Колесный пароход спартак. Словно по сердцу идет пароход

23.11.2016 21:30

33 года назад, 23 ноября 1983 года, в СССР состоялась премьера художественного фильма «Жестокий романс». Картина, снятая режиссёром Эльдаром Рязановым по мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница», на широкий экран вышла в 1984 году и получила зрительское признание: журнал «Советский экран», на основе ежегодного опроса читателей, признал его «лучшим фильмом года». А Никиту Михалкова, исполнившего в фильме роль Сергея Паратова, потомственного дворянина и владельца судоходной компании, зрители выбрали актером года.

Компанию Михалкову на съемочной площадке составил не менее звездный состав советского экрана - Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков, Георгий Бурков, Борислав Брондуков, Сергей Арцибашев и многие другие. Отдельно стоит сказать, что в одном из эпизодов, в роли матроса, бьющего рынду в , был снят Селезнев Сергей Арсентьевич - нынешний капитан . А во время съемок фильма он работал вторым штурманом на пароходе «Спартак», который в фильме снят как «Ласточка».

Не меньше великолепной игры актеров доставляет и саундтрек к фильму: «Мохнатый шмель, на душистый хмель», «А напоследок я скажу», «Под лаской плюшевого пледа» - композиции стали такой же классикой, как и сам фильм.

Действие картины разворачивается на берегу Волги в вымышленном провинциальном городе Бряхимове в 1877-1878 годах. В начальных титрах картины показана Волжская набережная в Ярославле, а натурные съёмки проходили в основном на Волге в Костроме.

Художник Борисов создал для фильма удивительно достоверные интерьеры купеческих особняков, пароходных кают, ресторанов ХIХ века. А одну из главных ролей сыграли два настоящих парохода: «Спартак», исполнивший роль «Ласточки», и «Достоевский» в роли «Святой Ольги».

Пароход «Спартак» был построен в 1914 году в Нижнем Новгороде (сейчас ) по заказу общества «Самолёт» и начал работу под названием «Великая Княжна Татьяна Николаевна», а позже стал «Добрыней Никитичем». Он проработал в Волжском пароходстве до июля 1991 года, после чего, вместе с однотипным пароходом «Володарский», судно было отправлено на модернизацию, которая закончилась тем, что оба парохода разграбили и сожгли в конце 90-х, бросив останки под Ростовом-на-Дону.


Пароход "Спартак" на Волге в 1987 году. Фото: Илья Рабин


Пароход "Достоевский" на Волге в 1983 году в роли "Святой Ольги". Фото: Владимир Розовский

Что же до парохода «Достоевский», который был построен в 1956 году в Венгрии по , то и он больше на экраны не попадал. После списания в начале 90-х годов судно использовалось в качестве базы отдыха на реке Медведице в Кимрском районе Тверской области. В 2014 году пароход, заброшенный с начала 2000-х годов после пожара, был утилизирован.

В 1914 году вышел в первый рейс по Волге пароход "Великая княжна Татьяна Николаевна", построенный по заказу пароходного общества "Самолет" на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде. В советское время пароход получил название "Спартак". Он работал на Волге много десятилетий, участвовал в двух войнах. В 1980-е годы "Спартак" работал на линии Горький - Астрахань вместе с трехпалубными теплоходами, по одному с ними расписанию. Последний рейс пароход выполнил в 1991 году, и после долгих лет отстоя и разграбления сгорел в затоне под Аксаем.

Мне посчастливилось побывать на этом пароходе в детстве, в один из последних лет его работы, во время стоянки. А потом, в 2001 году, высаживался с лодки на обгоревший корпус парохода в Аксае. Что интересно: в 1991 году пароход "Спартак" еще работал на Волге, это было не так давно. Но большинство людей относятся к подобным историческим пароходам как к чему-то совсем древнему, из другого мира. Одни говорят, что это были роскошные пароходы-дворцы, другие - наоборот, считают, что на этих судах пассажиры жили в спартанских условиях. А на самом деле большой разницы для пассажира между историческим пароходом и двухпалубным судном послевоенной постройки и не было. Почти та же планировка помещений, похожие каюты и палубы. Ну, разве что бесшумный ход и особый пароходный запах.

Несколько лет назад саратовский краевед Владимир Михайлович Цыбин подарил мне два альбома, которые в свою очередь подарены ему А. и Г. Зайцевыми. В одном альбоме собраны фотографии некоторых интерьеров парохода "Спартак", в другом - парохода "Усиевич".

Давайте сегодня заглянем на пароход "Спартак", а в другой раз побываем на "Усиевиче".


В альбоме, правда, нет непарадных интерьеров парохода, а их там было много, начиная с большого и неуютного центрального пролета, напоминавшего место для приема грузов, да по сути им и являвшегося. Но поднимемся из него по широкому пологому трапу на вторую палубу. Там мы попадем в мир тишины и уюта.

