Развивающие предметы своими руками. Развивающие игрушки своими руками из бросового материала

Многие педагоги и воспитатели упорно твердят о пользе развивающих игрушек. По сути, такие развлечения направлены на развитие у ребенка какого-то умения или навыка: мелкой моторики, знаний о цветах, размерах, числах и так далее. Для каждого возраста игрушки подбираются индивидуально, ведь то, что интересно годовалому ребенку, вряд ли привлечет внимание пятилетки.

0-12 месяцев

В этом возрасте малыш только осознает свои способности, поэтому важно развивать координацию, умение сосредотачиваться, хватательный рефлекс. Игрушки должны быть яркими, фактурными и легкими: бусы, погремушки, мобили, кольца, тряпичные мячики, развивающие коврики – то, что нужно для ребенка, возрастом до 6 месяцев. Для детей постарше можно подыскать музыкальные игрушки, сортеры, матрешки и так далее. С 9 месяцев можно предлагать перчаточных и пальчиковых кукол, коляски, мягкие книжки, игрушки-вкладыши, кубики и так далее – они направлены на развитие двигательной, речевой активности, а также мелкой моторики.

1-2 года

Сейчас можно давать ребенку игрушки, которые можно разбирать и собирать, к полутора годам предложите чаду предметы, которые можно обобщить по одному признаку: цвету, величине и так далее. К двум годам можно играть в предметные игры – строительные, сюжетные, использовать различные карточки, пирамидки, сортеры, книжки и так далее.

2-3 года

Настало время развивать не только мелкую моторику, но и умения различать мир вокруг. К развивающим игрушкам для этого возраста относятся поделки из бумаги, природных материалов, пластилина, сюжетные и предметные игры на проверку знаний и умений, самодельные карточки, моделирующие ситуации.

3-5 лет

Все возможные игры на изучение чисел, алфавита, времен года, часов, детские настольные игры, паззлы, конструкторы, лото, книжки, развивающие доски и так далее.

Какие подручные материалы можно использовать?


Уважаемые рукодельницы, игрушки своими руками можно изготавливать из различных материалов: лоскутков ткани, пряжи, старой одежды. С использованием разнообразной фурнитуры (липучки, крупные пуговицы, молнии, кнопки, пряжки, нашивки и так далее – главное, чтобы ребенок не смог их оторвать и засунуть в рот), оберток от конфет, крупы, макарон, колокольчиков, фольги, наполнителей вроде поролона или синтепона и прочего.

Развивающий кубик своими руками: мастер-класс


Для изготовления такого кубика понадобится: 6 равных квадратов ткани разных цветов, синтепон или поролон для наполнения, флизелин, различная фурнитура – пуговицы, ленты, обрывки ткани, брошки и так далее, нитки, швейная машинка.

Из ткани нужно вырезать 6 равных квадратов.


Из флизелина необходимо вырезать квадратики на 1,5 см меньше, чем тканевые. Их прикладываем на ткань и нагреваем утюгом, чтобы флизелин приклеился к основе.


Каждую сторону будущего кубика нужно оформить: сделать из лоскутков аппликацию, пришить бусины, змейки, пуговицы и так далее. Проще всего нарисовать рисунок исчезающим маркером, а потом выложить его на ткани. К примеру, вот так.


Когда с декоративной частью покончено, нужно сшить 4 квадрата в одну полоску.


Потом пришиваем еще два квадрата.


Все простроченные швы нужно обязательно закрепить, сшивать нужно по контуру флизелиновых граней. Шьем развертку: две грани нужно состыковать, а припуск третьей завернуть внутрь.


В уголке последней грани нужно оставить отверстие: готовое изделие выворачиваем, набиваем синтепоном и зашиваем потайным швом. Также внутрь квадрата можно вложить колокольчик или шуршащую бумагу. Изделие готово!


Шьем развивающую подушку: мастер-класс

Развивающие игрушки – понятие довольно-таки объемное, к ним можно отнести также и подушку, но не обычную для сна, а украшенную объемными аппликациями и деталями – отличное средство для развития мелкой моторики. Подушка «Скворечник» будет интересна детям разного возраста.


Для ее создания нужны разноцветные лоскутки ткани, флизелин или мягкий материал вроде тика, синтепон, тесьма, узкая лента, нитка, иголка. По желанию можно нашить бусины и пуговицы.

Из тика выкраиваем саму подушку в виде домика (2 детали), по краю ее сшиваем, оставляя небольшое отверстие для набивки.


Из яркой ткани шьем наволочку той же формы.


Из двух прямоугольных лоскутов, сложенных вдвое, делаем крышу для скворечника, декорируем ее тесьмой.


В самом каркасе домика вырезаем круглое отверстие, края подшиваем и украшаем тесьмой.

Теперь можно сшить птичку (2 детальки для тельца, 4 детали для крылышек), а также можно сделать яйца (по две овальных детали, сшитых между собой).


В качестве наполнителя используем синтепон, после чего отверстие в тельце зашивается. Прикрепляем к ним ленточку, второй конец ленточки прикрепляем внутри скворечника.


С наружной стороны нашиваем карман, в который и помещаются «обитатели» гнезда.


Наволочку можно сшить вместе или скрепить при помощи молнии – тогда чехол можно будет стирать. В наволочку вкладываем набитую подушку, можно декорировать ее аппликациями и бусинами и начинать игру!


Еще несколько вариантов развивающих подушек:

Игрушки-шнуровки своими руками

У малышей пальчики еще очень неумелые, поэтому выполнять точные движения и координировать свои действия им очень нелегко. Мелкая моторика – это не только развитие определенных участков мозга, но и подготовка руки к рисованию и написанию. Игры-шнуровки – прекрасный тренажер, который можно изготовить самостоятельно безо всяких материальных затрат.

Самый простой способ – вырезать из плотного картона фигурку в виде башмачка, при помощи дырокола сделать отверстия, вооружиться подходящими шнурками и предложить ребенку новую забаву.


Более сложный вариант – игрушки-шнуровки в виде животных или так называемые «пришивайки» с заготовленными деталями и отверстиями: к примеру, дерево с листочками или ежик с яблоками, или веселое солнышко с лучиками.




Развивающие коврики для детей разного возраста


Выбирайте для коврика плотную основу: это может быть ткань с подложкой из синтепона или старое детское одеяло – тогда чаду не будет холодно ползать на полу. Фон можно сделать как однотонным, так и из крупных кусочков, легче всего посадить ткань на клеевую основу – прослужит дольше. Каждый элемент – от пуговицы до обрезка ткани прикрепляем тщательно, чтобы ребенок не смог их оторвать. Лучше всего дублировать пуговицы с изнаночной стороны. Липучки, погремушки, колечки, кулечки с шуршащей бумагой внутри, пуговицы и аппликации – все это подойдет для декора. Кстати, при желании коврик можно и связать – кто на что горазд, как говорится.


Кстати, для детей постарше коврики могут быть тематическими: их можно украсить фигурками животных, цифрами, буквами алфавита или вовсе разделить на 4 части а-ля 4 времени года и декорировать снежинками, листочками и прочей атрибутикой.



По аналогии можно изготовить и развивающие книжки с мягкими аппликациями, главное – чтобы они были яркими и интересными.




Для самых маленьких можно сшить или связать рельефный браслет-погремушку: в виде цветка или забавного животного. Внутрь можно положить шуршащие пакеты или колокольчики.

А вот такой браслет способствует развитию зрения и слуха ребенка, а также координации движений.


Можно сделать и так называемые слингобусы – они также способствуют развитию тактильных ощущений и мелкой моторики. Можно также прикрепить к ним забавные вязанные брелочки. Самый простой способ сделать бусы – обвязать их крючком или спицами, а затем собрать на плотную нитку.


Из подручных материалов можно сделать и развивающий стенд, на нем столько интересного, что можно повернуть, расстегнуть, нажать – масса удовольствия для настоящих исследователей! А заодно можно выучить цвета, цифры, буквы и так далее.



Можно сделать тряпичные подушечки или фигурки и набить их различными крупами – гречкой, риса, фасолью и так далее. Отдайте малышу – пусть перебирает пальчиками: и ему работа, и маме небольшой отдых.



