Чем помогает сорокоуст о здравии на полгода. Сорокоуст за здравие и сорокоуст о упокоении

Сорокоуст – это особое поминовение, которое совершается ежедневно в течение сорока дней. Сорокоуст считается очень мощным служением, так как на каждой службе имя указанного человека «встаёт перед Господом».

Стоит упомянуть, что есть сорокоуст об упокоении, который особенно важен для новопреставленных и есть сорокоуст о здравии, который можно подать за живого, но обязательно крещёного человека. Однако всё это разделение довольно-таки условно, так как считается, что «для Всевышнего все живы».

Когда его читают и что происходит с человеком

Читают во время каждой церковной службы за исключением постов, длится это 40 дней. Если кратко, то сорокоуст о здравии – это духовная просьба к Господу о помощи, в решении своих: как духовных, так и физических проблем. Такая духовная просьба никогда не остаётся без внимания, а проблемы обычно находят свои «красивые» решения.

Сколько стоит и как заказать в церкви

Заказать сорокоуст можно в любой церковной лавке, для этого нужно назвать имя человека и оплатить услугу. В разных церквях она стоит по-разному. От 20 рублей в глубинке, дол 200 в столице.

Можно ли заказывать самому себе и некрещенному человеку

Самому себе сорокоуст заказать можно, а вот некрещенному человеку – нет.

Отзывы верующих и тех кому он помог при снятии приворота и порчи

Сорокоуст имеет важное значение для здоровья человека и помогает при снятии порчи, сделанной на здоровье. От приворота он не действует.

Молитва сорокоуст о здравии текст молитвы который можно самостоятельно читать дома

Всеблагая, досточудная Богородице, Пантанасса, Всецарице! Несмь достоин, да внидеши под кров мой! Но яко милостиваго Бога любоблагоутробная Мати, рцы слово, да исцелится душа моя и укрепится немощствующее тело мое. Имаши бо державу непобедимую, и не изнеможет у Тебе всяк глагол, о Всецарице! Ты за мя упроси! Ты за мя умоли. Да прославляю преславное имя Твое всегда, ныне и в бесконечныя веки. Аминь.

Читают ли в рождественский пост и в каких случаях действует

В рождественский пост Сорокоуст читается за исключением нескольких дней, когда устав очень строгий. Но эти дни просто переносятся дальше, пока молитва не будет произнесена 40 раз.

Чем отличается от молебна, проскомидии, годовой и обедни

Молебен совершается после Литургии, в тот же день, когда его заказывают или на другой. Сорокоуст, в отличие от молебна, читают на Литургии - сорок раз (40 дней). Проскомидия это подготовительная часть Литургии, на которой готовится вещество для Таинства Евхаристии и совершается поминовение живых и умерших членов Церкви. Обедня аналогична проскомидии, только имя усопшего произносится громко во вреям службы.

В чем разница между ним и неусыпаемой псалтирией, псалтырем и панихидой

Это особый род молитвы. Неусыпаемая псалтирь называется так потому, что ее чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Панихида проходит над недавно умершим человеком в виде службы 1 раз.

Как правильно читается от врагов и недоброжелателю в монастыре

Сорокоуст, заказанный в монастыре считается более эффективным, поскольку монахи полностью отказались от мирской жизни и посвятили себя служению. Заказать сорокоуст можно и для своих врагов или недоброжелателей, это такой жест прощения и принятия.

Сорокоуст о здравии в 7 церквях и его сила

Увеличить силу Сорокоуста можно, если заказать его в 7 разных церквях. Такой обряд обычно делают для опасно больного человека.

Для беременной женщины во время беременности и перед родами

Сорокоуст о здравии помогает при всех физических недугах и проблемах. Для беременной женщины это хорошая поддержка со стороны высших сил, которая помогает ей справиться с таким опасным процессом как роды.

Молитва о зачатии здорового ребенка девочки или мальчика Конечно, всем родителям хочется, чтобы их ребёнок был самый здоровый и самый умный, но как ж...

Блаженная Московская старица Матрона оказывала помощь болящим еще при жизни и предсказывала, что поток христиан после ее смерти увеличится еще более. ...

