Презентация по произведению гоголя шинель. Презентация на тему "«Шинель» Н.В

Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Шинель».


Цели урока:

  • познакомить с повестью Н. В. Гоголя “Шинель”;
  • проследить раскрытие темы “маленького человека” в русской литературе;
  • учить анализу текста;
  • работа с литературоведческими понятиями “портрет”, “деталь” и др.
  • развитие навыков монологической речи;
  • воспитание любви и уважения к личности человека.

надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно

напоминал бы стуком, что есть несчастные…

А. П. Чехов


История создания повести «ШИНЕЛЬ»

  • В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Первый набросок повести имел название “Повесть о чиновнике, крадущем шинели”. В этом наброске просматривались анекдотические мотивы, комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя, и повесть печатается, завершая цикл “Петербургских повестей. ” Место действия – Петербург - выбран не случайно.

  • Почему местом действия выбран Петербург?

Главный герой – чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин. Можно ли его назвать «маленьким человеком»?

В каком произведении главный герой – «маленький человек»?

  • «Маленький человек» в литературе - это обозначение довольно разнородных героев, объединных тем, что они занимают одно из низших мест социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединенная с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью). Поэтому «Маленький человек» часто выступает в оппозиции к другому персонажу, человеку высокопоставленному, «значительному лицу» (по словоупотреблению, принятому в русской литературе под влиянием «Шинели», 1842, Н.В.Гоголя), а развитие сюжета строится главным образом как история обиды, оскорбления, несчастья.

Словарная работа

  • Ревностно - старательно
  • Фавориты - любимцы
  • Департамент - часть или отдел государственного учреждения
  • Швейцарская - комната служителей у дверей
  • Посибаритствовал на постели - понежился
  • Ваньки - легковой извозчик; обычно крестьянин, приехавший на заработки в город
  • Будочник - низший полицейский чин
  • Алебарда - пешее оружие на длинном древке
  • Частный - пристав, чин полиции, которому доверена часть города
  • Чухонка - петербургское прозвище пригородных финнов

В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»


  • Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы?
  • - Каков быт Акакия Акакиевича? Как живет этот человек?
  • - Каково отношение к нему сослуживцев?
  • - Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека?
  • - Посмотрите, что попытались показать иллюстраторы? Подберите строчки из текста.

  • Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение:

АКАКИЙ - смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный

  • - Как вы думаете, почему именно такое имя дал своему герою писатель?
  • - Какие чувства вызывает у вас герой? Когда вы смеялись, а когда сочувствовали ему?
  • Прочитайте сцену разговора с Петровичем. А каково авторское отношение к герою?
  • Башмачкин - несчастный или посмешище?

  • Появление шинели приоткрывает душевный мир героя.
  • -Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?
  • - Прочтите эпизод, изображенный иллюстраторами.
  • - Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.
  • - Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи героя в то время, когда он впервые надел шинель.

  • - Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?
  • -Являются ли эти перемены коренными, постоянными или только внешними, временными? Почему?

  • - Достоин ли Башмачкин человеческого звания или он полное ничтожество?
  • - Где кульминация повести?
  • - Что происходит с Акакием Акакиевичем?
  • Потрясение, буря эмоций, чувств, но Гоголь не дает прямой речи персонажа – только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни.

  • - Как отнесся будочник к словам Башмачкина?
  • - В чем заключается особый драматизм этой ситуации?
  • -Какие чувства вызывает в данный момент Акакий Акакиевич?

  • - К кому обращается Акакий Акакиевич?
  • -Посмотрите на иллюстрацию. Что удалось изобразить иллюстраторам?
  • - Давайте прочитаем сцену встречи со значительным лицом, стараясь верно передать интонацию.
  • - Каким же вы увидели чиновника?
  • - Почему у него даже нет имени, только средний род-лицо?

