Подготовка к огэ.

ОГЭ – 2016 (3 вариант)
Задание 1. Текст, начинающийся словами «У каждого из нас когда­то были любимые игрушки. »
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения про­
слушивается 2 раза.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения - не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Задание 2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования от­
вета на вопрос: «Почему автора­рассказчика поразила детская тетрадь с рисунками?»

1) «Все её страницы были разрисованы красками, прилежно, тщательно и трудолюбиво».
2) В тетради он нашёл таких же сказочных персонажей, которых любил сам рисовать в детстве, –
Ивана Царевича и Серого Волка.
3) «Сочетания красок в школьной тетради были правдивым изображением неба Дальнего Севера,
краски которого необычайно чисты и ясны и не имеют полутонов».
4) «Ребёнок ничего не увидел, ничего не запомнил, кроме жёлтых домов, колючей проволоки,
вышек, овчарок, конвоиров с автоматами и синего­синего неба».
(1)Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора.
(2)Все её страницы были разрисованы красками, прилежно, тщательно и трудолюбиво. (3)Я перевёрты­
вал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.
(4)И я рисовал когда­то – давно это было, – примостясь у керосиновой лампы на обеденном столе.
(5)От прикосновения волшебных кисточек оживал мёртвый богатырь сказки, как бы спрыснутый
живой водой. (6)Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной короб­
ке. (7)Иван Царевич на Сером Волке скакал по еловому лесу. (8)Ёлки были меньше Серого Волка.
(9)Иван Царевич сидел верхом на Волке так, как эвенки ездят на оленях, почти касаясь пятками мха.
(10)Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем
звёздном небе.
(11)И чем сильнее я вспоминал своё детство, тем яснее понимал, что детство моё не повторится,
что я не встречу и тени его в чужой ребяческой тетради.
(12)Это была грозная тетрадь – она поразила меня.
(13)Северный город был деревянным, заборы и стены домов красились светлой охрой, и кисточка
юного художника честно повторила этот жёлтый цвет везде, где мальчик хотел говорить об уличных
зданиях, об изделии рук человеческих.
(14)В тетрадке было много, очень много заборов. (15)Люди и дома почти на каждом рисунке были
огорожены жёлтыми ровными заборами, обвитыми чёрными линиями колючей проволоки. (16)Желез­
ные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке.
(17)Около забора стояли люди. (18)Они не были ни крестьянами, ни рабочими, ни охотниками –
это были конвойные и часовые с винтовками. (19)Дождевые будки­грибы, около которых юный худож­
ник разместил конвойных и часовых, стояли у подножья огромных караульных вышек, и на вышках хо­
дили солдаты, блестели винтовочные стволы.
(20)Тетрадка была невелика, но мальчик успел нарисовать в ней все времена года своего родного
города.
(21)Яркая земля, однотонно­зелёная, и синее­синее небо, свежее, чистое и ясное. (22)Закаты и вос­
ходы были добротно алыми, и это, конечно, не было детским неуменьем найти полутона, цветовые пе­
реходы, раскрыть секреты светотени.
(23)Сочетания красок в школьной тетради были правдивым изображением неба Дальнего Севера,

(24)И в зимних рисунках ребёнок не отошёл от истины. (25)Зелень исчезла. (26)Деревья были
чёрными и голыми. (27)Это были лиственницы, а не сосны и ёлки моего детства.

(28)Шла северная охота; зубастая немецкая овчарка натягивала поводок, который держал в руке
Иван Царевич. (29)Он был в шапке­ушанке военного образца, в белом овчинном полушубке, в валенках
и в глубоких рукавицах – крагах, как их называют на Дальнем Севере. (30)За плечами Ивана Царевича
висел автомат. (31)Голые треугольные деревья были затыканы в снег.
(32)Ребёнок ничего не увидел, ничего не запомнил, кроме жёлтых домов, колючей проволоки,
вышек, овчарок, конвоиров с автоматами и синего­синего неба. (33)Эта тетрадь для рисования отража­
ла суровый внутренний мир юного художника.
(По В.Т. Шаламову)*
* Шаламов Варлам Тихонович (1907–1982) – русский советский писатель, прозаик, поэт.
Задание 3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора.
2) Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем
звёздном небе.
3) Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.
4) Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке.
Задание 4. Из предложений 8-12 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит
от глухости – звонкости последующего согласного.
Задание 5. Из предложений 1-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определя­
ется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна
буква Н»
Задание 6. Замените разговорное слово «примостясь» в предложении 4 стилистически нейтраль­
ным синонимом. Напишите этот синоним.
Задание 7. Замените словосочетание «жестяная коробка», построенное на основе согласования, сино­
нимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 8. Выпишите грамматическую основу предложения 8.
Задание 9. Среди предложений 1–6 найдите предложения с однородными членами. Напишите
номера этих предложений
Задание 10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все за­
пятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(­ых) слове(­ах).