Найти верный выход из трудных ситуаций, снискать силы, чтобы преодолеть боль, сохранить человеческое в душе в страданиях под грузом забот и болезней, ненависти ближних и измен любимых верующему человеку помогает обращение к Богу. Так было в прошедшие века, так есть и ныне. В периоды отчаяния и тревоги люди нередко прибегали к молитве. Чтобы заручиться покровительством высших сил, способов существует немало. Здесь нередко действенными оказываются исповеди и строгий пост, церковные службы и искренние покаяние, беседы со священником, братьями и сестрами по вере. Одним из вариантов быть услышанным Богом и получить от него поддержку считается сорокоуст в трех церквях. Такой способ, всегда пользующийся заслуженным доверием и популярностью у православного населения, известен с незапамятных времен.

Что такое сорокоуст

Свое название данное снискало по причине того, что проводится оно обычно именно сорок дней. По сути, это литургия, специально усиленная и очень действенная молитва в храмах, которую возможно заказать как за здравие, так и за упокой интересующего лица, но только обязательно крещеного в православии, то есть воцерковленного человека. Но проводится она священнослужителями в стенах храмов не единожды, а на протяжении сорока дней. А потому выходит, что в течение указанного срока имя верующего каждодневно предстает перед Богом. Поэтому Всевышний все это время воздействует на жизнь человека и помогает в решении его проблем.

Особенно оказывается полезен сорокоуст в трех церквях, ведь в этом случае сразу в трех места целых сорок дней будет упоминаться нужное имя. Ежедневно в этих храмах в Святую Чашу станут погружать кусочек просфоры за этого человека. Данный обряд олицетворяет Кровь и Тело Спасителя. Это жертва, за которую даруется прощение грехов и благодать.

Можно заказывать молебен не только на указанный срок, а на полгода или даже год, при этом прихожанин имеет право выбора дней, когда именно следует проводить обряд, а когда нет.

Особое число 40

Почему для обряда выбирают обычно именно сорокадневный срок? Число 40 совсем не зря имеет для верующих символическое значение. Дева Мария, получившая добрую весть от Ангела, носила под сердцем Спасителя-сына ровно сорок недель. Такое же количество дней сам Иисус молился в пустыне, чтобы познать высшую истину и сообщить ее жителям Земли. Сорок дней он являлся ученикам после своего блистательного Воскресения.

Указанное число также упоминалось и в Ветхом Завете, ведь пост знаменитого на весь мир пророка Моисея длился тоже сорок суток. В течение такого же периода продолжался Всемирный потоп. И подобные примеры, взятые из Священного писания, продолжать можно до бесконечности.

Но для чего заказывают сорокоуст в трех церквях, почему желательно выбирать именно это число храмов? Об этом поговорим далее.

Три - цифра особая

В христианстве это знаменитое число триединства. Смысл здесь в том, что Бог по существу является единым, но предстает для человека в трех Лицах. Здесь нет прямого разделения, а посему подобная загадка троичности жителю плотского мира обычно не совсем понятна. Различие тут только в определенных абстрактных свойствах. В связи с этим цифра 3 представляется любому православному особенной, символической, несущей в себе сакральный смысл.

Следует добавить к этому, что число 3 нередко используется в церковных обрядах и, так же как и 40, часто упоминается в писаниях, олицетворяя собой Божественные сущности, а потому и считается священным. Здесь уместно упомянуть троекратные прославления, обращаемые к Создателю, явления к библейским героям именно трех ангелов и многое другое. Тут-то и кроется разгадка, почему заказывают сорокоуст в трех церквях: это соответствует древним обычаям, дань которым и воздается.

В исключительных случаях при тяжелых болезнях и страшных жизненных ситуациях прихожанам советуют заказывать молебен сразу в семи (тоже священное число) церквях. Но это очень ответственное таинство, к нему допускаются не все, и следует долго готовиться духовно и физически, соблюдая пост. В противном случае, как говорят священнослужители, эффект окажется не больший, чем от одного сорокоуста.

Зачем нужно таинство

По какой причине и кому следует заказывать заупокойные сорокоусты - вполне понятно. Особенно это может оказаться важным для только что умерших. Ведь в православии считается, что приговор душе выносится в течение 40 дней, и именно в данный период на Небе решается судьба новопреставленного. И до истечения указанного срока ему способны помочь молитвы живых, оставшихся на Земле.