Кормовая часть коридора средней палубы отделана линкрустом и не особенно привлекательна.

Зато носовая часть интереснее. Здесь коридор ведет в ресторан, который до капитального ремонта парохода, проведенного в 1950-е годы, был салоном первого класса.

Помню, что когда я зашел на однотипный пароход "Володарский", меня очень впечатлил красивый интерьер ресторана. А вот каким был ресторан на "Спартаке":

В альбоме есть всего одна фотография пассажирской каюты "Спартака". Я предполагаю, что это каюта "люкс", которая изначально называлась "каюта для молодоженов":

Выйдем на прогулочные палубы...

А теперь поднимемся наверх, туда, где находится капитанская рубка, хотя на старых пароходах доступа для пассажиров на верхнюю палубу чаще всего не было.

Свистки "Спартака":

"Спартак" и другие исторические пароходы в течение многих десятилетий формировали облик волжского пассажирского судоходства, да и во многом облик Волги. И даже после появления современных по тем временам трехпалубных, а позднее четырехпалубных судов у исторических пароходов оставалось множество поклонников. Когда пароходы ушли, по ним скучали.

Может быть, когда-нибудь будут построены похожие суда, но с современной "начинкой".

Волга нынче пуста. Нет, рыба в ней есть, говорят даже больше стало. А вот судоходство уменьшилось. 1990 год стал последним годом эпохи пара - с эксплуатации был снят пароход "Спартак", построенный еще до революции. Сначала он стоял в затоне, потом его вместе с однотипным "Володарским" увели в Ростов-на-Дону. Там они и сгинули. Потом исчез и "Память Азина", "всплыв" в сильно измененном виде в Будапеште, а в середине 90-х в Паркомуне (затон и судоремонтный завод "Память Парижской Коммуны", пос. Память Парижской Коммуны, Борский район Нижегородской обл.) разобрали на металл бывшего волжского рекордсмена - пароход "Ломоносов".
Теперь пароходы по Волге не ходят. Правда несколько лет назад пригнали с Северной Двины пароход "Станюкович", но он находится на восстановлении. И когда начнет ходить по Волге, да и будет ли ходить - пока не известно.
Еще раньше - в начале 80-х - ушли в небытие последние построенные для советского речного флота пароходы проекта 737. После них строили только теплоходы и дизель-электроходы. 737-е становились турбазами, домами отдыха, а многие - просто исчезали, разбирались на металл.
Но сегодня мы их увидим вновь - правда на старых чернобелых снимках. Живые, шлепающие плицами колес по воде и с неповторимым запахом масла, металла и пара. Пусть и виртуально, но на некоторое время вернемся в паровую эпоху.
История этого фотоархива традиционно - пароходство его на свалку отправить хотело. Подобрали что успели. Впоследствии архив был разделен на три части - одна попала на сканирование ко мне. Фотографии обратно вернул нынешнему владельцу. Почему он не выкладывает то что у него есть - не знаю. Я же решил выложить свою часть - ибо пока она на моем компе - толку от нее немного. Некоторые пароходы представлены в нескольких экземплярах - решил не выбирать ракурсы - выложил что было.


"Мельников-Печерский"на Химкинском водохранилище



предположительно - на фото пароход "Сергей Есенин"


"40 лет ВЛКСМ"

построен - 1958, до 1965 года - МРП, в 1966 году передан в Киев, переименован в "Тарас Шевченко"


"40 лет ВЛКСМ" - скорей всего идет из под моста на МКАДе к СРВ


"Александр Пирогов"

Александр Пирогов
построен - 1955 год, переименован в последствии в "Севастополь"
пароходство - МРП




"Севастополь"


"Александр Малышкин" уходит с СРВ

Александр Георгиевич Малышкин (1892-1938) - русский советский писатель, классик социалистического реализма
построен - 1955, пароходства - МРП, Управление речного флота при совмине УССР, переименован - А. С. Пушкин


"Алексей Толстой", предположительно на Оке

построен - 1952
до 1965 года - Волго-Донское пароходство, Ростов-на-Дону
с 1965 года - Днепровское пароходство


"Антон Макаренко" - вполне возможно снят в районе Дмитрова на канале им. Москвы

Антон Макаренко
построен - 1955, МРП




"Антон Макаренко" у горьковской пристани - реччного вокзала в его нынешнем виде нет. Да и вода сейчас выше.