Яркая земля,(1) однотонно­зелёная,(2) и синее­синее небо,(3) свежее,(4) чистое и ясное. Закаты и
восходы были добротно алыми,(5) и это,(6) конечно,(7) не было детским неуменьем найти полутона,(8)
цветовые переходы,(9) раскрыть секреты светотени.
Задание 11. Укажите количество грамматических основ в предложении 27. Ответ запишите циф­
рой.
Задание 12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все за­
пятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, свя­
занными подчинительной связью.

Тетрадка была невелика,(1) но мальчик успел нарисовать в ней все времена года своего родного го­
рода.
Яркая земля,(2) однотонно­зелёная,(3) и синее­синее небо,(4) свежее,(5) чистое и ясное. Закаты и
восходы были добротно алыми,(6) и это не было детским неуменьем найти полутона,(7) цветовые пере­
ходы,(8) раскрыть секреты светотени.
Сочетания красок в школьной тетради были правдивым изображением неба Дальнего Севера,(9)
краски которого необычайно чисты и ясны и не имеют полутонов.
Задание 13. Среди предложений 9-13 найдите сложное предложение с параллельным (неоднород­
ным) и однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Задание 14. Среди предложений 12-16 найдите предложение с бессоюзной и союзной сочинительной
и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Задание 15. 1. Напишите сочинение­рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингви­
ста Л. А. Введенской: «Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, которая
создаётся явлениями многозначности и синонимами». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два)
примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или при­
меняйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. А. Введенской. Объём
сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст
(не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полно­
стью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивает­
ся нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение­рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Это
была грозная тетрадь - она поразила меня». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанно­
го текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предло­
жений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочи­
нение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы
то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно,
разборчивым почерком.

3.
Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте
и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение­рассуждение на тему «Что такое
внутренний мир человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис,
приведите 2 (два) примера­аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример­аргумент
приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен
составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью пере­
писанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём
баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы:
изложение
4
2
вспоминал
разрисованы
расположившись
коробка из жести
елки были меньше
23
67
1
9
11
13
сочинение
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Вариант 3

1.Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2 - 15.

(1)Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора. (2)Все её страницы были разрисованы красками, прилежно, тщательно и трудолюбиво. (3)Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.

(4)И я рисовал когда-то - давно это было, - примостясь у керосиновой лампы на обеденном столе. (5)От прикосновения волшебных кисточек оживал мёртвый богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой. (6)Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке. (7)Иван Царевич на Сером Волке скакал по еловому лесу. (8)Ёлки были меньше Серого Волка. (9)Иван Царевич сидел верхом на Волке так, как эвенки ездят на оленях, почти касаясь пятками мха. (10)Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.

(11)И чем сильнее я вспоминал своё детство, тем яснее понимал, что детство моё не повторится, что я не встречу и тени его в чужой ребяческой тетради.

(12)Это была грозная тетрадь - она поразила меня.

(13)Северный город был деревянным, заборы и стены домов красились светлой охрой, и кисточка юного художника честно повторила этот жёлтый цвет везде, где мальчик хотел говорить об уличных зданиях, об изделии рук человеческих.

(14)В тетрадке было много, очень много заборов. (15)Люди и дома почти на каждом рисунке были огорожены жёлтыми ровными заборами, обвитыми чёрными линиями колючей проволоки. (16)Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке.

(17)Около забора стояли люди. (18)Они не были ни крестьянами, ни рабочими, ни охотниками - это были конвойные и часовые с винтовками. (19)Дождевые будки-грибы, около которых юный художник разместил конвойных и часовых, стояли у подножья огромных караульных вышек, и на вышках ходили солдаты, блестели винтовочные стволы.

(20)Тетрадка была невелика, но мальчик успел нарисовать в ней все времена года своего родного города.

(21)Яркая земля, однотонно-зелёная, и синее-синее небо, свежее, чистое и ясное. (22)Закаты и восходы были добротно алыми, и это, конечно, не было детским неуменьем найти полутона, цветовые переходы, раскрыть секреты светотени.

(23)Сочетания красок в школьной тетради были правдивым изображением неба Дальнего Севера, краски которого необычайно чисты и ясны и не имеют полутонов.

(24)И в зимних рисунках ребёнок не отошёл от истины. (25)Зелень исчезла. (26)Деревья были чёрными и голыми. (27)Это были лиственницы, а не сосны и ёлки моего детства.

(28)Шла северная охота; зубастая немецкая овчарка натягивала поводок, который держал в руке Иван Царевич. (29)Он был в шапке-ушанке военного образца, в белом овчинном полушубке, в валенках и в глубоких рукавицах - крагах, как их называют на Дальнем Севере. (30)За плечами Ивана Царевича висел автомат. (31)Голые треугольные деревья были затыканы в снег.

(32)Ребёнок ничего не увидел, ничего не запомнил, кроме жёлтых домов, колючей проволоки, вышек, овчарок, конвоиров с автоматами и синего-синего неба. (33)Эта тетрадь для рисования отражала суровый внутренний мир юного художника.

(По В.Т. Шаламову)*

* Шаламов Варлам Тихонович (1907-1982) - русский советский писатель, прозаик, поэт.

2.Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему автора-рассказчика поразила детская тетрадь с рисунками?»

