Счет до 20 таблица. Школа первоклашек. Помогаем ребенку освоить азы математики

Многие современные дети уже с малых лет начинают тянуться к изучению цифр и счета. В трехлетнем возрасте малыш показывает на пальцах сколько ему лет или количество предметов изображенных на картинке. Постарше, когда ребенок идет в первый класс, там его учат более сложным математическим действиям - умению складывать, вычитать, делить, умножать.

Как научить ребенка считать до 10?

Ребенок учится считать на простым предметах обихода - ложках, кубиках. Многие тренируются на ступеньках подъезда дома, где проживают. Поднимаясь и спускаясь ежедневно по лестнице, малыш учит и запоминает счет. Все зависит от высотности этажа вашей квартиры, именно такое количество тренировки будет у вашего ребенка.

С предметами все более проще. Например, у мальчика был один карандаш, потом он принес еще один - получилось два. Наглядно дети запоминают гораздо быстрее. Чтобы легче проходило усвоение счета - чаще во время прогулки спрашивайте у ребенка: "Сколько птиц сидит на ветке?", дома интересуйтесь: "Сколько на тарелке лежит конфет и за каждый угаданный ответ балуйте своего грамотея десертом. Главное делать это в перерывах между приемами пищи, дабы не испортить аппетит.

Знакомство с самими цифрами

В первом классе детей учат цифрах как обозначение и написание. Порой им трудно дается понять почему ноль считается цифрой если он обозначает пустоту. Постепенно изучая сложение, вычитание ребенок научится понимать. А пока на простом примере можно объяснять, что: " У мальчика Вани было 5 груш в сумке, он раздал их 5 друзьям. Что осталось у него в сумке?". Вариантов таких может быть очень много - разные предметы, разные мальчики или девочки, действия - съели, взяли, убрали и т.д. Главное чтобы ребенок понял, что после всего остается ноль - ничего, пустота.

Приемы обучения счету до десяти


Игра в паровозик

Именно в такой игровой форме учителя предпочитают объяснять порядок счета. Один ученик выходит на середину классу и представляется что он первый вагон, после этого встает второй и вагонов уже два и так до десяти. Когда вагончики начнут расцепляться, счет можно начинать в обратном порядке.

Показ на линейке - более наглядный метод показа счета.

На первых порах многие дети используют счет на пальцах, более того они считают, складывают и вычитают также при помощи пальцев рук.

Сейчас очень много практических материалов для маленьких школьников - те же счетные палочки, смешные мультфильмы, песенки, стихи. Достаточно немного поискать в магазинах или на просторах интернета.

Как выучить таблицу сложения и вычитания в пределах десяти?

Как только ребенок научится счету и его порядку, можно начинать учить его действиям с числами. Это также можно придумывать в игровой форме. Ведь дети не любят зазубренных правил, а все должно быть предельно доступно, понятно и главное весело.

Например:

В одном стакане стояло 3 карандаша, а в другом - два. Вопрос: "Сколько всего карандашей в обоих стаканах?". На тарелке лежит 6 яблок, к тебе пришли трое гостей. Раздели яблоки поровну чтобы никого не обидеть. Общие знания необходимы ребенку и чем раньше он поймет, тем легче ему будут даваться остальные новые знания. Важно не только все проговаривать в школе, но и заниматься дома. Иногда такая обстановка даже лучше дается в изучении.

Изучать таблицу сложения с детьми лучше всего с помощью наглядных пособий, - советуют специалисты.

Школа первоклашек. Автор фото: Сергей Николаев, "Сегодня"

"Сегодня" продолжает проект для заботливых родителей детишек, которые в этом году впервые идут в школу. Раз в две недели мы будем публиковать полезные советы квалифицированных специалистов о том, как подготовить ребенка к началу учебного года.

Специалисты говорят, что для детяй пяти-шести лет значки "3", "5", "8" ничего не значат, ведь они в этом возрасте мыслят формами, образами, красками. Чтобы дети быстрее и легче запомнили цифры, им следует показывать рисунки — так же, как при изучении букв алфавита по картинкам.

Хорошо запомнив последовательность чисел первого десятка, детям будет легче решать примеры на добавление и вычитание единицы. Им легко понять, что 6+1=7, потому что при счете после числа 6 идет 7. Они знают, что 5-1=4, потому что числу 5 предшествует 4. Чтобы дальнейшее обучение математике было успешным, ребенку нужно прочно, до автоматизма, усвоить таблицу сложения чисел в пределах 10. То есть первоклассник должен твердо знать наизусть, что 2 — это 1+1, 3 — это 2+1, 4 — это 3+1 или 2+2 и так далее.

Изучать таблицу сложения с детьми лучше всего с помощью наглядных пособий. Не стоит сравнивать запоминание таблицы сложения с таблицей умножения: практика показывает, что табличка умножения дается ученикам в свое время намного легче, чем табличка сложения первоклассникам. Это потому, что вторую табличку дети заучивают, уже имея четкое представление о числах.

После того как ребенок научится с легкостью выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10, можно переходить к сложению и вычитанию двузначных чисел без через десяток. Например, 32+54=86, потому что 3 десятка + 5 десятков = 8 десятков и 2 единицы + 4 единицы = 6 единиц. А затем уже начинается обучение сложению и вычитанию в пределах 20 с переходом через десяток. Например, 8+6=8+2+4=10+4=14.

Инструктор Центра развития личности "ТЕТРА" Наталья Рудинская подобрала для детей несколько увлекательных упражнений, которые помогут им освоить азы математики.

