Константин паустовский рассказ мой дом. Мой дом к.паустовский — копия

Неприятности начались в конце лета, когда в старом деревенском доме появилась кривоногая такса Фунтик. Фунтика привезли из Москвы.

Однажды чёрный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался. Он лизал растопыренную пятерню, потом, зажмурившись, тёр изо всей силы обслюнённой лапой у себя за ухом. Внезапно Стёпа почувствовал чей-то пристальный взгляд. Он оглянулся и замер с лапой, заложенной за ухо. Глаза Степана побелели от злости. Маленький рыжий пёс стоял рядом. Одно ухо у него завернулось. Дрожа от любопытства, пёс тянулся мокрым носом к Степану — хотел обнюхать этого загадочного зверя.

— Ах, вот как!

Степан изловчился и ударил Фунтика по вывернутому уху.

Война была объявлена, и с тех пор жизнь для Степана потеряла всякую прелесть. Нечего было и думать о том, чтобы лениво тереться мордой о косяки рассохшихся дверей или валяться на солнце около колодца. Ходить приходилось с опаской, на цыпочках, почаще оглядываться и всегда выбирать впереди какое-нибудь дерево или забор, чтобы вовремя удрать от Фунтика.

У Степана, как у всех котов, были твёрдые привычки. Он любил по утрам обходить заросший чистотелом сад, гонять со старых яблонь Воробьёв, ловить жёлтых бабочек-капустниц и точить когти на сгнившей скамье. Но теперь приходилось обходить сад не по земле, а по высокому забору, неизвестно зачем обтянутому заржавленной колючей проволокой и к тому же такому узкому, что временами Степан долго думал, куда поставить лапу.

Вообще в жизни Степана бывали разные неприятности. Однажды он украл и съел плотицу вместе с застрявшим в жабрах рыболовным крючком — и всё сошло, Степан даже не заболел. Но никогда ещё ему не приходилось унижаться из-за кривоногой собаки, похожей на крысу. Усы Степана вздрагивали от негодования.

Один только раз за всё лето Степан, сидя на крыше, усмехнулся.

Во дворе, среди курчавой гусиной травы, стояла деревянная миска с мутной водой — в неё бросали корки чёрного хлеба для кур. Фунтик подошёл к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.

Сварливый голенастый петух, прозванный «Горлачом», пристально посмотрел на Фунтика одним глазом. Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабёж.

Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далёкий гром. Степан знал, что это значит, — петух разъярялся.

Стремительно и страшно, топая мозолистыми лапами, петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину. Раздался короткий и крепкий стук. Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом.

Петух победно захлопал крыльями, поднял густую пыль, клюнул размокшую корку и с отвращением отшвырнул её в сторону — должно быть, от корки пахло псиной.

Фунтик просидел под домом несколько часов и только к вечеру вылез и сторонкой, обходя петуха, пробрался в комнаты. Морда у него была в пыльной паутине, к усам прилипли высохшие пауки.

Но гораздо страшнее петуха была худая чёрная курица. На шее у неё была накинута шаль из пёстрого пуха, и вся она походила на цыганку-гадалку. Купили эту курицу напрасно. Недаром старухи по деревне говорили, что куры делаются чёрными от злости.

Курица эта летала, как ворона, дралась и по нескольку часов могла стоять на крыше и без перерыва кудахтать. Сбить её с крыши, даже кирпичом, не было возможности. Когда мы возвращались из лугов или из леса, то издалека была уже видна эта курица — она стояла на печной трубе и казалась вырезанной из жести.

Нам вспоминались средневековые харчевни — о них мы читали в романах Вальтера Скотта. На крышах этих харчевен торчали на шесте жестяные петухи или куры, заменявшие вывеску.

Так же как в средневековой харчевне, нас встречали дома бревенчатые тёмные стены, законопаченные жёлтым мхом, пылающие поленья в печке и запах тмина. Почему-то старый дом пропах тмином и древесной трухой.

Романы Вальтера Скотта мы читали в пасмурные дни, когда мирно шумел по крышам и в саду тёплый дождь. От ударов маленьких дождевых капель вздрагивали мокрые листья на деревьях, вода лилась тонкой и прозрачной струёй из водосточной трубы, а под трубой сидела в луже маленькая зелёная лягушка. Вода лилась ей прямо на голову, но лягушка не двигалась и только моргала.

Когда не было дождя, лягушка сидела в лужице под рукомойником. Раз в минуту ей капала на голову из рукомойника холодная вода. Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке.

Иногда по вечерам лягушка приходила в дом. Она прыгала через порог и часами могла сидеть и смотреть на огонь керосиновой лампы.

Трудно было понять, чем этот огонь так привлекал лягушку. Но потом мы догадались, что лягушка приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку.

Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле зелёных мошек. Должно быть, он казался лягушке большим алмазом, где, если долго всматриваться, можно увидеть в каждой грани целые страны с золотыми водопадами и радужными звёздами.

Лягушка так увлекалась этой сказкой, что её приходилось щекотать палкой, чтобы она очнулась и ушла к себе, под сгнившее крыльцо, — на его ступеньках ухитрялись расцветать одуванчики.

Во время дождя кое-где протекала крыша. Мы ставили на пол медные тазы. Ночью вода особенно звонко и мерно капала в них, и часто этот звон совпадал с громким тиканьем ходиков.

Ходики были очень весёлые — разрисованные пышными розанами и трилистниками. Фунтик каждый раз, когда проходил мимо них, тихо ворчал — должно быть, для того, чтобы ходики знали, что в доме есть собака, были настороже и не позволяли себе никаких вольностей — не убегали вперёд на три часа в сутки или не останавливались без всякой причины.

В доме жило много старых вещей. Когда-то давно эти вещи были нужны обитателям дома, а сейчас они пылились и рассыхались на чердаке и в них копошились мыши.

Изредка мы устраивали на чердаке раскопки и среди разбитых оконных рам и занавесей из мохнатой паутины находили то ящик от масляных красок, покрытый разноцветными окаменелыми каплями, то сломанный перламутровый веер, то медную кофейную мельницу времён севастопольской обороны, то огромную тяжёлую книгу с гравюрами из древней истории, то, наконец, пачку переводных картинок.

Мы переводили их. Из-под размокшей бумажной плёнки появлялись яркие и липкие виды Везувия, итальянские ослики, убранные гирляндами роз, девочки в соломенных шляпах с голубыми атласными лентами, играющие в серсо, и фрегаты, окружённые пухлыми мячиками порохового дыма.

Как-то на чердаке мы нашли деревянную чёрную шкатулку. На крышке её медными буквами была выложена английская надпись: «Эдинбург. Шотландия. Делал мастер Гальвестон».

Шкатулку принесли в комнаты, осторожно вытерли с неё пыль и открыли крышку. Внутри были медные валики с тонкими стальными шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук.

Это была музыкальная шкатулка. Мы завели её, но она не играла. Напрасно мы нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз — шкатулка была испорчена.

За вечерним чаем мы заговорили о таинственном мастере Гальвестоне. Все сошлись на том, что это был весёлый пожилой шотландец в клетчатом жилете и кожаном фартуке. Во время работы, обтачивая в тисках медные валики, он, наверное, насвистывал песенку о почтальоне, чей рог поёт в туманных долинах, и девушке, собирающей хворост в горах. Как все хорошие мастера, он разговаривал с теми вещами, которые делал, и предсказывал им их будущую жизнь. Но, конечно, он никак не мог догадаться, что эта чёрная шкатулка попадёт из-под бледного шотландского неба в пустынные леса за Окой, в деревню, где только одни петухи поют, как в Шотландии, а все остальное совсем не похоже на эту далёкую северную страну.

С тех пор мастер Гальвестон стал как бы одним из невидимых обитателей старого деревенского дома. Порой нам даже казалось, что мы слышим его хриплый кашель, когда он невзначай поперхнётся дымом из трубки. А когда мы что-нибудь сколачивали — стол в беседке или новую скворечню — и спорили, как держать фуганок или пригнать одну к другой две доски, то часто ссылались на мастера Гальвестона, будто он стоял рядом и, прищурив серый глаз, насмешливо смотрел на нашу возню. И все мы напевали последнюю любимую песенку Гальвестона:

Прощай, звезда над милыми горами!

Прощай навек, мой тёплый отчий дом...

Шкатулку поставили на стол, рядом с цветком герани, и в конце концов забыли о ней.

Но как-то осенью, поздней осенью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия:

В милые горы

ты возвратишься...

Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались, и даже Фунтик слушал, осторожно подымая то одно, то другое ухо. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина.

Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.

Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить её снова играть мы не смогли.

Сейчас, поздней осенью, когда я живу в Москве, шкатулка стоит там одна в пустых нетопленых комнатах, и, может быть, в непроглядные и тихие ночи она снова просыпается и играет, но её уже некому слушать, кроме пугливых мышей.

Мы долго потом насвистывали мелодию о милых покинутых горах, пока однажды нам её не просвистел пожилой скворец, — он жил в скворечне около калитки. До тех пор он пел хриплые и странные песни, но мы слушали их с восхищением. Мы догадывались, что эти песни он выучил зимой в Африке, подслушивая игры негритянских детей. И почему-то мы радовались, что будущей зимой где-то страшно далеко, в густых лесах на берегу Нигера, скворец будет петь под африканским небом песню о старых покинутых горах Европы.