Сложнее разрешить вопрос о том, зачем и кому может оказаться полезным и важным сорокоуст о здравии в трех церквях. Некоторые искренне убеждены, что подобные каждодневные молитвы, заказанные в храме, способны пригодиться лишь тяжело больным. Но это заблуждение. Подобное помогает и в других трудных жизненных обстоятельствах: для укрепления духа слабых, налаживания материальной базы, продвижения карьеры и улучшения отношений с окружающими, а также для защиты от роковых случайностей.

Как правильно выбрать церкви

Священнослужители утверждают, что заказанный в трех церквях сорокоуст о здравии ставит вокруг человека невероятно сильную духовную защиту против жизненных неурядиц, людской злобы, сглаза и порчи, восстанавливает его моральное состояние. Весьма полезно, не правда ли?

Чтобы правильно и соблюдая все религиозные требования подать сорокоуст в трех церквях, необходимо сделать следующее. Выбрать три подходящих храма. Желательно, чтобы они по своему месторасположению образовывали наиболее правильный треугольник. Но если это неудобно и затруднительно, не стоит зацикливаться на только что упомянутом требовании. Главное, чтобы в данных церквях или монастырях богослужения проводились ежедневно. Если же в храме для этого отводятся только определенные дни, тоже ничего страшного. Однако следует учитывать, что молебен в этом случае будет продолжаться не полтора месяца, а более длительный срок. Далее советуют до 12 часов (полудня) обойти все выбранные храмы и везде заказать сорокоуст.

Как заказывать

Подавая сорокоуст, обычно находят церковную лавку. Это может быть помещение или просто уголок при храме или, возможно, даже вне его. Там монахини или послушницы, в соответствии с просьбой обратившегося, заносят имена людей, для которых предназначается молебен, в специальную книгу. Иногда эти записи делаются простыми прихожанами самостоятельно, а в случае неосведомленности можно посоветоваться со знающими служителями церкви или верующими людьми.

Очень важно помнить, что в книгу необходимо записывать полное православное имя человека, полученное им при крещении, а не что-то другое. В случае если данный не проводился ни сразу после рождения, ни в течение последующего периода жизни (человек не был воцерковлен), заказывать сорокоуст в трех церквях бесполезно, ибо обряд не имеет смысла. Ведь просьбы за людей некрещеных, к сожалению, остаются Богом без ответа.

Кому можно заказывать

Подобный эффективный молебен возможно заказать не только кому-то другому, близкому или постороннему, но и самому себе. Священнослужители утверждают, что особенно скоро помогает сорокоуст, в трех церквях читаемый, если речь идет о беременной женщине или ребенке, ведь такие молитвы прежде других доходят до Бога. Главное, не только знать, но и правильно указать их православные имена.

Не обязательно, но весьма желательно, чтобы в течение того периода, когда проводятся молебны, человек, их заказавший, регулярно посещал выбранные им храмы. Также считается, что женщинам особенно помогают сорокоусты, поданные в женские монастыри, а мужчинам очень подходят монастыри мужские.

О врагах и недоброжелателях

Молебны за здравие не только можно, но и рекомендуется заказывать своим врагам. Это часто срабатывает и помогает нейтрализовать все то зло, которое они направляют в адрес человека, нуждающегося в покровительстве высших сил. А ему самому подобные обряды позволяют обрести покой и душевное равновесие. Как свидетельствуют отзывы о сорокоусте, в трех церквях заказанном, нередко случается, что ненавистники и злопыхатели после усиленных молитв по разным причинам уходят из жизни человека. Бывает, что с ними случаются болезни и самые разные неприятности. Но желать недругам зла не следует, ведь только Бог имеет право решать, что в этой жизни справедливо, а что нет.

Какое время лучше выбрать

Каких-то особых дней для того, чтобы заказать сорокоуст (подать требу, как обычно принято говорить церковным языком), не предусматривается. То есть записаться на это таинство можно в любой период, когда только человек пожелает попросить о помощи Всевышнего.

Исполнение заявки начинается со следующего дня после подачи требы. Зная об этом, рассчитывать время заказа необходимо с учетом состояния собственных дел, личного времени и потребностей одного или нескольких интересующих лиц. Если кому-то из близких предстоит важная операция, ответственное мероприятие или сложная дорога, рекомендуется делать церковный заказ за неделю или дней пять до важного события. Таким образом, осуществить планы в соответствии с собственными задумками окажется гораздо легче. Следует также рассчитать правильно свои возможности, помнить, что в момент подачи заявки придется зайти в три церкви в один день. Сорокоуст ведь именно так заказывается, как уже упоминалось.