"А. П. Чехов"

А. П. Чехов
построен - 1957, МРП, передан на Днепр


"Владимир Арсеньев"

Владимир Арсеньев
построен - 1955, БРП, Уфа




"Владимир Арсеньев" уходит в рейс от СРВ, г. Москва


"Владимир Арсеньев" на Волге - судя по всему у горьковского речного вокзала, на заднем плане - теплоход проекта 301 - судя по названию - предположительно "Владимир Ильич" (в настоящее время "Санкт-Петербург")


"А. Афиногенов"

А. Афиногенов




"А. Афиногенов" подходит к пристани


"Павел Бажов", Камское речное пароходство

построен - 1954
1954-1956 - Куйбышевский Пассажирский Речной Порт, Куйбышев (ныне Самара)
1957-1959 - Казанский Пассажирский Речной Порт, Казань
с 1960 года - порт Горький, ВОРП


"Борис Горбатов"

Борис Леонтьевич Горбатов (1908-1954) - русский советский писатель, сценарист. Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1946, 1952). Член ВКП(б) с 1930 года.
построен - 1954, порт Сталинград/Волгоград


"Матрос Вакуленчук"

Построен в 1956 году, в 1995 г. затонул в районе Ваду луй Воде; разобран на металл. До списания работал в Московском Речном Пароходстве.
Пароход назван в честь Григория Никитича Вакуленчука, матроса эскадренного броненосца "Князь Потемкин Таврический", одного из руководителей восстания 1905 года


"Матрос Вакуленчук" на Оке, стоянка у необорудованного берега


"Матрос Вакуленчук" на ходу


"Виктор Гусев"

Построен - 1955, МРП, Москва
Использовался в качестве корпуса дома отдыха "Кристалл" (г. Саратов);
в 1979 г. сгорел; постепенно разобран.




"Виктор Гусев" идет полным ходом


"Владимир Ставский"

Построен - 1956, Волго-Донское пароходство, Ростов-на-Дону
Затоплен на Цимлянском водохранилище в 1976 г.


"Всеволод Вишневский"

Бревна-кранцы, расположенные по бортам - насущная необходимость при работе на Москве и Оке - причем для колесного парохода они были даже важнее, чем для сменивших их теплоходов проекта 305 (о поездке по "Московской Кругосветке" на т/х "Григорий Пирогов" читаем ). Проблема заключалась в шлюзах - стенки низкие, потому при входе в шлюз, особенно с заполненной камерой, можно было запросто снести колеса и продавить борт.
Построен - 1953
1953 - ???? - КРП, Молотов/Пермь
с 1964г. - Днепровское пароходство, Киев
Участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС


"Вячеслав Шишков"

Вячесла́в Я́ковлевич Шишко́в (1873-1945), русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии первой степени (1946 - посмертно).
построен - 1953, с 1953 г. - КРП, Молотов/Пермь
с 1964 г. - Днепровское пароходство, Киев


"Аркадий Гайдар" на фоне новостроек


"Ярослав Галан"

Построен - 1956, БРП, Уфа
После списания использовался в качестве турбазы в районе Уфы


"Генерал Кирсанов"

Построен - 1954, КРП, Молотов/Пермь


"Демьян Бедный"

Построен - 1954
1954 - Московско-Окское пароходство, Москва
1955-1959 - МРП, Москва
с 1960 г. - БРП, Уфа
После списания стоял в качестве корпуса санатория в Усть-Качке




"Демьян Бедный"


"Джамбул"

первоначально - БРП, Уфа, потом передан Кубанскому пароходству
После списания продан на р. Кубань, где работал еще минимум 7-8 лет


"Н. А. Добролюбов". Свой век пароход закончил в качестве стоечного судна - стоял в Москве в качестве ресторана

Построен - 1957, МРП, Москва
Стоял как ресторан "Бургас" в Москве на обводном канале Москвы-реки; сгорел
можно с уверенностью утвенрждать, что судно было еще цело в 1978-1979 году - во время съемок кинофильма "Место встречи изменить нельзя" (Одесская киностудия, 1979 год, реж. Станислав Говорухин)



фото парохода "Н. А. Добролюбов" в роли плавресторана, фото датировано 1988 годом


"Достоевский"

Построен - 1956, ВОРП, Горький. Этот пароход на ходу можем видеть в к/ф "Жестокий романс" - он "играет роль" парохода "Святая Ольга". После списания из Московского речного пароходства стоял в качестве плавтурбазы в Белом Городке, уже в двухтысячных на пароходе произошел пожар - выгорела средняя палуба. В каком состоянии судно сейчас - сказать не могу.
Надо сказать, что соревнование в фильме было не самое справделивое - мощность машины 737-ого - 450 л.с., "Спартака" (он снимался в роли "Ласточки") - 1320 л.с. Кадры из фильма:




"Евгений Петров"

Построен - 1954, КРП, Молотов/Пермь


"Жуковский"

Построен - 1957, БРП, Уфа
списан в 1985 году




"Жуковский" у причала СРВ, г. Москва


"И. С. Никитин"

Построен - 1957, КРП, Молотов/Пермь

Мамин-Сибиряк, Построен - 1957, БРП, Уфа
в последствии - Петрозаводск, Иван Кадомцев




"Иван Кадомцев" отходит от пристани, у пристани виден нос парохода "Уфа".