Каждое утро на дощатый стол в саду мы насыпали крошки и крупу. Десятки шустрых синиц слетались на стол и склёвывали крошки. У синиц были белые пушистые щёки, и когда синицы клевали все сразу, то было похоже, будто по столу торопливо бьют десятки белых молоточков.

Синицы ссорились, трещали, и этот треск, напоминавший быстрые удары ногтем по стакану, сливался в весёлую мелодию. Казалось, что в саду играл на старом столе живой щебечущий музыкальный ящик.

Среди жильцов старого дома, кроме Фунтика, кота Степана, петуха, ходиков, музыкального ящика, мастера Гальвестона и скворца, были ещё прирученная дикая утка, ёж, страдавший бессонницей, колокольчик с надписью «Дар Валдая» и барометр, всегда показывавший «великую сушь». О них придётся рассказать в другой раз — сейчас уже поздно.

Но если после этого маленького рассказа вам приснится ночная весёлая игра музыкального ящика, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона — я буду думать, что рассказал вам всё это не напрасно.

Мой дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от него вы­соким частоколом. Этот частокол - западня для деревенских ко­тов, любящих рыбу. Они постоянно шныряют вокруг, беспрестанно подвывают друг на друга и ждут вечера.

Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собирают­ся под куканом. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Я вы­хожу с фонарём, и коты, застигнутые врасплох, бросаются прочь. За­стряв между кольями, они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать.

Осенью весь дом сплошь засыпан листьями. Но в нём я ночую лишь изредка. Чаще я сплю в старой беседке в глубине сада. Особен­но хорошо там в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый дождь.

На рассвете я просыпаюсь, обливаюсь колодезной водой и слушаю звук пастушьего рожка, доносящийся издалека.

Цепной пёс Дивный давным-давно привык к моим уходам на рас­свете и только зевает мне вслед. Впереди по-осеннему пустынный день, затерянность в мире пахучей листвы и низкого неба. И всё это, по-видимому, и есть счастье.

(По К. Паустовскому) (159 слов)

Задание

  1. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложе­ний.
  2. Обозначьте орфограммы в наречиях:
    • вариант 1 - 2-й абзац,
    • вариант 2 - последний абзац.

Цель урока:

1.Познакомить учащихся с произведением К.Г. Паустовского “Мой дом”. Учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении.

2.Развивать учебные и читательские умения: учить слышать тон автора, правильно называть произведение (фамилия автора и заглавие, тему, жанр), выявлять авторскую точку зрения и роль автора, учить находить в тексте эпитеты, олицетворения, работать над выразительностью чтения. 3.Воспитывать бережное отношение ко всему окружающему.

Оборудование: портрет К.Г. Паустовского, физическая карта России, иллюстрации с пейзажами Мещерской стороны, книги К.Г. Паустовского, карточки с опорными словами, иллюстрации для проведения словарной работы, аудиозапись, гербарий.

Ход урока

I.Организация класса на урок.

II.Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Сегодня мы будем читать рассказ уже известного вам писателя. Каждая встреча с произведениями этого автора помогает вам стать настоящими читателями: чуткими, внимательными, наблюдательными. Мы прочитаем произведение, проведем диалог с автором, понаблюдаем за особенностями авторской манеры письма.

Посмотрите на портрет. Назовите фамилию этого писателя.

Назовите годы его жизни.

О чем писал К.Г. Паустовский?

Какие произведения Паустовского мы читали в этом году?

Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Константина Георгиевича. Называется оно “Мой дом”.

III.Изучение нового материала.

1.Подготовка к восприятию произведения.

Откройте учебник и попробуйте предположить, посмотрев на иллюстрацию и опираясь на название произведения, о ком или о чем оно.

Как вы думаете, какой смысл заключен в эти два слова “Мой дом”?

Что конкретно о доме?

Можете ли вы сказать старый ли этот дом?

Почему на иллюстрации изображены коты?

Почему это произведение изучается в разделе “Осень”?

Давайте послушаем стихотворение об этой чудесной поре, которое нам прочитает…(один ученик читает стихотворение об осени наизусть).

О природе часто говорят стихами. Потому что стихи обращаются к чувствам людей, они легче вызывают определенные переживания, настроения. Хотя о красоте природы, о чувствах, которые она вызывает, можно писать и прозой. У Паустовского есть произведение об этом. Называется оно “Мещерская сторона”. Это произведение состоит из частей. Каждая часть имеет свое название. “Мой дом” является одной из частей этого произведения.

Но прежде чем приступить к работе над произведением, я думаю вам будет интересно узнать, что же такое Мещерская сторона, где она находится.

Мещерская сторона или Мещера-это место под самой Москвой.

Посмотрите на карту, кто сможет показать, где находится Москва?

Чем является этот город для России?

Если я мысленно соединю линией Москву, Владимир, Рязань по рекам Оке, Клязьме, Москва-реке, речкам Колпь и Судогде, то полученный воображаемый треугольник с острием у Москвы и есть знаменитая Мещера.