Для детей от 3 лет можно сделать раскраску или аппликацию с листочками дерева, из картона или ткани можно вырезать фигурки, буквы, цифры и так далее и предложить ребенку на ощупь узнать фигурку. Сделайте карточки, конструируйте поделки из спичек, проволоки, полимерной глины, пластилина, из старых киндеров можно сделать лото, из бутылок – кегли, сшейте тряпичные пальчиковые куклы и устройте представление – это нехитрое действо сблизит вас с ребенком и при этом очень полезно для развития крохи!

В семье наконец-то появился долгожданный ребенок! Вместе с ним в дом пришли не только счастье и радость, но и переживания и хлопоты. В первые месяцы жизни ребенку вполне достаточно чувствовать вашу любовь и заботу. Но, начиная с 3-5 месяцев ребенку для нормального развития необходимы разного рода игрушки.

Начиная с этого возраста, родители начинают все чаще посещать магазины детских игрушек и покупать в них что-то особенное для своего малыша, тратя на поиски и приобретение игрушек не только уйму времени и сил, но и денег. Однако совсем необязательно покупать детские игрушки, поскольку их легко можно сделать из подручных средств самостоятельно.

Плюсы игрушек, сделанных своими руками:

  • Они безопасны. Вряд ли вы будете делать игрушки из мелких деталей или токсичных материалов.
  • Они не требуют больших вложений. Все игрушки можно сделать из подручных материалов или вещей, которые есть дома у каждого.
  • Они по своему оригинальны. Вряд ли в каком-то магазине вы найдете игрушку хоть немного похожую на ту, что вы сделали сами.

Как сделать развивающую игрушку для своего ребенка самостоятельно?

Для того чтобы порадовать свое любимое чадо новой игрушкой вам необходим один свободный вечер, подручные материалы и немного фантазии. Включите приятную ненавязчивую музыку и настройтесь на плодотворную работу.

Итак, какие развивающие игрушки можно сделать?

Погремушка

В возрасте до года ребенку необходимо вкладывать в ручку легкие погремушки и учить его их крепко держать, перекладывать из одной ручки в другую. Благодаря погремушкам мышцы ребенка начнут «работать», малыш овладеет новыми навыками и движениями. Именно погремушки начинают развивать мелкую моторику рук.

Поэтому, первой, сделанной своими руками игрушкой, должна стать именно погремушка. Для этого необходимо взять небольшую бутылочку с плотно закрывающейся крышкой. В нее вы можете насыпать крупу (например, гречку) и хорошо закрутить крышку.

Для того чтобы малышу было интересно не только «греметь» баночкой, но и просто ее разглядывать, баночку необходимо украсить. Ее можно обвязать яркой ленточкой, нарисовать на ней рисунок.

Также погремушку можно сделать из прозрачной баночки. Так у ребенка появиться возможность разглядывать то, что находится у нее внутри. В этом случае стоит наполнить баночку разноцветными бусинками или яркими пуговицами.







Мини-подушечки

Для детей 5-6 месяцев невероятно полезны и интересны тактильные ощущения. Это позволяет развивать мелкую моторику, чувство осязания. На помощь в развитии ребенка придут маленькие подушечки, диаметром 7-10 сантиметров. Для их изготовления необходимо взять разные по фактуре, цвету и принту ткани.

Большое преимущество таких подушечек в том, что для них не нужно покупать материал специально. Для этого сгодиться старые вещи: цветастое платье, не нужные джинсы, «беременный халат», который теперь не нужен, да и маленькие вещи вашего крохи тоже окажутся весьма кстати. Подушки можно сделать квадратными, круглыми, овальными. Именно от формы будет зависеть выкройка.

Разберем самую простую круглую подушечку. Необходимо вырезать из отреза ткани два круга заданного диаметра. При этом можно сделать круг из одной ткани, в второй из другую из другого, так будущая игрушка получится. Не забывайте оставлять припуски на 0,5-1 сантиметр, в зависимости от качества материала. Складываем два отреза друг к другу лицевой стороной и прошиваем, оставляя зазор в 3-4 сантиметра, чтобы можно было вывернуть наружу рисунком и набить подушку через нее. Выворачиваем.

В центре можно пришить пуговку, которая у вас есть или можно смастерить ее самостоятельно. Для этого возьмите монетку и немного ваты или синтепона. Скатайте шарик и поместите его на монетку. Затем обтяните полученную заготовку кружочком ткани и скрепите ее внизу ниткой. Пришейте к середине подушки. Этот прием сделает вашу подушку еще интереснее для ребенка. Теперь, когда оболочка готова – набиваем ее. Для этого можно использовать сыпучие материалы – гречку, рис, пшено, песок (смотрите на плотность ткани, набивка не должна «просачиваться» наружу), а так же стандартные синтепон, вату и поролон. Теперь нужно зашить отверстие для набивки. Для этого используем потайной шов.

Чтобы ребенку было интереснее, можно создавать подушки – зверюшки, декорировать различными лентами, наклейками и большими пуговицами. Обратите внимание, все детали должны быть надежно закреплены и быть достаточно крупными, чтобы ребенок не смог их проглотить, потому что детские пальчики способны отковырять даже самые надежно пришитый бисер.







Покупка развивающего коврика может сильно ударить по бюджету семьи. В более дешевых моделях, чаще всего используется некачественная краска, которая может вызвать аллергию на нежной коже младенца. Избежать бесполезной траты денег и быть уверенным в качестве готового изделия можно, если создать его самостоятельно. Для этого не нужны большие вложения, достаточно желания и немного терпения и времени. К тому же, в свой коврик вы сможете включить большое количество кармашков и атрибутов, чем вам предложат в магазинах.

Итак, для коврика необходимы лоскутки разных расцветок и фактур. Чем больше разнообразие, тем ярче и интереснее вашему ребенку. Отличая ткани на ощупь, он начнет понимать, что есть гладкое, есть шершавое, есть холодное, есть теплое. Можно даже сделать небольшой участок с края из шерсти, чтобы она слегка колола малыша. Для того, чтобы коврик был теплее и мягче, сделайте его двухслойными и расположите между слоями рулонный синтепон. Чтобы он не съезжал, а коврик в случае ЧП можно было постирать, прошейте его по границам лоскутков.

Для декора можно использовать ткани других оттенков, различные пришивные аппликации. Если позволяет фантазия и время, то можно сделать самостоятельно сову, собаку, кошку, хомячка, пингвина или ежика. Для этого не нужно особого умения, достаточно найти подробную инструкцию в интернете, сделать выкройки и пришить их в определенной последовательности к коврику.

Используйте интересные уловки. Подложите под несколько лоскутков шуршащий материал. Для этого используйте целлофан от магазинных упаковок из-под одежды. Они шелестят громче, чем целлофановые пакеты. Кармашки станут отличным дополнением к игровому коврику. В них можно прятать маленькие игрушки, а потом находить их. Вшитые внутрь пищалки привлекут внимание и научат точечно нажимать пальчиком или ручкой.







Альтернатива развивающему коврику - тканевая сенсорная книжка.

Если вы задались идеей создания развивающей игрушки когда малыш уже уверено сидит, то коврик может не заинтересовать его. Так, на помощь приходит альтернативный вариант – развивающая книжка. Принцип тот же самый, но на этот раз, ребенку удобно держать ее в руках и нужно перелистывать страницы, чтобы увидеть новые изображения, а значит, развивает координацию и помогает лучше ориентироваться в пространстве.

Для изготовления подобной книжки необходимы разные квадратные лоскутки со стороной 20 сантиметров. Это будут странички книги. Делать их нужно не много, чтобы она не была слишком массивной, ведь из-за аппликаций страницы не будут прилегать к друг другу и создадут дополнительный объем. В среднем книжки имеют около 6 станиц. Таким образом, необходимо подготовить 12 лоскутков – основ.

