Выставка шемякина в музее импрессионизма. Другой михаил шемякин

Надо ж было дотянуть до последних дней работы выставки, пока морозы не ударят, и собраться в выходной день, да подгадать к какой-то специальной акции, чтоб народу не протолкнуться, ну а как иначе... При том что в прошлый раз на постоянной экспозиции МРИ я отметил наличие в коллекции музея Михаила Шемякина, и знамо дело "совсем другого" Шемякина, художника первой половины 20-го века -

Я почему-то не сразу сообразил, что нынешняя выставка именно тому, а не "этому", нынешнему, современному Шемякину и посвящена. А потом на фоне текущего выставочного бума, когда глаза разбегаются, ноги разъезжаются и проще ни на что не ходить, чем выбирать, куда пойти в первую очередь, Михаил Федорович Шемякин, конечно, многим уступит приоритет, особенно своим современникам, и европейским, как Шиле с Климтом в ГМИИ, и местным, как, скажем, Николай Андреев с Эль Лисицким в ГТГ. Но все-таки и его персональная ретроспектива, первая за сорок лет в Москве, внимания заслуживала, тем более что примерно треть работ выдана из частных собраний, а почти все остальные, за исключением нескольких из собственных фондов МРИ, из ГТГ и ГРМ (но тоже ведь, что касается Русского и Третьяковки, из запасников!), одолжены у провинциальных картинных галерей, от одного только Нижнетагильского музея получено до полудюжины вещей!

"У Михаила Федоровича есть то душевное "сфумато", которое обязан воссоздавать у своих слушателей музыкант" - цитируется высказывание Грабаря о М.Ф.Шемякине, но это уже на "эпилоге" к выставке, в зале постоянной экспозиции на минус первом этаже, где обычно висит свой собственный, принадлежащий МРИ Шемякин, а теперь три "гастрольных" полотна: отличный "Портрет Дукмасовой" (1914) и эскизный холст "Мать и дитя" (1900е) из частных коллекций, а также неплохие "Вянущие гиацинты" (1910) из Тулы, с которых я, так получилось, начал знакомство с выставкой, а затем уже поднялся выше, в галерею.

Основной жанр на выставке - однозначно портрет. Есть и автопортреты, замечательные - 1919 года и "Автопортрет с сыном" (1907), есть "Портрет Алексея Абрикосова", деда художника по материнской линии, знаменитого шоколадного "магната" (1902) из ГТГ, но в первую очередь на себя обращают внимание женские образы, а также сюжетный мотив "мать и дитя", повторяющийся многократно: "Мать с ребенком" (1908) из Рязанского музея, "Портрет жены с сыном на коленях" (1910), великолепное полотно "Мать и дитя на солнце" (1907) из ГРМ, "Мать и дитя" (1905) из ГТГ. Есть и отдельно "Потрет жены" (1911) из Тульского музея, и "Потрет Феди в кресле" (1910) - сын художника потом стал профессором-химиком, большим ученым. Ученик Серова, во многом близкий по стилю и духу Коровину, "другой" Михаил Шемякин - ровно то, что "народ любит", но в отличие от Серебряковой с ее (тоже чудесными, спору нет, хотя иногда и слащавыми) женскими и детскими портретами Шемякин практически неизвестен, в силу чего, естественно, и непопулярен, хотя при жизни его, задвигая и забывая, по меркам советских 1920-30-х не сильно преследовали, не уничтожали, и он не эмигрировал, как та же Серебрякова, но вот остался в тени своих более знаменитых современников и сейчас с трудом из нее выходит обратно на свет.

На приехавшем из мемориального музея Чайковского в Клину (не помню там этой картины...) "Чешского квартета" (1912) первой скрипкой изображен Карел Гофман, а второй Йозеф Сук. С чехами Шемякин породнился всерьез, и отца своей жены скрипача Ивана Гржимали писал охотно, на выставке два его портрета, тот что из музея им. Глинки более камерный, лиричный. Еще один персонаж из того же ряда - "Портрет скрипача Франтишека Ондржичека" (1910х) из собрания Музея музыкальной культуры им. Глинки. Присутствует на выставке и натюрморт "Скрипка", но уже позднейший, 1930-х годов, по-моему не очень интересный. Вообще музыкальная тема Шемякину была явно близка см. "Портрет виолончелистки Анны (Ханы) Сауловны Любовшиц" (1907) из ГРМ, "Портрет певицы Надежды Саликовой" (1905), более поздние, послереволюционные - отличный "Портрет Антонины Неждановой" (1934) из Астрахани, потрясающий, даром что этюд к портрету А.Гедике и еще один вариант портрета Гедике - рисунок углем (оба 1927, оба тоже из музея им. Глинки).