Каким цветом отмечено это место на карте?

Почти сплошь это место на карте залито зеленым цветом лесов, пестрит черточками низин. В опоясанном реками треугольнике, покоится, если можно так сказать, чаша, вернее, огромное плоскодонное блюдо земли с плотным глинистым дном. Считают, что когда-то здесь было море. Потом одно к одному теснились озера, старее они превращались в болота. И ныне край-болотистая низина с сосновыми борами на песчаных буграх. Обилие воды-основная примета Мещеры. Даже в сухое время край во многих местах доступен только пешеходам. В половодье же Мещера (особенно ее Рязанская часть) буквально превращается в море. В природе этого края все просто, даже, пожалуй, скромно. Но если приглядеться, то можно увидеть целый поэтичный мир с туманами, цветами, грибами, лесами; наполненными голосами птиц, населенными разными животными.

Но вернемся к произведению Паустовского под названием “Мещерская сторона” (показ книги Паустовского).

Скажите, судя по объему, к какому жанру можно отнести это произведение?

Трудно определить жанр этого произведения. С одной стороны, судя по объему, можно считать, что это повесть, но с другой стороны - здесь нет общего традиционного сюжета. Но “Мещерская сторона” это и не сборник рассказов, так как рассказ – это отдельное, небольшое по объему произведение. В данном же произведении все части, несмотря на отсутствие сюжета, как бы переплетаются друг с другом. Потому что во всех этих частях Паустовский сообщает нам какие-нибудь географические сведения о Мещерской стороне. Но делает он это не сухим географическим языком, а художественным. Сам Паустовский определил жанр этого произведения как “географический”.

2.Словарная работа.

Кукан – это приспособление для навешивания пойманной рыбы. Берется веревка, проволока внизу которой крепится поперечная палочка, для того чтобы рыба не спадала. Навешивание производится путем продевания через жабры (показ иллюстрации с изображением кукана).

Околица – изгородь, вокруг селения или только при выезде из него.

Беседка – покрытая легкая постройка в саду для отдыха(показ иллюстрации).

3.Первичное чтение.

Чтение произведения (читает учитель и хорошо читающие ученики).

Так кто же скрывается за словом “я”?

4.Работа с текстом после чтения.

Прочитаем произведение еще раз. Постарайтесь увидеть все то, о чем нам хотел рассказать автор.

По ходу беседы мы будем составлять схему, которая нам пригодиться в конце урока.

а) Чтение и анализ первого абзаца первой части.

Итак, какой же он дом писателя?

Что значит изба “обшитая тесом”?

Где она находится? Чем отделена от сада?

Что такое частокол?

Чем является частокол для деревенских котов?

Замените слово западня синонимом.

Как вы понимаете выражение “коты всех мастей”?

-“Берут дом в осаду” - как это?

б) Чтение и анализ второго абзаца первой части.

Почему коты ждали вечера?

Что значит выражение “делают стремительные и ловкие взмахи”?

В самом последнем предложении на этой странице найдите фразеологический оборот.

От чего досадно котам?

Что значит застичь врасплох?

Часто ли коты совершают свои набеги?

в) Чтение и анализ третьего и четвертого абзацев первой части.

Почему осень засыпает дом листьями?

Представьте, как же красив этот сад осенью. Осень - красивая пора года. Посмотрите, какие красивые пейзажи можно увидеть осенью в Мещерской стороне.

В чем сходство в поведении котов и синиц?

Как бы вы озаглавили эту часть?

г) Чтение первого абзаца второй части.

О какой излюбленной части дома поведал Паустовский?

Какое ощущение возникает у писателя по утрам? Почему?

Что значит “солнце бьет”?

Какие бы краски вы взяли чтобы раскрасить обвивающие беседку листья? (показ гербария – виноград)

Кто еще навещает писателя по утрам?

Что их занимает? Как понять “смертельно занимает”?

д) Чтение и анализ второго и третьего абзаца второй части.

Чем же занят писатель в тихие осенние ночи?

Давайте попытаемся увидеть, услышать, почувствовать то, о чем мы сейчас прочитали.

Проводится беседа, в ходе которой дети рассказывают о том, что бы они увидели, почувствовали, услышали, если бы на самом деле находились в том месте сада, которое описано в произведении.

Теперь закройте глаза и попробуйте представить все то, о чем мы сейчас говорили. Поможет вам в этом музыка.

е) Чтение и анализ четвертого абзаца второй части.

О каком природном явлении говорится в этом абзаце. (показ иллюстрации)

Разве может туман шуршать?

Кто рождает это шуршание?

ж) Чтение и анализ пятого и шестого абзацев второй части.

-“Цепной пес” это какой?

Почему он так спокойно прореагировал на уход хозяина?