Ребенку будет интересно разглядывать книжку с многоуровневыми аппликациями. Яркий пример – домик. Открывающиеся двери и окошки научат малыша захватывать мелкие детали двумя пальчиками. Представьте, открывает ребенок окошко в книжке, а там лисичка. Неожиданно, радостно и запоминающееся. Таким образом, ребенок сделал мелко-сенсорное движение, и узнал одно животное. Открывающиеся окна и поднимаюшаяся ветка дерева, работает по этому же принципу. Грибочки, ягодки и цветочки должны быть яркими.

Хорошо, если вы сможете вшить в книгу молнии и липучки. Полезными вставками будут и разные кнопки, установить которые можно в ближайшем ремонте одежды. Люверсы позволят создать на одной из страниц шнуровку. Сначала ребенок будет ее разглядывать, а потом может приступить к активным тренировкам. Используйте все, что удалось найти.







Доска «Мастера»

Эта развивающая игрушка точно не останется без внимания, однако сделать ее будет легче папе, нежели маме. Для этого необходимо взять деревянную основу (ею может стать дверца от шкафа или часть столешницы). Деревянную основу необходимо зашкурить и покрыть лаком. После чего на ней можно закрепить шпингалет, выключатель, дверной замок, крючки, защелки, рычаги и все бытовые мелочи, которые так привлекают внимание детей. Такая «игрушка» способна на длительное время занять как мальчика, так и девочку.

К тому же, имеющиеся выключатели, щеколды и прочие атрибуты повседневной жизни легче будет объяснить, когда он уже имеет представление о них. Проделывайте как можно больше движений вместе, раз за разом комментируя каждое действие.

Очень полезно сделать на доске часы, так вы научите малыша цифрам и понятию времени. Пусть он пока не понимает этого, но в будущем для него, получение этих знаний будет проходить проще. Малыши в 3-4 года уже могут считать до 10-12, а учиться на практике всегда интереснее.







Делаем бусы для игры

Оригинальной и очень полезной игрушкой для развития мелкой моторики, а значит, и речи малыша могут стать бусы. Обычные, покупные, доставшиеся малышу от мамы, не подойдут. Потому что чаще всего в них используются одинаковые бусинки, приблизительно одинакового размера и фактуры. Изготавливая самостоятельно, вы можете дополнить бусы интересными деталями, на которые малыш не сможет не обратить внимания.

Для изготовления бус нам потребуется нитка 30-40 сантиметров (лучше всего взять двойную нитку для того, чтобы ребенок не смог ее порвать). Длина будет зависеть от того, сколько чего и как вы будете на них располагать.

Теперь, самое интересное. Разберите старую шкатулку со швейной фурнитурой, уверена, что вы отыщите там огромное количество разнообразных пуговиц, трубочек, бобин от ниток. Если вы сумеете достать колокольчик или бубенчики, которые будут весело звенеть при игре в них, то цены вашим бусам не будет. Для разнообразия можно связать маленькие кругленькие шарики разных цветов. Чем разнообразнее материалы – тем лучше.

Эти бусы пригодятся не только крохе, но и подросшему ребенку. По ним можно изучать цвета.







Мамочки знают, что в мусор летят очень красивые упаковки от детских игрушек, соков и прочего. Порой так хочется сохранить картинку, но складировать мусор в доме, где живет ребенок, не гигиенично и не практично. Но если вырезать только животного, картинку, то получается небольшая и очень яркая карточка, которую малыш может рассматривать и учиться новому. Идеально, если на картинке будет подпись что на ней нарисовано. Например, разрезая упаковку от сока, постарайтесь захватить слово яблоко, если оно есть на картинке. Такую возможность упускать нельзя, поэтому берем ножницы и начинаем резать.

Вырезаем и складываем карточки в коробочку, а когда накопится достаточно – укрепим их. Ребенок еще не понимает, что их рвать нельзя, и если они попадут в воду, кашу или суп, то навсегда испортиться. Поэтому надо защитить их от губительных действий. Если дома есть ламинатор, то оберните карточки в ламинирующую пленку. Однако, это скорее исключение из правил. Для остальных есть иной способ укрепить карточки. Возьмите широкий скотч и проклейте карточку с двух сторон. Такой защите не страны никакие действия. Если все сделано аккуратно и точно, то карточку можно будет даже купать.

Хранить карточки лучше в красивой коробочке, которая будет стимулировать ребенка заглянуть во внутрь. Для того, чтобы создать ее, необходимо взять основу. В качестве нее отлично подходит коробка из-под обуви. Обувной коробки достаточно для хранения огромного количества карточек. Постарайтесь украсить ее детскими рисунками не только снаружи, но и внутри. Если приклеить на внутренней стороне крышки зверька, то можно играть в прятки. Зверек будет появляться и прятаться в коробку. Малышу точно понравится такая игра.

Старайтесь все игрушки прятать в яркие, красивые коробки. Это полезно влияет на память малыша. Он точно знает, что карточки находятся в красной коробке со звездочкой, а камушки в синей с лисичкой.







Еще одна развивающая игрушка – камушки. Обычные камни, собранные в песочнице могут быть невероятно полезны дома. Если у вас есть возможность собрать речные экземпляры с гладкой поверхностью, то обязательно прогуляйтесь на речку. Так вы облегчите себе работу в дальнейшем.

Для создания полезной игрушки для ребенка вам понадобиться гуашь, прозрачный лак для ногтей и немного фантазии. С помощью разноцветной гуаши нарисуйте на поверхности камушков различных животных. Если они вам не под силу и художник вы так себе, то рисуйте цветочки, ягодки, улиток, сердечки, машинки и овощи. Для тех, кто с кисточкой совсем не дружит, можно посоветовать однотонные камушки с полосками, точками, пунктиром и загагулинами. Для деток, которые уже способны запомнить цифры и буквы – напишите их. Используйте контрастные цвета, чтобы они бросались в глаза и хорошо запоминались. Даже если вы совсем не умеете рисовать и просто раскрасите их в разные цвета – это уже огромный плюс для развития чада.

Итак, допустим с рисунком все ясно. Раскрасили камушки, нанесли все, что смогли. Теперь изображение нужно закрепить, чтобы оно не смазывалось и не смылось, используем обычный лак для ногтей. Вместо него можно покрыть любым другим – яхным, акриловым.

Вначале ваш малыш сможет перебирать их, затем раскладывать по цветам, а потом озвучивать картинки.

Чтобы ему легче запоминались цифры и буквы, выучите несколько стишков и сопровождайте картинки забавными прибаутками. Так ребенок запомнит не только счет и научится читать, так еще и стишки сам рассказывать будет.







Создаем гоночный, многоуровневый трек

Создание трека, по которому будет кататься мячик, машинка или яйцо от киндера – очень увлекательное занятие не только для малышей, но и для их родителей. Покатать и посмотреть, какими замысловатыми ходами прыгает мячик, захочется каждому ребенку.

Для того, чтобы создать такую игрушку понадобятся несколько досточек, уголков (в зависимости от количества ярусов), ножницы и клей. Можно обойтись и обычным картоном. В качестве основания можно использовать любую доску (ее можно найти после ремонта в вашей квартире или спросить небольшой кусок у соседей или родственников) или пустую коробку.

Не стоит делать сильно высокие стенды, ребенок должен без труда доставать до верхнего яруса и видеть, что там происходит. Уголки без труда можно найти в строительных магазинах, стоят они не дорого, весят мало и легко режутся ножом или ножницами. К тому же, они очень легкие, что позволяет приклеивать их на жидкие гвозди, момент или универсальный клей.

Самая большая сложность заключается в техническом исполнении игрушки. Необходимо просчитать наклон, расстояние между балками, чтобы перекатываясь шарик или машинка не вылетали за пределы трека. Особой формулы расчета не существует. Придется все испытывать на практике. Выберите два предмета разного веса, которые можно катать и начинайте экспериментировать. В случае, если угол будет больше необходимого, машинка перевернется и с места больше не сдвинется, а мячики отпружинят и упрыгают от вашего чада.

Многие педагоги и воспитатели упорно твердят о пользе развивающих игрушек. По сути, такие развлечения направлены на развитие у ребенка какого-то умения или навыка: мелкой моторики, знаний о цветах, размерах, числах и так далее. Для каждого возраста игрушки подбираются индивидуально, ведь то, что интересно годовалому ребенку, вряд ли привлечет внимание пятилетки.

