Существует ли памятник неизвестному космонавту. “Павший астронавт” – маленькая алюминиевая статуя на Луне (2 фото)

Усадьбы Шереметьевых:МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ-УСАДЬБА «ОСТАНКИНО»(1)

Московский музей-усадьба «Останкино» — музей на территории бывшей подмосковной усадьбы графов Шереметевых.

Уникальность усадьбы Останкино для истории искусства и отечественной культуры бесспорна. Но помимо обширного поля для традиционных искусствоведческих и историко-культурологических изысканий, этот комплекс предлагает огромный и невероятно богатый материал для темы, кажущейся на первый взгляд не столь интересной, - дворец как памятник материальной культуры, живущий во времени и со временем изменяющийся.

Останкинский дворец - подлинная жемчужина русского искусства XVIII, где в единении находятся театральное помещение со сценой, зрительным залом, гримировочными комнатами, архитектура, скульптура, живопись, графика и декоративное искусство. Дворец был выстроен по замыслу и заказу графа Николая Петровича Шереметева - одного из самых знатных и богатых людей своего времени.

Первое упоминание деревни относится к 1558 году, но история усадьбы начинается с 1584 года. В этом году хранитель государственной печати -дьяк Василий Щелкалов, которому в то время принадлежала деревня Останкино, строит в ней боярский дом, сажает рощу и закладывает деревянную церковь. Созданные Щелкаловым постройки были уничтожены в Смутное время, до наших дней сохранился только созданный им пруд.

История Останкино продолжилась далее в XVI столетии, когда деревня Осташково была впервые упомянута в межевых книгах, и заслужила репутацию вымороченного хозяйства, так как регулярно возвращалось в казну. Все, кому царь Иван Грозный даровал ее, с незавидным постоянством попадали в опалу. Так и переходила деревня от казненного за вольнодумство служивого Сатина к очередной, но не последней жене царя Анне Котловской, доставалась то опричнику, то дьякону, пока не обрело постоянных хозяев. У князей Черкасских Останкино оставалось почти 2 столетия. А в 1683г. завершилось строительство дошедшей до нас бесстолпной пятиглавой церкви Живоначальной Троицы по проекту крепостного зодчего Павла Потехина. Хотя есть версия, что к строительству приложил руку неизвестный мастер.

Усадьбу, боярский дом и Троицкую церковь восстанавливает князь Черкасский, которому Останкино пожаловано царем Михаилом Федоровичем в 1601 году. Унаследовавший земли племянник князя Яков с 1642 обустраивает в Останкино охотничьи угодья, а его сын, Михаил Яковлевич, вместо обветшавшей деревянной церкви возводит каменную, и приказывает насадить кедровую рощу.

В 1827 г. Старые хоромы и Гостиный флигель были разобраны, к двум проходным галереям были пристроены портики, повторяющие конфигурацию и размеры прежних помещений. Возведена новая ограда парадного двора, в результате чего он приобрел полукруглую форму. В эти же годы были переложены несколько крылец Дворца. Большие изменения в результате ремонта произошли в интерьерах дворца, что следует из сравнительного анализа описей дворца. Прежнее красочное убранство во многих интерьерах сменила палево-желто-зеленая гамма.

К началу XVIII века усадьба становится одной из красивейших в Подмосковье. В 1743 году внучка Михаила Яковлевича, княгиня Варвара Алексеевна, единственная дочь канцлера Российской империи, князя Алексея Михайловича Черкасского, одна из богатейших невест Москвы, выходит замуж за графа Пётра Борисовича Шереметева, усадьба Останкино входит в состав приданого

Поскольку Петр Борисович жил в своей родовой усадьбе в Кусково, Останкино в основном использовалась для хозяйственных целей. Несмотря на это, по его указанию был разбит парк, выстроены теплицы и оранжереи, а также частично перестроен дом.

Создание дворца-театра

В 1788 году, после кончины отца, усадьбу унаследовал его сын Николай Петрович

Граф Николай Петрович решил построить дворец-театр. И детищем его ума, художественного вкуса и богатства стал Останкинский дворец в стиле раннего классицизма, завершенный в 1799г.

Сцена XVIII века

Шереметев был страстно увлечен театром, имел великолепную труппу крепостных актеров, поэтому сердцем летней резиденции стал театр с уникальной театральной машинерией. Интерьеры парадных залов сохранили подлинный декор и убранство. Особенное изящество придают залам осветительные приборы из хрусталя, бронзы, золоченого резного дерева. Строительство продолжалось с 1792 по 1795 гг., хотя первые проекты относятся еще к 1790-му году, а окончательная отделка - к 1799 году.

