Характеристика чиновника из ревизора городничий. Городничий в комедии Гоголя «Ревизор

Тема: Сложноподчинённое предложение с придаточными сравнения.

Цель : создать условия для сознательного усвоения представления о сложноподчинённых предложениях с придаточными сравнения, возобновить сведения о способах выражения сравнения в русском языке, развивать умение распознавать СПП с придаточным сравнения, конструировать сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения, использовать таблицы, находить нужное, строить речевые высказывания, производить обобщение по заданным критериям, формулировать собственное мнение; способствовать воспитанию прилежания, внимательности, настойчивости в достижении результата работы.

Цель для обучающихся:

Знать: признаки сложноподчинённых предложений с придаточными сравнения

Уметь: распознавать сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения, ставить в них знаки препинания, конструировать такие предложения.

Оборудование: компьютер, проектор, мел, тряпка.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

Актуализация изученного : Сегодня мы продолжаем изучение СПП. Что такое СПП? В чем его отличие от ССП? Какой последний тип придаточных предложений вы усвоили? Охарактиризуйте его по плану: 1) значение; 2) вопросы; 3) средства связи; 4) пример

(Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия обозначают образ или способ действия. Придаточная часть отвечает на вопросы как? Каким образом? В качестве средства связи используются союзы что, чтобы, как, как будто. Например: Ветер дул с такой силой, что прохожие почти валились с ног.)

Разговор по теме сегодняшнего урока начну с хорошо известных вам поэтических строк.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром

Какое средство художественной выразительности использовал поэт Сергей Есенин в этом отрывке из стихотворения? (Сравнение). Сравнение вообще играет большую роль в жизни людей и в жизни языка. Сравнение делает нашу речь образнее, богаче, насыщает ее. И сравниваться могут абсолютно различные понятия. Какие ещё средства художественной выразительности используются для выражения сравнения?

Я привожу примеры, вы даете определение:

белые мухи (о снеге – метафора), белоснежный цвет лица (эпитет). Верно, метафора, эпитет. И если художники слова чаще всего используют сравнение, метафору и эпитеты и другие средства выразительности, то чаще всего в нашей обиходной речи используется сравнительный оборот со сравнительными союзами как будто, словно, как, что . Вспомните о том, что это за сравнительные обороты, как расставляются знаки препинания при них? (Сравнительный оборот используется для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком. Например, Чёрные, как смола, тени легли на траву. На письме сравнительные обороты выделяются запятыми).

Способов выражения сравнения, кроме сравнительного оборота, очень много. Вспомним их.

Способы выражения сравнения

Наречие образа действия

Сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа

Сочетание существительного и формы сравнительной степени прилагательного

Словосочетания типа похож(на кого?), подобен (чему?), кажется (каким?), напоминает (что?)

Сравнительный оборот

Прочитайте данное ниже предложение и соотнесите его с данными положениями в таблице.Объясните постановку знаков препинания

Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз.

Объяснение нового материала. Отдельно выписываем предложение. Находим главное и придаточное, выделим грамматические основы.

На дворе гнулась и трепалась акация, как будто сердитый ветер трепал её за волосы.

Как вы уже догадались, перед нами CПП с придаточным сравнительным. Записываем, тема нашего сегодняшнего занятия: «Придаточные сравнительные». А теперь посмотрим текст рубрики «Теоретические сведения» на странице 184 и заполним опорную таблицу

Значение

Средства связи

Сравнения,

соответствия,

уподобления

Союзы: Как; точно; словно; будто; как будто; как если бы

Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство моё вернулось.

Как вы сами понимаете, придаточные сравнения поясняют содержание главного предложения путем сравнения, некоего уподобления . Вследствие этого отличить придаточные сравнения от других видов придаточных не так сложно. Но и тут есть одна сложность. Какой вопрос мы задали к придаточным сравнения? Верно, «КАК?». К какому еще виду придаточных мы задаем подобный вопрос? (придаточным образа действия). Верно. Придаточные сравнения относятся так же, как и придаточные образа действия, ко всему главному предложению.

Перед вами два сложноподчинённых предложения. Какие в них виды придаточных предложений?

Ветер дул изо всех сил, как будто за ним кто-то гнался.

Ветер дул так, как будто за ним кто-то гнался.

Во втором предложении есть указательное слово так. Это придаточное образа действия

Закрепление изученного материала.

1) Выборочный объяснительный диктант Читаем по порядку. Придаточные сравнения записываем. Объясняем ход своих мыслей.

1. Маленький дом стоит, как последний маяк, на краю снежной бездны.

2. Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве.

3. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду.

4. Птица так же медленно поднялась и улетела, как медленно и безмятежно падал снег.

5. Море все в живых белых пятнах, словно бесчисленные стаи птиц опустились на его синюю равнину.

2) Со сравнительными оборотами составить простые осложнённые предложения, придаточные сравнения употребить в составе сложноподчинённого предложения

1ряд: как алмазы

как алмазы горят в солнечном свете

2 ряд: как дым

как дым пропадает в небе

3 ряд: как туча

как туча мчится в вышине

Домашнее задание: рассказ о придаточных сравнительных по теории на стр. 184 или по составленной в классе таблице. Написать сочинение-миниатюру на тему «Первый снег» или «Иней» с использованием придаточных сравн

ительных и сравнительных оборотов.

