Можно ли не имея слуха научиться играть на гитаре. Возможно ли научиться подбирать на гитаре "на слух"? Сколько нужно заниматься, чтобы научиться играть на гитаре

В каждом из нас живут какие-то нераскрытые способности и, может быть, таланты, о которых мы даже не подозреваем. Многие люди с удовольствием обнаруживают их у себя рано и начинают успешно развивать. Желание научиться играть на гитаре когда-то посещало почти каждого человека, но не каждый решается попробовать себя в новой области. А, между прочим, совершенно зря. Гитара - это прекрасное времяпровождение, возможность порадовать друзей любимыми песнями, а также и чей-то жизненный путь. Для тех, кто захотел освоить этот прекрасный инструмент и не знает с чего начать, профессиональный гитарист и преподаватель Владимир Наумов даст несколько советов.

Люди какого возраста обычно приходят к вам учиться?

— Примерно 70% моих учеников - это люди в возрасте от 12 до 22 лет, остальные 30% - это более взрослая аудитория.

А есть ли возрастной порог, после которого уже поздно начинать обучение на гитаре?

— Нет. Обучение можно начать хоть в 60 лет. Конечно, стоит отметить, что выдающихся результатов в таком возрасте будет нереально достичь, но научиться сносно аккомпанировать и играть несложные вещи можно.

Все ли могут научиться играть на гитаре? Необходимо ли обязательно иметь хороший слух для этого?

— Если человек действительно хочет научиться играть - он научится... вне зависимости от его врождённых музыкальных данных. Ключевое здесь слово "действительно", так как часто бывает, что люди не до конца осознают свою потребность в игре на гитаре и недооценивают объём работы, который необходимо будет выполнить. Что касается музыкального слуха, то он является своего рода мышцей и, следовательно, при желании его можно развить до необходимого человеку уровня. Так что совсем не обязательно иметь какие-то выдающиеся слуховые способности для того, чтобы начать обучение. Люди, которые думают, что им медведь на ухо наступил, в 99,9% случаев заблуждаются, так как недопонимают сам механизм работы музыкального слуха.

Можно ли самостоятельно освоить гитару дома, или для этого необходим преподаватель?

— Тут всё зависит от музыкальных целей, которые преследует человек. К примеру, если цель - научиться играть простой аккомпанемент из десяти-двадцати аккордов, то с такой задачей вполне можно справиться и самостоятельно . Если же человек в будущем хочет стать серьёзным профессиональным музыкантом, то тут без наставника не обойтись. В любом случае, всем начинающим, вне зависимости от целей, я рекомендую хотя бы несколько месяцев позаниматься с опытным преподавателем, который покажет, как правильно взаимодействовать с гитарой, разъяснит основы нотной грамоты и поможет развить чувство ритма. Это сэкономит начинающему гитаристу кучу времени и убережёт от проблем и разочарований в будущем.

— Что прежде всего нужно сделать человеку, когда он принял решение учиться играть на гитаре и как правильно выбрать инструмент?

В первую очередь человеку нужно чётко определиться с целями и с тем, как он хочет обучаться: самостоятельно или с преподавателем. Далее, попросить какого-нибудь знающего знакомого помочь выбрать инструмент. Если человек решил заниматься с преподавателем, то следует попросить об этом преподавателя. Самому без соответствующих знаний и опыта лучше не рисковать, так как можно нарваться на некачественный инструмент, занятия на котором не принесут должной радости и пользы. Таких "гитар - подставок для струн" полным - полно в магазинах города.

Как правильно выбрать преподавателя?

Преподавателя необходимо выбирать, исходя из собственных музыкальных целей. Допустим, если человек хочет играть классическую музыку, то и преподавателя нужно выбирать такого, который специализируется на классике . Если же, к примеру, человек хочет научиться классно аккомпанировать в разных стилях на электрогитаре, то преподавателя нужно выбирать уже именно по этому параметру . Во время разговоров/переписок с кандидатами в преподаватели нужно сразу прояснять этот момент. Также желательно разузнать о музыкально-исполнительском опыте преподавателя. Стоит понимать, что чем больше у преподавателя педагогического стажа, исполнительского опыта и чем он серьёзнее как музыкант в целом, тем в большинстве случаев будет больше стоить час его времени. Далее, если человек нашёл удовлетворяющего своим запросам преподавателя, необходимо назначить с ним встречу. На этой встрече человек сможет поближе познакомиться с преподавателем, послушать его игру, задать все интересующие вопросы касательно программы обучения, оплаты, преподавательского опыта и т.п. Обычно на этой встрече становится окончательно понятно подходит ли этот преподаватель конкретно тебе, или же стоит поискать другого.

