Музей тиссена-борнемисы в мадриде. Музей тиссена-борнемиса в мадриде Музей тиссен борнемиса мадрид

, представлена история европейской живописи от Средневековья до конца ХХ столетия.

Принимая во внимание разнообразие и размеры музейного фонда, включающего более тысячи произведений искусства, рекомендуем начать посещение с наиболее интересной для Вас части коллекции. Итальянские примитивисты, немецкое Возрождение, американская живопись XIX столетия, импрессионизм, немецкий экспрессионизм и русский конструктивизм - школы и направления, лучше всего представленные в собрании музея.

Коллекция

Коллекция музея Тиссена-Борнемисы в некоторых аспектах качественно отличается от остальных испанских музеев. Произведение Дуччо ди Буонинсенья «Христос и самаритянка», представляющее живопись Треченто (XIV столетие в Италии), и гризайль (имитация скульптурного рельефа) «Диптих Благовещения Пресвятой Богородицы» Яна ван Эйка , принадлежавшего к фламандской примитивной школе, - основные произведения коллекции искусства Позднего Средневековья. Кроме того, в собрании музея присутствуют избранные портреты, датируемые XV столетием, среди которых особенного внимания заслуживают портрет Джованны Торнабуони кисти Доменико Гирландайо и «Портрет рыцаря» Витторе Карпаччо . Произведения Дюрера , Караваджо , Рубенса , Франса Халса и Каналетто помогут нам составить представление об эволюции искусства в XVI - XVIII вв.

В залах музея также хорошо представлены пейзаж и жанровая живопись - темы, чаще всего встречавшиеся в голландской школе XVII столетия и американской живописи XIX столетия. Эти же темы представлены в музее произведениями художников Романтизма, например Фридриха , импрессионистов Моне и Дега , постимпрессиониста Гогена и Ван Гога .

В последних залах собрана достаточно полная коллекция различных направлений ХХ столетия: фовизма, экспрессионизма, сюрреализма, абстрактной живописи и поп-арта. Вот некоторые из наиболее известных картин, представленных в этом музее: «Арлекин с зеркалом» Пикассо , «Картина с тремя пятнами № 196» Кандинского , «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» Дали , «Петух» Шагала , «Гостиничный номер» Хоппера и «Женщина в ванной» Лихтенштейна .

Барон Генрих

Коллекция музея, сначала переданная на девять с половиной лет, а затем приобретённая в 1993 году правительством Испании, собиралась ныне покойным бароном Хансом Генрихом Тиссеном-Борнемисой и его отцом бароном Генрихом.

Барон Генрих начал собирать коллекцию в 20-х годах прошлого века. Ему удалось приобрести около 525 картин. В 1947 году, после смерти коллекционера, произведения разошлись по наследникам, и его сын, барон Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса, поставил перед собой задачу заново собрать коллекцию отца, выкупая её у своих родственников.

Вилла «Фаворита» в швейцарском городке Лугано, приобретённая бароном-отцом для хранения коллекции, оказалась мала, и Ханс объявил, что ищет новый дом для своего художественного собрания. Благодаря близости музея Прадо и отличным характеристикам здания, предложенного правительством Испании, выбор барона пал на мадридский дворец Вильяэрмоса , построенный в конце XVIII столетия и отреставрированный под руководством Рафаэля Монео.

Коллекция Кармен Тиссен-Борнемиса

После передачи коллекции Испании барон и его жена продолжили приобретать произведения искусства. После смерти мужа Кармен Тиссен-Борнемиса не оставила его дело, и в наши дни в 16 новых залах представлена коллекция Кармен Тиссен-Борнемисы.

Коллекция баронессы отличается присутствием большого количества пейзажей: ведута, живопись XIX столетия, американская школа, а также более значимых произведений импрессионистов и постимпрессионистов. Закрывают историческую панораму первые авангардные течения ХХ столетия, среди которых особенное значение имеют фовизм и немецкий экспрессионизм.

