Метель повесть анализ. Анализ «Метель» Пушкин

Цикл «Повести Белкина» был создан в период «Болдинской осени» в 1830 г. Это был период, когда из-за начавшейся холеры был объявлен карантин на въезд и выезд в Петербург и Пушкин вынужден был провести всю осень до окончания карантина в имении Болдино. Повести были изданы в 1831 году. Издание было анонимным, то есть Пушкин приписал авторство некоему Белкину. Цикл состоит из пяти повестей, которые, якобы, некогда рассказал автору ныне покойный Иван Петрович Белкин. Это повести: «Барышня-крестьянка», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Метель» и «Выстрел».

Идея цикла в том, что автор показал все этажи русского общества, снизу до верху. Здесь всё изложено сжато и просто, нет ни одного лишнего слова. Пушкин не объясняет поступки своих героев, тем более не пускается в пространные объяснения мотивов их действий. Тем не менее, читатель прекрасно понимает мотивы поступков его героев, с их достоинствами и недостатками.

Персонажи повестей не являются яркими индивидуальностями, как большинство пушкинских героев. Они типичные представители своей среды. На первом плане у них бытовая сторона. Но пушкинское построение рассказа, развитие сюжета, кульминация и счастливая развязка держат интерес читателя на протяжении всего повествования.

Анализ произведений

Выстрел

Сюжет повести довольно простой. Герой повести Сильвео, будучи натурой примечательной во всём, что касалось гусарского удальства, возненавидел своего не менее достойного молодого соперника. Дело дошло до дуэли, в ходе которой его соперник проявил такое равнодушие к смерти, что Сильвео не стал стрелять, оставив за собой право выстрела. Долгие годы он ждал подходящего случая для мести, пока, наконец, не получил известие о женитьбе своего врага. Явившись к нему с требованием реализовать свой выстрел, он получил полное удовлетворение, унизив его перед женой. На прощание он довольно точно выстрелил в картину, оставив в ней дырку, которая и послужила поводом для воспоминаний.

Главный герой повести личность, конечно, сильная и незаурядная. Но, все его достоинства меркнут на фоне его зависти к более удачливому сопернику. Зависть, как известно мужчину, тем более гусара, никак не красит. Ещё более блекнут его достоинства от мелочной мстительности. Эти качества, тем более усугубляются, когда он доводит до ужаса жену графа, целясь в него. Однако, в последний момент что-то останавливает его от убийства. Думаю, что не столь важна истинная причина, важнее другое, человек не стал убивать другого человека. Вполне возможно, в этот момент в главном герое проснулись истинные человеческие чувства.

Такой финал характерен тому пушкинскому духу, придающему столько душевного тепла «Повестям Белкина». Он убеждает читателя без лишнего пафоса поверить в торжество «добрых чувств» над глупыми и никчемными правилами общества. Благородство Сильвео может показаться спонтанным, но это есть жившее в нём изначально качество души.

Метель

Своеобразная пьеса ситуаций. Роковые и счастливые случайности, которым отводится отводится в повести немаловажная роль. Романтическая героиня повести Марья Гавриловна соглашается на тайный брак с Владимиром, отверженным её родителями. В результате роковой случайности, точнее из-за сильной метели, героиня венчается с неизвестным гусаром. Владимир уходит на войну с Наполеоном и погибает. В результате цепи счастливых случайностей, повесть приходит к счастливой развязке.

В характеристике главной героини, автор сразу отмечает, что она воспитана на французских романах, потому и влюблена. Возможно, что ей нравился Владимир от того, что начиталась романов. Это уже свидетельствует о легкомысленности её характера, как, впрочем, и о её романтизме. Владимир нисколько не отстаёт от Марии. Такоё же романтик. Он склонен мечтать о тайном венчании, после которого, по его мнению, родители растрогаются и дадут им своё благословение. Его рассуждения чем-то напоминают одного из гоголевских героев, Манилова. Когда же обстоятельства требуют действий, он, по большому счёту, оказывается ни к чему не способен.

Автор не скрывает своего ироничного отношения к героям с их увлечением романтической модой. Но, когда в действие вклинивается война, многое меняется. Любая война открывает души людей, оставляя только истинное. Романтик Владимир героически гибнет, становится героем. Бурмин, шутки ради, обвенчавшийся с неизвестной девушкой, теперь смотрит на это иначе и разыскивает свою неведомую жену, чтобы жениться на любимой. Лучшие страницы повести - описание метели, самой главной героини повести,сыгравшей роковую роль для Владимира и счастливую для Марьи Гавриловны и Бурмина.

