Что такое Тотемизм? Значение и толкование слова totemizm, определение термина. Тотемизм, анимизм, фетишизм и магия - первые религии древних людей Термин тотемизм закрепляется в науке благодаря работам

ТОТЕМИЗМ – одна из ранних форм религии, суть которой составляет вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений (реже – явлениями природы и неодушевленными предметами). Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототем», которое на языке североамериканских индейцев оджибве означает «род его». В ходе изучения тотемизма было установлено, что его возникновение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека – собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектами поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу. Поэтому иногда свое отношение к тотему первобытные люди выражали словами: «Это наше мясо». Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится к далекому прошлому, и о ее существовании свидетельствуют лишь древние предания и дошедшие до исследователей из глубины веков устойчивые языковые обороты. Несколько позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровно-родственных, отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что родоначальником и покровителем их группы является определенное тотемное животное или растение и что их отдаленные предки, сочетавшие в себе признаки людей и тотема, обладали необыкновенными возможностями. Это вызывало, с одной стороны, усиление культа предков, а с другой – изменение отношения к самому тотему, в частности к появлению запретов на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев, когда его поедание носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах. Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов–табу. Тотемистические верования сыграли большую роль в процессе формирования первобытного общества. Они выполняли интегрирующую функцию, объединяя людей той или иной группы вокруг признанного ими тотема. Они же достаточно эффективно выполняли регулятивную функцию, подчиняя поведение людей многочисленным запретам – табу, которые должны были соблюдать все члены тотемной группы. В наиболее «чистом» и «удобном» для исследования виде тотемизм был обнаружен у индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии, коренных жителей Центральной и Южной Африки. Пережитки тотемизма (пищевые запреты, изображение священных существ в виде животных и т.п.) можно обнаружить во многих религиях мира.

А.Н.Красников

1) Тотемизм - (на языке северо-америк. индейцев оджибве «от-отем», букв. - его род) - одна из ранних форм религии, суть к-рой - вера в сверхъестеств. родство между человеч. группами (родами) и животным и растит, миром (реже - явлениями природы и неодушевленными предметами). Тотем - растение или животное (чаще последнее) -воспринимался как реальный предок, от к-рого магич. образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности. Вместилищами духов тотемных предков считались чуринги, хранившиеся в св. местах. Традиц. комплекс представлений, связанный с Т., - это вера в возможность постоянного «непорочного» воплощения (инкарнации) тотема в новорожденных членов рода, т. е. в своих живых потомков; в то, что можно магич. путем воздействовать на тотем и вызвать изобилие соответствующих животных и растений на территории своего рода (племени) и обеспечить его материальное благополучие; в то, что гибель предмета, являющегося символом тотема, может привести к гибели его живого двойника. Наиболее обстоятельно Т. изучен у австралийцев, негров Центр. Африки, индейцев Сев. Америки, но пережитки Т. обнаруживаются во всех религиях мира, включая иудаизм, христианство, буддизм, индуизм, ислам.

2) Тотемизм - (на языке индейцев «ототем» – его род): вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами) и определенными животными или растениями (тотемами). Одна из ранних форм науки и родоплеменных религий, приверженцы которой воспринимали тотем как общего предка их рода, способного оказывать им сверхъестественную помощь.

3) Тотемизм - (от алгонкинского "ототем" - его род) - одна из ранних форм религии первобытного общества, основывавшаяся на совокупности верований, мифов, обрядов и обычаев, связанных с верой в сверхъестественное родство людей с различными предметами, явлениями и существами (тотемами). Для Т. характерно восприятие тотема (животного, растения, явления природы и т.д.) как реального первопред-ка, чьи покровительство и защита обеспечивают жизнь и благосостояние всех, связанных с ним общим происхождением и узами кровного родства. Основным видом Т. является клановый (родовой) Т.. К неосновным видам Т. относят: индивидуальный (нагуализм) и половой Т. Следы и пережитки Т. как формы религии обнаруживаются у всех народов и во всех религиях мира. Термин "Т." был введен в научный оборот английским путешественником Дж. Лонгом в 1791. Наиболее обстоятельные исследования Т. в 19-20 вв. осуществили Дж. Мак-Леннан, У.Б. Робертсон-Смит, Фрэзер и др. Истолкование и объяснение Т. ныне предлагают десятки разнообразных теорий и концепций. Наиболее популярными из них являются: трактовка Т. как первоначальной формы религии (Дюркгейм и др.) и трактовка Т. как примитивной интеллектуальной классификационной системы (Леви-Строс и др.). Среди психологических концепций Т. наибольшей известностью пользуется психоаналитическая версия Фрейда, изложенная им в книге "Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии" (1913). Распространяя психоаналитические идеи и конструкты (в т.ч. и " комплекс Эдипа") на сферу общечеловеческой культуры и исторически первоначальные формы религиозных верований, Фрейд предложил понимание Т. как одной из ранних форм религии первобытного общества, на основе которой были выработаны первые этические (культурные) ограничения (табу) - запрет убийства и инцеста (кровосмешения), с которых началось строительство культуры. Фрейд считал Т. предпосылкой и источником последующих религий и в первую очередь - иудаизма и христианства. Психоаналитическая концепция Т. неоднократно подвергалась разнообразной критике за ее мифологичность. В.И. Овчаренко