Кому заказывать нельзя

Конечно, Бог стремится помочь всем страждущим. Однако следует также что готовиться к описываемому важному серьезному ритуалу необходимо со всей ответственностью. Во-первых, причина для подачи заявки должна быть не пустячная, а все-таки важная. К такому средству обычно прибегают, если человек действительно нуждается в помощи. Во-вторых, к таинству следует серьезно готовиться: перед этим девять дней поститься, очищаться духовно и жить в соответствии с заповедями. И только после этого просить о проведении сорокоуста в трех церквях.

Но имеет значение не только это. Священнослужитель наделен полным правом отказать прихожанину в проведении обряда, если лицо, о котором проявляется забота, церковь практически не посещает, не ходит к исповеди и не считает нужным причащаться. И разумеется, что молебны не проводятся за сектантов и атеистов, равно как и за не православных, то есть представителей других религий. То же касается тех людей, кто испытывает к Богу неприятие, не признавая влияния Всевышнего на земную жизнь, а также игнорирует его заповеди.

Каких ожидать изменений

Но каких ждать улучшений? Ведь если их не будет, зачем сорокоуст в трех церквях вообще проводить? Согласно утверждениям верующих, изменений в моральном состоянии и жизненных обстоятельствах в некоторых случаях можно ожидать по прошествии нескольких дней с момента начала таинства. Иногда бывает достаточно всего двух-трех служб. И чем опаснее болезнь и тяжелее проблемы, тем нередко заметнее оказывается эффект. Но если принять во внимание отзывы, далеко не всегда все складывается так просто и гладко.

Как объяснить то, что желаемых изменений в судьбе не произошло (а такие случаи известны)? Иногда полезно бывает поискать причину в себе. И не обязательно сразу начинать каяться в собственной греховности, хотя разлад с Богом вполне способен стать значительным препятствием в исполнении задуманного. Но в некоторых случаях человек просто оказывает не готов принять помощь высших сил в том виде, в котором она поступает. Ведь трудно сразу судить, какие именно изменения следует считать позитивными, а какие нет. И нередко случается, что даже истинно верующий человек просит Всевышнего о том, что совсем не идет ему во благо.

В древности на Руси верующие люди каждый шаг жизни освящали молитвой. По праздникам и воскресеньям вся семья была на церковной службе. Свадьбы, рождение детей, похороны - все сопровождалось молитвой в храме. Перед началом сельскохозяйственных работ, путешествием и даже рытьем колодца заказывали в церкви молебны. С Божиим благословением спорилась любая работа.

Сейчас добрые традиции забыты. Многие люди не знают, для чего нужен молебен, что это такое и как правильно молиться перед важными событиями жизни. Не следует ждать непреодолимых трудностей или тяжелой болезни, чтобы обратиться к Богу. Как заказать молебен и в каких случаях он должен совершаться, лучше узнать заранее.

Отличие молебна от домашней молитвы

Молебен - это короткое богослужение, включающее в себя молитвы и прошения конкретного человека или группы людей на определённое начинание. В церкви молебен иначе называют «треба», от слова «потребность», «необходимость». Молебны могут совершаться только за живых, крещенных в Православной вере людей. Молитва о усопших называется Панихида.

Молебен в церкви.

Важно! Заказать молебен можно только в те дни, когда Церковь допускает их совершение. Просительные требы не служатся в дни Великого Поста , исключая субботу и воскресенье.

Зачем совершать требы в храме, когда Бог в любом месте слышит искреннюю молитву?

Как писать записки

Для поминания на молебне необходимо подать в свечной ящик (киоск) записку с именами о здравии . На специальном бланке или аккуратном листе бумаги пишется заголовок «Молебен просительный (или благодарственный) о здравии», затем указывается, кому заказывается треба: Господу, Пресвятой Богородице, святому (имярек). Ниже в столбик, разборчивым почерком, перечисляются имена живых, крещенных христиан. Записка с пожертвованием передается в киоск или непосредственно на стол, где отправляется треба.