Гробовщик

Здесь мы попадаем в среду торговцев и ремесленников. Главные герои здесь гробовщик Прохоров Адриан, его дочки и друзья. Герои не озабочены романтическими фантазиями, они твёрдо ходят по земле и решают земные проблемы. Такие, как предстоящие богатые похороны купчихи Трюхиной, которые могут перехватить конкуренты. Смерть человека для таких, как гробовщик это всего лишь возможность заработать деньги. Даже во сне он рассматривает своих покойных клиентов только с точки зрения их прибыльности. В мертвецах, которые пришли в гости к Адриану, автор ярко отразил те социальные отношения, которые существовали в то время в обществе.

Пушкинский маленький человек - это прародитель гоголевского Акакия Башмачкина. Чиновник, которого могут поколотить знатные проезжие. Уверенный в том, что его украденная проезжим гусаром дочка Дуня, брошена им, желает ей смерти. Однако всё происходит наоборот. Гусар Минский оказавшийся человеком достойным, женился на Дуне. Ожидания отца не оправдались, дочь его стала богата и знатна. Однако, искушённый читатель понимает, что дочь свою Самсон Вырин всё-таки потерял. Мир Вырина и мир Минского разделяет огромная яма, которую он не в состоянии преодолеть. Дуня смогла перешагнуть её не задумываясь только благодаря своей слепой любви к Минскому и женской непосредственности.

Однако, у неё не хватило духу пойти дальше и перешагнуть через правила «приличного» общества, в котором она оказалась. Фактически она отказалась от отца. Её последующий приезд уже на могилу отца всего лишь попытка успокоить свою совесть. Если бы конец был бы таким, как предполагал Вырин, вышла то бы очередная история про несчастную доверчивую девушку и негодяя- соблазнителя, коих было в ту пору немало. Однако у Пушкина всё гораздо глубже и реалистичнее. Казалось бы, счастливый конец повести оставляет трагический осадок.

Барышня-крестьянка

Это последняя история цикла. Во многом она напоминает водевильный сюжет с переодеваниями. Герои здесь также романтичны, но романтизм их рождён не французскими романами, а их натурами. К тому же романтизм героев деятельный. За своё счастье они борются, Алексей готов идти на жертву ради любимой и отказаться от отцовского состояния.

Героиня повести Лиза, дочь богатого барина, переодевшись в крестьянку, встречает в лесу Алексея Берестова и молодые люди влюбляются. Алексей, искренне считая Лизу-Акулину крестьянкой, решает на ней жениться, презрев социальные предрассудки. Достойное решение для молодого человека, надо признать. Характеризует его с самой лучшей стороны. Особенно усиливается уважение к нему, когда он готов отказаться ради любимой девушки от богатства. Это характеризует его не только как человека честного и благородного, но смелого. Маскарадный образ Лизы помог обнаружить истинные чувства героев, когда в них открылись простые русские люди.

Анализ "Повестей Белкина" А.С. Пушкин

В 1831 году в печати появляются пять повестей, объ­единенных одним названием - «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.». Пушкин опубликовал это произведение анонимно, приписав авторство выдуман­ному лицу - некоему Белкину.

Персонажи в большинстве своем не обладают яркими индивидуальными чертами, как другие герои Пушкина. Эти люди не возвышаются над окружающей их средой, а являются ее типичными представителями. Бытовая сторона выступает здесь на первый план. Острота сюжета, посте­пенно нарастающее драматическое напряжение, тайны, разъясняющиеся к концу, неожиданные, но глубоко оправ­данные, мотивированные развязки - все это непрерывно поддерживает интерес читателя и делает повести увлека­тельными. Так богатство содержания сочетается в пушкин­ских повестях с изяществом и стройностью формы.

«Выстрел»

Главной темой «Выстрела» является вопрос о дуэли, которая в начале 20-х годов была широко распространен­ной дворянской модой.

