия (с него и начинается предложение), второе придаточное (по порядку - третье) присоединяется к главному при помощи подчинительного союза ТАК ЧТО и является придаточным следствия. Оба придаточных относятся к одному главному, но являются разными по значению, т.е. мы видим параллельное подчинение.

«Тот, кто дожидается удачи, никогда не знает, будет ли он сегодня ужинать » (Франклин).

Оба придаточных предложения относятся к одному главному, отвечают на разные вопросы, являются придаточными разного вида, поэтому перед нами сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.

Запятая на стыке союзов может быть в двух случаях:

Когда между двумя основами, связанными сочинительными союзами, вклинивается придаточное,

зависящее от второй основы.

При последовательном подчинении придаточных, когда второе придаточное зависит от первого, но

при этом требует положение перед ним.

На стыке между ними ставятся запятая тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза то, так или союза но :

По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот

настилали доски (4) на обломки мостов. (Ответ: 1234)

По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) ТО все восемь рот

настилали доски (4) на обломки мостов. (Ответ: 134)

пуста, и _ сколько философ не шарил во всех углах и даже ощупал все дыры и западни в

крыше, но нигде не отыскал ни куска сала или, по крайней мере, старого книша, что, по

обыкновению, запрятываемо было бурсаками. - Запятая не ставится, так как после придаточного

предложения есть союз но.

Сравните: Большая разъехавшаяся хата, в которой помещалась бурса, была решительно

пуста, и, сколько философ не шарил во всех углах и даже ощупал все дыры и западни в крыше, нигде

не отыскал ни куска сала или, по крайней мере, старого книша, что, по обыкновению, запрятываемо

было бурсаками. В этом предложении поставлена запятая, так как нет союза НО.

Ещѐ один приём, позволяющий выявить, нужно ли на стыке союзов ставить запятую.

Попробуйте изъять часть предложения на стыке союзов:

По небу слоились густые тучи(1) и (2 хотя шел только третий час дня(3) было уже темно-

По небу слоились густые тучи(1) и (3) было уже темно . Изъятие возможно, значит запятая после

сочинительного союза ставится, ответ 123.

Изъятие невозможно, значит запятая после сочинительного союза НЕ ставится: Ночью вершины старых лип терялись в небе(l) и (2) если начинался сильный северный ветер(З) то звезды словно перелетали с ветки на ветку(4) будто на деревьях вместо них сидели маленькие светлячки. - Ночью вершины старых лип терялись в небе(l) и (2) … (З) то звезды словно перелетали с ветки на ветку(4) будто на деревьях вместо них сидели маленькие светлячки. Ответ: 134

Можно и так:

Ставится запятая на стыке двух союзов, если предложение можно перестроить без искажения смысла, переставив придаточное:

Ø По небу слоились густые тучи, и, хотя шел только третий час дня, было уже темно;


Ø По небу слоились густые тучи, и было уже темно, хотя шел только третий час дня.

Ø По небу слоились густые тучи, и _ хотя шел только третий час дня, но было уже темно. В

данном предложении подобная перестановка невозможна, так как рядом окажутся и но .

Алгоритм действий

1. Выделить грамматические основы.

2. Выделить союзы и определить, сочинительные они или подчинительные.

3. Определить главные и придаточные предложения (главные – те, от которых задается вопрос;

придаточные – к которым задается вопрос).

4. Определить границы простых предложений, входящих в состав сложного (союзы часто

указывают на начало новых грамматических основ!).

5. Особое внимание обратить на то место в предложении, где рядом стоят сочинительный и

подчинительный союзы.

6. После придаточного нет второй части двойного союза то, так или союза но, ставится запятая,

есть. – не ставится

7. Проставить все знаки препинания.

Разбор задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всѐ было трудно (3) постепенно старушка

рассказала (4) как было дело.

Сначала определим грамматические основы и выделим, какие из них главные, какие придаточные.

[Люсябыла мягко настойчива ] и [(хотя вспомнить всёбыло трудно ) постепенно старушка

рассказала ] (как было дело ).

В этом предложении есть стык союзов И ХОТЯ . Читаем предложение. Во второй его части нет

продолжения союза ТО, ТАК, НО, его можно изъять из текста (Люся была мягко настойчива и постепенно старушка рассказала как было дело) , поэтому между союзами запятая ставится: И, ХОТЯ.

[Люся была мягко настойчива], (1) и, (2) [(хотя вспомнить всѐ было трудно),(3) постепенно

старушка рассказала] , (4) (как было дело).