  • - Давайте вспомним финал повести и подумаем, почему именно так заканчивается повесть? Зачем Гоголю нужна смерть героя и его «фантастическая жизнь после смерти»?
  • - За что наказывается значительное лицо?
  • - Как вы понимаете авторскую позицию?
  • - О чем же это произведение?
  • Несмотря на отсутствие любовной линии, это произведение о любви к человеку , о необходимости видеть в каждом Божье творение.
  • -Башмачкин – несчастный или посмешище?
  • - Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока (слова Чехова). Зачем же нужно это напоминание?

Домашнее задание

  • Башмачкин – несчастный или посмешище? Поразмышляйте над этим вопросом (письменно).
  • «История одного города», страницы 3 – 14 учебника читать, пересказывать.

Загадка имени главного героя повести Н. В. Гоголя «Шинель» Автор Парфенюк Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы бюджетного общеобразовательного учреждения г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов»

«Педагогический мир»

Загадка имени главного героя повести Н. В. Гоголя «Шинель» Многие писатели XVIII – XIX веков в своих произведениях давали героям «говорящие» имена и фамилии. Этот сатирический прием они использовали как средство характеристики героя. Н. В. Гоголь также часто называл свои персонажи так, чтобы читатель мог лучше понять действующее лицо. Можно предположить, что необычное имя героя повести «Шинель» Акакия Акакиевича Башмачкина было дано ему неспроста. «Маленький человек» на страницах повести Гоголя Акакий Акакиевич – жалкий маленький человек, который мог бы спокойно и счастливо (!) прожить свою убогую жизнь. Он счастлив в начале повествования: бессмысленно переписывает, но наполнен любовью к буквам. Акакий Акакиевич поглощён своими буквами, как ребёнок. Он даже спать ложится, «заранее улыбаясь при мысли о завтрашнем дне» – так засыпают только дети. И в этом смысле он личность абсолютно гармоничная. «Маленький человек» на страницах повести Гоголя Сразу после «Шинели» появилось большое количество литературных произведений, в которых писатели тоже стали говорить о задавленном «маленьком человеке»; им казалось, что, если создать другие условия, маленький человек раскроется во всей человеческой красоте. Но с Акакием Акакиевичем этого не случилось. Он счастлив и гармоничен только в своём мирке, в своём кругу. Как только Гоголь выводит его из этого состояния в другой круг, он погибает, так как не способен там жить. Мечта о новой шинели – смысл жизни героя Привычную размеренность жизни нарушает непредвиденное происшествие – необходимость купить новую шинель. Жизнь бедного чиновника теперь совершенно меняется: у него появляется мечта, наполняющая существование смыслом, – мечта о новой шинели. Когда мечта исполнилась, Акакий Акакиевич был ограблен в тот же вечер на улице, а после посещения «значительного лица» и его «надлежащего распеканья» умер от страха и горя. В чём причина трагедии? В Евангелии есть очень важные слова, которыми мы можем объяснить причину трагедии, произошедшей с Акакием Акакиевичем: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Акакий Акакиевич не выдержал потрясения, когда у него украли шинель, потому что это было единственное его сокровище. Другое сокровище были буквы. Но буквы он променял на шинель. Вот почему с потерей шинели для него теряется смысл жизни – и он умирает. Фамилия – Башмачкин Все мужчины в роду носили сапоги: «и отец, и дед, и даже шурин». Они жили вопреки фамилии, а Акакий Акакиевич – под стать. Башмак – низкая, закрытая обувь для улицы, часто грубая, тяжёлая и неудобная. Неприличнее башмаков обуви было не найти. Так что фамилией Гоголь определил статус главного героя. Более того, она образовалась даже не от слова «башмак», а от слова «башмачок» – «маленькому человеку» и фамилия с уменьшительным суффиксом. Имя – Акакий Акакиевич Когда он родился, матери предлагали на выбор много имён: Моккий, Соссий, Хоздазат, Трифилий, Дула, Варахасий, Павсикахий и Вахтисий. Но имена эти были такими странными, что она решила: «…пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий». Бедному Акакию Акакиевичу даже имени собственного не досталось. Сердцевина существования Акакия Акакиевича – переписывание. Поэтому имя