Пример анализа рисунка семьи психологом. Тест «Моя семья»

Тема «Моя семья» — в списке обязательных в программах обучения изобразительному искусству в детских садах и школах. По мнению психологов, рисуя портрет семьи, ребенок невольно приоткрывает внутренний мир, переживания и эмоции. Анализируя детские рисунки, можно понять, как маленький человек воспринимает семью и себя в ней, комфортно ли ребенку, доверяет ли он родителям, есть ли проблемы в отношениях. Возможные интерпретации детских рисунков на тему «Семья», а также поэтапные инструкции по рисованию семьи карандашом и красками — в нашей статье.

Психологический тест «Нарисуй семью» разработан не столько для анализа личностных качеств каждого из членов семьи и самого ребенка, сколько для оценки внутрисемейных отношений в целом, выявления скрытых конфликтов и неблагополучия. В основе методики — способность ребенка в процессе творчества невольно, на символическом уровне, выразить свои эмоции и ощущения.

К примеру, ребенок может страдать от недостатка родительского внимания и доверия, чувствовать себя нелюбимым и неважным для взрослых, испытывать страх, обиду или гнев по отношению к кому-либо из членов семьи. Если по тем или иным причинам он не выражает свои тревоги и эмоции словами, то, рисуя семью, может сделать это подсознательно. Результатов теста порой оказываются неожиданными даже для тех семей, которые считаются благополучными во всех отношениях.

Как проводят тест? Детям выдают принадлежности для рисования: альбомный лист и набор цветных карандашей — и предлагают изобразить семью. Согласно методике, карандаши должны быть только 6 основных цветов: синего, зеленого, красного, желтого, коричневого и черного. Тематика рисунка «Семья» — абсолютно свободная, без четкого сюжета. То есть более узкие темы: «Счастливая семья», «Дружная семья», «Семья на отдыхе», «Семейный праздник» — для этого теста не так информативны.

Никаких дополнительных объяснений желательно не делать. Пытаться помочь маленькому художнику определиться с сюжетом, исправить какие-то недочеты в рисунке, делать замечания, давать советы или задавать вопросы также не стоит. Пусть ребенок изобразит семью и себя в ней, именно так, как представляет и чувствует сам.

В идеале лучше оставить ребенка, пока он рисует, наедине с самим собой, не мешать. Чем свободнее и раскрепощеннее он будет себя чувствовать в процессе творчества, тем более интересным, откровенным и информативным получится рисунок. Если вопросы задает сам ребенок (к примеру, «Что нарисовать?» «Как нарисовать?»), старайтесь отвечать спокойно и немного уклончиво («Нарисуй, как сам хочешь, как сам видишь, представляешь…»).

Когда рисунок готов, его анализируют по списку критериев, о которых расскажем ниже, в разделе «Рисунок на тему «Моя семья», пояснения». Сделать это могут как родители, так и психолог в детском саду либо школе. При необходимости расшифровать изображение более подробно, выяснить те или иные детали с детьми проводят небольшую беседу и задают ряд уточняющих вопросов. Проводить тест можно с 4—5 лет.

Рисунок на тему моя семья, пояснения

Профессиональные психологи анализируют детские работы на тему семьи сразу в трех направлениях: исследуют обобщенную структуру рисунка, особенности изображения членов семьи и надписи и собственно процесс рисования.

На что обращают внимание, интерпретируя детские рисунки «Моя семья»:

  • на последовательность рисования;
  • на сюжет, дополнительную тематику рисунка;
  • на общую цветовую гамму, цветовые предпочтения ребенка;
  • на моменты пауз в процессе рисования, их длительность;
  • на то, какие фигуры ребенок стер либо нарисовал заново;
  • очередность изображения членов семьи и себя;
  • размеры и пропорции фигур людей, расстояние между ними;
  • особенности прорисовки отдельных лиц, фигур, деталей внешности;
  • место расположения на рисунке самого ребенка, нарисовал ли он себя;
  • на выдуманных, не существующих в реальности, «членов семьи»;
  • на то, кого из родных ребенок осознанно или случайно забыл изобразить;
  • на фон рисунка, дополнительные объекты и предметы, изображенные на нем.

Какие уточняющие (и дополнительные) вопросы можно задать ребенку:

  • Скажи (подпиши), кого ты нарисовал(а), кто это?
  • Почему ты решил(а) нарисовать нас именно на море (на празднике, на даче)?
  • Что мы делаем на рисунке? Кто это придумал? Кому принадлежит этот предмет?
  • Нам на твоем рисунке весело или мы скучаем?
  • Ты нарисовал(а) себя с подарком (мячом, игрушкой)? Чей это подарок?
  • Где на рисунке ты (брат, мама, папа, бабушка и т. д)?
  • Почему ты решил(а) не рисовать сестру (дедушку, дядю и т. д)? Забыл(а) или не захотел(а)?
  • Кто на твоем рисунке самый веселый и счастливый? А кто грустит? Почему?
  • Представь, что у тебя есть три билета в цирк. С кем из нас ты хотел бы пойти на представление?
  • Вообрази, что ты попал(а) на необитаемый остров. С кем из нас тебе не страшно было бы там жить?
  • Тебе подарили лото. В нашей семье пять человек, а играть могут только четверо. Кто не будет играть?
  • Ты мастеришь из конструктора самолет и дело не ладится. Кого ты захочешь позвать в помощники?

Интерпретация рисунок семьи

Варианты интерпретаций детских рисунков на тему «Семья»:

Члены семьи на рисунке стоят близко друг другу и держатся за руки. Все персонажи заняты общим делом или игрой. На лицах — улыбки, черты внешности прорисованы ярко и выразительно. Можно сделать вывод, что в семье царят взаимопонимание и общность интересов.Ребенок считает ее единой, крепкой и дружной. Но возможно, таким образом он лишь показывает, какой желал бы видеть свою семью.

Несколько фигур изображены вплотную друг к другу, остальные — чуть поодаль . Вероятно, так юный автор рисунка представляет себе взаимоотношения в семье. Стоит обратить внимание, в какой группе ребенок нарисовал себя.

Один из членов семьи нарисован на расстоянии от других. Очевидно, что и в реальной жизни этот человек держится особняком, дистанцирован от семейных проблем и интересов самого ребенка. При этом, если черты его лица и прочие детали внешности прорисованы достаточно подробно и четко, можно предположить, что этот человек значим для ребенка.

Подписывая рисунок, одного из членов семьи ребенок не называет по имени. Отвечая на вопрос, кто изображен на рисунке, ребенок называет старшего брата, к примеру, Олежкой, а сестру — просто младшей сестрой. Несложно понять, что к брату он относится гораздо дружелюбнее, чем к сестре.

На рисунке — мало людей, но довольно много предметов. Напрашивается вывод о недостаточной привязанности ребенка к семье, о том, что в его ближайшем окружении материальные ценности превалируют над духовными. Не все так однозначно. Возможно, в сознании маленького художника мир вещей пока преобладает над эмоциями. А быть может, таким образом он попросту сообщает о своих желаниях.

Ребенок не нарисовал одного или нескольких членов семьи. Это свидетельствует о явных либо подсознательных негативных чувствах, которые он испытывает к этим людям: страхе, обиде, ревности. К примеру, «забывая» изобразить на рисунке брата, сестру, которым, по мнению ребенка, достается больше родительской любви и заботы, он как бы отрицает их присутствие в семье.