Герой этой повести, Сильвио, на первый взгляд кажет­ся натурой исключительной. Но вся его энергия уходит на удовлетворение мелочного самолюбия. Он жаждет первен­ства, но не в чем-либо серьезном, а в том, что считается важным в пустой гусарской компании: в моде «буйство», и он старается приобрести славу «первого буяна по армии»; в моде хвастовство пьянством, и он «перепивает» самых знаменитых пьяниц; в моде дуэли, и он делается завзятым дуэлянтом. Это стремление к первенству и приводит его к столкновению с молодым графом, которого он возненави­дел из зависти к его достоинствам и успехам.

Все свои зрелые годы Сильвио посвящает подготовке к мести графу. Он поджидает того момента, когда его противнику будет нелегко расстаться с жизнью, и добива­ется своего: он видит не только смятение графа, но и ужас его молодой жены, в присутствии которой он в него прицеливается. Но что-то не позволило Сильвио убить графа, жизнь которого была в его руках. Потому ли, что пожалел его жену, или потому что это был уже не прежний блестящий соперник, беспечный храбрец, угощавшийся черешнями под дулом его пистолета, а семьянин, убийство которого уже не льстило его самолюбию. А может быть, потому, что проснулись в нем естественные человеческие чувства, и он освободился от ложных романтических по­нятий.

Так или иначе, но эта бескровная развязка характерна для духа гуманности, который придает столько теплоты «Повестям Белкина»: она показывает веру в победу «добрых чувств» над злыми предрассудками среды. Как будто не­ожиданное, а на самом деле глубоко мотивированное рас­крытие благородных задатков в душе «грозного» Сильвио производит яркий эффект.

В качестве третьего действующего лица выступает в повести сам рассказчик - некий отставной подполковник, когда-то, в молодости, отличавшийся «романтическим во­ображением», а потом остепенившийся мелкопоместный обыватель. В других повестях рассказ ведется прямо от автора, а в «Выстреле» личность рассказчика накладывает свой отпечаток на повествование. Герои изображаются не сами по себе, а с точки зрения рассказчика, воспринима­ются сквозь призму его «романтического воображения». Образу Сильвио поэтому придается какая-то загадочность. Он кажется рассказчику «героем таинственной какой-то повести», на совести которого лежит «какая-нибудь не­счастная жертва» его «ужасного искусства» в стрельбе из пистолета.

Во второй половине повести действие переносится в другую обстановку и в другое время. Рассказчик является здесь в новом виде. Молодой человек с «романтическим воображением» превращается в смиренного провинциала.

Таким образом, повествование ведется несколькими рассказчиками. Отставного подполковника, которому приписывается сам сюжет, бесхитростного Белкина, который записывает услышанную любопытную историю, и двух героев, в изложении которых даны самые драматические моменты повести: в передаче Сильвио мы узнаем завязку (отложенный выстрел), в передаче графа - развязку (пос­леднюю встречу), причем везде соблюдается верный тон, соответствующий точке зрения того или иного рассказчика.

«Метель»

Мария Гавриловна, героиня «Метели», вся во власти романтических настроений, заимствованных из француз­ских романов, на которых она воспитана. Именно ее «ро­мантическое воображение» и соблазнило ее согласиться на бегство из родительского дома и тайный брак с «бедным армейским прапорщиком» Владимиром, которого отверга­ют ее богатые родители.

После всего, что пришлось пережить Марье Гаврилов­не (венчание с чужим человеком, смерть отца и гибель Владимира), она продолжает играть роль романтической героини. Горе не мешает ей легкомысленно кокетничать с Бурминым, гусарским полковником с Георгием в петлице и «с интересной бледностью» в лице и добиваться от него «романтического объяснения». Да и неизвестно, насколько была серьезна ее любовь к Владимиру и не было ли это следствием увлечения французскими романами, на что есть намек в повести: «Мария Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена».

То же самое можно сказать и о ее возлюбленном - Владимире. Он сочиняет разные «романтические» планы явно книжного происхождения: «венчаться тайно», «скрываться», потом «броситься к ногам родителей», которые будут тронуты «героическим постоянством и несчастьем любовников». Но когда доходит до дела, теряется и оказы­вается беспомощным.

Иронический тон рассказа подчеркивает несерьез­ность поверхностной романтической моды, увлекшей на время дворянскую молодежь, особенно провинциальную.

Но есть одно, что вносит серьезную ноту в ироничес­кую картину провинциального помещичьего быта: это война 1812-1814годов, которая вклинивается в действие повести.

