Дидактические игры - стр.3

Картотека дидактических игр по ФЭМП для младшего возраста.

Величина.

Название игры . «Достань куклам конфетки».

Сказочный персонаж, это может быть Карлсон, положил куклам конфетки на шкафы (один шкаф ниже, другой выше). Перед ребенком задача - достать конфетки. С низкого шкафа взять их легко, а с другого никак не достанешь. Почему? Так же, как и в предыдущих заданиях, ребенок должен проанализировать условия задачи (шкаф высокий, поэтому достать конфетки нельзя) и найти средство для достижения цели (встать на стул, взять палку и т. д.).

Учебные пособия - обсуждение

Уровень обучения. Индивидуальные потребности ученика и психомоторные проблемы. Тип объекта, в котором реализована программа. Любая помощь должна быть скорректирована с указанием размера, количества элементов и типа команды на нужды и проблемы моторного и детского движения. Кроме того, учения должны проводиться в сотрудничестве с добровольцами.

Учитель выбирает учебники и учебные упражнения в соответствии с содержанием учебной программы, принимая во внимание. Потребности и проблемы психомотора ученика. Учитель должен иметь полную свободу действий в этом отношении и нести полную ответственность за программу. Он должен быть способен приспособиться, чтобы лучше всего поддерживать психомоторное развитие студента-инвалида.

Название игры : «Автомобили»

На столе лежат длинные и короткие полоски одной ширин

Воспитатель предлагает детям взять по одной полоске. Это «номера» машин. А ворота - гаражи. Пусть ребята представят себе, что все они «машины», у каждой свой «номер». «Машины» будут ездить по городу. Но как только ведущий скажет: «Машины, в гараж!» - каждый должен найти свой гараж и въехать в него. Для этого необходимо приложить «номер» своей машины к «номеру» на воротах. Если «номера» будут одинаковые по длине, можно въезжать.

Чтобы начать работать с инвалидом, это удобное место, где студент чувствует себя в безопасности. Коррекция положения осуществляется с помощью ремней безопасности. Студент выполняет школьные задания на достаточно большом и стабильном столе. Стенд позволяет легко отслеживать книги и другие дидактические пособия.

Рабочие карты для одноразового использования. Толстые указатели и ручки для написания запястья. Скотч для фиксации карты. Плекси делать упражнения «показанные», чтобы карта не уничтожала. Компьютерная клавиатура адаптирована к индивидуальным потребностям и проблемам ребенка.

  • Письменная табличка.
  • Застежка на ладони.
  • Математическая таблица.
  • Тематические форумы.
Гренковиц. Школьные учебники на образовательном уровне, из которых предоставляется образовательный контент.

В процессе игры «Автомобили» покажите ребятам иллюстрацию. Задайте им вопросы, помогающие смысловому осознанию происходящего.

Игра повторяется 2 раза.

Название игры. «Веселые матрешки».

Цель игры : учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величин.

Мультимедийные программы и дидактические игры. Мультимедийные образовательные программы. Энциклопедии, иллюстрации больших стен, карты и т.д. Предполагается, что все учебные пособия улучшат нашу работу, хотя мы, учителя, создаем проект мероприятий, выбираем формы, которые подойдут ученику. Конечно, мы контролируем прогресс вашего ребенка.

Наблюдения и описания интеллектуального познавательного развития учащихся, карт активности деятельности, навыков и мультисенсорного функционирования. Внутрисуставные психологические тесты проводятся два раза в год, которые должны дать правильное направление для психотерапии, терапевтической и образовательной психотерапии, адаптированной к потребностям и проблемам моторной коммуникации каждого учащегося. Работая с ребенком-инвалидом, мы отвечаем многим Его потребностям, таким как.

Оборудование : 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов.

Ход игры: По приглашению педагога дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Педагог обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Педагог называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я – Матреша, я – Наташа, я – Даша, я – Маша» и т.д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая (высокая)? Потом матрешки идут обедать. Педагог ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Педагог ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой! – говорит педагог. Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Педагог предлагает детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой. Педагог ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) – это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой.

Эмоциональное развитие. Интерес учителя к ученику. Потребность в самооценке. Обеспечение равного социального начала в образовании и психопатологическом развитии.

  • Многопрофильная оптимизация.
  • Мультисенсорное познание.
  • Общение с окружающей средой.
  • Интеллектуальное развитие.
  • Социальное развитие.
После более чем 5-летней работы в академии мы решили приблизиться к тому, что происходит за нашей западной границей, поэтому мы адаптировали немецкие идеи к нашим учебным и организационным решениям для лучшего качества обучения.

Название игры . «Три медведя».

Цель игры : упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине.

Оборудование: силуэты трех медведей, у детей комплекты игрушек трех размеров: столы, стулья, кровати, чашки, ложки.

