Где стоит оригинал статуи давида. Статуя давида во флоренции

Скульптора, живописца и по совместительству поэта Микеланджело Буонарроти.

Он является величайшим творцом и неподражаемым мастером эпохи Ренессанс, которая возводила человека на лидирующее место, делая его

Ярким примером, иллюстрирующим идею и течение той эпохи, является пятиметровая статуя Давида, ставшая символом всей Флоренской республики и являющаяся идеалом в искусстве Возрождения и человеческого гения.

Впервые шедевр архитектуры был представлен в сентябре 1504 года во Флоренции, на знаменитой площади Синьории. На сегодняшний день великое изваяние демонстрируется во Флоренской Академии изящных искусств.

Мужественность и сосредоточенность в лике Давида таит невероятное благородство и силу, а физическая красота отражается в могучем торсе, идеально спроектированных руках и ногах героя.

Статуя Давида была создана в 1501 году, когда автору необходимо было создать библейского героя из огромной мраморной глыбы, испорченной мастером Симоне. Потрясающее умение Микеланджело извлекать максимум выразительности из камня принесло свои плоды. После составления сотен набросков будущей скульптуры, изготовления глиняной модели статуи, преодоления тяжелых погодных условий и высокой конкуренции, гениальный скульптор создал поистине невероятный шедевр. было закончено в 1504 году.

Произведение изначально заложено в камне, основная задача - суметь извлечь его.

Чудеса Флоренции: скульптура Давида.

Микеланджело – итальянский архитектор, живописец, поэт и скульптор, известный на весь мир благодаря своим уникальным творениям. Самой яркой и узнаваемой работой мастера стала статуя Давида во Флоренции. Об истории и описании этого шедевра, а также интересных фактах и других впечатляющих работах мастера, вы прочтете в представленной статье.

История статуи Микеланджело

В XV веке во Флоренции шли строительные работы по возведению собора Санта-Мария-дель-Фьоре. В годы завершения строительства встал вопрос об украшении внутренних интерьеров здания. Этим делом занималась успешная и предприимчивая гильдия торговцев шерстью. Они являлись и заказчиком, и спонсором строительства храма, а также его внутреннего оформления. Члены общества сошлись во мнении, что для придания зданию особой красоты и изысканности необходимо украсить его 12 статуями пророков из Ветхого Завета.

В 1464 году скульптором Донателло и его учеником Агостино ди Дуччо были созданы 2 статуи. Гильдии понравились работы мастеров, и они заказали у них еще одну статую – Давида. Для этого во Флоренцию был доставлен большой кусок мрамора, добытый в Карраре. После смерти Донателло в 1466 году его подмастерье отказался от выполнения контракта. Создание Давида перешло в руки Антонио Росселино, однако и он не смог выполнить данный ему заказ.

Глыбу, находящуюся под открытым небом, местные жители прозвали «Гигантом». Из-за смены погоды и температуры мрамор уменьшался в размерах, на нем появлялись трещины и сколы. В начале XVI века служители собора проконсультировались с Леонардо да Винчи, который признал камень годным к созданию скульптуры.

Следующим мастером, которому доверили выполнение статуи Давида, стал 26-летний Микеланджело Буонарроти. В августе 1501 года он подписал контракт, и через месяц приступил к обработке бесформенного мрамора в шедевр идеального тела человека. Скульптор трудился в одиночку дни напролет. Глыба стояла под открытым небом, поэтому в процессе создания своего творения Микеланджело стойко переносил и проливные дожди, и зимнюю стужу, и летний зной.

В январе 1504 года был запланирован «показ» готовой статуи Давида. К собору пришли такие флорентийские мастера как Андреа дела Роббиа, Боттичелли, Джулиано и Антонио Сангалло, Перуджино, Андреа Совино и др. Им предстояло оценить творение молодого и амбициозного итальянца. После устранения ограды, защищающей скульптуру от посторонних взглядов, взору собравшихся критиков предстал идеальный Давид Микеланджело. Все пришедшие мастера восхищались его творением, а присутствовавшая Синьория предложила сделать скульптуру символом новой республиканской Флоренции.