Записки для молебна

Дополнительные прошения на молебнах

Традиционно в церквях служат один водосвятный молебен для всех, с включением индивидуальных прошений, указанных в записках. Для разных случаев можно заказать следующие прошения:

  1. о здравии болящих
  2. об отправляющихся в путешествие (поездку, командировку)
  3. благодарение Богу
  4. о начале всякого доброго дела

Молебны, совершаемые вне храма

Священника можно пригласить домой для совершения следующих треб:

  1. освящение дома (служится во вновь построенном доме или в квартире при необходимости), служебного помещения, предприятия.
  2. освящение поля или огорода
  3. освящение автотранспорта
  4. закладка фундамента, колодца (водоносной скважины).

Особые молебны существуют на начало строительства церкви, установку креста, поднятие колоколов.

Заказной молебен

Ежегодные молебны

  • Новолетие - особое последование, совершающееся в церкви на гражданский Новый Год, на Новый Год по старому стилю.
  • Благодарственный молебен на Рождество Христово - служится в память победы в Отечественной войне 1812г
  • Великое освящение воды - праздник Крещения Господня . Главный из водосвятных молебнов.
  • Благодарственный в первое воскресенье Великого Поста (Торжество Православия) - в честь восстановления почитания икон в 9 веке. Этому событию христиане обязаны множеством чудотворных икон и возможностью молиться перед образами дома.
  • Освящение меда (Медовый Спас) - молебен, совершающийся 14 августа, в память «изнесения Древ Креста Господня». Во время свирепствующих летом эпидемий в 7-8 веках в Византии принято было обходить города со святыней - частицами Креста Господня, испрашивая у Господа избавления от болезни. Это событие не имеет отношения к меду, но поскольку к середине августа на Руси начинался сбор меда, то начатки урожая приносили для благословения и пожертвования в церковь. На водосвятном молебне, отправляющемся в этот день, читается молитва на освящение меда.
  • Освящение плодов (

Вне всяких сомнений, сорокоуст является одним из главных молитвенных поминовений в Православной Церкви. Сорокоустом называется особая церковная молитва, направленная на упокоение души усопшего или выступает в виде обращения к Всевышнему о здравии живого человека. Сорокоуст читается в течение сорока Божественных литургий. Чтение сорокоуста выполняется священнослужителем. Такая молитва позволяет очистить душу и простить грехи.

В чем его суть? 40 литургий подряд (каждую службу) на проскомидии изымается частичка из просфоры с поминанием имени живого или усопшего (отсюда можно заказывать сорокоуст о здравии и за упокой), и в конце Литургии с молитвой «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» священник опускает данную частичку в Чашу с Кровию Христовой. Так происходит 40 раз на протяжении этого же количества Божественных литургий.

Откуда взялось число «сорок»? Данная цифра довольно часто встречается в Священном Писании: сорок лет святой пророк Моисей водил евреев по пустыне; сорок дней постился Спаситель в пустыне перед Своим общественным служением; сорок дней являлся Христос апостолам после Воскресения. Святые апостолы узаконили обычай поминать усопших в течение сорока дней. Отсюда и «сорокоуст».

Сорокоуст является важнейшим поминанием Православной Церкви, как живых, так и умерших . Ведь самой большой нашей святыней является Тело и Кровь Христовы, Которые по неизреченному милосердию Своему к роду человеческому сотворяет Господь на каждой Литургии из простых веществ (вина, воды и просфор). Потому одно соприкосновение с такой страшной и могущественной святыней является спасительным для души человеческой.

И вследствие этого сорокоуст, пожалуй, можно назвать главным поминанием для человека – как живого, так и умершего. Ведь недаром священнослужитель молится, высыпая частички, вынутые из просфор, с поминанием имени, чтобы Господь ради Пречистых Тела и Крови Своих омыл, то есть простил грехи поминаемых здесь людей.

Как часто можно заказывать сорокоуст?

Заказывать подобную молитву можно сколько угодно , существует возможность заказать молитву не только на сорокадневный срок, но и больше, например, на полгода или год. В некоторых церквях присутствуют списки, имена из которых поминаются всегда. Сорокоуст о здравии – это одна из самых сильных молитв, которую заказывают в случаях необходимости усиленной молитвенной поддержки . Чаще всего ее заказывают для скорейшего выздоровления больного человека . При желании человек сможет заказать сорокоуст сразу в нескольких церквях, так как поминовение во время Божественной Литургии считается одним из самых сильных благ, которое мы можем оказать близкому человеку, проявление заботы.