Мадридский музей Тиссена-Борнемисы входит в так называемый «Золотой треугольник искусств», вместе с располагающимися неподалеку Центром искусств королевы Софии и музеем Прадо. Сейчас это государственная картинная галерея, но еще до 1993 года она была крупнейшей в мире частной коллекцией. Музей Тиссена отлично дополняет коллекции ближайших соседей.

Музей Тиссена-Борнемисы (Museo Thyssen-Bornemisza) (фото: Ontheway Advice)

Мадридский музей Тиссена-Борнемисы (Museo Thyssen-Bornemisza) входит в так называемый «Золотой треугольник искусств», вместе с располагающимися неподалеку Центром искусств королевы Софии и музеем Прадо . Сейчас это государственная картинная галерея, но еще до 1993 года она была крупнейшей в мире частной коллекцией.

Музей Тиссена отлично дополняет представленные коллекции ближайших соседей. Так коллекция Прадо восполняется работами итальянских примитивистов, а также работами немецких, голландских и английских живописцев. Импрессионизм, немецкий экспрессионизм, а также русский конструктивизм, геометрическая абстракция и поп-арт дополняют коллекцию музея королевы Софии.

Дворец Вильяэрмоса

Дворец Вильяэрмоса (Palacio Villahermosa) (фото: Luis Garcia)

Музей Тиссен-Борнемиса разместился во дворце Вильяэрмоса (Palacio Villahermosa). Приземистое красно-белое трёхэтажное здание с рядами одинаковых решетчатых балконов отмечено неизменной очередью посетителей. И это неудивительно, ведь под одной крышей Дворца Вийяэрмоса собранны работы многих великих мастеров мирового изобразительного искусства: Дюрера, Карпаччо, Рубенса, Караваджо, Гогена, Франс Хальса, Клее, Ван Гога, Кирхнера, Хопера… А по представленным здесь экспонатам можно проследить эволюцию европейских художественных стилей с XIII века до конца XX века.

Современный облик музея Тиссен-Борнемиса

Музей Тиссена-Борнемисы (Museo Thyssen-Bornemisza) (фото: Filipe Guimarães Consciência)

Даже после покупки картинной галереи правительством Испании, семья Тиссен-Борнемиса продолжила пополнять ее, покупая новые произведения. Встал вопрос о расширении музея. Для этого в 2004 году на улице Маркес де Кубас (Marqués de Cubas) было построено дополнительное здание.

Выбранный проект подразумевал не только расширение площадей для имеющихся у музея коллекции, но и получение единого пространства, где можно было бы проводить тематические выставки и презентации. Современный облик музея удачно сочетает элегантность старинного дворца с современным дизайном нового здания.

Летний ресторан музея Тиссена-Борнемисы (Museo Thyssen-Bornemisza) (фото: AZAHARA РАМОС)

После реконструкции, у музея появилась терраса, на территории которой в летние месяцы открывается ресторан. В крыле вестибюля, для посетителей музея работают сувенирный и книжный магазины.

История коллекции Тиссена-Борнемисы

В залах Музей Тиссена-Борнемисы (Museo Thyssen-Bornemisza) (фото: W.i.m.)

Открылся музей в 1988 году. Тогда был создан фонд барона Тиссена. Но истоки знаменитого собрания художественных произведений семьи Тиссена Борнемисы берут начало с более давних времён.

Август Тиссен, основатель сталелитейной империи, проживавший в Германии (1846-1926), считался большим любителем изящных искусств. Он и положил начало частной коллекции, собирать которую продолжили его потомки. Барон Генрих фон Тиссен-Борнемиса, собрал основную часть коллекции. Этот страстный коллекционер, один из богатейших людей в Европе, унаследовал и отцовский бизнес, и его одержимость живописью. Более 500 картин собрал младший сын Августа Тиссена за период с 1920 по 1947 гг. Семья барона переехала в Швейцарию, где выставила семейное собрание в частной галерее. Так коллекция получила всемирную известность.

