Религии франции. Эти странные французы: Манеры и этикет Религия франции в 17 веке

Verex 05.07.2012 07:18
"Французский этикет не приемлет чистых приветствий, типа «бон жур». Это проявление дурного тона. " А как же вышеупомянутое "Настоящие французы не руководствуются в жизни всякими формальностями, инструкциями, образцами"? Получается что я "настоящий француз"?:)) Потому что никогда не прибавляю "мсье/мадам" к "бонжур/оревуар/уи/но". Как-то по-холуйски это выглядит со стороны. Пока что недовольства не слышал, ну а "дурной тон", так зачем же "руководствоваться фрмальностями, инструкциями, образцами"?:)
"Французы – нация эмоциональная, довольно шумная и темпераментная." Следует помнить, что французский этнос, если и существует, своё формирование отнюдь не завершил и то, провансалец или лангедокец явно отличаются по темпераменту от нормандца, бретонца, овернца и т п. Да что там, Дром и Ардеш, разделяет только река, а между характерами местных жителей (типичных представителей) - бездна.
"Пребывая в ресторане во Франции, к официантке следует обращаться «мадемуазель», к официанту – «гарсон»". Ну, вы в курсе, наверное, что "мадемуазель" нынче, "под запретом":) Правда, пока не встречал ни одну мадемуазель, возмутившуюся таким обращением, но опять же, можно нарваться на феминистку, так что лучше "мадам".

Verex 05.07.2012 07:18
"Даже развод человека из политической сферы в этой стране, в отличие от всех остальных государств, никак не скажется на доверии к нему избирателей." Действительно, второй президент подряд разведённый, да ещё и с открытой любовницей, и не стыдится говорить, что хочет быть "примером для подражания" (нынешний кусок голлан(д)ского сыра так и сказал).
"Французы оценивают личность не по её достатку и предпринимательским талантам, а по наличию или отсутствию обязательных составляющих позитивного имиджа, к которым относятся такие черты, как: жизнерадостность, элегантность, вежливость, обаяние, умение жить со вкусом, индивидуальный стиль." Скажите это знакомому французу в неформальной обстановке и можете вместе посмеяться. Личность оценивается именно по достатку. Немаловажную роль играют также связи. Если нет блата, если ты не "pistonn?", вряд ли что-то у тебя получится.
"Звать малознакомого француза по имени Вы сможете только в том случае, если он сам об этом попросит. " С точностью до наоборот. Потому мне и бывает трудно называть по имени людей после 25 лет (приблизительно), не говоря уже о лицах моего возраста и старше. Предпочитаю либо "мсье", либо "мсье+фамилия" (во французском это обращение не несёт такой отрицательной нагрузки как в русском; слово "г-н" в обращении к русским я не употребляю никогда, предпочитая называть по имени-отчеству или по имени).

Verex 05.07.2012 07:18
Единственное, что верно в статье, это то, что многие во Франции прямо помешаны на этикете, который некоторые ошибочно принимают за вежливость. Остальное довольно мало общего имеет с реальным французским обществом.
"нормой считается проявление индивидуализма, а также демонстрация безразличия к мнению общественности." Второе явно не приветствуется.
"Жители Франции на протяжении всей истории проявляют свободомыслие". Кончились те времена, французы нынче, по мнению французов, не более, чем стадо баранов (иногда говорят "стадо телят", не способное ни на какие решительные действия кроме как ворчать на своей территории, когда никто не слышит, да горланить на никчемных минингах, после которых возвращаются в тот же мерд.
"Поэтому французский этикет дозволяет проявлять чувства и эмоции посредством речи, жестикуляции и мимики." Это зависит от достатка человека; чем он ниже, тем правильнее понимаются жесты и мимика. И чем он выше, тем более они пугаются всего: безобидный жест может быть истолкован как попытку убить или в крайнем случае ударить, взгляда достаточно, чтобы напуганный француз заподозрил вас в попытке нападения или по крайней мере оскорбления и выдать коронную фразу "mais vous etes agressif!", даже если речь идёт о старике, который не может встать с больничной койки и находится между жизнью и смертью. Уж поверьте, насмотрелся я таких "гуманных" медсестёр и врачей, к сожалению.
"Французы любят обсуждать что-то или кого-то, делать замечания, однако критики в свой адрес они выдержать не могут." Ещё как выдерживают! Я всегда говорю французам открыто о том, что думаю об отрицательных сторонах французской жизни; в конце концов, мы в одном котле, имею право. Кто-то спорит, кто-то соглашается, с кем-то вместе смеёмся, зависит от человека.