ЗАДА Н ИЕ А26

Формулировка задания: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры , на мес-
те которых в предложении должны стоять запятые?

Сначала никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и
мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак .

1) 1 , 2 2) 1,3 , 4 3) 1 , 2,3 , 4 4)2,4

Правильный ответ 3 . Вы не ошиблись?

В данном задании обычно представлена или синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, или сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных .

Приведенная выше сложная синтаксическая конструкция состоит из четырех простых
предложений . Первое из них главное. К нему присоединено придаточ н ое изъяснительное при
помощи союзного слова каким
. Третье предложение связано со вторым при помощи сочинительного союза но. Четвертое представляет собой при д аточную часть со значением времени и
присое
д иняется к третьему при помощи временного по д чинительного союза когда .

Что т р ебует ся от уче нико в : знание темы : «Знаки препинания в сложном предложении с
союзной и бессоюзной связью
. Сложное предложение с разными видами связи. Пунктуация на
с
т ыке союзов » .

1. Пунктуа ц ия на стыке союзов

Так как в этом задании часто присутствует такая пунктограмма, как стык союзов, повторим теорию и вспомним соответствующее пунктуационное правило.

Стык с ою з ов - это пространство в предложении между двумя союзами:

· между двумя подчинительными союзами ;

· между сочинительным и подчини т ельным союзом .

За пя т ая с тави т ся н а с ты к е д в ух сою з о в, если у вто ро г о с ою з а н ет про д о лжения в виде сл ов Т О , НО и д р .

Зап я т ая н е с т ави т ся на с т ы ке д в ух сою з ов , есл и у втор ог о сою за ест ь про д о лже н ие в
виде слов Т
О , НО и д р .

Сравните два предложения:

1 . Дмитрий Сергеевич Лихачев писал, что, если у вас будет уважительное отношение . к
другим и немного находчивости
, придет память на правила хорошего поведения , желание и
умение их применить
.

2. Дмитрий Сергеевич Лихачев писал, ч т о если у вас бу д ет уважительное отношение к
другим и немного нах
о дчивости, то придет память на правила хорошего поведения, желание и
умение их применить
.

В этих синтаксических конструкциях имеется стык союзов (рядом расположены два подчинительных союза ЧТО +ЕСЛИ).

В первом предложении у второго союза ЕСЛ И нет про д о лж ения в виде слова ТО , поэтому на стыке союзов мы ста ви м за пя ту ю (Ч Т О , ЕСЛ И ) .

В втором предложении у союза Е СЛ И есть пр од о лже ни е в виде слова Т О (ЕСЛИ... Т О ) ,
поэтому на стыке с ою з о в (ЧТО ЕСЛИ ) мы не с т авим з апятой.

2 . Пу н к т у ация пере д союзо м И в с л ожном пр едл о же нии

В задании А 26 бывает еще одна т р удность : пунктуаци я перед союзом И.

Сравним два предложения и определим, в каком из них перед союзом И ставится запятая ,
а в каком нет (знаки препинания не расставлены) :

· Молодой писатель внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и (2) ес л и
подмечал что-нибудь интересное (3
) записывал свои наблюдения (4) чтобы зат е м
использова т ь их в своих книгах .

· В тот день мы ужинали вчетвером (1) и (2) когда подали десерт (3) девочка капри з -
но сказала (4) что вишневый компо
т невкусный.

В первом предложении союз И соединяет однородные сказуемые (приглядывался » и
«записывал»), поэтому на месте цифры 1 запятая не ставится
. На месте цифры 2 мы поставим
запятую
: это стык союзов И+ЕСЛИ, при втором союзе ЕСЛИ нет продолжения в виде слов а
ТО . На месте цифр 3 и 4 также ставятся запятые, как на границе главной и придаточной части .
Итак, правильный ответ : 2 , 3,4 .

Во в т ором предложении союз И соединяет два простых предложения в составе сложно г о
(первая грамматическая основа: «мы ужинали»
, вторая грамматическая основа : «девочка сказала»), поэтому на месте цифры 1 ставится запятая. На месте цифры 2 также следует поставить
запятую: это стык союзов И+КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолжения в вид
е слова
ТО. На месте цифр 3 и 4 тоже должны быть запятые, как на границе главной и придаточной
части
. Итак, правильный ответ : 1, 2 , 3 , 4 .

Для выполнения задания А26 используйте следующий алгоритм:

1. Обозначьте в предложении грамматические основы .

2. Определите границы простых предложений в составе сложной син т аксической конс т рукции .

