Волк - сказочный персонаж. Оборотни у славян Характер волка в народных сказках

Несомненно, все слышали рассказы и легенды о существе, которое при свете солнца выглядит, как обычный человек, а при полной луне обращается в чудовище. ликан, перевертыш - у него много имен. Но не важно, как называется человек-волк, вопрос в другом: существует ли он на самом деле или это все плод чьего-то больного воображения?

Животное внутри нас

У каждого народа существуют свои традиции, верования, а также люди-волки, койоты, гиены и даже люди-медведи. Некоторые поклонялись человеку-змее, другие почитали человека-льва, а кто-то боялся людей-леопардов. Еще на заре цивилизации воины переодевались в шкуры убитых животных, чтобы получить их силу. Однако похоже, что именно оборотень (человек-волк) стал идеальным синтезом человеческого превращения в животное. Почему волк?

Этот дикий зверь очень долго считался загадочным и непознанным существом. Волк опасен, прожорлив и необычайно силен. Человека всегда пугала способность зверя подкрасться тихо и незаметно. Кроме того, у волка есть невероятная способность оборачиваться на звук сразу всем корпусом, что добавляет ему устрашения.

Когда впервые появились люди-волки, история умалчивает. Эксперты приходят к выводу, что здесь речь идет о примитивной магии шаманов и тотемных ритуалах. Геродот упоминал, что скифы и греки считали жителей берегов Черного моря магами, способными превращаться в волков в определенные дни года. Но так ли это на самом деле?

Волки и колдуны

Ликантропия (так называют способность превращаться в волка) начала приобретать популярность с XV века. Люди верили, что деревенские шаманы заключали сделки с дьяволом и злыми духами во время полной луны и в обмен на проданную душу получали «волчью сущность».

Один из самых известных демонологов в мире Ланкре утверждал, что «человек, превратившийся в волка - это не кто иной, как сам дьявол, который в обличии свирепого зверя бродит по земле, чтобы причинять боль и страдания». Кроме того, волк - это заклятый враг ягненка, который символизировал и изображал Иисуса.

Церковь объявила на оборотней такую же охоту, как и на ведьм. И даже правители крупнейших стран Европы верили, что существует так называемая «волчья болезнь». К примеру, венгерский король Сигизмунд приложил немалые усилия, чтобы церковный в 1414 году признал, что люди-волки реально существуют. Данное признание положило начало самой настоящей травле оборотней по всей Европе. Только во Франции в период с 1520 по 1630 годы было зафиксировано более 30 тысяч случаев столкновения с ликантропами. Стоит вспомнить самые жуткие случаи того времени.

Гарнье-пожиратель

В 1573 году за многочисленные убийства детей был арестован Жиль Гарнье, который сознался, что он - человек-волк-одиночка. По его словам, однажды ночью во время охоты ему явился дух и предложил свою помощь. Призрак подарил Жилю чудодейственный бальзам, при помощи которого можно было превращаться в волка. Но делать это стоило только в полнолуние и в ночи с Только в это время ощущалась вся ярость и мощь зверя. Гарнье рассказал на суде, что совершил убийства четверых детей в возрасте до 14 лет. В шкуре волка он не просто убивал, но и поедал плоть своих жертв. Рассказ убийцы был полон самых жутких и мерзких подробностей.

Жиля Гарнье признали виновным в «преступных деяниях, которые он совершил после превращения в волка, а также в колдовстве». Убийца был сожжен на костре в январе 1573 года.

Гандильон - семейство оборотней

В 1584 году в небольшой горной деревне недалеко от города Сен-Клод оборотень напал на маленькую девочку. Ее шестнадцатилетний брат, бросившийся ей на помощь, был разорван на части. На крики детей прибежали селяне и закидали зверя камнями до смерти. Каково же было всеобщее изумление, когда мертвое чудовище превратилось в обнаженную юную девушку. Это была Перенетт Гандильон.

В результате под арестом оказалось все семейство Гандильон. Вероятно, они при помощи какой-то вводили себя в состояние психоза оборотня. Городской судья Боге, который рассматривал это дело, лично наблюдал за семейством в тюрьме и проводил дознание. В своем труде под названием «Рассказы ведьм» он написал, что семья Гандильон - самые настоящие люди-волки. Они ползали на руках и ногах, выли на луну и вообще потеряли человеческий вид: их глаза были налиты кровью, тела покрыты густой шерстью, а вместо ногтей - огрубевшие когти. Между прочим, юрист Боге был не из легковерных. И его наблюдения подтверждаются и другими официальными отчетами о ликантропах, заполонивших Францию.

Ролле - человек, превратившийся в волка

Этот случай произошел в 1598 году. На засеянном поле крестьяне нашли труп молодого мужчины, возле которого бродил волк. Люди погнались за зверем, пытавшимся удрать в чащу леса. Они преследовали его до огромных зарослей можжевельника. Охотники решили, что зверь в западне. Но вместо волка в кустах сидел абсолютно голый мужчина, весь перепачканный свежей кровью, с куском в руках. Это был Жак Ролле.

На допросе он заявил, что может превращаться в волка при помощи колдовского бальзама. Ролле также признался в многочисленных убийствах, которые он совершил вместе со своим братом и сестрой в обличии волков. От казни его спасло только то, что суд признал его сумасшедшим.

Человек с головой волка

Тринадцатилетний Жан Гренье был умственно отсталым. Но дело даже не в этом. А в его лице. В нем были ярко выражены собачьи черты: сильно очерченные скулы, заостренные клыки и налитые кровью глаза. Жан верил, что он самый настоящий человек-волк.