Но и просто женские портреты, в том числе безымянные, Шемякину прекрасно удавались: "Дама в светлом" (1903) из Нижнетагильского музея, динамичный "Женский портрет" (1900-е), "Женский портрет в профиль" (1907). Позднейшие вещи того же жанра по технике мало чем отличаются от ранних - только моделями: ср. "Девочку в матроске. Сонечку" (1910) из МРИ, она обычно висит в постоянной экспозиции музея, и "Катю в зеленом платье" (1937) или прекрасную "Касю" (1939) из частной коллекции. На отдельной стене собраны изображения Веры Калашниковой, любимой модели Серова, выполненные молодым Шемякиным в мастерской мэтра и сейчас привезенные одна из Пензы, другая из Минска. Из Минска же, из Белорусского худ.музея доставили впечатляющий "Мужской портрет" (1905). А Этюд к портрету чешского (опять-таки) поэта Ярослава Врхлицкого (1907) - из... Химкинской (!) картинной галереи им. С.Горшина. И еще "Портрет девушки. Кира" (1926) - тоже химкинский, стало быть, в Химках есть достойный художественный музей? Никогда не слыхал, ну надо же... А самый эффектный герой-мужчина на полотнах Шемякина - однозначно "Московский извозчик" (1910) из Тульского музея: в халате у чайного столика он смотрится барином похлеще кустодиевского Шаляпина!

Маяковский про Шемякина (они общались в начале 1920-х) говорил: "реалист-импрессионист-кубист", под последним понимая, видимо, некоторую "аналитичность" форм шемякинских портретных изображений, но и "кубизм", и "реализм" по отношению к Шемякину - определения очень условные, работают в крайнем случае как метафоры, он, очевидно, "импрессионист" не только по технике, по стилю, но и по образу мышления. Что заметно в его попытках послереволюционных, советских десятилетий вписаться в новый тематический контекст, не отказываясь от привычной манеры: приехавший из Тюмени "Косец" (1928) или "Швея" (1930) выглядят не слишком-то искренне и не убеждают. "Пионеры на отдыхе" (1939) из Нижнего Тагила "честнее", но для советского изобразительного искусства той поры (Самохвалов, Вильямс, Яблонская какая-нибудь... Пластов, наконец!) это такой вчерашний день... Жаль, что на выставке мало графики - те единичные листы, что показываются, вызывают желание увидеть больше, будь то ранний карандашный рисунок "Католический монах" (1901-02) из Пензы или позднейший, тоже выполненный карандашом "Портрет драматурга Сергея Разумовского" (1938), при том что я и не слыхал про такого драматурга.

Пейзажи у Шемякина, правда, слабенькие, насколько можно судить по немногочисленным представленным тут образцам вроде "Вечер. Зальцбург" (1911) из Рязанского музея. Натюрморты разные, цветочные некоторые очень хороши - "Вянущие гиацинты у елки" (1916) еще и "философичны", но и обыкновенные декоративные неплохи - "Гиацинты ночью" (1912) из собственного собрания МРИ или "Натюрморт с сиренью" (1930-е). А в целом выставка очень представительная, умело собранная, организованная в пространстве - жалко, что МРИ расположен ну совсем не к заходу, ехать туда надо специально (когда-то я жил в соседнем от комплекса бывшей фабрики "Большевик" доме по Скаковой - но музея еще и в проекте не существовало), зато если добраться - помимо выставки и постоянную экспозицию не лишнее по очередному кругу пройти.


МОСКВА, 13 октября. /ТАСС/. Первая в Москве выставка картин художника-импрессиониста начала ХХ века Михаила Шемякина, которая пройдет с 13 октября по 17 января в Музее русского импрессионизма, будет включать более 50 работ автора. Об этом ТАСС сообщила директор музея Юлия Петрова.