может быть воспринято как результат переписывания – его любимого занятия. Взяли имя отца: Акакий – переписали, и получилось: Акакий Акакиевич. Будто сама судьба обрекла его на жалкое и безликое существование. Особенности речи и имя Речь Акакия Акакиевича была сбивчивой, бестолковой. Это речь, лишённая значения настолько, насколько незначителен был и сам её обладатель. Одним из бросающихся в глаза признаков речи героя и повествования в целом является очень частое повторение корня «как». Изобилие частиц «как» превращается в один сплошной вопрос-крик: «Как же так?! А как?!» Значение имени Акакий и характер Башмачкина Имя «Акакий» обозначает «невинность, невинный, незлобивый, беззлобный, не делающий зла». А у героя Гоголя это качество ещё удвоено отчеством. Поэтому можно сказать, что он невиннейший, самый беззлобный. Уже во времена Гоголя имя Акакий было редко употребляемым, этим именем назывались святомученики и наиболее набожные священники. Святомученики получали имя Акакий посмертно, что указывало прямо на их страдания без вины. Сказание о Преподобном Акакии Синайском и персонажи повести «Шинель» Известно сказание о Преподобном Акакии Синайском, который жил в VI веке и был послушником в одном монастыре. Смиренный инок отличался терпением и беспрекословным послушанием своему старцу, который заставлял преподобного непомерно работать, морил его голодом, нещадно бил. Преподобный Акакий кротко терпел невзгоды и благодарил Бога за все. Через некоторое время святой Акакий скончался. Старец рассказал о смерти своего ученика другому старцу, который не поверил, что молодой инок умер. Тогда учитель Акакия позвал этого старца к могиле и громко спросил: «Брат Акакий, умер ли ты?» Из могилы раздался голос: «Нет, отче, не умер, кто переносит послушание, не может умереть». Поражённый старец со слезами упал перед гробницей, прося прощения у своего ученика. После этого он изменился нравом, затворился в келье близ погребения святого Акакия, в молитве и кротости окончил свою жизнь. Сказание о Преподобном Акакии Синайском и персонажи повести «Шинель» Это сказание привёл в «Лествице» преподобный Иоанн Лествичник как пример терпения, послушания и награды за них. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица» тесно перекликаются с образами святого Акакия и «неправедного старца». Скорее всего, это сходство не случайно: давая имя своему герою, Н. В. Гоголь помнил о сказании Иоанна Лествичника. Сказание о Преподобном Акакии Синайском и персонажи повести «Шинель» Как неправедный старец является гонителем святого Акакия, находящегося у него в послушании, так и в подчинении у «значительного лица» находится Акакий Акакиевич, и «значительное лицо» выступает в финале его гонителем. Как в житии святого Акакия происходит пробуждение совести «неправедного старца» под влиянием разговора с умершим послушником Акакием, так и «значительное лицо» сильно изменяется в лучшую сторону после встречи с «живым мертвецом» Акакием Акакиевичем. Заключение В начале своего исследования мы предположили, что имя Акакия Акакиевича Башмачкина является средством характеристики его носителя, оно заключает в себе глубокое смысловое и эмоциональное содержание. Полагаем, что нам удалось разгадать тайну имени гоголевского героя. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Источники информации и иллюстраций 1. Гоголь Н. В. Шинель – М: Детская литература, 1995 2. Норштейн Ю. Б. Безумные стихи, или Шум сосны на сумиё – http://dlib.eastview.com/browse/doc/6408601 3. Куликова Л. М. Акакий Акакиевич. В защиту имени – http://zhurnal.lib.ru/k/kulikowa_l_m/cakakijdoc.shtml 4. Преподобный Акакий Синайский http://www.mospat.ru/calendar/svyat1/nov29-akaki.html 5. Полный православный именослов – http://supercook.ru/name-imenoslov.html?d49fa180 6. Порассуждаем о магии? – http://lib.rin.ru/doc/i/189115p27.html 7. http://www.liveinternet.ru/users/3830109/post203277143/ 8. http://www.clir.ru/blogs/latest-274.html

Савельева Любовь Изосимовна,

учитель русского языка и литературы

КОУ « Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1»

город Омск


Тема урока:

«Образ Петербурга в повести Н.В. Гоголя «Шинель»»


-Расширение сведений о жизни и творчестве

Н.В. Гоголя в Петербурге.