Ход игры: Педагог раздает детям по комплекту предметов одного вида: три ложки разного размера, три стула, и рассказывает: «Жили-были три медведя. Как их звали? (Дети называют). Кто это? (Ставит силуэт Михаила Ивановича). Какой он по размеру? А это кто? (Настасья Петровна). Она больше или меньше Михаила Ивановича? А какой Мишутка? (Маленький). Давайте устроим каждому медведю комнату. Здесь будет жить самый большой медведь, Михаил Иванович. У кого из вас есть кровать, стул, и т.д. для Михаиле Ивановича? (Дети ставят предметы около медведя в случае ошибки Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя»). Есть у вас кровать, стул и т.д. для Мишутки? (Дети устраивают ему комнату). А эти предметы для кого остались? (Для Настасьи Петровны). Какие они по размеру? (Меньше, чем для Михаила Ивановича, но больше, чем для Мишутки). Давайте отнесем их Настасье Петровне. Устроили медведи свое жилье и пошли в лес погулять. Кто идет впереди? Кто за ним? Кто последний? (Педагог помогает детям вспомнить соответствующие фрагменты сказки).

Мы стараемся, чтобы модель обучения отражала ту, что использовалась в Германии. Первым и очень важным шагом в этом направлении было преобразование учебного контента и их курса во всей учебной единице с точки зрения Цепи и Орлов. Каждый из элементов был разделен на отдельный учебный блок, который мы подробно описали ниже.

Заключительным этапом обучения в Академии футбола чемпионов является группа «Орликув», то есть дети от 10 до 12 лет. Это считается самым продвинутым этапом обучения в Академии футбола. Воздействие имеет много факторов. Один из них - умственное и моторное развитие. Игроки имеют более высокий уровень концентрации. Это способствует большей готовности изучать технику футбола. Мальчики демонстрируют большое желание соревноваться. Также количество учебных единиц уже больше. У мальчиков в этом возрасте есть дополнительное обучение, посвященное в первую очередь игре.

Название игры. «Три квадрата».


Цель игры : научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Оборудование : Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.

Как видно, как и в группе «пухлых», обучение делится на четыре части, но значение и длина каждого из них сильно различаются. Эта часть тренинга предназначена для формирования общей физической формы с бегущими играми, гоночными расами или курсами препятствий. Тренеры уделяли большое внимание изучению техники, а также использованию упражнений для укрепления мышц корсета. Важность этого блока не так велика, и поэтому академия посвящена ей 10 минут. Примеры упражнений, используемых в этом более частом обучении.

В этой части тренинга тренеры дают игрокам наибольшую возможность познакомиться с мячом в качестве объекта. Основная цель - лучше почувствовать мяч. Игроки контролируют мяч, улучшая контроль над ним без особого вмешательства тренера. Для этой цели также используются шарики различной твердости, веса и размера.

Ход игры: Педагог: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот – поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь – самые маленькие. Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается: помещает на фланелеграфе снизу, вверх, сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах» – говорит воспитатель.

Это определенно самый развитый из всех возрастов в нашей академии. Возраст и навыки, приобретенные во время обучения «дошкольник» и «кикер», позволяют тренерам выполнять значительно более сложные упражнения и задачи в области специальных футбольных технологий. В этой части гораздо больше внимания уделяется изучению поступков. В обучении тренеры проводят упражнения и игры в аналитической или глобальной форме.

Это занимает «40 минут» и аналогично группе «дошкольников» и «пухлых» - самая привлекательная часть всей тренировки. Характерной особенностью этой возрастной группы является определенно большее желание конкурировать в игре. Игра определенно быстрее и плавнее с лучшей техникой. Конкуренты более квалифицированы в индивидуальной тактике.

Название игры . «Игра с обручем».

Цель игры : различение и нахождение геометрических фигур.

Оборудование: Для игры используются 4–5 сюжетных игрушек (кукла, матрешки, корзина и т.д.); отличающиеся по величине, цвету, форме.

Маленькая «Тактика» - это термин, который появляется при обучении игроков в группе чаббов и орлов. Говоря о «небольшой тактике», мы имеем в виду поведение некоторых контролируемых игроков и защитное и защитное поведение. Как известно, группа мужчин и орлов - это игроки в возрасте от 7 до 12 лет. Возраст каждого ребенка - это новая, простая задача, поставленная тренером, освоить небольшую тактику.

Насколько хорошо мы знаем, что возраст «дошкольного образования» - это прежде всего матчи, в которых всегда присутствует эффект «винограда», в котором все игроки на поле находятся в одном и том же месте, когда мяч много раз сражается за нее с коллегой своей команды. Первый год яка - это время, когда игроки должны знать простой принцип «настройки высоты тона». Установив высоту тона на поле, тренер думает о задаче, когда мяч находится во владении и когда его нужно восстановить. Тренер, конечно же, не хочет вмешиваться в развитие игроков, загромождая и ограничивая молодых игроков в определенных положениях, используя простые команды, которые заставляют цыплят сами решать, что происходит на поле.