4) Тотемизм - - религиозные верования, возникшие на ранней ступени развития общества: представления об общем предке племени или рода - животном, растении, реже - явлении природы или неодушевленном предмете; вера в происхождение человека от животного или растения, камня, предмета.

5) Тотемизм - - вера многих примитивных народов, и прежде всего североамер. индейцев, в то, что они происходят от какого-либо животного, растения, звезды, предмета обихода и т. п., находясь с ними в родственных отношениях. Тотемом называется сама вещь, почитаемая как могущественный покровитель племени и символ его внутренней спаянности. Тотемом является и грубо обработанный знак этой вещи, используемый вождем в качестве подписи.

6) Тотемизм - (от слова “ототеман”, на языке североамер. индейцев племени оджибве - род его) - одна из ранних форм религии первобытного об-ва. Впервые термин употреблен Дж. Лонгом (конец 18 в.). Осн. в Т.- вера в общее происхождение и кровную близость к.-л. группы людей с определенным видом животных, растений, предметом или явлением. Возникновение Т. обусловлено примитивным хозяйством (охота, собирательство) и незнанием иных связей в об-ве, кроме кровнородственных. Тотемом называется животное-предок, его изображение или символ, а также группа людей. Тотем, могучий покровитель людей, обеспечивает их пищей. Т. распространен среди племен Австралии, Сев. и Южн. Америки, Меланезии, Полинезии, Африки. Пережитки Т. сохранились в развитых религиях (бог как отец верующих; причастие как вкушение тела бога), в фольклоре (сказки о брачных и родственных отношениях людей с животными).

Тотемизм

(на языке северо-америк. индейцев оджибве «от-отем», букв. - его род) - одна из ранних форм религии, суть к-рой - вера в сверхъестеств. родство между человеч. группами (родами) и животным и растит, миром (реже - явлениями природы и неодушевленными предметами). Тотем - растение или животное (чаще последнее) -воспринимался как реальный предок, от к-рого магич. образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности. Вместилищами духов тотемных предков считались чуринги, хранившиеся в св. местах. Традиц. комплекс представлений, связанный с Т., - это вера в возможность постоянного «непорочного» воплощения (инкарнации) тотема в новорожденных членов рода, т. е. в своих живых потомков; в то, что можно магич. путем воздействовать на тотем и вызвать изобилие соответствующих животных и растений на территории своего рода (племени) и обеспечить его материальное благополучие; в то, что гибель предмета, являющегося символом тотема, может привести к гибели его живого двойника. Наиболее обстоятельно Т. изучен у австралийцев, негров Центр. Африки, индейцев Сев. Америки, но пережитки Т. обнаруживаются во всех религиях мира, включая иудаизм, христианство, буддизм, индуизм, ислам.

(на языке индейцев «ототем» – его род): вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами) и определенными животными или растениями (тотемами). Одна из ранних форм науки и родоплеменных религий, приверженцы которой воспринимали тотем как общего предка их рода, способного оказывать им сверхъестественную помощь.