Война преображает людей, смывая все ложное, на­пускное и обнажая то, что таится в душе каждого русского человека. Романтический мечтатель Владимир гибнет геро­ической смертью. Бурмин когда-то легкомысленно подшу­тил над неизвестной девушкой, став с ней под венец вместо жениха. Тогда это было для него гусарской проказой, забавным приключением, о котором он забыл на следую­щей станции. После войны он смотрит на это дело иначе. Он не знает, кто эта девушка, с которой венчался, брак его не записан ни в каких церковных книгах, но тем не менее он чувствует свою вину перед неведомой супругой, разыс­кивает ее и не может предложить руку той, которую полю­бил, считая себя связанным прежней женитьбой.

К лучшим, живым страницам повести относится опи­сание метели, сыгравшей роковую роль в судьбе Марьи Гавриловны и несчастного Владимира. Человек отчаянно борется с метелью, которая преграждает ему путь к счастью, и это придает описанию метели в повести драматический характер.

«Гробовщик»

Из военного и помещичьего мира действие этой по­вести переносится в среду мелких московских ремесленни­ков и торговцев. Вместо гусаров с их «проказами» и бары­шень с «романтическим воображением» здесь действует гробовщик Адриан Прохоров с двумя дочерьми, чувстви­тельный немец-сапожник Готлиб Шульц, его дочка Лотхен, толстый немец-булочник, будочник Юрко. Этот будочник в своем квартале является важной персоной, как предста­витель власти.

В маленьком мирке не занимаются праздными фанта­зиями, а интересуются только барышами. Гробовщик Адриан ждет не дождется смерти купчихи Трюхиной на Разгуляе и беспокоится, что конкуренты, воспользовав­шись его переселением с Басманной на Никитскую, пере­хватят у него богатые похороны. Смерть людей для них нажива. К покойникам Адриан относится как к заказчи­кам, потребителям его изделий. Его не интересует, какие это были люди до того, как они стали «предметом» его мрачного ремесла, и даже во сне, когда они являются поздравить его с новосельем, он различает их только с точки зрения прибыли или убытка от похорон. Так, например, бригадир в треугольной шляпе, которого хоронили под проливным дождем, причинил ему ущерб, так как мантии от дождя сузились, шляпы покоробились, отчего предви­дятся «неминуемые расходы». А вот этот бедняк, что «сми­ренно стоит в углу» и не смеет подойти к хозяину, «стыдясь своего рубища», был похоронен по приказу квартального совсем даром.

В мертвецах, как в зеркале, отражаются социальные отношения, существующие между живыми.

«Станционный смотритель»

Герой этой повести Самсон Вырин - маленький чи­новник, не защищенный своим чином даже от побоев знатных проезжих, - уверен, что дочка его Дуня, которую увез с собой Минский, блестящий гусар с «черными уси­ками», погибла. «Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, - говорит он, - а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, глядишь, метут улицу вместе с голью кабацкой. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы...»

Но вместо подобной истории происходит нечто иное Когда смотритель отправляется в Петербург на розыски Дуни и является к Минскому, тот приходит в крайнее замешательство. Он говорит старику: «Виноват перед тобой и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово». И, как это ни странно, слово свое сдержал и женился на Дуне. Она приезжает на могилу отца богатой барыней, «в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами, и с кормилицей, и с черной моською». Предсказания отца не сбылись: не «могила» ожидала Дуню, а богатство и знат­ность.

Но трагедия Самсона Вырина заключалась в том что дочь он все-таки потерял. Между его миром, миром" ма­леньких людей, и миром Минских целая пропасть, и ему даже в голову не приходило, что можно перешагнуть через эту пропасть. И если Дуня все же перешагнула через нее то это чистая случайность, которой она обязана исключи­тельно своему женскому обаянию. Но у нее не хватило характера преодолеть «приличия» новой среды, в которой она очутилась. Войдя в другой мир, она вынуждена была порвать все связи с отцом.

Если бы Минский бросил Дуню, то получилась бы «жалостная» история и весь смысл повести сводился бы к обличению безнравственного соблазнителя. В этой повести у Пушкина все и тоньше, и глубже, и, главное, реалистич­нее. Несмотря на «счастливую» развязку, произведение сохраняет трагическую окраску.

«Барышня-крестьянка»

«Барышня-крестьянка» - последняя, заключительная повесть в сборнике. Читатель снова попадает в обстановку «дворянского гнезда», окутанную «романтическими» на­строениями. Но в этой атмосфере есть что-то новое, чего нет в «Метели».