Давид был размещен на площади Синьории в мае 1504 года, на месте статуи «Юдифи», выполненной Донателло. В 1527 году правление Флоренцией вновь оказалось в руках рода Медичи. В результате обороны одной из построек города рука Давида была разбита вдребезги. Осколки собрал скульптор Вазари, и через 16 лет (1543 год) восстановил шедевр по велению Козимо I Медичи.

Несколько веков простоял Давид под открытым небом. Из-за непостоянства погоды материал приходил в негодность. В XIX веке скульптура подверглась 2 реставрациям, однако они были проведены крайне неудачно. В 1873 году Давид был перемещен в Галерею Академии, где занял специально отведенное для него место – крупную трибуну. Место на площади Синьории также не осталось в запустении. В 1910 году здесь установили отличную копию ветхозаветного персонажа.

В 2003-2004 годах статуя Микеланджело была очищена от накопившихся слоев пыли и грязи. Работы проводились профессиональными реставраторами. К сожалению, некоторые гости флорентийского музея наносят вред величественной скульптуре. В 1991 году один из посетителей умудрился отколоть от пальцев левой ноги Давида несколько кусочков мрамора.

Описание статуи Давида

Скульптура Давида, созданная Микеланджело, считается лучшим произведением искусства итальянского Возрождения. Мраморный юноша из сказаний Ветхого Завета признан совершенным творением и идеалом мужской красоты.

Оригинал статуи Давида имеет высоту 5 м 17 см. Она изображает обнаженного молодого юношу, который готовится к предстоящей схватке с Голиафом. Статуя Микеланджело является своеобразным новшеством, т.к. предшественники мастера создавали скульптуры героя, торжествующего над павшим великаном. В позе Давида можно заметить сосредоточенность и спокойствие. Выражение лица говорит о том, что юноша не боится Голиафа. Мышцы Давида напряжены: левая рука держит пращу, перекинутую через плечо. Снизу оружие подхватывает правая рука, в ней же герой держит камень. Фигура Давида говорит о том, что он готов к бою с сильным врагом и подготовил для него смертоносный удар.

Сегодня оригинальная статуя Давида находится в Академии Изящных Искусств Флоренции.

  1. Давид является персонажем Библии. Согласно библейскому сказанию, юноша поверг Голиафа при помощи камня и пращи, хотя обнаженное тело героя противоречит устоям религиозной книги.
  2. Давид во Флоренции превышает рост человека почти в 3 раза.
  3. Правая рука юноши является ассиметричной, и не подходит к пропорциям остальных частей тела. Многие эксперты считают, что эта «оплошность» была сделана специально, чтобы подчеркнуть прозвище Давида – сильная рука.
  4. Из-за того, что праща находится в левой руке Давида, героя считают левшой. Однако положение тела скульптуры говорит об обратном.
  5. Первоначально статую Микеланджело планировали разместить на куполе собора. Увидев созданный мастером шедевр, его решили разместить на более видное место – площадь Синьории.
  6. До создания знаменитого Давида Микеланджело успел заявить о себе как о талантливом скульпторе. Известность мастеру принесла работа «Римская Пьета». Позже итальянец создал фрески Сикстинской капеллы, и был признан выдающимся живописцем того времени.
  7. Поза Давида имеет явные сходства со скульптурами Геракла.
  8. Давид имеет множество копий. Самые известные из них находятся на площади Синьории и Микеланджело во Флоренции, в лондонском музее Альберта и Виктории, а также в московском Пушкинском музее.
  9. В 1857 году английской королеве Виктории была подарена копия Давида. Королеве не понравилась нагота героя, и она приказала прикрыть его половой орган фиговым листочком, выполненным из гипса.
  10. В XX веке власти Флоренции хотели подарить слепок скульптуры ветхозаветного персонажа Иерусалиму. Власти израильского города отказались от подарка, обосновав это тем, что Давид изображен в образе итальянца, а не иудея. Согласно религии страны, у мужчин-иудеев должна быть обрезана крайняя плоть полового члена.