3. Посмотрите , как эти предложения связаны межд у собой .

4. Выясните, присутствует ли в предложении союз И , и в случае его наличия в пред л ожении опре д елите , что он соединяет:

· если союз И со ед иняет однородные члены , то перед ним не ставится запятая ;

· если союз И соединяет простые предложения , то перед ним ставится запятая ;

5. Установите , есть ли в сложной синтаксической конструкции стык союзов, и в случае
его наличия определи
т е, имеется ли при втором союзе продолжение (через одно простое пре д ложение) в виде слов ТО, НО:

· если у второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО и др . , запятая с т авится
на стыке двух союзов;

· если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО , НО и д р , запятая не ставится на стыке двух союзов.

6. Найдите границы между главной и при д а т очной частью и на их мест е поставь т е запяты е .

Образец применения алгоритма при выполнении задания А26:

Расставьте знаки препинания в следующем пре д ложении:

Летом прошло г о г ода я окончил инстит у т (1 ) и (2) когда приеха л из П е т е рбур г а (3) про-
с то поражен бы л ( 4 ) как изменился наш г ород .

Это сложноподчиненное предложение , состояще е из главной части «Л е то м прош л о го
г ода я окончил институт и просто поражен бы л») и двух придаточных («ко г да при ех а л и з
Петербурга» , « как из ме ни л ся наш город») .

В этой сложной синтаксической конструкции наблюдается параллельное по д чинение
придаточных предложен
и й к главному.

Пр и даточное вр е мени присоединяется при помощи союза КОГДА , а придаточное изъяснительное связано с гл а вн ым посредством союзного слова КАК

Перед союзом И , на месте цифры 1, запятая не ставится, так как союз И соединяет однородные члены: «окончил и поражен был».

На месте цифры 2 запятая необходима: это стык союзов И+КОГДА , при втором союзе
КОГДА нет продолжения в виде слова ТО
.

На месте цифр 2, 4 запятые ставятся как на границе главного предложения и придаточной части.

Итак, правильный ответ: 2,3,4

1. При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и союзном слове), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного (или союзного слова) запятая между ними ставится, если изъятие придаточного предложения не требует перестройки главного предложения (практически - если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но , наличие которой требует такой перестройки), например: Горничная была сирота, которая, чтобы кормиться, должна была поступить в услужение (Л. Толстой) (придаточная часть чтобы кормиться может быть опущена или переставлена в другое место предложения без перестройки главной части); Наконец он почувствовал, что больше не может, что никакая сила не сдвинет его с места и что, если теперь он сядет, ему уже больше не подняться (Б. Полевой) (придаточное условное с союзом если можно опустить или переставить); А женщина все говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова ее были привычными, у Сабурова от них вдруг защемило сердце (Симонов) (при изъятии придаточного уступительного с союзом хотя предложно-местоименное сочетание от них становится неясным, но в структурном отношении такое изъятие возможно, поэтому запятая между сочинительным и подчинительным союзами в подобных случаях обычно ставится).

Если же за придаточным предложением следует вторая часть двойного союза, то запятая между предшествующими двумя союзами не ставится, например: Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса (Короленко) (придаточное условное с союзом если нельзя опустить или переставить без перестройки подчиняющего предложения, так как рядом окажутся слова что и то); Ноги женщины были обожжены и босы, и когда она говорила, то рукой подгребала теплую пыль к воспаленным ступням, словно пробуя этим утишить боль (Симонов) (при изъятии или перестановке придаточного времени с союзом когда рядом окажутся слова и и то ).

Ср. также: Надвигалась гроза, и, когда тучи заволокли все небо, стало темно, как в сумерки. - Надвигалась гроза, и когда тучи заволокли все небо, то стало темно, как в сумерки (во втором случае после союза и, присоединяющего сложноподчиненное предложение, запятая не ставится); Сборы затянулись, а когда все было готово к отъезду, ехать не имело уже смысла (после противительного союза а запятая в этих случаях, как правило, не ставится, так как ни изъятие, ни перестановка следующего за союзом придаточного предложения невозможны).

В предложениях типа "Он давно уже уехал, и где он теперь, я не знаю" запятая после союза и не ставится.

2. Запятая обычно не ставится между присоединительным союзом (после точки) и союзом подчинительным, например: И кто вы такой, я знаю; А зачем это говорится, мне непонятно. Возможность постановки запятой после других присоединительных союзов связана с интонационно-смысловым выделением придаточного предложения, например: Однако, если вы так настаиваете на своем предложении, я готов его принять.