Статья набокова гоголь краткое содержание. Понимал ли Гоголь себя

познакомиться с сотворением видимого мира

Задачи:

  • узнать, из чего, зачем и в каком порядке Богом был создан видимый мир
  • понять, что такое «день творения»

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.1.
  2. Библейские предания. Ветхий Завет / пересказ М. Д. Яснова, ил. Н. Ю. Лаврухина. – СПб.: БКК, 2008.

Дополнительная литература:

  1. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб., 2006.
  2. Библия, пересказанная детям старшего возраста. – СПб.: Печатный Двор, 1991.
  3. Верниковская Л.Ф. Уроки в воскресной школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Ключевые понятия:

  • День творения
  • Шестоднев

Словарь урока:

  • Творение
  • Бог Создатель
  • Бог Творец

Содержание занятия (открыть )

Иллюстрации:






Проверочные вопросы:

  1. Откуда появился видимый мир?
  2. Что такое «День творения»?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме, сопровождаемый иллюстрациями.

Просмотр видеоматериалов.

Физкультминутка: Бог сотворил одну Луну (сделайте руками круг) - И много звезд на небе (открывайте и закрывайте ладони), - Большое небо (встаньте на цыпочки), - Солнца круг (изобразите руками круг над головой), - Цветы (сложите пальцы рук чашечками), - Деревья (поднимите вверх руки), - Ветер (помашите руками).

Рисунок в тетради «Дни творения».

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя по новой теме, во время которого дети изготавливают поделку.

Каждому ребенку понадобятся мелки, один лист черного картона, два круга разного цвета, восемь белых лепестков и клей: приклеивается круг в центре черного листа картона; наносится клей на круг; раскрашивается очередной лепесток, затем он приклеивается к кругу; так со всеми лепестками. В конце приклеивается второй кружок на первый, чтобы закрыть им края лепестков. Мир готов!

После создания невидимого мира Бог сотворил видимый мир. Нужно помнить, что Бог не так творит вещи, как мы, люди, их делаем. Нам, чтобы сделать какую-нибудь вещь, нужно иметь материал, мы должны стараться, трудиться, а когда сделаем вещь, часто о ней больше не думаем и не заботимся. Но Бог все сотворил из ничего, одним словом Своим, и все время помнит о всяком Своем творении: любит его и заботится о нем.

1) Что такое «день творения»

Бог сотворил мир Своим словом, но не сразу, а постепенно, как говорят – в шесть дней творения (нужно помнить, что шесть дней творения не были обыкновенными днями, а может быть, по многу тысяч лет каждый, потому что у Бога тысяча лет, как один день, и один день, как тысяча лет). Поэтому процесс сотворения мира по-другому еще называют Шестоднев.

2) Последовательность творения мира

В первый день творения сказал Господь Бог: «Да будет свет!» Яркий свет залил все, и так он понравился Господу, что отделил Господь его от тьмы и назвал его днем, а тьму назвал ночью.

На второй день Бог разделил воды твердью и назвал эту твердь небом.

Потом собрал всю воду, что оказалась под небом, в одно место, и тогда появилась суша. Бог назвал ее землей, а воду – морями. «Хорошо! – сказал Господь Бог. – Пусть теперь будут травы, растущие из земли, и деревья, дающие плоды». В этот третий день земля родила зелень, а также семена и плоды, и это тоже понравилось Богу.

На четвертый день Он создал солнце, луну и звезды и расположил их на небе. И стали они освещать землю, отделять день от ночи и управлять течением времен.

А на пятый день Бог населил воду рыбами, а небо – птицами. Он благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь!»

А на шестой день расселил по всей суше разную живность, всех зверей и всех гадов земных. И сотворенное опять понравилось Богу. Тогда Он создал человека и тоже благословил его.

Господь отдал человеку землю, отдал под его власть и рыб, и птиц, и животных, а плоды и то, что произрастает из семян, предназначил ему в пищу.

3) Седьмой день

В седьмой день Господь, как говорит Библия: «почил... от всех дел Своих, которые делал », то есть Бог больше ничего нового не творил, как бы отдыхал от творения. (Поэтому и мы шесть дней работаем, а в седьмой отдыхаем).

Небо и земля были совершенны, и прекрасен был созданный Богом мир.