-Анализ повести «Шинель», рассмотрение вопроса о том, как представлен образ Петербурга в данной повести.

-Изображение социального портрета огромного города, в котором совершается гибель "маленького человека"

Цели урока:


1. Верно ли, что …

зимой 1828 года Н.В. Гоголь приезжает в Петербург ?


2.Правда ли, что…

Гоголь мечтал о хорошей комнате, а поместиться ему пришлось в комнате с низкими потолками ?


1828 г. Петербург

3.Правда ли, что…

Гоголь сдал в печать свою поэму «Ганс Кюхельгартен», которую привёз в Петербург, а утром проснулся известным писателем?


4. Правда ли, что…

в конце 1829 года начинает служить в департаменте Министерства внутренних дел и сразу становится помощником столоначальника?


5. Правда ли, что…

Гоголь в Петербурге в 1830 году печатает «Вечер накануне Ивана Купала», после чего он знакомится с Пушкиным?


6. Правда ли, что…

сюжет «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (1830- 1832) был подарен Гоголю Пушкиным?


7. Правда ли, что…

жанр

произведения Гоголя «Мёртвые души» - поэма


8. Правда ли, что…

в июне 1834 года Гоголь не стал адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт- Петербургском университете?


9. Правда ли, что…

Гоголь несколько раз

сжигал второй

том «Мертвых душ»?


10. Правда ли, что…


Ответы – «да»

  • 1, 2, 5, 7, 9

Ответы – «нет»

3,4,6,8,10


Тема Петербурга в литературе

Первым затрагивает эту тему Пушкин. Его герой Евгений («Медный всадник») - «маленький человек» - живёт в Петербурге и на себе испытывает сложности суровых будней. Подзаголовок поэмы («Петербургская повесть»)


Ф.М. Достоевский продолжил традиции Пушкина и Гоголя

“ Все мы вышли из “Шинели” Гоголя…” – слова Достоевского подтверждаются произведениями («Бедные люди»), «Неточка Незванова», «Преступление и наказание»…


Гоголь о Петербурге

«Боже мой! Стук, гром, блеск, по обеим сторонам громоздятся четырёхэтажные стены;…мосты дрожали; кареты летели; извозчики, форейторы кричали…» («Ночь перед Рождеством»)

«Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал. Я его воображал красивее и великолепнее» (из письма матери, 1829 год)


«Петербургские повести»

«Петербургские повести» Гоголь писал на протяжении 10 лет (1831-1842). В сборник вошли повести: «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Нос», «Гробовщик», «Шинель». Объединены общим местом действия - Санкт-Петербургом 1830-1840-х годов. Во всех повестях рассматривается проблема «маленького человека».


Какова тема повести Гоголя «Шинель»?

  • Что вы можете сказать

о главном герое повести –

Акакии Акакиевиче Башмачкине?

  • Какова роль шинели в повести?
  • Какова проблематика повести?
  • В чём заключается идея повести Гоголя?

Тест - ответы

  • Критерии оценки:
  • «5» -5 правильных ответов;
  • «4» - 4 правильных ответа;
  • «3» - 3 правильных ответа;
  • «2» - менее двух правильных ответов.

Ответы:1– в, 2– б, 3– в, 4 – а, 5- а


  • Самостоятельная работа№2 с последующей самопроверкой.
  • Я предлагаю вам самостоятельно поработать над составлением таблицы по теме «Петербург и его герои в повести Гоголя» и самостоятельно проверить работу (с обратной стороны таблицы).

Петербург – самостоятельный персонаж повести

  • Постепенно Петербург становится самостоятельным персонажем.
  • Петербург – город резких контрастов и противостояния.
  • Петербург влияет на жизнь людей, часто даже

управляет


Итог урока

Сегодня мы с вами говорили о произведении ___________________.