Ход игры: Игрушка ставится в обруч. Дети выделяют признаки, свойственные игрушке, кладут в обруч те геометрические фигуры, которые обладают сходным признаком (все красные, все большие, все круглые и т.д.) вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенным признаком (не круглые, не большие и т.д.).

Цель игры: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

Тренер, работающий с восьмилетними футболистами, фокусируется на двух элементах «маленькой тактики». Первое - это улучшение «настроек высоты тона». Основное различие заключается в сложности и качестве упражнения и более эффективном применении этого предмета тренером во время игр. Второй элемент, преподаваемый в области «малой тактики», - «непрозрачность». Основная цель - понять правила скрытия вашего противника от цели. Это очень простой элемент для понимания игроками этого возраста, поэтому мы не будем ограничивать их решения на поле.

Этот элемент будет тренироваться в основном во время различных игр. Ниже приведено одно упражнение и образец игры, в котором тренер упражняет этот элемент. «В прошлом году» - это момент, когда гонщики будут улучшать ранее изученные элементы. С этой целью тренеры продолжают совершенствовать ранее изученные элементы, постепенно применяя их во время игры. Последним известным элементом является наука о «защите мяча». Основная цель - защитить мяч в атаке и защите.

Оборудование : 5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воздушный шар), квадратный коврик, платок, кубик и т.д.; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина).

Основное различие в играх и упражнениях - их сложность и скорость исполнения. Имейте в виду, что не каждый «орел» или «орел» того же возраста учится так же быстро. Следовательно, при преподавании и совершенствовании малой тактики следует применять большую индивидуализацию.

Это дает спортсмену возможность быстрее познакомиться и понять конкретный элемент. Отдел обучения работает над тем, чтобы выполнить наше обязательство оставаться лидером знаний в обучении детей в возрасте от 4 до 12 лет и работать с детьми по всей стране стандартизированным образом, основанным на лучших знаниях в области молодежных видов спорта.

Ход игры: Принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).

Члены Департамента - это страстные люди, которые все время доступны всем тренерам Академии. Ниже приведены их силуэты и функции в разделе. Если вы считаете, что Академия футбола является правильным решением для вашего ребенка, прочитайте и заполните форму заявки и передайте ее следующему классу опекуна или тренера группы.

«Игры можно узнать только через игру». проф. Цель упрощенных игр - улучшить элементы техники в простых формах спортивного боя. Обычно мы начинаем играть в волейбол на уровне этих классов. Продиктовано, среди прочего, что в возрасте 10 лет самый простой способ изучить новые двигательные привычки. Существенной особенностью описанных упрощенных игр является то, что они практически можно использовать с самого начала. Легкость изменения правил и условий игры позволит учителям адаптировать каждую игру к текущим навыкам учебной группы.

Название игры. «Какие бывают фигуры ».


Цель игры: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

Оборудование : Кукла. Демонстрационный: крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.

Тот факт, что их организация, как мы увидим позже, смоделирована по спорту квалификации, адаптирована к уровню развития детей в дополнение к преимуществам обучения, несомненно, повлияет на привлекательность классов. Один из них побудит вас выбрать способ подняться по карьерному пути, в то время как другие могут быть заинтересованы в рекреационной форме этой физической активности.

Все, что обсуждалось в этом игровом отчете, касаются двух основных элементов техники; Размышления сверху и снизу обеими руками, из которых начинается процесс обучения. Основные правила и организационные правила распространяются на все представленные игры.

Ход игры: Кукла приносит фигуры. Педагог показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.

Это позволит вам одновременно играть в два матча. Правильный шаг и высота сетки определяют способность учителя адаптироваться к возрасту и текущей способности ребенка, руководствуясь главным образом желаемой непрерывностью игры. Во время игры из команды от 4 до 6 игроков выходят за боковые линии поля.

Больше чем 5-6 студентов в команде не указаны, потому что слишком долго ждать, чтобы присоединиться к игре. Игроки поочередно поворачиваются к игровому полю, они участвуют только в одном действии. Затем они покидают поле, чтобы освободить место для партнера команды. С увеличением навыков мы можем сократить время игры, приняв правило, согласно которому каждый игрок, покидающий поле, выполняет определенное количество прыжков, обгоняет скамейку, прыгает на матрасе, пропускает веревку и т.д. или уменьшает количество игроков в команде до 3. -.

Название игры . «Рассортируй по величине или по цвету, или по форме.»

Цель игры: закрепление знаний цвета, величины, развитие мелкой моторики рук.