4) Рассказ «Какие же вы счастливые!» В. Сухомлинский

Сегодня в школу впервые пришли малыши. Мамы привели их и оставили с учителем на зелёной поляне, под высокой липой.

Учитель Иван Филиппович встречает десятое поколение детей. Доведёт он этих малышей до четвёртого класса, и его работе в школе исполнится сорок лет.

Весёлые, приветливые глаза учителя смотрят в чёрные, синие, голубые глаза ребятишек.

Дети, вы не видели, как задолго до рассвета восходит заря? – спрашивает Иван Филиппович, и его ласковая улыбка вызывает у малышей ответную улыбку.

Нет, не видели, – вразнобой отвечают ребята.

А не видели вы, как соловей пьёт росу?

Нет, не видели...

А как шмель чистит крылышки, перед тем как улететь с цветка?

Не видели...

Какие же вы счастливые... – говорит учитель. – Всё это вы ещё увидите. Я поведу вас на берег озера, и вы увидите, как восходит утренняя заря. Мы сядем в кустах, затаим дыхание и будем смотреть, как соловушка, проснувшись, пьёт капельку росы. Подойдём к большому красивому цветку и застанем там медового шмеля: он переночевал в цветке, проснулся и чистит крылышки.

Ранней весной мы остановимся у нагретого солнцем дерева. Что это? Из-под коры выглядывает кто-то живой и быстрый. Это «солнышко», самая ранняя букашка. Жарко, она проснулась, а вылезать на волю боится: кругом лежит снег.

Вы очень счастливые, дети, вы всё это увидите!

Проверочные вопросы:

  1. Откуда появился видимый мир?
  2. Что такое «День творения»?
  3. Из чего и как Бог сотворил мир?
  4. На какой день Бог сотворил первого человека?
  5. Каким был вначале сотворенный мир?

Сотворение мира

В начале Бог сотворил землю и небо.

Земля была бесформенная и пустая. Не было её видно. Только вода кругом и тьма.

Ну разве можно что-то сделать в темноте?

И сказал Бог: «Да будет свет!» И стал свет.

Бог увидел, как это хорошо, когда светло, и отделил свет от тьмы. Свет он назвал днём, а тьму ночью. Так прошёл первый день.

На второй день Бог создал небесный свод.

И разделил воду на две части. Одна часть осталась покрывать всю землю, вторая же часть поднялась к небу, – и тут же образовались облака и тучи.

На третий день Бог сделал так: собрал всю воду, которая оставалась на земле, и пустил ручейки и реки, образовались озёра и моря; а свободную от воды сушу Бог назвал землёй.

Посмотрел Бог на дела рук своих, и ему очень понравилось то, что он сделал. Но всё равно чего-то не хватало.

Земля стала зелёной и красивой.

На четвёртый день он создал светила на небе: Солнце, Луну, звёзды. Чтобы освещали они землю днём и ночью. И чтобы отличать день от ночи и обозначать времена года, дни и месяцы.

Так, по желанию Бога и его трудами возник прекрасный мир: цветущий, яркий, светлый! Но… пустой и безмолвный.

Утром пятого дня в реках и морях заплескалась рыба, самая разная, большая и маленькая. От карасиков до китов. По морскому дну поползли раки. Заквакали в озёрах лягушки.

Запели птички и начали вить себе гнёзда на деревьях.

И вот наступило утро шестого дня. Едва рассвело, как леса и поля наполнились новой жизнью. Это звери появились на земле.

На краю поляны прилёг отдохнуть лев. В лесной чаще притаились тигры. Неторопливо пошли на водопой слоны, с ветки на ветку запрыгали обезьяны.

Ожило всё вокруг. Стало весело.

И тогда же, на шестой день, Бог создал ещё одно существо, самое главное существо на земле. Это был человек.

Как ты думаешь, почему человек считается главным на земле?

Потому что Бог создал его по своему образу и подобию.

И наказал Бог человеку, что тот будет управлять всем на земле и владычествовать над всем живущим и растущим на ней. А чтобы человек мог это делать хорошо, Бог вдохнул в него душу и разум. Первым на земле стал человек по имени Адам.

А на седьмой день Бог отдыхал после трудов своих, и день этот стал праздничным на все времена.

Посчитай дни недели. Шесть дней человек трудится, а на седьмой отдыхает.