Любит ли пес своего хозяина?

з) Чтение и анализ седьмого абзаца второй части.

Почему рассказчик называет день “пустынным”?

Почему же он счастлив?

Знаете, ребята, а ведь открыл Мещеру для себя Паустовский случайно. Однажды он покупал в магазине чай, который ему завернули в обрывок географической карты. Карта была потертой и старой. На ней виднелись леса, деревушки, проступали ниточки рек. Паустовский смотрел на карту и думал, что просто обязан увидеть все своими глазами. В то же самое лето он уехал в Мещеру. Он бродил меж озер, вдыхал запах сосен, засыпал в стогу. Он писал о самой обыкновенной кашке, о запахе только что испеченного хлеба, рыбной ловле. Писал и чувствовал себя совершенно счастливым. Паустовский не жил в Мещере постоянно, он жил в Москве. Но как только выпадала первая возможность, он бросал все и возвращался в Мещеру. Он любил этот край и сумел рассказать о нем тонко и поэтично.

А теперь посмотрите на схему, которая у нас получилась и скажите, так что же, по-вашему, вкладывал в смысл слов “мой дом” Паустовский? Только ли это старая изба?

IV.Итог урока.

Мы познакомились с произведением К.Г. Паустовского “Мой дом”. Согласны ли вы с тем, что о красоте природы, о чувствах, которые она вызывает, можно писать не только стихами, но и прозой.

V.Домашнее задание.

Приготовить выразительное чтение понравившегося отрывка и проиллюстрировать его.