1)«Все её страницы были разрисованы красками, прилежно, тщательно и трудолюбиво».

2)В тетради он нашёл таких же сказочных персонажей, которых любил сам рисовать в детстве, - Ивана Царевича и Серого Волка.

3)«Сочетания красок в школьной тетради были правдивым изображением неба Дальнего Севера, краски которого необычайно чисты и ясны и не имеют полутонов».

4) «Ребёнок ничего не увидел, ничего не запомнил, кроме жёлтых домов, колючей проволоки, вышек, овчарок, конвоиров с автоматами и синего-синего неба».

Ответ: _____________________________________

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1)Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора.

2)Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.

3)Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.

4)Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке.

Ответ: __________________________________

4. Из предложений 8-12 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости - звонкости последующего согласного.

Ответ: _______________________________________

5. Из предложений 1-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».

6. Замените разговорное слово ПРИМОСТЯСЬ в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________________________

7. Замените словосочетание ЖЕСТЯНАЯ КОРОБКА, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8.Выпишите грамматическую основу предложения 8.

9. Среди предложений 1-6 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

Ответ: ____________________________________

10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Яркая земля, (1) однотонно-зелёная, (2) и синее-синее небо, (3) свежее, (4) чистое и ясное. Закаты и восходы были добротно алыми, (5) и это, (6) конечно, (7) не было детским неуменьем найти полутона, (8) цветовые переходы, (9) раскрыть секреты светотени.

Ответ: _________________________________

11.Укажите количество грамматических основ в предложении 27. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ___________________________________

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Тетрадка была невелика, (1) но мальчик успел нарисовать в ней все времена года своего родного города.

Яркая земля, (2) однотонно-зелёная, (3) и синее-синее небо, (4) свежее, (5) чистое и ясное. Закаты и восходы были добротно алыми, (6) и это не было детским неуменьем найти полутона, (7) цветовые переходы, (8) раскрыть секреты светотени.

Сочетания красок в школьной тетради были правдивым изображением неба Дальнего Севера, (9) краски которого необычайно чисты и ясны и не имеют полутонов.

Ответ: __________________________________________

13. Среди предложений 9-13 найдите сложное предложение с параллельным (неоднородным) и однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________________

14. Среди предложений 12-16 найдите предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ______________________________________

15.1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Людмилы Алексеевны Введенской: «Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, которая создаётся явлениями многозначности и синонимами». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.А. Введенской.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

15.2.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Это была грозная тетрадь - она поразила меня».

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3.Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое внутренний мир человека» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Тетрадка была невелика,(1) но мальчик успел нарисовать в ней все времена года своего родного города.

Яркая земля,(2) однотонно-зелёная,(3) и синее-синее небо,(4) свежее,(5) чистое и ясное. Закаты и восходы были добротно алыми,(6) и это не было детским неуменьем найти полутона,(7) цветовые переходы,(8) раскрыть секреты светотени.

Сочетания красок в школьной тетради были правдивым изображением неба Дальнего Севера,(9) краски которого необычайно чисты и ясны и не имеют полутонов.


(1)Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора. (2)Все её страницы были разрисованы красками, прилежно, тщательно и трудолюбиво. (3)Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.

(4)И я рисовал когда-то – давно это было, – примостясь у керосиновой лампы на обеденном столе. (5)От прикосновения волшебных кисточек оживал мёртвый богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой. (6)Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке. (7)Иван Царевич на Сером Волке скакал по еловому лесу. (8)Ёлки были меньше Серого Волка. (9)Иван Царевич сидел верхом на Волке так, как эвенки ездят на оленях, почти касаясь пятками мха. (10)Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.

(11)И чем сильнее я вспоминал своё детство, тем яснее понимал, что детство моё не повторится, что я не встречу и тени его в чужой ребяческой тетради.

(12)Это была грозная тетрадь – она поразила меня.

(13)Северный город был деревянным, заборы и стены домов красились светлой охрой, и кисточка юного художника честно повторила этот жёлтый цвет везде, где мальчик хотел говорить об уличных зданиях, об изделии рук человеческих.

(14)В тетрадке было много, очень много заборов. (15)Люди и дома почти на каждом рисунке были огорожены жёлтыми ровными заборами, обвитыми чёрными линиями колючей проволоки. (16)Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке.

(17)Около забора стояли люди. (18)Они не были ни крестьянами, ни рабочими, ни охотниками – это были конвойные и часовые с винтовками. (19)Дождевые будки-грибы, около которых юный художник разместил конвойных и часовых, стояли у подножья огромных караульных вышек, и на вышках ходили солдаты, блестели винтовочные стволы.

(20)Тетрадка была невелика, но мальчик успел нарисовать в ней все времена года своего родного города.

(21)Яркая земля, однотонно-зелёная, и синее-синее небо, свежее, чистое и ясное. (22)Закаты и восходы были добротно алыми, и это, конечно, не было детским неуменьем найти полутона, цветовые переходы, раскрыть секреты светотени.

(23)Сочетания красок в школьной тетради были правдивым изображением неба Дальнего Севера, краски которого необычайно чисты и ясны и не имеют полутонов.