0-12 месяцев

В этом возрасте малыш только осознает свои способности, поэтому важно развивать координацию, умение сосредотачиваться, хватательный рефлекс. Игрушки должны быть яркими, фактурными и легкими: бусы, погремушки, мобили, кольца, тряпичные мячики, развивающие коврики – то, что нужно для ребенка, возрастом до 6 месяцев. Для детей постарше можно подыскать музыкальные игрушки, сортеры, матрешки и так далее. С 9 месяцев можно предлагать перчаточных и пальчиковых кукол, коляски, мягкие книжки, игрушки-вкладыши, кубики и так далее – они направлены на развитие двигательной, речевой активности, а также мелкой моторики.

1-2 года

Сейчас можно давать ребенку игрушки, которые можно разбирать и собирать, к полутора годам предложите чаду предметы, которые можно обобщить по одному признаку: цвету, величине и так далее. К двум годам можно играть в предметные игры – строительные, сюжетные, использовать различные карточки, пирамидки, сортеры, книжки и так далее.

2-3 года

Настало время развивать не только мелкую моторику, но и умения различать мир вокруг. К развивающим игрушкам для этого возраста относятся поделки из бумаги, природных материалов, пластилина, сюжетные и предметные игры на проверку знаний и умений, самодельные карточки, моделирующие ситуации.

3-5 лет

Все возможные игры на изучение чисел, алфавита, времен года, часов, детские настольные игры, паззлы, конструкторы, лото, книжки, развивающие доски и так далее.

Какие подручные материалы можно использовать?


Уважаемые рукодельницы, игрушки своими руками можно изготавливать из различных материалов: лоскутков ткани, пряжи, старой одежды. С использованием разнообразной фурнитуры (липучки, крупные пуговицы, молнии, кнопки, пряжки, нашивки и так далее – главное, чтобы ребенок не смог их оторвать и засунуть в рот), оберток от конфет, крупы, макарон, колокольчиков, фольги, наполнителей вроде поролона или синтепона и прочего.

Развивающий кубик своими руками: мастер-класс


Для изготовления такого кубика понадобится: 6 равных квадратов ткани разных цветов, синтепон или поролон для наполнения, флизелин, различная фурнитура – пуговицы, ленты, обрывки ткани, брошки и так далее, нитки, швейная машинка.

Из ткани нужно вырезать 6 равных квадратов.


Из флизелина необходимо вырезать квадратики на 1,5 см меньше, чем тканевые. Их прикладываем на ткань и нагреваем утюгом, чтобы флизелин приклеился к основе.


Каждую сторону будущего кубика нужно оформить: сделать из лоскутков аппликацию, пришить бусины, змейки, пуговицы и так далее. Проще всего нарисовать рисунок исчезающим маркером, а потом выложить его на ткани. К примеру, вот так.


Когда с декоративной частью покончено, нужно сшить 4 квадрата в одну полоску.


Потом пришиваем еще два квадрата.


Все простроченные швы нужно обязательно закрепить, сшивать нужно по контуру флизелиновых граней. Шьем развертку: две грани нужно состыковать, а припуск третьей завернуть внутрь.


В уголке последней грани нужно оставить отверстие: готовое изделие выворачиваем, набиваем синтепоном и зашиваем потайным швом. Также внутрь квадрата можно вложить колокольчик или шуршащую бумагу. Изделие готово!


Шьем развивающую подушку: мастер-класс

Развивающие игрушки – понятие довольно-таки объемное, к ним можно отнести также и подушку, но не обычную для сна, а украшенную объемными аппликациями и деталями – отличное средство для развития мелкой моторики. Подушка «Скворечник» будет интересна детям разного возраста.


Для ее создания нужны разноцветные лоскутки ткани, флизелин или мягкий материал вроде тика, синтепон, тесьма, узкая лента, нитка, иголка. По желанию можно нашить бусины и пуговицы.

Из тика выкраиваем саму подушку в виде домика (2 детали), по краю ее сшиваем, оставляя небольшое отверстие для набивки.


Из яркой ткани шьем наволочку той же формы.


Из двух прямоугольных лоскутов, сложенных вдвое, делаем крышу для скворечника, декорируем ее тесьмой.


В самом каркасе домика вырезаем круглое отверстие, края подшиваем и украшаем тесьмой.

Теперь можно сшить птичку (2 детальки для тельца, 4 детали для крылышек), а также можно сделать яйца (по две овальных детали, сшитых между собой).


В качестве наполнителя используем синтепон, после чего отверстие в тельце зашивается. Прикрепляем к ним ленточку, второй конец ленточки прикрепляем внутри скворечника.


С наружной стороны нашиваем карман, в который и помещаются «обитатели» гнезда.


Наволочку можно сшить вместе или скрепить при помощи молнии – тогда чехол можно будет стирать. В наволочку вкладываем набитую подушку, можно декорировать ее аппликациями и бусинами и начинать игру!


Еще несколько вариантов развивающих подушек:

Игрушки-шнуровки своими руками

У малышей пальчики еще очень неумелые, поэтому выполнять точные движения и координировать свои действия им очень нелегко. Мелкая моторика – это не только развитие определенных участков мозга, но и подготовка руки к рисованию и написанию. Игры-шнуровки – прекрасный тренажер, который можно изготовить самостоятельно безо всяких материальных затрат.

Самый простой способ – вырезать из плотного картона фигурку в виде башмачка, при помощи дырокола сделать отверстия, вооружиться подходящими шнурками и предложить ребенку новую забаву.


Более сложный вариант – игрушки-шнуровки в виде животных или так называемые «пришивайки» с заготовленными деталями и отверстиями: к примеру, дерево с листочками или ежик с яблоками, или веселое солнышко с лучиками.




Развивающие коврики для детей разного возраста

Выбирайте для коврика плотную основу: это может быть ткань с подложкой из синтепона или старое детское одеяло – тогда чаду не будет холодно ползать на полу. Фон можно сделать как однотонным, так и из крупных кусочков, легче всего посадить ткань на клеевую основу – прослужит дольше. Каждый элемент – от пуговицы до обрезка ткани прикрепляем тщательно, чтобы ребенок не смог их оторвать. Лучше всего дублировать пуговицы с изнаночной стороны. Липучки, погремушки, колечки, кулечки с шуршащей бумагой внутри, пуговицы и аппликации – все это подойдет для декора. Кстати, при желании коврик можно и связать – кто на что горазд, как говорится.


Кстати, для детей постарше коврики могут быть тематическими: их можно украсить фигурками животных, цифрами, буквами алфавита или вовсе разделить на 4 части а-ля 4 времени года и декорировать снежинками, листочками и прочей атрибутикой.


Увлеченные мамыучастницы флешмоб–игры не только поновому взглянули на размещение игрушек в детской комнате, но и поделились идеями развивающих игрушек, сделанных своими руками.

Здесь есть сшитые игрушки, игрушкипанорамы и игрушкиколлекции, игрушки из спичечных коробков, баночек и крышечек от детского питания, игрушки, которые можно носить с собой, и настольные игры. Многие игрушки делались из подручного материала. Смотрите сами.

Игрушки своими руками «Паровозик» и «Комодик»

Юлия Альховик и дочка Алиса (1 год 11 месяцев) смастерили две игрушки из спичечных коробков «Паровозик» и «Комодик» на развитие мелкой моторики:

У нас получился такой паровозик из спичечных коробков, оклеенных цветным картоном. Через коробки протянули ленточку. Изучаем цвета, во внутрь складываем мелкие предметы по цветам. Хорошая тренировка моторики открывать и закрывать коробки.

И еще одна игрушка из спичечных коробков комодик. Склеили вместе несколько коробков, и игрушка готова.


Игрушки своими руками «Тактильные крышечки»

Юлия Альховик также предложила сенсорную игру «Тактильные крышечки»:

Игра сделана просто из крышек от детского питания. На крышки приклеила различные материалы в двух экземплярах. Сначала играли, просто рассматривая, и находили одинаковые. Когда дочь стала с легкостью справляться, усложнили задание: сложили в мешок и стали там подбирать пару. Играть стало интересней.