Семейный бизнес и картины после смерти Генриха были разделены между его наследниками. Старший сын - барон Ганс Тиссен-Борнемиса, расширил и приумножил отцовское наследие. Он интересовался итальянской живописью, но собирал не только живописные полотна, но и гобелены, ювелирные изделия и керамику, произведения искусства из слоновой кости и хрусталя, старинную мебель.

Музей Тиссена-Борнемисы (Museo Thyssen-Bornemisza) (фото: CGilles7)

Барон Ганс в 1985 году женился на признанной испанской красавице, победительнице конкурсов красоты. Звали прекрасную даму Кармен Сервера Соледад (ныне Кармен Тиссен-Борнемисса, баронесса). С этого момента началась испанская эпопея семейной художественной коллекции. Благодаря посредничеству жены, барон передал основную часть собрания в Мадрид, где она и была выставлена во дворце Вильяэрмос.

Коллекция семьи Борнемисы досталась Испании нелегко, за неё боролись несколько стран. Правительство страны выкупило большую её часть у наследников за сумму в 350 млн. долларов, и, говорят, сумма эта была, как минимум, втрое ниже её реальной стоимости. Сейчас, по некоторым оценкам экспертов, её оценивают приблизительно в 700 млн. евро.

Баронесса Тиссен-Борнемиса, которая приумножила коллекцию после смерти мужа, по соглашению с испанским правительством свою часть собрания передаёт государству в аренду, договор на которую продляется ежегодно. Своё решение она объясняет стремлением помочь своему народу в тяжёлый кризисный период.

Музей Тиссена-Борнемисы (Museo Thyssen-Bornemisza) (фото: M Roa)

Произведения, принадлежащие лично баронессе, экспонируются в отдельном корпусе, построенном возле главного здания в 2004 году.

Часть богатейшей коллекции музея выставлена в Барселоне, в Национальном музее искусств Каталонии.

Фонд Коллекции Тиссен-Борнемиса

Фонд создан с целью демонстрации, реставрации, сохранения и изучения произведений искусства, входящих в коллекцию музея Тиссена-Борнемисы. В музее проводятся образовательные акции, тематические конференций и даже концерты.

Работа Фонда так же направлена на создание условий для максимально плодотворного и познавательного ознакомления с произведениями искусства как для группы школьников или туристов, так и для опытных искусствоведов.

Школьники в Музее Тиссена-Борнемиссы (Museo Thyssen-Bornemisza) (фото: EducaThyssen)

Время работы музея Тиссена-Борнемисы

Для постоянных выставок:
ВТ-СБ 10:00 — 19:00;
ПН 12:00 — 16:00.

Время работы временных выставок отличается. Уточняйте на сайте музея.

Билеты

Для постоянных выставок:
полный — €12;
студенты и пенсионеры — €8;
по понедельникам с 12:00 до 16:00 — бесплатно.

На временные выставки билеты надо покупать отдельно.

Как добраться до музея Тиссена-Борнемисы?

Ехать метро L2 до станции Banco de España

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Это один из самых популярных музеев изобразительного искусства столицы Испании, который входит в «Золотой треугольник искусств» Мадрида, наряду с Музеем Прадо и Центром искусств королевы Софии. Его коллекция охватывает период более чем в 800 лет.
История этого всемирно известного музея связана с именем основателя сталелитейной империи, крупнейшего немецкого промышленника Августа Тиссена, который посвятил немало своего свободного времени и средств на увлечение изобразительным искусством.

В конце XIX– начале ХХ века он начал коллекционировать полотна знаменитых живописцев. Свое хобби он передал потомкам: его сын Генрих фон Тиссен-Борнемиса почти за 30 лет приобрел более 50 полотен.