Портрет Н. П. Шереметева работы Н. И. Аргунова. 1801—1803.

Очарованные гости проходили через итальянский павильон с картинной галереей и через египетский зал приемов. Театральность ощущалась даже в оформлении главного входа, в окружении флигелей и кулис. Прибавить к этому богатство лепнины, позолоты, выписанных из Европы скульптур и ваз, и парк с каскадом 7-ми прудов, и становится понятно, почему современники называли дворец одной из арабских ночей.
К строительству привлекли многих русских и иностранных архитекторов — Аргунова, Казакова, Назарова, Старова, Кваренги, Кампорези и других.

Дворец, выстроенный из дерева, впечатляет гармонией линий, колонн, соотношением отдельных частей. Но еще большую художественную ценность имеет его внутреннее убранство, созданнное руками крепостных. Здесь много резных деревянных украшений на дверях, окнах, вазах, люстрах и канделябрах. Все они позолочены и поэтому кажутся сделанными из бронзы. Дерево было выбрано неслучайно, так как это наиболее приспособленный из-за его акустических свойств для театра материал.

Расписные потолки, мозаичный паркет, скульптурные печи, мебель — все это говорит о высоком мастерстве и художественном гении русских крепостных. Из Франции и Италии им специально присылали образцы, а из Петербурга следовал строгий наказ — сделать так, чтобы «все походило на Рафаэлевы ложи».

Сохранился Итальянский павильон, украшенный редкими в то время французскими бумажками или бумажными обоями, — это настоящий музей скульптуры. Итальянский павильон Останкино перестраивался несколько раз. Есть в здании Египетский павильон, картинная галерея и много других комнат. Ну а гордость Останкинского дворца — театр, славящийся своими крепостными актерами.

Труппу свою Шереметьев собирал из крепостных по всем своим имениям. Артистов обучали языкам, манерам, музыке, а некоторых даже отправляли учиться заграницу. Кроме того у Шереметьевых был один из первых в России полных симфонических оркестров.

А. С. Пушкин отмечал: «Роговая музыка не гремит в рощах Останкино и Свирлово (Свиблово)... Плюшки и цветные фонари не освещают английских дорожек, ныне заросших травой, а некогда усаженных миртовыми и померанцевыми деревьями, насчитывающими сотни лет своего существования. Барский дом дряхл...»

Однако интерьеры дворца почти в полной мере сохранили свой декор и убранство. Одной из главных достопримечательностей является художественный наборный паркет. Оригинальный облик придаёт залам обилие резного золочёного дерева. Люстры, мебель и другие предметы убранства находятся на первоначальных местах. Останкинский дворец — практически единственное в России театральное здание XVIII века, сохранившее сцену, зрительный зал, гримёрные комнаты и часть механизмов машинного отделения.

Вечор поздно из лесочку
Я коров домой гнала.
И спустилась к ручеечку
Близ зеленого лужка...
Не у каждой народной песни известно место ее рождения, а у этой известно точно — Останкино.

1803. Nikolai Argunov (1771-c1829) - Portrait of Praskovya Ivanovna Zhemchugova-Sheremeteva

И рассказывает она про Парашу Ковалеву — Прасковью Ивановну Жемчугову. Вот какие детали этой романтической истории и короткой семейной жизни раскрыл Я.М.Белицкий:

Прасковья Жемчугова в роли Элианы
Да, дочке сельского кузнеца была уготована удивительная судьба — Параша стала графиней Шереметевой. Граф самозабвенно любил ее. В завещании сыну он писал, что в сердце Прасковьи нашел «разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность». И эти черты пленили его еще больше, чем ее красота.

Они заставили «попрать светские предубеждения, избрать ее своею супругою». Но светское общество не простило одному из самых богатых и знатных людей России этот неравный брак. Кстати, венчание в церкви Симеона Столпника было тайным. И когда графиня Прасковья умерла, будучи совсем молодой, вскоре после рождения сына, в последний путь ее провожали актеры крепостного театра и самые близкие семье люди. В числе их был известный архитектор Джакомо Кваренги. Ему граф поручил вскоре достраивать дом на Сухаревской площади в Москве — странноприимный дом в память графини Прасковьи Шереметевой.


В Останкино Шереметьев больше не вернулся, к театру охладел, а труппу распустил. Кроме того наполеоновская армия разорила усадьбу, на восстановление которой ушло 6 лет. В 1856 году, перед коронацией Александра II, в Останкино была устроена временная резиденция нового императора, который вместе с семьей прожил здесь неделю, готовясь к церемонии. В то время внутренняя планировка усадьбы была сильно изменена, и именно она дошла до наших дней.