Название игры. «Украсим рукавички».

Цель игры : учить подбирать фигуры, соответствующие контурам на рукавичках и прикладывать их на контур. Создавать такой же орнамент на второй рукавичке, закреплять название геометрических фигур и цветов. Активизировать речь детей в проговаривании расположения фигур (внизу, сверху, рядом, около, между и т. п.) Формировать понимание правая и левая рукавички.

Название игры с пирамидкой. «Найди такое же колечко»

Ход игры: Дети садятся за стол. Воспитатель снимает кольца с одной пирамидки и раскладывает их на подоконнике, столах, шка фу... Затем раздает детям по одному кольцу от парной башенки и предлагает найти такие же кольца.

Педагог наблюдает за ребятами, помогая им в затруднительных случаях. Подобрав парное кольцо, дети садятся за стол и объясняют, где они его нашли.

Когда все рассядутся, воспитатель просит сначала дать ему пару самых больших колец. Те, у кого оказались самые большие кольца, нанизывают их на стержни обеих пирамидок.

В том же порядке нанизывают следующие пары колец. И так до тех пор, пока обе пирамидки не будут собраны.

Название игры. «Ручеёк»

Оборудование: На полу - две длинные параллельные веревки. Расстояние между веревками - 40 см.

Воспитатель предлагает детям представить, что это ручеек. Ребята должны перепрыгнуть через него, не замочив ног. Кто оступится, попадет в воду, тот больше прыгать не сможет, сядет на травку (на ковер) и будет сушить ножки на солнышке.

Дети подходят к ручейку и перепрыгивают через него.

Когда все ребята перепрыгнут, воспитатель продолжает: «Очень редко ручеек бывает такой ровный. На самом деле он изгибается - в одном месте становится шире (раздвигает веревки), а в другом - уже (немного сдвигает их). Вот каким стал ручеек. Там, где узко, перескочить легко, а где широко - трудно. А в этом месте ручеек стал мелкий, на дне видны камешки». Воспитатель рисует их мелом на полу и показывает, как по ним перебраться. Дети перебираются по камешкам.

«А теперь попробуем перебраться здесь, - воспитатель указывает на широкое место в ручье. - Ручей глубокий, придется построить мост». Он ставит скамейку поперек ручья. Все дети по скамейке переходят ручей.

Заканчивая игру, воспитатель просит ребят рассказать, как они переходили через ручей в широком (или узком) месте. Если ребенок нашел оригинальное решение, обязательно поощрите его, расскажите об этом другим детям.

Название игры . «Пузырь»

Дети с воспитателем образуют круг. Все вместе говорят: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся».

Затем начинают отходить назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопни, пузырь!»

По сигналу дети отпускают руки и, приседая на корточки, говорят: «Хлоп».

После чего ребята снова берутся за руки и двигаются к центру круга, произнося: «Ш-ш-ш». Пузырь сдувается.

Попробуйте вместе с детьми прокомментировать происходящее: «Пузырь сначала раздулся, увеличился, а затем лопнул, уменьшился».

Игра повторяется 2-3 раза.

Название игры . «Сбор урожая»

Цель игры:

Ход игры . Воспитатель рассказывает о том, что зайка вырастил очень большой урожай, теперь его надо собрать. Рассматриваем, что выросло на грядках (свекла, морковь, капуста). Уточняем, во что мы будем собирать овощи. Воспитатель спрашивает: «Какая эта корзина по величине? Какие овощи мы в нее положим?» В конце игры обобщаем, что в большой корзине лежат большие овощи, а в маленькой – маленькие.

Название игры. «Мостики для зайчат»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький, длинный, короткий».

Ход игры : Воспитатель рассказывает: «Жили – были в лесу два зайчика и решили они сделать себе мостики на полянку. Нашли они дощечки, только никак не поймут, кому какую дощечку надо взять. Посмотрите, зайчики одинаковые по величине или разные? Чем отличаются дощечки? Положите их рядом и посмотрите, какая из них длиннее, а какая короче. Проведите пальчиками по дощечкам. Какую дощечку вы отдадите большому зайчику? Какую - маленькому? Давайте возле мостиков посадим елочки. Какая эта елочка по высоте? Куда мы ее посадим? Какую елочку мы посадим возле короткого мостика? Зайчики очень рады, что вы им помогли».

Название игры. «Угости мышек чаем»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, кто к нам пришел в гости, серые мышки. Посмотрите, они принесли с собой угощение. Посмотрите, мышки одинаковые по величине или разные? Давайте мы их угостим чаем. Что для этого нужно? Сначала мы возьмем чашки. Какая эта чашка по величине, большая или маленькая? Какой мышке мы ее отдадим?» Затем сравниваем по величине блюдца, конфеты, печенье, яблоки и груши и сопоставляем их с величиной мышек. Предлагаем детям напоить мышек и угостить их фруктами.