Однажды он признался девочкам, что больше всего на свете хочет их съесть, и когда зайдет солнце, он это сделает. Конечно, Жану не поверили и даже посмеялись над ним. Но, когда зашло солнце, мальчик свое обещание исполнил. Он напал на девочку и очень сильно искусал, но ей удалось сбежать. Гренье был арестован. Во время суда над ним мальчик заявил, что в нем живет волк, и он может освобождать его, когда заходит солнце. По словам молодого ликантропа, свои возможности он получил от самого дьявола.

Патология

Все эти случаи, несомненно, ужасны. Кровожадные убийства, растерзанные дети… Но если присмотреться внимательнее, то станет ясно, что все преступления совершались людьми, мягко говоря, эмоционально нестабильными.

Так, в психологии существует понятие «зоотропия». И это вовсе не возможность человека превращаться в животное при помощи магии, а самая настоящая патология. И заключается она в том, что люди считают себя животными и думают, что если будут вести себя так же, то получат их способности.

Существует даже отдельный вид этой патологии - психоз оборотня (ликантропия или люпиномания). Когда страдающий психическим расстройством человек действительно может верить в то, что во время полнолуния он превращается в оборотня. Больной на самом деле ощущает, как на нем растет шерсть, видит, как заостряются и удлиняются ногти, как его челюсти увеличиваются и вырастают клыки. Такой «человек-волк», сгорающий от нетерпения проливать кровь, бродит по улицам в поисках своей жертвы и может на самом деле серьезно покусать, поцарапать, покалечить и даже убить.

Сила мысли

Некоторые психологи считают, что психоз оборотня способен вызвать разительные перемены внешности у больных. Конечно, потери человеческих качеств не произойдет: хвост не вырастет, руки, хоть и с когтями, в лапы не превратятся, а лицо станет похожим, скорее, на обезьянью морду или неандертальца, но никак не на волка.

Ученые просто поражаются метаморфозам, которые могут происходить в в результате самовнушения и силы воли. Зарубцовываются раны, сдуваются ожоги. Так почему же нельзя путем интенсивного самовнушения уподобиться волку?

Кроме того, если послушать людей, превративших себя в волков, можно узнать об определенных ритуалах - прелюдии к метаморфозе. Например, выпить воды из волчьего следа, съесть мозг зверя или провести ночь в его норе.

Представления о людях-оборотнях, способных превращаться в животных, восходят к самым архаичным мифам разных народов. Таким даром обладали, в частности, многие эпические герои. В Средневековье оборотни стали сугубо враждебными, сатанинскими персонажами и в таком виде проникли в хоррор-литературу, а через нее — в фэнтези и ролевые игры. В последнее время намечается некое «переосмысление» образа оборотня как существа, близкого к природе и защищающего ее от людей и чудовищ.

Полукровки

Термин «ликантроп» (человек-волк — греч.) не совсем верен, так как в число ликантропов входят не только вервольфы, но и множество других оборотней, вплоть до вереворонов (уж извините нам эти убогие переводные кальки) и верекрокодилов. Однако он надежно прижился, и попытка его задним числом «отменить» заранее обречена на провал. Хищные млекопитающие составляют основу для большинства оборотней, но бывают и исключения. Абсолютно все оборотни имеют черты характера, напоминающие поведение животных, в которых они превращаются, и даже в человеческом облике некоторые элементы их внешности намекают на их истинную природу. Большинство оборотней, превращающихся в хищников и стервятников, злы и жестоки, тогда как ликантропы — превращающиеся в менее агрессивных зверей, обычно вполне сносны в любой своей форме. Все ликантропы могут меть облик человека или особо крупного образца того животного, в которое они превращаются, некоторые из них также имеют жуткую гибридную форму, сочетающую человеческие или более крупные размеры и человеческое же строение тела с животными чертами — мехом, когтями, мордой. Как правило, в этой форме оборотни наиболее опасны. Ликантропы уязвимы только для серебряного или магического оружия, некоторые во всех формах, другие только в нечеловеческих.

Классификация не по Дарвину

Оборотни бывают двух видов — истинные и зараженные. Есть еще результаты проклятий и воздействия определенных магических предметов, но они малочисленны. Истинные оборотни ликантропами рождены и такими умрут. Они произведены на свет родителями-оборотнями, они имеют полноценный доступ ко всем своим оборотническим способностям, могут менять облик по желанию, сохраняя при этом полный самоконтроль. Зараженные оборотни — это обычные люди, ставшие ликантропами в результате ранения истинным оборотнем. В большинстве своем они превращаются в иную форму на три ночи в месяц — перед, во время и после полнолуния, не способны контролировать себя в животной форме и наутро ничего не помнят.

Таких оборотней возможно излечить, вернее, снять проклятие.

Веренетопырь (werebat) представляет собой оборотня-летучую мышь. Помимо человеческого облика и гигантского нетопыря, это существо может принять форму тощего и длинного гуманоида с крыльями и мордой летучей мыши, острыми клыками и серповидными когтями. Эти существа живут в удаленных пещерах небольшими семьями, часто в сопровождении десятков обычных летучих мышей. Они предпочитают питаться людьми, но могут вынести и диету из других млекопитающих.

Веремедведь (wегеbеаг) входит в число немногочисленных «добрых» ликантропов. Эти существа всеядны и ведут одинокий образ жизни в глубоких лесах. В человеческом обличье они отличаются огромными размерами и силой, гибридной же формы не имеют. Веремедведи являются хранителями лесов и крайне редко покидают их в поисках инструментов или нанимаясь на службу. Вервольфы являются их естественными врагами.