Мы достигли своей цели и можем сказать, что:

1)Главный герой повести – это _________.

2)Петербург - это город ______________________.


Слайд 2

Цель:

Показать трагизм судьбы «маленького человека» на примере образа Башмачкина; выявить авторскую позицию и свою собственную к данной проблеме.

Слайд 3

“самая загадочная фигура в русской литературе”

“Если вы хотите узнать что-нибудь о России, если вы жаждете понять, почему продрогшие немцы проиграли свой блиц (войну с СССР), если вас интересуют “идеи”, “факты”, “тенденции”, не трогайте Гоголя. Каторжная работа по изучению русского языка, необходимая для того, чтобы его прочесть, не оплатится привычной монетой. Не троньте его, не троньте. Ему нечего вам сказать. Не подходите к рельсам. Там высокое напряжение”. В. Набоков

Слайд 4

Эпиграф

Весь мир против меня: Как я велик!… М.Ю.Лермонтов «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» Ф.М. Достоевский

Слайд 5

Зачем же изображать бедность… и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей из жизни, из отдалённых закоулков государства? …нет, бывает время, когда иначе нельзя устремить общество и даже поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости Н.В. Гоголь

Слайд 6

“НА ПУТИ К ЖИВОЙ ДУШЕ”.

  • Слайд 7

    Притча о человеке

    В жаркий летний день древние афиняне увидели на площади Демосфена с горящим фонарем в руках. -Ты что ищешь?- спросили они. -Я ищу человека, - отвечал Демосфен и продолжил свой путь. Через время афиняне опять обратились к Демосфену: - Так что же ты ищешь, Демосфен? -Я ищу человека... -Кого: его, меня..? - Я ищу Че-ло-ве-ка!

    Слайд 8

    Так что же это значит – быть Человеком? Чем человек отличен от вещи? На эти и другие вопросы нам поможет ответить Николай Васильевич Гоголь и его повесть «Шинель».

    Слайд 9

    Как через повесть “Шинель” писатель искал путь к душе живой.

    Может ли быть душа мёртвой? - Нет, душа бессмертна. - Ну а если она “мёртвая”, значит, закрыта для света, любви, добра. Такие “мёртворождённые” персонажи населяют гоголевскую поэму. Противовеса им писатель не нашёл в жизни, поэтому и сжёг второй том “Мёртвых душ”. Сознание этого доводило Гоголя до безумия. Мысль о человеке, душу в которого вдохнул Бог, а судьбу нередко определяет чёрт, видимо, не оставляла Гоголя. Этой теме, собственно, посвящены “Петербургские повести”.

    Слайд 10

    “Петербургские повести”

    новый шаг в развитии русского реализма. В этот цикл входят повести: “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Коляска”, “Записки сумасшедшего” и “Шинель”. Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами. Объединены повести по общему месту событий – Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры знати, верхушки столичного общества. Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые (портной Петрович), нищие художники, “маленькие люди”, выбитые из колеи жизни. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота.

    Слайд 11

    «маленький человек»

    Это человек униженный, беззащитный, одинокий, бесправный, забытый (и, всеми, и если можно так сказать, судьбой), жалкий. - В литературном энциклопедическом словаре мы находим следующее определение: «маленький человек» в литературе – обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью».

    Слайд 12

    Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема “маленького человека”.

    Н. М. Карамзин “Бедная Лиза” - в центре повествования простая, необразованная крестьянская девушка; нам внушается мысль, что “и крестьянки любить умеют!”. А. С. Пушкин “Станционный смотритель” - бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимают сильные мира сего. А. С. Пушкин “Медный всадник” - главный герой - несчастный, обездоленный Евгений, у которого бедность уничтожила и характер, и ум, сделала ничтожными мысли и мечты. Все эти произведения полны любви и сочувствия авторов к своим героям. Гоголь развивает традиции великих русских писателей в изображении “маленького человека”).