На рисунке отсутствует сам ребенок. Возможно, автор испытывает сложности с самовыражением в собственной семье, не чувствует эмоциональной привязанности, собственной значимости, не ощущает в полной мере родительской заботы и любви.

Юный художник нарисовал только себя. Если персонаж крупный, яркий, черты лица прорисованы четко, рисунок может свидетельствовать об эгоцентризме ребенка, уверенности в собственной значимости в семье. Если же фигурка мелкая, изображена в темных или невыразительных тонах, это указывает на то, что автор рисунка ощущает одиночество, покинутость и отверженность. Такие эмоции нередко испытывают первенцы вскоре после рождения младшего брата или сестры.

И дети, и взрослые на рисунке — примерно одинакового роста. При этом себя самого ребенок зачастую изображает выше остальных. Так проявляется чувство соперничества, конкуренция за родительскую (чаще — материнскую) любовь с сестрами, братьями, другим родителем.

Один из персонажей — заметно выше остальных. Так дети изображают наиболее властных, значимых и авторитетных для них членов семьи, обычно — одного из родителей, бабушку либо дедушку. «Кто выше, тот и главный», — примерно так рассуждает при этом ребенок.

Братья/сестры изображены на расстоянии от фигуры автора рисунка. Также они могут быть нарисованы между другими членами семьи либо отграничены предметами. Это сигнал о проблемных, конфликтных отношениях детей, соперничестве за родительское внимание.

Персонаж прорисован резкими штрихами, прерывистыми контурами, с сильным нажимом. В изображении преобладают мрачные, темные, невыразительные тона. Можно предположить, что этот член семьи вызывает у ребенка тревогу, негативные эмоции, подавляет его, проявляет агрессию.

Рисунок моя семья карандашом, пошагово

Что подготовить для карандашного рисунка:

  • альбомный лист А4;
  • 2 простых карандаша — средней твердости и мягкий;
  • небольшую линейку;
  • ластик.

Последовательность рисования семьи их трех человек:

Этап 1. Карандашом средней твердости нанесем схематические контуры лиц персонажей рисунка. Это будут овалы соответствующих размеров. Нажим на карандаш должен быть очень легким. Вначале изобразим лица мамы с папой — большие овалы. Между ними оставим промежуток для лица ребенка. Его в виде более округлого овала дорисуем в последнюю очередь.

Этап 2. Так же схематически с помощью геометрических фигур — прямоугольников и окружностей — наметим очертания туловищ, рук и ног мамы, папы и ребенка.

Этап 3. Детализируем рисунок. Мягким карандашом, следя за пропорциями, тщательно прорисуем черты лиц. Изобразим контуры фигур, волосы и одежду персонажей. Для того чтобы пропорции лиц получились правильными, с помощью линейки можно сделать вспомогательную разметку — провести одну вертикальную линию по центру и две горизонтальные, которые разделят овал на приблизительно равные части. По завершении работы разметку нужно аккуратно стереть.

Этап 4. Завершим рисунок. Абрисы лиц и туловищ, сгибы рук и ног обозначим мягким карандашом более отчетливо. Складки одежды легко заштрихуем. Аккуратно растушуем контуры. Чтобы придать картинке объем, штриховкой различной насыщенности обозначим тени и полутени. Лишние штрихи и линии сотрем ластиком.

Рисунок счастливая семья, пошагово красками

  • альбомный лист А4;
  • линейку для разметки пропорций рисунка;
  • набор акварельных красок либо гуаши;
  • кисть.

Последовательность работы:

Шаг 1. Карандашом наметим основные элементы будущего рисунка. Овалами обозначим контуры лиц, прямоугольниками и прямыми линиями — туловища, руки и ноги всех персонажей. По центру овалов проведем едва заметную вертикаль, после чего разделим ее на три приблизительно равные части горизонтальными линиями. Разметка поможет изобразить черты лиц правильно и пропорционально.

Шаг 2. Детализируем картинку. Нарисуем персонажам прически, брови, глаза, носы, уши, губы. Прорисуем абрисы лиц и фигуры более жирно и четко, после чего линии слегка растушуем. «Оденем» и «обуем» всех изображенных на рисунке членов семьи.

Шаг 3. Оформим, если нужно, фон и дальний план рисунка. Удалим все лишние линии и разметку ластиком.

Шаг 4. Раскрасим подготовленный набросок акварелью, масляной пастелью либо гуашью.

Рисунок дружная семья глазами детей, фото

Рисунок семьи в сад, пошагово с фото

Прежде чем ребенок начнет рисовать, желательно провести с ним недолгую подготовительную беседу. Предложите посчитать, сколько человек в семье. Помогите определиться с тематикой рисунка: спросите, что будут делать люди на картинке, будут ли они веселыми, будут ли держаться за руки, какой будет погода и т. д.

Что подготовить:

Основные этапы рисования:

Шаг 1. Нарисуем овалы — контуры лиц персонажей картинки. Для удобства из плотного картона можно вырезать шаблоны. Если в семье четыре человека, посоветуем изобразить маму с папой в центре, а детей — по обе стороны от родителей. На рисунке семьи из троих человек ребенка предложим нарисовать между фигурами взрослых.

Шаг 2. Изобразим туловища и ноги. Нарисуем руки, пусть родители и дети крепко держатся за руки. Детализируем картинку — нарисуем героям рисунка глаза, носы, губы, волосы, одежду и обувь.

Вначале изобразим маму с папой:

Затем — брата и сестру:

Шаг 3. Под ногами персонажей проведем волнистую линию — наметим контуры травы. В центре листа изобразим большой зонт. Вверху нарисуем красивые облака, в уголке — лучистое солнце.

Шаг 4. Предложим ребенку раскрасить рисунок пастелью либо красками. Зонтик посоветуем сделать ярким, с разноцветными секторами; траву — цвета сочной зелени, облака — лазурными, солнце — ярко-желтым. От этого картинка станет красочной, жизнерадостной и веселой.

Детский рисунок моя семья, поэтапно

Предлагаем вам просмотреть короткий видеоурок, который даст наглядное представление обо всех этапах создания детского рисунка на тему «Моя семья».

Рисунок дерево семьи в школу

На рисунках «Моя семья» дети обычно изображают ближайших родственников. Для работы «Семейное дерево» потребуется предварительная подготовка. Побеседуйте с ребенком, запишите имена всех близких, дальних и уже ушедших членов вашей семьи. Постарайтесь найти их фото, распечатайте на принтере, вырежьте и наклейте на эллипсы, кружочки или квадратики из картона. Не забудьте написать под фотографиями имена.

Что подготовить для рисования:

  • альбомный лист А4;
  • распечатанные на принтере фото членов семьи;
  • простой карандаш средней твердости;
  • набор цветных карандашей или пастельных мелков, акварели, гуаши;
  • ластик.

Этапы рисования семейного дерева:

Шаг 1. Подготовим фон рисунка. Для семейного древа лучше всего подойдет голубой. Нанесем его на бумагу пастелью, восковыми мелками либо разведенной в воде акварелью. Продолжим работу после того, как краска высохнет.

Шаг 2. Нарисуем карандашом дерево. Прежде всего изобразим ствол. Прорисуем контуры ветвей и корни. Обозначим крону. Ствол сделаем широким и массивным. Крону — пышной. Они будут символизировать прочность, силу и надежность семьи.

Шаг 3. Контуры семейного дерева слегка растушуем. Лишние линии и штрихи удалим ластиком. Раскрасим рисунок. Ствол и корни окрасим в коричневые тона, крону сделаем изумрудной. Листья прорисуем хаотичным частыми мазками или насыщенной зигзагообразной штриховкой. Добавим, если нужно, дополнительные детали к рисунку: траву, облака, птиц.