Верекабан (wereboar) отличается темпераментом более взрывоопасным, чем нитроглицерин. Эти существа параноидально подозрительны и в каждом видят врага, склонны к немотивированной жестокости. Короткие жесткие волосы и невысокое, но мощное тело может выдать верекабана в человеческом облике так же верно, как и буйный характер. Гибридная форма этого оборотня отличается огромной кабаньей головой и мощной грудью и руками, поросшими щетиной. Гигантская сила позволяет чудищу поднимать противников руками и насаживать на свои бивни, страшные даже среди обычных кабанов.

Верелиса (werefox) уникальна в своем роде. Верелисами могут становиться только женщины, причем все они, независимо от расы, за пару лет быстро принимают облик среброволосых эльфиек в качестве «человеческой» формы. Форма эта настолько прекрасна, что любой мужчина со средней и меньшей мудростью моментально становится верелисьим рабом до гроба. В гибридной форме верелиса сохраняет свое эльфийское тело, но оно покрывается серебристым мехом и обретает лисью голову и роскошный хвост. Верелиса — тщеславное, любящее комфорт существо, которое живет в уединении в компании порабощенных мужчин и более не интересуется ничем.

Верекрыса (wererat) является одним из слабейших оборотней. Даже в гибридной форме человека с крысиным хвостом и мордой эти существа невелики ростом и склонны пользоваться оружием. Верекрысы, как и братья их меньшие, предпочитают селиться в канализациях крупных городов, промышляя воровством и поеданием падали. Они любят лакомиться людьми, но въевшийся запах канализации не способствует их успеху в обществе.

Вервольф (werewolf) , волк-оборотень, является прадедушкой всех фэнтезийных ликантропов. Благодаря многочисленным фильмам ужасов его облик и привычки стали известны почти каждому. Вервольфы имеют только одну нечеловеческую форму, но она может быть разной — у кого-то это крупный волк, у кого-то прямоходящий гибрид, у кого-то нечто среднее. Как и веренетопыри, вервольфы предпочитают уединение узкого семейного круга, кочуя по необжитым лесам и степям и охотясь на людей или иную пищу. Конечно, это касается только истинных вервольфов — у зараженных из собственной семьи обычно набираются первые жертвы.

Подробности

За неимением возможности втиснуть даже малую долю имеющейся об оборотнях информации в модуль статьи нам придется ограничиться только знакомством с «волчьей» разновидностью оборотней.

Итак, что же нам о них известно? У ликантропов есть масса преимуществ перед обычными людьми. Так, они не подвержены старению и физическим заболеваниям благодаря усиленной регенерации тканей. Поэтому они практически бессмертны. Однако их можно убить, смертельно ранив в сердце или повредив мозг, а также через повешение и удушение.

Как и настоящие волки, вервольфы могут оставаться одинокими долгие годы. Однако стремление присоединиться к стае зачастую заставляет их на время покинуть свое тайное убежище. Тогда оборотень способен допустить роковую ошибку, исповедавшись о своей сущности священнику или рассказав о ней близкому другу. Иногда он действует умнее, превращая другого человека в себе подобного, чтобы тот мог стать его спутником.
Стая ликантропов обычно состоит из оборотня, который стал таковым посредством магии, рождения или проклятия — то есть он представляет собой первичную проклятую кровь. Такой оборотень называется Альфа. Остальные члены стаи называются Бета-оборотнями, потому что укушены Альфой и несут в себе его проклятую кровь.

Взаимоотношения в стае достаточно сложные. Если человека укусит ли-кантроп, жизнь жертвы обречена на проклятие. Но человек сохраняет надежду на спасение, пока не вкусит чужой крови. Если Альфа погибает от рук (зубов) Беты, проклятие с Беты снимается. При этом нужно помнить, что, независимо от того, был ли Бета-оборотень укушен другим Бета-оборотнем или Альфа-оборотнем, для спасения от проклятия нужно убить первоначальный источник проклятой крови. Интересно, что Альфа не может причинить вреда Бета-оборотню своей кровной линии, потому что одновременно с ним он причинит себе точно такой же вред. Но если Бета-оборотень будет убит или ранен кем-то другим, Альфа не пострадает.

Отличай волков от агнцев

Существует несколько характеристик оборотней, которые позволяют их разграничить по степени опасности.

«Волк» — при трансформации человека в волка первый практически теряет разум и приобретает сознание зверя. Он не ставит целью убивать свои жертвы ради убийства, не нападает, если недостаточно голоден. Если превращение происходит в собственном доме или квартире ликантропа и он все-таки сохраняет частичные воспоминания о своей человеческой жизни, оборотень будет охранять свой дом, как волк — свою территорию. Если же превращение происходит в другом месте, он крайне осторожен, понимая, что данное место может принадлежать другому волку.

Вопрос о том, какая часть человеческой памяти сохраняется в сознании оборотня при трансформации, не имеет однозначного ответа. Иногда ликантроп в облике волка вообще ничего не помнит о своем человеческом существовании. В других случаях он чувствует себя более безопасно в доме, где живет как человек и чувствует родственные связи с близкими людьми. И, наконец, у него сохраняется вся память, однако интерпретированная сознанием волка.

«Демон» — при трансформации полностью теряет контроль над своими скрытыми желаниями. Внутренние сдерживающие мотивы полностью исчезают, и ликантроп превращается в «блуждающего демона», совершая жестокие и страшные убийства из чувства мести, обиды, ненависти. Он убивает свою жену, детей, родителей. После этого, вернувшись в человеческий облик, он может не помнить о том, что с ним происходило. Это очень опасный вид ликантропии.

«Супер» — это ликантроп, который после превращения полностью сохраняет человеческий разум и мышление. Наименее опасный для людей вид оборотня (при условии, разумеется, что его поведение в человеческой оболочке считается нормальным). Однако осознание того, что он пребывает в теле волка, может плохо помять на его психику.