Соедини рисунок с правильным ответом, а потом раскрась картинки.

Поставь знак "больше" — > — или "меньше" — < .

Закрась вторую часть каждого бантика. Но прежде, чем сделать это, впиши в бант второе число, чтобы сумма равнялась 10.

Дважды два – четыре!

Освоение навыков устного счета – непростая задача, у которой множество вариантов решения. Сначала ребенку необходимо выучить таблицу сложения в пределах десятка, далее – освоить сложение и вычитание в пределах 20. Чуть позже придётся учить и таблицу умножения. Как помочь ребенку справиться с этой работой?

Зубрежка - механическое заучивание - даст кратковременный эффект, для достижения которого будет потрачено много сил, времени и нервов. Но есть и альтернативные варианты.

Скорость и качество устного счета зависят в первую очередь от особенностей процессов запоминания и забывания. Качество запоминания зависит во многом от того, насколько эффективный канал восприятия мы выбрали. По каналу восприятия, дающему наибольший эффект, всех людей можно условно поделить на четыре группы: аудиалы (те, кто запоминает информацию, воспринимая ее на слух), визуалы (лучше запоминается информация, представленная наглядно), кинестетики (информация лучше усваивается в процессе движения, при участии тактильных ощущений) и дискреты (для запоминания требуется логическое осмысление информации).

При этом очень редко встречаются люди, у которых существенно преобладает только один тип восприятия. Как правило, какой-то тип восприятия доминирует, остальные выражены слабее, но тоже могут помочь усвоить новую информацию.

Поэтому важно задействовать как можно больше каналов восприятия при решении задач на заучивание и запоминание – зрительный, слуховой, тактильный… Это позволит активизировать различные механизмы, с помощью которых информация будет наиболее эффективно обработана и усвоена.

Сейчас в магазинах можно приобрести практически любое наглядное пособие – плакат, календарь, таблицу, изготовленные типографским способом. Эти дидактические материалы красивы, удобны в использовании, при этом недешевы и… могут оказаться совершенно бесполезными.

Любой плакат, памятка, таблица, изготовленные ребенком самостоятельно, принесут гораздо больше пользы по сравнению с аналогами, изготовленными типографским способом.

Предложите ребенку самостоятельно изготовить настенные таблицы, которые помогут сформировать навыки устного счета. Вам понадобятся обычная или цветная бумага, фломастеры и творческое вдохновение.

Если необходимо выучить таблицу сложения, то первый лист будет для таблицы сложения числа 2, второй – для числа 3, третий – для числа 4 и т.д. Для таблицы умножения листы распределяются аналогично.

Вместе с ребёнком придумайте дизайн таблицы – это могут быть домики, клумбы, космические корабли. На каждый лист нужно записать математические выражения, связанные с одним числом.

Например, в первом «доме» с числом 2 будет «жить» всего одно выражение: 1+1=2. В «доме» с числом 3 поселятся 1+2=3 и 2+1=3. В «доме» с числом 4 жильцов будет больше: 1+3=4, 2+2=4, 3+1=4. Если ребенок затрудняется самостоятельно записать все необходимые выражения, предложите ему внимательно переписать их из учебника.

Аналогично можно «заселить» и дома, которые будут помогать учить таблицу умножения или любой другой материал, который необходимо заучить. Очень важно, чтобы ребенок самостоятельно прописывал и проговаривал то, что он записывает на каждом листе. Это позволит задействовать максимальное количество каналов восприятия и активизировать процессы запоминания.

Готовые листы таблиц разместите на видном месте. Можно все листы прикрепить рядом с кроватью ребенка или у его рабочего места, некоторые листы можно разместить на дверце холодильника, в прихожей или гостиной.

Как же это работает? Очень просто. В быту мы постоянно сталкиваемся с математическими задачками: в вазе было 8 яблок, 3 яблока мы съели, сколько осталось? Для омлета нужно 5 ложек молока, 3 ложки уже налили, сколько ещё понадобится? Каша варится уже 5 минут, это половина необходимого времени – сколько всего минут нужно для приготовления каши?

Предлагайте ребенку решать такие задачки, просите его придумывать аналогичные задачи самому. Или просто «бросайтесь» друг в друга вопросами типа «сколько будет 3 +2», «сколько получится, если 4 увеличить на 5», «если первое слагаемое равно 2, а второе – 5, чему равна сумма?». Не беда, если первое время ответ будет назван не по памяти, а найден на самодельных таблицах. Каждый опыт успешного решения задачи, верного ответа на вопрос – это маленький шаг на пути уверенности в своих силах, без которой очень трудно достичь успеха.

Вне дома продолжайте упражнения при каждом удобном случае – но тут уже не будет под рукой привычных таблиц, подсмотреть будет некуда. Именно в этот момент ребенку придётся напрячь память и припомнить верный ответ. Вполне вероятно, что здесь сработает зрительная память (что написано в таблице) или моторная (что я написал на этой строчке, когда изготавливал таблицу), добрую службу может сослужить и двигательная память (я побежал посмотреть на эту таблицу и увидел…).

Через какое-то время попробуйте заклеить некоторые числа на таблицах стикерами (листочками с липким краем) и предложите ребёнку припомнить, какие цифры «спрятались». Это позволит закрепить знания.

Навыки устного счета формируются путем длительных тренировок. Постарайтесь найти время для коротких упражнений на развитие вычислительных навыков ежедневно. Это отнимет у вас всего несколько минут, а ребенку поможет избежать огорчений и разочарований, связанных с ошибками при выполнении вычислений.

Анна Ростошанская