Героиня, Лиза Муромская, такая же «уездная барыш­ня», как Марья Гавриловна, но совсем в ином роде. Ее порывы не заимствованы из французских книжек, а выте­кают из ее натуры и сдерживаются строгим английским воспитанием под надзором мисс Жаксон. Романтизм ее деятельный, а не пассивный и мечтательный, как у Марьи Гавриловны. Лиза - задорная, живая и шаловливая моло­дая девушка.

«Барышня-крестьянка» по сюжету как будто не более чем «водевиль с переодеванием». Но в нем есть какая-то необъяснимая прелесть, состоящая в раскрытии простых русских характеров. Трудно сказать, когда Лиза играет роль - тогда ли, когда она в одежде Акулины, или в своем настоящем виде барышни. Оказывается, что Лиза гораздо милее в крестьянском наряде: «Лиза примерила обнову и призналась перед зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась». Она сразу, без усилий, усвоила милый говорок крестьянской девушки и кокетливое крес­тьянское лукавство. «Я провожу тебя... - говорит ей Алек­сей Берестов, - ты мне позволишь идти подле себя?» - «А кто те мешает, - отвечает ему Лиза; - вольному воля, а дорога мирская». В роли крестьянки проявляется присущая ей русская народная грация. Эта грация и покорила сердце Алексея. Именно крестьянку Акулину, а не барышню Лизу полюбил Алексей - до того, что даже решил жениться на ней, несмотря на все дворянские предрассудки. Маскарад послужил к тому, чтобы обнаружить русскую сущность «уездной барышни». Личины упали, и в обоих героях открылись простодушные русские люди. «Русская душа» Лизы и есть то, что роднит ее с другими пушкинскими героинями, в том числе и с Татьяной, и придает поэтичес­кую прелесть ее слегка очерченному образу.

В сборнике «Повести Белкина» представлено, как в разрезе, русское общество; от высших этажей до низших. Белкин - только маска, которую надел на себя поэт, чтобы подчеркнуть особый выбор сюжетов, из которых ни один не выходит за пределы кругозора простодушного провин­циального помещика.

Главная черта пушкинской прозы вообще и «Повестей Белкина» в частности - это сжатость и простота изложе­ния, из которого не выкинешь ни единого слова, потому что каждое слово на месте и необходимо. Пушкин избегает всяких распространений, ненужных украшений. Его проза - точная, краткая, мужественная, «голая», как од­нажды выразился Лев Толстой.

Пушкин никогда не вдается в подробное объяснение поступков своих героев. Но он всегда угадывает своим художественным чутьем, как должен поступать такой-то человек в силу своих социальных навыков и других причин, и угадывает безошибочно, так что читатель без всяких толкований сразу чувствует правду, видит живых людей со всеми их противоречиями.

Высоко оценил «Повести Белкина» Лев Толстой, счи­тавший их школой для писателей. В 1874 году, работая над «Анной Карениной», он писал одному знакомому: «Вы не поверите, что я с восторгом, давно уже мною не испыты­ваемым, читал это последнее время повести Белкина, в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. На меня это новое изучение про­извело сильное действие». Это сильное действие произво­дят «Повести Белкина» и сейчас. Если читать внимательно, вникать в каждое слово, поддаешься очарованию их поэ­тической простоты.

Метель анализ повести Пушкина по плану

1. История создания . "Метель " входит в цикл "Повестей покойного Ивана Петровича Белкина", который был написан А. С. Пушкин ым осенью 1830 г. в Болдине. Работу над "Метелью" поэт закончил в последнюю очередь - 20 октября.

2. Смысл названия. В пушкинскую эпоху зимняя поездка по бескрайним российским просторам могла обернуться трагедией.

Разыгравшийся буран представлял серьезную опасность для одинокого путника.

В русской литературе есть множество историй о заблудившихся и замерзших насмерть людях. В повести Пушкина никто не погибает, но метель кардинальным образом изменяет судьбы главных героев. На этом основан весь сюжет произведения.

3. Жанр. Повесть

4. Тема. Главная тема произведения - роль слепого случая в человеческой судьбе. Завязка повести достаточно проста: молодые люди любят друг друга, но родители девушки не дают согласия на брак. Влюбленные решаются обвенчаться тайно в надежде, что после этого родительские сердца смягчатся.