За умерших нельзя заказывать, если человек был некрещен, перешел в иную христианскую или нехристианскую религиозную организацию и также за самоубийц. За здравие запрещается заказывать также за некрещеных (они не являются членами Церкви), за хулителей веры (воинствующих безбожников), перешедших в другую религиозную организацию и тем самым добровольно отлучивших себя от Матери-Церкви .

Часто задают вопрос: «Можно ли заказывать сорокоуст за человека, который крещен, но ведет не вполне благочестивую жизнь: мало ходит в храм и прочее?..» Ответ: «Даже нужно!» Может быть, именно ваш сорокоуст пробьется в его сердце и послужит благодатным открытием во спасение его души.

Также не следует к чтению молитв, в том числе и к сорокоусту, относиться как товарно-денежным отношениям или с определенной долей магического восприятия. Сто рублей заплатил, в трех храмах поставил тридцать три свечи, заказал в семи храмах семь сорокоустов – и все. Религиозную норму выполнил. Нет. В Церкви отсутствует механистически-формальный подход. В вере все нужно пропускать через душу. Господь от нас требует изменения себя.

Он говорит каждому из нас: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои …» (Притч. 23:26).

Иерей Андрей Чиженко
Православная жизнь

Просмотрено (8487) раз

Сегодня часто в интернете при запросе «сорокоуст о здравии в трех церквях» обнаруживается множество вариантов «правильных» свойств этих молитв: помогают от порчи и сглаза, по словам народных целителей, избавляют от тяжелых болезней, прощением нейтрализуют врагов и недоброжелателей, восстанавливают энергетические оболочки, основываются на мощной энергетике и прочее.

От всего этого становится очень грустно.

Однажды в бытность мою пономарем перед Божественной литургией в праздник Крещения Господня я взобрался на колокольню позвонить к службе. Спустившись в притвор, не мог протиснуться в храм, так как из него в массовом порядке сплошным потоком выходили люди. Я недоумевал. Но потом оказалось, что батюшка перед службой сделал объявление: сначала служится Литургия, потом по заамвонной молитве – великое освящение воды и уже на улице после этого окропление святой водичкой.

После этого половина народа вышла из храма! Люди стали вокруг церкви и терпеливо (в крещенский-то мороз!) ждали, пока закончится эта непонятная длинная служба, наконец-то священник выйдет на пятнадцать минут покропить их и баночки и можно будет вернуться домой. Раздражались, говоря колкости в адрес батюшки: мол, почему так долго, почему не сокращает службу, не жалеет мерзнущий народ и прочее.

А в это время для них же в храме шла самая главная служба – Литургия, и небеса открывались, и благодать Святого Духа для спасения человечества пресуществляла Святые Дары…

Все это очень страшно.

В моей священнической практике был случай, когда по окончании службы в храм зашел мужчина, который хотел купить свечи. Я в это время был возле церковной лавки, и что-то будто бы толкнуло меня поинтересоваться, зачем ему свечи. Он честно ответил: еду к бабке, жизнь замучила и прочее, в общем надо спасаться. Я говорил ему о том, что нужно войти в храм, поставить свечи, помолиться в тишине Богу о своем или, если он желает, мы помолимся вместе, отслужим молебен. Но мужчина и слушать не хотел, у него была цейтнотная спешка. Бабка его ждала! Я тогда сказал, что свечи ему не продам. Он начал меня обзывать, мол, что я за священник, если не могу страждущему больному человеку помочь, в данном случае поехать к бабке.

Еще один пример. В одном из сел, где я служу, храм освящен в честь Рождества святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Перед храмовым праздником довольно часто я слышу вопрос: «Це ж у вас скоро храмове свято – Івана Купала?» И обязательно 7 июля нужно массово идти на гуляния, жарить шашлыки, прыгать через костер и т. д.

К чему я это все рассказываю? Здесь довольно глубокий корень. Тут кроется очень серьезная проблема, о которой нужно говорить. В чем она состоит? Сегодня древнеславянское язычество уже не существует как религия, но в народном сознании оно все еще укоренено как некий отпечаток-след, являющийся составляющим элементом национального менталитета. И, что тяжелее всего признавать, это язычество смыкается с церковной православной обрядовостью, порождая в духовном отношении искривление, своего рода болезнь – «псевдоцерковную магию».