Как превратится в оборотня

Основной приметой волколака является заметная от рождения «волчья шерсть» на голове. Также узнать оборотня можно по тому, что у них колени задних ног повернуты вперед, как у человека, а не назад, как у животного. Когда оборотень подходит к воде, там отражается не волк, а человеческий образ.
А каким образом происходит сама трансформация из человеческого в звериный облик и обратно? Способов превращения существует несколько.

Самым первым было «оборачивание» с помощью заговоров и обрядов («премудростей»), а самым распространенным — перекидывание. Человек, наделенный сверхъестественными способностями, становится волком, «перекинувшись» (перевернувшись) через воткнутый в гладкий пень или землю нож или топор. Перекидываются также через коромысло, пень, обручи, двенадцать ножей, веревку, ветку дерева, огонь на печном шестке, через сердцевину упавшего дерева или просто перекувырнувшись «против солнца» и т.п. Простые люди, как считается, могут сделаться волками, переступив через заговоренную колдуном вещь. Также для того, чтобы превратить человека в волка, колдун или ведьма набрасывают на него звериную шкуру, ленту или пояс.

Считалось, что особо сильные колдуны могут «пустить волками» целые свадебные поезда. Для этого колдун берет столько ремней и мочал, сколько в поезде лиц, нашептывает над этими вещами заклятие, и кого потом подпояшет таким поясом, тот и становится волком. Иногда ведьма перекапывает возвращающемуся от венца поезду дорогу небольшим ровиком: едва поезд наедет на это углубление, как лошади падают мертвыми, а люди убегают в зверином образе…

Также оборотнями становятся «превращенные по слову матери» и дети, похищенные нечистой силой.

Трансформация обычного человека в монстра почти всегда происходит в полнолуние. Начинается процесс с того, что человек очень быстро изменяется внешне: руки начинают пухнуть и удлиняться, кожа лица и конечностей грубеет и расплывается. Вскоре ногам начинает мешать обувь, пальцы искривляются и делаются цепкими. Рассудок несчастного помрачается: ему становится неуютно, тесно в доме, хочется вырваться наружу. Затем происходит полное помутнение сознания, язык отказывается повиноваться, вместо членораздельной речи раздается гортанное бормотание. В этой фазе оборотнем всецело овладевает жажда крови, подавляя все остальные чувства. Человек-зверь убегает в ночь, убивая всех, кто встречается на пути. Утолив голод, оборотень падает на землю и засыпает, вновь приобретая к утру человеческий облик.

Вот одно из литературных описаний такого превращения:
«Я держала Ричарда за руки, и мех перетекал у меня под пальцами, вздувались и опадали мышцы, ломались и срастались кости. Я закричала, пытаясь выбраться из-под него, но сила гнула меня вниз, наполняла меня, и мне казалось, что моя кожа сейчас лопнет, не выдержит ее, не может выдержать.
Он поднялся с меня, не волк, но человек-волк, покрытый шерстью цвета корицы и золота. Он поглядел на меня желтыми глазами и протянул когтистую руку, стоя на чуть согнутых ногах.
Я не взяла руку и отползла назад, встала на неверные ноги, не сводя с него глаз. В волчьем образе он был выше, футов семь, мускулистый и чудовищный. От Ричарда не осталось ничего, но я знала, как это приятно — выпустить своего зверя на свободу. Я ощутила, как зверь поднимается из него как второй разум, вторая душа, поднимается вверх, наружу, заполняет его и выплескивается его оболочки.
И тело еще пощипывало там, где коснулся этот зверь. Сенсорная память этой мягкости его меха под пальцами будет преследовать меня отныне». (Лорел Гамильтон. «Смертельный танец»).

В каждом живёт зверь

Вообще же русское слово «превращение» всегда бывает ассоциации, более всего подходящие к мифам, сказкам, волшебству. В английском языке процесс трансформации принято называть shifting или shapeshifting (дословно «изменение формы»). Другое английское слово — therianthropy (териантропия) — относится непосредственно к изменению человеческого тела в тело животного.
Некоторые исследователи делят териантропию на физическую и духовную. В последнем случае человек, сохраняя нормальную оболочку, меняет образ мышления с человеческого на животный и начинает мыслить, как зверь. Признаки того, кем он себя считает, словно заложены в нем самом. Например, кто-то чувствует в себе волка и ягуара, другой подсознательно стремится жить в стае или охотиться в одиночку. Существуют люди, чувствующие в себе инстинкты зверя и способные их по желанию развить, а затем использовать такие усиленно выраженные качества, как скорость, реакция, повышенная чувствительность при восприятии окружающей среды, ловкость, сила.

Тотемы — это животные, которые наилучшим образом отражают характер конкретного человека. Использование тотемов различно. Особенно это заметно при изучении древних культур и шаманских обычаев, когда одни шаманы уделяют большое внимание фигуркам и цвету животных-тотемов, другие их игнорируют.

Существует два вида тотемов: внутренний (центральный) — тот, что определяет сущность человека, и внешний — духи, которые помогают человеку и ведут его по жизни. Внутренний тотем — это животное, повадки, привычки, образ жизни которого подходят вам наилучшим образом. Кто-то сравнивает себя с волком или даже медведем. Внешний тотем ведет вас по жизни, как ангел-хранитель, и проявляет себя по разному, в зависимости от того, каких традиций вы придерживаетесь.