В тщательно разработанный план вмешивается непогода. В течение дня Владимир улаживал все дела, договорился со священником, нашел свидетелей. К вечеру ему оставалось только добраться до с. Жадрино, где должно было состояться венчание. В это время поднялась сильнейшая метель.

Всю ночь жених в отчаянии разыскивал дорогу, но попал в Жадрино лишь к утру. Пушкин намеренно усиливает интригу, не объясняя "какое известие ожидало его". Марья Гавриловна тайком уезжала из дома, но утром вернулась. Родители даже ни о чем не догадывались.

Все было в порядке, но к вечеру девушке стало плохо. Горячка продлилась две недели и чуть не привела к смерти Марьи Гавриловны. Родители решили, что причиной болезни стал их запрет на брак с Владимиром. Ради дочери они были готовы согласиться, но получили "полусумасшедшее письмо" от молодого человека, который вскоре уехал на войну. Что же произошло в роковую ночь? Объяснение ждет читателя в финале.

Марья Гавриловна так и не вышла замуж, отказывая многочисленным поклонникам. Одним из них стал вернувшийся с войны гусарский полковник Бурмин. Он стал частым гостем в доме девушки и очень понравился ей. Для всех окружающих свадьба представлялась лишь вопросом времени. Настал день решающего объяснения. Марья Гавриловна ждала предложения, но услышала поразительную историю.

Бурмин заявил, что уже женат, но даже не знает своей жены. Он рассказал, что уже был в этих местах и попал в метель. Заблудившись, офицер случайно заехал в какое-то село и зашел в церковь. По причине крайней усталости и ветрености Бурмин позволил обвенчать себя с незнакомой девушкой. Сразу же после венчания она вскрикнула: "Ай, не он! не он!". Офицер поспешно уехал и до сих пор чувствует свою вину.

Рассказ Бурмина напомнил Марье Гавриловне о прошлом. Оказалось, что новый поклонник когда-то оказался на месте Владимира. Заключенный брак был случайным поворотом судьбы. Самой удивительной во всей истории стала встреча и любовь между не знающими друг друга мужем и женой.

5. Проблематика . В повести Пушкин затрагивает проблему, актуальную для патриархального российского общества. Даже в дворянской среде девушка могла выйти замуж только с согласия родителей. Это очень часто приводило к побегам из семьи. Если молодые супруги не получали прощения, то обычно вели жалкую жизнь, полную страданий и лишений. Марье Гавриловне удалось сохранить тайну и "дождаться" встречи с мужем. Если бы о ее преступном браке узнали, история вряд ли бы имела счастливое продолжение.

6. Чему учит автор. Пушкин очень высоко ценил любовь. Он, безусловно, оправдывает план тайного венчания. Незримые силы разрушили ожидаемое счастье влюбленных, но надежда Марьи Гавриловна не умерла. В конце концов судьба исправила свою ошибку и позволила вновь восторжествовать любви. Таким образом Пушкин призывает никогда не впадать в отчаяние и хранить веру в добро и справедливость.

В 1830 году закончил написание цикла рассказов «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкин. «Метель» - это одно из пяти произведений из этого популярного сборника великого мастера. В центре повествования - судьба девушки, дочери помещиков, пытающейся преодолеть все превратности судьбы во имя своей любви. Краткое содержание рассказа можно прочитать ниже.

А. С. Пушкин «Метель». Вступление

Произошло это в 1811 году. В селе Ненарадово жил некий помещик Гаврила Гаврилович со своей супругой и дочерью. Их семья была образцовой, соседи любили бывать у них в гостях. Возле красавицы Марьи Гавриловны, которой шел восемнадцатый год от роду, вились завидные женихи. Но девушка, обожавшая французские романы о любви, всем отказывала. На это была веская причина. Дело в том, что Маша была тайно влюблена в бедного прапорщика Владимира Николаевича. Для последнего это не было загадкой, симпатия ее была взаимной. Молодые влюбленные тайно встречались то в роще, то возле старой часовни. Скрываться им приходилось по причине недовольства родителей девушки выбором дочери. Приветливые и гостеприимные помещики отказывали Владимиру Николаевичу в радушном приеме в своем доме. Тайные свидания продолжаться долго не могли, и парочка приняла решение венчаться без их благословения. Потом, через какое-то время после свадьбы, молодые предполагали броситься к ним в ноги и молить о прощении. А пока было условлено, что Марья Гавриловна скажется вечером больной и удалится в свои покои. После того, как в доме погасят свет, ее будет ждать тройка лошадей с возницей. На ней она должна была отправиться в село Жадрино, находящееся неподалеку. Там, в старой церкви, молодых обвенчают при трех свидетелях. Так начинается повесть Пушкина «Метель». Далее будут происходить совершенно неожиданные события. На всем протяжении своего повествования автор держит читателя в напряжении.