(24)И в зимних рисунках ребёнок не отошёл от истины. (25)Зелень исчезла. (26)Деревья были чёрными и голыми. (27)Это были лиственницы, а не сосны и ёлки моего детства.

(28)Шла северная охота; зубастая немецкая овчарка натягивала поводок, который держал в руке Иван Царевич. (29)Он был в шапке-ушанке военного образца, в белом овчинном полушубке, в валенках и в глубоких рукавицах – крагах, как их называют на Дальнем Севере. (30)За плечами Ивана Царевича висел автомат. (31)Голые треугольные деревья были затыканы в снег.

(32)Ребёнок ничего не увидел, ничего не запомнил, кроме жёлтых домов, колючей проволоки, вышек, овчарок, конвоиров с автоматами и синего-синего неба. (33)Эта тетрадь для рисования отражала суровый внутренний мир юного художника.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Грамматическая основа предложения КОМОЛОВ ВАДИМ (26)Нина сбегала в ближайший салон сотовой связи, купила там новую сим-карту. Выпишите грамматическую основу предложения 26.Нина сбегала купила
Выпишите грамматическую основу предложения 24.(24)И вдруг я расхотел пускать с балкона голубков. Выпишите грамматические основы предложения 31.. (31)Потом, когда огонь потушили, его вытащили.ПОТУШИЛИ ВЫТАЩИЛИ
Выпишите грамматическую основу предложения 32.(32)Скорей бы несли обед Выпишите грамматическую основу предложения 5.. (5)Мир вечно разделён на два полюса: жизнь и смерть Выпишите грамматическую основу предложения 15.(15)Теперь всё было кончено! Выпишите грамматическую основу предложения 11.. (11)Не нашлось ни слов, ни образов Выпишите грамматическую основу предложения 34.(34)Нужно только не щадить себя Выпишите грамматическую основу предложения 17.(17)Несколько минут стояла тишина. Выпишите грамматическую основу предложения 25.. (25)Прославится сразу на весь лагерь! Выпишите грамматическую основу предложения 20.(20)Поэтому били её всегда очень жестоко.. Выпишите грамматическую основу предложения 40.(40)Это кто же тебя так разукрасил? Выпишите грамматическую основу предложения 9.(9)Надо остановить её! Выпишите грамматическую основу предложения 22.(22)Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь. Выпишите грамматическую основу предложения 4.(4)Пусто было в голове. Выпишите грамматическую основу предложения 31.(31)Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце. Выпишите грамматическую основу предложения 1.(1)Однажды ранней весной привезли в зоопарк росомаху. Выпишите грамматическую основу предложения 43.(43)Вздохнув, мальчик уныло поплёлся прочь. Выпишите грамматическую основу предложения 22.(22)Надо срочно позвонить в милицию! Выпишите грамматические основы предложения 11.(11)Корж таял с неудержимой силой, и вскоре его не стало... Выпишите грамматическую основу предложения 1.. (1)По пути домой стало думаться о бабушке Выпишите грамматическую основу предложения 21.. (21)Эти цветы уже сегодня будут стоять у меня дома... Выпишите грамматическую основу предложения 1.(1)Сталинград безжалостно бомбили день и ночь. Выпишите грамматическую основу предложения 4.(4)Никогда не вижу его летом, только зимой. Выпишите грамматическую основу предложения 23.(23)Такого между друзьями ещё не бывало Выпишите грамматические основы предложения 13.(13)Дорогие мои девочки, это вы сейчас так думаете, потому что никаких забот у вас? Выпишите грамматическую основу предложения 46.. (46)И Асе не было страшно. Выпишите грамматическую основу предложения 8.. (8)Ёлки были меньше Серого Волка. Выпишите грамматическую основу предложения 12.(12)Она была страшная плакса. Выпишите грамматическую основу предложения 17.. (17)Ему тоже хочется покрутить тугую пластмассовую ручку, очень тонкую и поэтому неудобнуюХОЧЕТСЯ ПОКРУТИТЬ
Выпишите грамматическую основу предложения 30.(30)Тогда этому не придали значения.НЕ ПРИДАЛИ
Выпишите грамматическую основу предложения 6.(6)Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь. ЛЕША ЗАБИЛ БЫ
Выпишите грамматическую основу предложения 10.(10)С пятого класса по нему сохла. СОХЛА
Выпишите грамматическую основу предложения 1.(1)От модели атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами веяло космосом, электронной музыкой ифантастическими романами.ВЕЯЛО
Выпишите грамматическую основу предложения 21.(21)Произнесёт тост за мир во всём мире. ПРОИЗНЕСЁТ
Выпишите грамматическую основу предложения 8.(8)А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.Я УЛЫБАЛСЯ УТИРАЛ
Выпишите грамматическую основу предложения 1.(1)Веньке здорово не повезло с именем – Вениамин! НЕ ПОВЕЗЛО
Выпишите грамматическую основу предложения 4.(4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу. ШЛА ЖИЗНЬ
Выпишите грамматическую основу предложения 2.(2)Вокруг пахло вечерней прохладой. ПАХЛО
Выпишите грамматическую основу предложения 12.(12)Он взял три веточки мимозы и пошёл в школуОН ВЗЯЛ ПОШЁЛ Выпишите грамматическую основу предложения 8.. (8)На дворе светает.СВЕТАЕТ Выпишите грамматическую основу предложения 35.(35)С появлением Ларисы многое изменилосьИЗМЕНИЛОСЬ
Выпишите грамматическую основу предложения 16.(16)И я стал звать её.Я СТАЛ ЗВАТЬ
Выпишите грамматическую основу предложения 13.(13)Через неделю всё повторилось.ВСЁ ПОВТОРИЛЛОСЬ
Выпишите грамматическую основу предложения 42.(42)Ей, видите ли, своя прихоть дороже. ПРИХОТЬ ДОРОЖЕ
Выпишите грамматическую основу предложения 44.(44)Из-за этого всем Выпишите грамматическую основу предложения 10.(10)У него не было отца Выпишите грамматическую основу предложения 15.(15)Медленно гасят свет Выпишите грамматическую основу предложения 4.(4)Это случилось в начале июня. Выпишите грамматическую основу предложения 44.(44)И как-то сразу же пропали все белые пятна. Выпишите грамматическую основу предложения 12.(12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём.