Методы борьбы

Каковы способы противостояния оборотням? В сказаниях всех народов земли ликантроп может быть убит обсидиановым ножом или стрелой с таким же наконечником. Обсидиановое оружие считается священным и употребляется во многих ритуалах. Еще одно вещество, обладающее разрушительной силой для оборотня, — серебро. И шотландцы, и англичане, и русские, и африканцы, и индийцы убивают своих оборотней серебряным оружием. Это может быть как пуля, отлитая из серебра, так и кинжал с серебряной отделкой на лезвии.
Конечно, проще и милосерднее убить любое существо сразу, не подвергая ненужным мучениям, но человек, увы, такое животное,

которое само по себе бывает пострашнее любого оборотня. «Серебряный ошейник», или так называемый ошейник оборотня, был изобретен на основе знания о воздействии серебра на организм ликантропа. Он был придуман как оружие возмездия, но крайне опасное, ведь такой ошейник нужно было надеть на живого оборотня, и он считался очень эффективным средством для тех, кто хотел оттянуть время и поиздеваться над ликантропом. Устроен он был весьма просто: на кожаной ленте ставились острые клепки, впоследствии их стали заменять тонкими иглами (не снаружи, а так, чтобы они впивались в горло) из серебра, совершался определенный ритуал (на Руси такую вещь просто освящали). Далее предстояло выявить оборотня, желательно в полнолуние, причем в облике зверя. Если надеть ошейник на оборотня, согласно поверью, он не может превратиться в человека, но и не сможет полностью стать волком — иными словами, получится волк ростом с человека, и ходить он будет на задних лапах, Снять ошейник он не сможет, и другой оборотень тоже будет не в состоянии помочь ему это сделать, так как ошейник клепали с двух сторон. Таким образом, согласно преданию, отцы мстили за дочерей, уведенных волками-оборотнями.

Образ, подобный волколаку, человеку-волку, оборотню, есть в верованиях многих народов. Верование в волколаков относится к эпохе, когда возможно было представить себе человека в образе зверя и когда люди, находясь в постоянном общении с животным миром, умели, по пословице, «с волками выть по-волчьи»: как ни странно, летописцы это искусство действительно приписывали некоторым лицам.. Так, в Лаврентьевской летописи читаем: «…и яко быстъ полунощи, и встав Боняк и отъеха от вой, и поча выти волъчски, и волк отвыся ему, и начата волци выти мнози…»

Так или иначе, представления о том, что под шкурой волка может находиться мужчина или женщина, отразили веру в родство и единство всего живого: здесь волк — хозяин леса, зверей и одновременно старший родственник, покровитель, предок человека, «сильный» колдун, волк-волхв. Человек же, в свою очередь, — «превращенный волк», который черпает в этом родстве силы, а в критические моменты жизни может вновь принять обличье животного.

Волкодлак, волколак, волкулак, вовкулак, в славянской мифологии человек-волк; оборотень ; колдун, способный превращаться в волка и обращать в волков других людей. Легенды об оборотне общи всем славянским народам. В представлениях о волколаке соединились черты фольклорного образа и заимствования из представлений о христианской демонологии.

Исключительная архаичность представлений об оборотнях явствует из того, что в других индоевропейских традициях (в частности в хеттской) превращение жениха в волка связывается с распространенной формой брака — умыканием (насильственным уводом невесты).

Древность этого образа подтверждается также летописью 1282 года, повествующей о волколаке, который «гонит облака и изъедает луну» (славяне долго хранили веру в волхвов-облакогонителей, которые превращались в волков, поднимались на небо и призывали дождь или разгоняли тучи).

По мнению Ф. Буслаева, «остаток этого предания доселе сохранился в пословице: «Серый волк на небе звезды ловит.» В отличии от мифологии народов Европы, у славян оборотень изначально был положительным персонажем, да и факт оборотничества воспринимался в принципе как нормальное явление. Необычное — да, но не в коем случае — не страшное и ужасное.

Косвенно это подтверждает и древний русский заговор, записанный Сахоровым:

«На море, на океане, на острове Буяне, на полой поляне светит месяц на осинов пень, в зелен лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый, а в лес волк не заходит, а в дол волк не забродит. Месяц, месяц — золотые рожки! Расплавь пули, притупи ножи, измочаль дубины, напусти страх на зверя человека и гада, чтобы они серого волка не брали, теплой шкуры с него не драли. Слово мое крепко, крепче сна и силы богатырской.»

Обращение в волка было уподоблением одному из наиболее почитаемых и могущественных, наделяемых сверхъестественными силами зверей. Имя этого зверя было настолько священным, что его нельзя было произносить в слух, поэтому вместо «волк» говорили «лютый», а мужчин некоторых племен называли «лютичи».

Способность превращаться в волка издревле приписывалась «особо сильным» колдунам и, видимо, составляла необходимую часть определенных обрядов. «Оборотиться», «обвернуться» (превратиться) нередко буквально означало «перевернуться», то есть перекувырнуться, «переброситься через себя» или через условную границу.

«Оборачиваясь», человек как бы переворачивался той стороной своего существа, которая приобщена к высшим силам мира, к почитаемым зверям, птицам, рыбам — «предкам, родственникам и покровителям».

В повествованиях об оборотнях грань между человеком и зверем — узенькая полоска ножа, веревки, ветки, в сущности, она проходит через самого оборотня: он и человек, и животное одновременно. Практика оборотничества была настолько распространена среди славянских племен, что Геродот описывает ежегодное превращение невров (славянское племя, предположительно обитавшие на территории Белоруссии) на несколько дней в волков, как нечто само собой разумеющееся.

А славянский героический эпос, вообще, характеризует главного героя оборотня как существо божественного происхождения. При рождении русского героя-волка Волги Всеславовича:

А и на небе просветя светлел месяц,
А в Киеве родился могуч богатырь,
Как бы молоды Вольх Всеславьевич.
Подрожала сыра земля,
Стреслося славное царство Индейское,
А и синея море сколыбалося
Для-ради рождения богатырскова,
Молода Вольха Всеславьевича.