"Петрозаводск"


"Петрозаводск"


"Казань"

Казань, 1958, БРП, Уфа
сгорел в 1995 году




"Казань" у причала СРВ, г. Москва


"Киев"

Александр Корнейчук, 1956, МРП, Москва
переименован в "Киев"




"Киев" на Канале им. Москвы, вышел из под старого моста на Ленинградском шоссе. Как мне кажется - идет на Волгу


"К. М. Станюкович" подходит к пермскому причалу.

После службы на Волге судно передали в Архангельск, где оно работало на Северной Двине, совершая рейсы по транспортной линии Архангельс - Котлас. Потом пароход был списан. В начале двухтысячных годов пароход был вукуплен новым владельцем и переведен обратно на Волгу. Сейчас находится на восстановлении в Городце.
Построен - 1956
до 1983 г. - МРП, Москва




"К. М. Станюкович" уходит в рейс от СРВ, г. Москва
Репортаж М. Пашковского с парохода, февраль 2011 года


"Лебедев-Кумач"

Васи́лий Ива́нович Ле́бедев-Кума́ч (настоящая фамилия - Лебедев) (1898-1949), русский советский поэт. Член ВКП(б) с 1939 года. Лауреат Сталинской премии второй степени (1941) Автор слов многих популярных советских песен: «Широка страна моя родная», «Священная война», «Веселый ветер» (из к/ф «Дети капитана Гранта») и других.
построен - 1953
1953 - 1956 - пассажирский порт г. Куйбышева
1957 - 1959 - пассажирский порт г. Казань
с 1960 - ВОРП, г. Горький

Сидор Ковпак, 1956, МРП, Москва
переименования - Ленинград, Минск




"Ленинград"


"Минск"


"Минск"


"Лесков"

Никола́й Семёнович Леско́в (4 (16) февраля 1831, село Горохово Орловской губернии, ныне Орловской области - 21 февраля (5 марта) 1895, Петербург) - русский писатель.
Его называли самым национальным из писателей России: «Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть» (Д. П. Святополк-Мирский, 1926). В его духовном формировании немалую роль сыграла украинская культура, которая стала ему близка за восемь лет киевской жизни в юные годы, и английская, которую он освоил благодаря многолетнему тесному общению со старшим родственником со стороны жены А. Скоттом.
Построен - 1957, ВОРП, Горький


"Маяковский"

Построен - 1952, Волго-Донское пароходство, Ростов-на-Дону


"Мельников-Печерский"


"Мельников-Печерский"


"Петр Павленко"

1953-1962 - КРП, Молотов/Пермь
с 1963 г. - Днепровское пароходство


"Пермь"

Построен - 1958, КРП, Пермь


"Петр Комаров"

Построен - 1956, БРП, Уфа


"А. Ф. Писемский"

Построен - 1957, БРП, Уфа




в "догонялки играют" пароход "А. Ф. Писемский" и дизельэлектроход пр. 785 - его нос выглядывает из-за парохода. Паровая техника тут впереди.


"А. Ф. Писемский"


"Александр Полежаев"

После списания использовался как турбаза Куйбышевской железной дороги, его ставили недалеко от пристани "Нижний Пляж", напротив Куйбышева/Самары. После акционирования ОАО РЖД списало старый пароход с баланса, он стоял в затоне "Старая Бухта" в Самаре, будучи фактически собственностью речного порта. Потом судно было выкуплено и водворено на слип завода "Нефтефлот". В настоящее время судно находится там же.
построен - 1955, 1955 - 1961 - порт Сталинград/Волгоград
с 1962 года - пассажирский порт г. Куйбышева
после списания передан Куйбышевской Железной Дороге МПС СССР, после перехода дороги под юриздикцию ОАО РЖД выведен из инвентаря, в 2008 году поднят на слип судоремонтного завода ЗАО "Нефтефлот", в настоящее время данных о судьбе парохода у меня нет. Точно известно, что в 2009 году он находился на слипе завода.


"М. М. Пришвин"

Михаи́л Миха́йлович При́швин (23 января (4 февраля) 1873, с. Хрущёво-Лёвшино, Елецкий уезд, Орловская губерния - 16 января 1954, Москва) - русский, советский писатель, автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурфилософию, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вёл на протяжении всей жизни.
Построен - 1957, БРП, Уфа


"М. М. Пришвин" уходит в рейс, СРВ, г. Москва"Сергеев-Ценский"


"Хирург Вишневский"

построен - 1955, Волго-Донское пароходство, Ростов-на-Дону


"Янка Купала"

построен - 1954, пассажирский порт Куйбышев
после списания использовался как турбаза Волжского автозавода, местонахождение судна не известно