Только после усердного и полезного труда бывает настоящий отдых. Не так ли?

Из книги Разумные основания для веры автора Пиннок Кларк Х

Сотворение мира При более широком взгляде на вещи удивительным фактом оказывается уже само существование вселенной. Почему вообще что-то существует, вместо того чтобы ничему не быть? Есть ли удовлетворительное объяснение бытию как таковому? В философских кругах идут

Из книги О Библии и о Евангелии автора Волкославский Ростислав Николаевич

6. СОТВОРЕНИЕ МИРА Бог есть Творец всего, и в Библии Им дано подлинное сообщение о Его творческой деятельности. «В шесть дней создал Господь небо и землю» и все живущее на земле и в седьмой день той первой недели «почил». Таким образом Он установил субботу как постоянный

Из книги Зороастризм за 90 минут автора Успенская Анна

Сотворение мира Предание о двух первичных духах - Добра и Зла - наиболее полно изложено в трактате IX века «Бундахишн» («Книга Первотворения»), также основанном на проповедях Заратуштры.Хррмазд (Ахура Мазда) и Ахриман (Ангра Майнью) - два Духа, существовавших вечно. Но

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

СОТВОРЕНИЕ МИРА - см. Креационизм библейский; Природа и Библия; Шестоднев; Эволюционизм естественнонаучный и

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

§142. Бог и сотворение мира Е. WiLH. M?ller: Geschichte der Kosmologie in der griechischen Kirche bis auf Origenes. Halle I860. P. 112–188; 474–560. Большая часть этого ученого труда посвящена космологическим теориям гностиков.Когда речь заходит о церковных учениях, мы не должны забывать, что христианство вошло в мир не как

Из книги Введение в Ветхий Завет Канон и христианское воображение автора Брюггеман Уолтер

Сотворение мира Первые две главы Книги Бытия - это также первые главы Библии в целом. Неудивительно поэтому, что они всегда привлекали особое внимание читателей. Чтобы их понять, нужно осмыслять их в свете определенных древних литургических традиций, связанных с

Из книги Бог и человек. Парадоксы откровения автора Печорин Виктор Владимирович

Из книги Библейские легенды автора Автор неизвестен

СОТВОРЕНИЕ МИРА И сказал Бог: Да будет свет!СВЕТВначале Бог сотворил небо и землю. Земля была безвидна и пуста, только Дух проносился над водами.И сказал Бог: да будет свет! И стал свет.И увидел Бог, что свет хорош, и отделил свет от тьмы.И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.И

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Сотворение мира 1 В начале сотворил Бог небо и землю a. 2 Земля была пуста и безлика, тьма была над бездной, и Дух Божий парил над водами b.3 Бог сказал: «Да будет свет», - и появился свет. 4 Бог увидел, что свет хорош, и отделил его от тьмы. 5 Бог назвал свет днем, а тьму - ночью.

Из книги Моя первая Священная История. Учение Христа, изложенное для детей автора Толстой Лев Николаевич

Сотворение мира Над нами без границ раскинулось синее небо. На нём, как огненный шар, сияет солнце и даёт нам тепло и свет.Ночью на смену солнышку выплывает луна, а вокруг, как детки около мамы, много-много звёздочек. Словно ясные глазки, мигают они в высоте и, как золотые

Из книги Избранные места из Священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями автора Дроздов Митрополит Филарет

Сотворение мира В начале всех времен Бог сотворил небо и землю.Земля, исходя из ничтожества, была совер­шенно пуста - без дерев, без плодов, без всякого украшения; тьма была над бездною вод, которы­ми земля была, как бы поглощена, и Дух Божий носился над водами, приготовляя

Из книги История мировых религий автора Горелов Анатолий Алексеевич

Сотворение мира Наиболее известное повествование о сотворении мира находится в Библии в книге Бытия. Здесь встречаем рассказ о 6 днях, в которые Бог создал последовательно свет (первый день), небо и воду (второй день), сушу и растения (третий день), звезды (четвертый день),

Из книги Екклесиаст (рус. и англ.) Илл.Эрнста Неизвестного автора

Сотворение Мира В ту от нас баснословно далекую эру, когда жил и творил Когелет (да и много веков спустя, а в некоторых семьях и в наши дни), каждый еврейский ребенок, достигнув возраста «детских вопросов» и принявшись теребить отца или деда за бороду: «Скажи, откуда все

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

Сотворение мира В начале Бог сотворил землю и небо.Земля была бесформенная и пустая. Не было её видно. Только вода кругом и тьма.Ну разве можно что-то сделать в темноте?И сказал Бог: «Да будет свет!» И стал свет.Бог увидел, как это хорошо, когда светло, и отделил свет от тьмы.