    Слайд 13

    Сюжет повести Н.В. Гоголя «Шинель».

  • Слайд 14

    Какова главная тема повести “Шинель”?

    Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема “маленького человека”.

    Слайд 15

    А герой-то маленького чина, “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу”.

    Слайд 16

    Как подчеркивается типичность героя и ситуации?

    “…служил в одном департаменте”, “…когда и в какое время он поступил в департамент…этого никто не мог припомнить”, “один чиновник…” - все эти фразы показывают не исключительность, необычность ситуации и героя, а их типичность. Акакий Акакиевич – один из многих; таких, как он, были тысячи – никому не нужных чиновников.

    Слайд 17

    Какая личность перед нами? Охарактеризуйте образ главного героя.

    Имя “Акакий” в переводе с греческого – “незлобивый”, а у героя такое же отчество, то есть судьба этого человека была уже предопределена: таким был его отец, дед и т.д. Он живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни видит в переписывании бумаг…

    Слайд 18

    В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения, а молодые чиновники посмеивались и острили над ним, сыпали ему на голову мелкие клочки разорванных бумаг… А однажды уж слишком была невыносима шутка, он произнес: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И что-то странное заключалось в словах и в голосе, каким они были произнесены. В этих проникающих словах звенели другие: “Я брат твой!” И с тех пор как будто все переменилось передо мной и показалось в другом виде, часто среди самых веселых минут представлялся мне низенький чиновник с лысинкой на лбу со своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”…

    Слайд 19

    Чем стало для Башмачкина приобретение шинели? На что он идет ради этого?

    Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели.

    Слайд 20

    Слайд 21

    Слайд 22

    Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости

    Слайд 23

    С какой целью Гоголем вводится фантастический финал?

    Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя.

    Слайд 24

    Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…

    Слайд 25

    К живой душе взывает Гоголь, потому что вокруг чаще всего свиные рыла, как в кошмарном сне героя комедии “Ревизор”. Страшно от мертвых душ. Слова из рассказа Чехова “Крыжовник”: “Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлости в нашей жизни, о “маленьких людях”.

    Слайд 26

    Повесть производила бы самое беспросветное впечатление, если бы не свет, исходящий от самых убогих, затёртых, ничтожных. Как не вспомнить Евангелие: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”.

    Слайд 27

    Христос на кресте, а внизу бесконечное количество людей, отчасти даже не выписанных. Огромное количество голов-шариков, такая человеческая икра. Вот Акакий Акакиевич и есть человеческая икра, основа будущей жизни. На наших глазах Гоголь из икринки выращивает человека. Для Башмачкина новая шинель стала Верой. Он был доволен своим ветхим капотом. Ну да, протерся, прохудился, но ведь можно и залатать. То есть он хотел сохранить себя в старой вере. Но у него был Учитель, портной Петрович. И Петрович был тверд: не латать надо старое, а созидать новое. И он вынудил Акакия Акакиевича пересмотреть свои убеждения. А на это способен лишь отважный. Он шел на неимоверные лишения, чтобы построить Нечто Новое. Башмачкин не просто надевает шинель, он входит в нее, как в Храм. И становится другим человеком. Он по-другому ходит по улице, идет в гости… Но его убили. Убили люди, рядом с ним живущие. Не только Значительное лицо, но и сослуживцы, насмехающиеся над его любовью к красоте букв. А он им твердил: “Я брат твой!”. Как в Библии: “Возлюби ближнего своего, как самого себя!”, “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними!”.

    Слайд 28

    Что суесловить? Не стезя плоха. Все как один о небесах забыли. Кто возлюбил, тому не до греха. А мы грешим. Ещё не возлюбили. Иеромонах Роман

    Слайд 29

    Синквейн

    1 строка: Кто? Что? (1 сущ.) 2 строка: Какой? (2 прилаг.) 3 строка: Что делает? (3 глагола) 4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов) 5 строка: Кто? Что? (Новое звучание темы) (1 сущ.)

    Слайд 30

    Домашнее задание

    Письменный ответ на вопрос “Какие нравственные проблемы поднимает Гоголь в повести “Шинель”?