В XIX столетии Шереметьевы уже редко бывали в Останкино, но даже в советское время не покидали ее полностью. Одно время она сдавалась под дачи, а после 1917 года там появился музей.Память о Прасковье Жемчуговой осталась в московской топонимии: в 1922г. в Останкине появилась Прасковьина улица, а в 1970г., одну из аллей в Кускове назвали аллеей Жемчуговой. Увековечена на карте Останкина и память о крепостном архитекторе, строителе Останкинского дворца, Аргунове: В 1966г. 1-й Новоостанкинский проезд переименовали в Аргуновскую улицу. В топонимике Москвы и Подмосковья сохраняется и фамилия и самих Шереметевых. Так, недалеко от Останкинского дворца проходит Шереметевская улица.

костюмы актеров

Музей-усадьба Останкино
С 1918 — государственный музей, в котором сейчас можно увидеть подлинные интерьеры XVIII в., услышать музыку того времени и оперы из репертуара шереметевского театра.

В его создании принимали участие многие русские и иностранные архитекторы: Ф. Кампорези, И. Старов, В. Бренна, Дж. Кваренги — авторы проектов, заказанных графом Шереметевым; К. Бланк, Е. Назаров — консультанты; крепостные мастера — А.Миронов, Г.Дикушин, П.Аргунов — непосредственные участники строительства, перерабатывавшие проекты и осуществлявшие идеи

Генеральный план парка усадьбы, носившего название «Парк культуры и отдыха имени Дзержинского», разработал архитектор В. И. Долганов совместно с Ю. С. Гриневицким.

Архитектор В. И. Долганов (1901-1969)

Архитектурный ансамбль усадьбы
Храм Святой Троицы

Храм Троицы Живоначальной в Останкине

Храм Живоначальной Троицы в Останкино — одно из старейших зданий, сохранившихся в усадьбе. В сентябре 1678 года, по челобитной князя Михаила Черкасского, патриарх Иоаков благословил строительство каменной церкви взамен обветшавшей деревянной. Строительство храма велось с 1678 по 1683 года по проекту крепостного архитектора Павла Сидоровича Потехина, чуть в стороне от старой церкви, чтобы не затронуть находящегося вокруг неё кладбища.

« ... в Останкино, во всем дивном дворце нет ни одного уголка, где бы художественность была бы принесена в жертву практическим соображениям.
Ю. Шамурин »
Парк

В 1793 году проведены работы по планировке и разбивке парка, шла посадка деревьев. Граф рекомендует садовнику-англичанину: "... чтоб как возможно старался в расположении сада зделать по всем местам виды поприятнее", обращает внимание на формирование древесных групп: "В Останьковском саду, где лужок с молодыми кедрами, садовник приказал между ними насадить елок, чтоб было дичью; оное оставить до моего приезду и для лучшей ясности прислать с оного плаца... план", заказывает постройку "особого" для себя садика, где он мог бы проводить время без посторонних глаз, то есть, собственного садика.

Территория созданного в 1793-1795 гг. Увеселительного сада включала полуовальной формы партер с тремя парами цветников, который окаймляла крытая аллея - берсо, регулярный французский сад с четкой системой треугольных боскетов, обсаженных липой; справа и слева от партера распола-гались участки парка со свободной жи-вописной планировкой. К западному крыльцу дворца примыкала пейзажная часть парка со старым кедром и кедровой рощей, заложенной Щелкаловым еще на рубеже 16-17 вв., которая к этому времени стала настоящим могучим кедровым лесом. Южнее находился Собственный садик Николая Петровича, планировка которого еще не была завершена.

Основные паркообразующие породы усадьбы Останкино, как и многих других этого периода, были липа, клен, береза, ель. Экзоты а парках в конце XVIII века были редкостью. В Останкино же не просто произрастала кедровая роща, здесь был питомник по выращиванию этих растений.

Облик парка дополняли две беседки. Одна из них венчала Парнас - искусственно насыпанную горку, которая разнообразила скучный равнинный ландшафт этой части тогдашнего Подмосковья. Она представляла собой легкую деревянную и оштукатуренную конструкцию, верхняя часть которой украшена изящной лепниной. Беседка являлась прекрасной доминантой этой части парка и одной из лучших видовых точек ансамбля.