Все, кто играет на гитаре, или хочет научиться играть на ней в будущем, могут вступить в сообщество

Да, подбирать на гитаре то, что хочешь, "по слуху" вполне реально... Но при ряде условий, первым из которых будет собственно умение играть на гитаре. Вторым – наличие музыкального слуха. Без него не обойтись. Он напрямую влияет и на скорость освоения игры на инструменте и на способность воспроизводить звуки на слух. Наличие слуха – необходимейшая составляющая композиторского навыка.

Посмотрите на историю музыки и вы найдите немало доказательств этому утверждению. Наиболее одаренные композиторы обладают целостной системой организации музыкальных звуков, воспринимая звук не только как отдельную музыкально-техническую категорию, а представляя его в целостности музыкального произведения.

Подбирать "на слух" может каждый, даже Бах и Бетховен

Вспомните Иоганна Баха, страдавшего слепотой, или Бетховена, которого поразила глухота к концу жизни. Великим композиторам органы слуха и зрения, казалось бы необходимые при обучении музыкой, были уже не нужны к закату их музыкальной деятельности. Они могли сочинять музыку и без их помощи, потому что был талант и отточенный годами навык. Всё то же самое необходимо и обычному человеку во многих сферах его жизнедеятельности.

10 советов: как играть на гитаре с хорошей техникой

Попробуем сравнить способность человека играть на гитаре «по слуху» со способностью сочинять стихи. Чтобы писать стихи, нужно, по меньшей мере, уметь писать и читать. Не прочитав ни одного стихотворения вы вряд ли сможете понять и оценить саму структуру и технологию стихотворчества. Качество данного занятия, конечно же, будет зависеть от начитанности и от того, насколько вы целостно отображаете мир, людей, предметы и связи между ними.

Нужно слушать и воспринимать

Так и в игре на гитаре: нужно уметь играть, во-первых, слушать и воспринимать произведения, написанные для гитары, во-вторых, и в-третьих, уметь воспроизводить не только отдельные звуки на инструменте (как отдельные слова на письме), а соединять их в общую музыкальную картину.
Многие люди не пишут стихов и не сочиняют музыку и даже не пробуют подбирать её на инструменте. Но это не значит, что они не способны это делать.

Мы живем в мире вещей и связей между ними, мы бессознательно наблюдаем за этим миром, пассивно накапливая знания о нем. Знания «выходят наружу» и дополняются, когда человек концентрируется на определенном предмете. Занимаясь конкретным делом, развивая в себе определенные способности, мы достаем из кладовых своего мозга всё, что касается нашего дела. И уже в ходе практических тренировок наши знания обретают целостную форму.

Что такое унисон в музыке?

Чтобы подбирать "на слух" не обязательно быть профи

Посмотрите, когда человек пытается набирать музыку на инструменте, он ориентируется на свои представления о музыке и звуках, полученные в жизни, на знания о самом инструменте. И поэтому для того чтобы подбирать мелодии на гитаре не обязательно быть профессионалом, достаточно обладать начальным музыкальным образованием (или навыком).

В процессе концентрированной практики человек не просто тренирует свои навыки, он совершенствует свое мастерство, расширяет восприятия, в итоге, он формируется как музыкальный исполнитель. Постоянные занятия музыкой развивают наш слух, выделяя особые нюансы восприятия звуков в нашем сознании. Это особое восприятие демонстрирует наиболее сильные и слабые стороны музыканта.

К примеру, у одних более развита гармоника, у вторых – ритмика звукового ряда, третьи ориентированы на мелодику. При профессиональном умении - как высшей ступени, которую человек может достигнуть при концентрированной практике - подобные нюансы сглаживаются. Но профессиональное владение инструментом и не всем нужно.