Рефлексия: Что показалось вам сегодня трудным? Что в изученном сегодня для вас самое главное? Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов? Были ли моменты недовольства собой?

1. Вопросы придаточного сравнительного предложения :
отвечают на вопросы: подобно чему? как?
Но не всегда к сравнительному придаточному можно задать именно эти вопросы.
Поэтому необходимо обратить особое внимание на их средства связи.

2. Средства связи :
придаточные сравнительные предложения прикрепляются к главному предложению союзами: как если бы, как, словно, прямо как, подобно тому как, что, так же как, всё равно что, чем, нежели, чем если бы, чем и другие.

Сложноподчинённые предложения со сравнительными союзами в главном предложении могут иметь указательные слова со значением меры и степени:

Река точила камень так (как?), будто хотела сделать идеально ровную поверхность.

Такие придаточные совмещают значение сравнения со значением образа действия и степени.

Особую группу среди предложений со сравнительными придаточными составляют такие предложения, в которых придаточное предложение прикрепляется к главному союзами чем, нежели, а в главном предложении есть прилагательное или наречие в сравнительной степени, а:
Приведем пример:
В моём сознании находится намного больше мыслей, поэтической силы чувств, чем ты предположить.
Молодая девушка получала из дому более, нежели должна была ожидать;
Чем на мост нам идти, поищем лучше броду.

Так же употребляются местоимения иной, другой, местоимённое наречие иначе, вместо формы сравнительной степени:

Конечно, Черное море оказалось совсем другим, чем мы о нём думали.

Эта группа сложноподчинённых предложений отличается не только особым значением, но и особой структурой.

Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также предложения с двойным союзом чем... тем.
В них трудно разграничить придаточное и главное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно.
Принято, что придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем, тогда как вторая часть (с частью союза тем) считается главным предложением:

Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей.

3. Место в предложении :
придаточные сравнительные могут стоять перед главным предложением, после главного предложения, в середине главного предложения.

Приведем пример:
Служите мне (как?), как вы ему служили.
«Как» выступает как союз.

Со звонкими звуками (подобно чему?), как будто кто-то бьет молотком по железному куполу, рвутся гранаты.

Здесь «как будто» - союз.

Чем ближе подходит ночная съемка к концу, тем бесцеремоннее и ворчливее делается землемер.

(чем), [тем ].

К придаточным предложениям, которые относятся ко всему главному предложению, относятся также:
придаточные времени, придаточные места, придаточные цели, придаточные причины, придаточные условия, придаточные следствия, придаточные уступительные.

Отвечает на вопросы - как? как что? подобно чему?

Придаточное сравнения распространяет всю главную часть. Содержание главной части сравнивается с содержанием придаточной. Придаточное присоединяется сравнительными союзами как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы. В главной части СПП с придаточным сравнительным может использоваться указательное слово так, которое, однако, не является обязательным.

Особую группу внутри СПП со сравнительными придаточными образуют такие, которые относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней -- к форме сравнительной степени прилагательного или наречия или к словам иной, другой, по-иному, по-другому, иначе.

Придаточная часть присоединяется к главной с помощью союзов чем, нежели. Отношения между частями -- сравнительные или сопоставительные.

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия

Отвечает на вопросы - как? каким образом?

Относится к одному слову в главной части -- указательному местоименному наречию так или сочетанию таким образом (иногда они бывают опущены) и присоединяется к главной части союзным словом как. Придаточные образа действия располагаются за главной частью.

Сложноподчиненные предложения с придаточными меры и степени

Отвечают на вопрос - до какой степени?

Придаточные меры и степени обозначают меру или степень того, что можно измерить с точки зрения количества, качества, интенсивности. Они присоединяются к главной части союзами что, чтобы, как, словно, будто и др. или союзными словами сколько, насколько.

Придаточные с союзами что, чтобы относятся к словам так, такой, настолько, столь и оборотам до такой степени, в такой мере и имеют дополнительное значение следствия.

Отдельную группу среди СПП с придаточными меры и степени составляют такие, в которых придаточная часть присоединяется к словам столько, настолько с помощью союзных слов сколько, насколько. В этих предложениях выражается только значение меры и степени и отсутствует дополнительный оттенок следствия. Придаточные меры и степени могут иметь дополнительный оттенок сравнения; в этом случае они присоединяются сравнительными союзами.

Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными

В русском языке представлен еще один тип придаточных предложений. Это придаточные присоединительные. Их особенность заключается в том, что они не эквивалентны ни одному из членов предложения, к ним не может быть поставлен вопрос от главной части, что является причиной их выделения в отдельную группу. Средства связи придаточной части с главной в этом типе придаточного -- союзные слова что (в форме любого падежа с предлогом или без него), отчего, почему, зачем, вмещающие в себя содержание главной части.