Литературное чтение. 3 класс.
Тема: К. Паустовский «Мой дом».
Цель: продолжить знакомство с творчеством К. Паустовского,
формировать умения определять жанр и тему произведения, учить анализировать текст и составлять план.
Закреплять умения вести диалог с автором. Делить части рассказа на картины.
Учить видеть необычное в обычных явлениях, предметах. Понимать красоту речи в произведении, находить в тексте выразительные средства языка.
Работать над выразительностью чтения.
Ход урока.
Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями в разделе «Глухая пора листопада»
СЛАЙД 1.
Мы уже знаем, что многие люди любят осень.
Осень любили и поэты, и писатели, и художники.
Рассмотрите картину «Золотая осень». Созвучна ли красота природы на картине с теми стихотворениями об осени, которые мы читали на прошлом уроке?
Какое настроение вызывает у вас картина и музыка?
-какими средствами и приемами пользуется композитор?
-Какие изобразительные средства использует художник?
Проверка домашнего задания.
- Некоторые из вас дома попробовали себя в роли художника и нарисовали иллюстрации к стихам. Давайте посмотрим, что у них получилось.
Многие из вас выучили понравившиеся стихи про осень. Обоснуйте свой выбор и прочтите стих.
СЛАЙД 2,3,4
-Какие средства художественного изображения применяет поэт?
Ребята, а почему о природе так часто говорят стихами? Попробуйте ответить на этот вопрос.
Введение в тему урока.
-Этот же вопрос задала и Настя, героиня нашего учебника, своему папе. Прочитайте, что ответил папа? Чтение авторского текста на стр. 178.
Где ещё можно встретиться с описание природы, по словам Настиного, папы?
Вы согласны с его ответом?
-Произведение, какого автора мы будем читать?
Как называется? Из какой книги это произведение? К какому литературному жанру относится это произведение? Что мы знаем о рассказе?
СЛАЙД 5
Работа с текстом до чтения.
Это уже не первое произведение К. Паустовского, с которым мы знакомимся на уроках. А что мы знаем о К. Паустовском - писателе? (Константин Георгиевич Паустовский, известен многим читателям. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю. Его произведения автобиографичные, рассказ ведётся от лица автора. К. Паустовский талантливый писатель, настоящий художник слова. Вспомните, как красиво, подобно поэту К. Паустовский описывал жильцов старого дома, с каким тонким юмором он рассказал про кота-ворюгу, как помогал открывать нам прекрасное и удивительное в простом и обычном. В его творчестве раскрывается взаимоотношение между человеком и природой. Паустовский много путешествовал по стране. Умер он в 1968 году. Его похоронили на кладбище в Тарусе, возле проселочной дороги, под зеленым дубом. На его могилу приходят взрослые и дети, все кто любил его произведения. На его могиле всегда лежат живые цветы.)
Раздел, произведения из которого мы читаем, посвящён осени. Как мог рассказ «Мой дом» оказаться в составе этого раздела?
СЛАЙД 6
(Видимо, К. Паустовский рассказывает о доме в период осени, включает в рассказ осенние пейзажи и т. д.)
-Рассмотрите иллюстрацию к этому рассказу и предположите, кто же будет героем этого произведения? (дом и коты)
-Скоро мы прочитаем этот рассказ и узнаем, насколько вы правы. В рассказе встречаются слова и выражения, которые могут вызвать у вас затруднения в их понимании.
СЛАЙД 7
Бывшая баня-
Обшитая тёсом-
Частокол-
Западня-
Берут дом в осаду-
Кукан с рыбой-
Мертвой хваткой-
Застигнутые врасплох-
Облетающий сад-
Можно ли теперь что - либо добавить о содержании рассказа?
Прежде, чем мы познакомимся с текстом, давайте прочитаем, к чему нас призывают авторы учебника. С 178.
Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение и озаглавливание 1-й части рассказа.
Комментированное чтение, диалог с авторомСЛАЙД 9.
Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. (Интересно почему? Вопрос задаем, но ответа он не требует.)Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тёсом. Дом стоит в густом саду, но почему-то огорожен от сада высоким частоколом. Этот частокол – западня для деревенских котов, любителей рыбы.(Можете предположить почему?.) Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей – рыжие, чёрные, серые и белые с подпалинами – берут дом в осаду. Они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера.(Почему же коты ждут вечера?) Все они смотрят, не отрываясь, на кукан с рыбой – он подвешен к ветке старой яблони с таким расчётом, что достать его почти невозможно. (Раз «почти», значит, всё-таки возможно…)
Вечером коты осторожно перелезают через частокол (Почему осторожно?) и собираются под куканом. Они поднимаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. Издали, кажется, что коты играют в волейбол. Потом какой-нибудь наглый кот подпрыгивает, вцепляется в кукан мёртвой хваткой, висит на нём, качается и старается оторвать рыбу. (Представили?) Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. (Почему коты бьют друг друга?) Кончается это тем, что я выхожу с фонарём из бани. Коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады. (Представили? Очень яркая картина!)Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду. (Отчего осенью в доме становится светло? Листья опали, деревья стоят голые, поэтому светлее.)
Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть чёрного хлеба.(Какие запахи вы почувствовали в осеннем саду?
Какие услышали звуки? Сравните выражения:
Трещат печи и трещат синицы)так бывает только осенью. Их пение разное.
Вопросы после чтения 1-й части.
Как вы думаете, какое настроение у хозяина дома в осеннюю пору в деревянной избе?
Как бы вы озаглавили первую часть? Работа в тетради. Стр. 29, задание 1.
(Отчаянные соседи. Осаждённая изба)Почему же маленький дом в Мещёре заслуживает описания, теперь можете ответить на этот вопрос?
.
Чтение 2-й части.
Сейчас нам предстоит прочитать вторую часть рассказа «Мой дом»
Представьте себе осенние картины, попробуйте почувствовать настроение автора, ощущение счастья наедине с природой. Постарайтесь увидеть обыкновенные чудеса.
Читает учитель всю 2 часть.
-после чтение 2 абзаца детям предлагается закрыть глаза и слушать текст под фонограмму дождя. Открывают глаза на 3 абзаце.
СЛАЙД 8 и 9
Сейчас вы сами перечитаете 2 часть рассказа и попробуете обсудить в парах, на сколько картин можно разделить эту часть. К каждой картине, которая у вас получится, попробуйте дать название.
СЛАЙД 10
Проверка.
Сколько картин получилось?
Озвучьте первую картину. Как вы ее озаглавили? (появляется план на доске)
Озвучьте 2 картину.
3
4
5
6
По этому плану мы сейчас еще один раз перечитаем 2 часть рассказа, чтобы лучше понять, с помощью каких литературных приемов автору удалось показать красоту осенней природы, окружающей его дом.
1картина.Описание беседки в глубине леса.
-О какой излюбленной части дома рассказал К. Паустовский?
-Какое ощущение возникает у писателя по утрам?
-Что значит Солнце бьет?
-Как автор описывает листву?
-Кто еще навещает писателя по утрам?
-Объясните выражение «смертельно занимают» (Очень сильно, даже не боятся присутствия человека.)
2картина. Ночной осенний дождь.
Найдите эпитеты.(отвесный дождь)
-Объясните это выражение.(Идет абсолютно прямо)
-Что автор говорит о шуме дожде? (шумит вполголоса)
-Как называется такой прием?
Паустовский часто описывает дожди в своих произведениях, но каждый раз по-новому.
-Какие запахи наполняют осенний сад?
3картина.Туманный рассвет и бодрящий душ.
-Как описывает писатель туман? Зачитайте!
-Может ли туман шуршать?
-Какой прием использует Паустовский? (олицетворение)
-Кого он увидел в ведре?
-Что называют околицей деревенские жители?
4картина Песня сверчка
- Сравните выражения, сверчок поет и рожок поет
5 картина. Уход на рассвете.
-Как вы думаете, почему у пса такая необычная кличка?
-О чем может рассказать вздох собаки?
- Объясните выражение «Восток розовеет»
6 картина.- Затерянность в огромном мире.
-Почему рассказчик называет сентябрьский день пустынным?
-В чём же секрет, по-вашему, этого счастья среди осеннего увядания?
(Он общается с природой, отдыхает, наблюдает, у него рождаются новые мысли).
Вы абсолютно правы, и мне хочется прочитать строчки К. Паустовского, в которых он рассказывает об ощущении осени:
СЛАЙД 11
«Много было примет осени, но я постарался запомнить их. Одно я знал твёрдо – что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединённой с лёгкостью на душе и простыми и ясными мыслями.
Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрёпанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумаге слова».
-Как вы думаете, какие стихотворные строчки очень подходят ко 2 части рассказа «Мой дом»
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса!....» А. С. Пушкин
СЛАЙД 12
Выразительное чтение рассказа «Мой дом»
Обобщающая беседа.
Что, по-вашему, вкладывает К. Паустовский в понятие «Мой дом»? Только ли это старая бревенчатая изба?
(Это и сад, и колодец, и пёс Дивный, и коты, и любопытные воробьи, и беседка, заросшая виноградом, и природа, которую он наблюдал и понимал… Это мир вокруг него…)
Согласны ли вы с утверждением Настиного папы, что о красоте природы, о чувствах, которые она вызывает, можно писать и прозой?
Домашнее задание.
СЛАЙД 13
Те, кто любит рисовать, нарисуют иллюстрацию к картине, которая вас особенно впечатлила.
Рома, Богдан и Яна попробуют подобрать музыкальное сопровождение к этому рассказу.
Выполнить задание в литературной тетради под №2 и4 с. 29
Выписать на страничку ОСЕНЬ цитаты, которые особенно понравились.
Подробный пересказ 2 части по плану (по одному фрагменту.)6 человек.
Выразительное чтение рассказа.