Название игры . «Подбери дорожки к домикам»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий».

Ход игры: рассказываем детям о том, что зверюшки построили себе домики, но не успели построить к ним дорожки. Посмотрите, вот домики зайки и лисички. Найдите дорожки к их домикам. Какую дорожку вы сделаете зайчику, длинную или короткую? Какую дорожку вы положите к домику лисы? Далее подбираем дорожки к домикам других зверюшек.

Название игры . «Домики для медвежат»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Ход игры . Воспитатель говорит: «Ребята, я вам сейчас расскажу интересную историю. Жили – были два медвежонка, и вот однажды они решили построить себе домики. Взяли стены и крыши для домиков, но только не поймут, что делать дальше. Давайте мы им поможем сделать домики. Посмотрите, какие у нас по величине медвежата? Какой этот медвежонок по величине, большой или меленький? Какой мы ему будем делать домик? Какую ты возьмешь стену, большую или меленькую? Какую надо взять крышу? А этот медвежонок какой по величине? Какой ему надо сделать домик? Какую ты возьмешь крышу? Какого она цвета? Давайте возле домиков посадим елочки. Елочки одинаковые по величине или разные? Где мы посадим высокую елочку? Где посадим низкую елочку? Медвежата очень рады, что вы им помогли. Они хотят с вами поиграть».

Название игры. «Украсим коврик №1»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Ход игры . Воспитатель говорит: «Дети, к нам в гости пришел мишка. Он хочет подарить своим друзьям красивые коврики, но он не успел их украсить. Давайте мы ему поможем украсить коврики. Чем мы их будем украшать? (кругами) Какого цвета круги? По величине они одинаковые или разные? Куда вы положите большие круги? (в углы) Куда вы положите маленькие круги? (посредине) Какого они цвета? Мишке очень понравились ваши коврики, он теперь подарит эти коврики своим друзьям».

Название игры. « Украсим коврик №2».

Цель игры : формировать умение группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов.

Оборудование: На полу два квадратных коврика, каждый из которых расчерчен на 25 равных квадрата. В верхнем ряду каждого квадрата изображены геометрические фигуры разного цвета, круг, треугольник, квадрат. У каждого из детей три разные геометрические фигуры. Коврик.

Ход игры: Педагог говорит: «Это коврик. Давайте вместе украсим его. фигуры одинаковой формы и цвета будем располагать одну под другой. Какую фигуру положим в эту клетку? (Показывает на пустую клетку в левом столбике). После выполнения работы дети с воспитателем рассматривают украшенный коврик, отмечают однородность фигур в столбиках (цвет, форм). Педагог уточняет: «Какие фигуры в левом столбике? (Красные треугольники). А в правом? (Зеленые квадраты)». И т.д. Затем дети украшают второй коврик, проявляя при этом уже большую самостоятельность. Педагог задает вопросы о количестве, цвете, форме фигур, подводит детей к выводу: «Все фигуры левого столбика ˗ треугольники. Поэтому Вова неправильно положил круг». И т.д.

Название игры . «Украсим платок»

Цель игры: Учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости.

Оборудование: «Платки» (большой - для воспитателя, маленькие - для детей), набор листьев двух цветов (на каждого ребенка).

Ход игры: Педагог предлагает украсить платки листочками. Спрашивает, как можно это сделать (каждый ребенок выполняет задание самостоятельно). Затем говорит: «Давайте теперь украсим платочки по-другому, все одинаково. Я буду украшать свой платок, а вы - маленькие. Верхний край украсим желтыми листочками, вот так. (Показывает). Положите столько листьев, сколько я. Правой рукой разложите их в ряд слева направо. А зелеными листочками украсим нижний край платка. Возьмем столько же зеленых листьев, сколько желтых. Добавим еще один желтый лист и поместим его на верхний край платка. Каких листочков стало больше? Как сделать, чтобы их стало поровну?» После проверки работ и их оценки воспитатель предлагает украсить левую и правую стороны платка листьями разного цвета. Т. е. положить на правую сторону платка столько же листьев, сколько и на левую. (Показывает). В заключении дети украшают все стороны платка по-своему и рассказывают об этом.

Название игры . «Почини коврик»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Ход игры . Воспитатель говорит: «Посмотрите, какие коврики нам принесли зайки, красивые, яркие, но кто – то эти коврики испортил. Зайки теперь не знают, что с ними делать. Давайте мы им поможем починить коврики. Какие коврики по величине? Какие заплатки мы положим на большой коврик? Какие мы положим на маленький коврик? Какого они цвета? Вот мы и помогли зайчатам починить коврики».

В индивидуальной работе при закреплении имеющихся представлений о высоте хорошо применять строительный материал, различные конструкторы, из которых собирают дома разной высоты, башни и т. д.