(1)Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора. (2)Все её страницы были разрисованы красками, прилежно, тщательно и трудолюбиво. (3)Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.

(4)И я рисовал когда-то – давно это было, – примостясь у керосиновой лампы на обеденном столе. (5)От прикосновения волшебных кисточек оживал мёртвый богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой. (6)Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке. (7)Иван Царевич на Сером Волке скакал по еловому лесу. (8)Ёлки были меньше Серого Волка. (9)Иван Царевич сидел верхом на Волке так, как эвенки ездят на оленях, почти касаясь пятками мха. (10)Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.

(11)И чем сильнее я вспоминал своё детство, тем яснее понимал, что детство моё не повторится, что я не встречу и тени его в чужой ребяческой тетради.

(12)Это была грозная тетрадь – она поразила меня.

(13)Северный город был деревянным, заборы и стены домов красились светлой охрой, и кисточка юного художника честно повторила этот жёлтый цвет везде, где мальчик хотел говорить об уличных зданиях, об изделии рук человеческих.

(14)В тетрадке было много, очень много заборов. (15)Люди и дома почти на каждом рисунке были огорожены жёлтыми ровными заборами, обвитыми чёрными линиями колючей проволоки. (16)Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке.

(17)Около забора стояли люди. (18)Они не были ни крестьянами, ни рабочими, ни охотниками – это были конвойные и часовые с винтовками. (19)Дождевые будки-грибы, около которых юный художник разместил конвойных и часовых, стояли у подножья огромных караульных вышек, и на вышках ходили солдаты, блестели винтовочные стволы.

(20)Тетрадка была невелика, но мальчик успел нарисовать в ней все времена года своего родного города.

(21)Яркая земля, однотонно-зелёная, и синее-синее небо, свежее, чистое и ясное. (22)Закаты и восходы были добротно алыми, и это, конечно, не было детским неуменьем найти полутона, цветовые переходы, раскрыть секреты светотени.

(23)Сочетания красок в школьной тетради были правдивым изображением неба Дальнего Севера, краски которого необычайно чисты и ясны и не имеют полутонов.

(24)И в зимних рисунках ребёнок не отошёл от истины. (25)Зелень исчезла. (26)Деревья были чёрными и голыми. (27)Это были лиственницы, а не сосны и ёлки моего детства.

(28)Шла северная охота; зубастая немецкая овчарка натягивала поводок, который держал в руке Иван Царевич. (29)Он был в шапке-ушанке военного образца, в белом овчинном полушубке, в валенках и в глубоких рукавицах – крагах, как их называют на Дальнем Севере. (30)За плечами Ивана Царевича висел автомат. (31)Голые треугольные деревья были затыканы в снег.

(32)Ребёнок ничего не увидел, ничего не запомнил, кроме жёлтых домов, колючей проволоки, вышек, овчарок, конвоиров с автоматами и синего-синего неба. (33)Эта тетрадь для рисования отражала суровый внутренний мир юного художника. (По В.Т. Шаламову)*

* Шаламов Варлам Тихонович (1907 1982) русский советский писатель, прозаик, поэт.

2. обоснования ответа на вопрос: «Почему автора-рассказчика поразила детская тетрадь с рисунками?»

1) «Все её страницы были разрисованы красками, прилежно, тщательно и трудолюбиво».

2) В тетради он нашёл таких же сказочных персонажей, которых любил сам рисовать в детстве, Ивана Царевича и Серого Волка.

3) «Сочетания красок в школьной тетради были правдивым изображением неба Дальнего Севера, краски которого необычайно чисты и ясны и не имеют полутонов».

4) «Ребёнок ничего не увидел, ничего не запомнил, кроме жёлтых домов, колючей проволоки, вышек, овчарок, конвоиров с автоматами и синего-синего неба».

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение ?

1) Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора.

2) Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.

3) Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.

4) Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке.

4. Из предложений 8–12 выпишите слово, в котором правописание приставки

5. Из предложений 1–6выпишите слово, в котором правописание суффикса

6. Замените разговорное слово «примостясь» в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «жестяная коробка» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление

8. Выпишите грамматическую основу предложения 8.

9. Среди предложений 1–6 найдите предложения с однородными членами

10. вводном слове .

Яркая земля, (1) однотонно-зелёная, (2) и синее-синее небо, (3) свежее, (4) чистое и ясное. Закаты и восходы были добротно алыми, (5) и это, (6) конечно, (7) не было детским неуменьем найти полутона, (8) цветовые переходы, (9) раскрыть секреты светотени.

11. Укажите количествограмматических основ в предложении 27. Ответ запишите цифрой.

12. подчинительной связью.

Тетрадка была невелика, (1) но мальчик успел нарисовать в ней все времена года своего родного города.

Яркая земля, (2) однотонно-зелёная, (3) и синее-синее небо, (4) свежее, (5) чистое и ясное. Закаты и восходы были добротно алыми, (6) и это не было детским неуменьем найти полутона, (7) цветовые переходы, (8) раскрыть секреты светотени.

Сочетания красок в школьной тетради были правдивым изображением неба Дальнего Севера, (9) краски которого необычайно чисты и ясны и не имеют полутонов.

13. Среди предложений 9–13 найдите сложное предложение с параллельным (неоднородным) и однородным подчинением

14. Среди предложений 12–16 найдите предложениес бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л.А. Введенской: «Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, которая создаётся явлениями многозначности и синонимами» . Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Это была грозная тетрадь она поразила меня» . Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

15.3. Как Вы понимаете значение выраженияВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое внутренний мир человека », взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргументприведитеиз прочитанного текста, а второй –из Вашего жизненного опыта.

Блок 2. О ВЫБОРЕ

Изложение «Универсального рецепта…» (По А. Москвину)

Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остается за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть.

Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы всё-таки принимаем в юности. Как считают ученые, вторая половина второго десятилетия жизни – самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.

Понятно, что такой выбор – дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Нельзя надеяться, что ошибку после можно исправить: успеется, вся жизнь впереди. Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И неверные решения без последствий не останутся, ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей. (По А.Н. Москвину)

Тезис. Выбор – главный этап процесса принятия решения, состоящий в отборе одного варианта из нескольких возможных. Шекспир был прав, подчеркивая исключительную важность таких моментов в жизни: "Быть или не быть, вот в чем вопрос...". Человек часто оказывается в ситуации выбора: профессии, института, любимого человека и друзей, мировоззрения… Ему приходится отдавать предпочтение одним ценностям и нормам, отвергая другие.

Текст 2.1. Мама, когда я ещё не учился в школе… (По Е.В. Гришковцу)

(1)Мама, когда я ещё не учился в школе, работала инженером и много чертила. (2)Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо. (3)Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.

– (4)Его явно тянет к точным наукам, – серьёзно говорила мама отцу.

(5)В школе сразу стало ясно, что меня к точным наукам не тянет. (6)Я учился очень средне. (7)Мама говорила, что если я так продолжу, то стану грузчиком. (8)Выражение же лица отца в это время было таким, что я догадывался: он сомневается, что мама говорит правду.

(9)Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.

(10)Когда я учился в старших классах, родители преподавали в университете. (11)Мама вела термодинамику, а отец работал заведующим кафедрой на экономическом факультете.

(12)Но алгебра, геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами. (13)Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.

(14)Какие возможности у меня имелись? (15)Университет, институт культуры и, конечно же, медицинский.

(16)Медицинский мне всегда нравился. (17)Во-первых, там преподавал мой любимый дядя. (18)Во-вторых, там учился мой троюродный брат, который мне тоже нравился. (19)Но как-то пугала так называемая анатомичка. (20)Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу.

(21)Тогда я стал ходить в институт культуры. (22)Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами. (23)Конечно, я тогда плохо разбирался в этом, но мертвенную скуку и ужасающую безрадостность увиденного чувствовал. (24)3апах «анатомички», казалось, преследовал меня, он исходил там от всего: во всех выступлениях была видна ненужность происходящего. (25)Ненужность никому! (26)Ни выступающим, ни зрителям. (27)Это отсутствие надежды на радость заставило меня твёрдо отказаться от мысли поступить в институт культуры.

(28)Но я хотел... (29)Не знаю, чего я хотел. (30)Ничего определённого. (31)Мне хотелось быть студентом. (32)Хотелось учиться не очень трудно и не очень скучно... (33)Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. (34)Главное – настоящей, всем существом – жизни.

(По Е.В. Гришковцу)*

* Гришковец Евгений Валерьевич (род. в 1967 г.) современный российский писатель, драматург, режиссёр, актёр, музыкант. Стал известен после того, как в 1999 г. был удостоен национальной театральной премии «Золотая маска». Является автором книг «Рубашка», «Реки», «Следы на мне», «Асфальт».

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор-рассказчик в старших классах школы считал, что не пойдёт по стопам своих родителей?»

