Из какого произведения герой наталья савишна. Из какого произведения Очумелов? Характеристика образа

На этой странице представлен комплект олимпиадных заданий по литературе, который можно использовать в качестве тренажера для подготовки учащихся 8 класса к участию в олимпиаде. Задания можно использовать для промежуточного контроля знаний учащихся и определения уровня их готовности к олимпиаде. Такую возможность оценит любой учитель.

Кроме этого, наш сайт поможет родителям, неравнодушным к успеваемости своих школьников. Олимпиадные задания для 8 класса дополняются правильными ответами, так что, даже если вы забыли содержание какого-то из программных произведений, вы все равно сможете проверить ребенка.

Олимпиада по литературе 8 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. К жанру Устного народного творчества не относится:
А) рассказ
Б) частушка
В) предание
Г) сказка

2. Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского мы отнесем к
А) русской литературе XIX века
Б) древнерусской литературе
В) современной литературе

3. А. С. Пушкин писал о
А) восстании Степана Разина
Б) о восстании Емельяна Пугачева
В) о Гражданской войне

4. Мцыри – это
А) неслужащий монах
Б) беглец
В) каторжанин

5. Бой с барсом описал
А) А. С. Пушкин
Б) М. Ю. Лермонтов
В) Н. М. Карамзин

6. Идею «Ревизора» Гоголь взял
А) у А. С. Пушкина
Б) у М. Ю. Лермонтова
В) это история случилась с ним самим

7. “На севере диком стоит одиноко …” О каком дереве рассказывает Лермонтов в своем стихотворении?
А) о березе
Б) о плачущей иве
В) о сосне
Г) о дубе

8. Каким “цветкам степным” посвятил свое стихотворение А К. Толстой?
А) колокольчикам
Б) тюльпанам
В) василькам
Г) ромашкам

9.Какой из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?
А) сказка
Б) былина
В) народная песня
Г) поэма

10. Назовите героев исторических песен:
А) Ермак Тимофеевич
Б) Князь Потемкин
В) Емельян Пугачев
Г) М. И. Кутузов

Открытые вопросы

Вопрос 1
Из каких произведений эти герои? Кто их автор?
а) Очумелов; б) Дефорж; в) Земляника г) князь Холмский; д) советник юстиции Кнап.

Вопрос 2
Кто был первым книгопечатником на Руси?

Вопрос 3
Какой известный вятский художник создал иллюстрацию к балладе А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Вопрос 4
Определите стихотворные размеры.
А) Ребенком я, не зная страху,
Хоть вечер был и шла метель,
Блуждал в лесу и встретил пряху,
И полюбил ее кудель…

Б) Здравствуй, тяжкая работа,
Плуг, лопатка и кирка!
Освежают капли пота,
Ноет жалобно рука.

Вопрос 5
Установите по приведенному ниже определению литературоведческий термин:
Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ А Б Б А Б
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ А В А Г А,В

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: а) А.П.Чехов «Хамелеон», б) А.С.Пушкин «Дубровский», в) Н.В. Гоголь «Ревизор», г) Н.М.Карамзин «Марфа-посадница…», д) Г.Х. Андерсен «Калоши счастья».
Ответ на вопрос 2: Иван Федоров
Ответ на вопрос 3: В. Васнецов
Ответ на вопрос 4: А — Ямб, Б — Хорей
Ответ на вопрос 5: Композиция

А. П. Чехов известен в литературе как мастер короткого сатирического рассказа, в основе которого лежала анекдотическая ситуация из повседневной жизни, а героями были обычные люди, выхваченные из толпы. Благодаря использованию разнообразных изобразительных средств, автору удавалось на одной-двух страницах показать пошлость и безнравственность современного ему общества. У Чехова все играло большую роль: и точное название, и говорящие фамилии, и особенности речи, и предметы, принадлежавшие героям. Все образы, созданные писателем в ранних рассказах, удивительно запоминающиеся: достаточно назвать одну-две детали или фразы, и читатель сразу же вспоминает, из какого произведения Очумелов, Червяков или унтер Пришибеев.