Другие работы Микеланджело

За свою жизнь Микеланджело создал немало ценных произведений искусств. Кроме Давида, Римской Пьеты и фресок Сикстинской капеллы, мастер создал следующие шедевры:

Скульптуры и барельефы:

  • Мадонна у лестницы;
  • Битва кентавров;
  • Распятие;
  • Святой Прокл;
  • Святой Петр;
  • Ангел;
  • Святой Павел;
  • Бахус (первое творение Микеланджело);
  • Святой Пий I;
  • Святой Георгий I;
  • Венера и Амур;
  • Святой Матфей;
  • Моисей и др.

Живопись:

  • Положение во гроб;
  • Мадонна Донни;
  • Мадонна с младенцем;
  • Страшный суд;
  • Титий;
  • Клеопатра;
  • Распятие святого Петра;
  • Богоявление и др.

Архитектура:

  • надгробие Джулиано Медичи;
  • вестибюль, лестница и читальный зал библиотеки Лауренциана;
  • дворец консерваторов в Риме;
  • гробница Юлия II;
  • Палаццо Фарнезе в Риме;
  • Ворота Пия в Риме;
  • Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири в Риме и др.

Некоторые работы итальянского мастера со временем были утрачены. Кроме того, несколько творений не имеют доказательств авторства Микеланджело.

Знаменитый Давид, статуя которого находится во Флоренции, признан выдающимся шедевром не только Микеланджело Буонарроти, но и всей эпохи итальянского Возрождения. Если вы будете в этом регионе Италии, то обязательно посетите Академию Изящных Искусств, и посмотрите на известную 5-метровую скульптуру своими глазами.

Вершиной творчества Микеланджело Буонарроти (Michael Angelus Bonarotius) как скульптора стала статуя Давида (David). Все свои cкульптуры Микеланджело создавал вразрез канонам и благодаря этому новаторству они прославились в веках. Он не отесывал глыбу, а высекал из камня фигуру, как бы освобождая заложенный в нем образ.

История Давида Микеланджело (David Michael Angelus)

Флорентийский соборный храм, богато украшенный красным итальянским мрамором , было решено дополнительно украсить примерно в середине XV века. Эту работу начал Донателло (Donatello), но успел создать лишь одну скульптуру. Гигантская же глыба мрамора, из которой должна была быть изготовлена статуя Давида, постепенно разрушалась. С наступлением XVI века работы решили возобновить. История изготовления статуи Давида получила продолжение. Авторитетной комиссией, в которую входил и Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) было признано, что поврежденный мрамор может быть использован для изготовления статуи. Осуществление проекта было поручено молодому скульптору Микеланджело Буонарроти. Работы были начаты в сентябре 1501 года.

Уникальность Давида

Высота скульптуры составила 547 см. Но, несмотря на ее огромный размер, Микеланджело справился с поставленной задачей блестяще. При изготовлении скульптуры Давида применено иконографическое новшество. Ранее героя изображали в момент его победы над гигантом, когда голова побежденного была у ног юноши. Здесь же изображен процесс подготовки к бою. Взор Давида наполнен гневом и устремлен на врага, в руке он сжимает пращу, прекрасная голова повернута влево. Юноша максимально сконцентрирован и целеустремлен, уверен в победе, несмотря на явное физическое превосходство своего противника. Давид Микеланджело не хрупкий подросток (так его изображали ранее), а прекрасный атлет, вызывающий восхищение.

