Творческие пособия для детей 3 4 лет. Упражнения практической жизни. Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму

Для каждого родителя его ребенок всегда будет самым лучшим и самым талантливым. Однако когда малышу исполняется годик, в душу начинают закрадываться сомнения: а вдруг он чего-то не умеет, что должен уметь в своем возрасте, вдруг он отстает в развитии от других детей?! По мере роста ребенка эта тревога возрастает, поскольку увеличивается количество требуемых навыков. А если что-то упустили? Чтобы этого не произошло, давайте поговорим о развитии ребенка в 3-4 года – возраст, когда дети уже достаточно самостоятельны и интеллектуально развиты.

Все приобретенные малышом к этому возрасту умения и навыки можно условно разделить на несколько групп. Эта несложная классификация поможет родителям быстрее разобраться, что умеет ребенок. В зависимости от группы подбираем и задания для занятий с малышом. Существует множество пособий, предлагающих всевозможные игры, шарады, альбомы по развитию речи. Их легко найти в интернете или в книжных магазинах. Одно из наиболее красочных и методически продуманных пособий для развития детей в 3-4 года – книга О.Земцовой «Грамматейка 3-4 года».

Если у вас есть этот учебник, смело занимайтесь по нему. Увидите: результат превзойдет ожидания. Здесь опишу некоторые упражнения, которые предлагает автор. Итак, что же мы умеем?

Математика 3-4 года:

Ребенок в этом возрасте умеет считать до 3-10, знает, сколько пальцев на руках и достаточно легко считает их; различает понятия большой, маленький, высоко, низко; знает основные цвета (желтый, зеленый, красный, черный, белый), геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник); сравнивает предметы по размеру, форме, подбирает предметы с одинаковыми цветами; находит пару заданному предмету по указанным признакам.

Кроме того, в возрасте от 3 до 4 лет ребенок также должен уметь:

  1. На картинке найти самый большой и самый маленький предмет, самый широкий и самый узкий и т.д.;
  2. Посчитать предметы на картинке (их должно быть не больше 10);
  3. Выборочно посчитать предметы (например, сколько на картинке кошек и сколько собак);
  4. Посчитать количество предметов и найти графическое изображение цифры;
  5. Соотношение объема тары и содержимого (предложите ребенку разместить по коробочкам разных размеров различные по объему предметы).
  6. Знать основные геометрические фигуры, такие как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник и ромб.
  7. Понимать где находится тот или иной предмет – справа или слева, наверху или внизу, сзади или спереди.
  8. На примере своего тела и тела животных знать, сколько глаз у человека, сколько ушей, ног, ртов, лапок у животных и т.д.
  9. Строить последовательность из цифр, хотя бы от 1 до 5

Здесь Вы можете бесплатно скачать материалы необходимые для развития ребенка в этом возрасте.

Математика для 3-4 лет:

  • карточки с цифрами – здесь собраны карточки с цифрами по математике для 3-4 лет с изображением количества и соответствующей цифре,
  • цифры для детей – замечательная раскраска, которая поможет ребенку запомнить, как выглядят цифры от 1 до 10,
  • счёт для детей – карточки с цифрами, которые изображены на симпатичных животных Африки познакомят Вас с цифрами от 1 до 50.
  • обучение счёту детей – карточки с символами цифр и соответствующим количеством точек от 0 до 10.
  • раскраски по цифрам – симпатичные раскраски по цифрам со многими известными героями мультфильмов для детей и смешными зверушками,
  • книжечки с заданиями по каждой цифре - цифра 0 , цифра 1 , цифра 2 , цифра 3 , цифра 4 , цифра 5 , цифра 6 , цифра 7 , цифра 8 , цифра 9 , цифра 10 ,
  • учимся считать - веселая игра с божьими коровками. Здесь нужно будет определить сколько пятнышек на крылышках божьих коровок и найти соответствующий символ цифры,
  • цифры прописью – учимся обводить пунктирные линии,
  • видео счет от 1 до 10
  • видео счет от 0 до 30
  • видео геометрические фигуры для детей по методу Домана
  • геометрические фигуры в картинках – карточки с изображение геометрических фигур,
  • игры монтессори – сравнение динозавриков по размеру, цвету и рисунку на спине,
  • а также огромное количество тематических занятий с развитием в области математики в 3 4 года, например, картинки транспорт , клуб Микки Мауса игры , динозавры для детей , бесплатные игры зоопарк , игры космос бесплатно , птицы для детей – игры игр развивают не только математические способности у ребенка 3 4 лет, но и направлены на развитие памяти, логики, внимательности, знакомство с окружающим миром, творческие способности и многое другое.