Анализ написанного в 1884 году рассказа «Хамелеон» позволяет понять, почему произведения писателя и спустя столетие не теряют своей актуальности и популярности.

Сюжет и главные герои

Место действия - базарная площадь, по которой важно шествует полицейский надзиратель Очумелов. Рядом с ним Елдырин, городовой. Их мерный ход нарушает крик - это Хрюкина укусила за палец неизвестная собака. Данное присшествие становится завязкой действия, в ходе которого надзирателю, как представителю власти, необходимо будет принять решение относительно судьбы собаки. Казалось бы, чего проще? Но не в этом случае. Чехов таким образом выстраивает сюжет, что описанная ситуация становится поводом для того, чтобы показать, кто такой Очумелов.

«Хамелеон» продолжается выяснением обстоятельств дела. Хрюкин жаловался, что шел, никого не трогал, вдруг эта псина ухватила его за палец, и он, золотых дел мастер, теперь не сможет работать. Вроде бы, все ясно для Очумелова - нужно составлять протокол и истреблять собаку. Но тут кто-то из толпы сказал, что это щенок генерала Жигалова. Брошенная фраза тут же повлияла на принятое решение. Да и причина происшествия прояснилась: Хрюкин сам ткнул собаке цигаркой в морду, вот она его и укусила. Далее само поведение героя подсказывает, из какого произведения Очумелов. Он ведет себя подобно хамелеону. В зависимости от содержания реплик прохожих - собачка оказывалась то генеральская, то бродячая - надзиратель все не мог определиться с тем, кто же является истинным виновником происшедшего. Трудно передать, что происходило с ним за это время. Он моментально, без каких бы то ни было колебаний, отпускал нелицеприятные реплики то в адрес испуганной собачки, то в адрес Хрюкина. Вот и получилось, что судьба собачонки стала всецело зависеть только от того, кто ее хозяин. Закончилось все тем, что «цуцык этакий» - песик не Жигалова, но… брата генерала - был отпущен с миром.

Речевая характеристика героев

Особенность рассказа в том, что он состоит практически из одних диалогов. И по большей части говорит всегда придавал речи героев особое значение. Вот и в этом случае диалог помогает раскрыть их образы, а также выявить сущность такого понятия, как угодничество - именно оно лежит в основе поведения надзирателя. Речь Очумелова изобилует канцеляризмами - особенность должности, разговорными и вульгарными словами: «кузькина мать», «здоровила», «каждый свинья» и др. - символ его власти и показатель низкой культуры. На личную его значимость в обществе указывает местоимение «я», которое он употребляет в сочетании с глаголами «покажу», «так не оставлю». И лишь, когда выясняется, что собака все же имеет отношение к генералу, читатель с удивлением узнает, что в лексиконе надзирателя есть и уменьшительно-ласкательные слова: «собачка». Да и тон его с приказного и официального меняется на угодливый и льстивый.

Художественные детали

У Чехова, как правило, не играют большой роли портретные описания героя и указания автора на его положение в обществе. Об этом лучше всяких слов говорят детали в его внешнем облике. Очумелов - человек, который повсеместно пользуется своим служебным положением. На это указывает уже его продвижение по площади: он идет медленно и важно, с видом хозяина оглядывает все вокруг. Увидев шумящую толпу, тут же бесцеремонно «врезывается» в нее. Четкие движения говорят о его уверенности в себе. Несмотря на случившийся во время разбирательства конфуз, он продолжит свой путь таким же размеренным и уверенным шагом.

Немаловажной деталью оказываются узелок в его руках и решето с крыжовником - автор не случайно подчеркивает: «конфискованным» - которое несет городовой. Это их «добыча», символизирующая власть.