Согласно опросу католическими мировыми новостями в январе 2007 года: 51% опрошенных являются католиками , 31 % являются агностами или атеистами . (Другой опрос дает пропорцию атеистов, равную 27%), 10% исповедуют другие религии или не высказали своего мнения, 4% идентифицированы как мусульмане, 3% идентифицированы как протестанты, 1% идентифицированы как евреи.

Согласно последнему опросу "Эвобарометра" 2005 года, 34% французских граждан ответили, что "верят в то, что Бог существует", тогда, как 27% ответили, что "верят в своего рода силу духа, или живую силу" и 33% "не верят ни в существование любого вида духа, Бога, ни в живую силу".

Другое исследование указывает на то, что 32% людей во Франции причислили себя к атеистам, а другие 32% причислили себя к "скептически настроенным по поводу существования Бога, но не атеистам".

Существующее еврейское сообщество во Франции насчитывает приблизительно 600 тыс. человек по словам Мирового еврейского Конгресса и является самым большим в Европе. Оценки числа мусульман во Франции широко изменяются.

Согласно французский переписи в 1999 году, было только 3,7 миллиона человек "возможной мусульманской веры" во Франции (6,3% общего числа населения). В 2003 году французское Министерство Внутренних Дел оценило общее количество мусульман в 5-6 миллионов.

Предположительно 200 тыс. человек из 1 миллиона незаконных иммигрантов проживают во Франции.

Понятие светский характер существует во Франции с 1905 года, французскому правительству юридически запрещено признавать любую религию (за исключением уставов наследства военных священников и Эльзаса-Мозеля).

Вместо этого оно просто признает религиозные организации , согласно формальным юридическим критериям, которые не обращаются к религиозной доктрине. И наоборот, религиозные организации должны воздержаться от вмешательства в выработку тактики.

Напряженные отношения иногда прорываются о предполагаемой дискриминации против меньшинств, особенно против мусульман.

Католичество во Франции

Франция традиционно была католической страной, и сегодня приблизительно 80% населения Франции приписывают, по крайней мере, формально, к католической религии.

В действительности, однако, Франция - очень светская страна, которая играет роль организованной религии в жизни людей во Франции начиная с революций в 1780-х и 1804-х годах.

Многие французы, которые считались католиками на самом деле ими не являлись. Большинство католиков во Франции не ходят в церковь регулярно или не ходят вообще.

Католическая церковь во Франции рассматривается как весьма прогрессивная и идет в ногу с изменениями современного общества. Бывший Архиепископ Парижа с 1981 года, Жан Мэри Люстигер, родился в еврейской семье в Париже в 1926 году и преобразовал католическую религию в возрасте 14 лет.

Ислам во Франции

Ислам - это вторая по величине религия в Европе. В настоящее время приблизительно пять миллионов мусульман во Франции исповедуют ислам, многие из которых выходцы из Северной Африки.

Мусульмане впервые начали иммигрировать во Францию в большом количестве в течение 1950-х и 1960-х годов, когда Франция нуждалась в трудовых ресурсах, чтобы выдержать экономический бум.

Мусульманское сообщество во Франции было в центре центральных споров, включая различные нападения от правого крыла политических групп в течение 1980-х годов, а позже столкнулись с запретом исповедовать ислам во французских общественных школах.

Многие французские мусульмане из Северной Африки жалуются на преследование и дискриминацию со стороны полиции и работодателей.

Протестантство во Франции

Протестантство исповедуют примерно около одного миллиона французов во Франции. Названные гугенотами, протестанты во Франции строго преследовались католическим Правительством во Франции в течение XVI и XVII столетий.

Протестанты Франции проживают главным образом в юго-восточной части Центрального массива, у гор Юры и Эльзаса в северной Франции.

Джон Калвин , известный реформатор из Протестантской религии родился в Северной Франции в 1509 году и обучался в Париже; однако, он потратил большую часть своей взрослой жизни живя и работая в Женеве.

Иудаизм во Франции

Еврейское сообщество во Франции существовало, начиная с римских времен, однако оно в значительной степени было стерто в Средние века, когда его преследовали и, в конечном счете, от него отказались.

Французские евреи впервые получили полное гражданство в 1790 году, и, начиная с 1808 года, еврейское сообщество организовало группу, называемую "Consistoire", чтобы служить их интересам.

Сегодня в этой группе приблизительно 650 тыс.евреев во Франции, многие из которых являются недавними иммигрантами, которые приехали из Марокко, Алжира и Туниса в течение 1960-х годов.

Когда мы вспоминаем о Франции, нам на ум приходят мушкетеры, Версаль, Лувр, Елисейские поля, Собор Парижской Богоматери и Король Солнце, затмевающий своим блеском всех земных владык. Франция для многих заключается в ее Южном берегу и Париже, а сам Париж издавна является самым романтическим городом мира, городом влюбленных и художников.

Говоря о Франции, мы вспоминаем о пяти революциях, уничтожавших политический строй и менявших весь жизненный уклад французов. Но мы очень мало задумываемся о том, какая религия преобладает в этой стране.

Может быть, потому что в результате революционных потрясений, начиная с 17 века, французы все менее и менее верят в Бога, а количество атеистов неуклонно растет.

Католицизм во Франции

Основополагающее число французов – католики, их число достигает 85%, но к ним же относятся и те, кто давно порвал отношения с религией и считаются католиками лишь потому, что при рождении родители окрестили их.

В воскресные дни храмы во Франции пустуют, лишь около 5% верующих посещают воскресные богослужения. Кроме того в храмах можно встретить большое количество туристов.

Число действительно верующих и исполняющих все церковные обряды гораздо больше в сельской местности в Бретани, Эльзасе, Лотарингии и Савойе. В этих провинциях сильно влияние католической церкви и кюре пользуются огромным уважением. К ним обращаются за любыми советами: как наладить мир в семье, как воспитывать детей и даже как рассчитаться с долгами.

Католические священники, чтобы повысить свой авторитет у рабочих, вмешиваются в дела профсоюзов и даже участвуют в забастовочных движениях.

Католическая церковь Франции по праву считается одной из самых прогрессивных и политизированных в Европе, ее апологеты придерживаются самых широких взглядов на взаимоотношения политики, общества, граждан и власти.

Так, например, один из архиепископов Парижа Жан Люстигер родился в 1926 году в еврейской семье и до 14 лет исповедовал иудаизм, но затем принял католическое крещение, поступил в духовную семинарию и достиг высокого положения на новом поприще.

Протестанты во Франции

Задолго до официальной Реформации во Франции профессор Парижского университета опубликовал свои поистине революционные взгляды. В этих статьях он утверждал, что все люди созданы Богом по образу и подобию своему равными и только он может дать нам права и наделить праведностью, необходимою для каждого общественного человека.

Именно Лефевр первым перевел Библию на французский язык и сумел отыскать меценатов, опубликовавших эту книгу. Католические священнослужители были возмущены этим святотатством, ведь все религиозные книги печатались строго на латыни и древнегреческом языках, и были непонятны простым смертным.

В это время повсеместно во Франции начались гонения на протестантов. Вспомним, печально известную Варфоломеевскую ночь, в течению которых происходило жестокое избиение гугенотов, а те, кто остался в живых, предпочитали укрыться в укромных уголках страны.

Одним из теоретиков Реформаторской церкви во Франции был Жан Кальвин, это учение по его имени стало называться кальвинизмом.

Из-за гонений ему пришлось уехать в Женеву, и этот город на многие годы стал убежищем для последователей реформаторской церкви, дающим им кров и пищу. Именно в Женеве печатались труды выдающихся представителей реформаторской церкви Джона Нокса, Фареля и самого Калвина.

Под влиянием их идей многие города как в Швейцарии, так и во Франции стали отказываться от пышных католических обрядов и стали стремиться к чистой истине и умеренности.

На сегодняшний день всего 3-4% верующих во Франции являются протестантами.

Мусульмане во Франции

Сегодня самая молодая мировая религия – ислам уверенно набирает ход, она является второй по количеству верующих в Европе. Во Франции, приблизительно, 6 миллионов граждан исповедуют ислам.

В 50-60-е годы ХХ века во Францию устремился поток беженцев из Северной Африки, в частности, из Алжира, за их счет резко увеличилось количество мусульман. В это время страна приветствовала приток рабочих рук из- за рубежа, поскольку переживала экономический кризис. Иммигранты принесли с собой свои традиции, обычаи, язык и духовную культуру. В крупных индустриальных городах появились районы, заселенные иммигрантами – мусульманами.

В настоящее время многие мусульмане жалуются на дискриминацию по религиозному признаку, а также на преследование со стороны властей и полиции. Начиная с 1980-го года, в любых французских школах запрещено преподавание основ ислама.

Преследование иудаизма

Начиная со времен греко — римской империи, иудеи заселяли земли Франции. Но в Средние века начались гонения на нацию, и многие из них, занимавшиеся ростовщичеством и торговлей, были разорены и уничтожены.

Но уже в 1790 году, после Великой Французской революции, евреи получили все гражданские права и впервые смогли объединиться и образовать союз, защищающий их интересы.

В ХХ веке, когда усилилось иммигрантское движение, большое количество исповедующих иудаизм прибыли в Европу из Алжира, Туниса, Марокко.

На сегодняшний день во Франции насчитывается до 650 тысяч евреев, исповедующих иудаизм, это самое большое европейское сообщество евреев.

Положение религии на современном этапе

Сегодняшняя Франция гордится своим революционным прошлым. Начиная с 1789 года по «Декларации прав человека» каждому гражданину страны дарована свобода совести или вероисповедания.

В 1905 году церковь была официально отделена от государства, и в данное время любые конфессии во Франции существуют лишь на собственные средства, не получая от государства дотаций и субсидий.

Официальной статистики о количестве верующих и исповедующих различные вероисповедания в стране не ведется, но известно, что количество атеистов растет с каждым годом.

Конечно, во Франции, как и практически во всех европейских странах, проживают люди разных национальностей и всем им по Конституции даются равные права и обязанности. Но в средствах массовой информации часто поднимаются дискуссии о существующих разногласиях между исповедующими ислам и католиками.

Французское правительство издало закон о запрете ношения религиозных символов поверх одежды, чтобы не афишировать свое вероисповедания и не оскорбить чувства верующих.

В сегодняшней Франции религия, как и французская церковь, с 1905 года публично отщеплена от органов государственной власти. Исключением являются только территории Эльзаса и Мозель, которые были присоединены уже после разделения сфер влияния.

Французы и религия

Обсуждать свои религиозные взгляды или навязывать их кому-либо во Франции не принято: тема вероисповедания не поднимается ни в учебных заведениях, ни в офисах, ни в министерствах. С 2004 года религиозным французам официально запрещено носить церковную символику, а с 2011-го - молиться на улице.

Молельные места посещают считанные единицы (хотя большинство граждан симпатизируют католикам), а многочисленные храмы, аббатства, соборы и монастыри официально признаны народным достоянием. Однако французов трудно назвать нацией атеистов - здесь мирно сосуществуют представители различных религиозных ассоциаций (мусульмане, протестанты, иудеи). Основная религия Франции - католицизм.

О верующих во Франции (религия в процентах) подробно

По результатам социологических исследований, проведенных в 2015 году, представители различных религий Франции распределились следующим образом:

  • 84% религиозных французов являлись католиками. В 2009 году католицизм исповедовало 64% верующих, а в 1972-м - 87%. Согласно сведениям, обнародованным в Интернете, начало нового столетия во Франции ознаменовалось уничтожением культовых христианских построек, находящихся в аварийном состоянии. В настоящее время действующими являются около сорока тысяч французских католических храмов.
  • 4,5% верующих, живущих во Франции, согласно сведениям, собранным в 2015 году, исповедуют ислам. По состоянию на 2007 год количество мусульман исчислялось 4%, а к 2007 году 7,5%. Известно, что к 2000 году во Франции было построено более полутора тысяч мечетей, а к 2012-му их количество увеличилось до двух с половиной тысяч.
  • 1,5% набожных французов - протестанты (гугеноты).
  • 1,3% набожных жителей страны являются иудеями.

Станет ли Франция мусульманской страной?

Этим вопросом серьезно озабочены некоторые пользователи Глобальной сети. Их опасения, касающиеся основной религии Франции (большинство французов, как уже говорилось выше, исповедуют католицизм) подкреплены неопровержимыми фактами.

Так, например, согласно статистическим данным за 2011 год, количество возведенных и отреставрированных к тому времени католических храмов исчислялось 20 строениями, что почти в восемь раз меньше числа мечетей, возведенных или находящихся в стадии проектирования по состоянию на сегодняшний день (всего - около 150 культовых построек).

Также известно, что многие французские мусульмане возмущены малым количеством религиозных зданий. Об этом в 2011 году оповестил общественность исламист Далил Бубакер, обратившийся к французским властям с призывом довести количество мечетей, имеющихся на территории Франции, до четырех тысяч.

Зарождение христианства

В эпоху Средневековья христианство являлось основной и единственной религией Франции. В Средние Века, когда первые французские короли нуждались в постоянной защите от своих же вассалов, представители духовенства, земли которых были лакомым куском для местных феодалов, встали на сторону правителей, назначенных «милостью Бога», а основы христианства (в частности, отказ от материальных благ) были их основным орудием.

Поиск союзников «завел» французских королей даже в далекий Киев: как известно, женой одного из отпрысков династии Капетингов - Генриха Первого, стала киевская княжна Анна, дочь Ярослава Мудрого.

Религия Франции в 16-17 веках (эпоха идей Реформации)

Когда во Францию только начали проникать реформационные идеи Лютера (это произошло в начале 16 столетия), все набожные французы исповедовали католицизм, жестоко преследуя всех без исключения инакомыслящих соотечественников. Предвзятое отношение к чужестранным религиям подогревалось неприязнью французского короля Франциска Первого к императору Германии Карлу: два могущественных государства долгое время находились в состоянии войны.

Отцом Реформации во Франции ученые-историки называют математика и философа из Этапля Жака Лефевра, который 1523-м перевел на родной язык и издал Новый Завет. Французы, прочитав переведенное издание, отмечали наличие явных расхождений между Библейскими истинами и основами католицизма, а представители духовенства не могли объяснить причин, заставляющих их поступать именно так, а не иначе.

Французские гугеноты были не единственными протестантами: в Германии их протест разделяли лютеране, в Англии - пуритане, а в Шотландии - ковенантеры.

Французские гугеноты в полной мере испытали на себе жестокосердие представителей религиозного большинства: множество семей, примкнувших к протестантам, были лишены крова, сожжены или отправлены на каторгу.

Французское религиозное искусство 20 столетия

В 20 веке религия Франции, воспетая в произведениях художников, скульпторов, публицистов и поэтов, становится связующим звеном между представителями духовенства и социума.

Первые значительные выставки христианского искусства состоялись в 1915 (место проведения - терраса "Пайан"), 1921 (павильон "Марсан") и в 1932 году (парижский музей "Гальера").

Католическая вера на правах основной религии Франции активно «продвигалась» посредством полотен известных художников (Шагала, Дени, Дерена и других), а также произведений французского философа Жака Маритена - автора «Антимодерна» (год издания - 1922) и «Интегрального гуманизма» (1936 год издания), - прославившегося благодаря своим тщетным попыткам примирить науку и религию.

Темой католического мистицизма, облаченного в поэзию, «пропитаны» сочинения некоторых писателей, творивших в конце 19 - начале 20 веков: например, драматурга Поля Клоделя и романиста Жоржа Бернаноса.

20-30 годы прошлого столетия некоторые историки называют периодом расцвета церковного искусства: религиозная тема с полотен и книг «перекочевала» на стенные ковры и витражи.

Ни для кого не секрет, что Францию принято считать одной из «классических стран этикета». Термин etiquette действительно имеет французское происхождение, однако назвать данную страну его родиной никак нельзя. Если обратиться к истории европейских стран, то можно обнаружить, что еще в во многих из них, в том числе и во Франции, в обществе преобладало невежество, грубость нравов, господство грубой силы и насилия. Об этикете в то время в современном понимании этого слова не могло быть и речи. К тому же, на протяжении многих столетий страна была вовлечена в многочисленные междоусобицы (в данный момент можно говорить как о фронде, так и о революции 1789 года), когда главным считались его воинские заслуги. Однако сегодня мы говорим о Франции как о стране, обладающей неповторимым жизненным укладом и стилем, нашедшим свое отражение во всех сферах человеческой жизни.

В настоящее время этикет является неотъемлемым спутником культурной жизни Согласно ему, одними из самых важных качеств личности являются умение проявлять индивидуальность и демонстрировать безразличие к мнению окружающих. Культура Франции породила весьма раскрепощенную в общении, славящуюся изяществом и легкостью манер нацию, одним из главных жизненных приоритетов которой считается свободомыслие. Настоящий француз не руководствуется в своей жизни инструкциями, формальностями и образцами поведения других людей.

Французы весьма эмоциональны и темпераментны, а потому этикет страны позволяет выражать им свои эмоции и мысли не только словами, но и посредством жестов и мимики. Традиционным знаком приветствия в стране считается дружеский поцелуй в щеку и рукопожатие. Этикет и культура Франциитакже допускают похлопывание собеседника по плечу во время разговора. Как известно, каждый человек имеет интимную зону общения - то расстояние, на котором ему комфортно находиться при общении с посторонними людьми. Если в России эта зона ограничивается расстоянием вытянутой руки, то культура Франции позволяет во время разговора подходить намного ближе. При этом французский этикет ни приемлет панибратства, которое считается в стране плохим тоном. Французы, как правило, не рассказывают о своих внутренних переживаниях и чувствах малознакомым людям, особенно иностранцам.

Умению правильно и красиво говорить в стране придается особое значение, этому учат, как правило, с ранних лет. Французы в совершенстве владеют искусством красноречия, являются отличными психологами и не терпят иронии в свой адрес. В стране не принято обращаться по именам к незнакомым людям. Обычно для подобных целей используются безличные обращения «месье», «мадам», «мадмуазель». Называть малознакомого человека по имени следует только в том случае, если он сам об этом попросит. Здороваясь или прощаясь, также следует прибавлять к концу фразы безличное обращение.

Как известно, Франция относится к ряду стран с самым высоким уровнем жизни населения, это обусловлено в первую очередь ее экономическим и политическим положением в мире. Франции также обладает определенным этикетом и характеризуется высоким интересом простых граждан к страны. Большинство ее жителей с любовью относятся к истории своей страны, языку своего народа, имеют активную жизненную позицию.

Любая страна идет по пути развития, со временем меняются взгляды людей, их мировоззрение, а значит, и Этикет и культура Франции 20 века, конечно же, существенно отличаются от культурных традиций более ранних веков. Однако и сегодня культура Франции у многих иностранцев ассоциируется, в первую очередь, с дружелюбностью, галантностью, изяществом, высоким этикетом.