Логическое мышление:

Ребенок собирает картинку из 3-4 частей; находит различия в предлагаемых рисунках; из ряда предметов выбирает лишний по какому-либо признаку; запоминает 3-4 слова или 3-4 несложных изображения; повторяет за взрослым движения, показанные 1-2 раза; сосредотачивает внимание на одном виде деятельности в течение 5 минут; находит пару предмету.

Рекомендованные упражнения для развития логики в 3-4 года:

1. Найти отличия на картинках (они должны быть достаточно заметны);

2. предложить ребенку посмотреть на картинку с тремя-четырьмя предметами, затем закрыть книгу и попросить описать увиденное или ответить на ваши вопросы по картинке;

3. найти на картинке предметы, относящиеся к одной группе (одежда, игрушки и т.д.);

4. сопоставить предметы и отдельные их части,

5. решить простые логические задачи, например, строить логические цепочки из предметов (чередование двух различных предметов или определенная последовательность),

6. определять предмет по его тени.

Здесь Вы можете бесплатно скачать задания на развитие логики у детей 3 4 лет.

Логика 3-4 года:

  1. картинки детские игрушки ,
  2. насекомые для детей ,
  3. осенние игры ,
  4. картинки транспорт ,
  5. клуб Микки Мауса игры ,
  6. динозавры для детей ,
  7. бесплатные игры зоопарк ,
  8. игры космос бесплатно ,
  9. птицы для детей.

Развитие речи у 3-4 летних детей:

Речевое развитие ребенка в 3-4 года включает в себя: понимание обращенной к ребенку речи; использование личных местоимений (я, мы); понятное произношение 80-90 % слов; подбор антонимов (слова противоположные по значению); ответы на задаваемые вопросы, поддержание беседу; умение воспринимать зрительные образы, описывать увиденное, составлять простые предложения и сложные из 5-6 слов, группировать предметы (тарелка, ложка – это посуда), называть хотя бы один признак предмета; знание наименований действий живых существ (людей,животных, насекомых и т.д.); повторение несложных песенок и стишков; умение говорить тихо, громко; информацию о своем имени, фамилии, именах родителей и близких.

Рекомендованные упражнения для развития речи у 3-4-летних детей:

  1. Попросить ребенка назвать предмет и рассказать о его назначении;
  2. Прочитать ребенку короткий рассказ из 3-4 предложений и попросить повторить его;
  3. Упражнение для понимания значения предлогов: дать задание расположить предметы в, над, около, возле, перед и т.д. каким-нибудь другим предметом;
  4. Закончить заданное предложение;
  5. Рассказать подробно о каком-нибудь предмете (цвет, функция, одежда и т.д.).

Развитие речи 3-4 года:

  • необычные карточки буквы алфавита с героями всех известных мультфильмов, таких как Маша и Медведь, Лунтик, Барбоскины Фиксики и т.д.
  • карточки с буквами – животными и знакомыми предметами для малыша,
  • здесь можно бесплатно скачать слоги для детей,
  • полезные рекомендации – как научить ребенка буквам ,
  • азбука для детей видео – подборка всех самых известных азбук для детей,
  • песни про алфавит – самые лучшие русские песенки про алфавит,
  • буквы алфавита – веселая игра с сундучками,
  • буквы для детей – буква а – загадки, презентации, задания и многое другое, также есть и про другие буквы.
  • звуки русского алфавита и буквы русского алфавита – алфавит для детей видео

Развитие памяти в 3-4 года:

в этом возрасте ребенок в состоянии запомнить простейшие стихотворения и повторить их, а также самые простые рассказы и сказки.

