А ужанков лекции студия убогая. Лекция Ужанкова Александра: Лермонтов – неузнанный пророк

Культура речи отдельно взятого человека отражает его общий культурный уровень – образованность, воспитанность, умение владеть собой, способность понимать людей иных культур, восприимчивость к произведениям искусства, скромность... По тому, как человек строит речь, подбирает слова, можно судить и о его нравственных качествах.

Образцом и самым ярким примером человека, владеющим высокой культурой речи, стал академик Д. С. Лихачев, с его скромностью, искренним уважением к людям, с его высочайшей общей культурой, с его пониманием и любовью к подлинным сокровищам искусства. Диктор Центрального телевидения И. Л. Кириллов так говорит о речи Д. С. Лихачева: «Если бы меня попросили привести пример образца русской речи, я бы, не задумываясь, назвал речь Дмитрия Сергеевича Лихачева. Она, как я часто говорю, льющаяся, свободная, рождающаяся тут же у тебя на глазах». Эталоном для Дмитрия Сергеевича был язык актеров Малого театра, которые берегли традицию с щепкинских времен.

С обретением свободы выражения своих мыслей и взглядов обнаружилась низкая культура речи: люди оказались неспособны ясно и вразумительно излагать свои мысли. Как сказал в одном из своих последних интервью Д. С. Лихачев, «общая деградация нас как нации сказалась на языке прежде всего». Волна заимствований, возрастающее количество слов-архаизмов, устаревание подлинно русских слов, язык улицы – брань, матерные слова – теперь не редкость и в литературных произведениях, и в публичных выступлениях. Об этом с болью говорил Дмитрий Сергеевич: «Если бесстыдство быта (брань) переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело».

Что же делать? Как можно противостоять этому процессу? Чтобы привить вкус к красивой речи, Лихачев советовал читать детям вслух и вообще учить их медленному чтению.

А ведь немногие знают, что поступив в университет, Дмитрий Сергеевич, по его собственному признанию, «с трудом мог в письменной форме изложить свои мысли». Дело в том, что в школе будущий академик и его одноклассники не писали классных работ и домашних сочинений. Классы не отапливались, ученики сидели в варежках, да и домашние задания учителям проверять было некогда, все подрабатывали. И вот после окончания университета Дмитрий Сергеевич придумал такую систему: во-первых, много читать хорошо написанные книги, делать из них выписки, фразеологические обороты, отдельные слова, выражения. И во-вторых, писать каждый день, писать, не останавливаясь, «без отрыва от бумаги», записывать свою собственную, внутреннюю устную речь.

Восприятие литературы во многом зависит именно от качества чтения. Если художественное произведение оказало на читателя сильное положительное или, наоборот, отрицательное воздействие, а то и вовсе оставило его равнодушным, а такое случается все чаще, то он склонен объяснять это скорее качеством самого произведения, нежели качеством своего чтения. А качество прочтения любого художественного текста зависит от многих факторов: уровня культуры, объема знаний и жизненного опыта, уровня работоспособности в момент восприятия текста и даже от настроения.

Для повышения качества чтения советский писатель, литературовед Н.Я.Эйдельман предложил особую технику чтения, обозначенную им термином, широко применявшимся в XIX и в начале XX века, – МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ.

Термин «медленное чтение» удобен тем, что сразу понятен. Медленно – значит «не быстро». «Медленное чтение, - писал Эйдельман, - это старинный термин: это такая ситуация, когда читатель не только скользит по поверхности стиха, повести, романа (впрочем, по поверхности прекрасной!), но и погружается в изумительные глубины.

Медленное чтение - это путешествие по литературе с частыми, постоянными остановками у слова или стиха. Медленное чтение классиков, скажем по секрету,- и есть самое быстрое, то есть эффективное: а быстрое - самое медленное, нерентабельное»

В семидесятые годы XX века все большее признание и распространение стала получать техника быстрого чтения, последователи которой утверждали, что она приёмлема и для художественной литературы.

Н.Я Эйдельман, о котором мы уже упоминали, в своей статье «Учитесь читать!» писал: «Курсы быстрого чтения, как известно. распространяются: прекрасно, прогрессивно, не смеем спорить... При одном условии. Если также будут признаны курсы медленного чтения!