    Посмотреть все слайды











    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    “Шинель” – повесть Николая Васильевича Гоголя. Входит в цикл “Петербургские повести”. Первая публикация состоялась в 1842 году.

    В основе замысла Н.В.Гоголя лежит конфликт между ”маленьким человеком” и обществом, конфликт, ведущий к бунту, к восстанию смиренного. Повесть “Шинель” описывает не только случай из жизни героя. Перед нами предстает вся жизнь человека: мы присутствуем при его рождении, наречении именем, узнаем, как он служил, почему ему необходима была шинель и, наконец, как он умер. Всю свою жизнь Акакий Акакиевич проводит в “переписываньи” бумаг на службе, и герой вполне доволен этим. Более того, когда ему предлагают занятие, требующее того, “чтобы переменить заглавный титул, да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье”, бедный чиновник пугается и просит избавить его от этой работы. Акакий Акакиевич живет в своем маленьком мире, он “ни один раз в жизни не обратил внимания на то, что делается и происходит каждый день на улице”, и лишь в “переписываньи ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир”. В мире этого чиновника ничего не происходит, и не случись невероятной истории с шинелью, о нем нечего бы было рассказать.

    Башмачкин не стремится к невиданной роскоши. Ему просто холодно, да и по чину он должен являться в департамент в шинели. Мечта сшить шинель на вате становится для него подобием великой и почти невыполнимой задачи. В его системе мировых ценностей она имеет такое же значение, как стремление какого-нибудь “великого человека” добиться мирового господства. Мысль о шинели наполняет смыслом существование Акакия Акакиевича. Даже внешность его меняется: “Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность... Огонь порою показывается в глазах его...” И вот, достигнувший, наконец, предела своих стремлений герой повести в очередной раз сталкивается с несправедливостью. Шинель крадут. Но даже не это становится главной причиной смерти несчастного Башмачкина: “значительное лицо”, к которому чиновнику советуют обратиться за помощью, “распекает” Акакия Акакиевича за неуважение к начальству и выгоняет из своего дома. И вот исчезает с лица земли “существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание...” Смерти Башмачкина, как и следовало ожидать, почти никто не заметил.

    Финал повести фантастичен, но именно такой финал позволяет писателю ввести в произведение тему правосудия. Призрак чиновника срывает шинели со знатных и богатых. После смерти Башмачкин поднялся на недоступную ему ранее высоту, он преодолел убогие представления о чине. Бунт “маленького человека” становится главной темой повести, бунт Акакия Акакиевича сродни бунту Евгения из “Медного всадника”, осмелившегося на мгновение стать на равных с Петром I, лишь системы ценностей этих двух героев различны.

    История бедного чиновника написана так подробно и достоверно, что читатель невольно входит в мир интересов героя, начинает сочувствовать ему. Но Гоголь – мастер художественного обобщения. Он сознательно подчеркивает: “в одном департаменте служил один чиновник...” Так возникает в повести обобщенный образ “маленького человека”, тихого, скромного человека, жизнь которого ничем не примечательна, но который, однако, тоже обладает собственным достоинством и имеет право на свой мир. Может быть, поэтому мы в конце концов жалеем уже не Акакия Акакиевича, а “бедное человечество”, И вероятно, потому наш гнев вызывает не грабитель, а “значительное лицо”, не сумевшее пожалеть несчастного чиновника.

    И еще в конце повести мы приходим к страшному выводу: предметом повествования становится отнюдь не история о том, как у героя крадут шинель, а о том, как у человека украли жизнь. Акакий Акакиевич, по сути, и не жил. Он никогда не размышлял о высоких идеалах, не ставил перед собой никаких задач, ни о чем не мечтал. И незначительность происшествия, положенного в основу сюжета, характеризует у Гоголя сам мир.