И уж, конечно, нельзя не отметить новую шинель надзирателя. Кстати, именно она запоминается читателю больше всего, и одно только слово сразу наводит на мысль, из какого произведения Очумелов. На улице лето, но он в шинели - указание на его положение и должность. Во время разговора надзиратель несколько раз то снимает, то надевает ее, так как его бросает то в жар, то в холод. Наконец, после всех разбирательств Очумелов уверенно запахивает шинель и идет дальше. Таким образом, эта деталь лучше всех портретных описаний передает характер и чувства героя.

Почему Очумелов?

Еще один прием, свойственный рассказам Чехова, - говорящие фамилии. Сначала нужно отметить, что в произведении не звучат имя и отчество героя. Это не нужно, так как для всех он «важное лицо», к которому просто так не обратишься. Фамилия же ассоциируется со словами «очуметь» и «чума», что может указывать на типичность героя. Даже в рассказе таков не только Очумелов. Характеристика поведения героя и толпы оказывается одинаковой. Собравшиеся быстро поддаются влиянию надзирателя и подхватывают его точку зрения, опять же из желания угодить. Это явление, как зараза, охватывает все больше людей, научившихся приспосабливаться и умело пользоваться своим положением.

Смысл названия рассказа

В природе хамелеон - пресмыкающееся, легко меняющее свою окраску и подстраивающееся под окружающее среду. Это спасает ему жизнь.

Название рассказа в полной мере отражает сущность главного героя. Хамелеон - человек, который достаточно легко приспосабливает к происходящему. Вот только речь здесь идет не о жизни и смерти, а о желании хорошо пристроиться и иметь выгоду для себя (не для общества!) в любой ситуации.

Роль рассказа «Хамелеон»

Сначала произведение вызывает смех. Однако, несмотря на кажущуюся незначительность, «Хамелеон» стал довольно серьезной пародией на существовавшую в конце 19-го века систему управления.

И уже не столь важно, из какого произведения Очумелов. В сознании читателей он навсегда остался олицетворением постоянного преклонения перед теми, кто стоит выше. А если уж он начинает пресмыкаться перед, пусть и генеральской, но все же собакой, подобная история наводит на весьма невеселые мысли о порочном устройстве всей страны.

А. П. Чехов известен в литературе как мастер короткого сатирического рассказа, в основе которого лежала анекдотическая ситуация из повседневной жизни, а героями были обычные люди, выхваченные из толпы. Благодаря использованию разнообразных изобразительных средств, автору удавалось на одной-двух страницах показать пошлость и безнравственность современного ему общества. У Чехова все играло большую роль: и точное название, и говорящие фамилии, и особенности речи, и предметы, принадлежавшие героям. Все образы, созданные писателем в ранних рассказах, удивительно запоминающиеся: достаточно назвать одну-две детали или фразы, и читатель сразу же вспоминает, из какого произведения Очумелов, Червяков или унтер Пришибеев.

Анализ написанного в 1884 году рассказа «Хамелеон» позволяет понять, почему произведения писателя и спустя столетие не теряют своей актуальности и популярности.

Сюжет и главные герои

Место действия - базарная площадь, по которой важно шествует полицейский надзиратель Очумелов. Рядом с ним Елдырин, городовой. Их мерный ход нарушает крик - это Хрюкина укусила за палец неизвестная собака. Данное присшествие становится завязкой действия, в ходе которого надзирателю, как представителю власти, необходимо будет принять решение относительно судьбы собаки. Казалось бы, чего проще? Но не в этом случае. Чехов таким образом выстраивает сюжет, что описанная ситуация становится поводом для того, чтобы показать, кто такой Очумелов.