"Нам пришлось провести строгий отбор, результатом которого стала первая в нашей стране ретроспектива одного из немногих импрессионистов-портретистов в российском искусстве. На выставке "Михаил Шемякин. Совсем другой художник" представлено более 50 крупномасштабных произведений из музеев России", - сказала Петрова.

Несмотря на то, что имя Михаила Шемякина многим неизвестно, в каждом музее России хранятся его произведения. Директор музея также уточнила, что импрессионист, скончавшийся в 1944 году, никакого отношения к авангардисту-однофамильцу, автору знаменитого памятника Петру I, установленному на территории Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, не имеет.

Художник музыкантов

Осмотр выставки начинается с третьего этажа. Здесь размещены картины, посвященные музыке и семье художника. Произведения, оставшиеся за рамками этих тем, оказались на втором этаже. Шемякин своей судьбой был связан с выдающимися современниками: Петром Чайковским, Валентином Серовым, Федором Шаляпиным.

"Реставратор и просветитель искусства Игорь Грабарь прозвал его "художником музыкантов" - творчество Михаила Федоровича было тесно связано с музыкой. Его тестем был известный в Москве чешский скрипач Иван Гржимали. Долгое время семья жила в правом крыле Московской консерватории", - объяснила Петрова.

Одна из центральных картин на втором этаже - портрет извозчика в синем кафтане. Художник написал его с консерваторского возничего Василия. Работа, отличившаяся на выставке передвижников в начале XX века, пострадала в 1917 году от шальной пули.

Монохромный стиль

Значительная часть произведений Шемякина монохромна. Осознанно, он пишет ограниченной палитрой, используя так называемую "трехцветку": жженую кость (черный цвет), охру и белила. Но, невзирая на скудную, на первый взгляд палитру, художнику даже из этих красок удается создать тонкие жемчужные переливы.

Невиданный Абрикосов

Портрет фабриканта-кондитера Алексея Абрикосова - доминанта выставки - был родным дедом Шемякина. Однажды, когда художник попросил его позировать, то тот первым делом поинтересовался: сколько времени ему придется на это потратить. Шемякин ответил: "двадцать часов". За это время Шемякин написал большой полнофигурный портрет своего деда. Увидев работу, Абрикосов взял со стола аршин, подошел к зеркалу, замерил расстояние от своей макушки до кончика седой бороды, затем сравнил с тем, что получилось на холсте и похвалил внука за точность исполненной работы.

Директор музея рассказала еще одну семейную легенду, связанную с это картиной. "Когда портрет был повешен в кабинете у Абрикосова, один из его подручных, зайдя в комнату и, заметив картину, сказал: "Простите, я не знал, что вы уже проснулись". Настолько точно и реалистично было изображение, выполненное Шемякиным", - сказала Петрова.

Портрет более 70 лет находился в собрании Государственной Третьяковской галереи. На выставке в музее импрессионизма эта работа экспонируется впервые.

Гиацинты

Любимые цветы Шемякина были гиацинты. Он часто писал их, оттачивая в этих натюрмортах свою монохромную технику. В начале экспозиции посетители могут увидеть "Гиацинты у елки". Работу, наполненную радостью и предвкушением Нового года. В конце выставки на картине, написанной художником в год его смерти, на холсте изображены увядающие цветы.

Сотрудники музея обещают, что в течении работы всего проекта в залах будут находиться живые гиацинты.

Полное погружение

Специально к выставке "Михаил Шемякин. Совсем другой художник" музей подготовил художественно-документальный спектакль, помогающий лучше познакомиться с экспозицией и погрузиться в мир импрессиониста. Для этого при входе посетителям будут выдаваться наушники и инструкция. Программа доступна через специальное приложение, которое нужно установить на свой телефон.

Директор музея уточняет, что этот "саундпроменад" не следует сравнивать с аудио гидом и рассказом экскурсовода. "Это спектакль, подготовленный молодым драматургом МХТа Юлией Поспеловой. Главный текст, собранный на основе неопубликованных воспоминаниях сына художника и самого Михаила Шемякина, а также включающий музыкальные зарисовки, читает актер Василий Буткевич. "Этот саундпроменад, в отличие от обычного гида, оставляет совершенно особенное послевкусие от выставки. Это художественное произведение, погружающее посетителей в четвертое измерение", - сказала директор музея.