Шаг 4. Когда краска на рисунке высохнет, наклеим на крону фотографии всех членов семьи с именами.

Сделаем это следующим образом: внизу кроны, по обе стороны от центральной оси, — старшие родственники, выше — следующие поколения. Справа разместим фото родных по отцовской линии, слева — по материнской.

Конкурс рисунков моя семья, фото

Желаем успехов и вдохновения в совместном семейном творчестве!

При интерпретации рисунков семьи психологи всегда обращают повышенное внимание на те случаи, когда нарисовано больше или меньше членов семьи, чем это есть на самом деле (например, изображен папа, которого нет, или напротив, не нарисован старший брат). Отсутствие на рисунке одного из членов семьи означает либо наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, либо отсутствие эмоционального контакта с данным персонажем - его как бы нет во внутреннем мире субъекта. Если человек не рисует себя на рисунке своей семьи, то это свидетельствует его о сложностях самовыражения в отношениях с близкими людьми (меня не замечают в семье, мне трудно найти в ней свое место). Также отсутствие на рисунке самого автора рисунка означает безразличие к близким (я не стремлюсь быть вместе с ними, меня они не волнуют).

Для интерпретации рисунка семьи важное значение имеет пространство листа, которое является аналогом жизненному пространству человека. Также как и в реальной жизни, в плоскости листа каждый человек бессознательно стремится занять собой и продуктами своей деятельности столько места, сколько он, по его мнению, заслуживает. Иными словами, если у него низкая самооценка, то он занимает мало места в реальном мире и, рисуя на листе бумаги, займет лишь небольшую его часть. Напротив, люди уверенные, хорошо приспособленные, рисуют свободно, с размахом, и могут занять весь лист.

Расположение семьи на рисунке также имеет важное значение при интерпретации . Если человек изобразил семью в нижней половине листа, то это свидетельствует не только о его низкой самооценке, но и о низком уровне жизненных притязаний и амбиций. То есть, если семейный сюжет расположен внизу листа, то это говорит о следующем: «даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается». Если же маленькое по размеру изображение помещено наверху листа, а большая нижняя часть листа пустая, это говорит о том, что низкая самооценка субъекта сочетается с высоким уровнем его притязаний: «мне в жизни много чего хочется, но у меня мало что получится».

Бывает так, что человек рисует вместе с семьей какие-то неодушевленные предметы, а возможно и изображает их вместо семьи. Например, вместо людей может быть нарисован дом без дверей, гараж и соединяющий их забор, а члены семьи при этом не изображены вообще. Подразумевается, что все они находятся где-то внутри нарисованного дома. В таких случаях при интерпретации рисунка семьи психологи делают следующие выводы. Замещение семьи неодушевленными предметами показывает, что замкнутый мир дома без дверей, по-видимому, является самой большой семейной ценностью. То, что на рисунке нет членов семьи указывает на дефицит эмоционального контакта с ними. Отсутствие самого автора рисунка говорит о том, что он не видит себе места в этом мире. Ненарисованные двери указывают на то, что субъект испытывает трудности в стремлении раскрыться перед другими, особенно в домашнем кругу. Присутствие построек (забор, гараж) указывает на агрессию против фактических хозяев дома или бунт против того, что субъект считает искусственными культурными стандартами.


При интерпретации рисунка семьи психологи также отмечают важность того, как именно изображены персонажи. Их размер, прорисованность черт лица (глаза, нос, рот и пр.), размеры и форма рук, ног и т.д. Размер изображенного персонажа или предмета выражает его значение для автора рисунка и показывает, какое место в его душе занимают отношения с этим персонажем в данный момент времени. Размер используется для выражения значимости, страха и уважения. Большой размер головы означает ум, соответственно, самым «умным» членом семьи автор считает того, кому он нарисовал самую большую голову. Большой по размеру и/или заштрихованный рот - символ агрессии, нападения. Если рот у человека отсутствует или изображен точечкой, то этот человек не имеет права высказывать свое мнение и влиять на других. Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем больше у него руки. Отсутствие рук - показатель застенчивости, пассивности, спрятанные руки выражают чувство вины. Преувеличенный размер рук, выделение рук и пальцев - указывает на склонность к агрессии.

Изображение на рисунке персонажа, который к семье официально не принадлежит (например, члена родственной семьи, друга семьи и пр.) говорит о неудовлетворенных потребностях по отношению к этому персонажу. Эти желания субъект реализует в своей фантазии, в воображаемом общении с данным человеком. На эту же тенденцию указывает наличие вымышленного (например, сказочного) персонажа.

Также при интерпретации рисунка семьи большое значение имеет расположение персонажей на пространстве листа.
Согласно принципу вертикальной иерархии, выше всего на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению его автора, наибольшей властью в семье (хотя он может быть самым маленьким по линейному размеру). Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна. Расстояние между персонажами (линейная дистанция) связано с дистанцией психологической. Кто субъекту ближе всех в психологическом отношении, того он изображает ближе к себе пространственно. То же относится и к другим персонажам: кого данный человек воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом. Также персонажи, которые на рисунке непосредственно соприкасаются друг с другом (например, руками) пребывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, которые не соприкасаются, таким контактом не обладают.


Персонаж или предмет, вызывающий у субъекта наибольшую тревогу, изображается либо с усиленным нажимом, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но в некоторых случаях он может быть обведен очень тоненькой, дрожащей линией. Автор как бы не решается его изобразить. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются автором как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их спасли. Персонажи с глазами-«точечками», «щелочками» несут в себе внутренний «запрет на плач», то есть боятся просить о помощи. Чем больше площадь опоры у ног, тем более твердо стоящим на земле воспринимается персонаж. Отсутствие ступней, маленькие, неустойчивые ноги - признак неуверенности, нестабильности, отсутствия крепкого основания, недостатка базового чувства защищенности. Если персонажи на рисунке изображены в один ряд, необходимо мысленно провести горизонтальную линию по самой нижней точке ног. Тогда опору в реальности имеют только те люди, которые «стоят» на этой линии. Остальные, «повисшие в воздухе», по мнению субъекта, самостоятельной опоры в жизни не имеют.

Методика «Рисунок семьи» удобна в применении, способствует установлению хорошего эмоционального контакта,
доступна лицам со сниженным интеллектом. Особенно продуктивно ее использование в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда у детей нередко имеют место трудности в высказывании своих чувств и мыслей. Вместе с тем эту технику и правила ее интерпретации можно с успехом применять и в работе со взрослыми. Методика обладает значимостью не только для диагностики межличностных отношений в семье, но также для выбора тактики психологической коррекции и психотерапии нарушенных семейных отношений.

Таблица 3.3.

Результаты методики «Рисунок семьи» (в баллах)

испытуемого

Критерии

Общий балл

Состояние тревожности в семье

Состояние агрессии в семье

Состояние конфликтности в семье

Айрапетян Лия

Манукян Анна

Виноградов Денис

Калугин Вова

Приставник Илья

Алиева Тамила

Гречишникова Анна

Докучаев Никита

Краснов Миша

Шеполистов Артем

Чернова Оля

Живопищева Оля

Фисюк Вика

Борщевская Кристина

Адалия Георгий

Бурсова Люда

Колесник Алена

Полетаев Боря

Свидло Саша

Гончаров Максим

Результаты испытуемых были обобщены (см. таблица 2.5., диаграмма 2.3).