Почему Давид стал символом Флоренции

Интересна история, связанная с размещением готовой статуи. Изначально ее планировали установить вблизи собора. Но когда работа подошла к концу, общегражданское значение произведения превысило его религиозный смысл. Статуя так сильно поразила флорентийцев, что было решено поместить ее в лоджии Ланца (в то время в этом месте проводились заседания городского совета). Флоренция торжествовала, а открытие монумента в 1504 году стало настоящим народным праздником. Небольшая город-республика Флоренция была вынуждена постоянно отбивать нападение более сильных противников (на севере ей угрожала Франция, а на юге – Папская область). Жители трактовали смысл скульптуры как призыв к справедливому управлению и защите города. Поэтому юный Давид, победивший великана Голиафа (Goliath), стал символом республики Флоренция, отстаивающей свою свободу.

Где можно увидеть оригинал произведения

Более трех веков Давид украшал площадь Синьории (Piazza della Signoria). Но в 1873 году скульптура была заменена копией, а оригинал перемещен в академию художеств (Флоренция), где она находится по сегодняшний день. Статуя открыта для кругового обзора. Флоренция не имеет метрополитена, автобус здесь основной транспорт. Академия находится в центре города на пересечении основных автобусных маршрутов. Биография Микеланджело тесно связана с Флоренцией, поэтому закономерно, что его самое знаменитое произведение хранится именно в этом городе.

Реставрация Давида

При изготовлении статуи был использован не очень качественный мрамор, и она со временем начала разрушаться. В 2002 г. статую реставрировали, отчистив ее специальным раствором (вода и химические средства не использовались), рисовой бумагой и тонкими кисточками. В конце двухлетней кропотливой работы статую отполировали лоскутками замши и материи.

Несколько интересных фактов

Когда статуя была исследована специалистами по анатомии, то предстала интересная картина. Оказалось, что ради художественной выразительности, Микеланджело исказил пропорции некоторых частей тела Давида, а мышца между позвоночником и правой лопаткой совсем отсутствовала. Интересно, что когда Флоренция решила сделать подарок копии статуи городу Иерусалиму (к его 3000-летию), то получила отказ от властей. Аргументировалось это тем, что герой голый и не обрезанный. У большинства людей при виде статуи Давида возникает чувство восхищения и благоговения. Но не у всех она вызывает подобные эмоции. На Давида несколько раз покушались. В первый раз скульптура была повреждена в 1527 году во время восстания. Второе нападение было совершено неудачливым скульптором Пьером Каната, который ударом молотка отбил у статуи из мрамора палец на левой ноге. Неугасающий интерес к данному произведению искусства послужил созданию множества его копий. Наиболее известные из них находятся в пушкинском музее Москвы(Moscua) и музее Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum) в Лондоне(London).

Описание статуи Давида можно встретить на многочисленных интернет-сайтах, этой теме посвящено множество книг. Но лучше посмотрите на это чудо сами. Флоренция вас ждет!


В мире немного таких знаменитых и знаковых скульптур, как «Давид» работы Микеланджело. С того момента, как мир увидел это творение 8 сентября 1504 года на площади Синьории во Флоренции, люди не перестают восхищаться им. Но при этом далеко не все знают интереснейшие факты об этой великолепной скульптуре.

1. Давид создан по библейским мотивам


На первый взгляд, знаменитый обнажённый мужчина, которого изваял Микеланджело, совершенно не похож на "библейского героя". Но если присмотреться внимательно, можно заметить пращу, перекинутую через левое плечо Давида, а в правой руке он сжимает камень. Благодаря именно этим предметам, Давид поверг великана Голиафа в знаменитой библейской истории.

2. Статуя гораздо выше человеческого роста

Высота "Давида" - 5,17 м., что почти в три раза превышает высоту среднего человека.

3. Рука статуи непропорциональна


Рука статуи слишком большая и не соответствует пропорциям остального тела. Эта асимметрия, как полагают, была специально допущена Микеланджело в честь прозвища Давида, "manu fortis" (сильная рука).

4. Давид - левша


Об этом можно утверждать, исходя из того, что праща лежит на левом плече, а камень находится в правой. Как ни странно, положение тела статуи более подходит для правши.