«Хамелеон» продолжается выяснением обстоятельств дела. Хрюкин жаловался, что шел, никого не трогал, вдруг эта псина ухватила его за палец, и он, золотых дел мастер, теперь не сможет работать. Вроде бы, все ясно для Очумелова - нужно составлять протокол и истреблять собаку. Но тут кто-то из толпы сказал, что это щенок генерала Жигалова. Брошенная фраза тут же повлияла на принятое решение. Да и причина происшествия прояснилась: Хрюкин сам ткнул собаке цигаркой в морду, вот она его и укусила. Далее само поведение героя подсказывает, из какого произведения Очумелов. Он ведет себя подобно хамелеону. В зависимости от содержания реплик прохожих - собачка оказывалась то генеральская, то бродячая - надзиратель все не мог определиться с тем, кто же является истинным виновником происшедшего. Трудно передать, что происходило с ним за это время. Он моментально, без каких бы то ни было колебаний, отпускал нелицеприятные реплики то в адрес испуганной собачки, то в адрес Хрюкина. Вот и получилось, что судьба собачонки стала всецело зависеть только от того, кто ее хозяин. Закончилось все тем, что «цуцык этакий» - песик не Жигалова, но… брата генерала - был отпущен с миром.

Речевая характеристика героев

Особенность рассказа в том, что он состоит практически из одних диалогов. И по большей части говорит Очумелов-хамелеон. Чехов всегда придавал речи героев особое значение. Вот и в этом случае диалог помогает раскрыть их образы, а также выявить сущность такого понятия, как угодничество - именно оно лежит в основе поведения надзирателя. Речь Очумелова изобилует канцеляризмами - особенность должности, разговорными и вульгарными словами: «кузькина мать», «здоровила», «каждый свинья» и др. - символ его власти и показатель низкой культуры. На личную его значимость в обществе указывает местоимение «я», которое он употребляет в сочетании с глаголами «покажу», «так не оставлю». И лишь, когда выясняется, что собака все же имеет отношение к генералу, читатель с удивлением узнает, что в лексиконе надзирателя есть и уменьшительно-ласкательные слова: «собачка». Да и тон его с приказного и официального меняется на угодливый и льстивый.

Художественные детали

У Чехова, как правило, не играют большой роли портретные описания героя и указания автора на его положение в обществе. Об этом лучше всяких слов говорят детали в его внешнем облике. Очумелов - человек, который повсеместно пользуется своим служебным положением. На это указывает уже его продвижение по площади: он идет медленно и важно, с видом хозяина оглядывает все вокруг. Увидев шумящую толпу, тут же бесцеремонно «врезывается» в нее. Четкие движения говорят о его уверенности в себе. Несмотря на случившийся во время разбирательства конфуз, он продолжит свой путь таким же размеренным и уверенным шагом.

Немаловажной деталью оказываются узелок в его руках и решето с крыжовником - автор не случайно подчеркивает: «конфискованным» - которое несет городовой. Это их «добыча», символизирующая власть.

И уж, конечно, нельзя не отметить новую шинель надзирателя. Кстати, именно она запоминается читателю больше всего, и одно только слово сразу наводит на мысль, из какого произведения Очумелов. На улице лето, но он в шинели - указание на его положение и должность. Во время разговора надзиратель несколько раз то снимает, то надевает ее, так как его бросает то в жар, то в холод. Наконец, после всех разбирательств Очумелов уверенно запахивает шинель и идет дальше. Таким образом, эта деталь лучше всех портретных описаний передает характер и чувства героя.

Почему Очумелов?

Еще один прием, свойственный рассказам Чехова, - говорящие фамилии. Сначала нужно отметить, что в произведении не звучат имя и отчество героя. Это не нужно, так как для всех он «важное лицо», к которому просто так не обратишься. Фамилия же ассоциируется со словами «очуметь» и «чума», что может указывать на типичность героя. Даже в рассказе таков не только Очумелов. Характеристика поведения героя и толпы оказывается одинаковой. Собравшиеся быстро поддаются влиянию надзирателя и подхватывают его точку зрения, опять же из желания угодить. Это явление, как зараза, охватывает все больше людей, научившихся приспосабливаться и умело пользоваться своим положением.