А. С. Пушкин « Метель». Развитие событий

События начинали разворачиваться так, как было задумано. Как только подали ужин, Маша сказалась больной и ушла в свою комнату. Родители не заметили ничего необычного в поведении дочери. Время шло, за окном стемнело. На улице разыгралась настоящая метель. Ветер замел дорогу, и уже нельзя было разглядеть, что находится впереди, дальше чем на метр. Именно в это время Мария в сопровождении своей крепостной девушки вышла из отчего дома, села в тройку и отправилась в Жадрино. А Владимир Николаевич тем временем также собирался в дорогу. Он решил ехать один на повозке в одну лошадь, не взяв с собой провожатых. Как только герой оказался на заметенной снегом дороге, он понял, какую глупость совершил, ведь впереди не было видно ничего. Понадеявшись на божью милость, прапорщик решил ехать дальше. Вскоре он заблудился. Дорога была окончательно потеряна, лошадь тонула в снегу. Неожиданно он увидел огонек и поехал на его свет. Оказалось, что выехал Владимир к незнакомой деревне, а село Жадрино, где должна была ждать его невеста, находится в стороне. Добраться туда в назначенный час было уже невозможно. Когда прапорщик приехал в это село, церковь была уже закрыта, людей нигде не было. Развернувшись, он поехал домой.

А. С. Пушкин «Метель». Развязка

На следующий день после этого события родители нашли Машу утром в постели больной. У девушки началась горячка. В бреду она звала Владимира Николаевича и пыталась поведать о подробностях этой ужасной ночи. Вызванный заботливыми родителями врач сказал, что причина болезни - психологическая, вероятно, Тогда мать девушки смягчилась, решив, что, видимо, судьбе ее дочери - бедный армейский прапорщик. Она отправила Владимиру Николаевичу приглашение побывать у них дома. Но, неожиданно он ответил отказом, попросив более его не беспокоить. Спустя две недели после этих событий Маша поправилась и, казалось, не вспоминала о своем несостоявшемся женихе. Вскоре Владимир Николаевич был отправлен в армию. Его фамилию Маша нашла в списке раненых под Бородином. Он скончался в московском госпитале. Это была не единственная потеря в жизни бедной девушки. Ее отец, Гаврила Гаврилович, умер некоторое время спустя, оставив дочери хорошее состояние. Женихи кружились вокруг Маши, но всем она отвечала отказом. Лишь к одному из молодых людей девушка относилась особенно - к гусарскому полковнику Бурмину. Казалось бы, что ничто не могло помешать счастью этих двух человек. Однако между ними была стена, некая недоговоренность, которая мешала их сближению. Все разрешилось после откровенного разговора Маши и Бурмина.

Полковник поведал девушке о том, что он не может на ней жениться, так как обвенчан с другой. Несколько лет назад в метель его занесло в некое село, где он решил укрыться в церкви. Там горел свет, мелькали люди. Как только молодой человек вошел, они бросились к нему со словами: «Наконец-то вы пришли!». В углу сидела бледная барышня. Ее поставили вместе с ним перед алтарем, священник совершил Когда невеста повернулась к нему, чтобы поцеловать, то вскрикнула и упала в обморок. Полковник поспешно вышел из церкви. Прошло несколько лет, а он до сих пор не знает, кто его венчанная жена, и где она. Услышав эту историю, Мария Гавриловна вскрикнула: «И вы не узнали меня?». Бурмин упал к ее ногам. Этим эпизодом закончил свой рассказ «Метель» Пушкин.

Отрывок из баллады Жуковского «Светлана» в эпиграфе произведения говорит о том, что эти два творения великих авторов очень схожи. В них прослеживается некий общий мистический настрой. Все события в них не случайны, а предопределены судьбой.