Игрушка своими руками «Парковка»

Спиренкова Татьяна для сына Алексея (2 года 1 месяц) сделала игрушку «Парковка» (интеллектуальное развитие):

Парковка для машин сделана из коробки для обуви и рулончиков от туалетной бумаги, декорирована картоном, цветной бумагой и шишкой. Места на парковке позволяют изучить счет от 1 до 5 и цвета. Можно также наклеить номера на машинки и расставлять их на соответствующее парковочное место или сортировать по цвету.


Игрушки своими руками: настольные игры

Кобякина Алена во время географических неделек придумала для сына две настольные игры «На самолете над Африкой » и «Антарктида» (интеллектуальное развитие + физическое развитие):

Игра 1. «На самолете над Африкой»

Потребуется:

  • карта Африки (разделить на сектора (квадраты). У нас это нарисованная карта);
  • модель маленького самолета;
  • квадратные листочки с нарисованными элементами: дождь, снег, солнце, птицы, ураган. Их мы раскладываем на игровом поле по своему желанию.

Играют 2 игрока летчик и диспетчер. Задача диспетчера провести самолет от пункта А в пункт Б, давая указания. Например, 3 клеточки на север, 2 на восток и так далее. Летчик выполняет команды. Если на пути он встречает птиц (карточка с изображением птиц), то летчик должен махать руками как крыльями. Если встречаем ураган, то кубарем катимся по полу. Игровые элементы можно придумать разные. В эту игру очень весело играть, и плюс закрепляем стороны света и запоминаем названия стран и водоемов.


Игра 2. «Антарктида»

Когда у нас была готова карта Антарктиды, сын сказал, что из нее надо тоже сделать игру. И мы придумали обычную ходилку с кубиком. Карту также разделили на сектора. Каждый сектор пронумеровали, и отметили, где будет поле «дополнительный ход», «пропусти ход» и стрелочки перемещения игрока вперед и вниз по маршруту. Игра готова. Берем кубик, фишки и можно отправляться в путешествие по Антарктиде.


Игрушка своими руками «Северная коробка»

Вилявина Татьяна поделилась идеей изготовления «Северной коробки» для тематического занятия «Северный олень»:

В основе картонная коробка, вата, картон. Делали вместе с сыном, он рисовал северное сияние, раскрашивал олешков и собак, клеил вату. Дети очень любят играть «северной коробкой».

Еще одна идея от Вилявиной Татьяны овощи из коробок из-под яиц (папье-маше), делались при подготовке к проведению Дня Огурца:


Игрушки своими руками для интеллектуального развития

Анна Семенникова нашла применение накопившимся баночкам из-под детского питания сделала две игры на интеллектуальное развитие: «Числовые баночки» для сына Русика (почти 4 года) и «Цветные баночки» для дочки Маргариты (1,5 года) :

Мы с Русиком учим счет и состав числа. Цифры он знает хорошо, а вот со счетом у нас туговато. Так что для этого и нужны были точечки. Варианты игры: найти подходящую крышечку, по точечкам, по цифрам, разложить в баночки соответствующее количество предметов.


Варианты игр для «Цветных баночек» : Найти такую же баночку, найти крышечки для баночек, разложить предметы в баночку соответствующего цвета.

В планах сделать из баночек сенсорные коробочки. Положить в них различные предметы одного цвета и засыпать их рисом соответствующего цвета.

Также из баночек получается интересный конструктор.


Игрушки своими руками: магнитный геометрический конструктор

Для утилизации остатков самоклеющейся пленки Анна Семенникова предлагает сделать магнитный геометрический конструктор :


Игрушка своими руками «Математическая ходилка»

Светлана и Глеб (5 лет) Мельниковы играют дома в самодельную игру «Математическая ходилка» (интеллектуальное развитие):

Идея игры: в игровой форме повторить и закрепить навыки счёта, а также навыки ориентации в пространстве (вверх, вниз, вправо, влево).

Материалы для создания игры:

  • большой лист картона;
  • фломастеры, цветная бумага, ножницы и скотч для оформления;
  • 4 втулки от туалетной бумаги (в зависимости от предполагаемого количества игроков);
  • акриловые краски;
  • крышки от бутылок с йогуртом для фишек;
  • цифровые фишки, небольшое ведерко от повидла для фишек.

Изготовление игры :

1. на большом листе картона расчерчиваем на клеточки и оформляем фломастерами игровое поле (размер каждой клетки 5 х 5 см, в соответствии с диаметром втулки). У меня получилось игровое поле 6 х 8 клеток;

2. раскрашиваем акриловыми красками в разные цвета втулки, рисуем на каждом игроке «личико»;

3. для создания цифровых фишек необходимо обвести на цветной бумаге кружочки в соответствии с диаметром крышек. Затем нарисовать фломастером на каждом бумажном кружке цифру и стрелочку с направлением движения (вверх, вниз, вправо, влево). При определении количества цифр необходимо исходить из количества имеющихся крышек, а также максимального числа клеток на игровом поле.

В данном случае у меня получилось сделать 6 цифр (максимально можно было сделать 8) и на каждую цифру по одной из четырех стрелок всего вышло 24 фишки. Затем вырезаем кружочки, наклеиваем их на крышки и закрепляем сверху для надежности полоской неширокого скотча. Складываем фишки в ведерко и можно приступать к игре.

Суть игры. Каждый игрок выбирает себе персонажа втулку, выставляем их посередине у основания любой стороны игрового поля. Задача: первым дойти до верхнего противоположного ряда игрового поля.

Игроки по очереди вытягивают из ведерка цифровые фишки и двигают своих персонажей по клеточкам согласно обозначениям на фишке (например, 2 клетки вправо, 4 клетки вверх и так далее.). В процессе игры ребенок (первое время с помощью взрослого) должен проговорить цифру и направление движения, изображенные на фишке, а затем сам сделать правильный ход.

Если выпадают фишки со стрелочками, указывающими на невозможное направление движение (в случае, если игровой персонаж стоит на крайних рядах), то вытягивается другая фишка. Если выпадает большая цифра, а количество ходов в нужную сторону ограничено, то можно продолжать движение в сторону.

Наш опыт. Мы с сынишкой в первый же вечер перед сном попробовали поиграть в нашу математическую ходилку — было интересно (и сыну, и мне), отлично проговариваются и замечательно запоминаются цифры и пространственные понятия.

Сынишке очень понравились веселые персонажи, их очень удобно держать и перемещать. Еще мой ребенок вошел в такой азарт, ему так хотелось победить, искренне расстраивался, когда приходилось спускаться вниз. Но сын в итоге одержал победу и заслуженно получил приз – набор наклеечек!


Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

Игрушки своими руками: развивающие кубики

Оксана Дельнова смастерила для дочки Василисы (1 год 1 месяц) два развивающих кубика (мелкая моторика):

Мягкий развивающий кубик. Стороны кубика:

  • Божья коровка на молнии, расстёгиваем, а там ключик на тесёмке, точки чёрные — пуговки для пальчиков, глазки двигаются (куплены в магазине для творчества).
  • Сторона с пуговками потрогать, пожевать, под листиком тоже пуговица прячется. По ним с цветами немножко можно позаниматься.
  • За дверцей на липучке живет собачка. Дверцу отцепляем,прилепляем, отвечаем на вопросы: кто это? как лает? и так далее.
  • В кармашке на липучке прячется телефончик погрызть, потрогать.
  • Бусины разного размера, ощупываем, пытаемся оторвать и пожевать.

Каждую сторону сначала делала отдельно, потом сшила вместе все детали, внутри в упаковочках от бахил крупа и монетки для звука. Везде вшиты петельки и ленточки.

Кубик с отверстием для ручки. Обычную коробку обклеила картоном, на пуговки пришила из толстого картона, обтянутого бархатной бумагой, геометрические фигуры. Внутри храним колючие мячики, крышечки от питания, тряпочки. Вынимаем содержимое и складываем обратно.


Игрушки своими руками: ходилка «Одежда» и моржи

Анна Усова предложила игру–ходилку «Одежда» на развитие внимания:

На поле изображены различные элементы одежды. Начинаем играть с нижней левой клеточки. Диктую ребенку последовательность действий, а он должен следить, куда двигаемся и, когда я остановлюсь, сказать,где мы находимся.