Таблица 3.4.

Обобщенные результаты по методике «Рисунок семьи»

Уровни нарушения психо-эмоционального состояния в семье

Кол-во человек

Девочек

Мальчиков

% соотношение респондентов

Повышенный

Нормальный

Диаграмма 3.2.

Итак, проанализируем полученные результаты в процессе диагностики. В группе респондентов наблюдается следующее:

1) с высоким уровнем нарушения психо-эмоционального состояния семьи: 60% от общего числа респондентов. Среди девочек этот показатель равен 50%, а среди мальчиков 70%;

2) с повышенным уровнем нарушения психо-эмоционального состояния семьи: 30% от общего числа испытуемых. У девочек показатель 40%, у ребят 20%.

3) с адекватным уровнем нарушения психо-эмоционального состояния семьи: 10% от числа детей. У девочек и мальчиков это 10%.

Видно, что в группе испытуемых более высокий уровень агрессивности, тревожности, конфликтности в семье.

Исходя из вышесказанного и проведя качественный и количественный анализ результатов диагностики, обобщив все полученные в ходе исследования данные, мы подошли к завершению эксперимента и считаем, что следует среди детей проводить коррекционную работу по улучшению семейной атмосферы между родителями и детьми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, наше исследование было посвящено изучению влияния психолого-педагогических условий в семье для формирования личности ребенка.

К основным результатам работы можно отнести следующее:

Дано понятие личности и изучена структура личности в психологии;

Проанализированы теории личности в отечественной психологии;

Определены современные концепции психологических подходов к изучению личности;

Рассмотрена семья как функциональная система;

Выявлены особенности формирования личности ребенка в семье;

Проведено эмпирическое исследование развития личности ребенка в семье.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям.

С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой - социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.

Семья – ведущий фактор развития личности ребёнка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Взаимоотношения между родителями составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех его членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и своё место в нём.

В зависимости от того, как ведут себя с ребёнком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, ребёнок воспринимаем мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. Благополучие ребёнка в семье переносится на другие сферы взаимоотношений и наоборот, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между её членами лежат в основе дефектов развития и воспитания.

Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентации. Семья предоставляет условия для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Абульханова-Славская К.А. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. – М.: Наука, 1989. – 248 с.

    Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М.: Наука, 2000.

    Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. – М., 1989.

    Афанасьева Т.М. Семья. – М.: Просвещение. – 2005.

    Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: "Просвещение", 2000.

    Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. – 2001, № 3.

    Выготский Л.С. Избр. психол. исследования. – М.: Изд-во АПНРСФСР, 1956.

    Глуханюк Н. С. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие/Н. С. Глуханюк; Рос. акад.образования, Моск. психол.-социал.ин-т.-2-е изд., перераб. и доп. – М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2005. – 204 с.

    Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. – М.: 1980.

    Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 288 с.

    Знаков В.В. Самопонимание и социальное познание // Личность и общество: Актуальные проблемы современной психологии (Материалы всероссийского симпозиума). – Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова. 2000.

    Каменева Т.Н. Влияние семьи на процесс формирования личности ребенка // II Всероссийская научная конференция Сорокинские чтения-200. Будущее России: стратегии развития. – 2005, 14-15 декабря.

    Ковалев А. Г. Психология личности. – М.: "Просвещение", 1999.

    Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика. – 2001.

    Ковалев С.В. Психология современной семьи: книга для учителя / Ковалев С.В. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.

    Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов. – М.: Высш. шк., 2001. – 319 с.

    Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. – М.: Прометей; Книголюб, 2003. – 64 с.

    Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2001.

    Лосева В. К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1995.

    Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986.

    Мясищев В.Н.Психология отношений. Избранные психологические труды. – М.: МПСИ, 2004. – 400 с.

    Педагогика // Под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение. – 1983.

    Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. – М.: МГУ, 1988.

    Петровский А.В. Теоретическая психология/А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. – М.: Академия, 2001. – 496 с.

    Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000.

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.

    Старовойтенко Е.Б. Психология личности (в парадигме жизненных отношений). – М., 2004.

    Ты меня понимаешь? Тесты для детей 5-7 лет с рекомендациями психолога / Сост. Т. В. Васильева. – СПб.: Акцидент, 1994.

    Узнадзе Д.Н. Психология установки. – СПб.: Питер, 2001.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Анкета для ребёнка «Семья глазами ребёнка»

    С кем ты живёшь?

    Тебе нравится проводить время дома? Хочешь побыстрее пойти вечером из садика домой? (Да, нет, не всегда)

    Твои родители часто разговаривают с тобой о твоих делах? (Да, нет, не всегда)

    Они чаще говорят ласково, чем строго? (Да, нет, не всегда)

    Тебе спокойно дома? Не страшно? (Да, нет, не всегда)

    Родители часто с тобой играют? (Да, нет, не всегда)

    Кто из членов семьи чаще играет с тобой?

    Если ты что-то сломал, мама поможет тебе починить или будет ругать? А папа? (Да, нет, не всегда)

    Если ты захотел новую игрушку, шоколадку или киндер-сюрприз, родители их сразу тебе купят? (Да, нет, не всегда)

    Если тебя кто-нибудь обидел или ты просто расстроился, ты сразу расскажешь обо всём маме? А папе? Никому не расскажешь?

    Что ты больше всего любишь делать в выходные дни?

    Часто ли ты вместе с родителями куда-нибудь ходишь или играешь в выходные дни? (Да, нет, не всегда)

    Если тебе пора спать, а ты хочешь ещё поиграть, родители разрешают тебе? (Часто, иногда, редко)

    Когда ты вечером ложишься спать, мама или папа целуют тебя и желают спокойной ночи? (Часто, иногда, редко)

    Если ты хочешь, но затрудняешься что-либо сказать, как поступят твои родители? (Терпеливо выслушают и помогут закончить мысль; отошлют к другому родителю; не захотят слушать совсем)

Приложение 2

Тест «Лесенка»

Цель: исследование самооценки детей 4 – 6 лет.

Стимульный материал теста «Лесенка»

Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. Посередине нужно расположить фигуру ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.

Инструкция

Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?

Проведение теста

Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение, в случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов

Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.

Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к дегрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок. Он приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет.

А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые – папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.

Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

Приложение 3

Методика "Рисунок семьи"

Цель. Диагностика внутрисемейных отношений. Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

Порядок проведения. Из беседы с ребенком, которая по традиции проводится после самого процесса рисования, следует узнать:

а) чья семья изображена им на рисунке - его самого, или какого-нибудь друга, или вымышленного героя;

б) где находятся изображенные персонажи и чем заняты в данный момент;

в) если брать каждый персонаж отдельно, то какого он пола и какова его роль в семье;

г) кто из них самый приятный и почему, кто самый счастливый и почему, кто самый грустный и почему, кого предпочитает сам ребенок из всех персонажей и почему, если бы все собрались на прогулку на автомобиле, но места на всех не хватило, то кто бы из них остался дома;

д) если один из детей ведет себя плохо, как он будет наказан.

Интерпритация - метод Кормана (тест "Рисунок семьи")

1.Структура рисунка. Относительно основной структуры рисунка можно сказать, что у самых рациональных натур преобладают изолированные фигуры, не входящие между собой в контакт, в то время как наиболее восприимчивые, чувствительные дети склонны изображать семью с большей динамикой, например занятой какой-нибудь деятельностью, находящейся в движении.