(от алгонкинского "ототем" - его род) - одна из ранних форм религии первобытного общества, основывавшаяся на совокупности верований, мифов, обрядов и обычаев, связанных с верой в сверхъестественное родство людей с различными предметами, явлениями и существами (тотемами). Для Т. характерно восприятие тотема (животного, растения, явления природы и т.д.) как реального первопред-ка, чьи покровительство и защита обеспечивают жизнь и благосостояние всех, связанных с ним общим происхождением и узами кровного родства. Основным видом Т. является клановый (родовой) Т.. К неосновным видам Т. относят: индивидуальный (нагуализм) и половой Т. Следы и пережитки Т. как формы религии обнаруживаются у всех народов и во всех религиях мира. Термин "Т." был введен в научный оборот английским путешественником Дж. Лонгом в 1791. Наиболее обстоятельные исследования Т. в 19-20 вв. осуществили Дж. Мак-Леннан, У.Б. Робертсон-Смит, Фрэзер и др. Истолкование и объяснение Т. ныне предлагают десятки разнообразных теорий и концепций. Наиболее популярными из них являются: трактовка Т. как первоначальной формы религии (Дюркгейм и др.) и трактовка Т. как примитивной интеллектуальной классификационной системы (Леви-Строс и др.). Среди психологических концепций Т. наибольшей известностью пользуется психоаналитическая версия Фрейда, изложенная им в книге "Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии" (1913). Распространяя психоаналитические идеи и конструкты (в т.ч. и " комплекс Эдипа") на сферу общечеловеческой культуры и исторически первоначальные формы религиозных верований, Фрейд предложил понимание Т. как одной из ранних форм религии первобытного общества, на основе которой были выработаны первые этические (культурные) ограничения (табу) - запрет убийства и инцеста (кровосмешения), с которых началось строительство культуры. Фрейд считал Т. предпосылкой и источником последующих религий и в первую очередь - иудаизма и христианства. Психоаналитическая концепция Т. неоднократно подвергалась разнообразной критике за ее мифологичность. В.И. Овчаренко

Религиозные верования, возникшие на ранней ступени развития общества: представления об общем предке племени или рода - животном, растении, реже - явлении природы или неодушевленном предмете; вера в происхождение человека от животного или растения, камня, предмета.

Вера многих примитивных народов, и прежде всего североамер. индейцев, в то, что они происходят от какого-либо животного, растения, звезды, предмета обихода и т. п., находясь с ними в родственных отношениях. Тотемом называется сама вещь, почитаемая как могущественный покровитель племени и символ его внутренней спаянности. Тотемом является и грубо обработанный знак этой вещи, используемый вождем в качестве подписи.

Вера в сверхъестественное сопровождает человека все время его существования. Все необъяснимое человек причислял к потустороннему явлению. Первые религии появились на заре первобытно-общинного строя, они носили характер примитивного верования. Одной из религий являлся тотемизм — ветвь анимизма. Что такое тотем, и почему люди верили в невидимую связь между разными объектами? Какие формы тотемизма сохранились до наших времен? Рассмотрим в статье.

Онлайн расчет по году и дате рождения

Введите дату рождения:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Описание

История тотемизма

Первые религии человечества называются проторелигиями. Историки и ученые относят к ним четыре основных формы:

  1. анимизм;
  2. фетишизм;
  3. магию.

Какая именно проторелигия из перечисленных была первой, доподлинно неизвестно. Считается, что все четыре формы появились приблизительно в один и тот же период истории. Историки поясняют, что все основные формы верований присутствовали во всех доисторических проторелигиях.

Анимизм

Что такое анимизм как проторелигия? Современные ученые определяют его как веру в духовный мир, то есть, существование нематериального начала. Анимизм подразумевает веру в духов природы, умерших предков, духов-покровителей. Это одушевление всего, что окружает человека и является непонятным.

Наблюдая за явлениями природы, первобытные люди одушевляли их и приписывали определенные качества. Со временем люди стали воспринимать духов природы как разумных существ, управляющих их жизнью. Для того, чтобы задобрить гнев духов природы, им стали приносить дары и жертвоприношения.

Также люди верили, что существует посмертный мир, в который отправляется душа умершего человека. Там же существуют и различные сущности и духи.

Тотемизм

Определение тотемизма строится на вере в невидимую связь между человеком/племенем/родом и конкретным животным или растением. Это животное/растение именовалось тотемом. Люди верили, что тотем покровительствует им и оберегает от жизненных невзгод. Ученые считают, что первобытный человек стал обожествлять животный и растительный мир, потому что весь уклад жизни был связан именно с ним.

Примеры тотемизма — верования древних египтян, индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии и населения центральной части Африки. Чем отличается культ поклонения тотему? Избранному покровителю приносят дары, совершают религиозные служения и просят о защите или милости. При появлении на свет нового члена племени сразу же совершается служение тотему с просьбой наделить младенца определенными качествами и защитить от зла.