5. Статуя высечена из цельного куска мрамора


Глыба мрамора, которая превратилась в один из самых известных шедевров в истории, доказывает старую поговорку - то, что является мусором для одного человека, сокровище для другого. Микеланджело создал Давида из куска мрамора, который перед этим был два раза заброшен другими скульпторами. Агостино ди Дуччо отказался от проекта по созданию скульптуры Давида, едва начав обтесывать ноги.

Причиной стала смерть Донателло, у которого ди Дуччо был подмастерьем. После этого глыба мрамора лежала заброшенной в течение 10 лет. Далее за статую взялся Антонио Росселино, но он тоже вскоре отказался от работы после того, как нашел трещину в блоке. Когда Микеланджело, наконец, начал работать над "Давидом" в 1501 году, кусок мрамора ждал его 40 лет.

6. Давида изначально должны были установить на большой высоте


В 1501 году правительство города Флоренции поручило Микеланджело создать "Давида" в качестве одной из статуй, предназначенных для украшения купола флорентийского собора. Но после завершения статуи покровители Микеланджело были настолько впечатлены его творением, что решили отказаться от этого плана и разместить статую в лоджии Ланци (а потом статуя переехала в Академию искусств). В 2010 году на флорентийском соборе была размещена реплика Давида, как это и задумывалось изначально.

7. Статуя всегда вызывала восторг


Итальянский живописец и архитектор шестнадцатого века Джорджо Вазари так написал о "Давиде": "Того, кто видел эту работу, больше не удивит ни одна скульптура в мире".

8. Репутация Микеланджело


За пять лет до дебюта Давида, Микеланджело уже стал знаменитым благодаря скульптуре "Римская Пьета" . Но именно благодаря "Давиду" 29-летний художник эпохи Возрождения стал известен как мастер-скульптор. Четыре года спустя, в 1508 году Микеланджело начал работу над своим величайшим достижением в области живописи - фресками Сикстинской капеллы.

9. Давид родом из Древней Греции


Микеланджело придал своей скульптуре позу, в которой часто изображали Геракла. Некоторые эксперты считают, что именно Геракл был изображен на городской печати Флоренции.

10. Давид - символ свободы


Хотя изначально заказанная скульптура носила только религиозный характер, во время работы Микеланджело над "Давидом" Флоренция изгнала семью Медичи. Именно поэтому "Давид" стал символом республиканской свободы и защиты от власти тиранов.

11. Давид и вандалы


14 сентября 1991 года итальянский художник Пьеро Канната прокрался с небольшим молотком к статуе, выставленной в галерее Академии изящных искусств во Флоренции. Он успел отколоть часть пальца на ноге "Давида", пока его не скрутили посетители музея. Судебная экспертиза признала итальянца психически невменяемым, после чего его отправили в лечебницу.

12. Существует не один Давид


Поскольку "Давид" является одним из самых популярных в мире произведений искусства, существуют миллионы его репродукций на футболках, ковриках для мыши и на других самых неожиданных вещах. Даже во Флоренции есть две полноразмерные реплики: одна стоит на своем первоначальном месте перед Палаццо Веккьо, а бронзовая копия возвышается над городом на соборе.

13. Давид подвергался цензуре


В 1857 году великий князь Тосканы был удивлен чопорностью королевы Англии Виктории, которой он подарил копию статуи Микеланджело. Королева была настолько шокирована подробностями наготы, что приказала прикрыть достоинство Давида съемным фиговым листочком из гипса.

14. Туристы наносят вред статуе


Более 8 миллионов посетителей в год приходят в галерею Академии искусств, чтобы посмотреть на Давида. Исследования показали, что все эти посетители создают вибрации при ходьбе, которые наносят вред мрамору, вызывая появление трещин.

15. Кому принадлежит Давид


Давид выставлен во флорентийской Академии изящных искусств с 1873 года. Но итальянское правительство стремится вернуть право собственности на статую, сделав ее национальным достоянием.

Ценителей современной искусства обязательно впечатлят .