Для закрепления представлений о величине предметов можно использовать различные игрушки, картинки. Например, сравнить длину ушей у разных животных (заяц и волк), длину хвостов (лиса и медведь), длину клювов (журавль и гусь), длину шеи (жираф и кот). Или из вагонов детской железной дороги составить короткий и длинный поезда, из кубиков выложить широкую и узкую дорожки (одну-для машин, другую - для пешеходов) и т. д.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их, обеспечить упражнения детей в различении, выделение, называние множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.

Несмотря на внешнюю простоту, каждая игра имеет развивающий эффект.

Игра-одно из средств познания окружающего мира. Это сложная внутренняя, мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.

Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных, о форме, о цвете, о величине.) представлений детей.

Дидактические игры можно включать в содержание занятий, как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию ЭМП определяется возрастом детей, целью, назначением, тематикой, и содержанием знаний.

О процессе обучения дошкольников математике игра не посредственно включается, как в занятие, так и в самостоятельное, свободное от занятий время, где является средством формирования новых заданий, расширения, уточнения, закрепление учебного материала. В ходе игр и упражнений занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, развивают умственную активность, самостоятельность мысли, творчество, инициативу.

Игры и упражнения направленные на развитие представлений о величине.

«Какой мяч больше»

Цель: объяснить и продемонстрировать разницу между большим и маленьким мячами.

Материал: два мяча (большой и маленький).

две корзины.

Ход игры:

Взрослый стоит на расстоянии 3-5 метров от ребенка и просит принести ему самый большой мяч. Ребенок выбирает и подает его взрослому, затем маленький мяч. Ребенок должен перенести в одну корзину большие мячи, а другую –маленькие.

«Большие и маленькие»

Цель: научить ребенка чередовать предметы по величине.

Материал: пять больших бусин (диаметр-2мм)

пять маленьких бусин (диаметр- 1мм)

(бусы одинаковой формы и цвета)

два тонких шнура

корзиночка

Ход игры:

Взрослый показывает ребенку куклу, рассказывает, что она пришла к ним в гости и принесла в корзиночке рассыпанные бусы. Показывает детям большие бусы, нанизывает сначала большую, а затем маленькую (-ОоОоО-). Пока ребенок нанизывает бусины, взрослый проговаривает поочередность бусин. Сделав бусы вместе с ребенком, одевает их кукле.

«Перебери палочки»

Цель: учить детей разбирать предметы разной длинны. Развивать внимание.

Материал: два набора палочек (длинные и короткие)

Ход игры:

Перед ребенком лежат перепутанные палочки, разной длинны, ему нужно их перебрать. В одну сторону положить только короткие, а в другую только длинные.

Аналогичные игры:

«Разбери ленты»

«Распутай шнурки»

«Найди пару»

Цель: учить детей находить предметы сходные по двум признакам величины (длина и ширина), цвету. Развивать глазомер детей.

Материал: ленты или шнурки разной длинны и ширины.

Ход игры:

Детям предлагается разобрать ленты или шнурки по парам.

«Пуговицы»

Цель: учить детей быстро не путаясь, раскладывать пуговицы разной величины. Развитие мелкой моторики рук.

Материал: 10 пуговиц - больших

10 пуговиц – маленьких

2 коробочки

Ход игры:

Перед ребенком, в коробочке, лежат различные по объему пуговицы. Их нужно перебрать 6 в маленькую коробочку только маленькие пуговицы, а в большую коробочку только большие пуговицы.

«Посмотри назови»

Цель: учить детей разделять предметы и называть их по одному признаку величины. Развивать глазомер детей.

Ход игры:

Дети сидят в кругу. Воспитатель просит назвать все предметы только большого размера находящиеся вокруг их.

Продолжая игру, воспитатель просит назвать: предметы маленького размера; широкие предметы; узкие предметы; длинные предметы; короткие и высокие предметы; низкие и т.д.

«Сложи лесенку»

Цель: научить соотносить предметы по величине.

Материал: 5 картонных полосок, различных по длине.

Ход игры:

Кладем перед ребенком полоски и предлагаем из них сложить лестницу. Когда лесенка готова, игрушечная собачка бежит по ней вверх и вниз. Она сразу же обнаруживает ошибки и просит их исправить, потому что она не может подняться по лесенке. Во время постройки лесенки ребенок приговаривает: «длинная полоска, теперь короткая, еще короче и самая короткая полоска»

«Построй башню»

Цель: научить сопоставлять предметы по величине и соотносить объемы фигуры с их плоскостным изображением.

Материал: три кубика разной величины

Рисунок, служащий образцом.