    Н.В.Гоголь делает тон повествования комичным. В тексте сквозит постоянная ирония над Башмачкиным, даже дерзкие мечты его оказываются не чем иным, как стремлением непременно пустить мех куницы на воротник. Читатель должен не только войти в мир Акакия Акакиевича, но и ощутить неприятие этого мира. Кроме этого, в повести есть и авторский голос, и Н.В.Гоголь становится, таким образом, как бы посланником русской гуманистической традиции. Именно от имени автора говорит тот молодой человек, который, неудачно пошутив над Акакием Акакиевичем, “много раз содрогался потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным”.

    В повести Н.В.Гоголя “Шинель” явно прослеживаются два аспекта авторского осуждения мира. С одной стороны, писатель выступает с резкой критикой того общества, которое превращает человека в Акакия Акакиевича, протестуя против мира тех, кто “натрунились и наострились вдоволь” над “вечными титулярными советниками”, теми, у кого жалование не превышает четырехсот рублей в год. Но с другой стороны, гораздо более, на мой взгляд, существенно обращение Н.В.Гоголя ко всему человечеству со страстным призывом обратить внимание на “маленьких людей”, которые живут рядом с нами.

    В повести Н.В.Гоголя “Шинель” среди изображений подробностей петербургской жизни наиболее часто повторяется, проходя через все произведения и составляя в итоге сквозной образ, – художественная деталь “лестница”.

    1. “Увидевши в чем дело, Акакий Акакиевич решил, что шинель нужно будет снести к Петровичу, портному, жившему где-то в четвертом этаже по черной лестнице, который, несмотря на свой кривой глаз и рябизну по всему лицу, занимался довольно удачно починкой чиновничьих и всяких других панталон и фраков, разумеется, когда бывал в трезвом состоянии и не питал в голове какого-нибудь другого предприятия”.

    2. “Взбираясь по лестнице, ведшей к Петровичу, которая, надобно отдать справедливость, была вся умащена водой, помоями и проникнута насквозь тем спиртуозным запахом, который ест глаза и, как известно, присутствует неотлучно на всех черных лестницах петербургских домов, – взибараясь по лестнице, Акакий Акакиевич уже подумывал о том, сколько запросит Петрович, и мысленно положил не давать больше двух рублей”.

    3. “помощник столоначальника жил на большую ногу: на лестнице светил фонарь, квартира была на втором этаже”.

    4. “Чтобы как-нибудь не вздумал удерживать хозяин, он вышел потихоньку из комнаты, отыскал в передней шинель, которую но без сожаления увидел лежащею на полу, стряхнул ее, снял с нее всякую пушинку, надел на плечи и опустился по лестнице на улицу”.

    5. “Впрочем, он старался усилить значительность многими другими средствами, именно: завел, чтобы низшие чиновники встречали его еще на лестнице, когда он приходил в должность; чтобы к нему являться ни кто не смел, а чтоб все шло порядком строжайшим: коллежский регистратор докладывал бы губернскому секретарю, губернский секретарь – титулярному или какому приходилось другому, и чтобы уже таким образом доходило дело до него”.

    6. “Как сошел с лестницы, как вышел на улицу, ничего уж этого не помнил Акакий Акакиевич”.

    7. “Итак, значительное лицо сошел с лестницы, сел в сани и сказал кучеру: “ К Каролине Ивановне”, а сам, закутавшись весьма роскошно в теплую шинель, оставался в том приятном положении, лучше которого и не выдумаешь для русского человека, то есть, когда сам ни о чем не думаешь, а между тем мысли сами лезут в голову, одна другой приятнее, не давая даже труда гоняться за ними и искать их”.

    В финале повести Гоголь расширяет границы пресловутой служебной лестницы градоустройства до просторов вселенской жизненной дороги, на которой значительность лица определяется не чином или банковским счетом, а каждому воздается по его человечности. И тот, чье высокомерное чванство довело отчаяние бедного Акакия Акакиевича до уничтожившей его катастрофы, сам на миг сходит с привычной для него земной “лестницы” и испытывает пережитое ограбленным чиновником состояние. В таком же положении оказываются и другие завсегдатаи петербургской советской “лестницы”.