Позволим себе высказать крамольное суждение: научить побольше людей по-настоящему читать важнее, чем выпустить лишний миллион-другой книжных экземпляров: что толку, если не сумеем тем богатством воспользоваться!..»

С середины ХХ века о медленном чтении писали М.О.Гершензон, Д.С.Лихачев, А.В.Западов, которые, в отличие от Н.Я.Эйдельмана, рассматривали медленное чтение скорее как виртуозное искусство, а не как конкретную технику повышения качества понимания читаемого текста. Таким образом, получается, что само прочтение художественного произведения – это тоже своего рода искусство, творчество.

Д.С. Лихачев неоднократно говорил о необходимости учиться читать медленно, глубоко и вдумчиво. «Очень важно читать детям вслух. Чтобы учитель пришел на урок и сказал: «Сегодня мы будем читать «Войну и мир». Не разбирать, а читать с комментариями. Так читал нам в школе Лентовской наш учитель словесности Леонид Владимирович Георг. Чаще всего это происходило на тех уроках, которые он давал вместо своих заболевших коллег-педагогов. Он читал нам не только «Войну и мир», но и пьесы Чехова, рассказы Мопассана. Показывал нам, как интересно учить французский язык, рылся при нас в словарях, подыскивая наиболее выразительный перевод. После таких уроков я одно лето занимался только французским.

Самое печальное, когда люди читают и незнакомые слова их не заинтересовывают, они пропускают их, следят только за движением интриги, за сюжетом, но не читают вглубь. Надо учиться не скоростному, а медленному чтению. Пропагандистом медленного чтения был академик Щерба. Мы с ним за год успевали прочесть только несколько строк из «Медного всадника». Каждое слово представлялось нам, как остров, который нам надо было открыть и описать со всех сторон. У Щербы я научился ценить наслаждение от медленного чтения.

Обратимся к поэзии и мы. В стихотворениях 19 века часто встречаются слова, детали, на первый взгляд непонятные современному читателю и вызывающие затруднения. А все-то дело в том, что нам мало известно о тех особенностях жизни, которые были близки поэтам. «Евгения Онегина» ведь не зря называют «энциклопедией русской жизни», и пусть это выражение стало штампом, но лучше не скажешь. Если прочитать поэму творчески, т.е. медленно, вдумчиво, не пропуская незнакомые слова, обращаясь к словарям, историческим источникам, комментариям, насколько глубже станет наше понимание самого русского быта. Какой хороший и квалифицированный урок истории мы извлечем для себя.

Лихачев тоже приводит отрывки из «Евгения Онегина»: строфа II пятой главы начинается всем знакомыми с детства строками:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь...

Почему крестьянин торжествует? Стало ли ему легче ездить? Почему «обновление пути» по свежевыпавшему снегу связано у крестьянина с каким-то особым торжеством? Пушкин знал крестьянскую жизнь, и все, что связано в его поэзии с деревней, очень точно и совсем не случайно. «Торжество» крестьянина относится не к «обновлению пути» по чистому белому снегу, а к выпавшему снегу вообще. В предшествующей первой строфе той же главы говорится:

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь...

Если бы осенняя погода простояла дольше, озимые погибли бы. Крестьянин торжествует и радуется снегу, т.к. выпавшим снегом на третье в ночь спасен урожай».

В наш быстротекущий ХХI век мы постоянно суетимся, торопимся куда-то, и у нас почти не остается времени, чтобы внимательно и не спеша прочесть классические произведения. А читать шедевры мировой литературы надо медленно, не пропуская ничего: ни одной детали, ни одного слова, ни одной запятой.

Умение в каждом слове, в каждом выражении, предложении и даже в знаках препинания видеть не находящийся на поверхности, скрытый поэтический смысл – это тонкое искусство, это сотворчество с писателем.