Смысл названия рассказа

В природе хамелеон - пресмыкающееся, легко меняющее свою окраску и подстраивающееся под окружающее среду. Это спасает ему жизнь.

Название рассказа в полной мере отражает сущность главного героя. Хамелеон - человек, который достаточно легко приспосабливает к происходящему. Вот только речь здесь идет не о жизни и смерти, а о желании хорошо пристроиться и иметь выгоду для себя (не для общества!) в любой ситуации.

Роль рассказа «Хамелеон»

Сначала произведение вызывает смех. Однако, несмотря на кажущуюся незначительность, «Хамелеон» стал довольно серьезной пародией на существовавшую в конце 19-го века систему управления. И уже не столь важно, из какого произведения Очумелов. В сознании читателей он навсегда остался олицетворением постоянного преклонения перед теми, кто стоит выше. А если уж он начинает пресмыкаться перед, пусть и генеральской, но все же собакой, подобная история наводит на весьма невеселые мысли о порочном устройстве всей страны.

А. П. Чехов известен в литературе как мастер короткого сатирического рассказа, в основе которого лежала анекдотическая ситуация из повседневной жизни, а героями были обычные люди, выхваченные из толпы. Благодаря использованию разнообразных изобразительных средств, автору удавалось на одной-двух страницах показать пошлость и безнравственность современного ему общества. У Чехова все играло большую роль: и точное название, и говорящие фамилии, и особенности речи, и предметы, принадлежавшие героям. Все образы, созданные писателем в ранних рассказах, удивительно запоминающиеся: достаточно назвать одну-две детали или фразы, и читатель сразу же вспоминает, из какого произведения Очумелов, Червяков или унтер Пришибеев.

Анализ написанного в 1884 году рассказа «Хамелеон» позволяет понять, почему произведения писателя и спустя столетие не теряют своей актуальности и популярности.

Сюжет и главные герои

Место действия – базарная площадь, по которой важно шествует полицейский надзиратель Очумелов. Рядом с ним Елдырин, городовой. Их мерный ход нарушает крик – это Хрюкина укусила за палец неизвестная собака. Данное присшествие становится завязкой действия, в ходе которого надзирателю, как представителю власти, необходимо будет принять решение относительно судьбы собаки. Казалось бы, чего проще? Но не в этом случае. Чехов таким образом выстраивает сюжет, что описанная ситуация становится поводом для того, чтобы показать, кто такой Очумелов.

«Хамелеон» продолжается выяснением обстоятельств дела. Хрюкин жаловался, что шел, никого не трогал, вдруг эта псина ухватила его за палец, и он, золотых дел мастер, теперь не сможет работать. Вроде бы, все ясно для Очумелова – нужно составлять протокол и истреблять собаку. Но тут кто-то из толпы сказал, что это щенок генерала Жигалова. Брошенная фраза тут же повлияла на принятое решение. Да и причина происшествия прояснилась: Хрюкин сам ткнул собаке цигаркой в морду, вот она его и укусила. Далее само поведение героя подсказывает, из какого произведения Очумелов. Он ведет себя подобно хамелеону. В зависимости от содержания реплик прохожих – собачка оказывалась то генеральская, то бродячая – надзиратель все не мог определиться с тем, кто же является истинным виновником происшедшего. Трудно передать, что происходило с ним за это время. Он моментально, без каких бы то ни было колебаний, отпускал нелицеприятные реплики то в адрес испуганной собачки, то в адрес Хрюкина. Вот и получилось, что судьба собачонки стала всецело зависеть только от того, кто ее хозяин. Закончилось все тем, что «цуцык этакий» - песик не Жигалова, но… брата генерала – был отпущен с миром.