В разговорах о музыке многих людей посещает чувство неполноценности, при этом заявляя себе и другим, мол мне медведь на ухо наступил.

МИФ:
Мнение большинства людей сводиться к тому, что музыкальным слухом могут наделены только уникальные, одаренные и избранные люди! Одним словом "Neo" Так ли это в действительности?

Или снова очередной сложившийся миф через чур скромных или заинтересованных людей?

Для начала разберемся с понятием термина - музыкальный слух .
Музыкальным слухом называется, способность человека полноценно и адекватно оценивать музыку для на личном и профессиональном поприще.

Подразумевается, что такие люди способны очень тонко воспринимать и даже психофизиологически чувствовать отдельные (звуки), их громкость, высоту и тембр. Обладают отличным .

ФАКТ-1:

На самом же деле существуют несколько разновидностей муз. слуха. В принципе, если вам очень интересно разобраться в точных их терминах и определениях, то можете прочитать об этом статью в Википедии, а моя статья больше .

Самым-самым музыкальным слухом, является абсолютный . А самым слабым - архитектонический . Хоть там заумно все написано, но если перевести на обычный язык, то получается следующее. Если вы сможете сыграть в игру "Угадай мелодию", т.е.угадать хорошо знакомую вам песенку, но без слов, с разных моментов ее воспроизведения, то у вас есть музыкальный слух. Вот и получается, что он практически у каждого есть, если конечно человек не глухой.

ФАКТ-2:
А теперь мысленно вернемся в свое детство:

Любая наша способность появилась и развивалась в зависимости от жизненных обстоятельств, как необходимо-важная для существования функция с определенным качеством. Мускулатура ног и рук успешно развивалась и продолжает развиваться, если этого требует окружающая среда и мы сами. Наша речь и мышление сформировались до степени необходимости выразить себя и понимать других, ну и т.д и т.п....

Отсюда следует, что музыкальный слух - это не такая уж и необходимая человеку функция. Без него каждый из нас может прожить всю жизнь без явных проблем для своей жизни, семьи и т.д... Вот поэтому, нам порой так трудно отыскать его в себе. И все таки, он есть практически у каждого из нас, только в разном виде (качестве).

ВЫВОД:

Если "обычный" человек очень захочет заниматься музыкой - развить в себе музыкальный слух и для этого погрузит себя в среду людей обладающих лучшим качеством муз. слуха и будет регулярно заниматься или игры на музыкальном инструменте, то его желание на 100% осуществимо. Просто кому-то нужно сделать 2 шага до ощутимых результатов, а кому-то 10. Вот тут и открывается вся правда о мифе и реальности.

А по поводу можно добавить то, что данное занятие сравнимо с уроками плавания, танцев, рисования, да и собственно, и т.д...

Многие люди, особенно новички, которые хотят научиться петь, задают вопросы: "А стоит ли мне вообще начинать учиться петь, если у меня нет музыкального слуха, если медведь наступил мне на ухо и я, хоть убей, не попадаю в ноты!?"

Задам встречный вопрос: А как Вы определили, что не попадаете в ноты? Уж не на слух ли?? Вот-вот.

А это уже говорит о том, что слух у вас есть! Ведь ни один новичок без слуха не станет утверждать, что идеально попадает в ноты, потому что слышит это "непопадание" при пении.

Так в чем же причина? Почему мы, новички, берем ноты фальшиво, раз у нас есть слух?? А все дело в отсутствии координации между слухом и голосом . И эту координацию надо развивать так же, как малыш развивает координацию движения: учится ходить, бегать и т.д.

Первое, что необходимо сделать - это осознать, что музыкальный слух можно развить. И тот факт, что на данный момент у Вас нет слуха, еще не является для Вас приговором.

Здесь я собрал действенные советы и упражнения, которые помогут развить музыкальный слух новичку. Для некоторых упражнений Вам понадобится пианино или midi-клавиатура.

Если у Вас нет ни пианино, можете воспользоваться пианино-онлайн - Pianoplays.com. Кто не знает названий и расположений нот на пианино - вот картинка:

1. Пение гамм

Сыграйте на пианино одну октаву от ноты До:

До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до.