1) Он не чувствовал в себе способностей к тому, чем занимались его родители, к точным наукам.

2) Он не был уверен в том, что родители помогут ему поступить в университет, где сами преподавали.

3) Он стремился быть самостоятельным и хотел доказать родителям, что способен на это.

4) Он собирался поступать в медицинский институт, потому что там преподавал его дядя.

3. фразеологизм .

1) Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.

2) Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.

3) Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.

4) Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами.

4. Из предложений 1–4 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

5. Из предложений 1–3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

6. Замените разговорное слово «штуками» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «студенческого хора» (предложение 22), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 32.

9. Среди предложений 20–24 найдите предложения с однородными членами . Напишите номера этих предложений.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове .

Мама, (1) когда я ещё не учился в школе, (2) работала инженером и много чертила. Чертежи были такие красивые, (3) а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, (4) что я не мог пройти мимо. Конечно, (5) меня отлавливали, (6) не пускали, (7) но несколько чертежей я всё же испортил, (8) какие-то циркули сломал.

11. Укажите количествограмматических основ в предложении 29. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Когда я учился в старших классах, (1) родители преподавали в университете. Мама вела термодинамику, (2) а отец работал заведующим кафедрой на экономическом факультете.

Но алгебра, (3) геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами. Родители сами понимали, (4) что по их стопам я не пойду, (5) и даже не намекали на это.

13. Среди предложений 1–7 найдите сложноподчинённоепредложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 15–20 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога и философа А.А. Аверинцева: «Задача автора рассуждения – как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности». Комментарий к цитате. При оформлении аргументированного рассуждения на помощь автору приходят вводные слова. Они указывают на порядок мыслей (во-первых, как указывалось… ) и способы их оформления (словом, иначе говоря, так сказать… ), служат для противопоставления частей рассуждения (наоборот, с одной стороны… ), для выражения следствия (следовательно, значит…) и заключения (итак, таким образом… ). Вводные слова помогают построить последовательное, логически связанное и обоснованное рассуждение.

15.2. «Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. Главное – настоящей, всем существом – жизни».

15.3. ВЫБОР

Текст 2.2. В первый год моей жизни… (По А.И. Деникину)

(1)В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку. (2)К чему первому притронусь, то и предопределит мою судьбу. (3)Принесли меня. (4)Я тотчас потянулся к сабле, потом поиграл рюмкой, а до прочего не хотелось дотрагиваться.

(5)Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся: (6)«Ну, думаю, дело плохо: будет мой сын рубакой и пьяницей!»

(7)Старинное это гаданье, однако, и сбылось, и не сбылось. (8)Сабля, действительно, предрешила мою жизненную дорогу, но и от книжной премудрости я не отрёкся. (9)В четырнадцать лет увлечённо читал и писал стихи, в пятнадцать перешёл на «Анну Каренину», а в шестнадцать прочитывал и разбирал с товарищами всё подряд. (10)А пьяницей, к счастью, не стал.

(11)Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры – всё это настраивало на определённый лад. (12)Мальчишкой я по целым часам пропадал в гимнастическом городке 1-го Стрелкового батальона, стрелял в тире пограничников. (13)Ходил версты за три на стрельбище стрелковых рот, пробирался с солдатами, считавшими пробоины, в укрытие перед мишенями. (14)Пули свистели над головами; было страшно, но очень занятно. (15)На обратном пути вместе со стрелками подтягивал солдатскую песню:

(16)Греми, слава, трубой

За Дунаем за рекой.

(17)Моё увлечение придавало мне вес в глазах мальчишек и вызывало их зависть...

(18)Словом, прижился в военной среде, приобретя приятелей среди офицерства, а ещё более – среди солдат.

(19)Будущая офицерская жизнь представлялась мне тогда в ореоле сплошного веселья и лихости, а не в бремени трудов и забот, как это бывает в действительности.

(20)По мере перехода в высшие классы свободного времени, конечно, становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились. (21)Не бросил я только гимнастики и преуспевал в «военном строе», который был введён в программу реального училища в 1889 году.

(22)Во всяком случае, когда я окончил училище, хотя высокие баллы по математическим предметам сулили лёгкую возможность поступления в любое высшее техническое заведение, об этом и речи не было. (23)Я избрал военную карьеру.

(24)Было ли это следствием гадания? (25)Не знаю...

(По А.И. Деникину)*

* Деникин Антон Иванович (1872–1947) – русский военачальник, политический и общественный деятель, писатель, мемуарист, публицист и военный документалист.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему офицерская жизнь представлялась мальчику-подростку в ореоле сплошного веселья?»

1) Военная служба по рассказам отца представлялась мальчику-подростку весёлой и беззаботной.

2) Для мальчика военная служба была не только опасной, но и увлекательной игрой, полной интересного общения.

3) Приходя к отцу на стрельбище в 1-й Стрелковый батальон, мальчик видел только весёлую, лёгкую и беззаботную жизнь офицеров и солдат.

4) Представления о военной службе как о постоянном развлечении мальчик-подросток черпал из стихов и романа «Анна Каренина».