Из книги Уроки священного писания. Теория абстрагирования автора Зулумханов Давуд

Сотворение мира «В начале сотворил Бог небо и землю»[Быт 1:1]Понятия небо и земля – основополагающие для первых глав Библии. Они составляют начало отсчета. И здесь небо и земля – не привычные для нас небо и земля, а абстрактные понятия, обозначающие, соответственно,

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

I Сотворение мира Мир, рассматриваемый в его внешней красоте и внутренней гармонии, представляет собой дивное создание, изумляющее стройностью своих частей и чудесным разнообразием своих форм. Во всей своей необъятности он правильно движется подобно величественным

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою

(Быт 1, 1-2).

Библейское учение о сотворении мира кратко называется Шестоднев . День означает сутки. В 1823 году англиканский священник Джордж Стэнли Фабер (1773-1854) выдвинул теорию «день — эпоха». Это мнение не имеет абсолютно никаких оснований. В еврейском языке для выражения слов неопределенный период времени или эпоха существует понятие олам . Слово йом в древнееврейском языке всегда означает день, сутки , но никогда не период времени . Отказ от буквального понимания дня сильно искажает библейское учение о сотворении мира. Если брать день как эпоху, то как определить вечер и утро ? Как к эпохе применить благословение седьмого дня и отдых в нем? Ведь Господь заповедал отдых в седьмой день седмицы — субботу, потому что Сам почил: и благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих (Быт 2, 3). Господь сотворил растения в третий день, а солнце, луну и другие светила — в четвертый. Если принять идею «день — эпоха», получается, что целую эпоху растения произрастали без солнечного света.

Святые отцы понимали день первой главы книги Бытия буквально. Святой Ириней Лионский : «Восстановляя в Себе этот день, Господь пришел на страдание в день накануне субботы — то есть в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, то есть (освобождение) от смерти». Святой Ефрем Сирин : «Никто не должен думать, что шестодневное творение есть иносказание». Святой Василий Великий : «И бысть вечер, и бысть утро, день един... определяет сим меру дня и ночи и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь». Святой Иоанн Дамаскин : «От начала дня до начала другого дня — одни сутки, ибо Писание говорит: и был вечер, и было утро: день один ».

Как же тогда происходило чередование дня и ночи до сотворения светил, которые появляются в четвертый день? Святитель Василий Великий пишет: «Тогда не по солнечному движению, но по тому, что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь» (Шестоднев. Беседа 2).

Книга Бытия начинается с описания величественных дел Божьих — создания мира в течение шести дней. Господь сотворил Вселенную с неисчислимыми светилами, землю с ее морями и горами, человека и весь животный и растительный мир. Библейское откровение о сотворении мира возвышается над всеми существующими космогониями других религий, как истина возвышается над любым мифом. Ни одна религия, ни одно философское учение не могли подняться до превосходящей разум идеи о творении из ничего: В начале сотворил Бог небо и землю .

Бог обладает самодостаточностью и абсолютной полнотой. Для Своего бытия Он ничего не требует и ни в чем не нуждается. Единственной причиной сотворения мира явилась совершенная Любовь Бога. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости» .

Первыми были созданы бесплотные духи — Ангелы . Хотя Священное Писание не содержит повествования о сотворении ангельского мира, нет никаких сомнений, что Ангелы по своей природе принадлежат к тварному миру. Это воззрение основано прежде всего на ясном библейском понимании Бога как всемогущего Творца, положившего начало всему существующему. Все имеет начало, только Бог безначален. Некоторые святые отцы видят указание на создание невидимого мира Ангелов в словах сотворил Бог небо (Быт 1, 1). В подтверждение этой мысли святитель Филарет (Дроздов) замечает, что, согласно библейскому повествованию, физическое небо было создано во второй и четвертый день.

Первозданная земля была неустроенна и пуста . Созданная из ничего материя сначала явилась неупорядоченной и покрытой тьмой. Тьма была неизбежным следствием отсутствия света, который не был сотворен как самостоятельная стихия. Далее бытописатель Моисей пишет, что Дух Божий носился над водою (Быт 1, 2). Здесь видится указание на творческое и оживотворяющее участие в творении третьего Лица Святой Троицы — Святого Духа. Предельно краткое и точное определение — всё от Отца через Сына в Духе Святом. Упомянутая в вышеприведенном стихе вода является важнейшей стихией, без которой невозможна жизнь. В святом Евангелии вода является символом животворящего и спасительного учения Иисуса Христа. В жизни Церкви вода имеет особое значение, будучи веществом Таинства крещения.

Первый день творения

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт 1, 3-5).

По Божественному повелению возник свет . Из дальнейших слов: и отделил Бог свет от тьмы мы видим , что Господь не уничтожил тьму, а лишь установил периодическую смену ее со светом для восстановления и сохранения сил человека и всякой твари. Эту премудрость Божию воспевает Псалмопевец: Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! (Пс 103, 20-24). Поэтическим выражением и был вечер, и было утро заканчивается описание творческих дел каждого из шести дней. Само слово день святые понимали буквально.

Свет был создан Божественным словом , обладающим всемогущей творческой силой: ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 9). Святые отцы видят здесь таинственное указание на второе Лицо Святой Троицы — Сына Божия Иисуса Христа, Которого апостол называет Словом и при этом говорит: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1, 3).

При описании первого дня первым поставлен вечер , а потом утро . По этой причине у евреев в библейские времена день начинался с вечера. Этот порядок сохранился в богослужении новозаветной Церкви.

Второй день творения

И создал Бог твердь... <...> и назвал... твердь небом (Быт 1, 7, 8) и поместил небо между водой, которая находилась на земле, и водой над землей.

Во второй день Бог создал физическое небо . Словом твердь передается слово еврейского подлинника, означающее распростертие , ибо древние евреи метафорически сравнивали небосвод с шатром: простираешь небеса, как шатер (Пс 103, 2).

При описании второго дня говорится и о воде, которая находится не только на земле, но и в атмосфере.

Третий день творения

И собрал Бог воды под небом в одно место и открыл сушу. И назвал сушу землей, а собрание вод назвал морями. И повелел Бог произрастить земле зелень, траву и деревья, приносящие плоды. И покрылась земля растительностью. Господь отделил воду от суши (см.: Быт 1, 9-13).

В третий день были созданы океаны, моря, озера и реки , а также материки и острова . Позже это вызвало восторг у Псалмопевца: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 7-9).

В этот же день Бог сотворил весь растительный мир . Это было принципиально новым: Бог положил начало органической жизни на земле.

Произвести растительный мир Творец повелел земле . Святитель Василий Великий говорит: «Тогдашний глагол и первое сие повеление сделались как бы естественным некоторым законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5).

В книге Бытия говорится, что земля произрастила зелень, траву и деревья, сеющие семя по роду их . Святые отцы этому придавали принципиальное значение, ибо оно указывает на постоянство всего сотворенного Богом: «Что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5). Как видим, третий день был посвящен устроению нашей планеты.

И увидел Бог, что это хорошо (Быт 1, 12). Бытописатель поэтическим языком выражает мысль, что Бог творит премудро и совершенно.

Четвертый день творения

И сказал Бог, чтобы появились светила на тверди небесной, для освящения земли и для отделения дня от ночи. По сотворенным светилам теперь будет вестись отсчет календаря и времени. И появились светила: солнце, луна и звезды (см.: Быт 1, 14-18).

В описании четвертого дня мы видим сотворение светил, их назначение и их отличия. Из текста Библии мы узнаём, что свет был сотворен во второй день до светил, чтобы, по объяснению святителя Василия Великого, неверующие не почитали солнце единственным источником света. Один Бог является Отцом светов (см.: Иак 1, 17).

Создание светил имело три цели: во-первых, освещать землю и все, что на ней; устанавливается различие между светилами дневными (солнце) и ночными (луна и звезды). Во-вторых, отделять день от ночи; различать четыре времени года , упорядочить время с помощью календаря и вести летоисчисление. В-третьих, служить для знамений последних времен; об этом говорится в Новом Завете: солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф 24, 29-30).

Пятый день творения

В пятый день Господь сотворил первых живых существ, живущих в воде и летающих в воздухе. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею. Так появились обитатели вод, появились водяные животные, насекомые, рептилии и рыбы, а по воздушному пространству полетели птицы (см.: Быт 1, 20-21).

В начале пятого дня Бог обращает Свое творческое слово к воде (да произведет вода ), тогда как в третий день — к земле. Слово вода берется в данном месте в более широком смысле, обозначая не только обычную воду, но и атмосферу, которая у священного писателя также называется водой.

В пятый день Бог создает более высокую по сравнению с растениями форму жизни. По Божьему повелению появились представители водной стихии (рыбы, киты, пресмыкающиеся, амфибии и другие обитатели вод), а также птицы, насекомые и все живущие в воздушном пространстве.

Творец создает первые существа каждого рода («по роду»). Он благословляет им плодиться и размножаться.

Шестой день творения

В шестой день творения Бог создал животных, живущих на земле, и человека, по образу и подобию Своему (см.: Быт 1, 24-31).

Описание шестого творческого дня пророк Моисей начинает теми же словами, что и предшествующие дни (третий и пятый): да произведет ... Бог повелевает земле создать всех животных земли (душу живую по роду ее ). Бог творил все в определенной последовательности возрастающего совершенства .

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни , и стал человек душою живою (см.: Быт 1, 26-28).

Последним, как венец творения, был создан человек . Он сотворен особым способом. Святые отцы прежде всего отмечают, что творению его предшествовал Божественный совет между всеми Лицами Пресвятой Троицы: сотворим человека . Человек выделен из всего тварного мира и тем, как его творит Господь. Хотя его телесный состав был взят из земли, Господь не повелевает земле произвести человека (как это было с другими тварями), а Сам творит его непосредственно. Псалмопевец говорит, обращаясь к Творцу: Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс 118, 73).

Бог сказал, что не хорошо человеку быть одному .

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2, 21-22).

Господь, конечно, мог сотворить не только одну супружескую чету, но несколько и произвести от них весь человеческий род, но Он хотел, чтобы все люди земли были едины во Адаме. Ведь даже Ева была взята от своего мужа. Апостол Павел говорит: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян 17, 26). И поэтому мы все являемся родственниками.

На заре человеческой истории Бог установил брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной. Он благословил его и скрепил самыми тесными узами: будут одна плоть (Быт 2, 24).

Создав человеческое тело, Бог вдунул в лице его дыхание жизни , и стал человек душею живою . Самая главная отличительная особенность человека состоит в том, что его душа богоподобна . Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт 1, 26). О том, что такое образ Божий в человеке , мы говорили ранее. Когда Бог сотворил человека, Он привел к нему всех животных и птиц, человек дал им всем имена. Наречение имен было знаком господства человека над всей тварью.

С сотворением человека заканчивается шестидневное творение мира. Бог сотворил мир совершенным . Рука Творца не внесла в него никакого зла. Это учение о первоначальной благости всего творения представляет собой возвышенную богословскую истину.

В конце времен будет восстановлено совершенство мира. По свидетельству тайнозрителя, святого апостола Иоанна Богослова, будет новое небо и новая земля (см.: Откр 21, 1).

Седьмой день

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт 2, 2).

Закончив творение мира, Бог почил от дел Своих. Бытописатель здесь употребляет метафору, ибо Бог не нуждается в отдыхе. Этим указывается тайна истинного покоя, который ожидает людей в вечной жизни. До наступления этого блаженного времени уже в земной жизни мы видим прообраз этого состояния — покой благословенного седьмого дня, который в Ветхом Завете был субботой , а для христиан является днем воскресным .

Учебно-познавательная программа для детей
"Шестоднев"

История сотворения

Каким был создан наш мир? Программа «Шестоднев» приоткрывает тайну первых дней жизни нашего с вами мира. Перед ребятами и их родителями, наставниками и учителями Воскресных школ открывается мудрость и предусмотрительность Создателя в каждом дне творения окружающего нас мира.

В увлекательной форме программа расскажет о Вселенной и ее «обитателях». Вы познакомитесь с многообразием растительного и животного мира, с существующим множеством рыб и птиц, а также, с удивительной историей первых людей – Адама и Евы. Вы узнаете о грехе и его последствиях, которые сейчас испытывают все животные, растения, человек и вся наша планета. И о том, как Творец разрешил проблему греха в созданном Им мире.

Программа состоит из восьми уроков посвященных первым дням библейской истории, а так же грехопадению и Искуплению.

Христианский научно-апологетический центр предлагает использовать учебно-познавательную программу «Шестоднев» для детских лагерей, детских площадок, воскресных школ, а также любых других учебных мероприятий, которые рассчитаны на детей от 8 до 15 лет.

В комплект учебных материалов входит пособие для преподавателя и пособие для ученика.

Материалы предоставлены в цифровом формате (PDF ), что позволит вам самостоятельно допечатать нужное количество пособий для преподавателя и ученика.

Урок 1. Время и пространство, Земля и свет.
Урок 2. Вода и атмосфера.
Урок 3. Моря, суша, растительный мир.
Урок 4. Солнце, Луна и звезды.
Урок 5. Морские животные, рыбы и птицы.
Урок 6. Наземные животные и человек.
Урок 7. Покой.
Урок 8. Искупление.
Отзывы о программе:

Собираясь на молитву за проведение лагерей, команда сотрудников молилась о программе. Бог ответил, как всегда неожиданно - пришло предложение от представителя миссии Апологетический центр. Была представлена программа "Шестоднев" - о первых шести днях творения. Программа команде очень понравилась, особенно мы смогли оценить ее, когда преподавали ее друг другу на семинарах по подготовке к лагерю. Конечно, же, мы многого не знали о мире, сотворенном нашим Великим Богом. Было очевидно, что Бог направлял нас в этой программе. Через несколько дней некоторые дети и взрослые позвонили мне и сказали: мы хотим в лагерь. Мы там будем в следующем году, если Бог усмотрит. Благодарим миссию апологетического центра за помощь в служении, за ваши открытые сердца! Бог свидетель, мы ценим ваше сотрудничество с нами и знаем, что все, что мы достигли - мы достигли вместе с вами. Слава Богу!

Мой милый друг, в этом сборнике тебя ждут замечательные истории из книг Ветхого Завета. Эти истории расскажут тебе о Боге и о человеке, о дружбе и о любви, о добре и о зле. Они могут тебя многому научить и даже могут помочь тебе самому стать добрым и счастливым. Потому что Бог создал человека для того, чтобы человек был счастлив, живя с Ним. А как жить с Богом? Как научиться слушать Бога и Его слушаться? Об этом как раз и повествуют истории Ветхого и Нового Заветов.

Но, наверное, ты спросишь меня, а что такое «завет»? Давай подумаем вместе.

Больше всего это слово похоже на слова «заветное желание» или на «завещание», правда?!

Заветное желание - это наша самая сокровенная мечта, о ней мы почти никому не рассказываем, разве только маме или очень близкому другу. Мы бережем свою мечту как тайну.

А завещание? Это бумага, которую мы пишем, когда мы передаем что-то ценное нашим родным, да? Чтобы они о нас всегда помнили.

Так вот завет - это и есть нечто очень важное и сокровенное, что нам передается из поколения в поколение. Завет - это завещание мудрости, это обещание мира, это наказ будущим детям, внукам, правнукам.

В книге Ветхого и Нового Завета описаны заветы, которые Сам Господь давал людям, тайны которые Он раскрывал перед ними, чтобы сделать их жизнь счастливее, чтобы дать им силы, надежду, научить их вере и любви.

Ветхий Завет - это завет, данный Богом людям, прежде чем Он послал Своего Сына на землю, то есть до пришествия Христа, потому он и называется ветхим, то есть старым заветом.

А Новый Завет - уже дан со времени рождества Христова. Придя на землю, Христос многое преобразил, оттого Он дал людям новый завет.

Читая книги Ветхого и Нового Завета, мы можем научиться этим тайнам Божиим.

Сотворение мира

Когда мы что-то хотим смастерить, мы берем лист бумаги, клей, ножницы, цветные карандаши, пластилин и еще чего-нибудь, что может пригодиться для нашей поделки. Правильно?

А Бог смастерил мир из ничего. Одним Своим желанием и Словом Он сотворил Небо и землю.

Небо Бог заселил ангелами. Ангелы ведь не имеют тела и веса, и потому на Небе им стало очень хорошо.
А земля оказалась совсем пустой и безликой.

И сказал Бог: да будет свет! И засиял свет. И свет очень понравился Богу. Он отделил его от тьмы. И назвал свет днем, а тьму - ночью. Так появились первые день и ночь, вечер и утро.

И это был самый первый день нашего мира.

Второй день

Во второй день, над землей появилось небо, но не то Небо, где живут ангелы, а другое, с облаками и тучами! Это небо мы с тобой до сих пор видим над головами! Бог взглянул на небо и остался очень доволен!

Так прошел второй день нашего мира.

Третий день

В третий день Бог разделил воду и сушу. И на земле появились озера, реки, моря, океаны и маленькие ручейки. А также горы, равнины, холмы и поля. На земле стало очень красиво. Но чего-то не хватало.

И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву и деревья. И так и произошло.

С тех пор на земле стала расти трава. Каждую осень трава бросает в землю семя, и весной снова вырастает из семени. А на деревьях созревают плоды, которые так же в себе содержат семечко, из которого вновь и вновь вырастают деревья!

И мы с тобой, если посадим зернышко, и будем его поливать, удивимся, как скоро оно у нас даст росток!

Если ты когда-либо испытывал эту радость - сажать и выращивать семена, ты поймешь, что Бог почувствовал, когда увидел, что вся земля вдруг стала зеленой.
Это был третий день нашего мира.

Четвертый день

А на четвертый день Бог сказал: да будут светила! И на нашем небе появились Солнце, Луна и звезды. И стали они отделять день от ночи.

Днем на небо всходит Солнышко, принося с собой свет и радость. А ночью солнышко садится, становится темно и на небе появляются луна и звезды. Луна помогает людям вести счет дням, месяцам и годам. А звезды указывают путнику дорогу в ночи.

Как мудро всё устроил Бог!

Это были творения четвертого дня нашего мира.

Пятый день

В пятый же день Бог начал населять землю. Он сотворил рыб больших и маленьких, а так же пресмыкающихся - то есть всех тех тварей, которые ползают по земле и по дну морскому. Может, ты вспомнишь кого-нибудь из них? Да, это змеи, раки, насекомые, ящерицы. И благословил их Бог, и сказал он рыбам: наполняйте воды в морях!
А еще Он посмотрел на небо и создал птиц пернатых. Ворон и галок, чаек, орлов и всех-всех других птиц: больших и маленьких, красивых и не очень.

И небо, и море наполнились живыми существами. И это было хорошо, решил Бог.

Так прошел пятый день.

День шестой

В шестой день Бог сказал: да произведет земля душу живую. И земля по Слову Божию произвела животных. То есть Бог сотворил животных не из ничего, а из земли! Почти как мы лепим игрушки из пластилина или из глины. Но наши игрушки, так и остаются игрушками, чтобы мы ни делали с ними, а у Бога Его творения оживают и становятся животными.

А знаешь, отчего животные так называются? Потому что они могут рождать живую душу. Например, у коровки сразу рождается теленок. Теленок уже живой, он сам стоит на ножках и даже немного бодается. А птицы, как ты помнишь, сначала откладываю яйца. Потому животные так и называются живот-ные, от слова «живот» или «жизнь».

И увидел Бог, в шестой день нашего мира как стало хорошо на земле! Как стало радостно.

И тогда Он сказал: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему!

Он сказал «сотворим», потому что Бог - это Троица: Отец, Сын и Дух Святой. И потому Бог говорит: сотворим человека во всем похожего на Нас.

Представляешь, это значит, что мы с тобой можем стать похожими на Бога, если только мы очень этого захотим и постараемся стать таковыми.

А еще Бог сказал: И пусть человек будет хозяином над всеми рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

И сотворил Бог человека: мужчину и женщину. И благословил их. И сказал, что они теперь хозяева на земле.
Это был самый счастливый день творения - шестой день нашего мира.

Седьмой день

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал. И благословил Он день седьмой, как день отдыха.

Так и мы, когда сделаем что-то хорошее, нам хочется немного остановиться, отдохнуть и посмотреть на то, что мы сделали.
Правда, похоже на нашу неделю? Шесть дней мы трудимся, учимся, творим, а седьмой день - день воскресный - мы посвящаем Богу. Потому что Сам Бог освятил этот день.

(Продолжение следует...)