Большая часть из них перешла к миллионеру в годы Великой депрессии в США, когда многие богатеи продавали картины из своих собраний за копейки из-за возникших финансовых трудностей. После переезда в Швейцарию семья выставляла свою богатую коллекцию в частной галерее, постепенно приобретая всемирную известность. Старший сын Тиссена-Борнемисы, Ганс, расширял наследие отца: он увлекался итальянской живописью, коллекционировал керамику, гобелены, изделия из слоновой кости, хрусталь, ювелирные изделия и старинную мебель. Основную часть своего собрания семья разместила в особняке – бывшей резиденции принца Фридриха Леопольда, неподалеку от Луганского озера, но в 1986 году барон Тиссен начал поиски нового здания для постоянно увеличивающейся коллекции.

В то же время Ганс женился на испанской красавице Кармен Сервера Соледад, обладавшей титулом «Мисс Каталония 1961» и, тем самым, неразрывно связал свою жизнь с Испанией.

Сначала картинная галерея переехала в Мадрид. Чуть позже Королевство выкупило у наследников семейную коллекцию за 350 миллионов долларов, и в 1993 году крупнейшая в мире частная коллекция стала государственной, однако семья Тиссен-Борнемисы продолжала пополнять ее экспонатами. Около 200 картин были переданы баронессой Кармен Тиссен-Борнемиса, правда, право собственности на них она оставила за собой.

В настоящее время коллекция занимает дворец герцогов Вильяэрмоса, неподалеку от галереи Прадо. Это приземистое красно-белое 3-этажное здание с рядами одинаковых решетчатых балконов, которое в 2004 году было расширено за счет дополнительного корпуса, создающего единое пространство для проведения тематических выставок и презентаций. Часть произведений разместилась в Национальном музее искусств в Барселоне. По оценкам экспертов, реальная стоимость коллекции составляет более 700 миллионов евро.

Коллекция живописи, представленная в музее Тиссен-Борнемиса в Мадриде, была собрана тремя поколениями семьи Тиссенов.

Начало ей положил в конце 19 века в Германии основатель финансовой и сталелитейной империи Тиссенов Август Тиссен (1846-1926). Основная часть коллекции была собрана в 20-30 годах прошлого века его младшим сыном бароном Генрихом Тиссеном-Борнемисом (1875-1947), который унаследовал бизнес семьи и стал страстным собирателем картин. Титул барона он получил, женившись на венгерской баронессе Маргит Борнемисса де Касон. При нем семья переехала в Швейцарию в Лугано, где семейное собрание живописи было выставлено в частной галереи для показа широкой публике и получило всемирную известность.

После смерти Генриха и раздела коллекции между наследниками, его сын барон Ганс Генрих Тиссен-Борнемиса (1921-2002), возглавивший бизнес семьи, сумел не только сохранить и восстановить основную часть коллекции, но и существенно дополнил ее.

В 1985 году Ганс Генрих женился на известной испанской красавице и победительнице конкурсов красоты Кармен Сервера Соледад (1943-). Благодаря ее посредничеству, основная часть коллекции была передана в Мадрид, вначале на условиях аренды по соглашению 1988 года, а затем в 1993 году полностью выкуплена правительством Испании за 350 млн. долларов. По некоторым оценкам это сумма была, по крайней мере, втрое, ниже реальной стоимости коллекции на тот период.

Коллекция Ганса Генриха Тиссен-Борнемиса была выставлена в мадридском дворце Вильяэрмос на площади Кановас в новом музее, названном его именем, который открыл свои двери широкой публике в 1992 году.

Главный вход и очередь в музей, к середине дня совсем небольшая.


Бюст Ганса Генриха перед входом.

Жена Ганса Генриха Кармен Сервера продолжала покупать картины и существенно расширила доставшуюся ей после смерти мужа часть собрания. Свою личную коллекцию Кармен передала музею Тиссен-Борнемиса в аренду. С 2004 года ее собрание картин экспонируется в новом корпусе, специально построенном для нее рядом с главным зданием. На предыдущем фото этот новый корпус музея виден на заднем плане слева.