Здесь собраны игры на развитие памяти для детей от 3 до 4 лет – игры для развития памяти

Окружающий мир 3-4 года:

Малыш знает, как выглядят домашние животные (кошка, собака, корова, лошадь, коза и др.), птицы (голубь, ворона), рыбы (кит, акула), насекомые (бабочка, муха) и называет их; знает названия растений (груша, яблоня, вишня и др.), овощей, ягод, фруктов; имеет представление о тех материалах, из которых состоят предметы окружающего мира (дерево, металл); ориентируется во временах года и частях суток; знает и называет явления природы (ветер, снег, дождь, гроза).

  1. Среди предложенных предметов выбрать ягоды, фрукты, деревья и др.; отличить диких животных от домашних;
  2. Выбрать из предложенного какое животное, что ест;
  3. Спросите, какое сейчас время года, суток, дня;
  4. Попросите ответить, какая погода за окном, что такое дождь, снег, ветер.
  5. Знать названия деревьев, растений, цветов и т.д.
  6. Знать свойства предметов и мочь определить, что состоит из дерева, что из воды, что из пластмассы, что из железа и т.д.

Окружающий мир 3-4 года игры плакаты и карточки:

  • одежда картинки для детей – изображение различных видов одежды,
  • картинки транспорт – картинки и игры про транспорт для детей,

В сегодняшнем выпуске рубрики мы предлагаем вам посмотреть, какие развивающие игры и пособия для детей 3-4 лет собрала для вас Мария Костюченко , постоянная ведущая этой рубрики.

В прошлых обзорах я уже рассказала вам о том, какие пособия можно сделать для детей от и лет. Сегодня пришла очередь пособий для трёхлеток. Этот обзор будет самым коротким, так как в основном все игры и пособия, о которых я рассказываю в рубрике «Развивай-ка!» отлично подойдут для этого возраста.

Развивающие игры и пособия для детей 3-4 лет

Вопросы чтения мы уже затрагивали, когда я рассказывала о , но сегодня мне хотелось бы ещё немного поговорить об играх, стимулирующих чтение.

Итак, я расскажу о двух вариантах игры. Первый вариант подойдёт очень активным деткам, которые находятся в постоянном движении и именно в этом движении многому учатся.

Обведите на листе бумаги следы ног вашего ребёнка (можно свои) и вырежьте таких следов по шаблону много (!). На каждом следе напишите букву (можно небольшие слова) и прикрепите к полу (я использовала обычный прозрачный скотч, так как потом он легко снимается и не остаётся следов).

Далее начинается самое интересное. Вы называете буквы, а ребёнок должен перепрыгивать по ним и перебираться на другую сторону «реки», как по кочкам. Можно называть слово, а ребёнок сам ищет нужные буквы и перебирается по ним. Если это отдельные слова, то можно составлять, таким образом, небольшие предложения.

Второй вариант игры на чтение подойдёт для деток, которые любят яркие картинки и спокойные игры. На больших листах ватмана вы рисуете некий сюжет (можно рисовать вместе с ребёнком), на отдельных листах вы рисуете необходимое дополнение к сюжету и подписываете его.

А теперь начинается игра. Вы предлагаете ребёнку украсить ёлку игрушками — шариками (значит, из всех кружочков он выбирает только те, на которых написано «шар») или повесить на яблоню яблоки (выбирает из кружочков «яблоко», а не круг, шар, луна и т.д.). Рыбок нужно разложить по месту пребывания: вода или лодка. Можно высаживать цветы на клумбу определённого вида: только васильки или ромашки. Вариантов масса.