2.Наиболее привлекательный персонаж. Если таковой присутствует на рисунке, то его можно определить по следующим признакам:

Наиболее ценимый персонаж рисуется первым, причем первым слева, на первом плане;

Он выше и крупнее остальных персонажей;

Выполнен с большей любовью, каждая отдельная деталь доведена до конца;

Остальные фигуры повернуты в его сторону и смотрят на него.

Наиболее близкого к испытуемому члена семьи можно узнать по одежде, которая отличает его от других членов семьи, но похожа на одежду персонажа, с которым отождествляет себя испытуемый. Обычно это один из сиблингов (брат или сестра), с которым у него сложились хорошие отношения.

3.Наименее привлекательный персонаж. Противоположный, наименее ценимый персонаж, на рисунке самый маленький из всех, выполняется последним по счету и находится в стороне от других фигур, как бы забытый всеми. Этот персонаж может получить в конце работы типичное обхождение: его обычно перечеркивают несколькими штрихами карандаша или стирают ластиком.

4.Отношение между персонажами. Следует обратить внимание на следующий вопрос: существует ли взаимосвязь между тем, что изобразил ребенок, и реальной жизнью семьи. Если, например, персонажи держатся за руки или, наоборот, стоят спиной друг к другу, это может соответствовать или противоречить реальной ситуации в семье. Если два персонажа изображены рядом, это не должно быть понято иначе как его восприятие их особой близости, которой он придает значение и которая может соответствовать или не соответствовать действительности. Если какой-то персонаж, ценимый им или нет, удален на рисунке от других фигур, это может говорить о дистанции, которую ребенок замечает в жизни и выделяет.

Иногда ребенок рисует себя гораздо ярче и детальнее, чем родителей, которые как бы создают ему фон. Такие рисунки часто проявляют отношение ребенка к самому себе как к кому-то важному, уникальному, а к другим - как к менее существенным и привлекательным. Это может быть связано с тем, что родители, будучи неудовлетворенными собой, жизнью и окружающим миром, стремятся реализовать свои надежды через своего ребенка, ставя себя на второстепенную позицию по отношению к нему.

Ничтожно маленькая, безвольная фигурка в окружении родителей, в которой ребенок признает себя, может выражать его беспомощность, необходимость заботы о нем. Это может быть связано с тем, что он привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто это наблюдается в семьях с единственным ребенком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них помощи и внимания.

К рисунку семьи ребенок может добавить как людей, так и животных для заполнения пустот, которые он чувствует в реальной жизни. Так, единственные дети, например, очень часто включают в свой рисунок двоюродных сестер или братьев, кошек, собак и пр., что выражает недостаток близкого общения с другими детьми и потребность иметь постоянного спутника в играх, с которым можно было бы общаться на равных.

Фигура человека, расположенная рядом с фигурой отца, указывает на сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное и авторитетное место в семье, как и отец. Кот, изображенный рядом с одним из членов семьи (если, конечно, в доме нет никакого кота), говорит о желании большой любви и привязанности со стороны изображенного рядом с котом персонажа.

Приложение 4

Примеры рисунков детей по методике «Рисунок семьи»

Программа

Учителя, комфортных условий для развития личности ребенка . Ожидаемые конечные результаты , важнейшие целевые показатели Создание... классов 30 28 30 30 31 32 3.2.1. Характеристика социума. І Полные семьи - 348 Неполные...

  • Основная образовательная программа начального общего образования (четыре года освоения)

    ... исследования ; - анализировать результаты исследования ... организация программа направлена на целостное развитие личности ребенка ... Обязанности ребенка в семье (... на 1» Результаты диагностики уровня... 22, 34, 41 , 46, 47 ...

  • Основная образовательная программа начального общего образования моу

    Основная образовательная программа

    Образования предусмотрена организация предшкольного образования. В данной части программа направлена на целостное развитие личности ребенка и формирование...

  • Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    Образовательная программа

    ... результатам освоения основной образовательной программы . Требуется активное включение родителей в формирование и диагностику ... 28 30 31 ... развитию личности ребенка , необходима разработка и внедрение концептуально обоснованного подхода к организации ...

  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка (2)

    Программа

    ... «семья ». 2. Уважать свою семью , ... В исследованиях ... развития и организации ... диагностик метапредметных результатов используются таблицы результатов ... программы Пpoграмма построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка ...

  • Методика «Рисунок семьи»

    Суть методики:

    Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш, ручку), просят: «Нарисуй свою семью». При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так,
    как он представляет. Если ребенок спросит, кого рисовать, предоставьте ему полную свободу, пусть рисует хоть зверюшек, все равно рисунок будет достаточно информативным. После окончания рисования задайте наводящие вопросы: Кто? Где нарисован? Что делают члены семьи? Кто в каком настроении? и т.д.

    Интерпретация результатов методики

    1. После окончания рисования расспросите ребенка, «кто есть кто», кто, чем занимается.

    Оговорки типа «а брата я забыл нарисовать» или «сестра не поместилась» не имеют значения. Если кто-то из семьи на рисунке отсутствует, то это может означать: Наличие негативных бессознательных чувств к этому человеку. Например, сильная ревность к младшему брату; ребенок как бы рассуждает: «Я должен любить брата, а он меня раздражает, это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».

    Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.

    2. На рисунке отсутствует сам автор.

    Трудности в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Я чувствую себя отвергнутым», «Мне трудно найти свое место в семье». Ребенок «отторгается» от семьи: «Меня не принимают, ну и не надо, и без них неплохо»

    3. На рисунке - вымышленный член семьи.

    Ребенок пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье. Дети часто рисуют птиц, животных, которые на самом деле не живут в доме, это означает, что ребенок жаждет быть кому-то нужным и необходимым, значит, родители не удовлетворяют потребность в любви, нежности, ласке.

    4. Размер изображенных персонажей показывает их значимость для ребенка. Чем авторитетнее в глазах ребенка изображенный человек, тем он крупнее. Часто у маленьких детей не хватает листа, чтобы разместить всю фигуру.

    5. Размер ребенка на листе.

    Если ребенок рисует себя очень маленьким, расположенным в уголочке листа, у него низкая самооценка на данный момент, или он считает себя самым маленьким в семье. Дети с завышенной самооценкой рисуют себя очень большими, даже крупнее родителей.

    6. Место расположения ребенка на рисунке отображает его положение в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Если ребенок изобразил себя отдельно от остальных, или нарисовал себя последним это признак ревности, неблагополучия.

    7. Расстояние между изображенными свидетельствуют об эмоциональной близости или, наоборот, разобщенности. Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность. На некоторых рисунках дети подчеркивают ощущаемую ими разобщенность включением в свободное пространство между членами семьи различных предметов (мебель, вазы), чужих, выдуманных людей. При эмоциональной близости родственники нарисованы почти вплотную друг к другу, они соприкасаются руками. Чем ближе ребенок изображает себя к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому человеку и наоборот.

    8. Последовательность изображения членов семьи.

    Обычно первым ребенок рисует либо себя, либо самого любимого члена семьи, либо самого значимого, авторитетного, по мнению малыша, человека в семье. Обычно самый последний нарисованный родственник имеет самый низкий авторитет (это может быть и сам ребенок).

    9. Расположение фигур на листе.

    Внимательно рассмотрите, кто на рисунке расположен выше, кто ниже. Наиболее высоко расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей значимостью в семье (даже если он небольшой по размеру). Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи

    10. Персонаж или предмет, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность.

    Изображается с усиленным нажимом карандаша, или сильно заштрихован, его контур обведен несколько раз, но бывает, что ребенок рисует такой персонаж еле заметной, «дрожащей» линией.