Тотемизм отличает от других верований наличие табу. Табу является запретом совершать те или иные действия. Табу было связано с запретом:

  • убивать тотемных животных;
  • поедать мясо тотема;
  • убивать соплеменников;
  • демонстрировать чужим племенам свою принадлежность к тотему.

Ритуалы проводили всякий раз, когда племя страдало от засухи и недостатка пищи, от нападения враждующих племен и в любых экстренных случаях. Люди верили, что только тотем может им помочь справиться с невзгодами.

С тотемизмом был тесно связан фетишизм — вера в мистическую силу предмета. Этим предметом мог быть камень причудливой формы и созданный руками предмет, какое-либо растение или планеты. Фетишами становились и статуэтки божеств, которым поклонялись древние люди. Но и в наши времена на территории Африки сохранился культ фетишизма в несколько измененном виде.

Магия первобытных людей

Древние люди считали магическим всё непонятное и необычное. Если человек встречал на своем пути какой-либо привлекший внимание объект (камешек, корешок, часть скелета животного), он мог сделать его своим фетишем. Со временем вера в фетиши крепла, и уже целое племя могло поклоняться какому-либо предмету и считать его своим покровителем.

Фетиш располагали в центре племени, приносили ему дары и воздавали хвалу за помощь. Люди искренне верили, что именно фетиш им помогает и защищает от бед. Однако была и оборотная сторона фетишизма: если предмет не оправдывал ожиданий, его подвергали истязанию.

Фетишизм не исчез со временем, но обрел новую форму. Религиоведы утверждают, что вера в амулеты и обереги является современной формой фетишизма. С фетишизмом тесно связана магия в ее изначальном и современном виде. Также магия сохранила черты тотемизма и анимизма, ведь магические ритуалы являются обращением к разным силам природы или духам животных или умерших.

Со временем из общества отделилась группа людей, которая занималась только проведением магических ритуалов для племени. Первые магические ритуалы проводили шаманы, так как именно шаманизму свойственна связь с духами природы и животных. В дальнейшем магические практики расширили сферу своего применения. В современном мире магия тесно связана с древними культами проторелигий, мировыми религиями и изучением энергий.

форма религиозных верований. Вера в сверхъестественное родство между группами людей и животным или растительным миром. Тотем растение или животное, воспринимаемое как предок, от которого зависит жизнь данной группы людей.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТОТЕМИЗМ

от тотем, на языке сев.-амер. индейцев племени оджибве буквально - его род) - комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплем. общества, связанных с представлением о фантастич. сверхъестеств. родстве между определенными группами людей, с одной стороны, и т. н. тотемами - видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевл. предметами), с другой. Термин "Т." введен в науку англ. путешественником Дж. Лонгом в 1791. Наиболее полно Т. сохранился у аборигенов Австралии (каждое племя делится на роды, носящие имя своего тотема), однако существовал у обитателей всех континентов. У нек-рых племен Австралии материальной эмблемой тотема служили чуринги. Осн. видом Т. является клановый или родовой Т.; другие виды Т. - индивидуальный (нагуализм) или половой - редки. Тотем - чаще всего вид животных - является предметом религ. почитания данной группы - обычно родовой общины, членам к-рой запрещается охотиться на него, убивать и употреблять его в пищу; им запрещается также вступать в брак между собой (тотемич. экзогамия). Тотемная группа не только считает себя связанной с тотемом узами кровного родства, общим происхождением от мифич. предков полулюдей-полуживотных или полурастений, но и видит в своем тотеме покровителя, защитника и подателя жизненных благ. Отсюда магич. обряды, имеющие целью размножение тотема и включающие ритуальное поедание мяса тотема (тотемич. причащение), к-рое в обычных условиях запрещено, рецитацию мифов и их представление, пляски маскированных или раскрашенных танцоров, подражающих в облике и движениях тотему. Существует множество теорий, по-разному истолковывающих и объясняющих Т. Если одни исследователи готовы видеть в Т. первонач. форму религии (напр., франц. социолог Э. Дюркгейм), то другие отвергают религ. смысл Т., как, напр., совр. франц. ученый К. Леви-Строс, к-рый считает Т. примитивной классификационной системой, подсказанной интеллектуальными устремлениями перво- бытного человека. Больше всех сделал для накопления и публикации фактич. данных о Т. англ. этнограф Дж. Фрейзер, к-рый, однако, сам не сумел дать его объяснение. Наиболее основательные исследования, особенно работы советских ученых (Д. К. Зеленин, А. М. Золотарев, С. П. Толстов, Д. Е. Хайтун, С. А. Токарев и др.), убедительно показывают, что Т. - явление стадиально-глобальное. Он представляет собой один из наиболее древних религ. комплексов, ключ к к-рому следует искать в кровнородств. отношениях и условиях жизни первобытных собирателей и охотников. Следы и пережитки Т. обнаруживаются во всех религиях мира, включая иудаизм, христианство, буддизм, индуизм, ислам и др. Лит.: Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Хайтун Д. Е., Тотемизм, его сущность и происхождение, Сталинабад, 1958; Frazer J., Totemism and exogamy, v. 1-4, L., 1910; L?vi-Strauss C., Le totemisme aujourd´hui, P., 1962. Б. И. Шаревская. Москва.