Еще одна самодельная игрушка Анны Усовой для сыновей Глеба (7 лет) и Игната (2 года 9 месяцев) моржики :

Как-то Глеб, придя из садика, рассказал нам историю о носкоедах. Они съедают один носок, а второй остается. Потом он прибрался в ящике со своими носочками и обнаружил там одиночные носки. «Здесь побывали носкоеды», – сделал вывод сын. Немного поразмыслив, Глеб придумал, что можно сделать с одиночными носками – мы сделали из них моржиков. У нас их 2 – у каждого сына свой.


Игрушка своими руками: «Надень резиночки на пальцы»

Елена Федорова предложила игру «Надень резиночки на пальцы» (мелкая моторика). Вариантов расположения резиночек на пальцах может быть множество.


Игрушки своими руками для изучения цветов

Александра Биянова придумала для своей дочки Алины (2 года 1 месяц) две игры на различение цвета:

«Русалочка» . Нужны кармашек с рисунком и цветные карточки. Я наклеила полосочки картона по бокам и снизу. Распечатанную картинку наклеила на тонкий картон от коробки с печеньем. В рисунке сделала прорезь на месте хвостика у Русалочки. Рядом сделала кармашек для разноцветных карточек. Можно играть: меняем карточки, узнаем цвета, наряжаем Русалочку.

Сортируем по цвету . В коробку с разделителями приклеила кусочки цветной бумаги. Будем сортировать рыбок друзей Русалочки. Предложим им пирожные магнитики, каждой рыбке пирожное своего цвета.


Игрушки своими руками: магнитные карточки

Юлия Дурягина предложила идею, как сделать карточки на магнитах :

Понадобятся самые дешевые пластиковые прозрачные магниты, в которых картинки можно менять. Готовим карточки с картинками нужно размера, вставляем и готово!


Еще несколько идей от Юлии Дурягиной :

Учить девочку обращаться с иглой можно на пяльцах с тканью типа мешковины и пластиковой большой иглой (продаются в швейных отделах). На ткани можно отметить точки маркером, куда втыкать иглу.

Мелкую моторику можно развивать с помощью вот такой игры: в железные большие крышки положить круги из впитывающего толстого коврика для ванной, на них маркером отметить точки и втыкать канцелярские иглы, с обкусанным острием.

Из большой коробки можно сделать ширму для кукольного театра.


Игрушка своими руками: «Пожарная машина»

Анастасия Трофимова делала игрушку «Пожарная машина» для своего трехлетнего сына, который просил «сделать такую пожарную машину, которую можно бы было везде носить с собой, но чтобы она была не очень маленькой, у нее открывались двери, в нее можно было бы посадить пожарных и ставить лестницу».

Я сделала складную машину, которая была не только игрушкой, но и развивала мелкую моторику. Саму машину я сделала из бархатной пленки, проложив внутри обычную хозяйственную салфетку для плотности и возможности шитья.

Внутрь машины вшиты куски кредитных карт только с одной стороны, поэтому их можно поднять и сложить машину, сделав плоской, или опустить, и машина становится объемной. Чтобы машина фиксировалась в сложенном состоянии, фары, сирена и крепление для лестницы являются липучками. Лестница является пособием для тренировки шнурования, то есть, чтобы у пожарных была лестница, ее надо «выдвинуть» — продеть шнурок.

Колеса машины тоже сделаны из кредитных карточек, обклеенных бархатной пленкой. Колеса крепятся на кнопки, их можно снимать, проводить «шиномонтаж», заодно тренируясь застегивать и расстегивать кнопки.

Пожарный шланг крепится на кнопку внутри машины, его нужно заматывать, а затем вешать на крючок сбоку машины. В кабине сделана полоса от подгузника, к которой легко крепятся фигурки пожарных на липучках от подгузников.

Машина очень приятна на ощупь из-за бархатной основы, при игре колеса крутятся как в сложенном, так и в разложенном виде, двери открываются и закрываются на липучках. А еще она просто стирается в машине.

Через некоторое время мы с сыном вместе сделали пожарную часть. Мы выбрали подходящую коробку от обуви, заклеили название и картинки красной бумагой, поставили разделитель этажей, вырезали дырку для столба, по которому спускаются пожарные. Сын сказал, что в пожарной части должна быть диспетчерская, поэтому появился телефон, должна быть зона отдыха – стол со стульями, и спальня – полки. Для подъема на второй этаж сын склеил лестницу из трубочек, из них же сделал столб для быстрого спуска по тревоге. А пожарная машина заняла почетное место в гараже на первом этаже.


Игрушки своими руками: коробка сокровищ и «Гнездышки»

Ольга Дук помогла сыну (5 лет) собрать и разместить в коробке из-под конфет его первую коллекцию сокровищ :

Сейчас читаем книгу про Мумми-Троллей, в которой есть один герой Хемуль, который все коллекционирует. Сын (5 лет) очень просил сделать какую-то коллекцию. Я долго хранила коробочку от конфет, и вот коробочка пригодилась. Это будет наша первая коллекция сокровищ. С сыном пробовали играть в находилки . Например, что лежит во втором ряду третье справа? Что лежит в третьем ряду второе слева? Потренировали ряды, лево / право. А еще познакомились с понятием строка и столбец.

Для того чтобы познакомить дочку (1 год 7 месяцев) с количеством, с цифрами Ольга Дук смастерила игру «Гнездышки »:

Понадобился контейнер для яиц и шарики. Ячейки контейнера это гнезда, шарики яйца птичек. Нужно было сложить яйца птичек в соответствии с цифрами возле ячеек (гнезд). Я рассказывала истории про птичек, смотрели, где яиц больше, а некоторые гнезда были совсем пусты. Было интересно.


Игрушки своими руками «Где чей домик» и логические крышки

Екатерина Акимова для дочки Насти сделала игру «Найди домик, или кто где живет » (интеллектуальное развитие + мелкая моторика).

Для создания этой игры понадобились спичечные коробки, самоклеящаяся бумага, наклейки с изображениями животных / насекомых / птиц и их жилищ.

Спичечные коробки я обклеила самоклеящейся бумагой и сверху наклеила картинку с домиком. Внутрь коробка наклеила изображение животного / насекомого / птицы.

Задача ребенка подобрать каждому его домик. Эта игра также развивает мелкую моторику (малышу надо вставить внутренний лоток в спичечный коробок). Дочка сама придумала еще один способ игры создание башенки.


Еще одна самодельная игра, в которую играют Екатерина Акимова с дочкой, это и игра с крышечками от детского питания:

Что необходимо:

  • крышки от детского питания;
  • наклейки с картинками или картинки;
  • скотч.

Вариантов для игр много:

  1. подобрать пару (мама малыш);
  2. найти загаданный мамой предмет по его описанию («Маленький, желтенький, говорит: «Пи-пи!»);
  3. разделить предметы на группы (живое неживое, съедобное несъедобное);
  4. положить перед ребенком 3 5 крышечек (в зависимости от возраста); попросить запомнить; забрать одну крышку, пока малыш не видит; спросить, что исчезло, или, наоборот, добавить еще одну;
  5. составлять рассказ по разложенным перед ребенком крышечкам.
  6. «Система развития ребенка дома от А до Я» . У вас так тоже получится!

    У вас есть игрушки, сделанные своими руками? Поделитесь в комментариях!

Если вы думаете, что делать игрушки из подручных средств – удел тех, кто не в состоянии купить своему ребенку все самое лучшее, вы глубоко заблуждаетесь! Игрушки, сделанные своими руками из подручных материалов, – это великолепный способ пробудить даже у самых маленьких детей интерес к конструированию, а значит, способствовать развитию у малышей мыслительной деятельности. Когда у ребенка на глазах обычный предмет вдруг превращается в увлекательную игрушку, вы выглядите настоящим волшебником, наделяя, казалось бы, совсем неприспособленную для этого вещь новым смыслом.