    11. Части тела. Голова.

    Это - важная и самая ценная часть тела. Ум, умелость - в голове. Самого умного, думающего члена семьи ребенок изображает большой.

    Глаза.

    Не только для рассматривания, они выдают печаль. Персонажи с большими расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в помощи. Персонажи с глазами-«точками» или глазами-«щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач (т.е., человек замкнут, подсознательно или сознательно не показывает свои эмоции, чаще отрицательные).

    Уши.

    Это - орган восприятия критики и вообще любой информации о себе. Персонажи с большими ушами слушаются окружающих. Если ушей вообще нет, человек никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят.

    Рот.

    На рисунке рот - «орган нападения», ртом выражают агрессию, ругаются, кусаются, обижаются. Персонаж с большим или/и заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы. Если рта вообще нет, он изображен в виде точки, черточки - человек скрывает свои чувства, не может выразить их словами или влиять на других.

    Шея.

    Символизирует способность самоконтроля головы над чувствами. Тот персонаж, у которого есть шея, способен управлять своими чувствами (чаще это взрослый).

    Руки.

    Функция рук - цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми, т.е. способность действовать. Чем больше пальцев на руках, тем сильнее персонаж. Длина рук говорит об общительности, короткие руки выдают внутреннюю слабость, нерешительность, недостаток общения

    Ноги.

    Нужны для ходьбы, для опоры, для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и увереннее персонаж стоит на земле. Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, левая - в семье

    12. Цветовая гамма рисунка - индикатор палитры чувств. Самыми любимыми цветами ребенок рисует самых близких членов семьи, себя, нелюбимые, мрачные цвета достаются отвергаемым ребенком людям. Обратите внимание на общую цветовую палитру: преобладание ярких цветов говорит о хорошем настроении, мрачные же цвета указывают на тревожность, подавленность (если, конечно, черный цвет не является любимым
    для малыша). Мамы обычно изображаются в красивых платьях, с
    заколками в прическах, со множеством мелких деталей, цвет волос может быть самым необычным, тщательно прорисовываются детали, так ребенок показывает свою любовь. Себя дети с адекватной самооценкой тоже тщательно прорисовывают, нарядно одевают. Любимые папы тоже очень нарядные, как и все близкие и любимые ребенком родственники.

    13. Ребенок рисует только себя, «забыв» нарисовать всех остальных, то это чаще говорит о том, что он не ощущает себя членом семьи. Ребенка в семье отвергают, неблагополучие и эмоциональные проблемы давят на него. Фигура может быть маленькой, «спрятанной» в углу листа, темной, со смазанным лицом. Но бывает, что ребенок с завышенной самооценкой рисует одного себя, чтобы подчеркнуть свою значимость. Он тщательно прорисовывает детали одежды, лицо; фигура очень большая, яркая.

    14. Солнце на рисунке - символ защиты и тепла. Люди и предметы, которые находятся между ребенком и солнцем - то, что мешает ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом.

    15. Обилие мелких деталей, закрытые детали (шарфы, пуговицы) сигнализируют о запретах, тайнах, до которых ребенок не допускается

    Цель: Выявление особенностей отношений ребёнка в семье


    Методики «рисунка семьи»

    Методики «рисунка семьи» - группа проективных методик для оценки внутрисемейных отношений. Основана на анализе и интерпретации рисунков. Как правило, применяется при обследовании детей.

    Рисуночные методики являются одними из самых распространенных среди проективных тестов. Идея использовать технику рисунка для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей. подробная схема проведения обследования и интерпретации результатов впервые была разработана для теста «Нарисуй свою семью» (В. Вульф, 1947). Опыт применения рисуночной методики в этих целях был накоплен в работах В. Хьюлса (1951-1952 гг.).

    Согласно схеме интерпретации по В. Вульфу, в рисунке анализируются: а) последовательность рисования членов семьи, их пространственное расположение, наличие пропусков отдельных членов семьи; б) отличия в формах и пропорциях отдельных членов семьи . Согласно В. Вульфу, последовательность рисования указывает на значимость данного члена семьи; пропуск члена семья часто выражает стремление избавиться от эмоционально неприемлемого лица. Если величина изображенных фигур не соответствует реальной иерархии, то такое восприятие относят за счет степени субъективной доминантности и значимости. В. Вульф обращал также внимание на интерпретацию в различии рисования отдельных частей тела, исходя из возможности переживаний, связанных с их функциями.

    В работах В. Хьюлса были предложены интерпретационные схемы методики «рисунка семьи», базирующиеся на самом процессе рисования (использование цветов, вычеркивания, стирания, сомнения, сопутствующие эмоциональные проявления, комментарии).

    Дальнейшее развитие методики «рисунка семьи» получили в работах Л. Кормана (1964), Р. Бернса и С. Кауфмана (1972). В инструкции к методике Л. Кормана предусмотрено задание: нарисовать не «семью» или «свою семью», как в методиках В. Вульфа и В. Хьюлса, а «семью, как ты ее себе представляешь». Благодаря такой установке имеется возможность использовать менее структурированный объект (стимул).

    При интерпретации результата авторы обращают внимание на случаи, когда испытуемый рисует большую или меньшую семью, чем она является на самом деле. В рисунках по Л. Корману анализируют: а) их графическое качество (характер линий, пропорции фигур, аккуратность, использование пространства); б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи); в) содержание (анализ смысла рисунка). Параллельно с традиционным проведением исследования (чтением и выполнением задания) предлагаются специальные вопросы, подталкивающие испытуемого на обсуждение темы отношений в семье и предусматривающие прямой положительный или отрицательный выбор, а также вопросы, уточняющие смысл нарисованной ребенком ситуации.

    Вариантом, получившим наибольшую известность в зарубежной психодиагностике, является «Кинетический рисунок семьи», предложенный Р. Бернсом и С. Кауфманом. В нем нужно нарисовать каждого из членов семьи в действии. Интерпретация материала основана на символическом толковании изображенных отношений, действий, предметов.

    В российской психодиагностике А.И. Захаровым (1977) разработан свой вариант методики «Рисунка семьи». Методика состоит из двух заданий. Для выполнения первого из них ребенку нужно нарисовать в «четырех комнатах», расположенных на «двух этажах», по одному из членов семьи, включая себя. При интерпретации рисунка обращается внимание на размещение членов семьи по этажам и на то, кто из них находится рядом с ребенком (т.е. является эмоционально наиболее близким). Второе задание - выполнение рисунка в свободной форме без каких-либо инструкций.

    Помимо приведенных методик, существует еще множество психодиагностических приемов выявления семейных проблем. Вот лишь некоторые из них:

    - «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера – рассчитан на родителей подростков 14-18 лет;

    - «Тест-опросник родительского отношения» (ОРО) А. Варги и В. Столина – ориентирован на изучение родительских позиций (матери или отца) по отношению к конкретному ребенку;

    - «Опросник интерперсонального диагноза» Т. Лири, Р. Лафурже – определение психологической атмосферы в семье.

    - «Тест-опросник удовлетворенности браком» (ОУБ) В. Столина, Т. Романовой, Г. Бутенко.

    Используется для исследования межличностных отношений ребенка с родителями. Данная методика отражает, в первую очередь, переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам.

    Наиболее продуктивно применение теста «Рисунок семьи» в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

    Для исследования необходимы лист белой бумаги размером 15х20 см или 21х29 см, шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик.

    Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья». Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Даже если он задаст вопрос типа: «А бабушку рисовать надо?» - не отвечайте на вопрос прямо, а лучше скажите: «Рисуй так, как тебе хочется». Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут). При выполнении задания следует отмечать в протоколе: а) последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 сек.; в) стирание деталей; г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

    После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:

    1. Скажи, кто тут нарисован?

    2. Где они находятся?

    3. Что они делают? Кто это придумал?

    4. Им весело или скучно? Почему?

    5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

    6. Кто из них самый несчастный? Почему?

    Последние два вопроса провоцирую ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т.д.). При этом, по возможности, следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может вызвать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если бы вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т.п.).

    После опроса ребенку предлагается решить 6 ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три – позитивные.

    1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой?

    2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

    3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

    4. Ты имеешь «N» билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

    5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

    6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

    Для интерпретации также надо знать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер; в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

    Интерпретацию рисунка условно можно разделить на три части:

    1) анализ структуры «Рисунка семьи »; 2) интерпретацию особенностей графических презентаций членов семьи; 3) анализ процесса рисования .

    Анализ структуры рисунка семьи и сравнение состава

    нарисованной и реальной семьи

    Ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, как правило, рисует полную семью. Искажение реального состава семьи всегда заслуживает пристального внимания, так как за этим почти всегда стоят эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией. Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых: а) вообще не изображены люди; б) изображены только не связанные с семьей люди. Такое защитное избегание задания встречается у детей крайне редко. За такими реакциями чаще всего кроются: а) травматические переживания, связанные с семьей; б) чувство отверженности, покинутости (поэтому такие рисунки относительно часты у детей, недавно пришедших в интернат из семей); в) аутизм; г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности; д) плохой контакт психолога с исследуемым ребенком.

    На практике приходится сталкиваться с менее выраженными отступлениями от реального состава семьи. Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех ее членов, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения. Не рисуя их, ребенок как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу в семье, избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми. Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, таким образом ребенок «монополизирует» недостающую любовь и внимание родителей. На вопрос, почему не нарисован тот или иной член семьи, ответы бывают, как правило, защитными: «Не нарисовал потому, что не осталось места», «Он пошел гулять» и т.д., а иногда и прямыми: «Не хотел – он дерется», «Не хочу, чтобы он с нами жил» и т.д.

    Большой интерес представляют те рисунки, в которых ребенок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя. В обоих случаях это говорит о несформированности у ребенка чувства общности. Отсутствие в рисунке «Я» более характерно детям, чувствующим отвержение, неприятие. изображение в рисунке только «Я» может быть истолковано по-разному, в зависимости от контекста других характеристик рисунка. Если презентации только «Я» свойственна позитивная концентрация на рисовании самого себя (большое количество деталей тела, цветов, декорирование одежды, большая величина фигуры), то это наряду с отсутствием чувства общности указывает и на определенную эгоцентричность, истероидные черты характера. Если же рисунку себя характерна маленькая величина, схематичность, если в рисунке другими деталями и цветовой гаммой создан негативный эмоциональный фон, то можно предположить наличие чувства отверженности, покинутости, иногда – аутистических тенденций.

    Информативным является и увеличение состава семьи. Это связано с неудовлетворенными психологическими потребностями в семье. Примерами могут служить рисунки единственных детей – они относительно чаще включают в рисунок семьи посторонних людей. Если дополнительно к членам семьи нарисован ребенок того же возраста (двоюродный брат, дочь соседа и т.п.), - это отражение потребности в равноправных, кооперативных связях; если младше – желание занять охраняющую, родительскую, руководящую позицию по отношению к другим детям (такую же информацию могут дать и дополнительно к членам семьи нарисованные собачки, кошки и т.п.).

    Расположение членов семьи

    Оно указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье.

    Сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются показателями психологического благополучия, восприятия интегративности семьи, включенности в семью за исключением тех случаев, когда близкое расположение фигур – это попытка ребенка объединить, сплотить семью. Рисунки с противоположными характеристиками (разобщенность членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей.

    Психологически интересны те рисунки, в которых часть семьи расположена в одной группе, а одно или несколько лиц – отдаленно. Если отдалено ребенок рисует себя, это указывает на чувство невключенности, отчужденности. В случае отделения другого члена семьи можно предполагать негативное отношение ребенка к нему, иногда судить об угрозе, исходящей от него, или малой значимости его для ребенка.

    Группировка членов семьи в рисунке иногда помогает выделить психологические микроструктуры семьи, коалиции.

    На слабость позитивных межперсональных связей указывает также отделение членов семьи объектами, деление рисунка на ячейки, по которым распределены члены семьи.

    Считается, что наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким по линейному размеру. Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна. Принцип вертикальной иерархии распространяется также и на мир предметов.

    Анализ особенностей нарисованных фигур

    Особенности графического изображения отдельных членов семьи дают ценную информацию об эмоциональном отношении ребенка к отдельному члену семьи, о том, каким ребенок его воспринимает, об «Я-образе» ребенка, его полной идентификации и т.д.

    При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует обращать внимание на следующие моменты:

    1) количество деталей тела . Присутствуют ли: голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;

    2) декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложности одежды, украшения, узоры на одежде и т.п.;

    3) количество использованных цветов для рисования фигуры.

    Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании, что в результате отражается в большем количестве деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведет к большей схематичности, неоконченности изображения. Иногда пропуск в рисунке существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать, наряду с негативным отношением к нему, также на агрессивные побуждения относительно этого человека.

    О восприятии других членов семьи и «Я-образе» рисующего можно судить на основе сравнения величин фигур. Дети обычно самыми большими рисуют мать или отца, что соответствует реальности. Однако иногда соотношение величин нарисованных фигур явно не соответствует реальному соотношению величин членов семьи, так как величина изображенного персонажа или предмета выражает его субъективную значимость для ребенка, т.е. какое место занимают отношения с этим персонажем или предметом на данный момент в душе ребенка. Некоторые дети самыми большими или равными по величине с родителями рисуют себя, что связано с: а) эгоцентричностью ребенка; б) соревнованием за родительскую любовь с другим родителем, при котором ребенок приравнивает себя к родителю противоположного пола, исключая или уменьшая при этом «конкурента». Значительно меньшими, чем других членов семьи, рисуют себя дети, которые: а) чувствуют свою незначительность, ненужность и т.п.; б) требующие опеки, заботы со стороны родителей. Вообще при интерпретации величин фигур психолог должен обращать внимание только на значительные искажения фигур.

    Иформативной может быть и абсолютная величина фигур. Большие, через вест лист, фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети. Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством небезопасности. Если группа маленьких фигур изображена наверху листа, а большая нижняя часть листа пустая, то это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний.

    Следует обращать внимание и на рисование отдельных частей тела, поскольку отдельные части тела связаны с определенными сферами активности, являются средствами общения, контроля, передвижения и т.д. Проанализируем самые информативные части тела.

    Руки являются основным средством воздействия на мир, физического контроля поведения других людей. Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, с длинными пальцами, то это часто связано с его агрессивными желаниями. Иногда такие рисунки рисуют и внешне спокойные, покладистые дети. Можно предположить, что ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подавлены, или он стремится компенсировать свою слабость, желая быть сильным, властвовать над другими. Последнее будет более достоверным, если ребенок в дополнение к «агрессивным» рукам еще нарисует и широкие плечи или другие атрибуты, символы «мужественности» и силы. Иногда ребенок рисует всех членов семьи с руками, но «забывает» нарисовать их себе. Если при этом ребенок рисует себя еще и непропорционально маленьким, то это может быть связано с чувством бессилия, собственной незначительности в семье, с ощущением, что окружающие подавляют его активность, чрезмерно его контролируют. Интересны рисунки, в которых один из членов семьи нарисован с длинными руками, большими пальцами. Чаще всего это указывает на восприятие ребенком агрессивности этого члена семьи. Чем более могущественным воспринимается данный персонаж, тем больше у него руки. То же значение может иметь и изображение члена семьи вообще без рук – таким образом ребенок символическими средствами ограничивает его активность.