Ход игры:

Предлагаем ребенку построить из кубиков башню по рисунку. Он, выполняя задание, приговаривает: «Сначала беру большой кубик, потом поменьше, потом самый маленький»

«Чьи это носочки»

Цель: знакомить с понятиями «больше», «меньше».

Материал: корзина

Несколько пар носков разного размера, носки всех членов семьи.

Ход игры:

Перед детьми стоит корзина с носками. Достаем носок и спрашиваем: «Какой он?», «чей это носочек?», «где еще один такой же носок?» и т.д. пока все носки будут перебраны.

«Разложи ложки»

Цель: учить детей различать понятия «большая ложка», «маленькая ложка».

Материал: ложки большие и маленькие

два стакана.

Ход игры:

«Вы сегодня будете помощниками. Нужно перебрать ложки, большие ложки в большой стакан, а маленькие ложки в маленький»

«Подбери крышки к баночке»

«Подбери крышки к кастрюле»

Цель: продолжать учить детей различать понятия « большая-маленькая»

Материал: баночки или кастрюли разного размера

крышки к ним

Ход игры:

Детям предлагаются баночки или кастрюли. И нужно подобрать к ним соответствующую по размеру крышку.

«Узкая и широкая дорожка»

Цель: знакомить детей с понятиями «длинная-короткая», «узкая-широкая», «большой-маленький»

Материал: два шарфа (один большой, длинный, широкий; другой - узкий, короткий)

две, любые зверюшки (большая и маленькая)

Ход игры:

«Ой, наши зверята собрались погулять, а дорожки не найдут»

Предлагаем сделать дорожки из двух разных шарфов, обращая внимание на размер дорожек и зверят. Ребенок должен сам выбрать дорожку для игрушки -зверюшку подходящую по размеру, т.е. маленькая зверюшка должна идти по узкой и короткой дорожке, а большая по широкой и длинной.

«Оденем кукол»

Цель: учить детей сравнивать между собой однотипные предметы разного размера.

Материал: две куклы (большая и маленькая)

два комплекта одежды (на большую и на маленькую куклу)

Ход игры:

Детям дается две куклы и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежит тот или иной комплект вещей; пусть он решит задачу самостоятельно. Объяснить, что куклам холодно, и они хотят одеться, куклам разобрать их одежду. После чего вместе с малышом одеть куклу.

«Сверни ленту»

Цель: учить детей различать ленты по длине. Показать детям, чем короче лента, тем быстрее её свернуть, а чем лента длиньше, тем дольше её сворачивать.

Материал: две ленты разной длинны на палочках

Ход игры:

Выходят два ребенка и берут каждый по ленте. Нужно смотать ленту до конца. Когда оба ребенка смотают ленты до конца, обращаем внимание на то: кто первый смотал ленту, а почему он первый смотал; какая у него по длине лента? Так же обращаем внимание и на того ребенка, который смотал последний и почему.

«Собери урожай».

Цель: учить классифицировать предметы по признаку величины: большие и маленькие.

Материалы: два детских ведерка (большое им аленькое)

Десять мячей (5 больших и 5 маленьких)

Ход игры:

Нужно собрать урожай яблок в большое ведро большие яблоки, в маленькое ведро маленькие яблоки. Игра продолжается до тех пор, пока не соберут все яблоки, в конце подводят итоги, правильно ли они собрали.

«Спрячь в ладошки».

Цель: различать умение соотносить предметы по величине.

Материалы: маленький и большой шарик.

Ход игры:

Даем малышу шарики. Говорим: «Сейчас я покажу тебе фокус, «крекс-пекс-фекс!», забираем маленький шарик и прячем его в ладони. Просим малыша сделать тоже самое. Предлагаем повторить фокус с большим шариком. Объясняем, почему большой шарик нельзя спрятать в ладошке. Сравниваем шарики между собой, затем с ладошкой ребенка.

«Собери цветок».

Цель: учить детей подбирать детали подходящего по размеру.

Материалы: Шесть наборов деталей цветка (стебель, лепестки и середина)

Ход игры:

Подул сильный ветер и все цветки поломал, нужно их собрать. Дети подбирают по размеру стебелек к нему лепестки и серединку. В конце игры подводим итог, правильно ли дети собрали цветы.

«Найди домик»

Цель: развивать навыки сопоставления.

Материал: плоскостные трафареты зайцев разного размера.

домики разного размера.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям о том, что зайцы вышли погулять и заблудились. Предлагаем ребенку помочь найти зайкам свои домики. Домики разложены беспорядочно.

«Наряжаем ёлку»

Цель: учить детей ориентироваться в величине предметов (частей тела)

Материал: кукла

Ход игры:

Ставим ребенка и куклу перед зеркалом и сравниваем части тела по размеру.

Посмотри, вот это- я

А это куколка моя.

Большие, ох большие,

А у куклы - дочки

Маленькие ладошки.

И так все части тела.