Подобные катаклизмы и природные явления сопровождали рождение стихийных славянских божеств. Многие исследователи проводят параллели (правда, весьма условные), согласно которым Вольх — это киевский князь Олег, считавшийся вещим (другим словом для обозначения волколака было слово, образованное от глагола vedati — «знать»: укр.вiщун — «волк-оборотень», др.-чеш.vedi — «волчицы-оборотни», словен. vedomci, vedunci, vedarci — «волки-оборотни»).

Впрочем таким князем-оборотнем был и не менее прославившийся Всеслав Полоцкий (вторая половина 11 в.), который «...князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал... Херсоню великому волком путь перерыскивал...» (Слово о полку Игореве).

Другим славянским оборотнем, героем белорусского и сербского эпосов, был Змей Огненный Волк. Его образ также восходит к общеславянскому мифу о герое-волке. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в человеческом облике, «в рубашке» или с «волчьей шерстью» — приметой чудесного происхождения. Может оборачиваться волком и другими животными, в том числе — птицей; совершает подвиги, используя способность превращать себя (и дружину) в животных.

Многие из существ низшей мифологии тоже имели склонность к оборотничеству, леший, например, очень часто превращался в белого волка (белого царика) или в волчьего пастыря.

С принятием христианства все прежние божества были низвергнуты и объявлены демонами. Не обошла эта участь и оборотней, которые из божеств-помощников и героев-богатырей стали жуткими чудовищами ночных кошмаров. Среди русских крестьян XXвека вера в оборотничество, в общем, угасает, хотя рассказы об оборотнях — волках и медведях до сих пор популярны в некоторых районах России.

ПРИМЕТЫ ОБОРОТНЯ

Основной приметой волколака, как и героя-волка, является заметная от рождения «волчья шерсть» (сербохорв. Вучка длака, словенск. Volcja dlaka) на голове (сравни тождественную древнеисландскую примету — vargshar, «волчьи волосы» оборотня).

Также узнать оборотня можно по тому, что у них коленки задних ног повернуты вперед, как у человека, а не назад, как у животного. Вынужденные волколаки людям не причиняют вреда, кроме тех, кто их «испортил». Те не должны попадаться им на глаза.

Когда оборотень подходит напиться к воде, там отражается не волк, а человеческий образ.

Отличали животных-оборотней по необычному поведению, реже — по каким-то чертам в их облике (белая полоса на шее волка, белый цвет шкуры, отсутствие хвоста).

СПОСОБЫ ПРЕВРАЩЕНИЯ

Самым первым известным способом превращения было оборачивание с помощью заговоров и обрядов («премудростей»):

Втапоры поучился Волх ко премудростям:
А и первой мудрости учился
Обертываться ясным соколом,
Ко другой-то мудрости учился он Волх
Обертываться серым волком,
Ко третей-то премудрости учился Волх
Обертываться гнедым туром — золотые рога.

Перекидывание. Самый распространенный способ. Человек наделенный «сверхъестественными» способностями, становится волком, «перекинувшись» (перевернувшись) через воткнутый в гладкий пень или землю нож или топор. Перекидывались также через коромысло, пень, обручи, двенадцать ножей, веревку, ветку дерева, огонь на печном шестке, через сердцевину упавшего дерева или просто перекувырнувшись «против солнца» и т.п.

Простые люди могли сделаться волками, переступив через заговоренную колдуном вещь. Также для того, чтобы превратить человека в волка, колдун или ведьма набрасывают на него звериную шкуру, ленту или пояс (повязывая им).

Одевание волчьей шкуры. Один из древнейших способов превращения, практиковался еще волхвами.

Превращение на свадьбах. Считалось, что особо сильные колдуны могли «пустить волками» целые свадебные поезда. Для этого колдун берет столько ремней и мочал, сколько в поезде лиц, нашептывает над этими вещами заклятье, и кого потом подпояшет таким поясом, тот и становится волком. Иногда ведьма перекапывает едущему от венца поезду дорогу небольшим ровиком: едва поезд наедет на это углубление как лошади падают мертвые, а люди убегают в зверином образе и т.п.

Превращение «по слову матери». Тоже самое, что и превращение по проклятью. Волколаки превращенные по слову матери не должны не в коем случае есть сырое мясо, иначе навсегда волками останутся.

Оборотнями становятся дети, похищенные нечистой силой.

СПОСОБЫ ВОЗВРАЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЛИКА

Перекинуться через волшебный предмет в обратную сторону.

Вытащить волшебный топор из пня.

Волк станет человеком по истечении времени, условленного заклинанием.

Накрыть волка человеческой одеждой.

Некоторые колдуны накладывают особые условия для возвращения человеческого облика: в быличке солдат заставляет покойницу попадью, обратившую свадебный поезд в волков, указать путь к их спасению; для этого необходимо собрать оборотней: «Дам я тебе трубочку. В эту трубочку потруби — они все к тебе придут. Оторву тебе шматок от савана. Этим их покури — они опять люди будут.» (Псковская область).

Накормить оборотня «благословленной едой», т.е. такой едой, которую благословили.

Обвязать оборотня поясом с узлами, завязывая которые пришептывали «Господи, помилуй».

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ КОЛДУНОВ И ОБОРОТНЕЙ

Молодоженов и свадебные поезда всегда охранял специально приглашенный колдун — вежливец и дружка, «шафер со стороны жениха», на юге называемый «волком».

Обезапасить себя от оборотня (прежде всего — от оборотня-колдуна) можно было, ударив его наотмашь, искалечив (поранив волка-оборотня, подковав ведьму-лошадь).

От оборотней защищал «змеиный топор» (топор, которым убили змею).