Следующая игра поможет нашему малышу осваивать навыки конструирования. Для того, чтобы сделать такой конструктор, вам понадобится всего лишь несколько липучек разного цвета. Можно просто нарезать липучки (2 части: одна пушистая, вторая жёсткая) и показать ребёнку, как их можно скреплять между собой и создавать плоские и объёмные фигуры и даже буквы и слова.

Я сшила липучки между собой обратной (не липучей) стороной, от чего их функционал увеличился. Посмотрите на рисунок, думаю, что идея конструктора и игр в него понятна без слов.


И последнее пособие на сегодня относится к области математики. Я предлагаю вам сделать очень простое пособие по обучению ребёнка понятиям дроби, проще говоря, части целого.

Для его создания вам понадобятся одноразовые пластиковые тарелки, ножницы и краски. Раскрашиваем несколько тарелок в разные цвета и разрезаем каждую на несколько частей. Все дроби готовы.

А теперь можно в игровой форме начинать объяснять ребёнку, что это такое и как разделить целое на несколько частей. Тут очень нам поможет считалочка «Мы делили апельсин» или сказка Сутеева «Яблоко».


Очень часто родители интересуются, чем занять ребёнка дома по системе Монтессори в том или ином возрасте. Действительно, не стоит забывать, что в разном возрасте потребности детей различаются, и, хотя Монтессори-материалы представлены в разновозрастных группах, всё же ребёнок 3 лет скорее выберет упражнения из зоны практической жизни, а в 5 лет отдаст предпочтение упражнению в математике.

Кроме того, материалы в группах для детей 0–1,5 года, 1,5–3 года и 3–6 лет совершенно различны.

Что же выбрать родителям того или иного возраста? Мы подскажем вам, что наиболее значимо для ребёнка этого возраста, какими материалами стоит непременно обзавестись и чем ещё вы можете помочь малышу гармонично развиваться.

Итак, вашему малышу 3–4 года. Чему уделить особое внимание?

  1. Упражнения практической жизни.

В возрасте 3–4 лет упражнения в практической жизни занимают ведущее место. Они помогают ребёнку чувствовать себя независимым и являются прекрасной подготовкой руки к письму.

Дома вы можете предлагать любые занятия, которые выполняете сами. Например, следующие:

  • Протирание пыли, подметание.
  • Мытьё (рук, пола, стола, посуды, фруктов).
  • Уход за цветами и домашними животными.
  • Чистка обуви и одежды.
  • Помощь на кухне.
  • Помощь в саду или огороде.

Что потребуется:

  • Удостоверьтесь, что ребёнку удобно, и все материалы подобраны по его росту.
  • Разложите всё необходимое для того или иного задания на подносе, в корзинке или на полке. Кладите все материалы на отведённое им место после использования.


  1. Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму.

Эта обширная группа материалов, дополняющая группу упражнений в практической жизни, становится наиболее важной для ребёнка в 3–4 года. Появляется необходимость совершенствовать движения рук, чтобы подготовиться к освоению письма. Обычно дети в этом возрасте проводят большую часть времени за такими упражнениями.

Что вам потребуется?

Необязательно приобретать все материалы, можно использовать некоторые из них и заменять одни другими:

  • Различные рамки с застёжками или застёжки на одежде ребёнка (пуговицы, молния, шнуровка и т. д.).
  • Подбор различных крышек к баночкам и бутылочкам.
  • Подбор ключиков к различным замочкам.
  • По-разному открывающиеся коробочки и различные замочки: крючок, щеколда и т. п.
  • Игры с прищепками.
  • Складывание и сворачивание (салфеток и бумаги).
  • Забивание гвоздиков в глину (пластилин).
  • Перекладывание предметов: рукой, ложкой, щипцами, вылавливание из воды.
  • Пересыпания круп: руками (вылавливание мелких игрушек), из кувшина в кувшин, ложкой, просеивание через сито.
  • Переливания: из кувшина в кувшин, набор сосудов различных форм для переливания, половником, резиновой грушей, шприцем, пипеткой, губкой, взбивание мыльной пены венчиком.
  • Вырезание.
  • Выкалывание форм по точкам (после чего можно использовать для вышивания).
  • Шитьё и вышивание.
  • Штриховка рамок.
  • Письмо на песке или манке.