«Классика не агрессивна, она учит добру...», - считал Д.С.Лихачев. У читателей прошлых лет предполагалась высокая степень образованности, нам же теперь, следуя совету великого русского ученого, академика и просто интеллигентного человека, с которого нам следует брать пример, необходимо учиться читать вдумчиво, не пропуская незнакомых, непонятных слов. Насколько обогатится наш лексический запас, если мы будем говорить с писателем 19 века на одном языке. И прибавьте к этому современный прогресс, новые явления и слова, их называющие, заимствования, расширение лексического пласта. Но только в совокупности, только накладывая новое на основу уже имеющегося богатства русского языка, не замещая его заимствованиями, вытесняя тем самым из употребления, мы достигнем высочайшего уровня образованности. Ни в коем случае нельзя проходить мимо исчезновения, забвения хороших, добрых слов, нельзя подстраиваться целиком под современные тенденции в русском языке. «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

Оксана Клибанова, учитель русского языка и литературы ГОУ Пушкинский лицей №1500

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ.

По данным исследования почти 30% младших школьников характеризуется медленным темпом чтения. Этот недостаток снижает эффективность учебной деятельности в целом. Для эффективного преодоления этого недостатка учителю прежде всего необходимо хорошо понимать, что медленный темп чтения может быть обусловлен разного рода психологическими причинами. Оказать ученику действенную помощь учитель сможет только тогда, когда в каждом конкретном случае сумеет найти и устранить причину, затрудняющую процесс чтения. Эта задача психодиагностического характера, стоящая перед учителем, непростая, так как психологических причин медленного темпа чтения у школьников достаточно много.

Медленное чтение проявляется в низкой скорости произнесения слов и сопровождается частыми более или менее длительными паузами, побуквенным или слоговым чтением, неправильным называнием букв и прочитыванием слов и др.

Укажем на 3 группы таких причин. Первая – связана с недостатками в развитии познавательных процессов учащихся. Так, медленный темп при чтении может быть обусловлен затруднениями в осуществлении мыслительной операции синтеза звуко - буквенных элементов (отдельных звуков в слоги, слогов в слова, слов в предложение); несформированностью прочных ассоциативных связей между буквами (одной или несколькими) и соответствующими им звуками; недостаточностью зрительного анализа, приводящего к неразличению букв, сходных по начертанию, или слов, отличающихся одной или несколькими буквами, что обусловливает трудности при их дифференцировании; малым объёмом восприятия у ученика: он не может «схватить» целиком читаемое слово, особенно длинное, а также мысленным взором «забежать» вперёд прочитываемого в данный момент слова, подготавливаясь таким образом к последующей артикуляции. Вторая группа причин связана с недостатками в развитии психомоторной сферы учащихся, в частности проявляющихся в затруднениях в артикуляции, влияющих на темпоритмические характеристики громкого чтения. По этой причине при чтении буквы, близкие по артикуляционным признакам, « смешиваются» , что приводит к непониманию. Затруднённая артикуляция, препятствующая формированию слухоречедвигательного взаимодействия, отрицательно сказывается на скоростных характеристиках навыка чтения.

Третья группа связана с природной медлительностью ученика, отражающей инертность (малоподвижность) его нервных процессов. Помимо указанных причин затруднения при чтении могут быть вызваны и другими, порой весьма неожиданными обстоятельствами.Нам встретились 2 ученика начальных классов, низкая скорость чтения у одного из которых была связана с трудностями в прочитывании печатного текста, в то время как текст, написанный письменными буквами, прочитывался им достаточно быстро и легко. У другого ученика это было связано, с наследственными особенностями функциональной организации мозга, а именно с высоким уровнем развития правого полушария, в результате чего в процессе чтения ученик ярко представлял себе читаемое в зрительных образах, мысленно «рисовал» его содержание. И хотя сам по себе двигательный навык чтения у него был достаточно хорошо сформирован, попытка немного увеличить скорость чтения приводила к затруднениям процесса «рисования» и, следовательно, к ухудшению понимания прочитанного.

Как видим, существует целый ряд психологических причин, отрицательно влияющих на скоростные характеристики двигательного навыка чтения. Приведу некоторые коррекционно-развивающие задания, направленные на преодоление психологических причин, обусловливающих медленный темп чтения.

Задания на синтез звуко – буквенных элементов.