Если похитить одежду колдуна или предмет, через который он оборачивался, то оборотень не сможет принять человеческий облик.

Чтобы оборотень не стал после смерти упырем ему перерезали пяточные сухожилия, а глаза (или рот) зажимали монетами.

Образ, подобный волколаку, человеку-волку, оборотню, есть в верованиях многих народов (английский Беовульф, немецкий Вервольф и т.п.). Верование в волколаков относится к эпохе, когда возможно было представление человека в образе зверя и когда люди, находясь в постоянном общении со зверями, умели, по пословице, с волками выть по-волчьи: как ни странно это покажется, а летописцы это искусство действительно приписывали некоторым лицам.

Так, в Лаврентьевской летописи читаем: «...и яко бысть полунощи, и встав Боняк и отьеха от вой, и поча выти вольчски, и волк отвыся ему, и начаша волци выти мнози.»

Так или иначе, представления о том, что под шкурой волка может находиться мужчина или женщина, отразили веру в родство и единство всего живого: здесь волк — «хозяин» леса, зверей и одновременно «старший» родственник, покровитель, предок человека, «сильный» колдун, волк-волхв. Человек же, в свою очередь, — «превращенный волк», который (особенно колдун) черпает в этом родстве силы, а в критические моменты жизни может вновь стать волком.

Волк в русских народных сказках в большинстве случаев является негативным персонажем. Он сильный и опасный противник, но в то же время это наивный и не отличающийся особым умом герой. Часто попадает в передряги из-за своей глупости, злонамеренности, излишнему доверию Лисе и другим более смышленым персонажам. В редких повествованиях волк все же становится верным другом и защитником.

Волк в русских народных сказках

Положительная и отрицательная роль волка в сказках: ее истоки

Неоднозначное изображение персонажа связано с таким же нечетким отношением к животному в народе. В сказках он нередко становится собирательным образом, наделенным силой и глупостью одновременно. С помощью поучительных историй демонстрируется, что физическая мощь противника – это еще не главное качество для победы в схватке. Удачно дополняет этого персонажа пословица «Сила есть – ума не надо!». Но в тоже время, когда в сказке хитрая Лиса издевается над волком, мы сопереживаем ему. Его простодушие нам ближе, чем коварность рыжей плутовки.

Образ простодушного волка опровергается в некоторых сказках. Например, в рассказе об Иване-царевиче волчий герой наоборот демонстрирует мудрость, неожиданно становится на сторону добра, выполняет роль советчика и помощника. Но это скорее исключение, чем правило.

В изображении сказочного волка народ далеко отошел от реальных качеств животного. Если данное лисе качество хитрости, а зайцу – трусости кажутся вполне логичными, то совсем непонятно почему столь опасному хищнику приписали глупость. В природе волк - отличный охотник. Он даже приносит определенную пользу, как санитар леса. Приписанное ему качество прямодушия можно разве что связать с тем, что он способен глаза в глаза столкнуться с опасностью. Также о бесхитростности говорит его манера охотиться: волк не гоняется долго за жертвой, нападает чаще стаей и только на самых слабых особей из стада.

Характер волка в народных сказках

В первую очередь волк – это персонаж-злодей. Вот только в некоторых сказках он несет угрозу для других героев, а в остальных является безобидным и даже полезным.

  • «Как волка уму разуму учили» - волчий персонаж в этом рассказе глупый и ленивый. Он проявляет прямодушие, которое можно было бы расценивать как положительную черту, если бы она не была связана с глупостью.
  • «Волк и Коза» - здесь он злонамеренный обманщик, безжалостный и жадный, но все же не лишенный наивности.
  • «Лисичка-сестричка и Волк» - волчий герой отображается как глупый и наивный персонаж, который, несмотря на свою злобную личину, страдает от проделок Кумушки-Лисы.
  • «Иван-царевич и серый волк» - изображается как совестливый злодей, решивший возместить свое злодеяние добрым делом и помочь человеку советом и делом. Здесь он раскрывается как добрый и бескорыстный персонаж.
  • «Волк, кот и собака» - здесь персонаж демонстрирует неухищренные уловки, это один из немногих рассказов, где проявляется его способность к обману. Не такому искусному, как у Лисы, но все же способному причинить вред.

Как можно заметить, серый волк является самым поучительным, как в положительной, так и в отрицательной ипостаси.

У вас бледное лицо, вы спите мертвецким сном и у вас сросшиеся брови? Возможно, вы оборотень! В то, что человек превращается в волка, люди верили в глубокой древности и продолжают верить до сих пор…

Казалось бы, истории о волках-оборотнях с течением времени должны были уйти в небытие. Но это совершенно не так. Волколак присутствует и в современной культуре, он стал героем литературы и кино. Знаменитый фильм «Волк» 1994 года с Николсоном и по сей день будоражит воображение и порождает страх. Тем более что для многих людей это вовсе не фантастика! Когда в 80-годы прошлого века в Тоскане провели опрос, оказалось, что почти все респонденты — вне зависимости от возраста и образования! — верят, что человек превращается в волка, и наоборот. Более того — многие из опрошенных заявили, что сами были свидетелями столь необычных метаморфоз.