Голова мальчика с закрытыми глазами во дворе музея. Работа известного современного испанского скульптора Антонио Лопес Гарсиа под названием "Ночь".

Обычный билет на вход в музей стоит 8 евро. Никакой информации о картинах на русском языке нет. Я купил в музейном магазине небольшой путеводитель на английском языке за 6 евро с кратким описанием самых значимых картин. Фотографировать нельзя категорически.

Покажу основные шедевры музея, которые удалось найти в Интернете, большую часть на этом сайте .

Каждый из представителей семьи Тиссенов собирал картины разных периодов, поэтому их частное собрание, хотя и не претендует на полноту, охватывает все основные направления живописи за восемь веков ее развития, от старых мастеров до современного авангарда.

Доменико Гирландайо. Портрет Джованны Альбеци Торнабуони 1489-90

Альбрехт Дюрер. Христос среди врачей. 1506

Витторе Карпаччо. Молодой рыцарь на фоне пейзажа. 1510

Лукас Кранах старший. Нимфа отдыхающая у источника. 1530-1535

Ганс Гольбейн младший. Портрет короля Генриха VIII. 1537

Эль Греко. Благовещение. 1573-76

Караваджо. Святая Катерина Александрийская. ок.1598

Ян Брейгель старший. Сад в раю. 1612

Франц Хальс. Семья в пейзаже. 1645-48

Виллем Кальф. Натюрморт с китайской вазой, кубком из наутилуса и другими объектами. 1662

Лука Джордано. Соломоново решение. 1665

Каналетто. Вид площади Сан Марко, Венеция. 1723-24
Кажется, башня не на месте стоит?

Пьер Огюст Ренуар. Женщина с зонтиком в саду. 1875

Пьер Огюст Ренуар. Пшеничное поле. 1879

Клод Моне. Оттепель в Ветее. 1880

Клод Моне. Мост Чаринг-Кросс. 1899

Эдгар Дега. Танец в зеленом. 1877-79

Эдгар Дега. Всадники в пейзаже. 1894

Марк Шагал. Серые дома, Витебск. 1917

Пабло Пикассо. Арлекин с зеркалом. 1923

Эдвард Хоппер. Комната в отеле. 1931

Сальвадор Дали. Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения. 1944

Пожалуй, самая известная картина великого сюрреалиста. Только он мог так изобразить сновидение. По иллюстрациям я представлял эту картину громадной. На самом деле она совсем небольшая, 40 на 50 см.

Что можно посоветовать для посещения музея такого уровня? Смотрите, любуйтесь, наслаждайтесь! Приблизительно на эти все процессы уйдет 2,5-3 часа. Если будете смотреть экспонаты во всех трех галереях «Золотого треугольника искусств», то умножьте часы на 3.

Из частной коллекции в государственный музей мирового масштаба (немного истории)

История удивительного и всемирно известного музея Тиссена-Борнемисы уходит в конец 19 - начало 20 веков. Тогда основатель сталелитейной империи Август Тиссен отдает свое свободное время и немало средств на увлечение изобразительным искусством. Он начинает коллекционировать полотна мировых живописцев.

Его увлечение передалось детям. Один из богатейших людей в Европе, сын Августа, Генрих фон Тиссен-Борнемиса (на фото справа, кликните на фото для увеличения) пополнил экспонатами основную часть коллекции. Почти за 30 лет (1920-1947 гг) он приобрел более полусотни полотен. Работы из американских собраний попадают к Генриху Тиссену из-за финансовых затруднений, случившихся у их владельцев (всем известная Великая депрессия). Выкупались частные собрания у богатых промышленников, у родственников. Переехав в Швейцарию, семья в частной галерее выставляет их и приобретает известность на весь мир.