« СЛОЖИ СЛОВА». Слова пишутся на двух небольших карточках так, чтобы первая половина была написана на одной карточке, а вторая- на другой (например: пе-тух, сапо-ги, тет-радь). Слева кладут карточки с началом слов, а справа – с их вторыми половинками. Нужно сложить карточки так, чтобы получилось осмысленное слово. В более сложных вариантах половинки слов перемешиваются, и ученик сам находит их начало и конец, иногда просят подобрать похожие по написанию слова (например, моло-ко, моло-ток, моло-дец, по-года, по-беда, по-суда).

«СИНТЕЗ звуковых элементов». Ученику произносят отдельные звуки (с), (а) и предлагают сказать, какой слог получился. Материалом ля заданий являются прямые слоги (СА, ну), обратные слоги (ап, ом), закрытые слоги (сас, лам), слоги с стечением согласных (ста, сто). В более сложном варианте произносятся отдельные звуки, например (с), (у), (м), (к), (а), и нужно сказать, какое слово получилось.

«Упреждающий синтез». Прогнозирование слова на основе восприятия его отдельных элементов: ученик должен определить недостающий слог в слове.

«Словесные горки». Ученику предлагается последовательно прочитать 15 слов, записанных одно под другим в виде горки, то есть каждое нижнее слово длиннее верхнего на одну букву. Самое верхнее слово состоит из двух букв, а самое последнее – из 15-16. Чем ниже ученик будет спускаться, тем труднее ему будет читать. Сумеет ли он добраться до самого последнего слова?

«Чтение пунктирно начитанных слов». Детям выдаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а с отсутствием некоторых из частей, однако так, чтобы сохранялась однозначность прочтения. Задание ученику: «Слова разрушились, но их надо прочитать». Степень разрушения букв с каждым разом постепенно увеличивается.

Задания на упрочение ассоциативных связей между буквой и звуком.

« Поиск заданной буквы». Ученик должен в течение 30 с. найти в тексте заданную букву. Отыскав, он её подчёркивает или обводит кружком. Ошибки ученика (пропуск буквы, подчёркивание другой буквы) анализируется. Затем даётся аналогичное задание на отыскание другой буквы.

«Мягкие буквы». Ученику даётся шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква (строчная).

Задания на развитие зрительного анализа.

«Найди слова». Ученику дают 18-20 карточек, на каждой из которых написано одно слово. Нужно найти слова, которые при написании отличаются одной или несколькими буквами. Например, машина – малина, Маша – Миша, Тоня – Толя, стойка - стайка и др.

«Прочитай быстро» (для развития целостности и дифференцированности восприятия). Для быстрого восприятия даются пары слов, различающиеся одной или несколькими буквами: близкий – ближний, дедушка – девушка, редкий –резкий, пуховой – пушной, соседний – соседский.

Задания на увеличение объёма восприятия.

«Чтение строчек с прикрытой верхней половиной». Чистый лист накладывается на текст так. Чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать приходится только по нижним частям букв. Желая облегчить себе задачу, ученик, вслух читая верхнюю строчку, будет стремиться одновременно быстро про себя прочитать нижнюю, следующую строчку, пока она открыта. Переход на такой способ чтения весьма желателен, так как формирует способность быстрого схватывания целиком нескольких слов.

«Словесные столбики». Учитель быстро открывает и закрывает слова, состоящие из 4 букв, а ученик читает до тех пор, пока не будет схватывать слово за мгновение. Затем ученику даются карточки со словами из большего количества букв. Упражнения продолжаются до тех пор, пока ученик не научится читать слова, состоящие из 10 букв. Примеры слов: отец, поле (4); город, адрес (5); ворона, сирень (6), ботинки, корзина (7), карандаш, волейбол (8); смородина, крохотный (9); скворечник, количество (10).

«Мгновенное восприятие слов и словосочетаний». Для расширения «поля чтения» ученик должен мгновенно охватить глазами столько слов. Сколько сможет за одно восприятие, и произнести их, не глядя в текст.

Задания для улучшения артикуляции.