Люди-волки, змеи, кони, лисы…

Убеждение в том, что человек может превращаться в разных живых тварей, в том числе волков, имеет глубокие корни. Мифы Древней Греции говорят о превращении Гармонии и Кадмоса в змей. Одиссей под воздействием волшебства становился лошадью, Ифигения — коровой, а Каллисто — медведем. В Абиссинии и по сей день народ верит, что кузнецы превращаются в гиен и высасывают из людей кровь. В Сибири и на Алтае, согласно народным верованиям, люди могут превращаться в лисиц и медведей, а в Малайзии — в тигров. Скандинавский бог войны и магии Один и его воины обладали даром превращения в волков. Но самая известная история – эта история царя Навуходоносора. Было это результатом бреда больного воображения или колдовских чар, но легендарный правитель ощущал себя диким зверем, покидал дворец и бродил по лесу. Волосы покрывали его, как перья орла, а когти выросли, как у птиц, – примерно так говорилось об этом человеке-звере, облеченном властью, в библейской книге Даниила.
Что интересно, еще в первой половине 19 века в некоторых южных регионах Европы считалось, что оборотнем становится каждый, кто был зачат во время полнолуния. В Румынии некоторые верят и до сегодняшнего дня, что превращается в оборотня человек, зачатый в рождественскую или пасхальную ночь. И именно в эти дни церковь рекомендовала половое воздержание, так как считалось, что детей настигала «кара за грехи своих родителей». Со времен Вергилия и по сегодняшний день в Италии сохранялось убеждение, что волки насылали на людей чары: на кого они смотрели, тот становился немым. Впрочем, для итальянцев волк и без того является магическим животным. Его зубам приписываются защитные свойства, их носят в качестве амулетов. Нередко измельченные в порошок кости волка добавляются в травяные снадобья, приготовленные для лечения разных заболеваний. Но те же итальянцы демонстрируют и здравый смысл, потому что всегда считали, что люди-волки могли быть «не настоящими», а всего лишь жертвами ликантропии. Что это такое? При этом редком психическом расстройстве больной воображает, что он волк (или другой зверь), убегает из дома, бродит по лесам и дорогам, нападает на животных и людей. Как лечат ликантропию? В народной копилке есть рецепт и на этот случай. Считается, что ликантроп до сих пор пребывает в роли человека-волка (другого зверя), пока не нырнет в воду. Поэтому перед домами несчастных, пораженных этой болезнью, всегда стояла бочка с водой, погружение в которую восстанавливало человеческую душу.

Как распознать волка-оборотня?

На славянских землях тоже охотно верили, что человек обладает способностью превращаться в волка или другого животного. Про так называемых волколаков сохранилось множество леденящих душу историй. Говорили, что такая метаморфоза могла случиться из-за заклинаний, произнесенных ведьмой, или надевания на себя волчьей шкуры. Жители Нижней Бретани до сих пор убеждены, что волколаки, надевая волчью шкуру, превращаются в зверей, жаждущих крови и бродящих по ночам в лесу, нападают на встречающихся им людей. С наступлением рассвета они снимают с себя волчью шкуру и возвращаются домой.

Итак, как распознать в человеке оборотня? У народных верований и на это есть ответ. Волколака выдает бледное лицо, сухая кожа и глубокий беспробудный сон. Узнают его и по тому, что после ночи, проведенной в лесу, весь следующий день он будет дрожать от холода даже в жару. В Дании считается, что дети, имеющие сросшиеся над носом брови, во взрослой жизни станут людьми-волками. Что ж, таким малышам можно только посочувствовать. К счастью, пинцет может решить эту проблему…

Можно сказать, что родиной оборотней стала Франция, поскольку именно в тех краях циркулировало больше всего историй о превращении человека в волка. Например, история о Бисклаврете, диком звере, пожирающем людей в Бретани. В летописях сохранилась история из Овернии от 1588 года. Во время охоты один из охотников во время ночной борьбы отрубил и забрал волчью лапу. Животное убежало. А утром лапа превратилась в женскую руку с кольцом на пальце. Ее тут же опознали, и группа заинтересованных лиц отправилась к знатной даме, которой она должна была принадлежать. На месте выяснилось, что у женщины не было правой руки. Она была обвинена в том, что являлась оборотнем, и сожжена на костре.

Любовь побеждает проклятие

Примечательно, что в народных историях фигурирует очень мало женщин, превращающихся в волчиц. Одна из таких историй (польского происхождения) сохранилась по сей день. Она повествует о юноше, который провел ночь на мельнице, чтобы поймать обитающего в нем оборотня. Когда тот снял шкуру, превратился в красивую девушку. Молодой человек в нее сразу же влюбился. Он спрятал ее шкуру и вскоре взял экс-волчицу в жены. Спустя несколько лет жена нашла волчью шкуру, надела ее и снова стала оборотнем-волком. Чтобы вернуть человеческую душу и облик, ее нужно было узнать в волчьей стае. У влюбленного мужа с этим проблем не возникло. И тогда жена навсегда перестала быть волком-оборотнем.

Когда люди превращаются в волков чаще всего?

Конечно, во время полнолуния, но есть и другие дни, обладающие исключительной силой. В некоторых районах Франции верят в то, что это специфическая трансформация происходит в магическое время — в ночь на Великую (Страстную) Пятницу, в ночь на 1 мая (в Вальпургиевую ночь), в ночь святого Иоанна (23-24 апреля), в ночь перед Днем всех святых, а также в каждую ночь с Рождества и до 2 февраля.

У оборотней есть свой праздник!

Он отмечался в Древнем Риме. Женщинам и животным эти обряды были призваны обеспечить фертильность, плодородие, а пастухов и стадо овец они должны были защитить от нападения волков. Торжества проходили в священной пещере на Палантинском холме. Жрецы, одетые в волчьи и овечьи шкуры, сначала ударяли женщин кожаными ремнями, а потом разыгрывали сценки в честь фавна Луперкуса, защищавшего овец от волков. Со временем этот праздник связали с убеждением в том, что человек может превращаться волка.

В конце концов «волчьи» ритуалы канули в Лету, но вера в эту странную трансформацию сохранилась во многих местах Европы и сегодня