Сорокоуст в трех церквях – явление того же порядка.

Древнеславянское язычество – это довольно аморфная несистематическая религия с неразвитой иерархией. Ее использовали по потребности (необходимость в хорошем урожае, в успехе военного похода, защита от климатического бедствия), и основывалась она на поклонении тем силам природы, от которых напрямую зависел древний славянин.

Потому язычество у наших предков – явление сугубо вещественное, материальное. В нем нет ничего духовного. Отсюда и магия, как реализация языческих культов в обрядовой форме, имеет свою жесткую структуру. Она абсолютно формально математична и направлена не в сердце и душу человека, но вовне. Например, чтобы на огороде росли овощи, нужно только в строго определенное время встать перед рассветом (если проспал, уже ничего не получится!), обойти определенное количество раз свой земельный участок, проговаривая конкретный заговор. Также и в псевдоправославной магии: сорокоуст в трех церквях, тридцать три свечи нужно поставить за здравие и спокойно иди домой, у тебя будет все хорошо. Формальный обряд выполнен, «аура очищена».

Почему появилась эта псевдоцерковная магия? Конечно же, это проделки нечистого духа. Самое большое желание сатаны – осквернить святыню. Именно поэтому бабки, гадалки, ворожеи, водительствуемые бесами, используют в своих магических ритуалах иконы, заговоры с поминанием имен святых и т. д. Довольно часто в священнической практике батюшка сталкивается со следующим предложением: «Покрестите ребенка, а то нам к бабке надо ехать, а она некрещеных не принимает». Почему бабка не принимает некрещеного человека? Потому что для такого Царствие Божие закрыто. А крещеного принимает, потому что задача беса – надругаться над святыней. В данном случае над Таинством Крещения.
Кстати говоря, был случай, когда ворожея не приняла ребенка, крещенного священником «Киевского патриархата», родители пытались ее убедить в том, что дитя крещено, но она упорно стояла на своем – «ребенок не крещен».

Есть такой случай в житии блаженного Андрея Юродивого…

Женщина пошла к магу, чтобы разобраться в своих личных проблемах. Он приготовил водичку, что-то пошептал над ней, что-то влил в нее и сказал женщине окропить ею святые иконы, находящиеся в доме. После этого женщине стало хуже. Она пошла к святому Епифанию – ученику блаженного Андрея Юродивого, и он, помолившись, показал ей в духовном отношении, что женщина сделала со святыми иконами. Оказывается, они все были окроплены нечистотами.

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем помнить слова святого первоверховного апостола Павла: «Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:30). В данном случае святой апостол говорил о тех людях, которые недостойно, без должного благоговения и разумения о святыни Евхаристии, причащаются. В Ветхом Завете есть следующее повествование: «Наддав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним» (Лев. 10:1–3).

Потому не будем приносить пред Господом огонь чуждый.

Конечно, можно заказывать сорокоусты и в трех храмах, и в десяти, и в большем количестве. Это хорошо и важно. В результате призывается молитвенно, через великое Таинство Бескровной Жертвы благодать Божья на человека. Но с чем, с каким чувством, с каким духом заказывается сорокоуст? С духом благоговейного страха Божия? С духом трепетной и кроткой сыновьей любви к Нему? Сын ли это вопиет к Отцу Своему Небесному: «Отче, помоги мне. Пропадаю без тебя!» Или происходит нечто другое – вложение в кадильницу церковную чуждого ей и даже враждебного элемента язычества, поиска оправдания собственного греха? Что в таком случае получает человек? Только, как Наддав и Авиуд, – гнев Божий. Ведь человек, который подходит к Чаше (а сорокоуст имеет прямое отношение к Евхаристии) недостойно, с мыслью о бабке, о магии, о языческих ритуалах – богохульник и осквернитель святыни. И что может быть хуже этого?!

Потому нам следует помнить, что мы в Теле и Крови Христовых ищем и находим прежде всего утраченное общение между Богом и человеком. Это единственная и самая важная цель человеческой жизни. В ней спасение и душ, и тел наших.

Вспомним слова Господа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Под «этим всем» подразумеваются земные материальные блага, которые и так щедро дает Бог человеку.

Иерей Андрей Чиженко