Традиционные религии. К африканским традиционным религиям обычно относят фетишизм, анимизм, тотемизм, культ предков и т. п. В отличие от мировых религий, африканские традиционные религии не имеют единых религиозных текстов, их религиозные нормы не фиксируются в писаниях. Численность адептов традиционных религий определить невозможно: к традиционным культам обращаются как христиане, так и мусульмане в определенных жизненных ситуациях, например, при необходимости провести лечение традиционными методами у местных целителей.

Тотемизм

ТОТЕМИЗМ – одна из ранних форм религии, суть которой составляет вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений (реже – явлениями природы и неодушевленными предметами). Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототем», которое на языке североамериканских индейцев оджибве означает «род его». В ходе изучения тотемизма было установлено, что его возникновение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека – собирательством и охотой.

Тотем

ТОТЕМ (ototeman – принадлежащий к клану, из языка североамериканских индейцев оджибве) – растение или животное, сверхъестественным образом связанное с жизнью группы или индивида. В Африке и Северной Америке в качестве тотема выступают также природные явления (дождь, гром, молния, ветер и т.д.), которые при этом тоже часто символизируются животными. Тотемы бывают групповыми (клановыми), половыми (принадлежащими мужчинам или женщинам клана) или индивидуальными. В случае кланового тотема тотемное животное считается общим пращуром всех членов рода или группы, которые идентифицируют себя с ним.

Тотемизм (Лопухов, 2013)

ТОТЕМИЗМ - комплекс верований и обрядов первобытных народов, связанный с представлениями о родстве между группами людей (семей, родов, племен) и тотемами. В качестве последних у разных народов в разное время выступали животные, растения, звезды, даже предметы обихода. Тотем рассматривался как могущественный покровитель той или иной первобытной социальной группы и как символ его внутренней спаянности. Тотемизм соответствовал тому уровню развития общества, когда человек еще не осознавал своего отличия от природы, не выделял себя из нее.

Тотемизм (Кириленко)

ТОТЕМИЗМ - вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами, племенами) и определенными видами животных, реже - растений или даже предметов; ранняя форма религиозных представлений. Непочтение к тотему - мифическому «предку», с которым каждый член рода считает себя связанным, является преступлением, влекущим наказание. Тотемом является и само животное или растение, и его знак.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 381.

Тотемизм (Подопригора)

ТОТЕМИЗМ - архаическая форма религии, основанная на вере в тесную родственную связь между определенным видом животного (реже растения) - тотемом и родовой группой. Тотем, который обычно мыслится как общий предок рода, дает название тотемной группе. Тотемизм связан с системой табу - запретом убивать и поедать тотемическое животное, нарушавшимся при его ритуальном убийстве.

Тотемизм (Фролов)

ТОТЕМИЗМ (от слова «ототеман», на языке североамериканских индейцев племени оджибве - род его) - одна из ранних форм религии первобытного общества. Впервые термин употреблен Дж. Лонгом (конец 18 века). Основное в тотемизме - вера в общее происхождение и кровную близость какой-либо группы людей с определенным видом животных, растений, предметом или явлением. Возникновение тотемизма обусловлено примитивным хозяйством (охота, собирательство) и незнанием иных связей в обществе, кроме кровнородственных. Тотемом называется животное-предок, его изображение или символ, а также группа людей.