  1. Сенсорное развитие.

В этом возрасте продолжается интенсивное развитие органов чувств. Ребёнок с удовольствием исследует качества предметов, сенсорные упражнения становятся подготовкой и к занятиям в математике.

Что вам потребуется?

Материалы на определения размера. Традиционно в Монтессори-педагогике это блоки цилиндров, розовая башня, коричневая лестница и красные штанги. Если у вас нет возможности в домашних условиях предоставить данные материалы, вы можете предлагать ребёнку башенки, матрёшки, пирамидки, вкладывающиеся стаканчики.

Материалы для определения названия цвета. Используйте цветные таблички или моточки ниток.

Материалы для развития тактильных ощущений. В Монтессори-педагогике используются шершавые таблички. Вы можете также использовать различные на ощупь ткани, парные мешочки с крупами, волшебный мешочек.

Различные сортировки: по цвету, размеру, форме, сортировки различных природных материалов. Помните, что предметы в первых сортировках должны различаться только по одному параметру (например, только по цвету). Когда ребёнок хорошо усвоит простые сортировки, вы можете вводить несколько параметров или дополнять их упражнениями на развитие мелкой моторики (например, разложить цветные шарики не рукой, а пинцетом).

Также вводите понятия тяжёлый – лёгкий, тёплый – холодный, представления о запахах и вкусах. Обычно в домашней среде для этого не нужны специальные материалы – просто акцентируйте внимание ребёнка.


  1. Развитие слуха.

В Монтесосри-педагогике используются шумовые цилиндры и звоночки. Продолжайте предлагать ребёнку различные музыкальные игрушки. Теперь это могут быть более сложные инструменты: барабаны, ксилофон, различные бубенцы. Играйте на инструментах и пойте вместе с ребёнком. Предлагайте малышу слушать мелодичную музыку.

Покажите ребёнку, как можно концентрировать внимание на каком-либо одном свойстве предмета, изолируя другие чувства. Постепенно учите ребёнка работать с закрытыми глазами. Видя, как вы сами закрываете глаза, нюхая мандарин, пробуя первый кусочек еды или трогая ткань, он постепенно научится делать так и сам.

  1. Развитие речи.

В возрасте 3–4 лет продолжается обогащение словаря ребёнка новыми словами. Помимо этого, ребёнок готовится к обучению письму и чтению.

Что вам потребуется?

  • Наборы карточек или предметов для обогащения словаря ребёнка (например, животные, фрукты, посуда, одежда, транспорт…).
  • Занимайтесь с ребёнком артикуляционной гимнастикой, повторением и разучиванием стихов, потешек, скороговорок.
  • Играйте в игры на развитие фонематического слуха.
  • Шероховатые буквы, или буквы азбуки для введения названия звуков.


  1. Творчество.

Очень важной особенностью творческой деятельности в Монтессори-среде является то, что ребёнка не учат как создать тот или иной образ, не дают шаблонов, а скорее учат обращаться с разными техниками творчества. Вариантов творческих работ может быть множество. Главное, предлагайте ребёнку разнообразные материалы и давайте свободу самостоятельно создавать свою работу.

  1. Развитие крупной моторики.

В этом возрасте движения усложняются. Больше времени ребёнок теперь проводит, совершенствуя мелкую моторику. Однако возможность постоянно двигаться обеспечивает развитие вестибулярного аппарата, укрепления всех мышц и общего состояния здоровья, развитие познавательной активности.

Поэтому давайте ребёнку возможность проводить часть дня в активных играх, преимущественно на свежем воздухе.