СТАРИКИ

В лугах - в землянках и шалашах - живут болтливые старики. Это или сторожа на колхозных огородах, или паромщики, или корзинщики. Корзинщики ставят шалаши около прибрежных зарослей ивняка.

Знакомство с этими стариками начинается обыкновенно во время грозы или дождя, когда приходится отсиживаться в шалашах, пока гроза не свалится за Оку или в леса и над лугами не опрокинется радуга.

Знакомство всегда происходит по раз навсегда установленному обычаю. Сначала мы закурива-ем, потом идёт вежливый и хитрый разговор, направленный к тому, чтобы выведать, кто мы такие, после него - несколько неопределенных слов о погоде ("заладили дожжи" или, наоборот, "наконец-то обмоет траву, а то все сушь да сушь"). И только после этого беседа может свободно переходить на любую тему.

Больше всего старики любят поговорить о вещах необыкновенных: о новом Московском море, "водяных еропланах" (глиссерах) на Оке, французской пище ("из лягушек уху варят и хлебают серебряными ложками"), барсучьих бегах и колхознике из-под Пронска, который, говорят, заработал столько трудодней, что купил на них автомобиль с музыкой.

Чаще всего я встречался с ворчливым дедом-корзинщиком. Жил он в шалаше на Музге. Звали его Степаном, а прозвище у него было "Борода на жердях".

Дед был худой, тонконогий, как старая лошадь. Говорил он невнятно, борода лезла в рот; ветер ворошил у деда мохнатое лицо.

Как-то я заночевал в шалаше у Степана. Пришел я поздно. Были серые теплые сумерки, перепадал нерешительный дождь. Он шумел по кустам, стихал, потом снова начинал шуметь, как будто играл с нами в прятки.

Возится этот дождь, как дитё,- сказал Степан.- Чисто ребенок - то тут шелохнет, то там, а то и вовсе притаится, слушает наш разговор.

У костра сидела девочка лет двенадцати, светлоглазая, тихая, испуганная. Говорила она только шепотом.

Вот, приблудилась дурочка из Заборья! - сказал ласково дед.- Телку в лугах искала-искала да и доискалась до темноты. Прибегла на огонь к деду. Что ты с ней будешь делать.

Степан вытащил из кармана желтый огурец и дал девочке:

Ешь, не сумлевайся.

Девочка взяла огурец, кивнула головой, но есть не стала.

Дед поставил на огонь котелок, начал варить похлебку.

Вот, милые вы мои,- сказал дед, закуривая,- бродите вы, как нанятые, по лугам, по озерам, а того нету у вас в понятии, что были все эти луга, и озера, и леса монастырские. От самой Оки до Пры, почитай, на сто верст, весь лес был монашеский. А теперь народный, теперь тот лес трудовой.

А за что им такие леса были дадены, дедушка? - спросила девочка.

А пес их знает за что! Бабы-дуры говорили - за святость. Грехи они наши замаливали перед матерью божьей. А какие у нас грехи? Грехов у нас, почитай, никаких и не было. Эх, темнота, темнота!