«Наряжаем ёлку».

Цель: учить соотносить слово с размером игрушки.

Материал: две плоские елочки (большие и маленькие)

Два набора плоскостных игрушек

Ход игры:

Детям предлагается нарядить две ёлочки. Для каждой ёлочки есть свои игрушки подходящие по размеру.

Игры и упражнения, направленные на развитие представлений,

о цвете.

«Воздушные шары».

Цель: учить правильно подбирать одинаковые цвета. Развивать внимание. Формировать усидчивость.

Материалы: разноцветные, плоскостные модели воздушных шаров, ленты тех же цветов.

Ход игры:

Ребенку предлагается подобрать к каждому шару подходящую по цвету ленту.

«Спрячь ленту».

Цель: продолжаем правильно подбирать одинаковые цвета. Развивать внимание.

Материал: разноцветные треугольники с окошечками с нарисованной мышкой и квадратные дверцы того же цвета.

Ход игры:

Показываем детям игрушечную кошечку, которая готовиться идти на охоту. Чтобы спрятать каждую мышку, надо закрыть окошко дверцей того же цвета, что и домик- тогда кошка не заметит окна.

Предлагаем детям подобрать дверцы и спрятать мышек. Игра длиться до тех пор, пока не будут спрятаны все мышки.

«Разноцветные поляны».

Цель: учить детей группировать предметы по цвету. Развивать логическое мышление. Формировать у детей волевые качества.

Материалы: 4 полянки (разноцветные листы бумаги)

предметы (4 набора) тех же цветов.

Ход игры:

Перед детьми лежат четыре пустые полянки разных цветов. Дул сильный ветер и сдул все, что на них находилось. Предлагается детям разложить предметы по полянкам, но так, чтобы они подходили по цвету полянкам (на зеленую полянку положить все предметы, которые зеленого цвета и т.д.).

Можно показать разные способы выполнения задания и последовательное сравнение каждого предмета с полянкой.

«Найди такой же».

Цель: учить детей из множества мячей разного цвета нужный. Развивать зрительную координацию. Воспитывать у детей целеустремлённость.

Материалы: мячи (маленькие) разных цветов.

ёмкость (корзины) для мячей, с сигнальным обозначением цвета.

Ход игры:

Кто перепутал все мячи. Детям предлагается разложить мячи по своим ёмкостям. В каждой ёмкости должны лежать мячи только одного цвета.

«Пирамидки».

Цель: учить детей воспринимать цвет на слух и зрительно соотносить его с предметом. Развивать глазомер, наблюдательность и слуховое внимание.

Материал: 2-3 пирамидки с насадками разных цветов

Ход игры:

Перед ребенком лежат перемешанные насадки пирамидки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать насадку нужного цвета и насадить её на стержень. Комментируйте действия: «Для этой пирамидки нам нужны кольца. Давай сначала найдем красное кольцо,…желтое кольцо, … и т.д.». игра продолжается до тех пор пока пирамидка не будет собрана.

«Найди кубик».

Цель: учить детей различать цвета. Развивать слуховое восприятие.

Материал: наборы кубиков разных цветов.

Ход игры:

Кубики разложены в доступных местах, предлагаем ребенку построить башенку. Обнаружив, что кубиков нет на месте, удивляемся и просим ребенка найти их. Комментируем действия ребенка: « Какой ты молодец! Нашел на столе красный кубик!» и т.д.

Когда все кубики будут найдены, строим разноцветную башенку.

«Уборка».

Цель: учить детей классифицировать предметы по цвету. Развивать мелкую моторику.

Материалы: корзина, предметы разного цвета.

Ход игры:

Объясняем ребенку, что сейчас мы пойдем гулять по комнате или группе и собирать в корзину все предметы желтого цвета (красного, синего и т.д.). предварительно разложив предметы, игрушки и другие безопасные вещи. Отыскивая предметы советуемся: « Это красный карандаш? Мы его берем?». Подбираем вещи другого цвета, пробуждаем ребенка объяснить вам, что вы ошиблись.

«Закрой фломастер».

Цель: учить детей систематизировать предметы по признаку цвета. Развивать мелкую моторику рук.

Материал: фломастеры разных цветов.

Ход игры:

Ребенку предлагается подобрать колпачок и закрыть фломастер. Колпачок того же цвета, что и фломастер. Игра продолжается до тех пор пока все фломастеры не будут закрыты.

«Правильная морковка».

Цель: продолжаем учить детей классифицировать предметы по признаку цвета.

Материал: вырезанные из картона фигурки морковок разного цвета.

Ход игры:

Разрезаем все фигурки на две части. Предлагаем ребенку угостить зайку морковкой. Но зайка синие и зеленые морковки не ест, они не настоящие. Поэтому надо собрать все фигурки желтого и оранжевого цвета.