«Произнеси быстро». Даётся предложение или строфа стихотворения и просят 10 раз подряд произнести её вслух – без пауз и как можно быстрее. Все слова должны произноситься при этом очень чётко. Выполнять задание ежедневно. Можно засекать время. Сокращение времени произнесения фразы из одного и того же количества букв свидетельствует об улучшении процесса артикулирования. «Произнеси гласные звуки». Ученикам нужно произнести гласные звуки, например (и – э), (и – о), (Э –о), (э –у), (э –и), в различных темпах, повышая и понижая голос.

«Отчётливо произнесём». Дети должны отчётливо произнести согласные, которые часто слабо дифференцируются (ш – с), (ж – с), (р – л), (с – З), и пары слов, различающиеся одним звуком (мыс – мышь, нож - - нос, жарко – жалко).

Эти коррекционно-развивающие упражнения рекомендуется проводить со всеми медленно читающими учениками. Однако особого внимания и тщательной отработки требуют те задания, которые учениками выполняются с затруднениями.


Класс:

#}

"Люди перестают мыслить, когда перестают читать". Д. Дидро

Вряд ли кто-то будет спорить с этим утверждением. Навыки чтения- это основа учения. Без них нельзя усвоить ни "физики ни лирики". Ученик, плохо читающий, будет всегда отставать от класса в освоении учебных предметов - это кандидат в неуспевающие. А отсюда и психологические проблемы, потому что чтение не только учит, но и воспитывает.

Чтение- это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. Чтение активизирует работу мозга, является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения (от начальной школы до высшей).

Основными причинами медленного чтения являются:

Неправильное обучение чтению, когда родители или бабушки учат ребёнка побуквенному чтению, а не слоговому;

Плохое развитие артикуляционного аппарата;

Регрессии при чтении (возврат к уже прочитанному слову) - результат неправильного начального обучению чтению или же торопливость, когда ребёнок спешит скорее прочитать и понять прочитанное. Торопливость делает возвраты более частыми, а это снижает не только скорость чтения, но и внимание. Это встречается очень часто у неуверенных в себе детей, читают слово дважды, как бы проверяя себя: "Понял или нет";

Низкий уровень концентрации внимания и памяти (пока дочитает до конца предложения - не помнит начало);

Малый объём оперативного зрения (периферийное зрение, угол зрения -не видит всё слово, а только слоги или буквы);

Отсутствие навыка антиципации, т.е. умение видеть одновременно с чтением одного слова другое слово или по контурам догадываться какое оно;

Привычка узнавать слова только после прочтения вслух;

Плохая наследственность (если во время беременности мать курит и т.д.);

Темперамент ребёнка (холерики и сангвиники читают быстрее меланхоликов);

Скудный словарный запас;

Плохо организованное домашнее чтение (пока сядет за чтение, переделает кучу ненужных действий, постоянно отвлекается, прерывая чтение);

Отсутствие интереса, мотивации, трудолюбия, практики чтения, цели;

Уменьшение объёма письменных работ, особенно списывание текстов, печатание в первом классе, письмо по памяти т.д.;

Синдром дефицита концентрации внимания при гиперактивности (ребёнок неусидчив, легко отвлекается, ему трудно сосредоточиться на чём-то, начинает новое дело, не закончив старое, постоянно совершает какие-то действия, поёживается, не может ждать своей очереди.

Если работает в группе, часто перебивает, не дослушивает до конца. Во время игр всегда шумит, много говорит, речь его импульсивна. Легко втягивается в физически опасные действия, склонен к бездумному риску, регулярно теряет вещи, которые нужны для учёбы.

Чем медленнее ребёнок читает, тем медленнее работает головной мозг. Учёный - педагог Н.А. Зайцев считает, что чтение в темпе 120-150 слов в минуту помогает лучше понять и запомнить прочитанное. Ученики, которые читают со скоростью 150 слов в минуту учатся на "5" , 120 слов - на "4", а те, кто читает медленнее будут учиться посредственно, т.к. с каждым классом увеличивается объём литературы, который надо прочитать. При работе с плохо читающими учениками нужно обратить внимание на решение промежуточных задач: увеличения объёма слуховых и зрительных восприятий, угла зрения, выработки навыка антиципации, формирования устойчивости внимания предупреждения регрессий при чтении, пополнение словарного запаса.

Способы и приёмы обучения быстрому чтению.