Теперь пропойте эту гамму, каждую ноту в отдельности. Можно пропеть по названиям нот, а можно на любую удобную гласную. Не думайте о том, чтобы голос звучал красиво - наша с Вами задача на данном этапе состоит в том, чтобы голос попадал в ноты.

Теперь пропойте все в обратном порядке, одновременно, конечно, с пианино (или гитарой):

до-си-ля-соль-фа-ми-ре-До.

Старайтесь петь ноты с опорой на дыхание (см. урок "Как самостоятельно поставить голос? ").

Вначале голос не будет попадать в ноты, и это нормально. Ведь мы только начали развивать музыкальный слух . Повторяйте это упражнение столько раз, пока не начнете более-менее попадать в ноты, играемые на пианино.

После того, как Вы почувствовали, что начало получаться, попробуйте пропеть всю гамму уже самостоятельно, без помощи клавиш пианино. Сверьте последнюю пропетую ноту с соответствующей клавишей пианино - ну, что, звук более-менее одинаковый - уже лучше!

2. Пойте в "унисон" с любимым певцом

Включите любимую песню и начинайте петь ее в унисон с исполнителем. В унисон - это значит, что голос должен как бы слиться с исполнителем. Возьмите, например, припев любимой песни, послушайте его несколько раз, а потом пойте этот припев уже вместе с Вашим кумиром до тех пор, пока Ваш голос не начнет "сливаться" с ним.

3. "Подъезжаем" к ноте

Еще один способ, касающийся вопроса "", состоит в следующем. Возьмите на пианино какую-нибудь ноту, например, "Соль". И голосом "подъезжайте" к этой ноте, например, на гласной А. Тяните эту гласную все выше, как сирена, пока не услышите, что слились в унисон с нотой "Соль".

Теперь попробуйте другие ноты, попробуйте также поменять гласную:

4. Играем и поем интервалы от "До"

Мы не будем сейчас вдаваться в подробности теории музыки (об этом будет отдельный раздел), просто скажу, что интервалом в музыке называется "промежуток между нотами" .

Итак, мы будем играть и, соответственно, пропевать следующим образом (играем только по белым клавишам, черные в данном уроке рассматривать не будем, дабы не запутаться).

Берем ноту "До", рядом "ре" и возвращаемся опять к "До".

"До-ре-до "

(Здесь мы будем всегда возвращаться к До). Пропели.

Теперь играем и поем:

"До-ми-до "

"До-фа-до ",

"До-соль-до ",

"До-ля-до ",

"До-си-до "

Соответственно, пропеваем эти ноты вместе с тем, как играем.

Если у Вас не получается попадать голосом в играемые ноты, попробуйте использовать метод "подъезда" к ноте (см. пункт 4.). То есть, "подъезжаете" к каждой отдельной ноте, запоминаете, как они должны пропеваться, и выполняете упражнение заново.

Заключение

Надеюсь, я просветил Вас немного о том, как развить музыкальный слух . Тренируйтесь и упражняйтесь. Я всегда говорю в своих уроках, и скажу еще раз: Самое главное в любом деле - это практика, опыт и, конечно же, непреодолимое желание научиться любимому делу!

Переходим к следующему уроку, где Вы узнаете много интересного, а также некоторые секреты, которые я открою только Вам!

Хороший вопрос. Конечно имеется ввиду музыкальный слух. А что такое ?

Все не глухие люди слышат звуки и легко могут определить их свойства. Тоненький голос или грубый, тоньше струна или толще, то есть по-научному – выше или ниже звук по частоте колебаний. Но!
Не у всех есть координация слуха и голоса . Не все могут повторить услышанный звук.

Музыкальный слух – это способность пропеть, повторить услышанный музыкальный звук. Если человек не может правильно повторить услышанную мелодию или звук, говорят, что у него нет слуха. На самом деле у него нет только музыкального слуха.

Для того чтобы петь, необходим. А вот для того, чтобы играть на гитаре или на каком-то другом инструменте, достаточно обычного слуха. Если не получается пропеть услышанный звук, можно его сыграть на каком-то музыкальном инструменте. Это тоже требует определенной тренировки, но доступно абсолютно каждому.
Не забивайте голову домыслами некомпетентных людей. Не слушайте плохих советов и мнения завистников. Смело беритесь и осваивайте свой любимый инструмент. А петь всегда найдется кому.