Уже название произведения говорит нам о каких-то страшных, неприятных событиях, которые приведут к изменению в жизни природы или человека. В словаре С. И. Ожегова слово «метель» имеет следующее значение: «сильный ветер со снегом, вьюга».

И эпиграф подтверждает наши предположения. В нём две части. В первой мы видим церковь, «Божий храм». Во второй части появляется образ чёрного ворона, который вьётся над санями, символизирует беду, возможно гибель.

Читаем повесть и узнаём, что героиней её является Марья Гавриловна, «Стройная, бледная и семнадцатилетняя девица». Она воспитывалась на французских романах и была влюблена. Автор использует вводное слово «следственно», потому что само собой подразумевалось, так как французские романы повествовали о красивой, необыкновенной, пылкой и загадочной любви. И Марья Гавриловна, воспитанная ин этих книгах, не могла не быть влюблена.

Родители невесты недолюбливали жениха, потому что он был всего-навсего «бедный армейский прапорщик». Чин незначительный, а они богатые помещики, и в жениха и своей дочери прочат, по всей видимости, тоже состоятельного человека.

Можно предположить, что влюблённые, встретив преграду, решатся на что-то отчаянное. Действительно, они решили тайно обвенчаться: «В назначенный день Марья должна была ужинать и удалиться в свою комнату под предлогом головной боли». Обвенчаться предполагалось в деревне Жадрино, в церкви, где её ждал Владимир. Вот и церковь, о которой говорилось в эпиграфе.

Чтобы показать силу чувств Владимира Николаевича, автор использует глаголы: «умолял предаться», «венчаться тайно», «скрываться». Идейно важные слова здесь – «тайно», «скрываться». Скрываются только преступники. Автор с помощью этого глагола выразил своё отношение к замыслу Владимира Николаевича: он осуждает героя. А такой священный обряд, как венчание, не должен быть связан с нечестными замыслами, так как церковь – святое место. Автор хочет нас предупредить о провале задуманного влюблёнными.

Марья Гавриловна колебалась, потому что не хотела огорчать родителей и боялась позора для себя. Но любовь затмила ей глаза. День побега автор называет «решительным днём». От этого дня зависела судьба Марьи Гавриловны. Автор тонко чувствует состояние героини и передаёт её беспокойство нам: «не спала всю ночь, написала письмо к чувствительной барышне, прощалась с родителями в самых трогательных выражениях, извиняла свой поступок неодолимою силою страсти». Её сердце подсказывает ей, что она совершает ошибку. Ей тяжело оттого, что своё решение она должна держать в тайне, т. е. обманывать, притворяться, а этого она не умеет: «ужасные мечтания поминутно её пробуждали, другие безобразные видения носились перед нею одно за другим».

Накануне побега, вечером, её душевное беспокойство усилилось: «стеснялось её сердце, она была чуть жива, сердце её сильно билось, был дрожащий голос, чуть не плакала, кинулась в кресло и залилась слезами, втайне прощалась».

Оставшись одна в своей комнате, Маша плачет, потому что не хочет уходить из дома, потому что в первый раз обманывает родителей, огорчает их. Всё в её окружении мило ей. Автор располагает слова по степени их значимости: «оставить родительский дом» - «свою комнату» = «тихую девическую жизнь». И мы понимаем, что спокойствия, которое испытывала Маша в родительском доме, больше не будет. Следующее за нашим предположением описание метели жутко. Всё предвещает беду: «ветер выл», «ставни тряслись и стучали». И как следствие Машиных душевных переживаний и вмешательства природы – «всё казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием». В этом словосочетании все слова эмоционально значимы и предвещаю беду.

«Ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу». Употребив это слово, автор выразил своё отношение к поступку Маши. Она преступница, потому что совершила самое страшное преступление – преступление против родителей: тайно, позорно покинула родительский дом, нарушив закон жизни. Такое преступление ин к чему хорошему привести не может, и мы может предположить, что судьба Маши будет драматична, в чём убеждаемся при дальнейшем чтении.

Краткое описание работы.

Используя метод медленного чтения, ученица пытается связать основную мысль повести с психологизмом повествования. Она останавливается на роли пейзажа в раскрытии авторского замысла и авторского отношения к героям. Ученица показывает связь названия повести, эпиграфа с основной мыслью. Через анализ одного эпизода ученица раскрывает основную мысль произведения.