    Если пальцев на руке больше, чем пять, то ребенок чувствует себя (или соответствующего персонажа) более оснащенным, сильным, могущественным (если на левой руке, то в сфере семейных отношений, если на правой, то в мире за пределами семьи: в школе, саду, во дворе и др.), если меньше, то более слабым, чем окружающие.

    Ноги выполняют функцию опоры в реальности и свободу передвижения. Чем больше площадь опоры у ног, тем более данный персонаж воспринимается твердо стоящим на земле.

    Голова – центр локализации «Я», интеллектуальной и перцептивной деятельности; лицо – самая важная часть тела в процессе общения. Уже дети с 3-х лет в рисунке обязательно рисуют голову, некоторые части тела. Если дети старше пятилетнего возраста (нормального интеллекта) в рисунке пропускают части тела (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм. Если при рисовании пропускают голову, черты лица или штрихуют все лицо, то это часто связано с конфликтными отношениями с данным лицом, враждебным отношением к нему. Предполагается, что самым «умным» членом своей семьи ребенок считает того человека, которого он наделил самой большой головой. Выражение лиц нарисованных людей также может быть индикатором чувств ребенка к ним. Однако следует помнить, что дети склонны рисовать улыбающихся людей. Поэтому выражения лиц значимы только в тех случаях, когда они отличаются друг от друга. Девочки больше, чем мальчики, уделяют внимание рисованию лица, изображают больше деталей. Поэтому концентрация на рисовании лица может указывать на хорошую половую идентификацию у девочек и на озабоченность физической красотой, стремление компенсировать свои физические недостатки, формирование стереотипов женского поведения – у мальчика.

    Следует знать, что с возрастом рисунок человека обогащается все новыми деталями. Каждому возрасту характерны определенные детали, и их пропуск в рисунке связан с отрицанием каких-то функций, с конфликтом.

    Персонажи с большими расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их спасали. Персонажи с глазами «точечками» или «щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости, боятся попросить о помощи. Персонаж с самыми большими ушами больше, чем все остальные, должен слушаться окружающих. Персонаж, изображенный вообще без ушей, может игнорировать то, что о нем говорят другие люди.

    Шея символизирует способность к рациональному самоконтролю, контролю разума («головы») над чувствами («телом»). Тот персонаж, у которого на рисунке шея есть, способен управлять своими чувствами в восприятии автора рисунка, у кого же шеи нет – не способен. Если шея на рисунке длинная и тонкая, то в сознании рисующего конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. наоборот, если шея короткая и толстая, то у данного персонажа наблюдается гармония между разумом и чувствами.

    Искажения ребенком изображения человека, идущие по правой стороне нарисованного персонажа, отражают проблемы взаимоотношений с миром социальных норм и тех людей, которые их выражают для ребенка. Искажения по левой стороне тела отражают проблемы отношений с наиболее близкими людьми в сфере эмоциональных привязанностей. Разрыв контура буквально означает проницаемость соответствующего локуса тела для внешнего влияния, особенно если контуры других частей тела нарисованы без разрыва.

    Анализ процесса рисования

    При анализе процесса рисования следует обращать внимание на:

    А) последовательность рисования членов семьи;

    Б) последовательность рисования деталей;

    В) стирание;

    Г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;

    Е) спонтанные комментарии.

    Интерпретация процесса рисования требует практического опыта психолога, его интуиции. Часто именно этот уровень анализа дает наиболее содержательную, глубокую, значимую информацию, так как за динамическими характеристиками рисования кроются изменения мысли, актуализация чувств, напряжение, конфликты.

    Изображение зубов и выделение рта – признак оральной агрессии. Если ребенок так рисует не себя, а другого члена семьи, то это часто связано с чувством страха, воспринимаемой враждебностью этого человека к ребенку.

    Ребенок первым изображает главного или наиболее значимого, эмоционально близкого человека. Как правило, это мать. То, что дети первыми рисуют себя, указывает на их эгоцентризм как возрастную характеристику. Исходя из этого, последовательность рисования более информативна в тех случаях, когда ребенок рисует первым не себя и не мать, а другого члена семьи. Когда ребенок рисует мать последней, это связано с негативным отношением к ней.

    Последовательность рисования членов семьи может быть более достоверно интерпретирована в контексте анализа особенностей графического изображения фигур. Если первая нарисованная фигура является самой большой, но нарисована схематично, не декорирована, то такое изображение указывает на воспринимаемую ребенком значимость этого лица, силу, доминирование в семье, но не указывает на положительные чувства ребенка в его отношении. Однако, если первая фигура нарисована тщательно, декорирована, то можно думать, что это наиболее любимый член семьи, которого ребенок почитает и на которого хочет быть похожим.

    Обычно дети, получив задание нарисовать семью, начинают рисовать членов семьи. Некоторые же дети сначала рисуют различные объекты, линию основания, солнце, мебель и т.д. и лишь в последнюю очередь приступают к изображению людей. Считается, что такая последовательность выполнения задания является своеобразной защитной реакцией, при помощи которой ребенок отодвигает неприятное для него задание во времени. Чаще всего это наблюдается у детей с неблагополучной семейной ситуацией, но это также может быть результатом плохого контакта ребенка с психологом. Есть другое мнение, что если на рисунке ребенка изображено много неодушевленных предметов и мало людей, то это говорит не об эмоционально бедных отношениях в семье, а о том, на что эти эмоции направлены. Изображения большого количества предметов, относящихся к одной и той же деятельности, подчеркивает особую значимость этой деятельности для членов семьи. например, обилие мягкой мебели и нахождение на ней взрослых персонажей означает особую ценность для данной семьи отдыха и расслабления.

    Возвращение к рисованию тех же членов семьи, объектов, деталей указывает на их значимость для ребенка.

    Паузы перед рисованием определенных деталей, членов семьи чаще всего связаны с конфликтными отношениями и являются внешним проявлением внутреннего противоречия. На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет человека или деталь, связанных с негативными эмоциями.

    Стирание нарисованного, перерисованного может быть связано как с негативными эмоциями по отношению к рисуемому члену семьи, так и с позитивными. Решающее значение имеет конечный результат рисования. Если стирание и перерисовывание не привели к заметно лучшему графическому изображению – можно судить о конфликтном отношении ребенка к этому человеку.

    Спонтанные комментарии ребенка часто проясняют смысл рисуемого содержания, выдают наиболее эмоционально «заряженные» места рисунка. Поэтому к ним надо внимательно прислушиваться. Не исключено, что они могут помочь направить и вопросы после рисования, и сам процесс интерпретации.


    ** Другие исследователи рекомендуют использовать для рисования только простой карандаш (так лучше виден нажим) и ни в коем случае не разрешать пользоваться ластиком. «Если же ребенок сочтет, что его рисунок окончательно «испорчен», - отмечает В.К. Лосева, - то в крайнем случае предложите ему другой лист, а потом сравните отличие первого рисунка от второго» (Лосева В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. М., 1995).