Речевая характеристика героев

Особенность рассказа в том, что он состоит практически из одних диалогов. И по большей части говорит Очумелов-хамелеон. Чехов всегда придавал речи героев особое значение. Вот и в этом случае диалог помогает раскрыть их образы, а также выявить сущность такого понятия, как угодничество – именно оно лежит в основе поведения надзирателя. Речь Очумелова изобилует канцеляризмами – особенность должности, разговорными и вульгарными словами: «кузькина мать», «здоровила», «каждый свинья» и др. - символ его власти и показатель низкой культуры. На личную его значимость в обществе указывает местоимение «я», которое он употребляет в сочетании с глаголами «покажу», «так не оставлю». И лишь, когда выясняется, что собака все же имеет отношение к генералу, читатель с удивлением узнает, что в лексиконе надзирателя есть и уменьшительно-ласкательные слова: «собачка». Да и тон его с приказного и официального меняется на угодливый и льстивый.

Художественные детали

У Чехова, как правило, не играют большой роли портретные описания героя и указания автора на его положение в обществе. Об этом лучше всяких слов говорят детали в его внешнем облике. Очумелов – человек, который повсеместно пользуется своим служебным положением. На это указывает уже его продвижение по площади: он идет медленно и важно, с видом хозяина оглядывает все вокруг. Увидев шумящую толпу, тут же бесцеремонно «врезывается» в нее. Четкие движения говорят о его уверенности в себе. Несмотря на случившийся во время разбирательства конфуз, он продолжит свой путь таким же размеренным и уверенным шагом.

Немаловажной деталью оказываются узелок в его руках и решето с крыжовником – автор не случайно подчеркивает: «конфискованным» - которое несет городовой. Это их «добыча», символизирующая власть.

И уж, конечно, нельзя не отметить новую шинель надзирателя. Кстати, именно она запоминается читателю больше всего, и одно только слово сразу наводит на мысль, из какого произведения Очумелов. На улице лето, но он в шинели – указание на его положение и должность. Во время разговора надзиратель несколько раз то снимает, то надевает ее, так как его бросает то в жар, то в холод. Наконец, после всех разбирательств Очумелов уверенно запахивает шинель и идет дальше. Таким образом, эта деталь лучше всех портретных описаний передает характер и чувства героя.

Почему Очумелов?

Еще один прием, свойственный рассказам Чехова, - говорящие фамилии. Сначала нужно отметить, что в произведении не звучат имя и отчество героя. Это не нужно, так как для всех он «важное лицо», к которому просто так не обратишься. Фамилия же ассоциируется со словами «очуметь» и «чума», что может указывать на типичность героя. Даже в рассказе таков не только Очумелов. Характеристика поведения героя и толпы оказывается одинаковой. Собравшиеся быстро поддаются влиянию надзирателя и подхватывают его точку зрения, опять же из желания угодить. Это явление, как зараза, охватывает все больше людей, научившихся приспосабливаться и умело пользоваться своим положением.

Смысл названия рассказа

В природе хамелеон – пресмыкающееся, легко меняющее свою окраску и подстраивающееся под окружающее среду. Это спасает ему жизнь.

Название рассказа в полной мере отражает сущность главного героя. Хамелеон - человек, который достаточно легко приспосабливает к происходящему. Вот только речь здесь идет не о жизни и смерти, а о желании хорошо пристроиться и иметь выгоду для себя (не для общества!) в любой ситуации.

Роль рассказа «Хамелеон»

Сначала произведение вызывает смех. Однако, несмотря на кажущуюся незначительность, «Хамелеон» стал довольно серьезной пародией на существовавшую в конце 19-го века систему управления. И уже не столь важно, из какого произведения Очумелов. В сознании читателей он навсегда остался олицетворением постоянного преклонения перед теми, кто стоит выше. А если уж он начинает пресмыкаться перед, пусть и генеральской, но все же собакой, подобная история наводит на весьма невеселые мысли о порочном устройстве всей страны.