Играть можно с чем угодно. Существует множество универсальных способов превратить простые домашние вещицы и «бытовой мусор» в нечто полезное и увлекательное. Не торопитесь избавляться от освободившихся бутылочек-коробочек, ведь они могут сослужить вам отличную службу. Узнать, как сделать игрушки из подручных материалов, вы сможете, ознакомившись с этим материалом.

Какие игрушки можно сделать из маленьких коробок

Этот раздел статьи посвящен тому, какие игрушки можно сделать из коробок от обуви, конфет, молока, пиццы и т.д.

Коробка – это предмет, который может быть чем угодно. Их легко оклеить или раскрасить, а потом превратить их в самые разные игрушки. Ниже представлено несколько вариантов, хотя на самом деле их гораздо больше.


Кроватка для куклы - положите на дно коробки матрас и подушку из кусочков ткани и баюкайте лялечек.


Машинка (тележка) - сделайте дырочку в торце коробки и привяжите веревочку. Малыш будет «возить» в этой игрушке из маленькой коробки свои важные «грузы».


Гараж для машинок - часть боковой стенки коробки надрежьте так, чтобы получилась дверца, переверните коробку вверх дном. Теперь у маленьких машинок будет свой «домик».


Домик - возьмите пакеты из-под молока, кефира, сока (не забудьте хорошенько отмыть от остатков содержимого!) и т.д. Можно даже целый город выстроить, надо только нарисовать или приклеить окна-двери. А можно сделать из подручных материалов игрушки-«небоскребы», если ставить пакеты друг на друга.


Кубики - из таких же пакетов можно сделать легкие кубики и использовать их в «строительных» играх.


Кукольный театр - возьмите коробку из-под пиццы, раскройте ее полностью. Чтобы сделать своими руками такую игрушку из подручных материалов, в получившейся ширме вырежьте открывающиеся «окошки» со шторками из кусочков ткани. Теперь можно разыгрывать представления или просто поднимать над «ширмой» любую игрушку и разговаривать с малышом «игрушечным» голосом.

Как и какие игрушки можно сделать из пластиковых бутылок

О том, что пластиковые стаканчики помогают в играх, вы уже знаете. А как сделать игрушки из пластиковых бутылок (вымытых и высушенных)? Небольшое примечание: если в бутылке надо вырезать отверстие или разрезать ее на части, края обработайте скотчем, чтобы малыш не порезался. А можно прогладить края через бумагу горячим утюгом, они легко оплавятся и станут гладкими.


Игрушки-животные - самые разнообразные! Обычно бутылка служит «туловищем», рулончики от туалетной бумаги вполне заменят «конечности», а «мордочку» можно нарисовать и приклеить. Кстати, красить такие игрушки из бутылок, сделанные своими руками, можно в любой цвет.


Транспорт - не только машинка, конечно. Можно сделать для детей из подручного материала и игрушку-самолет, и ракету. Добавьте нужные «детали» (колеса, хвост, крылья можно вырезать из картона и прикрепить скотчем).

Домик для «феечки» - жилище для маленьких куколок. Хорошо подойдут пластиковые бутылки необычной формы - из-под пены для ванны, из-под шампуня, а также белые непрозрачные бутылки. Вырежьте «дверь», украсьте стены (можно разрисовать красками, наклеить блестки, бусины). Внутри домика поставьте мебель из спичечных коробков.

Робот: тело - двухлитровая бутылка, ноги и руки - полулитровые бутылочки, голову можно сделать из какой-нибудь пластиковой баночки округлой формы. Скрепите скотчем, «распишите» красками лицо - робот готов.


Кораблик-катамаран - у двух бутылок вырежьте часть стенки, это будут «места для сидения» кукол. Скотчем или изоляционной лентой скрепите бутылки (отверстия должны быть сверху). Между бутылками прикрепите палочку-мачту для паруса. Теперь можно отправлять такую игрушку из пластиковых бутылок, сделанную своими руками, в плавание.


Плот - на плотах из пластиковых бутылок некоторые взрослые даже острова и жилища строить умудряются, настолько хорошей плавучестью обладает эта пластиковая тара. Главное в постройке такого плота - бутылки должны быть крепко закрыты и хорошо скреплены между собой. Если сделать два слоя бутылок, плавучесть возрастет, а «площадь» плота зависит от количества бутылок: чем их больше, тем «грузоподъемнее» плот.


Кормушка - из большой бутылки вырежьте часть боковой стенки, к закрученной крышке прикрепите веревку для того, чтобы кормушку можно было подвесить. Насыпьте корм и вывесите где-нибудь в парке. А можно установить кормушку напротив окна и наблюдать за «пернатыми гостями». Только не забывайте регулярно насыпать корм.


Кегельбан - пустые бутылки вполне заменят кегли для игры. Такие детские игрушки из подручных материалов можно сбивать мячом, как в настоящем кегельбане, прокатывая мяч по земле.


Мишень - а зимой можно и соревнование на меткость устроить, кто больше собьет бутылок, бросая в них снежки.


Вазочка, карандашница - из нижних частей бутылок можно сделать вазочки, или карандашницы, или емкости для мелочей. Надо только их задекорировать, разрисовать или сделать аппликацию из бумаги, бусин, камешков, кусочков ткани - с декором ребенок вполне справится сам.


Бильбоке - простейшая в изготовлении игрушка, развивающая ловкость и координацию. От большой пластиковой бутылки отрежьте верхнюю часть, чтобы получилась «чашка», вставьте в горлышко конец веревки или шнурка длиной примерно 40 см и крепко закрутите крышку. Чтобы сделать такую развивающую игрушку из подручных материалов, второй конец веревки вставьте в маленький пластиковый футляр из-под бахил или киндер-сюрприза и плотно закройте. Теперь подбрасывайте «шарик» и пытайтесь поймать его «чашкой». Играть можно по очереди, каждое попадание - очко. Договоритесь, до скольких очков играете. Кто первый набрал нужное количество попаданий, тот и выиграл.

Матрешки - разрежьте несколько бутылок разного размера пополам (например, двухлитровую, полуторалитровую, литровую и полулитровую), возьмите только верхние части. Они должны легко ставиться одна на другую. Нарисуйте акриловыми красками «лица» матрешек.


Дед Мороз и Снегурочка - из небольших непрозрачных белых бутылочек (0,5 мл, 0,3 мл или 0,2 мл из-под детских молочных продуктов) можно сделать сказочных персонажей. «Наденьте» на такие игрушки, сделанные своими руками из подручных средств, бумажные шубки, нарисуйте или приклейте лица, бороду, косичку.


Море в бутылке - самодельное море можно сделать из прозрачной небольшой гладкой бутылки, например, из-под минеральной воды. Налейте в бутылку воду примерно на половину объема, добавьте каплю синего пищевого красителя и хорошо перемешайте. Соберите горсть мелких красивых камешков, ракушек, морских звездочек и другой «морской» мелочи, засыпьте их в бутылку. Если есть, добавьте чуть-чуть блесток. Теперь самое сложное - надо аккуратно, медленно долить до самого верха любое растительное масло. Крепко-накрепко закрутите бутылку и положите ее набок - море готово. Вода с маслом не смешивается, поэтому будет четко видна граница «моря» и «дно» с ракушками и камешками. А если немного подвигать бутылку, получатся волны, и тогда можно будет увидеть «бурю на море».

Теперь вы знаете, какие игрушки можно сделать из бутылки, а для чего пригодятся пластиковые крышки?

Какие игрушки можно сделать своими руками из крышек от пластиковых бутылок

Первое, что приходит в голову, - это сделать из крышек колеса для самодельных машинок. Но это только одна из идей! Разные по размеру, по цвету крышечки от пластиковых бутылок используются для бесчисленного количества интересных поделок и игр, поэтому многие мамы их собирают.

Если крышечек много, можно:

  • сортировать их по цвету, размеру;
  • дать ребенку пару-тройку пустых бутылок с разной горловиной, пусть подберет к каждой подходящие крышечки;
  • посчитать, сравнить, каких больше, каких меньше;
  • выложить дорожку, начиная с больших крышек и заканчивая совсем маленькими, и «водить» по дорожке пупсиков, «гонять» на автомобильчиках.