Бизнес и картины Тиссена-Борнемисы делятся между детьми Генриха. Старший сын Ганс расширил наследие отца. Он увлекался итальянской живописью, коллекционировал гобелены, керамику, изделия из слоновой кости, хрусталя, ювелирные шедевры, старинную мебель.

Основная часть собрания была размещена в бывшей резиденции принца Фридриха Леопольда возле Луганского озера. В 1986 году барон Тиссен принимает решение перевезти свои сокровища в другое здание и объявляет о поисках нового дома для коллекции.

В борьбу вступили несколько государств. Победила Испания, выкупив у наследников за 350 миллионов долларов семейную коллекцию. Почему Испания? Просто барон Ганс связал себя узами брака с Кармен Сервера Соледад (сейчас баронесса Кармен Тиссен-Борнемису), обладательницей титула «Мисс Каталония -1961».

В 1993 году частная коллекция становится государственной. Но семейство Тиссена-Борнемисы не прекращало пополнять экспонатами галерею. Около двух сотен полотен передала в галерею Кармен Тиссен-Борнемису, оставив за собой право собственности на картины. Нужно было расширять здание. И так часть произведений нашла «свой дом» в Национальном музее искусств в Каталонии в Барселоне.

Рядом с дворцом герцогов Вильяэрмоса на улице Маркес де Кубас строится здание, являющееся продолжением музея (на фото слева, кликните на фото для увеличения). Здесь демонстрируется частное собрание баронессы. Честно говоря, старинный дворец не совсем сочетается с современным дизайном нового сооружения. Но благодаря новой постройке у галереи появилась терраса, на которой расположился ресторан «Эль Мирадор», ставший популярным местом отдыха и перекуса для любителей настоящего искусства. Здесь можно попробовать многие шедевры , цены примерно в 1,5 раза выше, чем в среднем по Мадриду.

Руководство музея наладило контакты с художественными центрами в разных уголках мира, поэтому у посетителей есть уникальная возможность, приходя в музей вновь, найти в нем что-то новое и интересное. С интернетом они тоже «дружат». Можно увидеть коллекции музея на сайте.

Шедевры среди шедевров (что смотреть)

В просторных залах галереи легко потеряться среди подлинников выдающихся живописцев. Обратим внимание на несколько работ, достойных просмотра. Сказать, что «они самые-самые» не поворачивается язык. В музее каждая работа - мировой шедевр. Собрание музея состоит из 4 разделов:

Работы старых мастеров входят в самый большой раздел. Здесь размещены полотна 13-14 веков. Среди прочих найдете экспозиции Лукаса Кранаха-старшего, Гольбейна, Мемлинга.

Второй раздел посвящен произведениям Ренессанса, барокко, рококо. Среди прочих, «Мадонна» Тициана (фото справа, кликните для увеличения), «Автопортрет» Рубенса, картины Веронезе и Тинторетто, Гейнсборо.

Третий раздел отведен для импрессионизма и постимпрессионизма. Великолепием сверкают работы Моне, Сезанна, Ренуара, Дега (одна из его «Балерин»), ван Гога, Тулуз-Лотрека. А еще 8 картин Пикассо, работы Кандинского, знаменитое полотно Сальвадора Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», произведения Марка Шагала.

Полотна американских художников 19-20 веков поселились в четвертом разделе. Здесь можно лицезреть произведения живописи Роя Лихтенштейна и Джексона Поллока.

Не пройдите мимо «Портрета рыцаря», выполненного Витторе Карпаччо. Портрет человека в полный рост стал первым таким полотном в истории западного искусства (кстати, одно из первых приобретений Тиссена).

Обратите внимание на символ музея - картину флорентийского мастера Доменико Гирландайо «Портрет Джованны Торанбуони».

Музей гордится, что владеет картиной Караваджо «Святая Каролина», полотнами Пикассо «Человек с кларнетом» и Василия Кандинского «Картина с тремя пятнами».

Рассказать о более 800-ах работах нет возможности. Приходите в галерею и сами все увидите.