1. Правильное начальное обучение чтению, не по буквам, а слогами и словами (можно использовать кубики Н.А. Зайцева, делая правильный звуко-буквенный анализ читаемых слов).

2. Чтение слоговых блоков с постепенным наращиванием количества букв, чтение "абракадабры", игра в "чепуху", когда из карточек - слогов составляются смешные слова.

3. Развитие артикуляционного аппарата.

Работа со скороговорками и чистоговорками. Скороговорки помогают исправить многие дефекты речи, если эта работа проводится в системе. Ученые доказали, что у детей речевые области мозга частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. (Вспомним, как бабушки учили маленьких внуков, водя по ладошечке "Сорока - ворона кашу варила:", не подозревая, что таким образом происходит взаимодействие первой и второй сигнальных систем, развиваюсят речевые центры мозга малыша).

Скороговорки можно проговаривать под отстукивание ритма ладошами, сжиманием и разжиманием пальцев в кулак, играя в "ладушки" , в паре, перебирая пальчики под убыстряющееся проговаривание скороговорки, бросая мячи, постукивая карандашом, в темпе " японской машинки": хлопок в ладоши, затем хлопок по коленям, щелчок пальцами правой руки, а затем левой руки.

4. Развитие дыхания. Дыхательные упражнения, развивающие умение говорить на выдохе набранного воздуха. (сдуй пылинку, одуванчик, пламя свечи на торте, глубокий вдох и короткие выдохи, фырканье, проговаривание детских песенок и потешек и т. д.)

5. Для развития периферического зрения можно использовать таблицы Шульте, а для развития угла зрения - слоговые пирамидки, поисковые таблицы. Всё это улучшает функции памяти и внимания.

6. Развитию навыков чтения способствуют прежде всего письменные упражнения: слуховые и зрительные диктанты, списывание текстов и конспектирование учебников.

Тексты Федоренко И. Т. позволяют увеличить за два месяца систематической работы технику чтения до 200 слов. Он пришёл к выводу, что скорость чтения существенно влияет на качество запоминания материала: чем она выше, тем легче восприятие прочитанного. При медленном чтении дети теряют начало фразы, не дочитав её до конца.

7. На уроках чтения используется множество приёмов и способов чтения:

Многократное чтение парами в темпе скороговорки с постукиванием карандашом трёх строк из учебника с переходом в дальнейшем к чтению пяти-десяти строк незнакомого текста;

Способ "начало-конец", когда ученик перебрасывает карандаш с первого слова на последнее в строке, стараясь прочитать всё.

Чтение по-разному (строго, радостно, с досадой и т. д.) " Карлики - великаны"

Чтение под стук карандашом;

Чтение "буксиром" - сильный читает, слабый за ним, отставая на несколько слов

Чтение на одном дыхании;

Чтение с убыстрением;

- " Догони меня" - читает учитель или быстро читающий ученик, начиная с любого места в тексте, ученики хором догоняют его;

Чтение с вызовом - ученик читает, а потом вызывает следующего ученика;

Чтение с линейкой - линейка кладётся вертикально (т.е. часть слова закрыта) надо прочитать, догадываясь какое окончание у следующего слова;

Чтение скачком - карандаш поставить на первое слово в предложении и быстро перевести на последнее, стараясь успеть пробежать по тексту глазами;

Чтение с отрывом взгляда от текста;

Чтение - скольжение по тексту - за 10 секунд пробежать глазами по тексту и сказать о чём текст или какие слова запомнились;

Работа в парах: один ученик водит плавно карандашом по строчкам, а другой читает, стараясь не отстать от карандаша; - один читает, а другой отмечает (ловит) ошибки;

чтение за "диктором" - отстаёт только на 1 или 2 слов (как договорились);

Многократное чтение с убыстрением;

- "финиш"- учитель называет слово, до которого надо дочитать - кто быстрее финиширует;

Вставь пропущенные окончания или целые слова;

- " жужжащее " чтение;

Троекратное чтение: чтение только глазами, плотно сжав губы и зубы, чтение вполголоса, чтение хором;

Стимулирующие замеры чтения: один и тот же текст читается 15 секунд, считается количество прочитанных слов, записывается в тетрадь или специальный лист чтения, затем читается второй раз и третий, ученик видит, как увеличивается количество слов после каждого прочтения;

Чтение в течение двух минут (у учителя текст с посчитанными словами), ученик говорит на каком слове он остановился, а учитель делит количество слов на два и называет результат

Чтение про себя. И.Т. Федоренко обращает внимание на необходимость приучать детей к чтению про себя как наиболее экономному и быстрому уже с первого года обучения.