Лабиринт - из крышек можно выложить небольшой лабиринт и провести маленькую машинку, стараясь не задеть и не сдвинуть ни одну крышку.

Лыжная трасса - лабиринт превратите в лыжную трассу. Дайте малышу-«лыжнику» инвентарь - две крышечки. Пусть поставит указательный и средний пальчики в перевернутые крышки и, передвигая пальцами, словно ногами на лыжах, пройдет трассу. Сбивать другие крышки нельзя, иначе малыш сойдет с дистанции!


Жучки-паучки. Чтобы сделать такую игрушку, нарисуйте на красной крышке черные точки и глазки-усики - вот вам и божья коровка. Так же можно оформить и другие крышки жучками, паучками, пчелками.


Магниты на холодильник - крышки разрисуйте веселыми рожицами, мордочками зверей или напишите буквы, цифры. Внутрь прикрепите магнит (с помощью пластилина) - и разыгрывайте представления на сцене-холодильнике. Или, пока вы готовите ужин, малыш будет учиться читать и считать, выкладывая «крышечные» буквы и примеры.

Метательные снаряды - устройте соревнования на меткость попадания крышками в небольшую пластиковую емкость. Кто сделает больше всех удачных бросков с одного метра? А с двух или с трех?

«Подуем» - крышка может сыграть роль мячика или шайбы в «воздушном матче» - задувайте ее с помощью трубочки от сока или коктейля в «ворота». Такую игрушку из крышек, сделанную своими руками, также можно просто «передувать» по столу друг другу - это хорошее упражнение для вентиляции легких и разработки дыхания.

Стенки, башни, пирамидки - из крышек разного размера можно строить стены, башни, пирамидки. Если «строительного материала» много, дайте задание, связанное с определенным цветом (например, построить «синюю башню») или размером (например, собрать пирамиду из трех больших, четырех средних и пяти маленьких крышек). Такие развивающие игрушки, сделанные своими руками из подручных материалов, прекрасно тренируют мелкую моторику.

Бульдозер - с помощью игрушечного грузовика, или совочка (лопатки), или даже просто плоской картонки быстро собрать все крышечки в коробку. Игру можно проводить «на время», когда надо собрать много мелких игрушек, в том числе убрать крышечки на место.


Волчок - из крышки и зубочистки можно смастерить простой волчок. В середине пластиковой крышки сделайте отверстие, чтобы можно было вставить зубочистку. Следите только, чтобы отверстие не было широким, иначе зубочистка не будет держаться и вывалится. Вставьте зубочистку так, чтобы небольшой кончик ее «выглядывал» с плоской (внешней) стороны крышки, а длинный был с внутренней стороны. Теперь поставьте волчок на маленький кончик и пальцами раскрутите за длинную часть зубочистки. Чтобы эта игрушка из пластиковой крышки крутилась долго и ровно, поэкспериментируйте с длиной «ножки», на которой вертится игрушка.

Выкладывание фигур - из крышек на ровной поверхности можно выкладывать самые разные фигуры. Например, геометрические или силуэты животных, транспорта. Получается очень необычно и интересно, эдакая мозаика из крышек.


Картина (мозаика, панно) - если выложенные из крышек узоры понравились и хочется их сохранить, приклейте «картину» на плотный лист картона. Такая мозаичная игрушка для детей, сделанная своими руками из подручных материалов, очень хорошо смотрится и вызывает восторг не только у ребенка.


Крестики-нолики - правила обычные, только вместо рисования крестиков-ноликов используются крышки двух цветов. А играть можно даже на скатерти в клеточку.

«Запомни» - выложите несколько разных крышек, пусть ребенок запомнит расположение, цвет, размеры. Потом попросите малыша отвернуться и измените что-то: какие-то крышки уберите, передвиньте или добавьте. Задача - сделать так, «как было». Такая развивающая игрушка из крышек отлично тренирует зрительную память.

«Найди отличия» - выложите крышки в два одинаковых ряда и сделайте одно-два отличия (по цвету или по размеру). Пусть малыш определит, чем различаются ряды крышек. Для совсем маленьких начинайте с трех-четырех крышек в ряду, для ребят постарше можно выкладывать не только ряды, но и якобы «одинаковые» узоры, картинки. В этом случае играть с такой игрушкой из крышек от пластиковых бутылок будет сложнее, но и интереснее.


«Маленькая и большая» - попросите ребенка выложить несколько больших и несколько маленьких крышек - количество зависит от его возраста. Можно выкладывать в ряд, можно вразброс. Дайте малышу коробку или банку с остальными невыложенными крышками. А теперь включайте секундомер! По команде ребенок должен найти в коробке другие подходящие по размеру крышки: выложенные маленькие накрыть большими, а на большие положить маленькие. Сколько секунд потребовалось, чтобы выполнить задание на глазомер, внимание и координацию?

Ниже описано, из чего ещё можно сделать игрушки своими руками.

Игрушки, сделанные своими руками из подручных средств в домашних условиях

Вспомните, как в детстве иногда хотелось забраться в свой собственный домик. Ниже предложены варианты «жилища», в котором ваш малыш будет играть куколками или солдатиками, устраивать «темноту» (подсознательно самого себя избавляя от многих страхов), да и просто сможет минуточку побыть наедине со своими мыслями, отдохнуть, помечтать и даже поспать, если утомился. Для такого отдыха в «домике» постелите на пол старенькое одеяло или толстый плед, покрывало.

Самый простой вариант такой игрушки из подручных средств, сделанной в домашних условиях, - набросить старую простынку или плед на стол, чтобы ткань доставала до пола. Но это не всегда удобно, так как стол обычно часто используется.


Другой вариант - картонная коробка из-под какого-то крупного бытового прибора, техники. В ней можно прорезать «окошки», сделать «дверь», задекорировать стены рисунками. Не забудьте только укрепить углы и стыки коробки, чтобы она нечаянно не сложилась и не упала на ребенка.

Если нет коробки подходящего размера, можно сделать такую детскую игрушку своими руками из таких подручных материалов, как куски картона, прочно закрепив их скотчем и клеем ПВА. А согнув большой лист картона пополам и поставив на пол сгибом вверх, можно получить уютный «шалаш». Только укрепите стенки, чтобы они не «разъехались».

Еще один «бюджетный» вариант игрушки, сделанной из подручных средств, - накинуть покрывало одним краем на спинку стула, а вторым, например, на подлокотник дивана. Для малыша даже самое узкое пространство будет казаться уютным, ведь это его «настоящий домик».

Можно использовать обычную стремянку, поставив ее в рабочее состояние и накрыв любой тканью, той же простынкой. Стремянка хороша тем, что в ней есть уже готовые «полочки» для игрушек - ступеньки.

Из чего ещё можно сделать игрушки своими руками?

«Мягкий» вариант - «домик» из большого куска прямоугольного поролона или пропиленового туристического коврика. Только поролон желательно обшить тканевым чехлом. Согните поролон в виде дуги, вот и «домик». Чтобы «жилище» не распрямилось, прикрепите «стенки» к «полу».

Если папа сделает каркас из четырех легких алюминиевых трубок достаточной длины, скрепит все четыре верхушки вместе, а ножки прочно установит на полу или на основании из таких же алюминиевых трубок, получится «скелет» индейского вигвама или северной яранги. Маме останется лишь с помощью ткани сделать стенки. Кстати, каркас можно изготовить из туго скрученных и проклеенных старых газет! Впрочем, если папа - мастер, он может сделать деревянный каркас из обработанных брусочков или дощечек.


Старый детский манеж можно накрыть покрывалом и вырезать в одной из узких боковых стенок «дверцу» - прекрасный «домик». Но этот вариант возможен, если вы не планируете больше заводить малышей и использовать манеж по его прямому назначению.

Даже простынка, повешенная на протянутой веревке, сможет побыть шалашом. Для этого просто оттяните в стороны и закрепите края простыни, чтобы они не «схлопывались».

Ваш малыш с радостью будет прятаться и играть в своем «домике», а иногда и вас приглашать в гости!

Посмотрите подборку фото, на которых изображены игрушки, сделанные своими руками из подручных материалов:











Статья прочитана 1 282 раз(a).