Вторая беседка - так называемая «Беседка - храм» - находилась на продолжении оси одной из аллей парка.
В целом обилие разноплановых парковых элементов, одни из которых относились к садам классицизма, другие к садам барокко или романтизма, было гармонично совмещено на площади всего лишь 11 гектар.

Создается ощущение, что создатели Увеселительного сада отчасти стремились реализовать идею создания сада раритетов, собрав лучшие элементы из парков разных времен и стилей и представив их в миниатюре. Скорее всего, в этом сказался личный вкус Николая Петровича Шереметева, который в молодости, в начале 1770-х годов провел четыре года в заграничном путешествии.

Основными пунктами его остановок были Голландия, Англия и Франция (в основном Париж и Версаль). Несомненно, на него произвели впечатление миниатюрные голландские сады (вот откуда Собственный садик), английские пейзажные парки и величественная классичность Версаля.

За валом, которым был окружен сад (его остатки частично сохранились), с восточной стороны располагались избы слободы, в которых жили останкинские дворовые, а с западной находились конный двор и значительное оранжерейное хозяйство. При Н.П. Шереметеве в Останкине было шесть фруктовых оранжерей. В них произрастали ананасы, персики, виноград, вишни; были и теплицы, в которых выращивалась клубника.


Увеселительная усадьба представляла неисчерпаемые возможности для отдыха и развлечений. К Увеселительному саду была присоединена территория, простиравшаяся в северном направлении до речки Каменки и занимавшая сотни гектаров. Она была охвачена сложной системой дорожек для дальних прогулок, ведущих мимо копанного садового пруда через лес к каскадам прудов, устроенных вдоль течения Каменки. Эта часть парка обустраивалась по мере приобретения земли и называлась Прибавочным садом. Он наиболее полно отвечал требованиям, предъявляемым к пейзажным английским паркам.

В XIX веке дворец начинает пустовать, Шереметевы жили чаше в Петербурге, чем в Москве, но Останкино с его садом полюбилось москвичам как место праздничных гуляний, из которых самым многолюдным бывало гулянье на Троицу - храмовый праздник Останкинской церкви. Из Москвы приезжали и приходили и так называемая благородная публика, которой дозволялось гулять в Увеселительном саду, и простой люд - мещане, лавочники, рабочие, устраивавшие пикники на берегу пруда.

С середины 19 века в Останкино начинает расцветать дачная жизнь, появляются «летние» жители, которым останкинская контора Шереметевых сдавала в наем парковые флигеля и усадебные постройки. Прогулки вокруг пруда, катание на лодках, ночные фейерверки на воде входили в программу останкинских увеселений того времени.

Аллеи уводили гуляющих к дальним дубравам, в глубины лесного массива, служившего раньше охотничьими угодьями. Кроме того, по специальному разрешению от управляющего можно было осмотреть дворец. Число желающих посетить его неуклонно возрастало, так что к концу 19 века он превратился в настоящий частный музей.

В настоящее время Увеселительный сад занимает всего 11 гектаров. В парке еще растут около ста пятидесяти старинных деревьев — лип, дубов, вязов, которым, 160—200 лет и более.


Беседка "Миловзор" на искусственной горке Парнас в парке усадьбы Останкино. Первоначальная беседка построена в 1795 г. Следующая - в конце 20-х гг. XIXв. Современная беседка была воссоздана в 2003 году.

Декоративная ваза в парке усадьбы Останкино

С февраля 2013 года усадьба закрыта на реконструкцию. Ориентировочный срок завершения реконструкции и открытия усадьбы для посещения - 2020 год.

Муравьева Т. В. Останкино // Венок московских усадеб. — М.: Вече, 2009. — С. 180 - 218. — 344 с. — (Исторический путеводитель).
Низовский А. Ю. Останкино // Самые знаменитые усадьбы России. — М.: Вече, 2000. — С. 115 - 122. — 416 с. — (Самые знаменитые)

Северо-Восток Москвы. Годы. События. Люди (рук. авторского колл. К.А. Аверьянов). М., 2012. С. 325 - 342. ISBN 978-5-9904122-1-7.
Останкино // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
Глозман И. М., Рапопорт В. Л., Семенова И. Г. Кусково. Останкино. Архангельское. — М.: Искусство, 1976. — 207 с. — (Города и музеи мира). Языков Д. Графиня Прасковья Ивановна Шереметева. — М., 1903. — 28 с.

http://www.ostankino-museum.ru/museum/park/istoriya/

https://liveinmsk.ru/places/a-342.html

Гуляя по территории ВДНХ, решили свернуть вглубь и прогуляться по парку Останкино. Начали нашу прогулку за павильоном Геология, что рядом с павильоном Космос.

Тут облагородили территорию: разбили парковую зону отдыха, с лавочками и дорожками.


Павильон Нефть (Павильон № 25), странно, что он в таком плачевном состоянии:):)


По соседству заканчивается строительство самого большого в Европе Океанариума. Развлекательный парк по проекту имеет два уровня. В нижнем обустроят сам океанариум и театр. Сверху планируется помещение для дельфинотерапии и заведения общественного питания. Вместимость зрительных залов – 2500 человек, это будет самый крупный океанариум в Европе, более того, в нем предполагается проведение не только развлекательных мероприятий, но и образовательных.



В конце аллеи установлен памятник Мичурину Иван Владимировичу.

Иван Владимирович Мичурин - русский биолог и селекционер, автор многих сортов плодово-ягодных культур, доктор биологии, заслуженный деятель науки и техники, почётный член Академии наук.

Правее от памятника Мичурину И.В. стоит Часовня Василия Великого. Часовня в честь святого Василия Великого была воздвигнута на территории ВВЦ по инициативе его коллектива в рамках мероприятий по встрече 3-го тысячелетия и 2-тысячелетия христианства. Часовня не случайно посвящена Василию Великому. Этот святой, живший в IV в., изучил многие науки. Философ, филолог, юрист, искусствовед, он имел глубокие познания в астрологии, математике, медицине. Сотрудники ВВЦ сочли, что, поскольку Всероссийский выставочный центр объединяет в своей деятельности различные отрасли знаний, Василий Великий осуществляет над деятельностью ВВЦ свое «попечительство».


Весна, красота, пора цветений


В Мичуринском саду зацвела груша


За футбольными полями открылся высотный верёвочный парк


Веревочный парк Sky Town рассчитан как для детей, так и для взрослых. В парке используется профессиональное альпинистское снаряжение. Полный комплекс страховок и элементов безопасности обеспечивает уверенное прохождение маршрута и не сковывает движения, а все крепежи, канаты и тросы сертифицированы.


Цены начинаются от 600 рублей по времени до трёх часов. Ценовая политика билетов разнообразна: есть семейные, для школьников, абонементы


Логично, что спортивный городок и веревочный парк раскинулись по соседству с павильоном № 27 «Физкультура и спорт»


За павильоном "Физкультура и спорт" спускаемся к Каменскому пруду


Тут протекает система прудов Главного ботанического сада и ВДНХ - Каменские пруды, всего их четыре


От прудов поднимаемся и идём по дорожке, это уже территори парка Останкино


Гуляя по дорожке можно увидеть заброшенную башню

В парке есть конюшня и выводной круг


мусорный контейнер с приспособлением для тушения бычков

Территории парка Останкино и ВДНХ то и дело пересекаются, поэтому снова забрели на ВДНХ.


Рядом с Зелёным театром стоит бывший павильон «Виноделие» (строение 137)


Фигуры сказочных персонажей перед домиком


Вернулись снова в парк Останкино, перейдя Окружную аллею

Парковый (Садовый) пруд


Набережная пруда облагорожена, всё чистенько и аккуратненько


На пруду имеется лодочная станция "На вёслах"


Прокат лодки стоит 250 рублей за 30 минут


Около пруда Бельведер


Бельведер слово итальянское (belvedere), то же, что французское bellevue, и значит в русском переводе "прекрасный вид". Это слово вошло впервые в употребление в Италии, где оно означает или постройку, исключительно сооруженную для того, чтобы из нее любоваться красотой вида, или башенку (вышку), возведенную с той же целью над крышей дома или дворца.


Небольшая эстрада


Для удобства посетителей в парке установлены информационно-вспомогательные стенды

АудиоГид по парку

Полиция


На главной аллее находится детская игровая площадка



На входе установлен памятник народному ополчению. Надпись на плите: "1941-1945. Добровольцам 13 и 6 дивизий народного ополчения, оборонявшим Москву".

Не проходи. Остановись.

Ты сердцем подвига коснись.

Навек запомни эти плиты

Навек запомни, тех кто пал

За нас с тобой в бою убитый.


Все лавочки на территории с гербом парка


Центральные ворота в парк Останкино. Кстати, полное название парка стало - "Культурно-спортивный парковый комплекс Останкино


Выйдя из парка пошли отдохнуть на Останкинский пруд


Лавочки для одного



Одним словом, отлично можно провести время гуляя по ВДНХ, парку Останкино или просто сесть у Останкинского пруда, а можно всё и объединить:)).

Не сидите дома, гуляйте по любимому городу!:)