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм .

1) В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку.

2) Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся…

3) Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры всё это настраивало на определённый лад.

4) По мере перехода в высшие классы свободного времени, конечно, становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились.

Из предложений 2–6 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

Из предложений 7–10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах отымённых прилагательных -ЕНН-, -ОНН-/-ЁНН- пишется НН».

Замените книжное слово «отречься» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

Замените словосочетание «увлечённо читал» (предложение 9), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую основу предложения 24.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

По мере перехода в высшие классы свободного времени, (1) конечно, (2) становилось меньше, (3) появились другие интересы, (4) и воинские упражнения мои почти прекратились. Не бросил я только гимнастики и преуспевал в «военном строе», (5) который был введён в программу реального училища в 1889 году.

Среди предложений 19–23 найдите предложения с однородными членами . Напишите номера этих предложений.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Старинное это гаданье, (1) однако, (2) и сбылось, (3) и не сбылось. Сабля, (4) действительно, (5) предрешила мою жизненную дорогу, (6) но и от книжной премудрости я не отрёкся.

Среди предложений 20–22 найдите сложноподчинённоепредложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 1–7 найдите сложные предложения с бессоюзной связью между частями. Напишите номера этих предложений.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста А.А. Реформатского: «Местоимение – удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании». Комментарий к цитате. Местоимения могут употребляться в речи вместо существительных, прилагательных, числительных, т.е. являться заместителями имени. Они указывают на предметы и их признаки (свойства, качества, количество) и заменяют в речи непосредственные обозначения понятий, очевидных из контекста высказывания.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Я избрал военную карьеру. Было ли это следствием гадания? Не знаю...»

15.3. Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое выбор».

Текст 2.3. Ещё в детском саду Олег выучил песенку… (По А.Г. Алексину)

(1)Ещё в детском саду Олег выучил песенку «В лесу родилась ёлочка». (2)С неё-то и начались неприятности. (3)Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что «с таким абсолютным слухом абсолютно необходимо учиться музыке».

(4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. (5)А обратно привели тихо и растерянно: педагоги не обнаружили у мальчика музыкальных способностей.

(6)Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.

(7)Бабушка хорошо знала историю музыки. (8)Она даже сама играла на рояле, а в молодости мечтала стать пианисткой. (9)Но мечты эти не сбылись, и теперь Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку.

(10)Когда-то бабушка была бухгалтером, и, когда наступала пора годовых финансовых отчётов, старые сослуживцы приходили к Анне Степановне за помощью. (11)Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

(12)Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. (13)Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.

(14)В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

– (15)Ты хочешь, чтобы он повторил твой путь, – говорила бабушка. – (16)Но пойми наконец: у него другое призвание. (17)Смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь!

(18)Однако часто по вечерам Олег держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы, что очень тревожило бабушку.

– (19)Смотри, надо беречь руки! (20)Вся твоя судьба – в твоих руках! (21)Вернее сказать, в твоих пальцах.

– (22)3наю, бабушка, – добродушно соглашался Олег. – (23)Вот я их и развиваю. (24)Так в музыкальном кружке советуют: строгайте, говорят, пилите! (25)Это тоже искусство!

(26)«Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» – рассуждала бабушка.

(27)Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. (28)Когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась:

– Всё он!.. (29)Своими руками!

(30)И потом во всеулышание, чтобы слышал Олег, восклицала:

– Но главное, конечно, музыка! (31)Он будет музыкантом!

(По А.Г. Алексину)

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.

Среди предложений 13–18 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении .

– Смотри, (1) надо беречь руки! Вся твоя судьба – в твоих руках! Вернее сказать, (2) в твоих пальцах.

– 3наю, (3) бабушка, (4) – добродушно соглашался Олег. – Вот я их и развиваю. Так в музыкальном кружке советуют: строгайте, (5) говорят, (6) пилите!

Замените словосочетание «музыкальный кружок» (предложение 13), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую основу предложения 4.

Из предложений 11–14 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».

Замените книжное выражение «во всеуслышание» в предложении 30 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Олег тоже любил бабушку, (1) поэтому согласился учиться музыке. Была куплена виолончель, (2) и Олег начал ходить в музыкальный кружок. В отличие от бабушки, (3) отец хотел, (4) чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение .

1) Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

2) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

3) Смычок вот что он будет держать в руках всю жизнь!

4) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» рассуждала бабушка.

Среди предложений 26–30 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством . Напишите номер этого предложения.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку?»

1) Олег обладал таким музыкальным талантом, которого хватило бы на двоих: на него и на бабушку.

2) Олег, по мнению бабушки, обязан был воплотить в жизнь её несбывшиеся надежды, и его успех стал бы и бабушкиным успехом.

3) Олег был более целеустремлённым человеком, чем его бабушка, и поэтому к нему обязательно должен был прийти успех в искусстве.

4) И Олег, и бабушка любили музыку и мечтали стать музыкантами, но Олег был более честолюбив.

Из предложений 5–9 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение ».

Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённоепредложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Укажите количествограмматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л.А. Новикова: «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое».