Презентация на тему "М.Е. Салтыков-Щедрин

«Сказки» - Физкультминутка Мы проверили осанку И свели лопатки. Много захочешь – последнее потеряешь. О животных. Какая пословица подходит к сказке «Зимовье зверей»? Народные сказки: «Теремок», «Гуси-лебеди». Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся. Репка. Курочка Ряба. Волшебные сказки: «Золушка», «Спящая красавица».

«Урок Сказка» - В голове моей опилки, Но Шумелки и Вопилки (А также Кричалки, Пыхтелки и даже Сопелки и так далее) Сочиняю я неплохо И-ног-да! Сказочные викторины: Парад сказочных человечков. Я мужчина в самом расцвете сил, больше я тебе ничего не могу сказать. По всему известна свету Луковиц семья: Чиполлуча, Чиполлетто, Чиполлочьо, Чиполлото И, конечно, я!

«Сказки в картинах русских художников» - Поездка в Северную Италию оказала большое влияние на развитие творчества Врубеля. Сказочная Русь. Гармоническое соединение фантастического и реального в картине "Царевна-Лебедь". Врубель Михаил Александрович. «Царевна – Лягушка» В.М.Васнецов. По окончании курса в Петербургском университете Врубель поступил в Академию Художеств.

«Герой сказки» - Так круглая луна становилась все меньше и меньше. Герои сказки «Конек-горбунок». Герой сказок – Иван-дурак. Яйцо должно было быть полным, как окружающий наш мир. Окружающий мир для нас становится сказочным. Не случайно во многих сказках есть камень у дороги. Баба-яга в является «первой женщиной-космонавтом».

«Проект сказки» - Отдохнём? Конец сказки. ПИСАТЕЛЬ (автор). Волшебная. Волшебный предмет. Проект «СКАЗКА». Бытовая. Начало (зачин). Испытатели. Испытание проекта. Экспериментаторы. Место. Виды сказок. Деление на группы постановка задачи. Методическая разработка урока по теме «Литературная сказка». Богатырская. Народ.

«Сказки писателей» - К.И. Чуковский. Детям очень нравятся произведения Носова. Джанни Родари Повесть о луковом мальчике. В Солнечном городе Н.Н. Носова. Сказки помни и люби. Мероприятия, проведенные зав. библиотекой в 2006-2007 учебном году. Сказка – любимый жанр детского чтения. Ребята активно участвовали в игре. Литературный праздник, посвященный творчество К.И. Чуковского состоялся 15 марта в первых классах.

Cлайд 1

Cлайд 2

Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Cлайд 3

ПЛАН УРОКА. История создания. Жанровое своеобразие. Основные темы. Проблематика. Художественные особенности.

Cлайд 4

История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году. К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.

Cлайд 5

Жанровое своеобразие В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их. Кроме того важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Cлайд 6

Аллегория – иносказание Зачин – Ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»). Пословицы и поговорки - («бабушка надвое сказала», «не давши слова – крепись, а давши – держись»). Эпитет - В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный э. (в народной словесности, например, «сердце золотое», «тело белое»).

Cлайд 7

Основные темы Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы. Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.) Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.) Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.) Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь») Орел-меценат

Cлайд 8

Проблематика Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм). Премудрый пискарь

Cлайд 9

Художественные особенности Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»). Медведь на воеводстве

Cлайд 10

Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?») Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!») Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить») Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)

Cлайд 11

К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.

Cлайд 12

Слайд 1

Салтыков-Щедрин создал новый оригинальный жанр политической сказки, в которой сочетаются фантастика и реальная злободневная политическая действительность
В мире сказок Салтыкова - Щедрина

Слайд 2

Слайд 3

Основные задачи сказок:

Слайд 4

Слайд 5

Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?»)
Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!»)
Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»)
Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)

Слайд 6

Идейно-тематическое содержание сказок
Всего 32 сказки
Обличение господствующего класса
Показ положения угнетенного класса
Обличение самодержавия
Обличение бездеятельных либеральных обывателей
Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.)
Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.)
Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.)
Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)

Слайд 7

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Слайд 8

В сатире Салтыкова – Щедрина перед читателем возникает «образ страны страдающего, но пассивного народа, бессильного общества и жестокой, деспотичной власти»

Слайд 9

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Мультфильм

Слайд 10

«В сказке «Премудрый пискарь» Щедрин зло высмеял прячущегося от веяний живой жизни интеллигента, единственная цель которого – подленькое «шкурное приспособление», желание выжить ценой отказа от человеческих чувств, стремлений и борьбы»

Слайд 11

«Премудрый пискарь»
Мультфильм

Слайд 12

Сказка «Дикий помещик»
«Дикий помещик
Размышляя над судьбами народа в пореформенную эпоху, Щедрин не обходит вниманием традиционную для русской литературы «помещичью» тему. В сказке "Дикий помещик” изображен тип убежденного крепостника, «мужикоеда», который продолжает притеснять временообязанных крестьян. Помещик из этой истории все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий запах. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время это приводит помещика к полной деградации и одичанию: «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках…» Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя. И только неожиданное возвращение «роя» мужиков спасло имение от полного разорения и гибели.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пленительный мир сказок...

185 лет Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину

Дом, где родился будущий писатель. Имение Спас-Угол.

Мать Отец Ольга Михайловна Евграф Васильевич (дочь московского купца) (коллежский советник)

Дворянский институт в Москве

Царскосельский лицей

Тема урока «Сказка - ложь, да в ней намек…» (В чем загадка сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина?)

В сборник вошло 32 сказки Годы создания (1882 – 1886)

«В некотором царстве, в некотором государстве жили- были…»

«Скоро сказка сказывается, но легко ли дело делается?...»

Генералы -Ничего не умеют и не хотят делать -Глупые («ничего не понимали») -Беспомощные -По сравнению с мужиком они цивилизованные (знают, что такое Вавилонская башня) -Невежественные (даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в …») -Не способны думать ни о ком, кроме как о себе

Мужик -Все время занят работой -Глуп в некоторых ситуациях (сам свил веревку, которой его привязали) -Мастер на все руки, сметлив -Обладает определенным запасом знаний (знает, как добыть огонь и т.д) -Генералов кормит самым лучшим, о себе почти ничего не берет -Покорен, выполняет все желания генералов, во всем им подчиняется

«О них не в сказке сказано, а пером описано…»

Литературные понятия Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Гротеск – предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

Ирония – скрытая, неявная насмешка. Аллегория – иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. Фантастика – прием, в котором авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального мира.

Сатира Беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления

Как два генерала оказались на необитаемом острове? 1.В результате кораблекрушения 2.По щучьему велению, по моему хотению 3.С помощью волшебника 4.Прилетели на ковре-самолете.

В чем мужик варил суп? 1. В котелке 2. В пригоршне 3.В кокосовой скорлупке 4.В чане.

Какую газету читали генералы на необитаемом острове? 1. «Московскую правду» 2.«Московские ведомости» 3. «Московское обозрение» 4. «Вестник Москвы».

Как генералы отыскали на острове мужика? 1. По следам, оставленным на песке 2. По звукам балалайки 3. По запаху мякинного хлеба 4. По его крикам.

Кем этот мужик работал в Петербурге? 1. Поваром 2. Кузнецом 3. Маляром 4. Извозчиком.

В каком виде два генерала прибыли на остров? 1. В мундирах 2. В ночных рубашках 3. В шубах и валенках 4. Раздетые.

Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина? 1. Пуговицу 2. Орден 3. Тапочки 4. Платок.

Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть? 1. Все время спать 2. Научиться работать 3. Найти мужика 4. Поймать зверя.

Из чего мужик сделал силки для птиц? 1. Из собственных волос 2. Из собственной рубахи 3. Из собственных лаптей 4. Из лески.

Как генералы вернулись домой? 1. Заснули и проснулись дома 2. Так же как и попали на остров 3. Их спасли случайно 4. Мужик построил корабль

На какой улице в Петербурге жили два генерала? 1. На Подьяческой 2. На Фонтанке 3. На Литейной 4. На Невском.

Какой из двух генералов был поумнее? 1. Тот, кто был учителем каллиграфии 2. Тот, кто был учителем географии 3. Тот, кто был учителем логики 4. Тот, кто вообще не был учителем.

Как генералы мужика при себе удерживали? 1. Цепью приковали 2. Веревочкой привязали 3. Смирительную рубашку надели 4. Он остался сам.

Чем генералы наградили мужика? 1. Бутылкой пива 2. Медалью 3. Плетьми 4. Рюмкой водки и пятаком.