Дед вздохнул.

Ходил и я по церквам, был грех,- пробормотал смущенно дед.- Да что толку-то! Лапти даром уродовал.

Дед помолчал, накрошил в похлебку черного хлеба.

Житьишко наше было плохое,- сказал он, сокрушаясь.- Не хватало ни мужикам, ни бабам счастья. Мужик еще туда-сюда - мужик, по крайности, к водке прибьется, а баба совсем пропадала. Ребята у ней были не питые, не сытые. Топталась она всю жизнь с ухватами у печки, покуль черви в глазах не заводились. Ты не смейся, ты это брось! Я верное слово сказал насчет червей. Заводились те черви в бабьих глазах от огня.

Ужасти! - тихо вздохнула девочка.

А ты не пужайся,- сказал дед.- У тебя черви не заведутся. Теперь девки нашли свое счастье. Ране народ думал - живет оно, счастье, на теплых водах, в синих морях, а на поверку вышло, что живет оно здесь, в черепке.- Дед постучал корявым пальцем по лбу.- Вот, к примеру, Манька Малявина. Голосистая была девчонка, и все. В старые времена она бы свой голос в одночасье проплакала, а теперь ты гляди, что получилось. Что ни день - у Малявина чистый праздник: гармонь играет, пироги пекут. А почему? Потому, милые мои, что как же ему, Ваське Малявину, не весело жить, когда Манька каждый месяц ему, старому черту, двести рублей присылает!

Откуль? - спросила девочка.

Из Москвы. Она в театре поет. Кто слыхал, говорят - райское пение. Прямо плачет навзрыд весь народ. Вот она какая теперь становится, бабья доля. Приезжала она прошлым летом, Манька. Так разве узнаешь! Тонкая девица, гостинец мне привезла. Пела в избе-читальне. Я до всего привычный, а прямо скажу: схватило меня за сердце, а чего - не пойму. Откуль, думаю, такая власть человеку дадена? И как это пропадала она у нас, мужиков, от нашей дурости тысячи лет! Потопчешься сейчас по земле, там послухаешь, тут поглядишь, и умирать вроде все как будто рано и рано - никак, милый, время для смерти не выберешь.

Дед снял похлебку с огня и полез в шалаш за ложками.

Жить бы нам и жить, Егорыч,- сказал он из шалаша.- Родились мы чуть-чуть рановато. Не угадали.

Девочка смотрела в огонь светлыми, блестящими глазами и думала о чем-то о своем.

Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тесом. Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом. Этот частокол - западня для деревенских котов, любителей рыбы. Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей - рыжие, черные, серые и белые с подпалинами - берут дом в осаду. Они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвы-вают друг на друга и ждут вечера. Все они смотрят не отрываясь на кукан с рыбой - он подвешен к ветке старой яблони с таким расчетом, что достать его почти невозможно.

Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом. Они подыма-ются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Потом какой-нибудь наглый кот подпрыгива-ет, вцепляется в кукан мертвой хваткой, висит на нем, качается и старается оторвать рыбу. Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. Кончается это тем, что я выхожу с фонарем из бани. Коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады.

Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду.

Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпа-ют в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть черного хлеба.

В доме я ночую редко. Большинство ночей я провожу на озерах, а когда остаюсь дома, то ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьет в нее сквозь пурпурную, лиловую, зеленую и лимонную листву, и мне всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной елки. Воробьи с удивлением заглядывают в беседку. Их смертельно занимают часы. Они тикают на врытом в землю круглом столе. Воробьи подбираются к ним, слушают тиканье то одним, то другим ухом и потом сильно клюют часы в циферблат.

Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.

Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловатые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскры-тую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль.

Пахнет дождем - нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек.

На рассвете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из колодца ведро воды. Из ведра выскакивает лягушка. Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха - он поет еще далеко, у самой околицы.

Я иду в пустую баню, кипячу чай. На печке заводит свою песню сверчок. Он поет очень громко и не обращает внимания ни на мои шаги, ни на звон чашек.

Светает. Я беру весла и иду к реке. Цепной пес Дивный спит у калитки. Он бьет хвостом по земле, но не подымает головы. Дивный давно привык к моим уходам на рассвете. Он только зевает мне вслед и шумно вздыхает.

Я отплываю в тумане. Восток розовеет. Уже не доносится запах дыма сельских печей. Остается только безмолвие воды, зарослей, вековых ив.

Впереди - пустынный сентябрьский день. Впереди - затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба. И эту затерян-ность я всегда ощущаю как счастье.

БЕСКОРЫСТИЕ

Можно еще много писать о Мещёрском крае. Можно написать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния!

Не только за это мы любим родные места. Мы любим их еще за то, что, даже небогатые, они для нас прекрасны. Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно.

На первый взгляд - это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, - этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь.