Ростральные колонны рисование старшая группа. Колонны

Ордерная система возникла в античные времена и получила широкое развитие в дальнейшей мировой архитектурной практике. Ордерная система выражает специфику стоечно-балочной системы и наиболее полно раскрывает ее художественно-конструктивную суть. Именно эти качества ордерной системы, а также богатство и разнообразие архитектурных форм делают детали классического ордера наиболее предпочтительными учебными моделями для рисования.

Один из важнейших элементов ордера - колонна, несущий элемент. Простая колонна состоит только из ствола, но более сложная имеет капитель - промежуточное звено между балкой и колонной и базу - некую плиту, распределяющую нагрузку на поверхность основания.

В различные исторические эпохи разрабатывались свои системы декорирования ордерных конструкций, но в капителях любого ордера можно обнаружить соответствующие конструктивные и орнаментальные элементы.

Наиболее полезна для изучения и рисования капитель дорического ордера. Эта капитель состоит из квадратной в плане абаки, круглого эхина, поясков шейки и астрагала. Абака венчается так называемым каблучком и полочкой. Эхин представляет собой четверть вала, под ним расположены три пояска. Астрагал, состоящий из валика и полочки, соединяется со стволом колонны через выкружку.

Рисунок капители выполняется поэтапно.

Первый этап. Рисунок колонны, капители

  1. Композиционное размещение изображения на листе бумаги.
  2. Определение точных пропорций, пометки узлов абаки и низа капители, оси капители. После этого намечаются основные перспективные направления сторон абаки.

Второй этап. Рисунок колонны, капители

Разметка основных частей капители по вертикальным и горизонтальным направлениям, прорисовка их с учетом перспективных сокращений.

Третий этап. Рисунок колонны, капители

  1. Определение толщины колонны и пометка ее на рисунке.
  2. Прорисовка эллипса эхина, который примыкает к нижней части абаки.

Четвертый этап. Рисунок колонны, капители

  1. Анализ объемных и линейных отношений, конструктивного строения, перспективы и внесение исправлений в рисунок.
  2. Прорисовка более мелких деталей капители.
  3. Завершение линейно-конструктивного рисунка капители.

Пятый этап. Рисунок колонны, капители

  1. Разбор геометрии собственных и падающих теней с учетом перспективы.
  2. Построение на рисунке линий светоразделов с дальнейшим уточнением построения формы капители.
  3. Выявление больших тональных отношений.

Шестой этап. Рисунок колонны, капители

  1. Более глубокая проработка светотеневых отношений, выявление полутонов и рефлексов.
  2. Лепка формы капители на свету, выявление бликов.
  3. Гармоничное соподчинение всех тональных отношений.
  4. Обобщение рисунка.


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 Колпинского района Санкт – Петербурга
КОНСПЕКТ НОД В ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Тема:
«ЗНАКОМСТВО С РОСТРАЛЬНЫМИ КОЛОННАМИ»
(старшая – подготовительная группа)
Составила и провела
Воспитатель ПшенниковаОльга Анатольевна
Санкт – Петербург 2016г.
Цель:
- знакомить детей с достопримечательностями Санкт – Петербурга (здание Биржи и Ростральные колонны);
- пробуждать познавательный интерес к родному городу.
Задачи:
- повышать узнаваемость достопримечательностей города;
- обогащать активный словарь;
- развивать художественное восприятие посредством рассматривания картин и скульптур малой формы;
- развивать продуктивную деятельность.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Под песню О.Кваши «Санкт – Петербург – гордая, белая птица» дети входят в группу и садятся полукругом.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на остров.
- Здесь какая-то карта. Как вы думаете, что изображено на карте?
Ответы детей: река, острова, суша…
- Правильно, это остров. А что такое остров? (Ответы)
- А если окончание острова делит реку на два рукава, то такое место называется Стрелкой. Слайд: «Дельта Невы»
- Итак, перед нами Стрелка Васильевского острова. Стрелка разделила Неву на два рукава: влево от Стрелки ушла Большая Нева, а вправо – Малая Нева. С помощью насыпного грунта Стрелки придали форму правильного полукруга. Рядом устроили гранитные спуски к воде. На них установили идеально круглые гранитные шары. По преданию, талантливый мастер – каменотёс Самсон Суханов создал их без всяких приборов, «на глаз». Слайды: «Стрелка Васильевского острова», «Гранитный шар»
- На стрелке Васильевского острова раньше находился торговый порт.
-Как вы думаете, что такое ПОРТ? (Ответы)
-К пристани причаливало много кораблей. Они привозили в Российскую столицу товары со всего света. Сбылась мечта Петра I: Петербург стал европейским портом. В порту можно было купить все что угодно – от алмазов до шотландской лошадки - пони. И поэтому решено было построить здание Торговой Биржи. Слайд: «Порт на Стрелке Васильевского острова»
- Ребята, я вам принесла картинку, давайте мы её рассмотрим. (картинка рассыпается на части). РАССЫПАЛАСЬ… нам придётся её собрать, чтобы узнать, что же было на ней изображено.
(дети собирают картинку)
- И что же у нас получилось? (Ответы: здание, храм, дворец,…)- Да, это здание похоже на древний храм. Его опоясывают 44 колонны. И назвали это здание Торговой Биржей. А как вы думаете, для чего построили здание Торговой Биржи? (Ответы)
- Правильно, чтобы в здании можно было совершать торговые сделки (покупки, продажу, обмен) Слайд: «здание Торговой Биржи»
- У меня есть еще одна картинка, но и она рассыпалась.
(Дети собирают картинку)
- И что же у вас получилось? (Ответы)
- Правильно, получилась колонна, но не простая колонна, а Ростральная.
- А кто из вас знает, что такое ростральная колонна?
- Одновременно с постройкой Биржи в 1810 году французский архитектор Тома де Томон устанавливает две мощные 34-метровые Ростральные колонны, украшенные носовыми частями кораблей – рострами.
Поэтому и колонны на Стрелке Васильевского острова называются Ростральными. Слайд: «Тома де Томон», «Ростральная колонна»
Возвращаясь в древний Рим, победитель в морских сражениях привозил с собой носы кораблей – ростры (от латинского слова – клюв). Считалось, что чем больше ростров, тем значительнее победа. Слайд: «Ростры»
Поэтому 34-метровые Ростральные колонны являются памятниками морских побед России. Когда их только поставили они служили маяками – наверху пылали факелы, указывая кораблям путь к причалу. Слайд: «Колонны – маяки»
А как же зажигался огонь наверху колоны? (Ответы)
- Правильно. Служащий поднимался по винтовой лестнице в 135 ступеней на вершины колонн и зажигал масло, налитое в большие чаши. В прошлом веке к колоннам подвели газ, и теперь на вершину колонны можно не подниматься, а зажигать газ внизу, а он по трубам подаётся наверх. Слайд: «А что внутри Ростральной колонны?»
Теперь огонь горит на колоннах лишь по большим праздникам – это день снятия Блокады Ленинграда, день Победы и день города. Слайд: «Праздничный город»
Слайд: «Спасибо за внимание»
Далее организовывается коллективная работа по рисованию «Салют над Ростральными колоннами».

Ростральные колонны на Стрелке Васильевского острова были возведены в 1810 году. Колонны входят в большой ансамбль Cтрелки, который формировался более ста лет.

Однако основа этого ансамбля (здание Биржи и Ростральные колонны) была заложена в начале XIX века французским архитектором Тома де Томоном.

В отличие от Чесменской и Морейской колонн в Царском Селе Ростральные колонны на Стрелке не являются памятником конкретной морской победы, но являются символом торжества русского флота, как военного, так и торгового.

Кроме важной декоративной роли в создании ансамбля Стрелки, колонны имели и сугубо практическое значение. Они были маяками, которые зажигали по ночам, и когда над Невой стелился туман. Один из них показывал путь для прохода судов по малой Неве, другой освещал путь по Большой Неве.

Такова распространенная версия о назначении колонн. Но не все с ней согласны. Некоторые историки указывают на то, что маяки на берегах рек ставят редко, тем более в центре большого города.

Как знать? Расположенные на стрелке* в местности с непростым климатом и своенравной рекой, маяки возможно и не были бесполезны? Но это не более, чем размышления дилетанта. * — место слияния, или разделения двух водных потоков.

Так или иначе, в 1885 году порт на Стрелке прекратил свое существование, и Ростральные колонны перестали служить маяками, даже, если таковыми и являлись.

Украшением мощных колонн стали стилизованные ростры кораблей.Правда, в отличие от римских триумфальных колонн, которые несли на себе носы настоящих побежденных судов, на питерских колоннах ростры условны.

Нижние ростры украшены фигурами русалок с крыльями


Ростры, расположенные на втором “ярусе”, декорированы головой животного Третья пара украшена головой морского бога, или водяного Самые верхние ростры рассекают питерское небо морскими коньками

Дорический ордер, который выбрал Тома де Томон для создания Ростральных колонн, более всего соответствовал идее могущества российского МОРСКОГО государства. Этот ордер самый строгий, мужественный (если так можно сказать) и мощный.Работая над ансамблем Стрелки Васильевского острова, Тома де Томон не удовлетворился единственным вариантом, и с каждым новым проектом менялись пропорции и декор Ростральных колонн.

Андреян Захаров – русский зодчий, который помогал в поисках оптимального решения, писал:

Колонны (высота 32 метра) выполнены из пудостского камня, оштукатурены, и выкрашены в темно красный (кирпичный) цвет.Внутри колонн – винтовая лестница ведет на верхнюю площадку, на которой установлены светильники в виде треножников с чашами, в которых пылали горящие фитили.Сначала это были смоляные факелы, позже смолу попытались заменить конопляным маслом, но при горении масло выбрасывало множество огненных брызг, что было небезопасно.

С появлением электричества была попытка (1896 г.) подключить к светильникам мощные лампы, однако этот способ оказался слишком дорогим. И от него отказались “по причине великого расхода”. В 1957 году, когда в Ленинграде началась масштабная газификация города, к Ростральным колоннам подвели газ. С тех пор мощные горелки в дни больших праздников выбрасывают в питерское небо семиметровые огненные струи.У подножия Ростральных колон – четыре фигуры из пудостского камня. Первоначально предполагалось отлить скульптуры из чугуна, но работа оказалась слишком сложной для того времени.По моделям скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо были выполнены модели, а знаменитый мастер Самсон Суханов высек по ним четыре фигуры, которые сидят у подножия колонн уже более века.Кого же изображают эти каменные сидельцы?

Чаще всего туристам говорят, что это символы рек – Волги, Днепра, Невы и Волхова. Но это не более, чем расхожая версия. Во-первых, обязательные атрибуты рек (сосуды с льющейся водой) есть только у двух фигур. К тому же сам Тома де Томон писал:

В городском фольклоре существует своя версия. По одной из легенд, объясняющей название Васильевского острова, здесь во времена оны жил некий рыбак Василий с женой Василисой. Предание гласит, что именно эта супружеская пара дала название острову.

Тот же фольклор утверждает, что именно эти старожилы удобно устроились у подножия Ростральных колонн, охраняя любимый остров.

Великая Отечественная война отметилась и на Ростральных колоннах: украшения были пробиты осколками и сильно поржавели. В 1947 – 1948 годах металлические украшения заменили дубликатами. Были восстановлены и скульптуры.

В моем студенческом прошлом (я училась в строительном институте) был предмет “История архитектуры”. Не могу сказать, что будущие инженеры хорошо знали историю города, а от зачета никуда не денешься. Кто-то учил, а кто-то пытался выхватить факты на ходу. Помню такой разговор:

— А почему колонны – Ростральные?

— Да их Растрелли построил!

— Да нет, это потому, что около них расстреливали)))

А современная молодежь называет их “факелами”.

Впрочем, никакие шутки не мешают Ростральным колоннам оставаться одним из узнаваемых символов Санкт-Петербурга.

Где искать:

Васильевский остров, Биржевая площадь

Ближайшие станции метро: Спортивная, Адмиралтейская

© Елена Асташкевич, блог Я - петербурженка

Конспект занятия

продуктивной деятельности

аппликация «Ростральные колонны»

Воспитатель: Прусик Т.Г.

Цель: Расширять знания детей о достопримечательностях родного города.

Задачи: Дать представления о Ростральных колоннах.

Учить создавать предметные изображения с натуры.

Закрепить приём обрывания бумаги и наклеивания.

Учить мозаичному способу изображения.

Оборудование и материалы: Интерактивная доска, шаблоны, цветная бумага, клей, влажные салфетки, бумажные салфетки.

Предварительная работа: Оформление альбома «Прогулка по городу», чтение произведения о Санкт – Петербурге «Чудный город» А. К. Ермолаева, И. М. Лебедева.

Ход занятия:

В: - Ребята сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие на

Волшебном речном трамвайчике.

В: - Мы очень любим город свой.

Сияет город над Невой,

Или дожди стучат в окно –

Его мы любим всё равно

Мы в этом городе живём.

И он растёт, и мы растём.

(М. Борисов)

В: - В каком городе мы с вами живём?

(ответы детей).

В: - На какой реке стоит наш город?

(ответы детей).

В: - В нашем городе много рек, каналов, музеев, дворцов, садов и парков.

И мы продолжаем знакомство с достопримечательностями нашего города

Санкт – Петербурга.

В: - Без вас,

Ростральные колонны,

Мой город потерял бы стать,

Хотя Нева волною сонной

Не перестала бы играть,

И далеко, в тиши безмолвной,

Два факела, как две звезды,

Горят, чтоб освещались волны

Моей сверкающей Невы.

Путь кораблям открыт наряд,

Когда Ростральные горят.

(Р. Надмутдинов)

Показ слайдов: панорама Васильевского Острова,

Фрагменты Ростральных колонн.

В: - А, кто знает куда мы с вами приехали?

(ответы детей).

В: - Правильно это Стрелка Васильевского Острова.

И перед нами Ростральные колонны, созданы в 1810 году архитектором

Тома де Томоном, как памятник морских побед России.

В: - Ребята, а кто такой архитектор?

(ответы детей).

В: - Ростральные колонны раньше служили маяками. Ночью и в туман они

Указывали дорогу кораблям, идущим по Неве.

Колонны украшены носовыми частями кораблей – рострами.

У подножья колонны сидят могучие фигуры, символизирующие четыре

Великие реки России: Нева, Волхов, Днепр и Волга.

Физ. минутка:

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли (ходьба на месте)

Приседали, приседали

Белый гриб в траве нашли (приседания)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята

Наклоняйся, раз- два- три,

И в лукошко набери (наклоны)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех? (прыжки)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться (потягивание-руки вверх)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили (ходьба на месте)

Утомил всех долгий путь

Дети сели отдохнуть.

В: -Приглашаю вам занять свои места и сделать свои маяки, которые будут

Освещать путь кораблям.

В: -Сегодня мы будем делать аппликацию способом обрывания бумаги.

В: -Что будем использовать для этого?

Д: (ответы детей).

В: -Отрываем маленькие кусочки бумаги от заготовки, промазываем их клеем,

Приклеиваем на шаблон выкладывая, как мозаику прижимаем салфеткой.

В: -Предлагаю вам приступить к работе и создать каждому свой маяк.

В: -Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, вам понравилось? Вы все сегодня постарались, молодцы. А, что вам больше всего запомнилось?

Д: (ответы детей).

В: -Сегодня мы познакомились и узнали, ещё об одной достопримечательности Санкт-Петербурга Ростральными колоннами и научились мозаичному способу изображения.

В: - Давайте развесим в холле ваши колонны-маяки, чтобы они освещали путь вашим родителям.