Как характеризуют героев их фамилии: Очумелов, Хрюкин? В произведения Чехова? и получил лучший ответ

Ответ от Бульбозавр OOO[гуру]
Здесь почитай:Чехов "Хамелеон" - сочинение "Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова
Очумелов, полицейский надзиратель, - главный герой рассказа «Хамелеон» - обладатель «говорящей» фамилии, которые часто Чехов дает своим персонажам. Уже фамилия говорит нам о том, что перед нами вздорный, невеликого ума человек. Очумелов по роду службы обязан разрешить следующий конфликт: некто Хрю-кин был покусан собакой, которую скорее всего спровоцировал сам, тыча «цигаркой ей в харю для смеха». Пострадавший не вызывает у читателей абсолютно никакого сочувствия, скорее наоборот. Комично изображен и Очумелов. Поведение полицейского надзирателя говорит о том, что он считает себя важной персоной - напускает на себя строгий вид, «кашляя и шевеля бровями». В зависимости от сменяющих друг друга предположений, кому принадлежит собачка - генералу Жигалову или она бродячая, - меняется и отношение Очумелова и к собачке, и к пострадавшему Хрюкину. Полицейский надзиратель то характеризует животное как «бродячий скот» , у которого «ни шерсти, ни вида» , то называет злополучного пса «нежной тварью». Так же Очумелов меняет свое мнение и о Хрюкине. Когда полицейский надзиратель склоняется к мысли, что собака бродячая, то он поддерживает пострадавшего: «Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй.. .Нужно проучить! » И, напротив, склоняясь к мысли, что собака все-таки генеральская, Очумелов становится на сторону животного: «Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! ты, должно быть, расковырял палей гвоздиком, а потом пришла в твою голову идея, чтоб соврать» .
Чехов передает перемены внутреннего состояния Очумелова посредством речи героя и его действий - он приказывает то снять с себя пальто, то одеть его. В поли-цейском надзирателе автор высмеивает преклонение перед чинами и званиями, желание выслужиться перед влиятельным человеком. Когда герой окончательно убеждается в том, собака принадлежит брату генерала, то приказывает отнести ее хозяину и сообщить, что именно он нашел ее.
В этом рассказе, как, впрочем, и в других чеховских произведениях, смешное тесно переплетено с грустным. В финале «Хамелеона» Чехов изображает хохочущую толпу. Люди смеются над Хрюкиным, который остался ни с чем. Но и Очумелов далеко не положительный персонаж. Однако смеются над тем, кто ниже стоит на социальной лестнице, что создает у читателя впечатление «хамелеонства» не только Очумелова, но и всего окружающего мира.

Ответ от Инна Антонова [новичек]
Очумелов, полицейский надзиратель, - главный герой рассказа «Хамелеон» - обладатель «говорящей» фамилии, которые часто Чехов дает своим персонажам. Уже фамилия говорит нам о том, что перед нами вздорный, невеликого ума человек. Очумелов по роду службы обязан разрешить следующий конфликт: некто Хрю-кин был покусан собакой, которую скорее всего спровоцировал сам, тыча «цигаркой ей в харю для смеха» . Пострадавший не вызывает у читателей абсолютно никакого сочувствия, скорее наоборот. Комично изображен и Очумелов. Поведение полицейского надзирателя говорит о том, что он считает себя важной персоной - напускает на себя строгий вид, «кашляя и шевеля бровями» . В зависимости от сменяющих друг друга предположений, кому принадлежит собачка - генералу Жигалову или она бродячая, - меняется и отношение Очумелова и к собачке, и к пострадавшему Хрюкину. Полицейский надзиратель то характеризует животное как «бродячий скот» , у которого «ни шерсти, ни вида» , то называет злополучного пса «нежной тварью» . Так же Очумелов меняет свое мнение и о Хрюкине. Когда полицейский надзиратель склоняется к мысли, что собака бродячая, то он поддерживает пострадавшего: «Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй.. .Нужно проучить! » И, напротив, склоняясь к мысли, что собака все-таки генеральская, Очумелов становится на сторону животного: «Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! ты, должно быть, расковырял палей гвоздиком, а потом пришла в твою голову идея, чтоб соврать» .