Проводятся так же пятнадцатиминутные замеры чтения вслух и про себя, а затем результаты сравниваются.Сопоставление новых и старых результатов имеет очень важное стимулирующее значение для пробуждения интереса к обучению.

8. Выборочное чтение - это и приём обучения чтению и средство обучения пониманию текста. Текст перечитывается неоднократно и каждый раз с новым заданием: -

Чтение по цепочке, по одному предложению, абзацу и т. д.;

Нахождение главной мысли;

Подписи к иллюстрации;

Найти что правда, а что вымысел;

Нахождение крылатых слов и выражений, фразеологизмов, пословиц, поговорок;

Слов, словосочетаний и предложений, нужных для написания сочинения;

Словарная работа со словарем (скольжение и сканирование);

Нахождение ключевых и опорных слов;

Работа с синонимами и антонимами;

Деление текста на части, составление плана, подготовка к сжатому пересказу;

Чтение - ответы на вопросы;

Составление цитатного плана;

Составление сценария или подписей к комиксам;

Чтение по ролям; и т.д.

9. Создание ситуации успеха в чтении всем обучающимся.

В.А. Сухомлинский писал, что курс чтения в начальной школе должен играть исключительную роль в становлении личности младшего школьника, его образовании, развитии. Сегодня же львиную долю информации дети получают в готовом виде с экранов телевизора, а компьютерные игры заменяют литературных героев. Когда чтение становится быстрым и не вызывает трудности в прочитывании даже очень сложных и длинных слов, появляется и интерес к новым книгам, повышается успеваемость по русскому языку и математике.

Очень важна помощь родителей при обучении детей чтению, особенно в первом классе. Надо убедить каждого родителя в том, что чтение должно войти в ежедневную привычку. А для этого надо стараться дома создать ситуацию интереса к чтению ребёнка, считать это очень важным в жизни семьи, внимательно и терпеливо слушать его чтение и пересказ, быть очень сдержанными, снисходительными, доброжелательными, самим показывать пример чтения, интереса к книге.

С этой целью можно провести родительское собрание о привитии интереса к чтению. (Приложение)

Литература.

1. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. - М., Просвещение, 1991 г.

2. Андреев О. А., Хромов Л. Н. "Учитесь быстро читать". М., Просвещение 1991.

4. Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. "Как преодолеть трудности в обучении чтению". М., Ось - 89, 2001.

5. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. - М., Педагогика, 1997, Гл.5 " Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения"

6. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная школа. - 1989 г. - №1. - с. 33 -38.

7. Опыт работы творческой группы учителей МОУ СШО № 134 г. Омска под редакцией Л. А. Кучегуры " Современные технологии совершенствования навыка чтения учащихся на начальной и основной ступенях общего образования". ООИПКРО, г. Омск - 2003 г.,

8. Зайдман И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников.// Начальная школа. - 2003. - №6 - с. 5-14.

9. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. - 1990. - №3. - с. 67-69.

10. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. Пособие для учителя. - М., "Просвещение", 1977.

11. Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоретико-экспериментальное исследование. - М., Педагогика, 1980 г.

12.. Соловейчик М. С. К Тайнам языка. Работа над словом как лексической единицей. // Начальная школа. 1994. - №8 - с.22-26.

13.. Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. - Киев, 1980.

14. Фролова В. Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. -1989 - №7 - С. 24-27.

15. Юшкова Л. М. Совершенствование техники чтения. // Начальная школа. - 1989 - №5 - с. 15-17

16. Яшина Н. П. Учить детей трудно, но интересно. // Начальная школа. -2001 - №6 - с. 24-46.

17. Яковлева В. И. Пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. - 1996 г. - № 6 - с. 12- 16.

18.Снитко Т.В. Школа быстрого чтения./Минск-Харвест,2007.